​Как гордость проявляется в нашей жизни

Современное общество зачастую путает и смешивает понятия «гордость» и «гордыня» друг с другом. Мы привыкли воспринимать эти похожие слова, как одно и то же либо что-то практически идентичное. Но в действительности же две эти сущности отличаются кардинально разным значением. В данном материале мы разберёмся с составляющими каждого понятия, чтобы понять, почему опасно взращивать в себе данное патологическое чувство и как научиться с ним справляться.

Оба указанных понятия обладают одним и тем же корнем, а значит, первоначально провоцируются тщеславием, самолюбованием и кичливостью.

Но, когда мы рассматриваем гордость, то в этом случае ощущение ложного превосходства над окружающими проявляется не так сильно, как в случае с гордостью. К примеру, в нашем обществе люди могут испытывать чувство гордости за свою родину, собственные достижения, за своих близких и родных. А корень гордыни кроется в патологическом неверии в собственные силы.

Кроме того, если гордость укажет на чувство собственного достоинства, самодостаточность, то гордыня – поведает про сложный характер, внутренние нерешённые личностные проблемы.

Чем является гордыня на самом деле

Сначала нужно привести парочку раскрывающих определений. Почему парочку? Гордыня выступает весьма сложным и многоликим недостатком и очень опасным грехом.

Гордыня представляет собой завышенную самооценку, когда человек убеждён в том, что он лучше, чем есть в действительности и лучше других людей. К сожалению, из-за такой неадекватной оценки своей личности нередко совершаются роковые жизненные ошибки.

Гордыня – проявление неуважения к окружающим в виде высокомерия, бахвальства, неблагодарности, невнимательности и тому подобных.

Если обратиться к христианскому объяснению термина «гордыня», мы найдём следующее объяснение:

«Разница между гордыней и обычной гордостью заключается в том, что человек, которого ослепляет гордыня, начинает хвалиться перед Создателем своими качествами, но забывает, кто дал ему их.

Гордыня является самонадеянностью личности, верой в то, что она может всё и все её заслуги самостоятельные, что в этом нет божественной помощи.

Подверженный гордыне человек перестаёт благодарить Создателя за всё, чем он обладает (способностью видеть, слышать, жить) и получает (к примеру, деньги, жильё, радости жизни)».

«Гордыня (или Высокомерие) – выступает желанием считать, что человек – это самостоятельная и единственная причина всего положительного, что есть в вас и вокруг вас».

Когда гордыня гипертрофируется и разрастается, она становится настоящей манией величия.

Главные программы (с установками) гордыни, которые следует устранять, заменяя их адекватными убеждениями. Что в большинстве случаев думает личность, которую поразила гордыня:

«Я самая лучшая, самая красивая, самая умная, самая достойная, самая самая!»

«Я, безусловно, лучше, чем другие, более умная, сильная, крутая и так далее.. А это обозначает, что я должна иметь больше, чем другие, я обладаю правом на это, ведь я лучше, чем другие. Значит, все вокруг должны мне значительно больше, чем я должна им. А если я такая крутая и мне все чем-то обязаны, значит, необязательно проявлять свою благодарность по отношению к ним, они же всё равно мне обязаны. Не обязательно ценить их, это они должны ценить меня, так как я значительно лучше, чем все они вместе взятые».

Знакомо ли вам подобное? Скорее всего, что да. Если вы проявите достаточно искренности по отношению к самим себе, то сможете вспомнить примеры из своей жизни, когда вы думали именно таким образом и чем всё это завершилось в конечном итоге. Можете вспоминать также примеры из жизни своего окружения, когда люди вели себя схожим образом и как вы реагировали на подобное.

Процесс формирования гордыни

Гордыня, аналогично любой личностной характеристике, образуется несколькими структурными составляющими. Объясняя это более понятно – гордыню образуют три основные компоненты, поддерживающие её существование.

  • Чувство ложного престижа. Процесс формирования гордыни начинается в тех случаях, когда индивид ставит свои интересы выше, чем интересы и потребности окружающих.

В варианте нормы, мы все, конечно же, озабоченны собственной судьбой больше, чем судьбой других людей. Но появление гордыни проявляется в полном откровенном пренебрежении интересов других. Гордый человек уважает и ценит себя, но он сопереживает другим людям, умеет делиться с ними наболевшим и понимать их.

Личность же, оказавшаяся в плену гордыни, сама пребывает в состоянии огромного заблуждения и вводит в него окружающих. Ей мерещится по причине закрытого сердца, что именно она является центром мироздания, обладателем сверхвыдающихся способностей, а поэтому все окружающие обязаны делать всё для её блага. Кто-то должен жертвовать ей своё время, кто-то – свои наработки, кто-то – материальные блага.

При этом таких индивидов совершенно не беспокоит тот факт, что они в действительности вредят другим людям. Поэтому психологи и говорят про ложную природу чувства превосходства над окружающими, ведь на самом деле каждый из нас выступает уникальной личностью, и никто не в праве осуждать своих ближних.

  • Ощущение своей неполноценности . В действительности гордыню провоцирует крайняя неуверенность в собственных силах и неудовлетворённость своей жизнью. Именно по этой причине таких людей, как правило, злят и раздражают результаты чужого труда.

Они страдают от постоянных внутренних сомнений, прежде всего, в самих себе. Из-за чувства неполноценности они начинают искать недостатки в окружающих и, нужно заметить, достигают «успеха» в этом поприще вместо того, чтобы обращаться к своей личности.

Когда человек внутри ощущает себя никем, чувствует свою бесполезность, то начинает подмечать лишь недостатки и изъяны в окружающих. Мудрость же человека проявляется в том, что он готов, прежде всего, устранять собственные проблемы, а загордившиеся личности – склонны обвинять других.

  • Неуверенность в себе. Неверие в свои силы делает личность своим рабом, заставляя её примерять на себя маски и роли, которые не соответствуют индивидуальности человека.

Это опасно ещё тем, что чем больше вы будете играть какую-то роль – тем сложнее оставаться самим собой. От неуверенности в себе страдают те люди, которые в силу каких-то причин опасаются проявлять свою индивидуальность, не занимаются развитием своего характера и не работают над своими недостатками.

Укрепление гордыни лишь усиливается в случаях, когда мы забываем про других и начинаем концентрироваться исключительно на своей персоне. Нельзя думать, что ваши дела более значимы, чем дела всех прочих.

Что такое гордыня в православии

Христианство, равно как и любая религия, находит гордыню как большой грех. Религиозные воззрения практически не различают гордость и гордыню. И гордость в христианстве осуждается наравне с гордыней, а поэтому соблюдать божественные заповеди – обязательный элемент всех религиозных канонов.

Священнослужители говорят о том, что гордый человек не в состоянии познать настоящую любовь. Ведь его в основном заботит только собственная личность и собственные интересы. Первоначально он стремится к удовлетворению своих потребностей.

Согласно христианской религии победить гордыню можно лишь глубоко раскаявшись и преодолев в себе отрицательные качества характера. Однако, сделать это не представляется возможным без собственной воли и своего искреннего желания.

Чем чревата гордыня?

Наверняка, вы могли наблюдать в жизни ситуации, в которых человек подвергается гордыне. Тогда общение с ним становится неприятным, а зачастую даже невыносимым. Ведь никому не хочется ощущать высокомерное и надменное отношение к себе, словно вы человек второго сорта.

Поэтому, если личность одолеваема гордыней – любые контакты с ней становятся не в радость. И нормальным, уважающим себя людям перестаёт хотеться поддерживать с ней связь. В результате загордившийся человек остаётся в полном одиночестве, вдвоём со своей гордыней, испытывая чувство недовольства окружающими и их поведением.

Многие религиозные учения отмечают, что гордыня представляет собой мать всех прочих грехов. В действительности данное утверждение полностью правдивое. Ведь когда человек одолеваем гордыней, он требует незаслуженное внимание к своей персоне – незаслуженную славу, а это будет первым признаком тщеславия.

Гордец убеждён в том, что ему все чем-то обязаны, а он со своей стороны никому ничего не должен. В психологии подобное отклонение называется махровым эгоизмом. А он провоцирует появление прочих пороков – жадности, присвоения чужих заслуг и тому подобное.

Примечательно также, что гордецы становятся необычайно обидчивыми. Не зря ведь психологи отмечают, что если человек не в состоянии спокойно выслушать критику своей личности, начинает нервничать, дёргаться и обижаться – значит, его поразила гордыня.

Неумение принимать конструктивную критику в свой адрес – первый симптом гордыни. А обида станет основной спутницей этого патологического чувства, ведь у такой личности вина всегда находится на ком угодно лишь не на ней самой.

Как победить гордыню?

Зачастую люди, столкнувшиеся с серьёзными жизненными трудностями, спровоцированными собственным характером задают себе вопрос: «Как устранить гордыню?». Ведь именно из-за неё становится невозможным ведение полноценной жизни, она нарушает отношения с друзьями и мешает установлению новых контактов.

От гордыни страдает и сам поражённый ею человек, и его близкие. Для ликвидации в себе данного негативного качества понадобится длительная и упорная работа над собой.

Уважать окружающих

Начните искренне интересоваться потребностями других людей. Если вы начнёте с уважением принимать их мечты с желаниями – никто не сможет осудить ваши собственные.

А процесс уважения других начинает принятие своих родственников. Необычайно важно, чтобы вы научились принимать родных такими, какими они есть, не стараясь их изменить. Вы не сможете сделать это с помощью тщеславия и гордыни. Поэтому стоит заняться кардинальным пересмотром своих чувств и отношения к родным.

Проявлять внимательность

Если вы желаете принести пользу окружающим, то начните уделять им больше своего внимания. Даже незначительные детали, подмеченные вами, сделают вашу жизнь намного более простой.

Очень важно увеличивать доверие между вами и вашими родными и близкими. Неважно, что раньше вы вели себя не очень достойно, можете не тревожиться по этому поводу: всё равно ваши старания рано или поздно получат объективную оценку.

Ломайте стереотипы

Для большей части людей характерно одинаковое поведение всю жизнь, при этом они даже не задумываются над тем, что можно действовать и по-другому. Каждое жизненное событие уже обладает нормальным поступком, который мог бы правильно отразить его суть.

Лишь подумайте про то, в какой степени нами самими всё схематизировано и сведено к состоянию рутины в то время, как оно могло быть уникальным и неповторимым. К примеру, мы все поздравляем молодых родителей с рождением детей, дарим подарки на одни и те же праздники. Но ведь, вероятно, кому-то не нравятся шумные застолья и они продолжают делать это лишь потому, что так принято.

Влюбитесь в себя

Как правило, люди причиняют боль другим лишь в тех случаях, когда сами сильно неудовлетворенны собственной жизнью. Иначе вряд ли они бы стремились кого-то обижать.

В действительности, всё то, что вы в порыве агрессии высказываете другим, адресуется совсем не им, а вам самим. Если бы мы умели слушать собственные советы и выполнять их на практике – гордыня исчезла бы в принципе. Ведь она не позволяет ничего достигать, а лишь портит вашу жизнь.

Поэтому следует полюбить себя, и тогда вы поймёте, что больше нет нужды использовать гордыню. Благодаря любви к себе в душе человека возникает гармония и удовлетворённость собой и жизнью, в результате чего гордыня полностью исчезает.

Ищите своё предназначение

Ответьте себе честно на вопрос: «А своей ли жизнью вы в действительности живёте?». Ведь зачастую происходит, что люди смотрят на большинство, оказываются под влиянием извне и в результате оказываются совсем не на той жизненной дороге, на которой должны были оказаться.

Предназначение человека выступает той целью, с которой он пришёл в эту физическую реальность. И лишь мы сами влияем на его реализацию.

Гордыня никогда не сможет поработить целостную личность, ведущую полноценную жизнь. А искать своё предназначение просто необходимо, причём важно делать это очень ответственно.

Принимайте свои недостатки

Возможно, это прозвучит для вас странно, но вы должны учиться принимать себя такими, какими вы есть. Благодаря длительной работе над собой, устранению своих негативных черт характера, вы начинаете меняться и совершенствоваться.

Безусловно, необходимо учиться принимать и те свои недостатки, которые устранить невозможно. Просто простите себе все мелкие ошибки, осознайте, что идеальных людей в принципе не существует и никогда не вините себя за прошлое или настоящее. Помните, что вина – это очень страшное, разрушительное чувство, которое отнимает у вас силы, не давая ничего взамен.

Становится понятно, что гордыня является не просто грехом, но крайне негативной программой, которая способна разрушить личность человека и сделать его рабом собственного ложного высокомерия. Только борясь с этим деструктивным чувством можно обрести внутреннюю свободу и гармонию.

В завершение просмотрите интересный тематический видео-материал:

В христианской религии это чувство относится к одному из смертных грехов. И надо сказать, не без основания. Именно гордыня, чувство собственной важности, является причиной страданий и болезней, часто неизлечимых, а также смерти. Именно гордыня является источником всех пагубных мыслей и эмоций.

Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо или ниже, то он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить (словом, мыслью, поступком). Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию, которая затем оборачивается против самого автора.

"Это чувство означает стремление человека поставить себя, свой разум, свою мудрость выше Вселенной, Бога, выше чего-либо или кого-либо в этом мире. Человек гордый никак не может и не хочет принять травмирующие ситуации в своей жизни, то есть те ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям. У него есть свое понимание окружающего мира, и он считает, что именно оно является самым верным и самым лучшим. Он стремится подчинить себе окружающий мир, часто с помощью насилия. Поэтому любое несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти, жалости и др. А это, в свою очередь, приводит к различным болезням и смерти.

Гордыня - это ощущение внутреннего превосходства над другими или, наоборот, принижение себя. Это прежде всего результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни. Получается, что вся энергия уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Представьте, что клетка начинает бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма. Нужна ли такая клетка организму? Может ли клетка диктовать свои условия организму? Нет. Организм будет стремиться избавиться от нее, иначе такая клетка превратится в раковую.

В Библии по поводу гордыни есть замечательные строки:

«Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными - мудрость».

«Погибели предшествует гордость, и падению - надменность».

«Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми».

«Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе».

«Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех».

«За смирением следует страх Господень, богатство и слава, и жизнь».

«Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь».

Как же избавиться от этого пагубного чувства?

Любое поведение человека имеет свое позитивное намерение. Гордыня, как способ мышления и восприятия окружающего мира, тоже имеет позитивное намерение. Оно многогранно. Это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир.

Каждый человек хочет чувствовать, что живет в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это означает вынашивать в подсознании программу уничтожения других миров. Ведь если я лучше и выше, то другие хуже и ниже. Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны. Гордыня рождает самую высокую подсознательную агрессию, которая возвращается мощной программой самоуничтожения в виде травм, несчастных случаев, неизлечимых болезней и, наконец, смерти.

Важно осознать, что нет людей плохих или хороших, лучших или худших. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими ожидаем увидеть. Чем выше человек превозносит себя, тем ниже он падет. Чем лучше он хочет выглядеть для других, тем хуже о нем скажут.

Гордый человек - закрытый человек. Не желая принять мир другого человека, он делает свой мир бедным и убогим. И в конечном итоге это приводит к одиночеству и смерти.

Пример из жизни

На прием пришла женщина средних лет с тяжелой депрессией. Болезнь сопровождалась сильной головной болью и неприятными ощущениями в теле. Практически все способы лечения она уже испробовала. Экстрасенсы и бабушки тоже не помогли.

На сеансе, находясь в трансе, она обратилась к своему подсознанию, чтобы выяснить причины болезни. Ответ, который она получила, был неожиданным для нее.

- Я вызвал болезнь, чтобы мучить тебя, - ответил подсознательный разум. -Я хочу, чтобы через мучения и страдания ты избавилась от гордыни, хвастовства, высокомерия и жалости к людям. Тогда люди перестанут тебе завидовать. Только избавившись от этих чувств, ты обретешь спокойствие.

Составьте для себя программу освобождения от гордыни. Для этого в первую очередь научитесь брать на себя ответственность за свою жизнь, за свою судьбу. Сразу отпадет потребность обвинять кого-то и себя в том числе.

Научитесь принимать любую ситуацию в своей жизни - без претензий и обид. И не просто принимать, а благодарить Бога, свой подсознательный разум за эти события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались. Все знают поговорку: «Все что Бог дает - к лучшему». Просто нужно научиться находить позитивные стороны в любой ситуации. Иногда они очевидны, иногда скрыты от нашего сознания, и часто понимание того, какой позитивный урок мы из нее извлекли, приходит позже.

Что такое принятие? Это глубокое понимание того, что мы живем в очень гармоничном и справедливом мире, и все происходящее с нами в жизни нужно принимать безоговорочно, без претензий и обид. Какая бы ситуация с вами ни произошла - примите ее как данную Богом. Пройдите через нее спокойно. Остановите свои мысли и подумайте - чем вы ее создали? Примените на практике те законы, о которых вы уже знаете: «Внешнее отражает внутреннее» и «Подобное притягивает подобное». Какой важный и позитивный урок вы должны извлечь из этой ситуации?

Научиться принимать ситуацию - это искусство. В христианстве это называется смирением. «Ударили по одной щеке - подставь другую». Многие люди не могут принять ее, потому что воспринимают буквально, не видя в ней скрытый смысл. Можно выразить несогласие с ситуацией и стремиться ее изменить, но на внутреннем, на подсознательном уровне, то есть душой, эту ситуацию нужно принять без претензий и обид. «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и он сохранит тебя».

Научитесь прощать людей и принимать их такими, какие они есть. Фактически, прощая человека, вы прощаете себя. Помните, что каждый человек живет в своем мире и создает свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и уникальность каждого человеческого существа.

Представьте человеческий организм. В нем триллионы разных клеток. Что их объединяет вместе? Жизнь! Стремление к целому, то есть служение единому организму. На этом уровне все клетки равны между собой. Нет клеток лучше или хуже. Клетка сердца или головного мозга ни в чем не лучше клетки прямой кишки. Они не могут существовать друг без друга. Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой.

Но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои, специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма все, что ей необходимо.

На тонком подсознательном уровне каждый человек - это частица Вселенной. И не только человек, а любое живое существо, любой предмет. И здесь мы все равны. Все в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому, то есть к богу. Вселенной, Высшему Разуму. И каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития. Все мы идем в одном направлении, но каждый своей дорогой. Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мира, но не за счет возвышения над другими потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счет осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.

Если бы люди научились принимать без агрессии все жизненные ситуации и воспринимать события как уроки, а не как стрессы, учиться на них, то есть в любой ситуации делать позитивные выводы, то жизнь была бы прекрасна.

В наше время многие понятия утратили свое истинное понимание. Так, иногда нам кажется, что гордость - это хорошее качество, при этом в понимании некоторых людей гордость приравнивается к чувству собственного достоинства, а смирение же, напротив, - отрицательная черта, от которой веет чем-то безвольно-флегматичным.

Однако в Священных Писаниях говорится, что именно гордость является источником всех недостатков человека. Мы раздражаемся и гневаемся, потому что кто-то не хочет считаться с нашим мнением. Мы чувствуем жадность, потому что считаем, что достойны более комфортных условий жизни. Мы завидуем, потому что наше ложное эго страдает, когда у соседа по даче яблоки краснее наших. Так много отрицательных качеств выходит наружу, если мы не в ладах со своей гордостью! Но как проверить гордый вы человек или нет? И ответ довольно прост.

По-настоящему развитый человек - это тот, кто видит ошибки другого человека, но прощает ему их. Если же он не может их простить, значит, это неразвитый человек. Это просто гордость.

Веды говорят, что нет ни одного человека, у кого не было бы гордости. Это качество настолько тонко проявляется, что мы даже не подозреваем, как часто гордимся собой, насколько сильно мы пропитаны гордостью. Самому человеку обнаружить в себе гордость невозможно, если он не работает над собой и не занимается духовной практикой.

Дело в том, что гордость проявляется несознательно, а такие вещи отследить чрезвычайно трудно. В лучшем случае мы можем понять проявление своей гордости уже после того, как она наломала дров. На самом деле гордость не существует сама по себе, более того она искусно маскируется под разные чувства и поведение, которые мы совершаем чуть ли не ежедневно. Вы убедитесь в этом, если ознакомитесь с 54 признаками гордости, согласно древнеиндийскому эпосу «Махабхарате».

Непреложность того факта, что ты всегда прав. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).

Вряд ли кто-то будет с такой же яростью отстаивать чужую точку зрения, как свою. Чаще всего (если не всегда) нам кажется, что правы именно мы. Мы считаем, что нам лучше знать, как поступить в той или иной ситуации. Мы убеждены, что вправе раздавать людям советы, когда нас об этом не просят. Отсюда нередко у людей проявляется заносчивость, снобизм, чувство собственного превосходства и куча других неприятных качеств, которые только осложняют жизнь человеку и всем тем, кто его окружает. В особенности его детям, ведь у них нет права выбора.

Чувство собственной важности

Это качество особенно заметно, когда при нас отмечают чьи-то заслуги, а наши труды в упор не замечают. Наша собственная значимость, другими словами, ложное эго, в этот момент страдает от нехватки внимания и требует справедливости. Это хорошо видно на примере людей, которые занимаются одним и тем же делом. Так, если в присутствии одного скрипача похвалить другого, то он будет испытывать жуткие мучения. Попробуйте похвалить одного хирурга в присутствии другого - реакция будет та же самая. В глубине души нам очень хочется ощущать свое превосходство и тем самым подчеркивать свою значимость в глазах других.

Мысль о том, что ты лучше других, хвастовство

Гордость отличается от других качеств тем, что человек превозносит себя и всё, что с ним связано: семью, работу, машину, район, в котором он живет, и даже магазины, в которых он одевается. Если он преуспевает на работе, то он полагает, что вправе считать себя лучше других. Хвастаясь перед друзьями и родственниками, он забывает, что всё, что имеет, пришло к нему по милости Бога. Но его самонадеянность заключается в том, что он думает, что сам может всего достичь. Замечали ли вы, что после таких мыслей нередко в жизни начинается полоса препятствий и неудач?

Таким образом, Господь опускает с небес на землю зазвездившегося человека. Он показывает ему реальное положение дел: «Что ж, если ты умеешь делать всё сам, давай попробуй, а я посмотрю со стороны».

Контроль за ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию

Знакомое качество? Когда вы прикладываете немало усилий, чтобы выполнить какую-то важную работу, но приходят «знатоки» и следят за вами, как и что вы делаете, при этом подкидывают весьма «дельные» замечания. Как правило, от таких помощников нет реальной пользы, есть только явное желание продемонстрировать свою осведомленность в тех или иных вопросах. Думаем, что многие сталкивались с такой ситуацией, что на работе, что дома. Часто такое бывает, когда бабушки хотят помочь молодой маме. Они не несут ответственности за то, что советуют, но происходящую ситуацию контролируют тотально. Поэтому такой стремление диктовать что-либо без желания отвечать за свои действия также является одним из признаков гордости.

Покровительственное отношение к другим, отношение свысока

Этот пункт отчасти перекликается с чувством собственной значимости и постоянной правоты. Однако отношение свысока еще дает человеку «право» критиковать действия других.

Если ты осудил какого-то человека, значит, в твоей жизни произойдет то же самое. Ты в ту же лужу сядешь. Глубокие мысли с негативом перенимают судьбу человека. Когда мы осуждаем человека, Бог смотрит на нас в это время и думает: «Ага, ты осуждаешь, значит, ты выше. Хорошо, получи тот же экзамен и сдай его. Если ты выше, попробуй сдать и справиться с тем же самым, и мы посмотрим, выше ты или нет». Поэтому человек, который осуждает кого-то, реально попадает в ту же калошу.

Ощущение своей никчемности

Не всегда гордость идет в раздувание своих достоинств, иногда бывает так, что человек живет мыслью о том, какой он не достойный, как мало он всего достиг и т. д. Это означает гордость со знаком минус. Такой человек говорит всем вокруг, что он ничего не умеет, не имеет талантов, у него слишком большой вес, нет мужа - можно придумать всё, что угодно. Такая позиция означает нежелание брать ответственность за свою жизнь. Ведь кто-то должен позаботиться о нем, пожалеть его, похвалить.

Однажды к вайшнавскому святому Шриле Прабхупаде подошел человек и сказал: «Я самый падший». На что Шрила Прабхупада строго сказал: «Ты никакой не самый. Даже не самый падший». Это значит, что порой мы скрываемся под маской ложного смирения и просто хотим привлечь к себе внимание, чтобы все вокруг отметили нашу персону и восхитились ею.

Гордость – это страшная душевная болезнь, которая очень трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, как гордость. Святые Отцы называют ее «семенем сатаны».

Гордость – это крайняя самоуверенность с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии.

Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту пагубную страсть.

Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле.

Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый, жестокий, гневливый, завистливый, высокомерный, надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради своего «Я» унижают других, то этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: «Не хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобивыми! Не нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!» Избави, Господи, от такого помрачения! О, как страшно, Д.! Не думай, что в этих словах преувеличение. С гордыми обычно так и бывает. Если вовремя они не остановятся, не покаются, то становятся богопротивниками.

Через всякий грех, даже малый, в душе ослабевает благодать Божия, а через смертный грех люди теряют ее совершенно и делаются достойными вечного наказания.

Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя лишают защиты и покровительства Божия. Они терпят поражение на всех путях своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и еще при жизни испытывают геенские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть, бесплодие, мрак и отчаяние.

Симптомы и развитие болезни

Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий и начинается он с тщеславия.

Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличений, вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство, осуждение других, трудности просить прощения, искание легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки.

Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а иногда даже слагает ее на других. Знания же свои, опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и переоценивать. По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного славы. Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия.

В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже презирать и гнушаться ими, и даже делает им зло. Избави нас, Господи, от этого!

А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта именуется манией преследования.

Мания величия и мания преследования – самые распространенные формы душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям.

Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства, прелести (всецелое подчинения человека внушениям злой силы), а иногда и самоубийства.

В начальной стадии гордость трудно бывает распознать. Только опытный духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой страсти.

Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз усматривает в нем начало болезни. Человек доволен собой. У него хорошее настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины громко хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное «Я», но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как «майская роза» и начинает порхать как мотылек. Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается светлым.

У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования, и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по своему усмотрению. Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи.

В этой стадии настроение гордого человека портится, потому что он часто встречает отпор окружающих. Постепенно он становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым, несносным для всех. Естественно, его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, поэтому порывает со всеми. Злоба и ненависть, презрение и надменность поселяются и утверждаются в его сердце. Душа становится темной и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого повиновения. Его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других и доказать свою «правоту». Вот такие-то гордецы и создают расколы и ереси.

В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с Богом… Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится своею «мудростью», своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва же его становится неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом он и вовсе перестает молиться. Состояние души его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но вместе с тем он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью продолжает идти к своей погибели.

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» – Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.

Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».

Дьявольские искушения

Человеческая природа склонна как к хорошему, так и к худому. Она удобоприемлема и для добра, и для зла; и для Божией благодати, и для злой силы.

Господь не насилует свободу человека, не приневоливает ее к добру, а только кротко возвещает душе о Себе и призывает ее на путь спасения. Душа же по своему произволению и по своей наклонности делает выбор: или – или… Жить с Богом по Его святой воле или жить по своей воле, не задумываясь о последствиях.

О тех людях, которые живут только по своей воле и удовлетворяют своим страстям, говорить много не приходится, потому что своя воля – адское семя, она низводит душу во ад. А вот о тех людях, которые стараются познать волю Божию и следовать ей, о них можно и нужно говорить много, чтобы помочь им в этом благом деле.

Не думай, друг мой, что гордость – это такая страсть, такая душевная болезнь, которая приводит к физиологическим и патологическим изменениям в организме человека и потому присуща только некоторым. Этим недугом заражено, можно сказать, все человечество, за исключением немногих истинно смиренных. Но болезнь эта бывает в разных стадиях, к тому же часто скрывается под покровом напускного, лицемерного смирения, поэтому проявляется она не в полной мере и часто недооценивается.

Враг рода человеческого всегда побуждает нас к разным грехам и преступлениям. Он хитёр, коварен и жесток. Хорошо знает он склонности каждого из нас и искусно нападает на слабую сторону особенно того, в ком нет твердой воли. Нет ничего удивительного в том, что диавол с легкостью повергает человека в гордость. Ведь душа наша создана по образу и по подобию Божию чистой, светлой, благоухающей добродетелями. И по природе своей душа стремится ко всему хорошему, благородному, возвышенному. Ей хочется всегда быть в ряду первых. Хочется как можно скорее достичь совершенства, блаженства!

Ну, скажи, друг мой, разве не похвальны эти порывы души? Разумеется, похвальны!

Но… Бедная неопытная душа не успеет опомниться, как с первых же шагов попадает в коварные сети лукавого. И чем более она будет стремиться к первенству, к совершенству (по ее понятиям мирским), чем более будет преуспевать… увы! – даже в добродетели, тем более и более будет запутываться в сетях вражиих по своей неопытности, без духовного руководителя, без духовного отца.

Дело в том, что злая сила обманывает человека, внушая ему извращенное понятие о блаженстве. Она предлагает ему «блаженство» временное, земное, помогает ему преуспевать в достижении такого блаженства и коварно скрывает от человека, что спасение его и настоящее, истинное блаженство, вечное – обратно пропорционально «блаженству» земному, быстро преходящему. Если бы все это знали и со всей серьезностью хорошо уяснили бы себе это, то злая сила оказалась бы бессильной в своем коварстве и не смогла бы внушить людям горделивый помысл даже за их бесчисленные добрые дела. Каждый искренно сказал бы сам себе:

– Чем могу хвалиться? Разве только немощами да пороками. А что хорошее имею, так это все от Бога! – и своим смирением отогнал бы злую силу.

Но беда в том, что человек охотнее и с большим вниманием прислушивается к голосу врага своего, нежели к голосу своего Спасителя.

Тесный, тернистый и тяжелый путь смиренного христианина, он требует жертвы… требует самоотречения во имя любви к Богу и к ближнему, и на этом пути его встречают постоянные искушения от диавола. Нужна большая сила воли, чтобы не поддаться соблазну, не устрашиться искушений, борьбы со злою силой.

Широкий, гладкий и легкий путь человека (я не называю его христианином), который живет по воле дьявола, идет на зов своих страстей и исполняет их прихоти. Внешне этот путь усеян розами, но… надолго ли?

Вот перед нами характерный пример – гордец. Злой дух был невидимым спутником его и помогал ему брать от жизни все, что смертный человек может взять, чем может насытиться и пресытиться, гоняясь за призрачным счастьем. Молодость, здоровье, красота, богатство, честь и слава, головокружительные успехи, дарование, таланты – все предоставил ему лукавый невидимый спутник, лишь бы укоренить в нем самую пагубную страсть – гордость. Беспечный человек с легкостью катился по наклонной широкой дороге, наслаждался мишурой счастья и незаметно для себя оказался на краю пропасти… Он стал невыносим для окружающих, и его стали избегать. Перестали проявлять интерес к его личности, перестали восхищаться его способностями, талантом, и он возненавидел всех. Тьма кромешная охватывает все его существо, ум помрачается, и он доходит до сумасшествия. Цель жизни потеряна, остается единственная отрада – прекращение мук, забвение всего… Дьявол радуется! Еще одна жертва – несчастный самоубийца, который становится вечным его достоянием.

Вот к какому печальному концу приводит гордость. Для примера я взял крайнюю степень, но в любой степени развития этой страшной болезни может ли быть по-настоящему истинно счастливым человек, которого не любит ни Бог, ни люди?

Ответ напрашивается сам собой.

А смиренный человек приходит к блаженному концу: к вечной радости, к вечному блаженству. Да, откровенно говоря, так ли уж тяжел и труден путь простого смертного христианина, не связанного обетами общественного служения народу? Только самое начало пути бывает болезненным для смиренного, а потом от упражнений добродетель входит в привычку, и смиренный человек уже перестает ощущать тяжесть от искушений дьявольских, наоборот, он более ощущает радости от каждой победы над собой. А когда он окончательно утвердится в этой добродетели, тогда злая сила уже не смеет приблизиться к нему, потому что смирение опаляет бесов и изгоняет их.

Тогда дьявол старается искушать его во сне, через людей, но и в этом он мало преуспевает, потому что истинно смиренный человек приятен каждому, и все его любят. Козни дьявола распознаются людьми, и благочестивые христиане не идут на грех, не восстают на праведника.

А какая неземная радость преисполняет душу смиренного человека! Сколько духовных утешений! Какая реальная близость и общение с Господом! Думаю, и ты согласишься, друг мой, ради такого реального неземного счастья всем поклониться, всех утешить, всем послужить, быть последним рабом у всех без разбора.

Искушения нам бывают на пользу. Они испытывают, очищают и просвещают душу и показывают, насколько сильна наша вера, поэтому не надо отчаиваться, когда приходят искушения, а надо мужественно бороться с ними и, самое главное, не допускать помысла: «Я лучше других». Наоборот, надо до кровавого пота нудить себя к мысли: «Я хуже всех» – и стараться находить в себе то, что подтверждало бы эти мысли. Только никогда не забывай, мой друг, что, сколько бы ни встретилось на пути твоем неприятностей и искушений, их надо всегда принимать за знак испытания, а не за знак отвержения. На этом претыкаются многие христиане, оттого и впадают в отчаяние, почитая себя отверженными.
Искушение есть путь, ведущий к познанию Бога. Всякие бедствия, скорби и искушения сокрушают нашу душу. Но в утешение скорбящим Христос говорит: «С ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его… и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:15–16).

В искушениях мы лучше и яснее познаем, что не кто-либо другой, а именно Господь (и Его Пречистая Матерь) печали наши утоляет, болезни врачует, в бедности помогает и обогащает, от смерти избавляет; познаем также, что Он – единственный источник нашей жизни, нашего спасения, нашего счастья, поэтому мы должны радоваться всяким скорбям, всяким искушениям, а не унывать и не отчаиваться.

Когда душу твою будет обуревать уныние или отчаяние, читай такие молитвы:

Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг. Я раб Господа Иисуса Христа. Ты, превознесенная гордыня, унижаешь себя, так усиленно борясь со мною слабым.

Что тебе, отчужденный от Бога, беглец с неба и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего. Христос, Сын Божий, власть имеет над нами и над всем. Ему согрешили мы. Ему и оправдаемся. А ты, пагубный, удались от нас. Укрепляемые честным Его Крестом, мы попираем твою змеиную главу. Аминь.

Примеры искушений из жизни чад

Иногда приходится удивляться хитрости и тонкости вражиих искушений.

Помнишь ли, друг мой, как ты вызвал однажды на соревнование по послушанию своего друга А.? Ух, с каким восторгом ты тогда приехал! Ведь ты же опередил его!.. Но я сразу почувствовал, что это не к добру ведет. Наводящий вопрос подтвердил мои опасения: ты радовался тогда не как сеятель добрых дел, а как победитель своего соперника.

Помнишь, как ты обиделся на меня, когда я совсем отстранил тебя от послушания? Гром и молния! Давно это было… Теперь ты совсем другой, а тогда этот метод духовного воспитания для тебя был крайне необходим.

Очень важно не упустить момента зарождения гордости. Вот я тогда подумал: если сейчас не схватить гордишку за голову, то потом уж не удастся – руку отгрызет! Теперь-то ты благодарен, разумеется, а тогда у-ух, как воевал…

Ни на одну страсть так болезненно не реагируют чада, как на гордость и тщеславие. Обличение в этом грехе принимают за личное оскорбление и обижаются, поэтому приходится умудряться и опытом жизни проводить свою линию, то есть без объяснения причин приводить к смирению. Приходится отстранять от человека то, что питает страсть гордости. Со временем человек понимает, что к чему и отчего.

Один из моих духовных чад К. Н. рассказал о себе печальную повесть, как злая сила повергла его в гордость и как Ангел Хранитель первоначально помогал ему распознавать козни вражии.

На работе он занимал ответственную должность и по долгу службы общался с большими учеными. Однажды профессор говорит:

– Вот если бы наука открыла, какие процессы происходят в том-то и том-то, то можно было бы сделать то-то и то-то… Была бы колоссальная экономия электроэнергии!

К. Н. отвечает ему:

– Происходит там вот что… – и бессознательно, как во сне, говорит, говорит ему, а сам с ужасом думает:
«Так я, оказывается, одержимый! Кто во мне говорит? И что говорит? Теперь все узнают, что я душевнобольной… Как отнесется к этому начальство? Уволят!» Стыдно ему стало за себя и страшно, хочет остановится и не может. Даже такое сказал:

– Все это вы можете проверить такими опытами… Сами убедитесь!

А через месяц, когда слова его подтвердились, тогда прославили и вознесли его так, что пять лет он жил в постоянном страхе за себя.

С самыми сложными вопросами обращались к К. Н. Он имел такую ясность ума, что вначале сам удивлялся и страшился, а потом привык и через пять лет незаметно для себя согласился с горделивым помыслом, приписал себе славу, и с этого времени началось его падение.

Он стал возноситься над другими, удивлялся «тупости» ученых мужей и администраторов, а иногда проскальзывало и чувство презрения, отвращения, брезгливости. В человеке он перестал видеть образ Божий, появилось обостренное чувство несправедливости, стал остро подмечать недостатки окружающих и возмущаться их «недостойным» поведением. На фоне «порочных» людей ясно видел свое превосходство и «исправность» жизни и, как фарисей, постоянно возносился над ними.

В его представлении люди разделялись на две категории: хорошие и плохие. «Плохих» людей он избегал и отворачивался от них. С хорошими же он был ласков, вежлив, обходителен, внимателен и, как родной отец или брат, заботился о них. Он их любил, они его любили, и среди них, как говорится, была тишь и гладь, и Божия благодать. Настроение у него было всегда приподнятое, ему было весело и хорошо.

Притаившийся враг хитро вел его все дальше и дальше, предвкушая победу. Гордость развивалась в нем с головокружительной быстротой. Он почувствовал в себе способность наставлять других, вести ко спасению. И вот тут-то случилось с ним нечто такое, отчего он впал в страшное, мрачное, безысходное отчаяние.

Внезапно дьявол обрушился на него с двух сторон: открыл ему глубину его гордости и разжег его плотскою страстью. Другие пять лет враг томил его хульными и блудными помыслами.

– Как знать, – закончил свой рассказ К. Н., – чем бы все это кончилось, если бы на своем пути я не встретил духовного отца. Думаю, не избежать бы мне адских мучений. Но Милосердный Господь, не хотя смерти грешника, сжалился надо мной, указав мне духовный путь, как якорь спасения. Помогите же мне избавиться от гордости! О, как я боюсь этой страсти! Ведь можно возгордиться, подумав: «Я смиренный».

Видишь, друг мой, какой Господь Любвеобильный! Он попустил ему впасть в тяжкие грехи, но это послужило ему средством к приобретению смирения. Говорят: «Не познавый горькое – не оценит сладкое». И еще так говорят: «Не было бы счастья – несчастье помогло». К нему очень подходят эти поговорки. Теперь-то уж, конечно, он будет осторожнее в оценке себя.

Искренно тебе скажу, друг мой, радостно бывает на душе, когда видишь, что Господь ведет таким путем, то есть когда грешник приходит к покаянию через скорби. Пережитые искушения, как крепкая стена, ограждают христианина от новых вражьих искушений, особенно самоцена. А это главное.

Некоторые, наверное, думают: У-у, какой батюшка жестокий! Вот, например, приехали однажды чада-молодожены. Муж жалуется в присутствии жены, говорит:

– Отец, никак ей не угодить! Гордая, капризная, сварливая, все ей не так, все нехорошо. Заставляет все делать по-своему, со мной не считается, ни в чем не соглашается, наводит на грех… Что делать?
– Жену люби как душу, – говорю ему, – но тряси ее как грушу, когда она отводит от благочестия. Делай вот так и так… Обиделась на меня она и, наверное, подумала:

«Ну и батюшка!.. Какой!» А вот и приходится быть таким, чтобы потом была всем радость и земная и небесная.
Для назидания расскажу тебе еще случай из жизни чад, как враг разжег двух девиц ненавистью друг к другу и как они победили врага тем, что стали целовать свой крестик.

Вначале эти девицы, Е. и М., были большими друзьями и жили, как говорится, душа в душу. Но хитрый и лукавый враг позавидовал такой дружбе и стал в душе их производить смуту. Одна говорит другой:

– Ты гордая!
А другая в ответ говорит:
– А ты вовсе превознесенная гордыня!

Ну и, разумеется, вражда. Все пошло колесом. Краски поблекли, все стало представляться в ином свете. Слова друг друга стали пониматься в превратном смысле. Каждая из них думала: –«Вот как можно ошибиться в человеке! Считала, что лучше ее нет никого на свете».

Стали усиленно избегать друг друга, насколько это было возможно при совместном послушании. И вот пишут, одна и другая: «Батюшка, что делать? Погибаем! Разъедините нас».

Спрашиваю у М.:
– Ты крестик целуешь за Е.?
– Нет.
– А почему? Разве ты не знаешь, что надо целовать крестик свой за того, кто нам в тягость?
– Простите, батюшка, забываю.
– Вот, – говорю, – злая сила и воспользовалась вашим нерадением, и крутит вами. Целуй крестик за Е. по пять раз утром и вечером, молись и искренно желай ей спасения. Е. тоже так будет делать. Тогда врага победите, и у вас опять будет мир и любовь.

Стали они приневоливать себя крестик целовать и молиться друг за друга, а потом М. рассказывает: Вижу, как Е. плачет, и мне делается ее так жалко! Думаю: «Ведь это я ее мучаю. Я хуже зверя», – и сама заливаюсь слезами. Смотрю только на нее и плачу, а сказать не смею – стыжусь. Думаю, что не поверит, скажет: «Лицемерка!» Молчу. Проходит неделя, другая… Молчим, иногда плачем, особенно в храме, и украдкой посматриваем друг на друга. Однажды я уловила ее взгляд. В нем было столько сострадания, такая любовь, что я не удержалась и бросилась ей на шею с рыданием:

– Сестричка, милая, прости меня ради Христа! Я люблю тебя искренно, глубоко… Что было со мной, я и сама не знаю. Верь мне, я говорю искренно!

Она душит меня в своих объятиях, целует-целует без конца и потом с сияющим взглядом говорит: – Верю, верю, сестричка! Я потому и плакала, что видела, как ты мучаешься из-за меня… Какие же мы, взрослые, глупые – хуже детей!

После этого случая они стали любить друг друга еще сильней. Приятно смотреть на них. Всегда спокойные, энергичные, заботливые. И труд у них стал спориться.

Вот видишь, Д., что делает животворящий Крест Господень! Гордость, как говорится, только на свет народилась, а они тут же ее приглушили. Понудили себя, помучились, зато теперь обеим хорошо. А если бы разошлись, то грех в них так бы и продолжал скрытно жить и развиваться и время от времени мучил бы их. Они остались бы с плохим мнением друг о друге и новый грех приложили бы к своим прежним грехам. А теперь они на факте убедились, что если человек не борется со злой силой, то он сам становится злым. Избави, Господи!

Вот как полезны искушения, как полезна борьба с ними! Через искушения человек себя познает, а когда крестик целует – тогда козни врага видит, поэтому от каждого искушения становится все опытнее и опытнее. Только не надо забывать крестик целовать и молиться за тех, кто нам в тягость, и тогда все будет хорошо, враг ничего не сможет сделать.

схиигумен Савва (Остапенко)

Поделиться: