Серафим Саровский — разные пути «превращения» портрета в икону. От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего. В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

) - иеромонах Саровского монастыря , один из наиболее почитаемых русских святых . Основатель и покровитель Дивеевской женской обители . Прославлен Российской церковью в по инициативе царя Николая II .

Правило преподобного Серафима Саровского

Это правило предназначено для мирян, не имеющих по разным причинам возможности совершить положенные молитвословия.
Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им молитвенное правило, известное ныне
как «Правило преподобного Серафима».
Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий
должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т. е. «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, «Символ веры» единожды. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь им дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если же вокруг люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить то же утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго».
А ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает.
При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа. А «Символ веры» заключает в себе все догматы Православной веры.
Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять это
правило и лежа, и на пути, и при деле, помня слова Писания:
«Всяк, ижеаще призовет имя Господне, спасется»
(Деян. 2, 21; Рим. 10,13)

Господь являет Своих святых в наиболее важные исторические эпохи – времена кардинальных перемен, революций, смут. Тем самым Он дает людям духовного лидера, который не на баррикадах, а в уединенной келье, скиту или пустыне молится за страну и народ, за весь мир. Так было во времена Преподобного Сергия Радонежского, праведного Иоанна Кронштадтского и многих других подвижников. В какую же эпоху жил преподобный Серафим Саровский и почему именно в этот момент Господь явил людям Своего святого? Посмотрим, что происходило в мире, когда в уединенном скиту под Саровом подвизался старец Серафим.

1759 год

В год рождения будущего святого в мире происходило немало важных событий. Так, в частности, продолжались военные конфликты, в которых одна сторона завоевывала земли другой: Англия покоряет Канаду (захват Квебека), Китай завоевывает Кашгарию и делает из нее провинцию, французы и англичане продолжают покорение Индии.
Россия в этот год продолжала свое участие в одной из славнейших для себя военных кампаний – Семилетней войне (1756–1763).

В день рождения будущего преподобного – 19 июля – русские войска взяли город Франкфурт (на Одере), а через некоторое время одержали известную победу при Кунерсдорфе (12 августа 1769 года), которая во многом открыла им дорогу на Берлин. В России в это время славно правит императрица Елизавета Петровна.
В мире культуры, искусства и науки продолжает свое триумфальное шествие гений Михаила Васильевича Ломоносова.

Как раз в этот удачный для России исторический момент и рождается в древнем Курске будущий подвижник. В этом можно увидеть особое Божие благословение стране, которая в этот момент находилась на одном из пиков своего развития.

1760-е

В 60-е годы XVIII века, когда Прохор (имя святого Серафима в миру) только начинал свой жизненный путь, ситуация в России меняется. Несмотря на приход к власти в 1762 году Екатерины II Великой и наступавших успехов во внешней политике, для Православной Церкви это были тяжелые годы.

Указом Екатерины Великой от 26 февраля 1764 года в стране начинается секуляризация монастырей. Созданы так называемые монастырские штаты, которые регламентировали количество, структуры, категории православных обителей.

Число монастырей начинает резко сокращаться. Количество закрытых по всей России обителей составило около 600, еще 160 выведено за штат – то есть они лишились государственной поддержки. Конечно же, это был серьезный удар, особенно если учесть, что многие из тех монастырей были основаны святыми подвижниками.
Усугубляет обстановку и то, что в 1765 году выходит указ, ужесточающий крепостное право. Все это не могло не выявить многих острых вопросов во внутренней жизни страны.

Во внешней жизни тоже происходят перемены. В 1763 году завершается Семилетняя война, блистательные успехи которой сводятся на нет недолгим правлением Петра III, который боготворил проигравшую в войне Пруссию. Фактически он отдал все завоеванное Россией назад проигравшей стороне.

В конце 60-х (1768 год) Россия втягивается в тяжелую войну с Турцией.

Прохор в это время получает от Господа первые испытания духа в виде физических недугов.

1790-е

Пролетели десятилетия… Прохор Мошнин уже не Прохор, а монах Серафим. В 1793 году он посвящен в сан иеромонаха, а через год уходит в отшельничество. Начинается его духовное служение.

В мире в это время происходят знаковые события, которые резко контрастируют с деланием Серафима.

В 1793 году во Франции самый разгар кровавой революции, которая в истинном свете показывает все свои ужасы. Это, пожалуй, самое главное событие десятилетия.

Россия в 90-е годы завершает очередную войну с Турцией (1787–1792). Происходят второй и третий переделы Польши. На трон восходит Павел I, а Александр Суворов совершает свои исторические итальянский и швейцарский походы.

Знаменательно, что чем ярче разгораются мировые страсти, тем дальше от мира уходит Серафим Саровский. Однако уходит он для того, чтобы молиться за этот мир.

XIX век

Новый век, из которого преподобный Серафим захватил лишь чуть больше первой четверти, ознаменовался все усиливающимися мировыми конфликтами, войнами и революциями.

Одним из главных событий для России в первой половине столетия стала Отечественная война 1812 года. Эта война духовно очистила русский народ, вернула его в русло национального самосознания. Именно Россия остановила натиск наполеоновских войск. И здесь мы видим удивительную параллель – в то время как вся страна билась с Наполеоном, преподобный Серафим живет в полном уединении, проходит самые тяжелые духовные подвиги – молчальничество, столпничество, затвор. Несомненно, в это время он молится за всю страну, за весь мир, который все сильнее начинал увязать в военных конфликтах.

Показательно, что в честь победы над Наполеоном Александр I, среди прочих наград, учредил наградной знак для духовенства. Это был бронзовый крест на Владимирской ленте, которую украшала надпись «1812». Именно этот крест вручили и преподобному Серафиму с формулировкой «за молитвы об одолении русского оружия». Преподобный никогда не надевал эту награду.

Последнее важное событие, которое параллельно земной жизни преподобного Серафима, произошло в 1825 году. В этот год умирает Александр I, но главное – происходит восстание декабристов. Тревожное предвестие будущей смуты. Что же в это время делает святой Серафим? Снова знаковое сравнение – в 1825 году (в середине между двумя событиями) преподобный Серафим выходит из затвора и начинает служить народу. Именно с этого времени к нему начинают стекаться люди со всех весей страны. И до конца своих земных дней старец принимал приходящих к нему со словами: «Радость моя, Христос воскресе!»

…Наверное, излишне делать какие-то особые выводы. Достаточно сказать одно – почему Господь явил Своего святого именно в эту эпоху. Была воля Божия на то, чтобы великий подвижник молился за страну, которая переживала важные события и стояла на пороге еще больших потрясений.

Источник иллюстраций wikipedia.org

Иллюстрация на заставке: “Посещение Серафима Александром I”

Икона преподобного Серафима Саровского

Икона преподобного Серафима Саровского

Из темного овала, словно из мглы времен, батюшка смотрит на нас, и земная его жизнь встает перед нашим мысленным взором как путь к стяжанию Духа Святого Божия и делает личность преподобного Серафима особенно близкой и дорогой верующему сердцу.


в иконописной мастерской Дивеевской обители. Образ написан на доске, как икона. Очень деликатно, не нарушив общего художественного строя, сделаны нимб и надпись. Это лучшее подтверждение слов дивеевской монахини Елены (Анненковой) об иконном характере серебряковского извода, сказанные ею
в 1887 году: «Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери
и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого».

В центре Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, с левой стороны, в резном киоте помещена икона преподобного Серафима Саровского. Это копия с его прижизненного портрета, выполненная на рубеже XIX и XX веков
в иконописной мастерской Дивеевской обители. Образ написан на доске, как икона. Очень деликатно, не нарушив общего художественного строя, сделаны нимб и надпись. Это лучшее подтверждение слов дивеевской монахини Елены (Анненковой) об иконном характере серебряковского извода, сказанные ею в 1887 году: «Изображения о. Серафима называют и считают „иконами“, помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое серебряковское совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого».

Копия портрета преподобного Серафима Саровского работы инока Иосифа (Серебрякова),
выполненная дивеевскими сестрами

В оригинале, как вспоминала монахиня Серафима (Булгакова), фигура преподобного Серафима была помещена в овале, на сером фоне. В дивеевском образе – фон теплого оливкового цвета, характерный для классических портретов первой трети XIX века. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Старец изображен в преклонных летах, его седовласая голова не покрыта, он облачен в мантию, поверх которой епитрахиль, напоминающая нам о пророчестве преподобного, что он придет с проповедью всемирного покаяния – покаяния, которое перед концом света спасет не потерявших веры православных христиан. Правая рука батюшки прижата к сердцу в знак духовной сосредоточенности, показывающий, что человек молится, внимая себе. Известно, что в монастыре, где подвизался преподобный Паисий Величковский, вся братия ходила именно так: прижимая руку к сердцу. Цвет епитрахили на дивеевской иконе – пасхальный – напоминает нам батюшкино приветствие: «Радость моя, Христос воскресе!» Взгляд старца, устремленный на нас, глубокий и испытующий.

По описанию, сделанному в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», Старец был написан примерно за пять лет до своей кончины «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

В оригинале, как вспоминала монахиня Серафима (Булгакова), фигура преподобного Серафима была помещена в овале, на сером фоне. В дивеевском образе - фон теплого оливкового цвета, характерный для классических портретов первой трети XIX века. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Старец изображен в преклонных летах, его седовласая голова не покрыта, он облачен в мантию, поверх которой епитрахиль, напоминающая нам о пророчестве преподобного, что он придет с проповедью всемирного покаяния - покаяния, которое перед концом света спасет не потерявших веры православных христиан. Правая рука батюшки прижата к сердцу в знак духовной сосредоточенности, показывающий, что человек молится, внимая себе. Известно, что в монастыре, где подвизался преподобный Паисий Величковский, вся братия ходила именно так: прижимая руку к сердцу. Цвет епитрахили на дивеевской иконе - пасхальный - напоминает нам батюшкино приветствие: «Радость моя, Христос воскресе!» Взгляд старца, устремленный на нас, глубокий и испытующий.

Празднично украшенная икона преподобного Серафима Саровского

О Серебрякове в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сказано, что «он был иноком Саровской обители и в ней опочил вечным сном». В дошедших до нас келейных записках пустыни читаем: «1862 год 9 мая скончался Иосиф (Семен Серебряков), рясофорный монах, 80 лет, живописец клеевых стенных работ особенных способностей. Уроженец Арзамаса. В 1845 году расписывал с детьми своими церковь Живоносного Источника в куполе, а большие картины писал сын его Александр» (ЦГА РМ, ф. 1, оп. 2, д. 27, л. 56 об.). Таким образом, оказывается, что имя Семен, которое обычно указывается как отчество Серебрякова, на самом деле было его именем по крещению, а в монастыре при иноческом постриге он, по традиции, получил новое имя – Иосиф.

Формирование Серебрякова как художника происходило в Арзамасе под влиянием Александра Васильевича Ступина и, судя по году рождения, он был
в числе первых учеников ступинской школа живописи. За более чем полувековой период существования этой школы Ступиным и его учениками было расписано десять церквей, изготовлено 136 иконостасов, создано 2 956 образов в Пензенской, Симбирской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Казанской и Оренбургской губерниях. Ступин с учениками расписывали храмы в Саровской пустыни.

Самое значительное произведение Серебрякова – росписи Воскресенского собора в Арзамасе, выполненные им с сыном Александром и помощниками за три года, с 1834 по 1837-й. Фрески, за исключением центрального купола, написаны в коричневато-бежевых тонах без цветных красок, благодаря чему усиливается впечатление обширности собора, в нем много воздуха и света. Художники работали в технике альфреско – тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходилось сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись.

Все сюжеты фресок посвящены земной жизни Спасителя. Оригиналами для них послужили произведения западноевропейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем – копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках присутствуют детали русского быта того времени. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае.

На малых картинах изображены Ангелы, Херувимы, кадильницы и т.д. В главном куполе между окнами расположены двенадцать апостолов, ниже, на парусах, – четыре евангелиста. Монохромность фресок создает впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это – Триипостасное Божество в своде центрального купола
и Распятие на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Бартоломео Мурильо, которая находится в Смоленской церкви поселка Выездное. В Воскресенском соборе много лепных украшений,
а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.

О Серебрякове в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сказано, что «он был иноком Саровской обители и в ней опочил вечным сном». В дошедших до нас келейных записках пустыни читаем: «1862 год 9 мая скончался Иосиф (Семен Серебряков), рясофорный монах, 80 лет, живописец клеевых стенных работ особенных способностей. Уроженец Арзамаса. В 1845 году расписывал с детьми своими церковь Живоносного Источника в куполе, а большие картины писал сын его Александр» (ЦГА РМ, ф. 1, оп. 2, д. 27, л. 56 об.). Таким образом, оказывается, что имя Семен, которое обычно указывается как отчество Серебрякова, на самом деле было его именем по крещению, а в монастыре при иноческом постриге он, по традиции, получил новое имя - Иосиф.

Формирование Серебрякова как художника происходило в Арзамасе под влиянием Александра Васильевича Ступина и, судя по году рождения, он был в числе первых учеников ступинской школа живописи. За более чем полувековой период существования этой школы Ступиным и его учениками было расписано десять церквей, изготовлено 136 иконостасов, создано 2 956 образов в Пензенской, Симбирской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Казанской и Оренбургской губерниях. Ступин с учениками расписывали храмы в Саровской пустыни.

Самое значительное произведение Серебрякова - росписи Воскресенского собора в Арзамасе, выполненные им с сыном Александром и помощниками за три года, с 1834 по 1837-й. Фрески, за исключением центрального купола, написаны в коричневато-бежевых тонах без цветных красок, благодаря чему усиливается впечатление обширности собора, в нем много воздуха и света. Художники работали в технике альфреско - тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходилось сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись.

Все сюжеты фресок посвящены земной жизни Спасителя. Оригиналами для них послужили произведения западноевропейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем - копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках присутствуют детали русского быта того времени. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае.

На малых картинах изображены Ангелы, Херувимы, кадильницы и т. д. В главном куполе между окнами расположены двенадцать апостолов, ниже, на парусах, - четыре евангелиста. Монохромность фресок создает впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это - Триипостасное Божество в своде центрального купола
и Распятие на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Бартоломео Мурильо, которая находится в Смоленской церкви поселка Выездное. В Воскресенском соборе много лепных украшений, а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.

Портрет Серафима Саровского у старушки.

В восьмидесятые годы я был хорошо знаком с ""Маросейскими"" старушками из общины о.Сергия Мечева. Поскольку в храме Николы в клениках распологался ЦК комсомола, то старушки перебрались в храм Ильи Обыденного на Остоженке. После литургии они обычно собирались на квартире Марии Владимировны Дриневич, жившей напротив храма, пили чай, делились церковными новостями, обсуждали семейные проблемы, предавались чтению житий святых или проповедей посвященнным наступившему церковному празднику. Как я уже упоминал это были еженедельные воскресные соборы на квартире святых старушек и старичков. Среди них была старушка, дочь профессора Прянишникова, памятник которому стоит рядом с Тимирязевской академией Зоя Дмитриевна Прянишникова. Когда я посетил ее на квартире, то увидел большой портрет Серафима Саровского, висящий на стене ее комнатки, (большие комнаты занимали дети и внуки.) Зоя Дмитриевна уверяла меня, что это прижизненный портрет преподобного, я не поверил. Зоя Дмитриевна обращала моё внимание на переписанную руку преподобного, которой он держал четки. Портрет был решен в черно-коричневых тонах, и на этом фоне лик на портрете светился перламутровым сиянием. Зоя Дмитриевна обь"ясняла, что если бы это была копия с другой картины, художник бы не изменял положение руки, а скопировал как есть. Я все равно не верил, но лик светился.
А как к Вам попал этот портрет? -спросил я?
Зоя Дмитриевна рассказала, что ее подруга ещё в довоенные годы в Москве, идя на работу в какое-то ""бумажное"" управление проходила антикварный магазин, и время от времени заходила в него. В этом магазине она и увидела портрет Серафима Саровского, выставленный как портрет неизвестного монаха кисти Репина.Под портретом была поставлена цена - две тысячи рублей. Таких денег у женщины не было, купить портрет она не могла, но каждый день заходила в магазин чтобы полюбоваться на него, и мысленно помолиться.
Через месяц цену портрета снизили до тысячи рублей. Женщина загорелась. У них с мужем была тысяча рублей на переезд в Ленинград, но она решила, что ни в какой Ленинград они не едут, а покупают портрет Серафима Саровского. Муж согласился с таким решением жены. Они приобрели портрет, женщина была счастлива. Преподобный был теперь у них дома.
А где-то через месяц в газетах были опубликованны результаты розыгрыша облигаций государственного займа. Женщина не обращала на газету внимания, поскольку приобретение облигаций было делом обязательным, а шансов на выигрышь никаких. Но зато этим озаботился ее начальник отдела. Сам он ничего не выиграл, но предложил женщине проверить ее облигацию.
- Пожалуйста, - ответила она, - но я знаю, что я все равно ничего не выиграю.
- А вот и выиграли! - ответил начальник, проверив таблицу, - и выиграли вы пятьсот рублей!
Женщина ахнула.
- А поскольку у вас ""двойная"" облигация, - продолжал начальник, - то выиграли вы не пятьсот рублей, а тысячу.
Женщина обомлела. Серафим Саровский вернул ей деньги за ""спасенный"" портрет.
На эту тысячу они переехали в Ленинград, но по какой-то причине подруга Зои Дмитриевны не смогла взять портрет с собою, и попросила ее временно подержать портрет у себя. Завещав в случае ее смерти передать портрет ее знакомому священнику. Священник был арестован. А в 1941 началась война, блокада Ленинграда.
Портрет Серафима Саровского так и висел в квартире Зои Дмитриевны.
После войны священника освободили из лагерей. Он устроился на работу лесным егерем или сторожем. Зоя Дмитриевна передала ему портрет. Но священника почти до смерти избили в лесу, опасаясь за судьбу портрета, он вернул его обратно Зое Дмитриевне.
А через несколько лет в Москву приехала сама хозяйка портрета. Когда Зоя Васильевна рассказала ей историю картины, она сказала - Этот портрет как-то прижился у Вас, пусть он у Вас и висит.
Зоя Дмитриевна была счастлива. К ним в квартиру приходили групками люди, знакомые и друзья специально помолиться на прижизненный портрет Преподобного. Портрет Зоя Дмитриевна завещала священнику о.Александру Куликову. В то время и в голову не могло придти, что о.Александр станет настоятелем храма свт. Николая на Маросейке.
Пока Зоя Дмитриевна рассказывала всю эту историю, из портрета в сердце меня все время толкала невидимая рука. Моё сердце отверзлось, отверзласть вечность и в самом портрете.
""Все, верю! - сказал я, и поделился с Зоей Дмитриевной своим переживанием.
Мы прочитали акафист Преподобному.
Странное видение ожидало меня, когда я вышел на улицу. Грехи людей как некая духовная порода, пластами поднимались до небес. Этой греховной породой было залеплено все - троллейбусы, люди, машины, деревья. Все заполнял собою грех. А внутри меня было переживание благодати.
Потом все стало обычным.

На приведенном фото другой, ""классический"" портрет.

В очерке о схмонахинях Серафима Кочетковой и Марии Буторовой, старицах Спасо-Влахернского монастыря, я привёл рассказ Зои Дмитриевны о посещении слепой схм. Марии подругой православной писательницей Надеждой Павлович. Монастырь уже был закрыт, электричество в храме не включали, было темно. Иконы тонули в полумраке. По окончании беседы схм. Мария сказала Надежде Павлович
- Поцелуй икону Божией Матери!
- Где? Где? - спрашивала Надежда. - Я здесь ничего не вижу!
- Зато я вижу. - ответила слепая схм. Мария, и подвела её к иконе. (Чудотворной Влахернской Божией Матери?)

Сегодня Русская православная церковь чествует память Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых и почитаемых в русском народе святых.

Он родился 19 июля 1759 года в Курске в благочестивой купеческой семье. С юных лет Прохор (такое имя преподобный получил при рождении) отличался большой тягой к духовной жизни. В семнадцать лет мать благословила его на монашеский подвиг, 18 августа 1786 года Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона.

Преподобный Серафим опекал сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. 2 января 1833 года преподобный Серафим умер во время молитвы перед иконой Богоматери.

1. Первое чудо

Практически во всех "Сказаниях" о жизни преподобного Серафима присутствует описание следующего случая:

"... по детской неосторожности упал с высоты здания на землю". И к несказанной радости родителей и величайшему удивлению прихожан остался целым и невредимым.

Если вы бывали в Курске, то, наверняка, видели это здание - прекрасный Сергиево-Казанский кафедральный собор, работами по возведению которого четверть века руководила обычная русская женщина Агафья Мошнина, мать будущего чудотворца Серафима Саровского (в миру - Прохора Мошнина).

2. Изображения Серафима Саровского

Иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

3. Дивеево

Дивеево называют "Четвертым Уделом Божией Матери" (после Иверии, святой горы Афон и Киево-Печерской Лавры). Пресвятая Богородица обещала всегда быть Игуменией этой обители, "изливая на нее все милости свои и всех благодатей Божиих".

Двенадцать раз являлась в Дивеево Богородица пламенному молитвеннику Серафиму Саровскому.

Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери "Умиление", восстановлена Святая Канавка, по которой прошла сама Царица Небесная, в окрестностях - находятся пять чудотворных источников. Но главная святыня обители, конечно же, святые мощи преподобного Серафима Саровского, которые наполнили жизнь Дивеево незримым его присутствием.

4. Где молиться Серафиму Саровскому в Москве

Совершить праздничное паломничество в Дивеево удается не каждому. Но помолиться святому Серафиму Саровскому можно и в Москве:

Частица мощей старца находится в Серафимо-Дивеевском монастыре .

Икона с частицей мощей преподобного Серафима находится в храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной

Образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и одежд хранится в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе .

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре .

Частицы мощей старца хранятся в Донском и Сретенском монастырях .

Образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

5. Высказывания Серафима Саровского

Суди себя сам, и Господь не осудит.

Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Смирение может весь мир покорить.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Поделиться: