Соединение полипропиленовых труб с металлическими. Сварка металлических и пластиковых труб отопления своими руками Угловые соединения труб труб отопления

25 июля, 2016
Специализация: отделка фасадов, внутренняя отделка, строительство дач, гаражей. Опыт любителя-огородника и садовода. Также имеется опыт ремонта автомобилей и мотоциклов. Хобби: игра ни гитаре и много чего еще, на что не хватает времени:)

Вопрос соединения труб без сварки всегда является актуальным, так как сварочный аппарат имеется далеко не у каждого домашнего мастера, да и не все умеют им пользоваться. В то же время ни один трубопровод не вечен, поэтому такая потребность может возникнуть на даче, в частном доме или в квартире в любой момент. Ниже я поделюсь с вами некоторыми секретами специалистов, которые позволяют выполнять подобные соединения без сварки.

Металлические

Прежде всего следует сказать, что все существующие трубы можно условно поделить на два вида:

  • металлические;
  • пластиковые.

Как правило, больше всего проблем возникает со стыковкой металлических труб, поэтому вначале рассмотрим способы именно их соединения.

Итак, существует несколько вариантов герметичной стыковки:

Ниже подробней ознакомимся с каждым из этих вариантов.

При помощи резьбовой муфты

Чаще всего металлические трубы без сварки можно состыковать при помощи резьбового соединения. В этом случае, соответственно, требуется нарезка резьбы. Следует отметить, что это не такая сложная процедура, как многим может показаться на первый взгляд.

Для нарезки резьбы вам понадобится электрический резьбонарезатель или плашки для ручного выполнения этой операции. Так как цена электрического инструмента очень высокая, ниже я расскажу, как выполнить работу вручную:

  1. прежде всего, нужно очистить от краски поверхность, которая подлежит нарезке резьбы . Если на ней имеются наплывы металла, к примеру, оставшиеся после сварки, их надо сточить;
  2. далее нужно снять с торца наружную фаску при помощи напильника ;
  3. затем на подготовленный конец детали надо надеть лерку (плашку) и сделать пол оборота . При этом необходимо следить, чтобы плашка наделась строго перпендикулярно оси;
  4. далее надо выполнить четверть оборота назад ;
  5. по такому принципу нарезается резьба на необходимую длину . В процессе нарезки резцы нужно смазывать специальной жидкостью или любой другой смазкой;
  6. затем по такой же схеме выполняется нарезка резьбы на другой соединяемой детали трубопровода .

Для муфтового монтажа на одно трубе длина резьбы должна быть в несколько раз длинней, чем на другой, чтобы на нее можно было накрутить муфту с гайкой.

После нарезки резьбы можно своими руками выполнить муфтовое соединение, которое выполняется следующим образом:

  1. на длинную резьбу накручивается гайка и затем муфта;
  2. на второй конец детали накручивается гайка;
  3. далее трубы соединяются, и с длиной резьбы сворачивается муфта, в результате чего она начинает накручиваться на вторую деталь с короткой резьбой. Данную процедуру нужно выполнять до тех пор, пока место стыка не окажется примерно посередине муфты;
  4. затем с двух сторон накручиваются гайки. Прежде чем их затянуть, между муфтами и гайками следует намотать паклю для гидроизоляции соединения.

Данное соединение получается надежным и долговечным. Однако, далеко не всегда имеется возможность нарезки резьбы. Если, к примеру, трубопровод расположен близко к стене, выполнить эту операция вряд ли удастся.

Соединение муфтой Гебо

Муфта Гебо («гебу» или «гебра») представляет собой специальный компрессионный фитинг. С его помощью можно выполнить соединение стальных труб без резьбы и сварки очень быстро, причем для этого не понадобятся какие-либо специальные инструменты.

Схема ее использования предельно простая:

  1. на трубу надеваются детали в такой последовательности:
    • гайка;
    • зажимное кольцо;
    • прижимное кольцо;
    • уплотняющее кольцо;
    • муфта;
  1. затем надо надеть муфту до половины и затянуть гайку;
  2. далее вторая деталь соединяется с фитингом в такой же последовательности.

Надо сказать, что данный фитинг существует как в виде муфты, так и в виде тройника. Это позволяет использовать его в тех случаях, когда нужно выполнить врезку, к примеру, в стояк для выполнения разводки.

Что касается надежности, то это зависит от качества монтажа. Если работа выполнена правильно, то данный монтаж получается надежным и долговечным.

Выполнить соединение труб без сварки и резьбы можно также с использованием ремонтно-монтажной обоймы. Этот фитинг представляет собой муфту или тройник, который состоит из двух частей. Обе половинки стягиваются между собой при помощи болтов.

Следует отметить, что ремонтно-монтажные обоймы предназначены, прежде всего, для выполнения временных ремонтов, к примеру, в случае возникновение трещин. Однако, в экстренных ситуациях с их помощью можно выполнить и стыковку труб, особенно, если трубопровод не будет работать под высоким давлением.

В этом случае инструкция по монтажу выглядит следующим образом:

  1. прежде всего участки деталей трубопровода, на которые будет надеваться фитинг, нужно очистить от , ржавчины и всевозможных неровностей, чтобы наружная их поверхность была абсолютно гладкой;

  1. затем на трубу нужно надеть резиновый уплотнитель. Разрез уплотнителя надо промазать силиконовым герметиком. Следует отметить, что уплотнитель должен полностью охватывать трубы, чтобы не оставалось зазора.
  2. далее обе половинки фитинга надеваются на резиновый уплотнитель и стягиваются болтами, как показано на схеме.

Данный способ, как мы видим, также является предельно простым. По такому же принципу осуществляется соединение хомут-муфтой. Разница заключается лишь в том, что она затягивается с одной стороны, а не двух.

Надо сказать, что если использовать хомуты для труб – соединение труб без сварки получается еще более надежным, чем с использованием монтажно-ремонтной муфты.

Если вам нужно выполнить соединение профильных труб без сварки для сборки какой-либо конструкции, можно также воспользоваться специальными профильными хомутами.

Пластиковые

Если вам нужно собрать пластиковый трубопровод, можно воспользоваться компрессионными фитингами, которые работают по тому же принципу, что и муфта Гебо. Чаще всего таким способом соединяют металлопластиковые и ПВХ трубы.

Также иногда для этих целей используют специальный клей. Процесс монтажа в этом случае осуществляется предельно просто:

  1. места намазываются специальным клеем;
  2. затем детали проворачиваются на пол оборота;
  3. в таком положении их следует удерживать, пока не застынет клей.

Надо сказать, что подобное соединение получается достаточно прочным, так как клей растворяет смежные поверхности, и, по сути, сваривает их.

Для сборки металлопластиковых трубопроводов используют также обжимные фитинги. Однако, для этого нужен специальный инструмент, который позволяет их спрессовывать.

Для выполнения временного ремонта, также можно использовать хомуты, описанные выше.

Вот, пожалуй, и все наиболее эффективные способы соединения труб без сварки, с которыми я хотел вас ознакомить.

Вывод

Как мы выяснили, помимо сварки существует ряд других способов, при помощи которых можно выполнить ремонт или даже монтаж трубопровода. Причем, некоторые из них позволяют получить не менее надежное и долговечное соединение. Единственное, в любом случае работу необходимо выполнять очень аккуратно, в соответствии с приведенными выше рекомендациями, чтобы трубопровод получился герметичным.

Дополнительную информацию содержит видео в этой статье. Если у вас возникли сложности в процессе соединения труб, задавайте вопросы в комментариях, и я обязательно постараюсь вам помочь.

25 июля 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Во время капитального или текущего ремонта нередко возникает вопрос – как соединить пластиковую трубу с металлической, что связано с необходимостью замены изношенных участков коммуникаций различной протяженности. Подобная проблема может появиться и при строительстве частного домовладения – при подключении к централизованным инженерным системам. Правильная стыковка труб, выполненных из различных материалов, не уступает по надежности соединениям одинаковых труб, поэтому важно заранее выяснить, как стоит соединять разнородные участки.

Перед тем, как соединить пластиковую трубу с железной, нужно знать, что и металлические, и пластиковые трубы могут быть выполнены из разных материалов. Отличия в их технических характеристиках следует учитывать при соединении.

Металлические трубы изготавливаются из:

  • меди,
  • чугуна,
  • стали.

Пластиковые – из:

  • полиэтилена,
  • полипропилена,
  • металлопластика.

Случаи соединения разнородных труб

Отчасти случаи, когда необходимо соединение пластиковых труб с металлическими, описаны выше. В большинстве случаев металлическими оказываются установленные определенное время назад системы. В настоящее же время пластик выбирают не только из-за приемлемой цены и хороших технических характеристик, но и из-за большого выбора типоразмеров труб и фитингов, позволяющих легко найти комплектующие любой конфигурации для замены.

Иногда трубы из различных материалов (металл и пластик) применяются при монтаже системы с нуля. Например, при прокладке наружного участка водоснабжения или канализации частного дома, иногда приходится укладывать трубопроводы под автовъездом или парковкой. Динамическая нагрузка на поверхность грунта при движении транспорта будет передаваться на коммуникации, находящиеся в земле. На этих участках рекомендуется устанавливать металлические трубы, однако использование металла для монтажа всей системы нецелесообразно экономически и менее практично.

Способы соединения металлических труб с пластиковыми

Существует два способа, как соединить пластиковые трубы с металлическими, которые используются для стальных трубопроводов.

  • Резьбовая стыковка используется в тех случаях, когда диаметр соединяемых труб не превышает 40 мм.
  • Фланцевые соединения оптимальны при большом диаметре, поскольку затягивать резьбу в подобных случаях бывает затруднительно.

Особенности резьбовых соединений

Для того чтобы понять, как соединить пластмассовую трубу с металлической при помощи резьбы, следует изучить использующиеся для этих целей фитинги. Они представляют собой переходники, с одной стороны на которых имеется резьба для подключения металлического трубопровода и гладкая муфта для припаивания пластиковых труб с другой. Существуют также модели для соединения большего количества разнородных магистралей, а также фитинги для выполнения поворотов и изгибов.

Резьбовое соединение стальной и пластиковой (полипропиленовой) труб выполняется в определенной последовательности.

  1. Подготавливается место соединения со стороны имеющихся металлических коммуникаций. Если в этом месте уже имелось резьбовое соединение, оно раскручивается. Если же трубы были сварены или местом установки пластиковой врезки является середина целой стальной трубы, последняя разрезается, после чего на край наносится смазка и выполняется резьба при помощи резьбореза.
  2. Конец стальной трубы с резьбой очищается и на него наносится герметизирующий материал: пакля или фум-лента с силиконовой промазкой. Для того, чтобы исключить вероятность протечек, важно правильно выполнить герметизацию – уложить не более 1-2 витков подмотки с направлением по ходу резьбы.
  3. Резьбовой край фитинга соединяется с металлической резьбой. При этом не следует не только не применять специальных инструментов, но и не затягивать чрезмерно соединение вручную. Значительные усилия могут привести к растрескиванию фитингов. Дополнительно подтянуть резьбу не составит труда, если после монтажа при пробном заполнении системы обнаружится подтекание.
  4. После завершения работ с резьбовой частью соединения на гладкой муфте фитинга фиксируется пластиковая труба посредством сварки.

Фитинг для полиэтиленовых труб (ПНД) на одном конце имеет резьбу для соединения с металлом, а на другом компрессионный фиксатор для трубы ПНД — в отличие от полипропиленовых труб здесь сварка не требуется

Выполнение фланцевых соединений

Соединение пластиковой трубы с металлической без резьбы выполняется при помощи фланцев. Его преимуществом является легкость демонтажа для ремонта или прочистки коммуникаций.

Соединительными элементами для разъемных соединений разнородных трубопроводов являются фланцы различного типа.

  • Легкие конструкции с размером диаметра, не превышающим 300 мм, а также средние и тяжелые трубы до 150 мм соединяются при помощи свободных фланцев, с прямым буртом для опоры. Такие модификации являются наиболее распространенным при монтаже коммуникаций в частных домовладениях и квартирах многоэтажек.
  • Для труб любого типа диаметром до 200 мм могут использоваться свободные фланцы с конусным буртом.
  • Фигурный фланец и стальной выступ с использованием клинового типа соединения – универсальный вариант.
  • Максимальной прочности можно достичь при помощи прямого бурта с конусным переходом.

В качестве подготовительных работ перед монтажом фланцевого соединения, важно внимательно осмотреть подготовленные фланцы. На них не должно быть заусенцев , которые при установке могут стать причиной повреждения пластиковой части соединения. В большинстве случаев такие заусенцы достаточно легко устранить.

Порядок сборки узла с фланцевым соединением следующий:

  1. Стальная труба отрезается в месте предполагаемой врезки. При этом важно выполнить линию реза ровно и аккуратно.
  2. Фланец надевается на трубу.
  3. Для герметичности соединения устанавливается прокладка из резины, размер которой должен быть таким, чтобы она не выходила за линию среза более, чем на 10 мм.
  4. Соединяются основные элементы узла – надетый на трубу фланец совмещается с прокладкой и скрепляется со вторым фланцем при помощи болтов.

Стягивание следует производить, равномерно заворачивая резьбу крепежа по всей окружности и избегая излишних усилий.

Если вам интересно, из чего лучше сделать дачный водопровод, то рекомендуем вам прочитать нашу статью . Виды и советы по монтажу.

Для монтажа труб из ПНД проще всего использовать фитинги. Про у нас есть другая статья.

Если вам нужно выбрать пресс-клещи для монтажа труб из металлопластика, то полезную информацию.

Особенности соединения канализационных труб

При монтаже канализации часто требуется соединение чугунной трубы с пластиковой, которое конструктивно отличается от стыков стальных и пластиковых труб. Для подобных соединений требуются специальные комплектующие:

  • манжеты,
  • гофры,
  • уплотнители.

В большинстве случаев подобрать и приобрести комплектующие не представляет сложности. В то же время и в тех редких случаях, когда не удается найти подходящий уплотнитель, решить проблему можно при помощи подручных материалов. Уплотнитель необходимого размера можно вырезать из микропористой резины, например, из старого автомобильного коврика. Длинная узкая лента помещается в зазор между соединяемыми элементами и уплотняется при помощи тупой широкой отвертки. Уплотнение производится без чрезмерных усилий, чтобы не повредить пластик. Если при пробном заполнении системы будет обнаружена протечка, можно произвести дополнительное уплотнение соединения.

Герметизация соединения при помощи чеканки или цементного раствора не приемлемы.

  • При выполнении чеканки пластичная пластиковая труба деформируется, стык не будет плотным, велика вероятность протечки.
  • Цементные раствор будет служить недолго. За счет большой разницы между коэффициентами температурного расширения материалов, шов при каждом сливе горячей воды будет расшатываться. В ближайшее время зацементированный стык пластикового и чугунного участков трубопровода получит трещины и перестанет быть герметичным.

Соединение пластиковых труб с медными встречается крайне редко, однако в продаже можно встретить и специальные фитинги для подобных соединений. Они имеют две гладкие муфты – одна для припаивания медного трубопровода, другая – для соединения с пластиковой трубой.

Для того чтобы произвести соединение труб отопления используются различные методы и материалы. Способ соединения этих строительных элементов между собой напрямую зависит от того, из какого сырья были изготовлены такие трубы. Наиболее часто применяемыми для монтажа трубопроводов являются трубы из полипропилена, стали, металлопластика и меди.

В данной статье мы расскажем о том, какие методы чаще всего применяются монтажниками при установке перечисленных выше типов отопительных элементов.

Методы стыковки труб из полипропилена

Если стоит задача обустроить отопление пластиковыми трубами малого диаметра (до 63 мм), на практике способов соединения таких труб существует два:

  • раструбная сварка – в данном случае один предварительно расширенный конец трубы помещают в другой;
  • муфтовая сварка – здесь концы двух элементов соединяются между собой при помощи муфты.

В случае стыковки труб с большим диаметром (от 63 мм) прибегают к использованию стыковочной сварки. Этот метод монтажа не требует дополнительных соединяющих элементов, сохраняя отличную степень фиксации труб. Также можно применять и подходящие по размеру фитинги (муфтовая сварка). При наличии труб с диаметром 40 мм удобнее применять ручную сварку, а вот элементы большего размера принято состыковывать при помощи специального аппарата, который предварительно осуществляет центровку.

Непосредственно перед началом монтажа отопительной системы стоит еще раз тщательно продумать весь процесс сборки трубопровода. Это позволит избежать в момент работы нежелательных нюансов, которые влияют на итоговое качество сборки отопительной системы.

Здесь мы обозначим основные нюансы того, как следует производить соединение пластиковых труб отопления:

  • Оптимальное время нагрева паяльного аппарата 5 секунд.
  • Рекомендуемая температура плавления полипропилена 270°С. Данного параметра можно добиться при помощи специального тумблера, установленного на сварочном аппарате.
  • Следует отметить, что технология стыковки труб системы отопления будет изменяться в зависимости от места и времени года. Так, в период минусовых температур либо при монтаже отопительной конструкции вне помещения время нагревания трубы паяльника следует немного увеличить или поднять температуру для плавки полипропиленовых изделий.
  • В случае стыковки труб большего диаметра время расплавления материала также несколько увеличится.
  • Рекомендуемое время фиксации элементов большого диаметра между собой после их нагрева составляет от 30 секунд и более.
  1. После достижения необходимой температуры, на насадки – для наружного и внутреннего размера поперечного сечения труб – одновременно надевают и разогревают стыковочные детали (муфта, труба).
  2. В момент нагревательного процесса на отопительных элементах формируются «отбортовки».
  3. По итогу нагревательного процесса с насадок снимаются обе части и состыковываются между собой путем равномерного несильного надавливания на них с обеих сторон в сторону друг друга и фиксации в таком положении. Какие-либо вращения и лишние движения во время соединения элементов недопустимы, так как это может нарушить получившийся шов.
  4. Соединенные элементы следует удерживать на протяжении 30 секунд для более надежного сцепления частей отопительной системы. Необходимо добавить, что бортик должен быть ровным по всей длине соединения.

После полного остывания соединенные детали готовы к использованию.

Пути состыковки труб из металлопластика и PEX-труб

Металлопластиковые элементы и PEX-трубы зачастую состыковывают при помощи одного и того же метода. Здесь мы подробно опишем технологию монтажа теплопровода из вышеупомянутых материалов.

Обвязка радиатора должна включать в себя запорную арматуру

Мы уже знаем о том, а сегодня поговорим о подсоединении радиаторов отопления к трубам. В системе отопления для соединения элементов достаточно часто применяется резьба. Всё оборудование устанавливается на контур посредством резьбы. Это и экспанзомат (металлический бак с резиновой мембраной внутри), и насос, и батареи, и те же счётчики. Металлические магистрали также могут быть соединены резьбовыми муфтами. При этом есть разные виды резьбы и методы уплотнения соединений. Давайте разбираться, как правильно соединить трубы отопления между собой и с батареями.

Разновидности резьбы

Стальные трубы могут соединяться методом сваривания или трубной резьбой. Подсоединение радиаторов отопления к трубам осуществляется только метрической резьбой, которая нарезана на гайках. Чтобы собрать отдельные части металлической магистрали из нержавейки воедино, применяются резьбовые соединения труб отопления, которые бывают:

  • конические (BSPT);
  • цилиндрические (BSPP).

В системах обогрева применяются конические резьбовые соединения труб отопления, а цилиндрические используются только для сгонов. Нарезание осуществляется посредством инструмента, который называется клупп. Они бывают ручными и электрическими. Ручной инструмент состоит из ручки, трещотки и головки с режущими зубьями. Наличие трещотки позволяет работать в труднодоступных местах, например, на отрезке, где магистраль проходит вдоль стены.

Чтобы нарезать резьбу нужно снять фаски и обработать поверхность маслом. В процессе нарезки резьбы на трубе отопления масло нужно подливать, это сокращает трение и нагревание детали. Чтобы после соединения стык был герметичным, его нужно уплотнить. Также уплотняется и метрическая резьба на гайках всех элементов контура.

Виды уплотнителей

Раньше не было такого разнообразия уплотнителей, как сегодня. Некоторые сантехники используют весь спектр материалов в своей работе, а есть консерваторы, которые до сих пор признают только лён. Правы ли они? Давайте разберемся. Чем уплотнить резьбу на трубе отопления:

  • лента-фум;
  • лён с пастой;
  • анаэробный клей герметик;
  • уплотнительная нить.

Лён ранее применялся в тандеме с суриком, смазкой или масляной краской. Сегодня используется специальная уплотнительная паста, которая предотвращает высыхание и гниение льна.

Сохнет лён в системах с горячим теплоносителем, а гниет на холодной воде. В первом и во втором случае результатом процесса будет появление течи. Благодаря пасте фитинг после закрутки можно немного отпустить, сделав оборот назад не более чем на 45 градусов. Универсальный материал, подходит как для соединения металлических труб отопления, так и для полимеров.

Лён подходит для всех видов резьбы на трубах отопления независимо от диаметра. Он самый дешевый из уплотнителей. Важно правильно его намотать:

  • при помощи полотна по металлу или напильника делаются насечки на резьбе;
  • прядь льна скатывается в нечто подобное нити;
  • накрутка осуществляется по ходу закручивания фитинга (обычно по часовой стрелке);
  • равномерно наносится защитная паста.

Уплотнение льном

При накручивании льна важно не переусердствовать. Сначала нужно сделать первый виток, который закрепит уплотнитель на резьбе. При этом остается хвостик. На втором витке оставшийся хвостик подхватывается и наматывается вместе с общим волокном. Следите, чтобы не было перекрутов. Распределять материал по резьбе нужно равномерно от торца к корпусу фитинга. Работая со льном, при соединении труб отопления, нужно следить за своими руками, так как они постоянно измазаны пастой. Если такими руками взяться за , останется отпечаток.

Фум лента применяется для тонкостенных фитингов и соединителей с мелкой резьбой. Работать с материалом легко, руки всегда чистые. При этом фум лента достаточно дорогая и в основном ее используют для маленьких диаметров. Существенный недостаток этого уплотнителя – это невозможность юстировки. То есть, если стык труб отопления закручен и его нужно немного отпустить, чтобы отцентрировать, то соединение при этом теряет свою герметичность.

Уплотнительная нить так же, как и фум лента не нуждается в смазке и применении специальной пасты. Она может наматываться на грязную или мокрую резьбу, применима для пластика.

По заявленным производителями характеристикам уплотнительную нить можно отворачивать (юстировать) на 180 градусов.

Герметики наносятся на чистую и обезжиренную резьбу (обычно новую). Они бывают:

  • демонтируемые;
  • трудно демонтируемые.

А по факту они все не демонтируемые. Перед тем как соединить трубы отопления, используя герметик, вы должны быть готовы к тому, что разобрать соединение можно будет только после нагревания. И только тогда, возможно, получится его открутить. Зато при монтаже места соединений даже не нужно подтягивать ключами.

Соединение контура и батарей

Разбираться с методами соединения труб отопления с радиатором начнем с рассмотрения материалов, из которых могут быть сделаны системы обогрева. Они могут быть разными:

  • сталь;
  • медь;
  • пропилен;
  • металлопластик.

Все они выполняют одну-единственную функцию – это транспортировка теплоносителя от котельной (котла) к радиаторам, которые, в свою очередь, отдают тепло и тем самым нагревают помещение. Все батареи присоединяются к системе резьбой. Для этого на контур устанавливаются фитинги с переходом на резьбу. На полимерные контуры они ставятся методом пайки или напрессовыванием. Медь только паяется, а сталь может соединяться пресс-фитингами и резьбой.

В любом случае к батарее подводится резьбовое соединение. Как соединить батарею отопления с

Схемы подсоединения батарей к отоплению

трубой, схемы:

  • нижнее подключение;
  • боковое подключение;
  • диагональное подключение.

Самый эффективный вариант – это диагональ. В этом случае подача в батарею осуществляется сверху, а обратка выходит снизу противоположного торца. Разница температуры радиатора при различных методах подключения несущественна, поэтому в первую очередь следует отталкиваться от расположения батареи. В комплекте с новыми батареями всегда идут детали для их подключения:

  • гайки с маркировкой «S» и «O»;
  • заглушка;
  • кран Маевского.

Перед тем как соединить радиатор отопления с трубой в отверстия на торцах батареи закручиваются гайки, а потом в них в зависимости от разводки вкручиваются заглушки, кран Маевского и американки.

Для соединения труб и контура обязательно нужно пользоваться кранами и американками.

Американка – это такая гайка, которая может крутиться при неподвижном фитинге. Кстати, при подсоединении труб отопления к котлу отопления также обязательно ставить краны с американкой. При этом нужно чтобы американка накручивалась не на патрубок котла, а на контур. Тогда можно будет спокойно снять котел и из него не выльется вода.

Некоторые мастера не ставят краны при обвязке батарей, что приводит к сложностям в дальнейшей эксплуатации. Если вы захотите снять и прочистить батарею, то придется сливать всю воду из системы, а потом заполнять ее. А если зимой случится и разорвет радиатор, что тогда? Получается, нужно будет остановить всю систему обогрева, чтобы заменить его. Это притом, что вряд ли у кого-то дома стоит дежурный запасной радиатор.

Нужно будет поехать в магазин, купить его, найти мастера. Это займет полдня минимум, при минусовой температуре на улице есть риск размораживания системы. И тогда нужно будет не только батареи менять, а и чинить весь контур. Если ставить краны, то можно отсекать радиаторы без остановки всей системы.

Перед проектированием отопительной системы необходимо заранее определиться с материалом ее основных элементов, влияющих на правильное функционирование всей системы. Современным строительным рынком предлагается огромный ассортимент труб для замены канализации, отопления и водопровода, что значительно затрудняет выбор. Но, применение для отопления стальных труб считается классикой.

К сильным сторонам и особенностям труб из стали можно отнести:

  • Их устойчивость к высоким нагрузкам, представленным внешним воздействием и высоким давлением;
  • Возможность движения по трубам теплоносителя, имеющего температуру более ста градусов по Цельсию;
  • Возможность отогревания труб в экстренных случаях (при замерзании теплоносителя) даже открытым пламенем;
  • Значительный срок службы (около 30-ти лет);
  • Их совместимость с чугунными радиаторами благодаря возможности установки сгона на трубе, к которому прикручивается радиатор.

Для изготовления труб, предназначенных водяному отоплению, отдается предпочтение мягкой углеродистой стали. Ее использование объясняется значительной прочностью и пластичными свойствами сырья. Благодаря этому стальные трубы обрабатываются сгибанием, резкой, сваркой, клепкой и прочим манипуляциям.

Стальные трубы отличаются значительными теплопроводными показателями, что немаловажно при движении нагретой воды. Важным фактором, влияющим на закладку труб в бетон, является соответствие их температурного коэффициента линейного расширения коэффициенту бетонного расширения.

Для водяных отопительных систем отдается предпочтение:

  • «Шовным» водогазопроводным черным сварным трубам, полученным загибом листа стали с последующей шовной сваркой, и электросварным оцинкованным трубам, имеющим прямой шов. Такие трубы являются малобюджетным вариантом, имеющим ограниченный по сроку службы до 4-х лет. В местах соединения стальных пластов происходит образование сварочного шва, обрабатываемого с наружной стороны, что предотвращает появление на поверхности трубы бугристостей и зазубрин. Изнутри сварочный шов не поддается обработке, контроль его качества затруднен. За счет небольшого раковинного изъяна происходит истончение металла на этом месте. Это приводит к течи с последующим вынужденным демонтажем стальных труб.
  • Бесшовным цельнотянутым трубам, являющимся более надежными в эксплуатации, используемыми в малодоступных для ремонта местах. Они изготавливаются прессованием, ковкой и прокаткой. Однако стоимость таких изделий на порядок выше шовного варианта.

Производителями выпускаются трубы диаметром от 8-ми до 150-ти миллиметров. По толщине стальные трубы могут быть легкими, обыкновенными и усиленными. Наиболее распространенным и стоящим вариантом являются стальные трубы толщиной 2,7 миллиметра и диаметром 25 миллиметров. Такие параметры обеспечивают защиту труб от разрыва.

Недостатки труб из стали

К сожалению, несмотря на все преимущества, стальным трубам характерно множество недостатков. Во-первых, они обладают значительным весом и крупными габаритами, что затрудняет их эксплуатацию. Во-вторых, применяемая для их соединения газосварка, значительно увеличивает стоимость монтажа.

Главный минус труб из стали кроется в их коррозийной неустойчивости и подверженности различным повреждениям. Данные трубы быстро зарастают ржавчиной и различными отложениями, что обуславливает выделение в воду вредных веществ и ухудшение функционирования запорных элементов. За счет ржавления происходит уменьшение внутреннего диаметра труб, затрудняющего циркуляцию теплоносителя, что является обоснованием, . Оптимальный метод защиты стальных труб проявляется в их оцинковывании. Но, после этого процесса, использование антифриза становится невозможным.

Считается, что соединение оцинкованных труб нельзя провести сварочным методом. Это связано со сгоранием цинкового покрытия на швах. Для их соединения пользуются муфтами, тройниками и сгонами, что является дополнительными затратами.
Из-за низкого пропускного свойства стальные трубы уступают трубам аналогичных параметров из меди и пластика. Транспортируя холодную воду, стальные трубы отличаются отрицательной теплопроводностью из-за их отпотевания и ржавления, что способно разрушать прилегающие к ним строительные конструкции.

Принцип использования и установки отопления стальными трубами

Использование труб из стали целесообразно при необходимости больших диаметров и механической прочности. Осуществить прокладку труб довольно проблематично из-за сложности придания им требуемой геометричности. Кроме этого, рекомендуется произведение изоляции труб из-за их значительного коэффициента теплопроводности.

При наличии напольного котла с естественным циркулированием, оптимальным станет использование «черной» стали. Это сырье в водопроводной системе стремительно ржавеет. Но, в автономной системе отопления, с длительным циркулированием теплоносителя, быстрым кислородным испарением, срок службы черных труб может продлиться около 50-ти лет.

При использовании настенных котлов, оборудованных медным теплообменником и принудительной циркуляцией (насосом), применение стальных труб становится нецелесообразным. Это связано с неэстетичностью такой системы, коррозийным засорением тончайшего теплообменника и установочной дороговизной. Поэтому целесообразно произвести демонтаж стальных труб медным или пластиковым сырьем.

Для сборки стальных труб необходимо наличие устройства для нарезки труб и резьбы, разводного и газового ключа, ножовку, сварку, герметическую ленту для уплотнения всех соединений. При покупке неоцинкованных труб, их необходимо окрасить асфальтным лаком. При наличии заводской оцинковки, дополнительно обрабатывать трубы не нужно. Отдавая предпочтение открытой прокладке труб, необходимо позаботиться о крепежных хомутах. Точки крепления могут располагаться на расстоянии:

  • 2,5 метров если внутренний диаметр труд составляет до 20 миллиметров;
  • приблизительно 3-х метров значении диаметра от 25-ти миллиметров и выше;
  • 4-х метров при внутреннем диаметральном значении в 40 миллиметров.

Для гибки стальных труб целесообразно применение гидравлического трубогиба, являющегося малогабаритным, удобным и легко транспортируемым до объекта устройством, экономно расходующим электроэнергию. Если такого инструмента нет, то возможно приобретение готовых стальных фитингов необходимой формы, обеспечивающих соединение прямых участков в трубопроводном изгибе. На сегодняшний день выбор фитингов является несложной задачей, так как производителями предлагается их достаточный ассортимент.

Способы соединительного монтажа

  1. Применение автогенного сварочного метода, соединяющего трубы с гладкими концами.
  2. Использование соединительного завинчивания, уплотняемого специальной прокладной, которая обеспечивает соединению непроницаемость.
  3. Фланцевый крепеж, при котором соединение происходит болтовыми креплениями к концам трубы.

Для подсоединения труб к радиаторам рекомендуется пользование газовым генератором. Предпочтение стоит отдать бесшовным трубам, качественным сгонам и радиаторам. Схема подключения состоит из таких этапов:

  • Отрезка старых труб, их выбивание из потолочных стыков, с последующей протяжкой для отопления новых стальных труб;
  • Прогревание трубы, ее сгибание и безсварочная подводка к радиатору;
  • Установка сгона с подходящей резьбой, с последующим прикручиванием радиатора;
  • Нанесение на резьбу силиконового герметика или льняных волокон, предотвращающих утечку воды.

Перед монтажом необходимо проверить целостность всех элементов, ведь правильная и качественная установка является залогом длительного функционирования отопительной системы.

Поделиться: