Упражнения по обособленным определениям и приложениям. Обособленные члены предложения в современном русском языке

(задание № 16)

Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения

К обособленным определениям относятся:
- причастные обороты;
- прилагательные с зависимыми словами;
- одиночные прилагательные, стоящие после определяемого слова;
- приложения.

Определения обособляются, если:

- стоят после определяемого слова.

Например.

    Дорога, мощённая булыжником , уходила вдаль.

    На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. (Бун.)

    Наступила ночь, морозная, ясная, тихая .

    М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов , по праву называют нашим первым университетом.

- стоят перед определяемым словом, которое выражено личным местоимением.

Например.

    Нагруженные снарядами, ОНИ отошли от пристани.

- стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени).

Например.

    Удивленный неожиданным визитом гостей , Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на что улыбался Иван Иванович? – уступка).

    Измученная жаждой , земля жадно впитывала влагу. (Почему земля жадно впитывала влагу? - причина).

    Ещё прозрачные , леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина).

Обратите внимание! Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному или личному местоимению .
Например.

    Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади , стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л.Т.)

    Сейчас она, в новом зелёном платье , была особенно прекрасна и молода.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приложение

Приложение – определение, выраженное существительным.

Обособляются и выделяются запятыми:

- одиночные и распространенные приложения, если они относятся к личному местоимению.
Например.

    Ему ли, карлику , тягаться с исполином. (П.)

    Мы, репортёры , нередко попадаем в горячие точки.

    Ему, потомственному военному , предки которого неоднократно защищали Родину, было неприятно слушать рассуждения молодёжи о том, что патриотизм – это «не модно».

- распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова.
Например.

    Онегин, добрый мой приятель , родился на брегах Невы. (П.)

    Орлы, спутники войск , поднимались над горою. (П.)

    Не спит только кормщик, молчаливый северный старик . (С.-М.)

    Неподалеку расположились молодые люди, студенты .

Распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
Например.

    Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис , Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина).

    Лучший ученик класса , Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина).

Приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
Например.

    Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан . (Лерм.)

    Песцы, или полярные лисицы , хорошо разводятся в неволе.

    Соседский пёс, по кличке Шарик , существо на редкость свирепое.

NB! Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеют уточняющий характер.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание! Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его.
Например.

    Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев)

    Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу . (Лерм.)

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложения с союзом КАК обособляются, если имеют значение причинности.

Например.

    Как непревзойденная мастерица , Мария Павловна была признана лучшей работницей года.

Не обособляются приложения с союзом КАК, если КАК можно заменить сочетанием В КАЧЕСТВЕ.

Например.

    Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених .

    Мы все знаем его как хорошего писателя , но мало как прекрасного человека .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обособленные обстоятельства

К обособленным обстоятельствам относятся:
- деепричастные обороты;
- одиночные деепричастия;
- обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;

Сравнительные обороты.

Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда обособляются!

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение! Не обособляются:
- деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов:

    работать спустя рукава ;

    работать засучив рукава ;

    бежать сломя голову .

Одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям:

    он читал лёжа ;

    она шутя рассказывала анекдоты;

    мы разговаривали стоя .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели и др., на письме выделяются запятыми.
Например.

    Она была прекрасна, как майская роза .

    Я люблю театр больше, чем кино .

    Она порхала, словно бабочка .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение! Сравнительные обороты, входящие в состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются.
Например.

    Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Например.

    Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте , держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на , которые имеют уступительное значение.
Например.

    Несмотря на сильный дождь , никто не уходил домой.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Уточняющие конструкции

Уточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и второстепенные.
Чаще всего обособляются уточняющие конструкции ВРЕМЕНИ и МЕСТА, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без союзов и других слов.
Например.

    Вверху, на палубе , перекликались матросы. (К. Пауст.)

    На горизонте, там , где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева)

    Каждое утро, в шесть часов , я отправлялся на работы. (М.Г.)

Реже уточняющими бывают обстоятельства ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ.

Например.

    Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно , и тогда даёт себя знать. (Чех.)

К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге , как все её тут называют.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!
Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С, СВЕРХ и др.
Например.

    В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха . (Пауст.)

    За исключением отдельных учеников , все в нашем классе учатся хорошо.

    Мы, помимо учёбы в школе , много занимаемся спортом, ходим в художественную студию и хор.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Практические задания

Задание 1. Объясните постановку запятых.

1. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами.
2. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
3. Глубоко оскорблённая, она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
4. Неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
5. И то ли он состроил гримасу, ослеплённый заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…
6. Дети, любопытные и вездесущие, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
7. Мрачным и удивлённым взглядом встретил его отец.
8. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка, параллельных друг другу.
9. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
10. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
11. Измученные длительным переходом, туристы всё же продолжили путь.
12. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты.

1. В глубине были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок.

2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищённых зрителей.

3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки.

4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

5. За её спиной в плетёной сумочке висели баранки посыпанные маком.

6. Мы подошли к дому окружённые взволнованными лающими собаками.

7. Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан.

8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами.

9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.

10. Утомлённые долгим переходом туристы молчали.

11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

12. Уставшая после тяжёлого дня она быстро уснула.

(Из К. Паустовского)

Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите.

Образец. Был ясный, тёплый осенний день. – День был осенний, ясный и тёплый.

1. Ровная, прямая асфальтированная магистраль позволила машинам развивать большую скорость.

2. В сумерки экспедиция въехала в сырое, мрачное горное ущелье.

3. Пламя костра освещало безотрадную, мёртвую снежную равнину.

4. Поднимался резкий, холодный северный ветер.

5. Мы укрылись в большой, удобной брезентовой палатке.

Задание 4. Расставьте пропущенные запятые.

1. В трубке зазвучал его голос хрипловатый и мужественный.

2. Начертите равносторонний треугольник со стороной равной пяти сантиметрам.

3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело.

4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству.

6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.

7. Предоставленные самим себе дети окажутся в трудном положении.

8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно.

9. Богат, хорош… собою Ленский везде был принят как жених.

10. Небо полное грозою всё в зарницах трепетало.

11. Увлечённый фильмом Миша все-таки заметил, что сестра его чем-то огорчена.

12. Боец получивший тяжёлую рану всё равно не покинул боя.

13. Одежда ещё влажная после дождя холодила тело.

14. Учитель не пустил в класс опоздавшего на 10 минут ученика.

Задание 5. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.)
2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут вспенё(н/нн)ые загрязнё(н/нн)ые разным хламом. (М. Г.)
3. По светлой з…ре вычерчивались чёрные верхушки берез тонкие как письмена. (Б. Пастернак)
4. Широкая, свободная аллея (в)даль влечёт. (Брюс.)
5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Г.)
6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л.Т.)
7. Бледный он лежал на полу. (Л.)
8. Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.)
9. Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Чех.)
10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.)
11. Скоро появилась сама Одинцова с простом утре(н/нн)ем платье. (Тург.)
12. Вошёл человек лет шестидесяти беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.)
13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.)
14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
15. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.)
16. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его (Л. Т.).
17. Полученный ответ рассматривается как согласие. (В. Ажаев)
18. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. (Федин)
19. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. (Герцен)

Задание 6. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.)
2. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горнич…ная молодая женщина. (Чех.)
3. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из к…ляски. (Л. Т.)
4. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормле(н/нн)ые его поэзией мы все сохранили в себе (на)всегда об…яние его гения. (Гонч.)
5. В зелё(н/нн)ом небе появились звёзды предвес…ницы мороза. (Купр.)
6. Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.)
7. Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежды был педант… (П.)
8. Девочки в особенности Катенька с радостными восторже(н/нн)ыми лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи (Л.Т.)
9. Всякая птичка даже воробей пр…влекала моё внимание.
10. Языкознание или лингвистика наука о языке.
11. Слёзы унижения они были едки.
12. Вот оно об…яснение.
13. Могучий Лев гроза лесов лишился силы.
14. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов.
15. Бойко мой сержант маскирует мины.
16. Сын (рыбака)помора Михаил Васильевич Ломоносов первые 19 лет своей жизни провёл на далёком Севере.
17. Писала мать учительница из (не)большого волжского городка и сестра из Москвы.
18. Николушка пошёл по мя…кой похрустывающей хвое лесному ковру.
19. В кухне воеводит повар Иван Иванович по прозвищу Медвеж…нок.

Задание 7. Расставьте запятые при приложениях с союзом КАК.

1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.)
2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке... (Чех.)
3. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. (М. Шол.)
4. Полученный ответ рассматривается как согласие. (Ажаев)
5. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
6. Мой друг известен как лучший математик класса.
7. Этот подарок мне дорог как память о туристической поездке.
8. Этот подарок как память о туристической поездке мне очень дорог.
9. Как человек замечательный он (Базаров) не встречал себе равных. (Д. Писарев)
10. Мне как моряку понятны эти убийстве(н/нн)ые взмывы волн этот лязг железной гр…мады дрожащей и стонущей в буйных об…ятьях стихи… (Нов.-Пр.)
11. Как новая и дорогая вещ… дома пальто висело не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. (Чех.)

Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию.

1. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. (Тург.)

2. Уже (н…)раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке. (Тург.)

3. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна. (Пауст.)

4. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовлени… п…ркета.

5. Наш сад как проходной двор. (Чех.)

6. Как страстный любитель охоты я целыми днями (н…)бывал дома. (С.-М.)

II.

1. Небо было синее как море. Море было синее как небо. (А. Кухтинов)

2. И шелест листьев был как бред. (Б. Паст.) 3. Луна на дереве висела, и дерево было как сеть. Она как рыба там блестела, ей было весело висеть. (Н. Глазков)

4. Был лес как сон и снег как сон под каждой колкой ёлкой. (М. Дудин)

5. Мгновенья длятся словно век, и век проходит как мгновенье. (Фет)

Задание 9. Cпишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните их расстановку.

1. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.

2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.

3. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака.

4. Далеко (в) вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания облака. (В. Г. Короленко)

II.

1. Вода (не)хотя переливалась через перекат. (Крут.)

2. Я говорил а она шла молча. (Шол.)

3. Работал он не покладая рук. (М.Г.)

4. Пантелей Прокофьевич скр…пя сердце доверил Дарье быков. (Шол.)

5. Грузчики бросив работу рассыпались по гавани. (М.Г.)

6. Челкаш (не)отпуская руки сторожа продолжал разговаривать. (М.Г.)

Задание 10. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы? Спишите, расставляя знаки препинания.

2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы.

3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за десять секунд. Весело шутя и посмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.

Задание 11. Подберите к деепричастиям пояснительные слова и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Он говорил улыбаясь.

2. Старик шёл прихрамывая.

3. Девушка сидела задумавшись.

4. Поезд идёт не останавливаясь.

Задание 12. Вставьте помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом и или после него, в зависимости от смысла глаголов-сказуемых. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Планёр круто взмыл вверх и стал плавно опускат…ся (описав большой круг).

2. Мальчишки смотрели на него и махали вверх (задрав голову).

3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил (не)исправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

Задание 13. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1. Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью.

2. Стоя под парами эти гиганты пароходы свистят шипят и глубоко вздыхают.

3. Шагах в шести от Челкаша у тротуара, на мостовой, пр…слонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень.

4. Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытараще…ыми глазами.

5. Парень сначала (не)доумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался и крикнул сквозь смех Ах, чудак! – и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли.

6. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая тоже вск…чил с земли.

7. Пришёл Челкаш, и они стали пить и есть разговаривая.

8. Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы погл…щая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величестве…ые и угрюмые.

9. На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Весла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье.

10. Челкаш пр…встал с кормы (не)выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в лицо Гаврилы.

11. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде (как)бы (не)доумевая.

12. Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огне…ый меч.

13. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.

14. Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполне…о музыкальным шумом и плеском.

15. Отраже…ые играющим морем эти звездочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя.

16. Он шёл (не)торопясь.

17. Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песча…ой полоске куда взбегают волны.

18. Батареи медным строем скачут и гремят, и дымясь как перед боем фитили г…рят.

19. Корабль наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял свое место в строю.

20. Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруже…ые (не)сметными слугами.

Задание 14. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран тот или иной вариант.

1. Дойдя до реки, … а) усталость овл…дела нами б) мы устроили пр…вал.

2. Плывя в лодке, … а) множество птиц в…днелось по берегам рек(и/е) б) путешественники видели по берегам множество птиц.

3. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось (в)рассыпную б) стадо диких коз охватил ужас.

4. Соб…раясь в поход, …а) ребята тщательно продумывали все детали путешествия б) на ра(с/сс)вете был назначен сбор.

5. Под…езжая к станци…, а) па(сс/с)ажиры забеспокоились и стали соб…рать вещи б) в вагоне стало шумно.

6. Наб…рая скорость,… а) поезд быстро пр…ближался к горному перевалу б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Задание 15. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обороты подчеркните.

1. Как стройный тополь носился он (всадник) на буланом коне своём. (Г.)

Упражнение 18. Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).

Упражнение 19. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев). 9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12. Звон якорных цепей грохот сцепленных вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня (М. Горький). 13. И сами люди первоначально родившие этот шум смешны и жалки: их фигурки пыльные оборванные юркие согнутые под тяжестью товаров лежащих на их спинах суетливо бегают то туда то сюда в тучах пыли в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами грудами товаров гремящими вагонами и всем, что они создали (М. Горький). 14. Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 15. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 16. Но заплатить за что-нибудь хоть самонужнейшее вдруг двести триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров). 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город но потрясённая чудовищной картиной бегства остановилась у спусков в порт и не открывала огня (Паустовский). 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Шолохов). 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит быстро разгораясь (Полевой). 20. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (Заболоцкий). 21. И заключённый в правильный квадрат то мечется и рвётся за ограду то молчаливо облетает сад (Шефнер). 22. Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл (Никитин). 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце (М. Горький). 24. Он стоял удивлённый неожиданной встречей и тоже смущённый собирался уйти (Н. Островский). 25. Мягкое и серебристое оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд (М. Горький).

Понятие обособленного члена предложения

В предложении могут быть обособленные члены: определения, обстоятельства или дополнения.

Обособленным членом называется такой член предложения, значение которого особо подчеркивается говорящим при помощи интонации и выделительных пауз. На письме обособленный член предложения с обеих сторон выделяется запятыми. Например:

1.Ваня повернул к нему свое лицо, бледное при свете месяца (Фад.). - обособлено распространенное согласованное определение бледное при свете месяца (при дополнении лицо).

2.Весь день, не угасая, горел огонь (Шишк.). - обособлено об-стоятельство образа действия не угасая (при сказуемом горел).

Обособление согласованных определений

Согласованныеопределенияобособляются, если: 1) распространенное согласованноеопределение,выраженное

причастием или прилагательным с относящимися к нему словами,

стоит после определяемого члена. Например:

1. Березы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед (Купр.). - распространенное определение окружавшие площадку выражено причастием с относящимся к нему словом и стоит пос-ле определяемого члена березы (березы какие? окружавшие пло-щадку). 2. Вдруг тихий стон, похожий на зов, донесся до У ли (Фад.). - распространенное определение похожий на зов выражено прилагательным с относящимся к нему словом и стоит после опре-деляемого члена стон (стон какой? похожий на зов);

2)два или несколько однородных согласованных определения стоят после определяемого члена. Например: От него исходило ощу-щение силы, спокойной, красивой (Фад.). - два однородных согла-сованных определения спокойной, красивой стоят после определяе-мого члена (силы какой? спокойной, красивой);

3)согласованное определение относится к личному местоиме-нию. Например: Невидимый, он стоял в темноте комнаты у окна (Фад.). - согласованное определение невидимый относится к лич-ному местоимению он (он какой? невидимый);

4)согласованноеопределение,стоящее перед определяемым членом, может обособляться, если это определение имеет оттенок об-стоятельственного значения (причинного, уступительного и др.). На-пример: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед сосе-дом(П.). - согласованное определениедовольный праздничным обедом хотя и стоит перед определяемым членом сосед, обособле-но, так как имеет оттенок обстоятельственного (причинного) значе-ния (сопит почему? довольный праздничным обедом).

Упражнение 536. Спишите предложения. Укажите обособленные и необособ-ленные распространенные согласованные определения и определяемые ими члены. Объясните пунктуацию. Выразительно прочитайте каждое предложение, обращая внимание на наличие или отсутствие интонации обособления.

Упражнение 542. Спишите, ставя недостающие знаки препинания. Объясните все случаи обособления согласованных определений.

Обособление приложений

Приложениякак разновидность согласованныхопределе-ний обособляются по следующим правилам:

1) распространенное приложение всегда обособляется, если оно стоит после определяемого члена. Например: 1) У самого берега утка, птица осторожная, не держится (Т.). 2) Ему помогал торго-вать Алексей - ленивый, грубый парень (М. Г.);

2)распространенное приложение, стоящее перед определяемым членом, обособляется лишь в том.случае, если оно дает предмету образно-экспрессивную оценку. Например: Отступник бурных на~ слаждений, Онегин дома заперся... (П.);

3) нераспространенное приложение - имя нарицательное - обо-собляется в положениипослеопределяемогочлена.Например: Отец - священник - отказался от меня! (М. Г.);

4) нераспространенное приложение - имя собственное - в по-ложении после определяемого члена обособляется лишь в том случае, если выражает уточнение. Например: Третий брат, Иван, учил-ся в учительском институте (М. Г.);

5) приложение всегда обособляется, если относится к личному местоимению. Например: 1) Говори мне, отцу, честно. 2) Выходцы из Орловской губернии, они служили когда-то батраками у богатых крестьян (Фад.).

Обособленные приложения обычно выделяются на письме с обеих сторон запятыми. Приложения с оценочно-разъяснительным значе-нием могут выделяться также при помощи тире. Например: Разве можно было эти кустарниковые заросли сравнить с лесами белорус-скими или брянскими - родиной партизанской славы! (Фад.).

Упражнение 545. Прочитайте, интонационно выделяя приложения. Объясните каждый случай обособления приложений. Спишите, ставя знаки препинания.

1. Младший офицер запаса артиллерист он считал себя воспи-танником Филиппа Петровича. 2. Отцы Оли и Нины родные братья шахтеры находились теперь на фронте. 3. Они эти звуки снова на-помнили ему счастливые вечера. 4. Нерушимо оставалась на своем посту Полина Георгиевна Соколова активистка по работе среди женщин. 5. Валько узнал жену Шевцова Ефросинью Мироновну. 6. Женщина смелая, самостоятельная она хорошо разбиралась в людях. 7. Маленькая девушка прошла уже всю Польшу и всю Укра-ину песчинка в неисчислимом людском потоке. 8. Мы большевики. Нас большевиков никакой враг не одолеет. 9. Виктор Быстринов молодой инженер, сослуживец Николая Николаевича и его приятель встретил их необычайной новостью. (По А. Фадееву. «Молодая гвар-дия».)

Упражнение 546. Спишите, расставляя знаки препинания при приложениях. Объясните все случаи обособления приложений.

1. Джон Стюарт Милль англичанин тоже говорил кое-что по этому поводу. 2. Кто-то познакомил меня с Андреем Деренковым владельцем маленькой бакалейной лавки. 3. Действительными хо-зяевами в квартире Деренкова были студенты шумное сборище людей, которые жили в непрерывной тревоге о будущем России. 4. У нее застрелился сын музыкант в Москве. 5. Человек общитель-ный я умел живо рассказывать. 6. Евреиновы мать и два сына жи-ли на нищенскую пенсию. 7. Артельный староста ядовитый стари-чишка крикнул высоким бабьим голосом... 8. Один из профессоров академии Гусев - яростный враг Льва Толстого. (По М. Горькому. «Мои университеты».)

Обособление несогласованных определений

Случаи обособления несогласованных определений встречаются не часто. Основные из них следующие:

1) обособляется несогласованное определение, относящееся к имени собственному. Например: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя (П.);

2) обособляется несогласованное определение с оттенком обстоя-тельственного значения. Например: А мать, с ее характером, без-условно, возьмется за оружие (Фад.);

3)обособляется несогласованное определение, выраженное срав-нительной степенью прилагательного. Например: Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой... (Ч.);

4) обособляется несогласованное определение при личном мес-тоимении. Например: Весь он, с широкими сухими плечами и рука-ми, был полон скрытого огня (Фад.);

5) обособляется несогласованное определение, входящее в од-нородный ряд с обособленнымисогласованнымиопределениями. Например: Барак, высокий, с односкатной крышей, чернел перед ними (Фад.).

Упражнение 548. Выделите обособленные несогласованные определения и прочитайте предложения с нужной интонацией. Спишите примеры, ставя необхо-димые знаки препинания, и объясните все случаи обособления несогласованных определений.

1. Олег с расширенными детскими глазами все сидел у распах-нутой дверцы. 2. И первая же грузовая машина рейсом через Крас-нодон подобрала дерзкую белокурую девчонку. 3. Любка в дешевой кофточке и короткой юбке встала ему навстречу с кровати. 4. Может, осталась у вас, Ефросинья Мироновна, какая ни на есть мужская одежда попроще... 5. Все ее лицо с запыленными бровями и ресни-цами как-то асимметрично сдвинулось. 6. Со своими светлыми во-лосами и добрыми-добрыми веселыми глазами она всегда была та-кая беленькая, чистая, мягкая, круглая... 7. Отец в длинном пид-жаке поверх застиранной косоворотки стоял посреди комнаты. (По А. Фадееву. «Молодая гвардия».)

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

Обстоятельства образа действия, времени, причины и др. могут выражаться деепричастными оборотами (деепричастия-ми с относящимися к ним словами) и одиночными деепричастями. Такие обстоятельства обособляются по следующим правилам:

1)обстоятельство, выраженноедеепричастным оборотом или одиночным деепричастием, обычно обособляется и на письме выде-ляется запятыми независимо от его местоположения.Например? 1) Девушки ушли, обняв друг друга, в глубину сада. 2) Не любя, невозможно понять жизнь. 3) Ветер метался, гоняя сухие листья (М. Г.).

Если деепричастный оборот стоит между однородными сказуе-мыми после сочинительного союза, то первая выделяющая его за-пятая ставится после этого союза. Например: Среди улицы стоит седая старуха и, грозя кулаком, кричит пронзительно (М. Г.);

2)несколько однородных обстоятельств,выраженных деепри-частными оборотами или одиночными деепричастиями, также всег-да обособляются. Например: Мужики заорали, налезая друг на дру-га, ругаясь, рыча... (М. Г.);

3)деепричастный оборот или одиночное деепричастие могут по значению сближаться с наречием или переходить в наречие. В этом случае обстоятельство не обособляется. Например: 1. Они стояли ничего не делая... (М. Г.) 2. Андрей Ефимыч скрепя сердце поехал в Варшаву. 3. Городовой не спеша прошел мимо окон. 4. Дома у себя Громов читал всегда лежа (Ч.).

Упражнение 549. Укажите обстоятельства, выраженные деепричастными обо-ротами и определите их значения. Спишите, выделяя запятыми эти обстоятель-ства.

1. Люди молчали задумчиво опустив головы. 2. Я сел на пол под-жав под себя кулаки и велел положить деньги в кассу. 3. На носу дощаника растопырив ноги стоит с багром в руках батрак Панкова, Кукушкин. 4. Хохол сидел на крыльце, у двери лавки покуривая трубку молча слушал беседу мужиков. 5. Мимо окна лилась загля-дывая в него рыжая струя огня. 6. Она почти непрерывно напевала что-то не открывая рта и обмахивала платочком розоватое, тающее лицо. (По М. Горькому. «Мои университеты».)

Обособление обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах

Обычно бывают обособленными распространенные обстоя-тельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами несмотря на..., вопреки, благодаря, ввиду, вследствие, за неимением, в случае и др. Например:

1.Несмотря на мое нерасположение к Аркадию Павловичу, при-шлось мне однажды провести у него ночь (Т.) - обособлено обстоя-тельство уступки с предлогом несмотря на....

2.Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно (Ч.). - обособлено обстоятельство Причины с пред-логом благодаря.

3. В случае нападения, запирайте ворота да выводите солдат (П.) -обособлено обстоятельство условия с предлогом в случае.

Упражнение 556. Спишите, выделяя запятыми обособленные обстоятельства, выраженные падежными формами существительных. Укажите значения обстоя-тельств и вводящие их предлоги.

1. Несмотря на разницу характеров братья крепко любили друг друга (Остр.). 2. Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников (Г.). 3. К счастью по причине неудачной охоты наши лошади не были измучены (Л.). 4. Несмотря на праздничный день в саду было пустынно (Фад.). 5. За неимением пока другой дичи я послушался моего охотника и отправился в Льгов (Т.). 6. Вопреки предсказаниям моего спутника погода прояснилась (Л.). 7. Несмот-ря на бледность лица Валерия цвела здоровьем (Т.). 9. Прадеды наши при выборе места на жительство непременно отбивали деся-тины две хорошей земли под фруктовый сад (Т.). 9. Уже так и быть ради дорогого гостя прощу глупца (Т.).

Упражнение 557. Составьте предложения, включая в них следующие обособ-ленные обстоятельства.

Ввиду небывалой засухи, вследствие проливных дождей, по причине серьезного отставания, благодаря хорошему климату; не-смотря на отсутствие опыта, вопреки советам друзей и родных; при условии соблюдения правил технической безопасности, в случае появления первых признаков эпидемии; ради спасения жизни десят-ков тысяч людей, в целях достижениях наивысшей производитель-ности труда.

Обособление дополнений

Дополнения с производными предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением, сверх и др., указывающие на включение либо исключение предмета из данного ряда или на его замещение, обычно обособляются. Например: I . Кроме Вали и Степы Сафонова, в садике присутствовал незнакомый Олегу паренек (включение). 2. Вместо типографской краски, отец Жоры приготовил оригиналь-ную смесь (замещение). - (Фад.)

Упражнение 558. Спишите, выделяя запятыми обособленные дополнения. Ука-жите их значения.

1. Кроме воинского эшелона на станции ожидали отправления еще два состава (Остр.). 2. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной (П.). 3. Кроме нас с Алексеем на вечере были девушки из соседней строительной бригады. 4. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бас-тионы, башни и вал, но ничего не видел кроме деревушки, окружен-ной бревенчатым забором (П.). 5. В сопровождении моей продрог-шей собаки взошел я на крылечко, в сени, отворил дверь, но вместо обыкновенных принадлежностей избы увидел несколько столов, за-валенных бумагами... (Т.). 6. За исключением немногих и незначи-тельных недостатков Полутыкин был отличный человек (Т.). 7. Ка-жется, никто кроме Андрея не знал его имени (М. Г.). 8. Когда в Красном Яру собрались вожди дивизии, надо было учитывать по-мимо техники и количества бойцов еще качество их (Фурм.). 9. Кро-ме Садовой улицы Сережка видел и другие улицы (Фад.).

Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения

Члены предложения, уточняющие или поясняющие значение предыдущего одноименного члена, обычно обособляются и на письме выделяются запятыми. Например:

1. В первую военную зиму, после смерти отца, Володя Осьмухин работал слесарем в механическом цехе(Фад.) - обстоятельство времени в первую военную зиму уточняется обстоятельством време-ни после смерти отца.

2.В гостиной, на среднем диване, сидела старушка... (Т.) -об-стоятельство места в гостиной уточняется обстоятельством места на среднем диване.

3.Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в сто-роне (П.)-приложение или умет - пояснительный член по отно-шению к подлежащему постоялый двор,

4. После жестоких боев много оружия валялось по всей округе, даже в степи (Фад.) -пояснительный член - обстоятельство места даже в степи, поясняемый- обстоятельство по всей округе.

Пояснительные члены обычно присоединяются к поясняемым с помощью союзов то есть, или, а также словами особенно, даже, по имени, по прозванию и др.

Примечание. Не следует смешивать разделительный союз или с пояснитель-ным союзом или, равным по смыслу союзу то есть (ср.: победа или смерть - постоялый двор, или умет).

Упражнение 559. Спишите, выделяя запятыми уточняющие и пояснительные члены предложения. Укажите, какие члены являются уточняющими, а какие - пояснительными.

I . 1. Никогда за все шестнадцать с половиной лет жизни ничья рука ни по запальчивости ни ради наказания не касалась Олега. 2. Небольшая очередь в несколько десятков человек стояла у входа в здание. 3. Отец Вани смотрел на ребят белесыми до мучительно-сти глазами. 4. Лютиков по вынужденной необходимости тем более не из трусости вернулся на работу в мастерские. 5. И вдруг яркая вспышка где-то там наверху по ту сторону переезда у парка на мгновение осветила небо. 6. Оттуда с улицы доносился крик и бе-готня. (А. Фадеев «Молодая гвардия».)

II .1. Как только сойдет снег и станет просыхать ветошь то есть прошлогодняятрава, начинаются«палы» или степные пожары (Акс). 2. Дом господский стоял на юру то есть на возвышении, открытом всем ветрам (Г.). 3. Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Т.). 4. Уже не раз доходили до меня слухи о Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке (Т.). 5. Иногда в душ-ные ночи эти люди переправлялись через речку Казанку (М. Г.).

Упражнение 560. Используя сочетания, составьте предложения с уточняющи-ми и пояснительными членами. Запишите предложения с нужной пунктуацией.

Чибисы, или пигалицы; тушканчик, или земляной заяц; всевоз-можная рыба, особенно караси; лошадь, по кличке Бурун; иногда, крайне редко; по вечерам, уже в сумерках; справа, шагах в два-дцати; в просторной комнате, у раскрытого окна.

Повторительные упражнения

Упражнение 561. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вы-делите обособленные члены. Укажите, какие члены являются обособленными и по каким правилам они обособляются.

1. На дальнем краю пустыря наискось от их домика стояли от-дельно два белых каменных здания (Фад.). 2. За неимением ком-наты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле (Л.). 3. Савельич согласно с мнением ямщика советовал во-ротиться (П.). 4. Иван Иванович высокий худощавый старик с длинными усами сидел снаружи у входа и курил трубку (Ч.). 5. Хорь присел на скамью и преспокойно наглаживая свою курча-вую бороду вступил со мной в разговор (Т.). 6. Андрей Разметнов любивший всякие торжества и руководивший на этот раз церемонией премирования унял шум успокоил взволнованное собрание (Шол.). 7. Худенький темный с выпученными рачьими глазами Са-ша Яковов говорил торопливо тихо ("Л1. Г.). 8. Вернуться домой не было никакой возможности особенно в ночную пору (Т.). 9. Филипп Петрович не имел права послать на эти квартиры ни одного из связных райкома тем более Полину Георгиевну (Фад.). 10. Хаджи-Мурат недоумевая покачал головой раздевшись стал на молитву. Окончив ее он велел принести себе серебряный кинжал и одевшись и подпоясавшись сел с нйгами на тахту дожидаясь того, что будет (Л. Т.).

Упражнение 562. Напишите небольшой рассказ на одну из следующих тем: «Переправа», «Происшествие», «Спасены», «Человек за бортом». В рассказе ис-пользуйте различные случаи обособления.

Упражнение 18. Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).

Упражнение 19. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев). 9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12. Звон якорных цепей грохот сцепленных вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня (М. Горький). 13. И сами люди первоначально родившие этот шум смешны и жалки: их фигурки пыльные оборванные юркие согнутые под тяжестью товаров лежащих на их спинах суетливо бегают то туда то сюда в тучах пыли в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами грудами товаров гремящими вагонами и всем, что они создали (М. Горький). 14. Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 15. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 16. Но заплатить за что-нибудь хоть самонужнейшее вдруг двести триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров). 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город но потрясённая чудовищной картиной бегства остановилась у спусков в порт и не открывала огня (Паустовский). 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Шолохов). 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит быстро разгораясь (Полевой). 20. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (Заболоцкий). 21. И заключённый в правильный квадрат то мечется и рвётся за ограду то молчаливо облетает сад (Шефнер). 22. Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл (Никитин). 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце (М. Горький). 24. Он стоял удивлённый неожиданной встречей и тоже смущённый собирался уйти (Н. Островский). 25. Мягкое и серебристое оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд (М. Горький).

Упражнение 1.

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:

а) согласованное - несогласованное;

б) распространенное - нераспространенное;

в) обособленное - необособленное.

1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке. 2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. 3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус. 4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. 5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков. 6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.
(А.С. Пушкин)

Упражнение 2.

Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.

1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю. 2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает. 3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор. 4)Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого,
(М. Горький.)

Упражнение 3.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?

1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)

Упражнение 4.

Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких - прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом - необособленными.

Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.

Упражнение 5.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.

1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря. 8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей. 9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки. 10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
(М. Горький)

Упражнение 6.

Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений.

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые. 2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу. 3) Итон пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни. 4) Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой. 5) Если человек хорошо знающий местность, он никогда не заблудится. 6) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 7) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Каждое предложений прочитайте, соблюдайте правильную интонацию.

1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке. 2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную, 3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
(И. Бунин)

Упражнение 8.

Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления.

1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов) 3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)

Упражнение 9.

Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространенными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и. укажите приложения.


Образец.
Москва - столица России . Москва , столица России, празднует День города.

1) Обстоятельство - второстепенный член, предложения. 2) Лес - наше богатство. 3) Жадность - один из человеческих пороков. 4) Лицо - зеркало души. 5) Река - источник энергии. 6) Чтение - лучшее учение. 7) Моя сестра - юрист. 8) Русский язык - один из богатейших языков мира. 9) Художественная литература - искусство слова. 10) Дети - будущее страны.

Упражнение 10.

Составьте предложения с данными словами, используя их как:

а) обособленное приложение;

б) необособленное приложение;

в) именную часть сказуемого;

г) подлежащее;

д) обращение.

Запишите предложения, объясните их смысловые, интонационные и пунктуационные различия.

1) Замечательный русский художник. 2) Любимый детский писатель. 3) Надежный друг. 4) Интересный собеседник, 5) Президент совместного предприятия.

Упражнение 11.

Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.

1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.

Упражнение 12.

Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания.

1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер) 2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. (А. Чехов) 3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов) 4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский) 5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)

Упражнение 13.

Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.

1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов). 2) Она готовилась к зачету по общей терапии - предмету, наиболее любимому ею (Бондарев). 3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский). 7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).

Упражнение 14.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова.

1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

Тест по теме «Обособленные определения и приложения»

1. Обособленными членами предложения называются:

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;
3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:

1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:

1) перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:

1) они распространенные;
2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) они согласованные.

5. Приложения с КАК обособляются, если:

1) как можно заменить «в качестве»;
2) как можно заменить так как;
3) всегда.

6. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.

8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.

9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

10. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

13. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.

14. Укажите способ выражения определения в предложении:

На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)


с зависимыми словами

15. Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным

4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

16. Укажите тип определения в предложении:

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)
1) Обособленное распространённое определение
2) Обособленное распространённое приложение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Необособленное нераспространённое приложение

17. Укажите способ выражения определения в предложении:

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)
1) Обособленное определение
2) Обособленные определения, выраженные причастиями
3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

18. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)
1) Необособленные приложения
2) Обособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

19. Укажите тип определения в предложении:

Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)

2) Обособленное нераспространенное приложение
3) Обособленное нераспространённое определение
4) Обособленное распространённое определение

20. Укажите способ выражения определения в предложении:

Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)
1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное несогласованное определение

21. Укажите тип определения в предложении:

Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное несогласованное определение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

22. Укажите способ выражения определений в предложении:

Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев)
1) Необособленное приложение
2) Необособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами
4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

Поделиться: