Человек общество. Современный человек живет в обществе, так. Эссе по обществознанию: Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно (И. Фихте)

Общество - это некая данность, которую мы не выбираем, не создаем и не можем контролировать, однако она контролирует нас, и в той или иной степени нами управляет. в обществе - что это?" - спросите вы. Ответ на вопрос предлагает эта статья. Вам будет предложено разобраться в этом сложном вопросе, понять для себя, почему происходит именно так, а не иначе, и можем ли мы что-либо изменить.

Социальная структура

Каждый из аспектов общества (социально-экономический, культурный, институциональный и человеческая природа) сам по себе представляет сложное объединение, образованное путем объединения и взаимозависимости более простых составных частей. Социально-экономический порядок формируется путем сочетания труда, и персональной активности. Институциональный аспект включает в себя государственные и частные организации. Культура представляет собой сочетание знаний и технологий, мировоззрения и ценностей. Человеческая природа также формируется из взаимодействия наследственной природы и ее развития в конкретном индивидууме. Характеристика человека в обществе называется поэтому специальным термином "индивидуальность".

Подобно всем общество является несводимым. Это сложное целое нельзя свести ни к одному из аспектов, характеристика человека в обществе не характеризует это общество в целом. Любое объяснение общества с точки зрения одного аспекта, будь то культура, человеческая природа, борьба за власть или различные институты, является неполным. Его, как и все сложные системы, необходимо рассматривать как взаимодействие различных масштабов, формирующее единое и несводимое целое.

И, как и в других подобных системах, ее составляющие части не существуют отдельно, в изоляции, а должны быть рассмотрены в их отношении с остальными частями целого.

Иерархическая структура

Фундаментальным аспектом человеческой социальной организации является ее Все формы социальной организации, от общества собирателей и охотников до высокоразвитой цивилизации, характеризуются неодинаковым распределением властных полномочий и иерархией. Не все иерархии одинаковы. Некоторые имеют ярко выраженную централизованную власть и классовое деление. Другие, как, например, общество собирателей и охотников, являются менее вертикальными, более демократичными, и возможно, даже не имеют постоянных лидеров. Но все они имеют нечто общее: распределение власти в них всегда неравномерно. Всегда существует доминирующий сектор, это могут быть мужчины, лидеры, кланы, целители и др.

Биологическая причина существования иерархии кроется в нашей конкурентной природе. Конкуренция является одним из многих аспектов человеческой природы. Причем многие из ее аспектов также между собой конфликтуют и конкурируют. Например, по своей природе мы стремимся не только к конкуренции, но и к общению. То есть по природе своей мы должны быть связаны и соотнесены с другими и в то же время конкурировать с ними. Человеческая конкуренция заставляет нас организовываться в структуры с неравным распределением властных полномочий. Иерархия в таком случае - неизбежный аспект социальной организации.

Функция общества

В отличие от организмов или колоний, поведение которых отвечает выполняемой функции, общество в целом не имеет какой-либо конкретной роли.

Однако, хоть это и не обязательно, в некоторых случаях социальные системы имеют функцию, которая в основном определяется политической структурой системы. Социальные системы с иерархической структурой работают на благо тех, кто стоит на вершине иерархии, за счет тех, кто находится ниже.

Идея о том, что общество существует для блага каждого индивида, ошибочна. Социальная система может работать как на благо, так и во вред человеку. То, как она будет работать в конкретном случае, зависит от случайных и произвольных исторических событий. Попытки отдельных лиц контролировать или проектировать систему, как правило, приводят к непредвиденным и часто нежелательным последствиям.

Можно ли объективно сравнивать различные общества?

В противоположность релятивистским убеждениям, системы можно оценивать объективно и сравнивать с точки зрения выгод, которые они приносят отдельным индивидам. Как уже упоминалось ранее, системы не имеют какой-либо функции, поэтому могут работать как на благо, так и во вред человеку. С этой позиции некоторые из них хороши. Другие плохи. Одни системы лучше, чем другие.

Хорошая система - такая, которая способствует всеобщему благосостоянию. Плохая приносит людям вред или способствует благосостоянию одних за счет других, ведь характеристика человека в обществе других людей всегда предполагает данное разделение.

Как можно изменить общество?

Какова же характеристика человека в обществе? Ответ на этот вопрос дать не так-то просто. Мы начали эту статью, сказав о том, что общество мы не выбираем, не создаем и не можем контролировать, но оно контролирует жизнь каждого из нас. Означает ли это, что оно является самостоятельной системой, контролирующей людей и не подвергающейся их контролю? Можно ли изменить общество, в котором мы живем?

Тема "человек и общество" всегда привлекала внимание политиков и социологов. Как сказал социальные системы "не высечены из камня". Нет причин, по которым люди не могли бы их изменить. Мы должны иметь возможность выбирать социальную систему, которая будет работать во благо людей. Характеристика человека в обществе - это тема, касающаяся каждого из нас.

Тем не менее, по ряду причин это не так просто осуществить. Во-первых, отдельные индивиды не могут изменить систему самостоятельно. Только коллективные действия могут привести к изменениям в ней. А коллективное действие трудно организовать, поскольку как правило, настроено на то, чтобы быть частью системы, а не бунтовать против нее. Во-вторых, те, кто извлекает из системы меньше всего пользы и имеет больше всех причин для того, чтобы желать изменить ее, имеют в системе меньше всех власти.

В какой мере человек должен нести ответственность за общество?

В целом, ответственность людей весьма незначительна. Ведь если мы зачастую имеем весьма смутное понимание собственной природы, и способность ее контролировать сильно ограничена, что уж можно говорить о такой сложной теме, как общество в жизни человека? Однако, несмотря на ту ограниченность ответственности, которую имеют индивиды, ответственность за нее все же существует.

Характеристика человека в обществе с точки зрения степени ответственности

Это те из нас, кто находится на вершине иерархии, несут наибольшую ответственность. Они, как правило, имеют более высокий уровень образования, здоровья, возможностей, ресурсов и власти для осуществления изменений. Но в то же время они с наименьшей вероятностью способны улучшить систему. Это происходит потому, что они извлекают из нее наибольшие выгоды и поэтому будут сопротивляться переменам и не поддержат изменения, ущемляющие их интересы. К тому же образ мысли таких людей, как правило, лишен необходимого критического и аналитического потенциала. Чем выше поднимается человек по лестнице иерархии, тем сильнее у него проявляется тенденция соответствовать системе, чтобы защитить свою власть.

Чем ниже находится человек на ступени иерархии, чем ниже роль человека в обществе, тем меньше у него ответственности, так как он обычно имеет невысокий уровень образования, здоровья, материальных ресурсов, ему не хватает способности и власти, чтобы внести изменения. Кроме того, такими людьми часто манипулируют, их контролируют те, кто стоят выше. Они вынуждены заботиться прежде всего о своих фундаментальных и насущных потребностях. Тема "человек и общество" для них как бы недоступна.

Средние слои общества несут почти такую же ответственность, как те, кто находится на вершине иерархии. Степень этой ответственности обратно пропорциональна ее вертикальности, как и роль человека в обществе. Для того чтобы сохранить свою власть, верхушка общества будет стараться делать так, чтобы средние слои были довольны (а в более низких иерархиях она будет стараться заботиться и о низших слоях). Поэтому средние слои также выигрывают от существующей системы с ее возможностями, ресурсами и неограниченной властью, а значит, и разделяют ответственность с верхушкой общества. В отличие от последних, не способных к изменению системы, средние слои имеют для этого возможности и ресурсы. Тем не менее, в своей борьбе за власть они склонны приспосабливаться к системе и действовать в интересах тех, кто наверху, обеспечивая легитимность системы. Характеристика человека в обществе - это то, что во многом на их совести.

Незнание не освобождает от ответственности

Незнание, отсутствие понимания не освобождает верхушку и средние слои общества от ответственности. В отличие от низших слоев, они имеют возможности и ресурсы, чтобы понимать систему и воздействовать на нее. Если система является плохой, то, приспосабливаясь к ней, они вносят свой вклад в поддержание ее плохого состояния. Несмотря на коллективное сознание в вопросах рационализации, оправдания или игнорирование вреда системы, индивидуумы все же остаются ответственными за такое положение вещей. Общество в жизни человека играет важную роль, и все мы несем за него ответственность.

В неравных обществах вызов системе обычно бросают не выходцы из высших или низших слоев общества, а то меньшинство из среднего слоя, которое решает защищать свободу, справедливость, равенство и интересы тех, кто ниже, будущих поколений, а также окружающую среду. Хотя большинство представителей средних слоев общества, как правило, быстро приспосабливается к системе, решающее значение для нее имеют те, которые не отождествляют себя с ней, не могут с ней смириться, и у кого есть достаточно образования, материальных ресурсов и сил для того, чтобы бросить ей вызов.

Революционные изменения, вызванные такими людьми, часто приводят к замене одного вида иерархии другим (который в некоторых случаях оказывается даже хуже). С другой стороны, стабильное улучшение системы наступает тогда, когда на сцену выступают эти люди и участвуют в процессе социального развития.

Вот почитайте статью для размышления, о своей зависимости или независимости от общества. Детальнее разобраться в понимании поможет тест в конце статьи.

Современный человек живёт в обществе, и так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Односторонней зависимости быть не может. Если бы это было так, современное общество распалось, а все люди разошлись бы в разные стороны. К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию, которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, жизни и физического здоровья. Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Этот процесс получил название социализации.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, также он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А в этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека как личности.
Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:
· Ранний детский (0-3)
· Дошкольное и школьное детство (4-11)
· Отрочество (12-15)
· Юность (16-18)

Самое огромное влияние на личность человека оказывает мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и в ней закладываются основы личности ребенка.
- В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать.
- В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.
- К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается. Юность завершает активный период социализации. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств.

Зависимый человек - это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека. Зависимость связана с низкой самооценкой и огромным количеством негативных эмоций: страх, тревога, затянувшееся отчаяние, гнев, стыд, чувство вины и т.д. Жизнь зависимых людей полна длительных стрессов. По сути дела, именно стрессы, в том числе и сильные переживания за другого человека и создали у них данный тип личности. Эти люди способны сильно переживать, но, как правило, не способны действовать в нужном направлении, поскольку отрицательные эмоции отбирают у них всю энергию. Зависимые люди настолько втянуты в чужую жизнь, что чувствуют себя ничтожными без взаимоотношений с кем-либо. При этом они, разумеется, стараются и другого втянуть в собственную жизнь, в том числе в свои негативные переживания. Зависимые люди настолько привыкают «заботиться» о другом, что нередко предлагают навязчивую помощь даже тогда, когда другой человек в ней не нуждается, или тогда, когда эта помощь абсолютно бесполезна.

Независимый человек - это также самодостаточный, самостоятельный человек, который осознает личную ответственность за свою жизнь. Признаки независимого человека:
· Ответственный.
· Материальная независимость.
· Самодостаточность.
· Живет своей жизнью.

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает.

Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что человек всегда будет зависеть и изменяться для общества. Потому что за общество можно принять как небольшую группу друзей человека, так и семью, а т.к. человек почти все время проводит с ними, он зависит от их мнения и решений. Почти каждый человек находится в средней зависимости от общества, т.е. человек задумывается, что о нем говорят люди, каждый день он выслушивает мнения людей и прислушивается к ним, поступает так, как ему сказали.


"Человек создан, чтобы жить в обществе". Это высказывание французского философа Дени Дидро. Дидро поднимает очень актуальную проблему, проблема жизни человека в социуме. Автор утверждает, что человек рождается, а затем развивается в обществе, то есть общество- это неотъемлемая часть жизни человека. Человек развивается в обществе и образует его тоже общество, вне общества, в изоляции, жить невозможно.

Человек- это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по сути своей есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Общество-это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. К функциям общества относятся: производство материальных благ, духовное производство, перераспределение продуктов деятельности. Общество образует общественные отношения.

Общественные отношения- это многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Приведу пример вопиющего случая, когда человек живет вне цивилизации и не воспитывается в обществе- это дети-Маугли, по другому, феральные люди. Синдром Маугли охватил многие страны, не исключением стала и Россия.В 2008 году в Волгограде был найден мальчик лет шести. Он не мог говорить, а вместо этого щебетал. Делал он это из-за того, что был воспитан попугаями. Естественно, когда его нашли и хотели приспособить к жизни в обществе, этого не получилось, он до сих пор находится в центре реабилитации.

В произведении Гончарова "Обломов", главный герой, Обломов, все время проводил дома, никуда не выходя. Поэтому, по прочтению данного произведения, можно придти к выводу, что он духовно пуст, у него есть только биологические потребности, а в социальных он не нуждается, как он думает сам.

Из всего сказанного могу сделать вывод, что человек не может жить вне общество. Человек развивается и образуется в обществе, иначе у него просто происходит гибель души, а в некоторых случаях, он даже может потерять человеческие повадки.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Социализация личности

Групповая структура

Заключение

Список литературы

социализация личность общность группа

Введение

Поведение человека является результатом взаимодействия его личности и личностей партнеров по общению. Но, оказывается, поведение зависит и от группы, в которой это взаимодействие происходит. Группа влияет на поведение человека.

Первая задача - построение модели, чего-то вроде скелета или арматуры, а потом - заполнение ее плотью, кровью и душой, чтобы она ожила. Это позволит ответить на вопрос: что делает группа с личностью и что делает личность с группой. Как только модель прилагается к реальным людям и к реальным группам, она оживает.

Группу можно определить как социальную агрегацию, имеющую внешнюю границу и по крайней мере одну внутреннюю границу.

Каждый человек играет определенные роли в группе. Роль - это то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций.

Играя те или иные роли, у человека складывается свое представление о ролях. Причем люди часто и не осознают этих представлений. И когда их социальные роли меняются, они тут же начинают их играть в соответствии с этими представлениями.

Играя роли, мы надеваем маски. Маска - это поведение, которое использует личность для безопасного общения. У каждого человека много масок и надевает он их автоматически. Частое использование масок приводит к тому, что личность теряет свою сущность. С набором ролей и комплектом масок, не зная себя и не зная законов группы, он входит в другие группы или организовывает новые, то есть устраивается на работу или создает семью.

Социализация личности

Человек -- существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобным, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация -- это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

Реальные формы социального поведения

В реальной жизни люди поддерживают свое существование тем, что в процессе труда приспосабливают природу к своим потребностям. Производство человека отличается коллективным характером и всегда нуждается в организации общественных сил как в предварительном моменте для своего возникновения.

В жизни, вообще, существует тесная зависимость между организмами одного и того же вида. Однако формы человеческой общественности отличаются от форм общественности животных. Животная общественность возникла на основе инстинктов питания, защиты, нападения и размножения, которые потребовали совместного сотрудничества разных организмов. У человечества эти инстинкты привели к образованию и возникновению хозяйственной деятельности, которая лежит в основе всего исторического развития.

Основные действия человека направлены на то, чтобы приспособиться к внешним условиям. Однако не всегда такое приспособление является достаточно успешным. Человек может обладать негативными социальными привычками (например, чрезмерная фамильярность в общении) или неверно оценить ситуацию. Вследствие этого взаимодействие может быть малоэффективным. Далеко не все люди склонны делать выводы из своих социальных ошибок. Скорее наоборот. Человек повторяет свои ошибки вновь и вновь. Изменить негативные модели взаимодействия крайне трудно, поскольку они осуществляются на уровне привычки, которая входит в социальный контроль и регулирует поведение индивида.

Психологическая совместимость - важный фактор успешного общения субъектов группы. В условиях совместной деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в относительном одиночестве - им мешает присутствие коллег; другие могут хорошо выполнять свои функции только в сотрудничестве; некоторые осуществляют эффективную деятельность, лишь подчинив себе окружающих; кто-то работает ради эффективности группы в целом. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Причем, как показали исследования, в этом случае легко решаются гомеостатические задачи взаимодействия, т.е. психологическое напряжение отсутствует или оно легко снимается при общении индивидов.

Групповая структура

Внешняя граница и главная внутренняя граница составляют основные границы группы; вместе они представляют главную групповую структуру. Внешняя граница, или пограничная зона, отделяет внешнюю среду от группового пространства, а главная внутренняя граница разделяет групповое пространство на регион членства и регион лидерства.

В случае государства диаграмму может заменить карта. Внешняя граница, морская или сухопутная, отделяет государство от остального мира, а власть располагается в особом регионе, в столице. Было бы очень удобно, если бы структуру всех групп можно было представлять географически, поскольку существует естественная тенденция думать о группах в пространственных терминах, используя такие выражения, как «требования для вхождения» или «высылка».

Еще более важное соображение: карта группы не сама группа. Можно многое узнать из карты, в некоторых отношениях даже больше, Чем при изучении самой местности, но она дает только самые общие намеки на то, что может происходить в сознании людей. Чтобы начать понимать это, необходимо знать психологическое значение линий на карте.

По этим двум причинам целесообразнее описывать значение структурной диаграммы не в географических терминах. Внешняя граница определяется как представляющая факторы, которые существенно отличают членов от нечленов, а главная внутренняя граница -- как представляющая факторы, отличающие членство от лидерства. Эти определения подходят ко множеству самых разных ситуаций. В то же самое время они не мешают использовать при обсуждении и пространственные термины: это неизбежно, потому что повседневная речь изобилует пространственными словами.

При таком способе выражения членство определяется как положение индивида «внутри» внешней границы. В некоторых случаях индивид оказывается в таком положении недобровольно и автоматически, как при рождении, гражданстве или родстве. В других случаях границу необходимо пересечь снаружи внутрь с помощью таких процессов, как иммиграция, крещение, посвящение (инициация), прием на работу, допуск или зачисление. Пересечение внешней границы изнутри известно под такими названиями, как эмиграция, уход с должности или окончание обучения; изгнание из группы называют исключением, отлучением или разжалованием.

Главная внутренняя граница пересекается извне внутрь с помощью выборов, наследования, назначения или аналогичных процессов. Уход из региона лидерства называется отречением, отставкой, истечением срока деятельности; изгнание из этого региона может быть названо смещением, отзывом, исключением или перемещением.

Положительное воздействие общности на индивида

Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.

Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенческий не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей.

Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.

На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.

Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют.

Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.

Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее -- разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я».

Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

Отрицательное влияние группы на личность

Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX века.

Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.

Французский исследователь Г.Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного.

Очевидно, Г.Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация».

Было показано, что, когда, человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».

Заключение

Если человек живет в обществе, он не может игнорировать социальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе говорить и действовать, не обращая внимания на социальную регуляцию поведения.

Человек испытывает глубокую потребность быть причастным к сообществам себе подобных. Кризисные условия обостряют стремление к групповой защите, солидарности, поиску стабильности, поддержанию самоуважения. Мы живем в нескольких социальных пространствах, более или менее близких к повседневной жизни. Идентификации с ближайшим окружением в семье, с друзьями, с коллегами выдвигаются сегодня на первый план -- доминирующую роль играют контактные группы.

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций.

Список литературы

1. Андреева Г.М. «Социальная психология»: Учебник для высших учебных заведений 5-е изд., испр. И доп. М.: Аспект Пресс. 2004год. 365 с.

2. Литвак М.Е. «Командовать или подчиняться? Психология управления» М.Е.Литвак. Изд. 10-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006год. 384 с.

3. Немов Р.С. « Общие основы психологии». 2003год. 4-е изд. Москва. Изд. «Просвещение». 688 с.

4. Е.В. Андриенко « Социальная психология». Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. Москва. Издательский центр «Академия». 2001год.

5. Эрик Берн «Лидер и группа»/ Перевод А.Грузберга. Издательство «Эксмо» 2009 год.

6. Куликов Л.В. «Психология личности в трудах отечественных психологов». Хрестоматия. 2ое издание.перераб. и допол. Спб. Изд. «Питер». 2009 год. 464 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Путь развития человека от индивида до личности посредством усвоения социального опыта. Характеристика первичной и вторичной социализации, этапы и способы ее осуществления. Классификация социального статуса, влияние социальной роли на развитие личности.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Этапы развития личности в процессе социализации. Результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Концепция социализации личности как единство индивидуальных способностей и социальных функций человека.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Правовая социализация - это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества. Факторы правового поведения. Процессы правовой социализации. Правовая культура, социализация личности. Механизм принятия решения.

    реферат , добавлен 17.06.2008

    Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности. Процесс вхождения человека в общество, его социализация и социальная адаптация, приспособление индивида к социальной среде. Социальный статус личности.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2009

    Виды концепций личности: ролевая, по Фрейду, поведенческая и деятельная. История возникновения термина "социализация личности". Оценка социального поведения по уровню общественной активности людей и по характеру и направленности этой деятельности.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Концепции личностей. Социальная роль как модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Понятие социализации личности, социальная типология. Личность и общество в переходный период.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Социальная природа личности, мотивационная функция ее деятельности и общения. Личность как общественный индивид, раскрытие сложнейшей целостной структуры человека как субъекта. Понятие и характеристики малой группы. Влияние группы на поведение личности.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2011

    Соотношение природного и социального в личности, исследование индивида как субъекта общественных отношений. Воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и образования. Рассмотрение существующей теории и концепции индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Тема человека и личности как одна из ключевых тем в социологии. Системные свойства человека. Социальная роль и статус личности. Социализация как процесс освоения личностью правил, господствующих в данном обществе. Социальная типология личности.

Вспомните героя популярной книги Робинзона Крузо. Выброшенный на необитаемый в результате , он долгие годы в полном одиночестве. Правда, ни в чем не нуждаясь, ведь в тропическом климате можно было обойтись без теплой одежды, да еще удалось с корабля много полезных, необходимых вещей. К тому же Робинзон без особого труда добывал пропитание, так как на острове водились козы, в изобилии произрастали тропические плоды, виноград. Так что по сравнению с утонувшими товарищами, он мог чувствовать себя баловнем судьбы. Тем не менее, Робинзон испытывал жгучую, мучительную тоску. Ведь он был один. Все его мысли, все желания устремлялись к одному: вернуться к людям. Чего не хватало Робинзону? Никто не «стоит над душой», не указывает, что и , не ограничивает твою свободу. А не хватало ему самого главного – общения. Ведь вся история человеческой цивилизации свидетельствует, что только сообща, помогая друг другу, люди добивались успеха и преодолевали трудности. Не случайно самым страшным наказанием у людей каменного века считалось изгнание из рода или из племени. Такой человек был просто-напросто обречен. Разделение обязанностей и взаимопомощь – вот две главные основы, на которых зиждется благополучие любого человеческого общества: начиная от семьи и заканчивая государством. Ни один человек, даже обладающий колоссальной физической силой и самым острым, глубоким умом, не сможет сделать столько, сколько группа людей. Просто потому, что ему не на кого опереться, не с кем посоветоваться, наметить план работ, попросить о помощи. Некому раздать указания и некого проконтролировать, наконец, если он ярко выраженный лидер по натуре.Ощущение своего одиночества рано или поздно приведет к депрессии, причем она может принять самые тяжелые формы. Тот же Робинзон, чтобы не сойти с ума от отчаяния и тоски, вынужден был принять ряд мер: регулярно вел дневник, делал зарубки на своем примитивном «календаре» - вкопанном в землю столбе, разговаривал вслух с собакой, кошками и попугаем.Бывают ситуации, когда даже самому гордому и независимому человеку просто необходима помощь. Например, при серьезной болезни. А если рядом никого не будет, и не к кому даже обратиться? Это может закончиться очень печально. Наконец, ни один уважающий себя человек не может жить без цели. Ему надо ставить перед собой какие-то задачи и достигать их. Но - такова уж особенность человеческой психики – какой толк в достижении цели, если этого никто не увидит и не оценит? К чему будут все усилия?Вот и выходит, что человек не может обойтись без общества.

Поделиться: