Жены-мироносицы. Икона святых жен-мироносиц у гроба господня

На третьей неделе после Пасхи отмечается праздник, установленный в память женщин, которые в период земной жизни Спасителя неотступно следовали за Ним, возложив на себя все Его житейские заботы, а после погребения, в первый день по окончании субботы, ранним утром пришли туда, где был гроб Господень, чтобы по иудейскому обычаю умастить тело Спасителя благовонным миром. Здесь их ждала счастливая весть о Его воскрешении. Именно этих служительниц Божьих являет нам икона «Жёны-мироносицы».

Имена Жён-мироносиц

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Мария Магдалина, Марфа и Мария

О Марии Магдалине нет единого мнения. Некоторые отождествляют её с известной библейской блудницей, ставшей на путь покаяния, иные же склонны считать её обычной женщиной, из которой Иисус Христос изгнал своей Божественной силой бесов. О ней известно, что уже после она, вопреки традиции, запрещавшей женщинам проповедовать, странствовала по городам, неся людям слово Божие. Жития, составленные через много лет, противоречиво повествуют о её кончине.

О Марфе и Марии, сёстрах воскрешённого Иисусом Лазаря, сведения также довольно ограничены. Из евангельских текстов известно, что Спаситель не раз бывал в их доме, любил их семью и говорил с сёстрами о Царствии Божием. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за своим братом Лазарем на Кипр, где он нёс епископское служение.

Иоанна и Мария Клеопова

Несколько более обширная информация имеется об Иоанне. Известно, что она состояла в браке с одним из приближённых царя Ирода и была очень богатой женщиной. Принято считать, что во время проповедей Христовых она брала на себя основную часть расходов, связанных с Его жизнью и деятельностью. Кроме того, ей принадлежит и ещё одна важная заслуга. Именно Иоанна тайно погребла на Елионской горе главу выброшенную Иродиадой после поругания на свалку.

Из немногочисленных сведений о Марии Клеоповой, ещё одной славной последовательнице Христа, вошедшей в число Жён-мироносиц, известно, что приходилась она родственницей Иисусу, но вот о мнения исследователей расходятся. По одной версии она Клеопы ― брата Иосифа Обручника, а по другой, хотя и менее вероятной ― сестрой Пресвятой Девы Марии.

Мария Иаковлева и Сусанна

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых тёплых отношениях, она была на протяжении долгих лет Её ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Меньше всего сведений имеется о Жене-мироносице по имени Сусанна. В тексте Евангелия о ней говорится лишь то, что служила она Христу «от своего имения», то есть тех материальных средств, которыми располагала. Это даёт возможность заключить о том, что она была женщиной обеспеченной.

Называя эти семь имён, мы поступаем лишь в соответствии с православной традицией, но не установленным каноном, так как у исследователей существуют и иные точки зрения, также заслуживающие внимания. Часто, но не всегда, святые Жены-мироносицы изображаются на иконах именно в таком составе ― семь смиренных фигур.

Богородица ― первая получившая весть о Воскресении Сына

И, наконец, говоря о Жёнах-мироносицах, нельзя не упомянуть и мать Иисуса Христа ― Пресвятую Деву Богородицу. Несмотря на то что формально Она не входит в их число, по мнению многих исследователей, есть основания полагать, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа.

Основанием для этого может служить тот факт, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака, и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. Однако даже в том случае, если эти предположения не верны, Пресвятая Богородица была первой, получившей известие о воскресении Её Сына. Эту благую весть, согласно Священному преданию, она получила из уст ангела.

Православный Женский день

В память об этих женщинах церковь установила праздник ― День праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня - Восьмого марта. Разница лишь в том, что Клара Цеткин, в память которой установлен официальный Женский день, исповедовала весьма сомнительные принципы революционерки-бунтарки и безрассудной феминистки, тогда как те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь ― те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи - сила». Символом праздника является икона «Жёны-мироносицы».

Праздник Жён-мироносиц в иконописи

Эта тема нашла самое широкое отражение в византийском, а позже в русском изобразительном искусстве. Практически все наиболее известные иконописные школы оставили произведения, выполненные по этому библейскому сюжету. Однако композиционно многие из них отличаются друг от друга. Так, например, икона «Жёны-мироносицы», фото которой представлено в начале статьи, изображает семь женских фигур, а следующая за ней ― три. Это объясняется как раз тем, что в различных текстах их количество указывается по-разному, что и было отмечено выше.

Народные традиции

Праздник Жён-мироносиц всегда был любим на Руси. В этот день, кроме всех установленных Церковным Каноном богослужений, широко бытовали действа, связанные с народными обычаями. Устраивались своего рода девичники, участие в которых принимали также и замужние женщины. По традиции основным угощением на них была яичница. В деревнях этот день почитали как бабий праздник и всех женщин считали именинницами.

Жены-мироносицы.… Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы ароматами и благовониями умастить Его пречистое тело. Чтобы, как думали они, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен, Кого они так любили и почитали, следуя за Ним повсюду. И вместо боли нашли у гроба своего Бога и Учителя радость, удивление и восторг. Христос воскрес! И эти женщины узнали об этом первыми. Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, можем сперва назвать Марию Магдалину, а остальных – вспомним с трудом…

Так кого же мы называем мироносицами? Воспоминания о чьем самопожертвовании, несравненной и нежной любви ко Христу подают нам пример служить Ему с такой же преданностью?

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) — Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

у Луки (23:23-55) — Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) — Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц. А теперь вспомним о каждой из них.

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТАЛЬНАЯ МИРОНОСИЦА МАРИЯ МАГДАЛИНА

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.
Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.
Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.
Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его».
Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.
Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя — все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости.
Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам…
Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.
По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.
Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи — Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.
Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины — женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.
Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.

СВЯТАЯ МИРОНОСИЦА МАРИЯ КЛЕОПОВА

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

СВЯТАЯ МИРОНОСИЦА САЛОМИЯ

Св. прав. Саломия Мироносица была сестрой Пресвятой Богородицы, супругой Зеведея и матерью апп. Иакова и Иоанна. Она вместе с прочими женщинами последовала за Господом и служила Ему и Его ученикам. Движимая материнской любовью она просила Господа о том, чтобы ее сыновья были удостоены особой чести — сели по правую и по левую руку от Христа в Его Царстве. По распятии Господа она в числе прочих жен пришла ко Гробу Господню, чтобы умастить Его тело благовониями. Гонения на Церковь Христову принесло Саломии большую скорбь — Ирод обезглавил ее старшего сына Иакова. С надеждой на жизнь вечную Саломия мирно скончалась.

СВЯТАЯ ИОАННА МИРОНОСИЦА

СВЯТЫЕ МАРФА И МАРИЯ

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, наступили явные гонения на Церковь Христову в Иерусалиме. Праведный Лазарь был изгнан из Святой Земли. Марфа и Мария помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни - несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.Неделя (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Напомним, что советская власть подменила этот праздник на светский 8 марта. Исторически это был день почтения женщины революционерки, борющиеся за свою власть и права, наряду с мужчинами. В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчины. Так было определено Создателем. Все, что начало происходить около 100 лет назад – подмена и попытка отменить Божественное предназначение. Но все возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, если она не стала женой и матерью – это все равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении – невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает ее душе мир, спокойствие, гармонию.

По материалам pravoslavie.ru

Третье воскресенье пасхального цикла названо в честь святых жен-мироносиц.

Этот праздник посвящен обычным женщинам – Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. И событие, воспоминаемое в этот день, тоже, на первый взгляд, самое обыденное – не успев совершить погребальный обряд над умершим Спасителем из-за приближавшейся субботы, женщины на третьи сутки после Его крестной смерти поспешили к гробу. С собою они несли миро – дорогое пахучее масло – и шли к могиле помазать тело Иисуса.

Верили ли они в то, что снова увидят Господа живым? Вряд ли. Как и для остальных учеников, арест, распятие и смерть Иисуса были для них своеобразным финалом – с казнью Христа эти хрупкие женщины утратили значительный смысл дальнейшего существования. Конечно, они продолжали жить ради своих семей, но жить так, как раньше, полноценно, каждый день общаясь с Учителем, уже было невозможно. И все же любовь – безусловная и безграничная – подняла мироносиц среди ночи и заставила бежать к месту погребения Христа. Сердце словно говорило им: «Спешите, и вы увидите то, что радикально изменит вашу жизнь, сделает ее более осмысленной и глубокой, чем ранее – в минуты наибольшей радости».

Огромная чистая вера святых женщин была вознаграждена. Когда они приблизились к могиле, только лишь тут вспомнив, что вход в погребальную камеру завален тяжелым камнем, то увидели, что пещера открыта. Едва преодолевая охватившее их оцепенение, они заглянули вовнутрь и встретили ангела, который говорил им, что Тот, Кого ищут мироносицы, воскрес и ждет их в Галилее. Скорее всего, другой на месте этих женщин смутился бы, решив, что все виденное им – галлюцинации и плод воспаленного воображения. Но ученицы Христовы поверили сразу и безо всякого сомнения – получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам, которые сидели в доме и там переживали обрушившееся на них горе. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели самого воскресшего Господа.

У гроба осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть наедине, чтобы лучше понять случившееся. Она еще не до конца осознала величие этого момента, и когда перед ней появился человек, подумала, что перед нею садовник, и стала спрашивать у него, куда исчезло тело Учителя. Но садовник назвал ее по имени, причем сделал это так, как делал только один Человек на земле. Перед нею стоял Сам Христос – живой, воскресший, реальный! Радости женщины не было предела – она своими глазами видела Того, Кого еще пару дней назад безутешно оплакивала вместе с другими ученицами.

Потом Господь явился остальным – апостолам, ученикам, другим Своим спутницам, которые все три года Его проповеди были с Ним. Но первым радостную новость о Воскресении Спасителя узнали именно они, мироносицы – женщины, которые не побоялись ни преследования старейшин, ни возможной грубости римской охраны, которая до момента явления ангела стерегла гроб Спасителя, ни других опасностей, подстерегающих человека ночью. Ученицами двигала любовь – та самая любовь, которой их учил Господь, и которая не ведает никаких преград – даже смерти.

День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.

Сколько мироносиц было всего – мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной – то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.

Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) – это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына – согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же – в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет – предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Мария Магдалина

Материал по теме

Грешница, ученица, равная апостолам... Недалеко от пещеры она увидела человека. Подумав, что это хозяин виноградника, расположенного по соседству, женщина стала расспрашивать его, надеясь, что он расскажет хоть что-нибудь о судьбе похищенного тела. И в ответ вдруг услышала свое имя.

Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Марфа и Мария, сестры Лазаря

Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры – неизвестно.

Иоанна

Она была женой Хузы – одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна – по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 – 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.

С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады – Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Мария Клеопова

О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе – брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.

Мария Иаковлева

С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей – Иаков – входил в число апостолов.

Сусанна

Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.

В третье воскресенье после Пасхи Православная церковь вспоминает жен-мироносиц . Известно, что в дореволюционной России этот день отмечался, как Женский праздник. Эти женщины сейчас незаслуженно забыты многими. Предлагаю вспомнить их жизнь, чтобы понять, в чем была их святость, чему следует нам у них учиться. Ведь жены-мироносицы – это не абстрактное определение, а реальные женщины, о которых рассказано в Евангелии, в Деяниях Апостолов, в житиях святых, в преданиях.

Итак, в этот день вспоминают Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных.

Жены-мироносицы — верные ученицы Христа

Слушая проповеди Иисуса, наблюдая его жизнь, исцеление больных, слушая мудрые поучения, эти женщины уверовали в Него, как в Сына Божиего. В Евангелии упоминается, что они с плачем сопровождали своего Учителя на Голгофу, они были у креста рядом с Богородицей и Иоанном – единственным из учеников, оставшимся верным до конца. Один из Апостолов Его предал, другой отрекся, все остальные попрятались в ужасе, когда схватили их наставника. А ведь Он открыл им божественные тайны, дал дар исцелять людей и изгонять бесов. Женщинам такого дара не было. Тем не менее, они не предали Его. Присутствовали они и при снятии с креста, и при положении во гроб. Не успели только помазать тело благовониями, так как наступала суббота и праздник Пасхи.

Перед самым рассветом на следующее утро они пришли ко гробу с благовониями, — драгоценным миром для помазания. Поэтому их стали потом называть мироносицами (несущими миро). «Кто же нам отвалит камень?» — печалились они. Да, мужчин опять с ними не было. Но камень был уже отвален, и ангел сообщил, что Иисус воскрес: «Что вы ищете живого среди мертвых?»


В Евангелии сказано, что первой пришла ко гробу, опередив других женщин,

Раскаявшаяся грешница

Она была родом из небольшого города Магдала, стоявшего на берегу Геннисаретского озера. В настоящее время на его месте стоит поселок Медждель. О ее детстве и юности ничего не известно. В церковном Предании упоминается, что это была молодая красавица, которая вела грешную жизнь. После встречи со Спасителем ее жизнь кардинально изменилась.

В Евангелии сказано, что Иисус Христос изгнал из нее семь бесов. С того момента Мария Магдалина раскаялась в своих грехах и стала верной ученицей Спасителя. Именно ей первой явился воскресший Христос, именно с ее слов узнали о воскресении Господа апостолы.

Потом она будет нести эту благую весть многим народам, и Церковь станет называть ее равноапостольной. Это она, подарив императору Тиверию красное яйцо, заложила традицию дарить друг другу на Пасху крашеные яйца.

Родственница святого семейства

Свя­тая Ма­рия Клео­по­ва , ми­ро­но­си­ца, по пре­да­нию Церк­ви была близкой родственницей Иосифа, Обручника Пресвятой девы Марии.

Они некоторое время жили в одном доме и были дружны, как сестры. Потом три сына Марии Клеоповой станут учениками Христа. Иаков и Иосия были в числе первых учеников. Симеон – апостол от 70-ти – был вторым епископом Иерусалимской церкви.

Мария Клеопова была при страданиях Иисуса до конца.

Мать святых апостолов

Святая праведная Саломия мироносица была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака.

Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова. Внимательно прочитав Евангелие, мы узнаем, что она вместе с сыновьями ходила за Иисусом, помогая им в странствиях и слушая учение Христа. Саломия так любила своих сыновей, что даже дерзнула просить Иисуса посадить их по правую и левую руку в Царстве Своем. Понятно, это не понравилось другим ученикам. А Иисус терпеливо объяснил, что Царство Небесное отличается от царства мира сего. Ведь Он понимал любящее материнское сердце и не осудил ее. Саломия же до конца была предана учителю. Она находилась при распятии и погребении Господа и была в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.

Сестры близкого друга Иисуса

Праведные Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого Иисус воскресил на четвертый день после его смерти.

Иисус был другом Лазаря и часто останавливался в их доме. Марфа была очень заботливой и гостеприимной хозяйкой. Мария же всегда жадно слушала Его учения.

Именно в честь этих сестер была названа Марфо-Мариинская обитель в Москве. Они – образцы служения и проповеди.

Когда начались гонения, Марфа и Мария сопровождали своего брата Лазаря, помогали ему в благовествовании Евангелия в разных странах.

Придворная дама

Святая Иоанна Мироносица была придворной дамой. Ее муж Хуза, занимал должность домоправителя царя Ирода.

Предание повествует о том, что когда во дворце Ирода убили Иоанна Крестителя, эта женщина спрятала его голову и тайно похоронила ее, чтобы спасти от поругания. Можно предположить, что Хуза развелся с ней за этот поступок. А может быть, она сама покинула дворец и стала следовать за Христом, служа ему и апостолам своим богатством. Некоторые исследователи полагают, что сын царедворца, которого исцелил Иисус, был сыном Хузы и Иоанны. В таком случае не удивительно, что благодарная мать оставила все и стала служить ему до конца.
Она стала свидетельницей явления ангелов, возвестивших о Воскресении Иисуса Христа, и рассказала об этом апостолам.

Богатая женщина

О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Вот такими были они, мироносицы. Что примечательно, среди них были молодые и старые, бедные и богатые, праведные и грешные. Это заботливые сестры, дочери, матери первых апостолов и их сподвижников. Им близки и понятны были проповеди Господа, говорившего о любви, смирении, служении людям. Господь не дал им даров, как апостолам. Но именно им первым стала известна благая весть о Его Воскресении.

До революции в России третье воскресение по Пасхе всегда отмечалось, как праздник всех женщин – матерей, сестер, дочерей, бабушек. Он напоминал, какой должна быть женщина – заботливой, любящей, верной до конца. Она должна прощать мужчинам их минутные слабости и помогать в их трудах.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3: 1–2).

Именно чистота, любовь, терпение, постоянство, верность – это то, что способно без лишних слов и уговоров повлиять на мужчину благотворно.

В статье использованы материалы с сайтов:

https://www.pravoslavie.ru

«Христос Воскресе!» 40 дней после Пасхи православные христиане приветствуют друг друга этими радостными словами. 40 дней звучат они под сводами храмов, в домах, мы поем ликующие пасхальные песнопения. Каждый, кто участвует в церковной жизни, знает, что нет более радостного времени в году, чем пасхальные дни.

В третье воскресенье по Пасхе Святая Церковь традиционно прославляла тех, кто первыми передали людям радостную весть о Воскресении Христовом. Замечательно, что это были женщины. Как через праматерь Еву произошло падение человека, и смерть вошла в мир, так через женщин пришла весть об избавлении от греха и смерти. Мы празднуем в это воскресенье память святых жен-мироносиц.

Вспомним Евангельские события, чтобы глубже понять всю высоту подвига этих святых женщин. Из Евангельской истории мы знаем, что чуткие сердца женщин горячо откликнулись на проповедь Христа. Во время Его земной жизни множество женщин следовали за Ним, служили Ему своими трудами, средствами – как говорит Евангелие, «имуществом своим». Они сопровождали Христа и во время Его славных деяний, когда Он изумлял всех многими чудесами, знамениями, исцелениями. Но эти женщины проявили еще большую любовь и преданность во время величайшего унижения Христа, во время Его страданий на Кресте и даже тогда, когда Его тело лежало во Гробе.

Евангелие повествует о том, что после взятия Христа все ученики покинули Его, и только Матерь Его и святые жены следовали за Ним, когда Он, изнемогая под тяжестью Креста, шел на Голгофу. Эти женщины со слезами, не таясь, шли рядом с Божественным Страдальцем.

Сейчас наступили новые времена в духовной жизни нашей Отчизны. Многие годы лишь единицы из верующих россиян могли попасть на Святую Землю. Ныне же тысячи наших верующих соотечественников совершили паломничество в Иерусалим, побывали в местах, связанных с жизнью, страданиями и Воскресением Господа.

Те, кто были в Иерусалиме, рассказывают, что до сего дня сохранилась память о Крестном пути Господа на Голгофу.
На этом пути есть несколько остановок, где по преданию Господь падал, изнемогая под Крестом. Но есть на этом пути место, связанное с одной из тех, чью память мы сегодня совершаем. На этом пути показывают место, где во времена жизни Спасителя находился дом одной женщины, которая следовала за Ним и служила Ему среди других женщин. Имя ее – Вероника.

Церковное предание повествует: когда Господь остановился на Своем скорбном пути, Вероника подала Ему плат, чтобы Он смог отереть Свой окровавленный Лик. Христос приложил этот плат к лицу, и на плате осталось Его изображение. В западной христианской традиции существует множество изображений страдающего Лика Христа, отпечатавшегося на плате Вероники.

Когда Христа распинали на Кресте, рядом стояла Его Матерь Пресвятая Богородица, апостол любви – Иоанн Богослов – и вместе с ними стояли святые жены. Их не испугали угрозы отлучения от церкви, угрозы смерти, их не испугали беснующиеся толпы. Любовь ко Господу помогла им победить страх. Тем временем на Голгофе совершились страшные и непонятные события: внезапная тьма, землетрясение. Постепенно разошлась толпа после совершенного злодеяния, и у креста с Распятым Господом остались до конца стоять римские воины, которые по долгу службы должны были стеречь тела распятых, осталась Божия Матерь с апостолом Иоанном и святые жены.

В православных иконах есть прекрасные изображения, показывающие это стояние у Креста. В каждом православном храме обязательно присутствует Распятие с изображенными рядом с ним Божией Матерью, апостолом Иоанном или одной из святых жен – Марией Магдалиной.

После смерти Спасителя на Кресте тайные ученики Христа – Иосиф и Никодим – пришли к Пилату просить тело Иисуса. Когда Христос открыто проповедовал, они ходили к Нему ночью, боясь ненависти и мести от своих соотечественников. Но после Распятия и Крестной смерти Господа они по преданности, по любви и благодарности оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открыто исповедали себя учениками Христа, когда другие ученики Его скрывались. Они открыто погребли Тело своего Учителя, от которого они уже больше никогда не отказывались. Оба они по­страдали за это впоследствии. Невзирая на страх перед синедрионом (членом которого был Никодим), они обвили тело Его новой плащаницей, помазали ароматами. Синедрион следил, где погребали Господа, поставил стражу у гроба Спасителя и наложил печать, один конец кото­рой был на пещере, другой – на камне.


Святые жены были рядом и смотрели, как погребали Господа. Они вместе с Божией Матерью долго не могли уйти от пещеры, где был погребен Господь. Но уйти все же пришлось, так как наступал субботний день, по закону иудейскому он был днем покоя. И только когда в Иерусалимском храме зажигались огни, можно было опять идти ко Гробу.

Именно из-за того, что приближалась суббота, Иосиф с Никодимом поспешили взять Тело Господа и положили в пещеру, чтобы через день совершилось погребение по принятому у иудеев полному обряду. Поэтому, возвратившись в дом, святые жены купили ароматы, приготовили благовония, которыми по обычаю умащивали тело погребаемого. Сделали они это в пятницу – день распятия и смерти Господа, так как в субботу ничего нельзя было ни продавать, ни покупать, ни приготовлять.

Так что в субботу (как повествует апостол и евангелист Лука) они были в покое по заповеди и только на другой день, в предрассветной тьме, поспешили с приготовленными ароматами ко Гробу Божественного Учителя. Поэтому и называем мы их мироносицами, что они несли в сосудах драгоценное миро и благовония, чтобы помазать ими Тело Господа.

В то время, когда они шли ко Гробу, произошло величайшее событие: Господь Иисус Христос Воскрес, Ангел Господень сошел с Небес и отвалил камень от Гроба, нарушив печать. Когда жены-мироносицы шли ко Гробу, они волновались: кто отвалит им тяжелый камень от Гроба, чтобы приготовить Тело Господа к погребению? Подошли к пещере и видят: она пуста!

Сегодня, в день празднования в честь святых жен-мироносиц, хочется рассказать о том, на что обычно мало обращают внимания. Это вопрос о том, кто первым узнал о Воскресении Христа. На Небе первыми узнали Ангелы – они и возвестили об этом, как повествует Евангелие. А на земле? Из текста Евангелия следует, что первыми узнали о Воскресении святые жены-мироносицы. Их подвиг был вознагражден великой, несказанной радостью: святые жены первыми увидели Воскресшего Господа, первыми услышали Его приветствие: «Радуйтесь!» и первыми возвестили апостолам о Его Воскресении.

Здесь хочется отметить, как важно не только верить в Бога, как говорят многие сегодня: «Я верю, но считаю, что не обязательно ходить в церковь»,– но как важно участвовать именно в церковной жизни, в богослужениях, в молитвенных трудах. Тогда можно узнать удивительные вещи, о которых обычно не говорится. Так, в особом чтении (называется оно «синаксарь») в богослужении первого дня Пасхи нам открывается, что первой узнала на земле о Воскресении Господа Его Матерь!

В 28-й главе Евангелия от Матфея есть такие слова: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28. 1).
«Другая Мария» – это Божия Матерь. Она была там, когда земля задрожала, когда воины в страхе бежали. Ангел первой возвестил Ей о Воскресении. Все, кто бывал на Пасхальном богослужении, знают эти слова Ангела, каждый год мы с радостным трепетом ожидаем, когда в храме зазвучит это дивное обращение-песнопение: «Ангел вопияше Благодатней, Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся…»

Только после этого ко Гробу пришла Мария Магдалина и ей явился Христос. В нашей национальной сокровищнице – Третьяковской галерее – многие могут увидеть картину знаменитого художника Александра Иванова «Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине».

Хочется посоветовать всем, у кого есть дети, непременно посещать этот музей, там многому можно научиться, риобщиться к красоте. Можно по-разному относиться к нахождению в музеях икон. Конечно же, их место – в храме. Но невозможно отменить тот факт, что в Третьяковской галерее (и в других музеях) находится много дивных чудотворных икон – святынь нашей Церкви. Пойти помолиться перед ними, увидеть и почувствовать благодать и красоту, которые они источают, это наш христианский долг.

Святая Мария Магдалина первой из жен-мироносиц удостоилась счастья видеть Воскресшего Господа – об этом повествуется в Евангелии, и, более того, именно ей Господь повелел возвестить Своим ученикам и Петру о Воскресении. Святые отцы говорят, что тем самым Мария явилась как бы апостолом для апостолов. Всем нам в этот день следует перечитать строки Евангелия от Иоанна, где рассказывается о событии Воскресения Христова и о явлении Господа Марии Магдалине:
«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко Гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от Гроба. И так бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из Гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко Гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик вежал скорее Петра и пришел ко Гробу первый. И наклонясь, увидел лежащие пелены; но не вошел во Гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во Гроб, и видит одни пелены леждщие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежит, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко Гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежлло воскреснуть из мертвых. И так ученики опять возвратилнсь к себе.

А Мария стояла у Гроба и плакала, и, когда плакала, наклонилась во Гроб. И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, и другого у ног, где лежало Тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась ндзад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратясь, говорит бму: Раввуи! Что значит: учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братиям Моим, и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он сие сказал ей» (Ин. 20, 1–18).

Явился Господь и другим святым женам, сохранившим верность Ему до конца. Имена многих из этих святых жен сохранило нам св. Евангелие. Это Мария Магдалина (память 22 июля), Мария Клеопова или Иаковля (память 23 мая), Соломия (память 3 августа), Иоанна (память 27 июля), сестры св. праведного Лазаря – Марфа (память 4 июля) и Мария (память 18 марта), Сусанна, Вероника и «многие другие, которые служили бму имением своим» (Лк. 8, 3), как пишет св. евангелист Лука.

Этих святых жен, принесших миро ко Гробу Спасителя, Святая Церковь чтит и назвала их мироносицами, установив особый день празднования им, когда все мы молитвенно просим их благодатной помощи в христианской жизни.
Их подвиг воодушевил многих женщин. Их заботы и труды положили начало служению, которое приобретало со временем разные формы. Оно выражалось в воспитании детей, заботах о сиротах, больных. В раннехристианское время существовали в Церкви диаконисы, которые помогали священникам при совершении таинства св. Крещения, помогали исповедникам веры, заключенным в тюрьмы, ухаживали за больными.

Некоторые из язычников даже называют христианство «религией женщин». Мы же вспомним сегодня слова знаменитого языческого ритора Либания, учителя св. Иоанна Златоуста, сказанные им о матери святителя: «Какие у христиан женщины!» Это возглас восхищения и удивления.

Если мы посмотрим сегодня на нашу Церковь, то и в ней большинство нашей паствы – женщины. На их плечах лежит большинство забот по благоустроению храмов, помощь в богослужении, христианское воспитание детей, да и материально церковь существует главным образом на средства наших верующих женщин. Не случайно один из духовных людей сказал в послереволюционное время: «Россия спасается не клобуками, а платочками» (не монашеством, а простыми верующими женщинами).

Среди святых жен-мироносиц есть два имени, которые стали символами христианского служения женщин: это Мария, которая, сидя у ног Христа Спасителя, внимала началам жизни вечной, и ее деятельная сестра Марфа, которая хлопотала о приготовлении лучшего угощения для Божественного Учителя. В своем хозяйственном рвении Марфа упрекнула Господа за то, что сестра ее, сидя у ног Его, не помогала в приготовлениях. Христос, отвечая Марфе, не осудил ее забот и дел, которые она делала из любви к Нему, а лишь отметил относительную ценность ее забот в сравнении с «благой частью», которую избрала Мария. Это два пути служения: путь Марфы – путь внешнего, но вдохновленного любовью служения ближним; Марфа утверждает Божественную истину о том, что «вера без дел мертва»; путь Марии – молитвенное, духовно-благодатное воздействие на мир.

Не случайно отрывок из Евангелия о посещении Христом Марфы и Марии читается на утрени праздников в честь Пресвятой Богородицы. Завершается это Евангелие словами: «Блаженны слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 11, 28).
Эти слова относятся к мироносице Марии, и это не только духовная вершина служения для женщины, но и вообще достижение того, к чему был предназначен человек. Назначение Адама и Евы – слушать слово Божие, хранить знание, дарованное Богом и творчески исполнять его. Но первые люди не исполнили это призвание, поддавшись соблазну искусителя. И вот, на грани Ветхого и Нового Заветов, среди жен-мироносиц, встретивших первыми Воскресшего Господа, Евангелие раскрывает нам дивный образ Марии, которая слышит слово Божие, хранит и исполняет его.

На нашей земле это служение святых Марфы и Марии воплотилось в Марфо-Мариинской обители, основанной в Москве святой преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. И не случайно после убийства большевиками ее нетленные останки нашли упокоение во святом граде Иерусалиме, в храме святой Марии Магдалины, расположенном в Гефсиманском саду.

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ МАРИЯ МАГДАЛИНА, МАРИЯ КЛЕОПОВА, САЛОМИЯ, ИОАННА, МАРФА, МАРИЯ И СУСАННА.

По традиции, принятой в Православной Церкви, этот день святых жен-мироносиц считается праздником всех женщин-христианок. Не 8 марта, а в день святых жен-мироносиц поздравляли всегда на Руси женщин с их праздником, дарили цветы, подарки. Давайте присоединимся и мы к этому древнему прекрасному обычаю. Быть может, узнав об этом, мужчины вспомнят о своих верующих матерях, женах, сестрах и устроят им настоящий радостный праздник.

Пример святых жен-мироносиц свидетельствует о том, что ни убеждения, ни идеи, какими бы правильными и добрыми они ни были, смерть победить не могут, а только любовь может победить смерть. К этой любви и зовут нас святые жены, память которых мы совершаем ныне, и мы можем просить, чтобы они умолили Господа: да дарует Он всем нам этот дар верной, вечной, непобедимой любви. Аминь.

Поделиться: