Толкование Евангелия на каждый день года.22 февраля. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову


Древняя Иудея. Её земля наполнена благоухающими цветами и деревьями. И неудивительно, что еврейский народ всегда проявлял большую любовь к благовониям, которые использовались им в различных ритуалах и непосредственно в быту.


Долгое время иудеи находились в египетском рабстве, и из этой страны высокой цивилизации они переняли многие культурные достижения и ценности, среди которых было и искусство парфюмерии. Но о том, что ароматы древним евреям были знакомы не понаслышке, можно сказать с уверенностью. Священное Писание свидетельствует о широком использовании иудеями ароматических веществ.


«Вот идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет». Библия. Книга – Бытие – гл. 37-25



Горы Гилеада были покрыты душистыми кустарниками, среди которых самым распространённым был амирис. Именно из него добывали ароматическую смолу, или «гилеадский бальзам».


«…Иорданом напоенная земля;
Ливан холмистый, кедрами венчанный;
Чудесный Гилеад благоуханный;…»


«И сделай жертвенник для приношения курений; из дерева ситтим сделай его». Библия – Исход гл. 30-1.


«Возьми себе самых лучших благовонных веществ; смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот, по сиклю священному, и масла оливкового гин. И сделай из сего миро для священного помазании…» Библия – Исход гл.30-23,24,25



Эти благовония использовались для помазания «скинии собрания», «ковчега откровения», «жертвенника всесожжения» и других священных атрибутов.


Благовонное масло и курение предназначались только для священного помазания, использование его запрещалось всем, кроме Аарона и его сыновей, и это правило передавалось в роду из поколения в поколение вместе со священным саном.


«Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, …Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа» Библия – Исход гл.30-34,37


По закону Моисея полагались суровые наказания каждому, кто осмелится употреблять священные масла или курения для собственных нужд, а также изготовлять самостоятельно.


Составы священных масел известны, но как их приготовляли, осталось загадкой. Под названиями, пришедшими к нам из древнего мира, неизвестными остались и некоторые компоненты.


«…Сливаясь, запах, ладана, цветов,
Плодов и трав возносится к Престолу
Воздать хвалу Творцу, подобно оде...»



Вместе с применением благовоний еврейский народ сохранил в своей культуре египетские способы соблюдения гигиены и применения при этом ароматических масел и притираний. Среди народа особенным употреблением благовоний пользовались женщины. В еврейских законах предписывались очистительные ритуалы для женщин, которые омывали своё тело водой и умащали благовониями.


Еврейские женщины отличались красотой и грацией. , чуть смуглый цвет кожи, большие глаза, опушённые длинными густыми ресницами, – этот природный дар остался и многие века спустя. И сегодня красота евреек привлекает к себе внимание и достойна восхищения. Но какая женщина довольствуется красотой, данной только природой?


Каждая старается улучшить красоту и превзойти в этом отношении подруг. Конечно, древние еврейки использовали не только притирания для чистоты и благоухания собственного тела, но и стремились усилить красоту с помощью различного рода косметики.


«…они приходили, и ты для них умывалась, сюрмила глаза твои и украшалась нарядами». Иезекииль, гл.23 – 40


Благовония в те времена были весьма дороги, а потому их ценили настолько, что включали в число царских даров: золота, серебра, драгоценных камней. Упоминание ароматических веществ и составов сохранились в древнееврейских поэмах и легендах. А это означает, что они были известны издавна и, несомненно, ценились среди иудейского народа, и конечно, знати.


Наиболее известными в библейские времена были мирра, или смирна, ладан, алое, корица, нард, кипер, шафран, кассия. Некоторые из них ввозились в Иудею из Аравии и Индии. Их употребляли для курения, притирания тела и врачевания.



Кипер. Его цветы имеют сильный аромат, их носили на шее в виде венков, а также ставили в комнатах для ароматизации и украшения. Это растение было известно и у арабов.


Шафран получают из цветочных рылец Crocus sativus, или крокуса.


Корица представляет собой кору дерева Cinnamonum verum.


Ладан . Сок растения Boswellia thurifera, весьма распространенного в , в основном в Йемене. Издавна он поступал только из этой страны. Благовонный древесный сок ладана более всего использовался при обряде погребения, продавали его за дорогую цену. При обычной температуре воздуха ладан принимал твёрдую форму.


Мирра – драгоценная смола деревьев, называющихся Balsamodendron myrrha. В те времена она была одним из любимых ароматических веществ, преимущественно привозили её из Аравии и Абиссинии. Грамм мирры покупателям Иудеи обходился дорого – зачастую равным количеством золотого песка.


Получали мирру, надрезая стволы деревьев, а затем собирали смолу в ёмкости. Её использовали не только в притираниях как благовоние или в ритуальных обрядах. Остропряный горьковатый вкус мирры ценили и древние кулинары. Мирра придавала блюдам пикантность и необыкновенный аромат.



Алоэ . Это растение, упоминаемое в Библии, не следует путать с растением того же названия, которое используется в народной медицине. Алоэ в иудейской парфюмерии – это древесина дерева Aloexylum agallochum, имеющее очень острый благовонный запах. Именно это алоэ использовалось для бальзамирования и как ценный фимиам употреблялось для курения в домах.


Помимо курительных благовоний и ароматических притираний были у древних иудеев вещества, создававшие аромат одежды и постели.


«…спальню мою надушила смирною, алоем и корицею». Притчи Соломона, гл.7 – 17


Слова «смирна», «мирра», и «миро» часто упоминаются в Библии и имеют разные значения. Святое миро изготавливалось и изготавливается из нескольких разновидностей самых лучших масел. В наши дни миро – это смесь оливкового масла с добавлением вина и около 40 благовонных ароматов.


Смирна использовалась для помазания в момент погребения. Смесь смирны и алоэ всегда были в составе для бальзамирования.


В древности все благовония, в том числе мирру, привозили в город Смирну (Измир), находящийся на западном берегу Малой Азии. Скорее всего, поэтому мирру часто называли смирной. Смирной называют и камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).


Евреи так же, как и египтяне, бальзамировали умерших. В Евангелие от Иоанна читаем: «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. И так они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».Евангелие от Иоанна, гл.19 – 39,40



Нард . Под этим названием из древних посланий, а также в Священном Писании упоминаются разные ароматные растения. Одни из них родом из Гималайских гор, другие произрастали в Альпах. Разделяли нарды индийские, галльские, итальянские, арабские. Корневища этих растений и служили сырьём для получения нардового масла, которое всегда входило в состав мира.


Среди евреев был обычай, умащать благовониями голову почетного гостя. Читаем в Евангелие от Марка – гл.14 – 3 –«…пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного, и, разбивши сосуд, возлила Ему на голову». Евангелие от Марка, гл.14 –3


Народы стран Востока в течение веков более стабильно, чем европейские народы, соблюдают нравы и обычаи, предписанные из древности. Примеров для подтверждения множество. Их можно найти среди арабов, в Индии, Афганистане, а также на Святой Земле. Прочитайте Библию, узнаете в ней не только о иудейской парфюмерии…

Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

«Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову». Очевидно, Симон был когда-то прокаженным, и получил это имя за свою болезнь. И если он принимает гостей, значит, он теперь исцелился. Больше мы ничего не знаем о нем. Что касается женщины - даже имени ее не дано. Все повествование сосредоточено на том, что он совершила.

Ее поступок был совершенно неразумен. Невозможно видеть, как такая огромная сумма тратится в одно мгновение. Цена мира составляла триста динариев. Триста динариев - это триста рабочих дней деревенского труженика. На двести динариев можно было накормить хлебом пять тысяч человек, как мы читаем в другом Евангелии (Ин. 6, 7). Чудо любви, которое Господь совершил, насыщая пять тысяч человек пятью хлебами, соединяется с чудом этого приношения. Оно столь же драгоценно, потому что в нем - выражение ответной любви ко Господу.

«Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?» Там были те, кто дал объяснение этому худшее, чем оно заслуживало. Они сказали, что это была пустая трата. Они изображали заботу о нищих: «Можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». Любовь к нищим не может быть оправданием отсутствия любви ко Христу. Как часто строгий суд любящим Бога выносят те, кто, находясь в Церкви, не знают, каким сокровищем она обладает. «Какая напрасная трата», - говорят они, не понимая, что без первой заповеди о любви к Богу никогда не может быть исполнена вторая заповедь о любви к человеку. Этот «здравый смысл», который все более торжествует в мире, может вторгаться и в Церковь.

Христос же видит в поступке этой женщины явление великой веры и великой любви. Она приносит свой дар прежде Его страданий, приближение которых ощущается только любящей душою. «Она доброе дело сделала для Меня, - говорит Господь. - Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете». В том, что делает женщина, Господь видит нечто более важное, чем заботу о нищих. Речь идет о помазании Его тела, которое она не сможет совершить после Его смерти. Когда три жены-мироносицы придут ко гробу в воскресенье утром с ароматами в руках, чтобы исполнить положенное, тела Господа уже не будет во гробе.

«Она предварила помазать тело Мое к погребению». Все мысли и чувства Господа - о предстоящей Крестной смерти. И это заповедь нам - хранить память смертную. Многие подвижники Христовы заранее приготовляли себе гроб и все необходимое для погребения еще при жизни - такое благословение они приняли от Христа воскресшего. Ибо невозможно принять воскресение, не приняв вначале смерть. Вход Господень в Иерусалим был вступлением в смерть, и глава Его была помазана на погребение.

Господь был помазан при жизни, за трапезой у Симона прокаженного в Вифании за два дня до смерти. Нам показано, что смерть не имеет над Ним никакой власти, и что жизнь торжествует. Так пророчески возвещается Воскресение. Те, кто будет проповедовать Евангелие, будут говорить об этой безымянной женщине, но прежде всего - о том, что помазание Господа было не над мертвым Его телом. Потому что невозможно удержать в смерти Того, Кто входит Крестом в жизнь.

Он кровь Свою прольет за нас, и какую цену имеют по сравнению с этим все наши дары? Она на главу Его излила миро, чтобы было сияние любви над Его головой - не только Божественное, но и человеческое. Она разбила сосуд, чтобы отдать все, до капли. Христу должно быть принесено все, что мы имеем. Настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно дать, чтобы это казалось приличным. Она отдает самое дорогое. И, отдавая все, что имеет, она понимает, что дает недостаточно. Приносим ли мы Господу благоухание такой любви - которая всем сердцем, всею душой, всею мыслью, всею жизнью нашей?

Это благоуханное миро до скончания века наполняет собою Церковь. Свет, который приносит эта женщина, светит во тьме наступающей ночи, окружающей Господа. Среди почти всеобщего отступничества и равнодушия эта верность Христу особенно драгоценна. И в наши дни, когда тьма все более нарастает, не может быть ничего дороже.

Господь заповедует нам всегда помнить об этом мужественном благочестии. «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». Ибо сердце Евангелия - Крестная смерть и Воскресение Христово. Кто чтит Христа, будет почтен Им. Где исповедание Креста Христова, там рядом - радость Воскресения.

В Евангелиях от Матфея (26, 6-13) и Марка (14, 3-9) рассказывается о том, как ко Христу «приступила <…> женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» (Мф. 26, 7). В Евангелии от Иоанна уточняется, что имя этой женщины Мария: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими» (Ин. 11, 2).

Это миро - благовонная жидкость - было изготовлено «из нарда чистого, драгоценного» (Мк. 14, 3; а также Ин. 12, 3). Оно издавна использовалось в косметических и лечебных целях, сопровождало торжества. Натирали миром и тела умерших. Ученики Спасителя не поняли мотивов, которыми руководствовалась Мария, потратив фунт (Ин. 12, 3) дорогой жидкости по случаю не пира, не большого семейного торжества, а просто, как они думали, будничной встречи гостей. «<…> к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим?» (Мк. 14, 5).

Один динарий на то время соответствовал обычной дневной плате наёмного работника (Мф. 20, 2), что позволяло купить пшеничного или ячменного хлеба (Откр. 6,6). Но для Марии встреча с Божественным Гостем значила слишком многое: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё» (Лк. 10, 42). Успокаивая учеников, Спаситель сказал: «<…> возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26, 12).

Апостол Марк, говоря о принесённом Марией благовонии, употребил слова «разбив сосуд» (Мк. 14, 3). Одни толкователи под этим «разбиванием» понимают откупоривание сосуда, т.е. вынимание пробки. Другие же ссылаются на обычай восточного гостеприимства разбивать сосуд, из которого пил или к которому прикасался особо дорогой гость, чтобы этот сосуд не достался больше никому.

В Ветхом Завете нард упоминается в Книге Песни песней Соломона среди ароматных растений: «нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами» (Песн. 4, 14).

Под нардом и в Библии, и в разговорной речи может пониматься:

Эфирномасличное растение семейства Валериановые, или Мауновые, произрастающее на севере Индии, в Непале и приграничных районах Китая;

Эфирное масло из этого растения.

Ещё в древности нардовое масло привозилось из Индии в Малую Азию. Оттуда, разлитое по алебастровым сосудам (или, как сказано в Синодальном переводе Библии, «алавастровым» - Мф. 26, 7; Мк. 14, 3), распространялось по другим странам Ближнего Востока и Средиземноморья. Оно было известно в Древнем Египте. Римляне его использовали для приготовления духов.

Само растение нард - травянистое, многолетнее. В высоту достигает 1 м, но чаще до 60 см. Стебли покрыты 15-20 супротивными цельными листьями длиной 4-7 см, сужающимися к черешку. Цветки мелкие, красные или лиловые, собраны в соцветия на верхушках стеблей. Имеют приятный запах, который даже в гербариях сохраняется десятилетиями. Плоды в диаметре 4 мм, обёрнуты белыми волосками. Цветёт нард в сезон дождей, плодоносит в начале осени.

Практическое применение имеют корневища этого растения. По форме они цилиндрические, бурого цвета. В корневищах содержится 1-2 % (по массе) эфирного масла. Его выделяют перегонкой водяным паром. Масло от светло-жёлтого до янтарного цвета.

Нардовое масло и сегодня используется в массажных смесях, кремах для лица, средствах для ухода за всеми типами кожи, особенно стареющей. Настои корневищ, как и валерианы - из того же семейства, - принимают при неврозах, бессоннице, головной боли, ослаблении памяти.

Эфирное масло Нарда.

Во времена Иисуса, это масло было ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО дорогим! Бутылочка такого масла- целое состояние! Поэтому эпизод в Библии, когда Мария разбила сосуд с маслом Нарда и умастила (ну скажем на современном русском языке- сделала массаж) Иисуса, показывает, что ей для Иисуса было не жалко даже самого дорогого. Апостолы тогда начали на неё ругаться, что лишняя трата средств, лучше бы толпам бедных раздать, и т.д. и т.п. А Иисус ответил, что за такую преданность и самопожертвование, имя Марии будт увековечено! И действительно, данный эпизод вошёл в Евангелие!

Кроме своих потрясающих медицинских свойств, масло Нарда издревле использовалось на Востоке в дорогих шикарных (elite, premium, exclusive) духах. Одно из самых ценных ароматических средств. Хотя современному западному человеку это, возможно, будет непонятно, т.к. запах напоминает Валериану, что больше ассоциируется с аптекой, чем с элитной парфюмерией.

Но даже и в наше время это масло- довольно редкое и дорогое.

Можно использовать после еды, внутрь 1 каплю (конечно с эмульгатором!) для успокоения раздражённого желудка. !!! Нужно быть полностью уверенным в качестве и подлинности масла!!! (Напоминаю - оно слишком редкое. Могут фальсифицировать).

В качестве массажного масла (отлично если в качестве базы взять Сезамовое Масло)- для успокоения, расслабления, анти-стресс, укрепление нервной системы, прояснение мышления (порядок в голове), для более глубокого, здорового сна.

Обычно в "анти-стресс" массажных маслах я использую всего 1-2 капли этого ценного масла (на 100 мл базового!), остальные 95-99%- другие (более доступные) масла. Даже при таком мизерном присутствии, масло Нарда наделяет общую смесь превосходным воздействием!

/NARDOSTACHYSJATAMANSI/

Цвет : Имеет широкую цветовую градацию от бледно-желтого до янтарного. Считается самым темным маслом в мире

Аромат: пряный, слегка сладковатый, древесный. Слегка напоминает аромат валерианы и пачулей.

Масло получают : методом дистилляции.

Используемая часть растения : корневища.

Область распространения : Родина - Северная Индия, также встречается в Китае и Японии. Для получения масла растение культивируют в Европе и США.

Нард - родственник валерианы и обладает похожими свойствами.

Эфирное масло нарда считается эффективным помошником в восстанавлении жизненных сил после болезней и потрясений. Помогает при нервном напряжении и подавленности. Концентрирует внимание, улучшает память, устраняет бессонницу и нервное истощение.

Косметическое действие:

Эфирное масло нарда используется в косметических целях еще с древних времен. Оно помогает в борьбе с различными кожными болезнями (аллергия, псориаз, воспаления и раны).

Очень эффективно при уходе за зрелой кожей. Эфирное масло нарда помогает восстановить кожный покров, упругость и эластичность. Омолаживает, разглаживаеткожу, помогает регенерации кожи.

Прекрасное средство для ухода за волосами.Используется как составляющее масок, бальзамов, шампуней.

Оказывает освежающее, обновляющее, влияние на кожу. Регулирует работу сальных и потовых желез, оказывает дезодорирующее действие. Хороший антисептик, устраняет неприятные, кислые запахи тела.

Помогает вылечить воспалительную сыпь, вялорубцующиеся раны.

Глиняная маска для лица с маслом нарда:

Масло нарда - 3-4 капли

1 желток

1 столовая ложка белой глины .

Тщательно перемешать, нанести на лицо на 15 мин. Смыть сначала теплой, затем холодной водой.

Целебное действие :

Масло нарда имеет противовоспалительное, бактерицидное, дезодорирующее, седативное, тонизирующее действие.

Помогает при бессоннице, нервном напряжении, мигрени.

Имеет мягкое антисклеротическое действие. Используется при головокружении, вегето-сосудистой дистонии, для нормализации артериального давления. Применяется при болезненных и нерегулярных месячных.


Евангельские свидетельства

Женщина льет миро на голову Иисуса

Женщина омывает ноги Иисуса

Евангелие Описание помазания
От Матфея
(Мф. )
Когда же Иисус был в Вифании , в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению
От Марка
(Мк. )
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению
От Луки
(Лк. )
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея , принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей , пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи
От Иоанна
(Ин. )
За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот , который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда .

Апокрифические рассказы

Расхождения свидетельств евангелистов

Такое количество расхождений издавна вызывало вопросы у исследователей евангельских текстов. В настоящее время, значительная часть секулярных исследователей считает, что за евангельскими рассказами о помазании стоят одно или два реальных события из жизни Иисуса. Большинство полагает, что речь идёт об одном и том же помазании, рассказ о котором был отнесён евангелистами к разным моментам жизни Иисуса. В целом предпочтение отдаётся версии Марка, хотя точное определение времени (Страстная неделя) и места (Вифания) рассматривается большинством секулярных историков как позднее добавление. Церковная традиция, напротив, признает достоверность сообщения о помазании на Страстной неделе.

Икона «Воскрешение Лазаря» . Сестры склонились у ног Иисуса

В картине Жана Беро (Jean Beraud), написанной в 1891 г. «Христос в доме Симона Фарисея» Иисус изображен в современном художнику интерьерах среди буржуа, одетых по моде XIX в., а у его ног распростерлась модно одетая барышня.

В православной иконописи в качестве отдельного сюжета Омовения ног нет, хотя его можно найти в клеймах . Кроме того, аналогию можно найти в иконописном изображении Марии и Марфы из Вифании , склоняющихся в поклоне к ногам Иисуса в сценах воскрешения Лазаря, которые на некоторых досках кажутся умащивающими его .

В православном богослужении

Рассказ о помазании Иисуса миром и предательстве Иуды являются основными темами литургии Великой среды . Стихиры на «Господи, воззвах» противопоставляют корыстолюбие Иуды самоотвержению и покаянию грешницы, умывшей слезами и помазавшей миром ноги Спасителя. Самой известной из стихир Великой среды является последняя, автором которой является преподобная Кассия :

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость

Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами - те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто увидит? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.

Неожиданно тема помазания Христа миром появляется в литургиях восточно-сирийского обряда . Каждение перед чтением Евангелия предваряется молитвой: «Да смешаются ароматы, исходившие от Тебя, Господи, когда грешная Мария излила благовонное миро на Твою главу, с этим фимиамом, который мы приносим Тебе во славу Твою и ради прощения наших грехов и прегрешений… »

См. также

  • Омовение ног ученикам - другой эпизод Страстей , где уже Иисус, в свою очередь, омывает ноги апостолам.

Примечания

Ссылки

  • Галерея и Галерея
Поделиться: