Сложение разные виды способ образования слов примеры. Способы образования слов
Морфологические: 1.Сложение слов (вагон-ресторан,кресло-качалка, фабрика-кухня) 2.Сложение основ (пароход,кашевар, землетрясение, новостройка). При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем: сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр; сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово красный (багровый + крас ный); языкознание (знание язык(а)). Сложносуффиксальный способ образования характеризуется одновременным сложением нескольких основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено- косилка (сено + кос(итъ) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик). 3.Абревиация (вуз, МГУ,МОУ..) Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но-вое слово, состоящее: из сокращенных частей слов: БГПУ - [БэГэ- - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин); начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ - [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ - [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); начальных звуков исходных слов: ТЮЗ - [т"ус] (Театр юного зрителя); РИА - [р"йа] (Российское информационное агентство); вуз - [вус] (высшее учебное заведе-, ние). Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но-вое слово, состоящее: из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин); начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ - [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ - [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); начальных звуков исходных слов: ТЮЗ - [т"ус] (Театр юного зрителя); РИА - [р"йа] (Российское информационное агентство); вуз - [вус] (высшее учебное заведе-, ние). 4.Преход одной части речи в другую- субстантивация Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет-ская (прил.) комната - пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец - рядо-вой (сущ.); командующий (прич.) округом - командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар - всякий (сущ.) знает. Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль-тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо - просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке - благодаря (дееприч.) за службу. Применение алгоритмов Задание 1. «подумайте» из предложения: Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор- тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми^ вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор). Образец рассуждения ПОДУМАЙТЕ - глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» - приставочный. Задание 2. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения: Пона- чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко- торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках. Образец рассуждения «Поначалу» - наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова - не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо-соб образования слова - не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо-соб образования наречия «поначалу» - приставочно-суффиксальный. Задание 3. Определите способ образования слова «орденоносец». Образец рассуждения «Орденоносец» - имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня - « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» - сложно-суффиксальный Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом: Цель его - тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно-стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото- му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд Образец рассуждения 1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол- жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по-зор (сущ.), унижение (сущ.). 2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо- вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об-разованы суффиксальным способом. 3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать - должать, наука - ука, согласен - гласен, по- зор - зор - таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо-вания данных слов - не приставочный. Претерпеть - терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо». 4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, - ПРЕ-ТЕРПЕТЬ.
Сложение
Способ | Пример |
Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис!) | Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. |
Сложение основ слова без соединительной гласной. | Стенгазета, турпоход, медкабинет,
профсоюз, спортзал и т. д. |
Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е | Хлебозавод, путепровод, новостройка,
овощебаза, железнодорожный,
русско-английский, отчетно-выборный и т. д |
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса | Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. |
Слияние слов | Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый |
Сложение сокращенных основ |
|
Сложение слогов или частей слова | Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный кор респондент), агитпункт(агитационный пункт) и.т. д |
Сложение названий начальных букв. | МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т. д. |
Сложение начальных звуков | Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т. д |
Смешанный способ | Районо (районный отдел народного образования) |
Переход из одной части речи в другую. В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки.
Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало | В какую часть речи перешло, его новое значение | ||
Прилагательное (признак) | Существительное (предмет) | Учительская комната | В учительской повесили
объявление |
Числительное (порядок
при счете) | Прилагательное
(признак) | Первый день наступившего года | Иванов-первый (в значении лучший) ученик |
Причастие (признак
по действию) | Прилагательное
(признак) | Болеющий гриппом | Болеющий за "Зенит" |
Деепричастие
(добавочное действие) | Наречие (признак
действия) | Загорал, лежа на песке | |
Существительное (предмет) | Наречие (признак действия) | Медленным шагом | Ехали шагом |
Деепричастие | Предлог | Благодаря друга | Благодаря помощи друга |
Согласование | Управление | Примыкание |
Способ связи, при которого у главного и зависимого слова. Общие род, число, падеж:1. синий бант прил.+сущ.2. летящий шарприл. + сущ.3. мой дом мест.+сущ. 4. первый том числ.+сущ. | Такой способ связи, при котором зависимое слов в косвенном падеже:1. лист бумаги2. вижу тебя3. читаю книгу4. читая книгу5. выезд от знакомого 6. его уход | Такой способ связи, при котором зависимое слово выражено деепричастием, инфинитивом, наречием.1. очень громко2. пел громко3. иду не торопясь4. очень красивый 5. иду заниматься |
- слова-заместители: местоимения (девушка - она),
наречия (в лесу - там),
синонимы (быстро, стремительно),
антонимы имя собственное - имя нарицатель-ное (офицер - Соболевский);
лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый.
повтор грамматической формы, связывающей два предложе-ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание
(В. Белов) Сказуемые попил
и перечитал
выражены одинако-выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по-этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре-дложения. синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна-ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве
- не знаешь на всю жизнь.
(М. Цветаева); противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;
вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);
- порядок слов в предложениях (прямой, обратный); слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;
вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.
В 8
Изобразительно-выразительные средства языка
Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на четыре большие группы: фонетические, лексические средства, тропы и синтаксические средства.
Фонетические:
Аллитерация- повтор согласных звуков(В полноЧной тиШи ШурШат камыШи).
Ассонанс- повтор гласных (вОдА с грОхОтОм ОбрУшилАсь)
2.Лексические средства:
* Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.
* Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя.
* Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.
* Индивидуально-авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
* Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность - любовь, приятель - друг.
* Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский).
* Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - засмеялся - заржал (градация).
* Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.
* Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.
3. Тропы:
* Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В метафоре автор создает образ - художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул.
* Метонимия - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
* Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…
Образование новых слов - очень важный процесс. Он говорит о том, что язык не стоит на месте, он развивается, находится в движении. Процесс становления слова частицей языка весьма длительный, ведь носители должны привыкнуть к нему. Новые слова называются неологизмами. А наука, изучающая способы их появления, - словообразованием.
Словообразование как раздел языка
У любого слова есть значимые части, касается не только русского, но и всех остальных языков. Значимыми эти части называются потому, что участвуют в образовании новых слов, они не изменяются при склонении или спряжении. Такими морфемами являются приставка, суффикс и основа. Отсюда - и слов: приставочный и суффиксальный.
Также в появлении новых слов участвует и основа. Обычно она отвечает за образование сложных слов, потому что основы, взаимодействуя между собой, складываются.
Стоит отметить, что иногда сложно проследить, что было истоками того или иного слова. В таком случае поможет словообразовательный словарь. Он есть в каждом языке. Также можно заглянуть в этимологический, ведь зачастую морфемы, с помощью которых слово было когда-то образовано, срастаются с корнем.
В качестве примера можно привести слово память . В процессе исторического развития это слово потеряло приставку па- , с помощью которой произошло. В настоящее время при мы выделяем в этом слове только корень, основу и окончание.
Образование слов с помощью суффиксов
Суффиксы активно участвуют в появлении новых слов. Они могут как прибавляться к основе, от которой берут свое начало так и усекаться (бессуфиксный, безаффиксный способ). Рассмотрим примеры суффиксального словообразования.
Понаблюдаем, как было образовано существительное туманность . Для этого разберем словообразовательную цепочку: Сначала от слова туман образовалось прилагательное туманный с помощью суффикса -н - (суффиксальный способ), далее от него с помощью суффикса -ость- образовалось слово туманность также суффиксальным способом.
Разберем еще подобное словообразование. Примеры (кратко): белый - белок (основа бел - и суффикс -ок -); грузить - грузчик (основа груз - и суффикс -чик -); земля - земляной (основа земл - и суффикс -ян -).
Теперь понаблюдаем над тем, как образованы слова безаффиксным способом. Отметим сразу, что это явление в русском языке случается реже, нежели присоединение суффикса. Так образуются исключительно имена существительные. Способ этот заключается в следующем: суффикс отсекается от производящей основы.
Рассмотрим пример: от прилагательного глубокий путем отсечения суффикса появилось существительное глубь . Мы говорим именно о безаффиксном способе, потому что основа прилагательного изменилась, усеклась.
Еще примеры: тишина - тишь (от основы тишин - отсекли суффикс); переходить - переход (от основы переходи отсекли суффикс -и -); бегать - бег (от основы бега - отсекли суффикс -а -).
Словообразование с помощью приставок
Еще один весьма популярный способ - префиксация, или приставочный. Заключается он в том, что к основе исходного слова приставляется префикс. Следует помнить о том, что при использовании этого способа производное и производящее слово - одна и та же часть речи.
Рассмотрим, как происходит словообразование. Примеры такие: Словообразовательная цепочка вокзал - вокзальный - привокзальный . От слова вокзал образовалось слово вокзальный суффиксальным способом (участвовал суффикс -н-), далее с помощью приставки при- образовалось слово привокзальный приставочным способом. Обязательно обратим внимание на то, что слова вокзальный и привокзальный - имена прилагательные.
Еще одна словообразовательная цепочка: синий - синеть - посинеть . Здесь от основы слова синий суффиксальным способом образовался глагол синеть , а уже от него приставочным - глагол посинеть .
Так же образовались слова: глаголы ходить - уходить (приставка у-); глаголы писать - переписать (приставка пере-); прилагательные модный - сверхмодный (приставка сверх-); существительные бабушка - прабабушка (приставка пра-); наречия лево - налево (приставка на-); местоимения кто - кое-кто (приставка кое-)
Приставочно-суффиксальный способ
Нередки случаи, когда в образовании нового слова участвуют одновременно и суффикс, и приставка. Это приставочно-суффиксальное словообразование. Примеры покажем ниже.
Разберем словообразовательную цепочку: земля - приземлить . Производное слово образовалось с помощью приставки при - и суффикса -и -, присоединенных одновременно. Таким образом, наблюдаем приставочно-суффиксальный способ.
Часто слова, образованные подобным образом, возникают из сочетания существительного с предлогом. Например: заречье - за рекой ; настольный - на столе ; подберезовик - под березой . Таким образом, предлоги, используемые когда-то, стали приставками.
Образование сложных слов
В появлении новых слов может быть задействована основа. Таким образом, возникают либо сложносокращенные. Разберем эти способы словообразования с примерами.
Способ сложения
В нем могут участвовать как полностью слова, так и основа или какая-то ее часть. Слова диван-кровать, ракета-носитель, стол-книжка образованы именно этим способом.
Также сложение основ может проходить с помощью соединительных гласных. Их в русском языке две: о, е. Так появились такие слова как лесостепь, луноход, железобетон.
Еще одни способ сложения - присоединение полной основы к усеченной: полдыни, турпоход, стенгазета.
Новое слово может появиться из словосочетания, сочинительного или подчинительного: мясо-молочный (мясо и молоко - сочинительное), немецко-русский (немецкий и русский - сочинительное); сельскохозяйственный (сельское хозяйство - подчинительное), левобережный (левый берег - подчинительное). Если между словами сочинительная связь - они пишутся через дефис, а если подчинительная - нужно писать слитно.
Это примеры словообразования в русском языке сложных слов.
Сложносокращенные слова
Самый молодой способ русского словообразования - сложносокращенные слова. Они появляются путем сложения слогов или начальных букв слова. Разберем эти способы словообразования с примерами.
Если слово возникло при сложении начальных букв, то оно называется аббревиатурой, а прием - аббревиацией. ЭВМ (электронно-вычислительная машина), ТЮЗ (театр юного зрителя), АЭС (атомная электростанция) - это все аббревиатуры. Следует помнить, что точек между буквами ставить не нужно.
Еще один способ образования сложносокращенных слов - сложение слогов. Это такие слова, как атомоход (атом, ходить), колхоз (коллективное хозяйство), юннат (юный натуралист), универмаг (универсальный магазин).
Глаголы такими способами не образуются, только имена существительные и прилагательные.
Образование слов в английском языке
Так же, как и в русском, происходит словообразование в английском языке. Примеры разберем ниже.
Словообразование с помощью префикса: possible (возможный) - inpossible (невозможный - приставка in); war (война) - prewar (довоенный - приставка pre); to write (писать) - rewrite (переписывать - приставка re). Можно сделать однозначный вывод, что в английском языке лексическое значение производного слова регламентируется значением приставки, то есть, если нам нужно образовать новое слово, достаточно подобрать приставку, подходящую по лексическому значению.
Примеры суффиксального словообразования: to teach (учить)- teacher (учитель). Последнее слово появилось путем присоединения к основе teach - суффикса -er -; free (быть свободным) - freedom (свобода) - слово образовано с помощью суффикса -dom -; power (сила) - powerful (мощный) - образовалось с помощью суффикса -ful -.
Словообразование путем сложения: downtown (центр города) произошло от слияния основ down (низ) и town (город); underground (метро, подполье) слияние основ under (под) и ground (земля); duty-free (магазин беспошлинной торговли) - основы duty (налог) и free (бесплатно, свободно).
Есть в английском языке слова, образованные путем усечения: grandmother - granny (бабушка); subway - sub (метро); mathematics - maths (математика).
Аббревиация в английском языке также имеет место: unknown flying object (UFO) - неопознанный летающий объект (НЛО); e-mail (electronic mail) - электронная почта.
Конверсия
Как в русском, так и в английском языке есть еще один способ образования слов: конверсия. В этом случае
Рассмотрим в русском языке такое словообразование. Примеры следующие: из прилагательного учительская (комната) в существительное учительская ; мороженое - из прилагательного в существительное.
В английском языке: rain (дождь, существительное) - to rain (моросить, глагол); to use (использовать, глагол) - use (использование, существительное); blue (синий цвет, существительное) - blue (синий, прилагательное).
Словоизменение и словообразование: в чем отличие?
Следует отличать словоизменение и словообразование. Примеры разберем ниже. Словоизменение - это изменение формы слова: его падежа, числа, рода, времени (для глагола). Другими словами, эти непостоянные признаки той или иной знаменательной части речи. Реализуется изменение формы слова через его окончание.
Словообразование же - это образование принципиально нового слова, обладающего свойственными только ему морфологическими признаками. Они неизменны независимо от того, в какой форме это слово стоит. Разберем конкретный пример: окно - окну . Здесь наблюдаем изменение формы слова, потому что поменялось окончание: слово было в именительном падеже, а стало в дательном. Другое дело пара слов окно - подоконник. В данном случае у нас получилось принципиально новое слово префиксным способом: к основе окн - добавилась приставка под . Кроме того, окно - слово среднего рода, а подоконник - мужского. Поменялись постоянные морфологические признаки.
Разберем еще два варианта с глаголами. Первый: грузил - грузила . В данном случае произошло изменение слова по родам, изменилось окончание: нулевое на -а . соответственно, имеет место словоизменение. Другой вариант: грузить - погрузить . Здесь с помощью приставки по - от глагола несовершенного вида образовался новый, совершенного.
«Словообразование наречий» - Изнанка. Восстановите словообразовательные цепочки. От чего образованы наречия. Лингвистическая разминка. Определите способ образования наречий. Подходящие по значению наречия. Коврик. Словообразование наречий. Сложение разных видов. Невежество.
«Способы образования наречий» - Наречия добрались и до существительных. Разряды наречий по значению. Собери пословицы. Добрались наречия и до числительных. Существительные с предлогами. Меры и степени. Составьте и запишите 5-7 предложений. Образование наречий. Бурундук. Упражнения. Проделки наречий. Подходящие по смыслу наречия. Замените каждое выражение подходящим по смыслу наречием.
«Образование деепричастий» - Вышел Кузька. Организовать. Деепричастия с суффиксом. Условия образования деепричастий. Примеры. Образование деепричастий. Опята. Домовенок. Взрослые играть не любят. Диадох. Тест. Скорлупа яичная. Деепричастия. Переплыть. От глаголов образуйте деепричастия. Обернулась Яга. Кузька осмотрелся. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний.
«Словообразование имён существительных» - Способы словообразования. Запишите текст. Практика «Приставка». Речевая ситуация. С сегодняшнего дня звезд на небе стало больше. В нашей волшебной стране много ярких звезд. Словообразование имен существительных. Выпишите существительные с суффиксами. Практика «Суффиксы». Какой раздел лингвистики называется словообразованием.
«Способы словообразования в русском языке» - Изменение в морфологическом строении слова. Основа производная (мотивированная). Исключения. Словообразование. Приставка. Новые (однокоренные) слова. Пространственная близость. Давность. Суффиксы. Корень слова. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Морфологический способ словообразования. Правописание приставок.
«Словообразование слов» - Соединительная гласная. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом. Неморфологические способы. Словообразование. Морфемный анализ слова (разбор слова по составу). Смешанный способ. Приставка. Морфологические способы. Способы образования слов. Итоговые тесты. Корень (корневая морфема) – это главная значимая часть слова.
Всего в теме 24 презентации
Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.
Аффиксация - это образование новых слов путём присоединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.
1. Суффиксальный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый - гордость, глаз - глаз-н-ой.
2. Приставочный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группа - под-группа, грузить - разгрузить.
3. Приставочно-суффиксальный способ - это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёза - под-берёзовик, окно - под-окон-ник.
Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования, например: оружие - вооружить (способ образования морфологический, приставочно-суффиксальный); вооружить - вооружение (способ образования морфологический, суффиксальный); люди -нелюдимый (приставочно-суффиксальный способ образования); нелюдимый -нелюдимость (суффиксальный способ образования) и т. д.
4. Бессуффиксный способ - это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходить - выходу, заплывать - заплыв^, зелёный - зелень^, сухой - сушъ^.
5. Сложение - это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различаются способы сложения слов и сложения основ.
При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: выставка-продажа, диван-кро вать, плащ-палатка.
При сложении основ образуются сложные слитные слова. Основы могут соединяться при помощи соединительных гласных -о-, -е- (чернозём, сталевар) или без помощи соединительных гласных (завуч, спецкор). При соединении основ без соединительных гласных образуется сложносокращённое слово - аббревиатура (от лат. abbreviare - сокращённо излагать). В зависимости от характера сокращённых основ выделяются следующие типы аббревиатур:
Типы аббревиатур
Сложение сокращённой основы и целого слова. | Примеры
Физкультура, главврач, оргстекло. |
|
2. | Сложение начальных частей основ (слоговая). | Завуч, спецкор, мопед. |
3. | Сложение начальных звуков основ (звуковая). | БАМ, ЛЭП, вуз. |
4. | Сложение названий начальных букв основ (буквенная). | ВВС, ЭВМ, МГУ. |
5. | Комбинированный тип (слоговой + звуковый или буквенный тип; звуковой + буквенный и др.). | Самбо, завуч, КамАЗ. |
Сложению основ часто сопутствует суффиксация: доб рая воля - добровольный, плавить сталь - сталепла вильный, иной город - иногородний. Такой способ называется сложносуффиксалъным (или сложение с суффиксацией).
При определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы, необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова «пароходный» и «быстроходный»: паро ходн ый - образовано от пароход (способ образования морфологический, суффиксальный), быстроходный - образовано от слов быстро ходить + 6 (способ образования сложносуффиксальный, то есть сложение основ с одновременным присоединением суффикса).
Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.
Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число
; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род
; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число
, а в прошедшем времени - род и число
.
Окончание может быть нулевым
, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл
употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс
.
Корень слова.
Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания.
- Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
- Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
- Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
- Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
- де - - надеть, переодеть;
- ня - - занять, нанять, отнять;
- пт - - птенец, пташка, птица;
- сяг - - присяга, досягать, посягать;
- у - - разуть, обуть;
- ул - - улица, переулок;
- й - - войти, отойти, пройти, зайти.
Суффикс.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
Примечания.
- Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
- Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
- Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными
.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую
.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ
заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи
.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ
заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок
, глаголы с суффиксом -ся
, наречия в приставкой по-
и суффиксами -и, -ому, -ему.
Бессуффиксный способ.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.Сложение как способ образования слов.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .
Примечания.
- В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
- Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
- Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
- Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
- С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
- Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
- Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
- сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
- сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
- сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
- смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).