НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам. Окружающий мир "природные зоны" Природные зоны окружающий мир

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория Арктики зоны....

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных

а) суровые условия

б) комфортные условия.

3.В ледяной зоне растут....

а) кедры,берёзы,черёмуха

б) лишайники,мхи,полярные маки

в) бузина,орешник,айва.

4.Найдите верную цепь питания:

а) водоросли - рачки - рыбы - гагарки - белый медведь

б) водоросли - рачки - сайки - тюлени.

5.Большое скопление птиц на скалах называют

а) «птичьи базары»

б) «птичьи рынки».

6.Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба,запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей,тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы,запрещена охота на редких животных,взяты под охрану «птичьи базары».

7.Зона тундры расположена....

а) севернее арктических пустынь

б) южнее арктических пустынь.

8.В тундре....

а) ярко выражены все четыре времени года,одинаковые по продолжительности

б) длинная суровая зима и жаркое лето

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

9.Главное занятие коренного населения тундры....

а) рыболовство

б) оленеводство

в) земледелие.

10.К тундровым растениям относятся....

а) верблюжья колючка,саксаул,кактус

б) карликовая ива,мох-ягель, черника

в) кедр,осина, пальма.

11.Укажи верную цепь питания:

а) растения - лемминги - полярные совы

б) комары,мошки - полярные куропатки - песцы

в) растения - кречеты - волки.

12.Тундровый заповедник расположен....

а) на полуострове Ямал

б) на полуострове Таймыр

в) на Кольском полуострове.

13.Природная зона лесов состоит из....

а) пяти частей б) двух частей

в) трёх частей г) одной части.

14.Самую большую территорию занимают....

а) смешанные леса

б) хвойные леса

в) широколиственные леса.

15.Природные зоны России расположены так:

а) тундра,арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона,зона лесов,тундра

в) арктическая зона,тундра,зона лесов.

16.В тайге растут:

а) пихты,ели,лиственницы

б) дубы,сосны,ели

в) берёзы,липы, лиственницы.

17.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык,морж,розовая чайка

б) краснозобая казарка,кречет,стерх

в) зубр,амурский тигр, утка-мандаринка.

18.Экологические проблемы лесной связаны....

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами.

19.На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский б) Кандалакшский в) Приокско-Террасный г) остров Врангеля.

20.Охрана лесов - это:

а) обязанность государства

б) обязанность государства и долг каждого гражданина

в) забота самих обитателей леса.

21.Зона степей расположена на..... нашей страны :

а) севере б) востоке в) юге.

22.Характерный признак зоны степей - это....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов,лишайников, кустарников.

23.К степным птицам относятся....

а) белые журавли,краснозобые казарки,розовые чайки

б) ястребы, кедровки,сойки

в) журавли-красавки, дрофы,пустельги.

24.Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

25.В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка,загрязнение бытовым мусором,браконьерство,неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель,неумеренный выпас скота,браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью,браконьерство,неограниченный выпас оленей.

26.Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика - лемминг - песец

б) водоросли - рачки - сайка - гагарка

в) растения - заяц-беляк - рысь

г) зерно - суслик - орёл-беркут.

27.Основным занятием населения степей является...

а) земледелие б) рыболовство в) оленеводство.

28.В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

а) кречет,стерх,краснозобая казарка

б) пион тонколистный,журавль-красавка,степная дыбка

в) зубр,филин,женьшень.

29. Какое растение встречается в пустыне?

а)верблюжья колючка

в) берёза

30.Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?

а)сайгака

б)джейрана

Тест по окружающему миру по теме «Природные зоны России» 4 класс

ФИ ______________________________________________________________________

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

2. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана

3. Территория зоны арктических пустынь …

а) густо заселена людьми б) не имеет коренного населения

4. В ледяной зоне живут…

а) кедры, березы, черемуха б) лишайники, мхи, полярные маки в) бузина, орешник, айва

5. В Арктике обитают животные:

а) бобры, нутрии, хомяки б) волки, белые медведи, рыси в) моржи, тюлени, белые медведи

6. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба; запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары»

7. Зона тундры расположена…

а) севернее арктических пустынь б) южнее арктических пустынь

8. Главное занятие коренного населения тундры - …

а) рыболовство б) оленеводство в) земледелие

9. Растения тундры…

а) высокие, с мощными корнями и широкими листьями

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями

10. К тундровым растениям относятся…

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус б) кедр, осина, пальма

в) карликовая ива, мох ягель, черника

11. В тундре обитают…

а) тюлени, моржи, киты б) песцы, лемминги, волки в) верблюды, лошади, коровы

12. Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей б) двух частей в) трех частей г) одной части

13. В тайге растут…

а) пихты, ели, лиственницы б) дубы, сосны, ели в) березы, липы, лиственницы

14. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка б) краснозобая казарка, кречет, стерх

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка

15.Зона степей расположена на … нашей страны

а) севере б) востоке в) юге

16. Характерный признак зоны степей – это…

а) сплошной травянистый растительный покров б) отсутствие сплошного растительного покрова в) обилие мхов, лишайников, кустарников

17. К степным птицам относятся…

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки б) ястребы, кедровки, сойки в) журавли-красавки, дрофы, пустельги

18. Почва в степи - это…

а) песок б) чернозем в) глина

19. Основным занятием населения степей является…

а) земледелие б) рыболовство в) оленеводство

20. Пустыни занимают…

а) огромную территорию в центральной части России б) небольшую территорию по берегам северных морей в) небольшую территорию на юго-западе страны

21. В пустыне…

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима б) короткое прохладное лето и длинная продолжительная зима в) ярко выделяются все четыре времени года

22. В пустыне…

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега б) выпадает малое количество осадков в) чаще всего осадков не бывает

23. Растения пустыни…

а) высокие, широколиственные б) невысокие, с узкими листьями и короткими корнями в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями

24. Животные пустыни…

а) в основном, некрупные низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех

в) в основном, низкорослые (грызуны) и птицы

25. К растениям пустыни относятся…

а) ковыль, полынь, тюльпан б) морошка, брусника, черника в) колючка, саксаул, кактус

26. К животным пустыни относятся…

а) верблюд, сайгак, тушканчик б) рысь, лев, тигр в) морж, тюлень, медведь

27. Барханы – это…

а) песчаные холмы б) пустынные бури в) ветры-суховеи

28. Какая природная зона занимает наибольшую территорию России?

а) тундра б) пустыни в) тайги

29. Воронежский край расположен в зоне…

а) тайги б) степи в) тундры

30. Продолжи фразу: «Природные зоны отличаются друг о друга

1)___________________________________, 2) __________________________________,

3) __________________________________, 4) __________________________________.

Урок-проект

по окружающему миру

во 2 классе

«Природные зоны России»

Подготовлен учителем

начальных классов МБОУ

ООШ №30

Леошко Еленой Анатольевной

Природные зоны России

(урок-проект с мультимедийным приложением)

Тип урока: проектная деятельность – создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»

Учащиеся должны знать: определение природных зон, закон природной зональности, основные характеристики природных зон.

Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой; делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Оборудование: карта природных зон, таблички с названиями инициативных групп («Ледяные пустыни», «Тундра», «Лесная зона», «Степи», «Пустыни»), раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта. (1)

Ход урока

I. Организационный момент

Распределение по группам.

Учитель объясняет особенности работы на уроке. Дети рассаживаются по группам.

II. Создание проблемной ситуации

Учитель. Сегодня у нас итоговый обобщающий урок по теме «Природные зоны».

Нами были изучены сначала тепловые пояса, затем природные зоны. Многие из вас самостоятельно или с помощью родителей готовили доклады, сообщения о животных и растениях природных зон. Мы получили большое количество информации в процессе исследовательской, иллюстративной работы. Для того, чтобы умело использовать накопленные знания, нужно научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, памятка, игра, плакаты, опорная таблица. В результате под руководством учителя выбор делается на опорной таблице. (1,2,3)

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу «Сравнительная характеристика природных зон»

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации полученных знаний. Работа проводится в виде «мозгового» штурма.

Учитель. Что такое природные зоны?

Учитель. Вспомним закон природной зональности.

Учитель. Назовём известные нам природные зоны в порядке расположения их от полюса к экватору.

Ученики. Ледяные пустыни, тундра, лесная зона, степь, пустыня.

Учитель. По каким признакам будем сравнивать эти зоны?

1. Местонахождение.

2. Климат.

3. Типичные представители растительного и животного мира. (2-3)

V. Основной этап создания проекта.

Учитель. Группы «исследователей», по 5 человек каждая, подготовили сообщения о своей природной зоне. Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений и просмотра слайдов отмечать в таблицах, которые лежат на партах, основные характеристики данной зоны.

Учиться нужно весело, чтобы хорошо учиться!

Для создания весёлого или лирического настроения будем прослушивать музыкальный фрагмент перед выступлением каждой группы «исследователей».

    Зона Ледяных пустынь

Песня «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

    Тундра

Песня «Увезу тебя я в тундру»

    Лесная зона

Песня «Друзья леса»

    Степь

Песня «Ой ты, степь широкая…»

    Пустыня

Песня «Кара-Кум» (4)

Доклады группы «Исследователи Ледяных пустынь»

Ледяной пустыней называют природную зону, которая примыкает к полюсам земного шара. Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом, толщина которого может быть больше трёхэтажного дома.

Природа ледяных пустынь очень сурова. Даже летом там никогда не стаивают снег и льды. И хотя летом солнце светит, не заходя за горизонт круглые сутки несколько месяцев подряд, всё же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И над горизонтом солнце поднимается невысоко. Кроме того, оно нередко бывает закрыто густыми облаками или туманами, а белая поверхность снега не отражает его лучи.

Полярной ночью на всём пространстве господствуют лютые морозы. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой, наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь. В такое время лишь северное сияние вспыхивает необычайными, фантастическими красками.

Но жизнь в это суровое время не замирает. Бродит по снегу белый медведь. Зимой он не впадает в спячку, а занимается поисками пищи. Переплывает с одной льдины на другую, охотится на тюленей. Белый медведь – превосходный ныряльщик и пловец. Кроме белого медведя, в Арктике проживают клыкастые моржи, которые питаются рачками и моллюсками. Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы: чистики, кайры, различные чайки и некоторые другие виды птиц.

Растительный мир ещё беднее животного. Ведь всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля. Только местами, в защищённых низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются к земле, чтобы устоять против ветра. (Это мхи, лишайники, а цветковых известно всего три вида).

Из птиц здесь живут буревестники и альбатросы. Самое известное и замечательное животное Антарктики – пингвины. Единственный и самый опасный их враг – морской леопард.

Доклады группы «Исследователи Тундры»

Если проводить сравнение с соседней ледяной пустыней, то здесь немного теплее, но средняя температура всё равно ниже нуля. Лето всего один-два месяца, и к тому же холодное. Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, и на протяжении её земля скована морозами. Бывает, что неделями не прекращается пурга. За многие тысячи лет почва тундры ни разу не прогрелась глубже 10-15 см. а дальше – слой вечной мерзлоты толщиной несколько метров! Поэтому дожди и тающие снега не могут пропитать землю на глубине, и вся влага скапливается, образуя мелкие озёра и болота. Их очень много в тундре.

Растительный покров тундры составляют, прежде всего, мхи и лишайники. Встречаются кустарники и маленькие кустарнички. Все они низкорослые и растут, прижимаясь к земле, которую нагревает солнце. Там им теплее.

Ближе к лесотундре встречаются заросли карликовых ив и берёзок. Растительность тундры, как правило, многолетняя и вечнозелёная. Так растения приспособились к местному климату: не нужно каждый год терять листья, которые не успели бы пройти новый период роста.

Прелестью тундры становятся яркие цветы. Они расцветают на короткое время.

К осени в тундре созревают ягоды: морошка, черника, клюква, брусника.

Животный мир тундры немногочислен. Весной прилетают кулики, утки, гуси, гагары, лебеди.

В тундре на первом месте по великолепию находится северный олень. Широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по снегу. А на зиму между копытами у него вырастает длинная шерсть. Она позволяет оленю скользить по льду. В летнее время это животное очень страдает от комаров, слепней, мошек, оводов. Но главный его враг – волк.

На зиму здесь остаются травоядные грызуны – лемминги. Зимует также полярная лисица – песец, белая куропатка, полярная сова.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Лесной зоны»

В умеренном тепловом поясе находится лесная зона. Если двигаться от тундры к югу, то всё чаще и чаще будут встречаться деревья. Вначале редкие, невзрачные – эту зону называют лесотундрой. Потом всё более рослые, пока, наконец, не попадёшь в густой хвойный лес. Этот хвойный лес носит название тайги.

Климат в тайге по-своему суров. В Сибири, например, в некоторых районах температура опускается до -70 градусов. Да и тёплое лето непродолжительно. Основными породами деревьев являются лиственница, ель, пихта, светолюбивая сосна и могучий кедр. В тайге можно встретить и лиственные деревья: берёзу, осину, ольху.

Животный мир: пятнистый олень, марал, лось, бурый медведь. Много в тайге пушного зверя. Здесь живут соболь, белка, колонок, горностай, куница. Среди хищников – рысь и росомаха. Они охотятся на крупных таёжных птиц и зайцев, на косуль. Много в тайге птиц: рябчики. Тетерева, клесты, дятлы.

Немного южнее тайги произрастают смешанные леса, которые светлее тайги. Здесь уже встречаются дуб, липа, клён, ясень, вяз, черёмуха, рябина, дикая яблоня и груша. Под ними развиваются крупные кустарники: орешник, бересклет, жимолость, калина, крушина.

Когда-то в лиственных лесах Европы паслись огромные стада царственных животных – зубров. Сейчас же численность этого крупного быка взята на учёт. Он занесён в международную Красную книгу и находится под охраной как вымирающий вид.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Степи»

В умеренном поясе Северного полушария к югу от лесной зоны становится теплее. Здесь раскинулись травяные равнины – степи.

Климат степи засушливый. Зима обычно короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Всё время дуют сильные ветры, встречаются также бураны. Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю.

Ранней весной, когда только-только сошёл снег, степь прямо вспыхивает жёлтым и красным цветом. Это цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.

Степные животные по-разному приспособились к открытым пространствам. Многие роют норы, где прячутся от врагов, жары и холода. Так поступают суслики, хомяки, тушканчики. Даже волк иногда захватывает подземное жилище барсука или лисицы. А в норах грызунов появляются мелкие хищники – хорьки, ласки. Также поступают некоторые утки, ящерицы, змеи и насекомые. С наступлением холодов насекомые, ящерицы, змеи, большинство грызунов, ежи, барсуки впадают в спячку.

Есть в степи и крупные животные. Это, прежде всего, степные антилопы - сайгаки, косули, лисицы.

Из птиц лишь дрофа и куропатка живут в степи осёдло. Зато летом сюда прилетают утки, кулики, жаворонки, журавль-красавка. На большой высоте парят орлы.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Пустыни»

Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время самые загадочные и удивительные места. Их труднее покорить, чем самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и в Австралии. Среди них различаются пустыни умеренного и жаркого поясов.

Летом в пустынях очень сухо и жарко. Днём температура воздуха в тени поднимается до +40 градусов и выше. А в тропических пустынях – до +58 градусов. Ну а зимой там наступают холода, и даже в Сахаре в это время бывают морозы. Дождей и снегов в пустынях почти не бывает. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. Здесь круглый год жарко, как на сковородке. Бывает, что за год не выпадает ни одного дождя.

Некоторые растения хорошо приспособились к условиям сухости климата и высоких температур. В пустынях Средней Азии растёт саксаул, листья у него в виде веточек, что удобно для сохранения влаги. У некоторых растений листья превратились в колючки, как у песчаной акации, различных кактусов.

Ещё одним существенным приспособлением растений пустыни является их корневая система. Она позволяет добывать влагу из глубоких слоёв почвы. У животных пустынь тоже есть свои приспособления. Прежде всего, это цветовая окраска. Серо-жёлтые тона позволяют животным укрываться от врага или, наоборот, подкрасться к добыче незаметно.

Все обитатели пустыни стараются укрыться от палящего солнца. Голуби, воробьи и сычи умудряются гнездиться в стенах колодцев. Орлы. соколы, вороны устраивают гнёзда с теневой стороны бугров, в развалинах построек. Многие животные прячутся в норы или закапываются в песок. Когда к вечеру жара спадает, пустыня начинает свою жизнь. На поверхность выползают различные насекомые, ящерицы, змеи, черепахи. Животные пустынь впадают в спячку летом, а не зимой, чтобы перенести жаркое время года и пережить отсутствие воды. Многие животные пустыни – отличные бегуны. Огромные расстояния пробегают в поисках воды и пищи куланы. Очень хорошо переносит условия пустыни верблюд.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

Задачи обучающие:

  1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
  2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
  3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

Задачи развивающие:

  1. Развитие навыков работы с географической картой.
  2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

Задачи воспитательные:

  1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
  2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
  3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

В качестве эпиграфа можно использовать:

  • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
  • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
  • Н. Заболоцкий «В тайге»;
  • Э. Асадов «В тайге»;
  • Ю. Друнина «В степи»;
  • П. Вяземский «Ещё тройка»;
  • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
  1. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

Климат одинаков на всей Земле?

Что такое зональность?

Каковы причины зональности?

Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

В каком из поясов освещённости мы живём?

Что такое высотная поясность?

Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

  1. Изучение нового материала

Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нём.

Он многоярусный, лианой оплетён,

И «лёгкими Земли» зовется он.

В нём много «драгоценностей» растёт,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдёшь

И мне ты эту зону назовёшь

(ответ: влажные экваториальные леса)

С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

(ответ: степь)

Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

снега немного, земля промерзает на большую глубину?

(ответ: тундра) и т.п.

Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

  1. Физкультминутка

Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

  1. Обобщение пройденного материала

Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

  1. Домашнее задание

Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.





Зона Арктических пустынь. Природа арктических пустынь Зона Арктических пустынь. Природа арктических пустынь Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега.


Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60 градусов. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60 градусов.




Животные арктических пустынь Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры откладывают яйца прямо на голые уступы скал. На некоторых островах можно увидеть очень красивых птиц с необычными клювами тупиков.


Заповедник «Остров Врангеля» Заповедник «Остров Врангеля» Этот арктический остров расположен между Восточно- Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф.П. Врангеля. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей. Одно из удивительных животных заповедника овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он со хранился в Северной Америке. И сейчас учёные решили снова поселить его у нас на острове Врангеля.


Тест «Арктика» 1.Природная зона арктических пустынь расположена: 1.Природная зона арктических пустынь расположена: 1)на островах Тихого океана 1)на островах Тихого океана 2)на островах Индийского океана 2)на островах Индийского океана 3)На островах Северного ледовитого океана 3)На островах Северного ледовитого океана 2. В Арктике для растений и животных сложились.. 2. В Арктике для растений и животных сложились.. 1) суровые условия 1) суровые условия 2) комфортные условия 2) комфортные условия 3. В ледяной зоне растут… 3. В ледяной зоне растут… 1) кедры, берёзы, черёмуха 1) кедры, берёзы, черёмуха 2) лишайники, мхи, полярный мак 2) лишайники, мхи, полярный мак 3) бузина, орешник, айва 3) бузина, орешник, айва 4. В Арктике обитают животные: 4. В Арктике обитают животные: 1) бобры, нутрии, хомяки 1) бобры, нутрии, хомяки 2) волки, белые медведи, рыси 2) волки, белые медведи, рыси 3) моржи, тюлени, белые медведи 3) моржи, тюлени, белые медведи 5. Найди верную цепь питания: 5. Найди верную цепь питания: 1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь 1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь 2) водоросли – рачки – сайки – тюлени 2) водоросли – рачки – сайки – тюлени


Тундра Природа тундры Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток холодная безлесная равнина. Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток холодная безлесная равнина.


Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по многу дней свирепствует пурга. Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по многу дней свирепствует пурга. Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь.


Растения тундры В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительны карликовая берёзка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительны карликовая берёзка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Олений лишайник, или ягель служит основной пищей для северных оленей. Олений лишайник, или ягель служит основной пищей для северных оленей. Очень красива тундра весной. Очень красива тундра весной.


Животные тундры Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие птицы белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие птицы белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. Белая куропатка растительноядная птица. Летом её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перья­ми до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь. Белая куропатка растительноядная птица. Летом её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перья­ми до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь. Белая coва - птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток. а особенно на грызунов леммингов. Эти маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство. Белая coва - птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток. а особенно на грызунов леммингов. Эти маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.


От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, потом­ство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды. От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, потом­ство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды. На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение. На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение.


Замечательный обитатель тундры дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, на­пример, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных. Замечательный обитатель тундры дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, на­пример, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных.


Таймырский заповедник. На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок тундры взят под охрану. На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок тундры взят под охрану. Среди обитателей заповедника дикие северные олени. Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Хорошо чувствуют себя и завезённые сюда овцебыки. Среди обитателей заповедника дикие северные олени. Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Хорошо чувствуют себя и завезённые сюда овцебыки. В заповеднике гнездятся редкие птицы краснозобая казарка и сокол-сапсан. Краснозобая казарка небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает и ныряет. Питается эта птица в основном травянистыми растениями. Интересно, что казарки часто строят гнёзда недале­ко от гнёзд сокола- сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов... В заповеднике гнездятся редкие птицы краснозобая казарка и сокол-сапсан. Краснозобая казарка небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает и ныряет. Питается эта птица в основном травянистыми растениями. Интересно, что казарки часто строят гнёзда недале­ко от гнёзд сокола- сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов...


Тест «Тундра» 1.Зона тундры расположена... 1.Зона тундры расположена... а)севернее арктических пустынь; а)севернее арктических пустынь; б)южнее арктических пустынь. б)южнее арктических пустынь. 2.Тундра расположена... 2.Тундра расположена... а)на равнинах; а)на равнинах; б)на возвышенностях; б)на возвышенностях; в)в горах. в)в горах. 3.Растения тундры... 3.Растения тундры... а)высокие с мощными корнями и широкими листьями; а)высокие с мощными корнями и широкими листьями; б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 4.К тундровым растениям относятся... 4.К тундровым растениям относятся... а)верблюжья колючка, саксаул, кактус; а)верблюжья колючка, саксаул, кактус; б)кедр, осина, пальма; б)кедр, осина, пальма; в)карликовая ива, мох-ягель, черника. в)карликовая ива, мох-ягель, черника. 5.В тундре обитают... 5.В тундре обитают... а)тюлени, моржи, киты; а)тюлени, моржи, киты; б)песцы, лемминги, волки; б)песцы, лемминги, волки; в)верблюды, лошади, коровы. в)верблюды, лошади, коровы. 6.Укажи верную цепь питания: 6.Укажи верную цепь питания: а)растения - лемминги - полярные совы; а)растения - лемминги - полярные совы; б)комары, мошки полярные куропатки песцы; б)комары, мошки полярные куропатки песцы; в)растения кречеты - волки. в)растения кречеты - волки.


Зона лесов Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. В лесной зоне выпадает довольно много осад­ков. Поэтому для роста и развития растений до­статочно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веще­ствами, чем в тундровой. В лесной зоне выпадает довольно много осад­ков. Поэтому для роста и развития растений до­статочно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веще­ствами, чем в тундровой.


Растения тайги Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья ель, сосна, лиственница пихта, кедровая сосна её часто называют просто кедром) менее требовательны к теплу. Они хорошо растут северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса тайгу. Тайга занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.


Животные тайги Кедровка одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Кедровка одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться и расселяться. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться и расселяться. Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше её. Хорошо заметный отличительный признак бурундука пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим стволом или пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки. Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше её. Хорошо заметный отличительный признак бурундука пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим стволом или пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки.


Летяга родственница белки, по размерам меньше её. В отличие от белки летяга умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но летать, точнее, планировать на немалое расстояние до метров! Роль крыльев у неё покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами. Летяга родственница белки, по размерам меньше её. В отличие от белки летяга умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но летать, точнее, планировать на немалое расстояние до метров! Роль крыльев у неё покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами. Соболь хищник. Его основная добыча грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, и тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда-то соболя были многочисленны. Но из- за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя. Соболь хищник. Его основная добыча грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, и тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда-то соболя были многочисленны. Но из- за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя.


Смешенные и широколиственные леса Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благо­приятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные дере­вья. Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким дере­вьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широко­лиственными, в отличие от мелколиственных, к ко­торым относят берёзу, осину.



Тест «Природная зона лесов» 1.Природная зона лесов состоит из... 1.Природная зона лесов состоит из... а) пяти частей;б) двух частей; а) пяти частей;б) двух частей; в) трех частей; г) одной части. в) трех частей; г) одной части. 2.Самую большую территорию занимают... 2.Самую большую территорию занимают... а) смешанные леса;б) хвойные леса; а) смешанные леса;б) хвойные леса; в) широколиственные леса. в) широколиственные леса. 3.Лесным исполином называют... 3.Лесным исполином называют... а)благородного оленя; а)благородного оленя; б)лося; в)медведя. б)лося; в)медведя. 4.В Красную книгу занесены следующие животные лесной 4.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: полосы: а)овцебык, морж, розовая чайка; а)овцебык, морж, розовая чайка; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. 5.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: 5.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: а)овцебык, морж, розовая чайка; а)овцебык, морж, розовая чайка; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.


Зона степей Постепенно лесная зона сменяется зоной степей. Постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Почвы в зоне степей очень плодородные. Почвы в зоне степей очень плодородные.


Растения степей. Почвы в зоне степей очень плодородные Здесь растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них тюльпан, ирисы цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отмирают, почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Другие растения ковыль и типчак иначе приспособлены к степным условиям и переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.


Животные степей. Разнообразны насекомые степной зоны. Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Живут и степной зоне различные бабочки, пчёлы и шмели и другие насекомые-опылители. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Живут и степной зоне различные бабочки, пчёлы и шмели и другие насекомые-опылители. Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Красавка самый мелкий из журавлей. Как показывает название, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы. Дрофа одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она довольно хорошо, но ещё лучше бегает на длинных, сильных ногах. Красавка самый мелкий из журавлей. Как показывает название, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы. Дрофа одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она довольно хорошо, но ещё лучше бегает на длинных, сильных ногах.


В степной зоне много грызунов, например В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь открытое место. По этому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах. сусликов, хомяков. Степь открытое место. По этому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах. Грызунами питаются хищные птицы и звери Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица степной орёл настоящее украшение природы! Довольно часто встречает самый ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов. Грызунами питаются хищные птицы и звери Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица степной орёл настоящее украшение природы! Довольно часто встречает самый ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов. Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами степная гадюка. Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами степная гадюка.


Тест «Зона степей» 1.Зона степей расположена на... нашей страны: 1.Зона степей расположена на... нашей страны: а) севере;б) востоке;в) юге. а) севере;б) востоке;в) юге. 2.На карте природных зон зона степей закрашена... цветом: 2.На карте природных зон зона степей закрашена... цветом: а) розовым;б) зеленым; а) розовым;б) зеленым; в) желтым;г) коричневым. в) желтым;г) коричневым. 3.К степным птицам относятся... 3.К степным птицам относятся... а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б)ястребы, кедровки, сойки; б)ястребы, кедровки, сойки; в)журавли-красавки, дрофы, пустельги. в)журавли-красавки, дрофы, пустельги. 4.Для растений степи характерны:... 4.Для растений степи характерны:... а)стелющиеся корни, крупные листья; а)стелющиеся корни, крупные листья; б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки в)корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. в)корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. 5.В степи по вине человека появились следующие 5.В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:... экологические проблемы:... а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей. выпас оленей.


Зона пустынь В России пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Гораздо обшир­нее полупустыни, которые находятся между сте­пью и настоящей пустыней. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура вол духа в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. В России пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Гораздо обшир­нее полупустыни, которые находятся между сте­пью и настоящей пустыней. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура вол духа в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя! Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!


Растения пустынь Одно из самых известных растений пустыни верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Этим и объясняется название растения. Одно из самых известных растений пустыни верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Этим и объясняется название растения. Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Такую же «работу» выполняет в пустыне джузгун. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды джузгуна очень лёгкие и к тому же снабжены особыми вы ростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же «работу» выполняет в пустыне джузгун. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды джузгуна очень лёгкие и к тому же снабжены особыми вы ростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.


Животные пустынь Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают. Да ещё как! До 3 метром бывают у них прыжки. Это раз в 20 больше длины тела зверька! Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают. Да ещё как! До 3 метром бывают у них прыжки. Это раз в 20 больше длины тела зверька! Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами. Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами. В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать со скоростью до 80 километров в час! В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать со скоростью до 80 километров в час!


В пустыне немало пресмыкающихся, например песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая. Очень интересна ящерица- круглоголовка. Она способна в момент опасности почти мгновенно зарываться в песок. Приспособленность животных пустыни к условиям жизни заметна не только в их внешности, но и в поведении. Днём многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам вы ходят на поиски пищи. Те животные, которые всё-таки кормятся днём, обычно держатся в теми растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им до статочно той влаги, которую они получают, поедая растения.


Заповедник «Чёрные Земли» Заповедник «Чёрные Земли» Этот район в Республике Калмыкия издавна по­лучил название «Чёрные Земли», потому что зимой здесь не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной. Кроме того, тут растёт много полыни с тёмными веточками, которая добавляет в пейзаж черноты. Заповедник создан на этих землях в 1990 году. В заповеднике «Чёрные Земли» есть участки полупустынь, пустынь, а также красивое озеро Маныч-Гудило. Каких только животных тут ни увидишь! Это и журавль-красавка, и дрофа, и сайгак, и ушастый ёж, и тушканчики, и лисичка-корсак. Водятся здесь уже знако­мые нам пресмыкающиеся песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка... А на озере обитают во­доплавающие птицы: лебеди, гуси, утки. Этот район в Республике Калмыкия издавна по­лучил название «Чёрные Земли», потому что зимой здесь не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной. Кроме того, тут растёт много полыни с тёмными веточками, которая добавляет в пейзаж черноты. Заповедник создан на этих землях в 1990 году. В заповеднике «Чёрные Земли» есть участки полупустынь, пустынь, а также красивое озеро Маныч-Гудило. Каких только животных тут ни увидишь! Это и журавль-красавка, и дрофа, и сайгак, и ушастый ёж, и тушканчики, и лисичка-корсак. Водятся здесь уже знако­мые нам пресмыкающиеся песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка... А на озере обитают во­доплавающие птицы: лебеди, гуси, утки.


Тест «Пустыни» 1. В пустыне В пустыне... а)жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; а)жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; б)короткое прохладное лето и длинная суровая зима; б)короткое прохладное лето и длинная суровая зима; в)ярко выделяются все четыре времени года. в)ярко выделяются все четыре времени года. 2.В пустыне... 2.В пустыне... а)выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; а)выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; б)выпадает малое количество осадков; б)выпадает малое количество осадков; в)чаще всего осадков не бывает. в)чаще всего осадков не бывает. 3.Растения пустыни... 3.Растения пустыни... а)высокие, широколиственные; а)высокие, широколиственные; б)невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; б)невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; в)невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. в)невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. 4.Животные пустыни... 4.Животные пустыни... а)в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; а)в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; б)крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; б)крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; в)в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. в)в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. 5.К растениям пустыни относятся: 5.К растениям пустыни относятся: а)ковыль, полынь, тюльпан; а)ковыль, полынь, тюльпан; б)морошка, брусника, черника; б)морошка, брусника, черника; в)колосняк, солянка, джузгун. в)колосняк, солянка, джузгун.


Субтропическая зона ПРИРОДА ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побе­режья Кавказа. Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побе­режья Кавказа. Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Здесь распо­ложена субтропическая зона, протянувшаяся уз­кой полосой по побережью Чёрного моря. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы «заглядывает» и дарит настоящее чудо южной природы. Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Здесь распо­ложена субтропическая зона, протянувшаяся уз­кой полосой по побережью Чёрного моря. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы «заглядывает» и дарит настоящее чудо южной природы. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров.


Растения субтропиков. Почвы Черноморского побережья Кавказа плодо­родны, а растительность богата. В лесах на скло­нах гор растут широколиственные деревья дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на город­ских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. Почвы Черноморского побережья Кавказа плодо­родны, а растительность богата. В лесах на скло­нах гор растут широколиственные деревья дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на город­ских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.


Животный мир Черноморского побережья Кавказа Прекрасны насекомые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточке цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев Прекрасны насекомые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточке цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол, который поджидает добычу мух и других насекомых. Под камнями прячется редкий крупный жук, жужелица кавказская, которая питается улитками. Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек. Из крупных животных назовём живущую в лесах косулю. притаился хищный богомол, который поджидает добычу мух и других насекомых. Под камнями прячется редкий крупный жук, жужелица кавказская, которая питается улитками. Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек. Из крупных животных назовём живущую в лесах косулю.




Тест «Черноморское побережье Кавказа» 1.Субтропики России - это... 1.Субтропики России - это... а)обширная зона в центре страны; а)обширная зона в центре страны; б)обширная зона на востоке страны; б)обширная зона на востоке страны; в)небольшая зона на побережье северных морей; в)небольшая зона на побережье северных морей; г)небольшая зона на побережье Черного моря. г)небольшая зона на побережье Черного моря. 2.На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: 2.На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: а)бук, каштан; а)бук, каштан; б)ель, сосна; б)ель, сосна; в)ольха, липа. в)ольха, липа. 3.На Черноморском побережье обитают: 3.На Черноморском побережье обитают: а)пчелы, комары, мошки; а)пчелы, комары, мошки; б)цикады, богомолы, олеандровые бражники; б)цикады, богомолы, олеандровые бражники; в)шмели, кобылки, жуки-чернотелки. в)шмели, кобылки, жуки-чернотелки. 4.В Черном море у побережья обитают: 4.В Черном море у побережья обитают: а)киты, морские черепахи, тюлени; а)киты, морские черепахи, тюлени; б)медузы, крабы, морские коньки; б)медузы, крабы, морские коньки; в)крокодилы, анаконды, котики. в)крокодилы, анаконды, котики. 5.В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: 5.В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: а)кипарисы, пальмы, магнолии; а)кипарисы, пальмы, магнолии; б)липы, джузгун, маки; б)липы, джузгун, маки; в)полынь, типчак, ель. в)полынь, типчак, ель.

Поделиться: