Произведения которые написал гоголь. Николай гоголь. Критики о произведениях Гоголя

Писатель, чья жизнь и творчество овеяны мистическими подробностями, считается одной из самых выдающихся персон школы русского литературного реализма. Однако произведения Гоголя сочетают черты сатиры, романтизма и национального фольклора, что делает их привлекательными для читающей аудитории всех возрастов. Жизнь автора пришлась на первую половину XIX века, когда общественные волнения стали обретать фактическую форму, а свобода слова, пускай и несколько завуалированная из-за цензуры, перестала казаться категорически опасным и антигосударственным явлением.

Итак, представляем вашему вниманию самые известные произведения Гоголя , которые стоит прочитать.

1. Мертвые души

Гоголь задумал создать поэму и представить её в виде трёхтомного прозаического (по факту) сочинения. Относительно благополучно сложилась судьба только первой книги, которая была издана в 1842 г. Работа над вторым томом была практически завершена, но создатель предпочёл не публиковать результаты своих трудов (по распространённой версии, страницы были сожжены). Процесс написания третьего тома остановился на стадии создания набросков, отдельных записей, где идеи получили лишь частичную формулировку.

Сюжет «Мертвых душ» образовался с ловкой подачи А. С. Пушкина. Существует предположение, что поэт неохотно расстался с замыслами, над которыми намеревался поработать сам. В период южной ссылки опальный стихотворец услышал любопытную историю о приднестровском селении, где, по официальным данным, люди не умирают вовсе в течение нескольких лет. Позже выяснилось, что документы умерших передавались беглым крепостным работникам.

Чичиков, мелкий чиновник, путешествует по России под видом обеспеченного помещика. Умело втираясь в доверие к людям, авантюрист скупает за бесценок крестьян, которые давно умерли, но считаются живыми по документам, хранящимся у их хозяев. Помещики, разные по натуре и приоритетам, без опаски открывают перед мошенником двери своих домов.

2. Вечера на хуторе близ Диканьки

В 1829-32 годах Гоголь написал серию рассказов, которые вышли на страницах популярных изданий, когда автору исполнилось 22. Идеи для зарисовок, картин крестьянской жизни Гоголь перенял из писем матери. Писатель попросил родительницу описать ему старинные обычаи, придания и суеверия, которыми полнилась украинская земля. Мать выполнила просьбу, а Гоголь получил ценный материал, который переработал в шедевр фольклорной литературы. Книга состоит из двух частей, в каждой - 4 рассказа.

Фома Григорьевич некогда был отважным казаком, воином, который успел отдать долг родной земле. Теперь, в старости, запорожец стал служителем церкви. У него в «копилке» сохранилось немало историй о ведьмах, русалках, нечистой силе, которая вторгается в людскую жизнь по определенным дням, на большие духовные праздники и не только.

3. Вий

Замыкает тройку самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя «Вий». Новелла, структурно разделенная на три части, появилась в сборнике «Миргород», вышедшем в свет в 1835 г. В личных записях автор указывает, главный персонаж относится к украинскому фольклору. Однако есть предпосылки считать, что герой был полностью выдуман писателем, инфернальный демон - собирательный образ.

Вий упоминается как суженый ведьмы в сказке «Иван Быкович», а также в сказаниях о Касьяне Безжалостном, оба персонажа имели сходства во внешнем описании: брови, веки и ресницы героя опускались так низко, что их приходилось поднимать со сторонней помощью и даже, по некоторым фольклорным источникам, с использованием железной вилки.

Студент из церковного учебного заведения отправляется на каникулы. По пути он просит ночлега у женщины, которая впоследствии оказывается ведьмой, только молитвами удаётся избавиться от её чар. Напуганный увиденным, Хома решает немедленно покинуть проклятое место и вернуться в семинарию. Однако в Киеве приходит распоряжение отправить студента обратно в злополучное село: там, в течение трёх ночей, необходимо провести обряд отпевания молодой девушки.

4. Тарас Бульба

Первое издание «Тараса Бульбы» датируется 1835 г. Перед написанием одного из самых известных произведений Гоголь изучил множество исторических источников. Существует две версии относительно того, кем был реальный прототип главного героя. Согласно одной, образ списан с казачьего атамана с фамилией Макуха. Доблестный предводитель лишил жизни собственного сына Назара, обвинив его в измене Родине, когда тот перешёл на сторону поляков во время Хмельницкого восстания. Вторая версия повествует о том, что Гоголь вдохновился народной песней о Саве Чалом, который был казнен по приказу родного отца по причине предательства народных интересов.

Полковник казачьего войска встречает двух своих сыновей, прибывших в родной дом после завершения учёбы в Киеве. Отец не даёт времени молодым мужчинам побыть с матерью и отправляется с ними в Запорожскую Сечь, считая боевую военную обстановку лучшей школой жизни для молодёжи из станицы. Там судьбы братьев расходятся, младший, Андрий, выбирает путь против отца, повинуясь зову влюблённого сердца.

5. Ночь перед Рождеством

Это произведение открывает вторую часть известной книги Гоголя, посвящённой мистическим событиям на украинском хуторе. Повесть была издана в 1832 г. Местом рождения Гоголя считается местечко под Полтавой. Воспоминания о жизни в родном поселении, впечатления, услышанные в детстве рассказы автор воплотил в повести. Отличительная черта - демонические женские образы. В подобном жаре Гоголь предпочитал изображать женщин злыми, но не обделенными естественной выразительной красотой.

В маленьком украинском селе во времена правления императрицы Екатерины II происходят странные явления: ночью правит бал ужасающий тандем Ведьмы и Чёрта, которые устраивают ненастья, чтобы вмешаться в планы селян. Больше всего Чёрт ненавидит Вакулу, который как раз накануне собрался в гости к Оксане, дочери Корния Чуба. Хвостатый демон всячески старается не допустить, чтобы суровый отец девушки покинул хату и отправился на кутью к дьяку, позволив кузнецу остаться с Оксаной наедине.

6. Невский проспект

«Невский проспект» — известное произведение Гоголя, которое является частью «Петербургских повестей», написанных в период с 1833 по 1834 гг. Публикация состоялась через год после завершения творческой работы. Идея сюжета возникла в 1831 году, когда были сделаны первые наброски литературных зарисовок, посвящённых северной столице.

Художник Пискарёв знакомится на главной улице Петербурга с прекрасной дамой. Красавица увлекает и приглашает в гости. Зайдя в помещение, молодой человек осознаёт, что попал в публичный дом, а его избранница является здесь работницей. Оскорбленный, смущённый и растерянный мужчина покидает залу и устремляется к себе на квартиру. Так возникает череда таинственных видений, которые начинают преследовать неискушенную творческую натуру на фоне живописной смены дней и ночей в городе на Неве.

7. Ревизор

Первая публикация комедийной пьесы Гоголя «Ревизор» состоялась в 1836 году, повторная - в 1842 г. Гоголь посещал литературные кружки, где не раз встречался с А. С. Пушкиным. Однажды, пребывая в творческом поиске, писатель обратился к Александру Сергеевичу с просьбой поведать ему занятную историю. Сюжет Николай Васильевич пообещал воплотить в произведении, которое окажется «смешнее, чем в аду», по его собственным словам. Поэт откликнулся и рассказал анекдот о неком гражданине Криспине, который, будучи проездом в провинции, был принят по ошибке местными чиновниками за проверяющего инспектора, чем заслужил чрезвычайное внимание и привилегии.

Мелкий служащий Хлестаков прибывает в Саратовскую губернию со своим слугой, следуя из Петербурга. Значительный проигрыш в карты поставил заезжего гражданина в крайне затруднительную финансовую ситуацию. Однако сложности быстро разрешились: губернатор и его подчинённые в страхе ожидали приезда ревизора из столицы и совместно решили, что Хлестаков - та самая важная, влиятельная персона.

8. Шинель

В опубликованном в конце 1842 года третьем томе повестей о Петербурге имеет место произведение, ставшее со временем литературной декларацией о необходимости образования в обществе равенства среди социальных слоёв и о важности личных прав каждого человека. Повесть стала образцовой в жанре описания судьбы и общественной роли «маленького человека». Замысел возник, когда Гоголь, будучи в компании товарищей, услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень долго откладывал деньги на покупку ружья, а когда смог позволить себе приобретение, моментально потерял «трофей». История рассмешила собравшихся, а Гоголю стал грустно и тоскливо. Он написал собственный сюжет и старательно переделывал его в течение трёх лет, постепенно уменьшая ироничную составляющую в пользу более обширной патетики с нотками сентиментальности.

Акакий Акакиевич служит в должности титулярного советника и получает довольно скромное жалование. Однажды он замечает, что его шинель прохудилась, необходимо сдать её в ремонт. Портной отказывается чинить одежду и назидательно рекомендует пошить новую вещь. Скопив деньги и урезав расходы, чиновник становится обладателем новой шинели, но тут происходит фатальное происшествие.

9. Нос

Сатирой на грани абсурда - вот чем явилась известная повесть Гоголя «Нос», опубликованная в 1836 году. Изначально писатель намеревался создать произведение, которое в равной степени высмеивало бы устаревавшие крепостнические порядки, коррупцию в рядах государственных служащих и отсутствие прав у простого народа. Идеи должны были предаваться через внутренний конфликт главного героя. Однако в процессе попыток опубликовать готовый материал автор столкнулся с рядом трудностей, работу назвали тривиальной и пошлой, после чего Гоголь несколько раз переписывал финал.

Мелкий чиновник Ковалёв просыпается однажды утром и обнаруживает… пропажу носа. В отчаянии коллежский асессор обращается в полицию и самостоятельно попутно отправляется на поиски. У Казанского собора Нос неожиданно объявляется, облаченный в мундир и при оружии, однако владельцу так и не удаётся вернуть утраченную часть лица, что становится началом стремительного фантастического преследования.

10. Портрет

Известная повесть Гоголя «Портрет» с различными изменениями в содержании публиковалась в 1834 и 1842 годах. Принято считать, что сюжет был навеян влиянием западных авторов, угадываются черты Эрнста Гофмана, Эдгара По, В. Ирвинга.

Чартков - бедный художник, которому едва хватает заработанных средств, чтобы оплачивать комнатку в Петербурге. Однажды наступает тяжелый период, молодой человек не может себе в дальнейшем позволить снимать жильё. Печальному факту предшествовала спонтанная покупка. Чартков увидел в антикварной лавке портрет, который поразил его техникой написания, придающей особенную живость чертам лица героя. Следующей ночью художнику приснился сон, будто человек, изображенный на картине, вручает ему мешок с золотыми монетами. Проснувшись, молодой человек понимает: сон связан с реальностью, ведь у него в руках оказываются те самые деньги.


Несмотря на то что творческая жизнь писателя была недолгой, а некоторые периоды жизни вовсе покрыты тайной, имя Николая Васильевича Гоголя знают все. Быстро прославившись, молодой автор удивлял современников своей одарённостью. Удивляет он и нынешнего читателя.

Те пятнадцать лет, которые литератор посвятил писательству, явили миру гения самой высшей пробы. Отличительная особенность - это многогранность и творческая эволюционность. Поэтика, ассоциативное восприятие, метафоричность, гротеск, интонационное многообразие, чередование комичного с патетикой. Повести, пьесы, даже стихи.

Новоселье (1826)

Вся жизнь писателя была полна борьбы и внутренних переживаний. Возможно, ещё учась в Нежине, юноша чувствовал, что к смыслу жизни у него будет много вопросов.

Там, будучи гимназистом, для школьного рукописного журнала Коля написал стих, название которого принято считать «Новоселье». Но точно известно, что в чистовом оформлении с автографом автора оно называлось «Непогода».

Юный поэт уже в свои семнадцать лет имел сомнения в правильности названия своего стихотворения. Эти сомнения, по поводу правильно выбранного стиля, правильно вставленной реплики, и даже слова, автор пронесёт через всё своё творчество, безжалостно расправляясь с неудавшимся, по его мнению, текстами.

Юноша словно пророчил сам себе:

Светло ль, темно ли - всё одно,
Когда в сем сердце непогода!

Кроме стихотворения «Новоселье», Гоголем было написано ещё четыре стихотворения и поэма «Ганц Кюхельгартен».

Ганц Кюхельгартен (1827-1829)

Первая публикация не оправдала ожиданий Николая - это было жестокое разочарование. Надежды, возлагаемые на эту повесть, не были оправданы. Романтическая идиллия в картинах, написанная ещё в Нежинской гимназии в 1827 году, получила отрицательные отзывы, и заставила автора пересмотреть свои творческие возможности.

В это время Гоголь скрывался за псевдонимом А.Алов. Писатель скупил все нераспроданные экземпляры и уничтожил их. Теперь Николай решил писать о том, что ему хорошо знакомо - о прекрасной Украине.

Вечера на хуторе близ Диканьки (1829-1832)

Книга вызвала живой интерес читателей. Исторический экскурс по Малороссии, изображавший картины украинского быта, блиставший весёлостью и тонким юмором, производил большое впечатление.

Было бы совершенно логично, если бы рассказчик использовал украинский язык для своих творений. Но русским языком Гоголь словно стёр грань между Малороссией и Великороссией. Украинские фольклорные мотивы, где основной язык русский, щедро усыпанный украинскими словами, сделали весь сборник «Вечеров» совершенно изысканным, абсолютно не похожим на всё, что было в то время.

Начинал свою работу молодой писатель не с чистого листа. Ещё в Нежине он вёл тетрадь, которую сам назвал «Всякая всячина». Это была тетрадь на четыреста девяносто листов, в которую гимназист записывал всё, что ему казалось занятным: исторические и географические справки, высказывания знаменитых писателей, пословицы и поговорки, придания, песни, обычаи, собственные мысли и сочинительства.

Этим юноша не ограничился. Он пишет письма своей матери и сёстрам, и просит их присылать ему различную информацию на тему: «жизнь Малороссийского народа». Он хочет знать всё. Так началась большая работа над книгой.

«Вечера» имели подзаголовок: «Повести изданные пасичником Рудым Паньком». Это вымышленный персонаж. Он понадобился для придания достоверности повестям. Автор словно уходит в тень, пропуская вперёд образ простого, добродушного, весёлого пасечника, позволяя ему смеяться и шутить над односельчанами. Так, через рассказы простого крестьянина передаётся колорит украинского быта. Этот персонаж словно подмигивает читателю, лукаво оставляя за собой право на вымысел, но выдавая его за чистую правду. И всё это с особой приподнятой интонацией.

Различия между фантастикой и историями писателя в том, что в сказках действуют волшебные персонажи, а у Гоголя религиозные. Здесь всё пропитано верой в бога и в дьявольскую силу.

Действие всех повестей, входящих в сборник, связано с одним из временных хронологических пластов: древность, недавние легендарные времена Екатерины Великой и современность.

Первыми читателями «Вечеров» стали типографские рабочие, которые завидев зашедшего к ним Гоголя, начали посмеиваться и заверили, что его «штучки» очень забавны. «Так! - подумал писатель. - Черни я понравился».

Первая книга

И вот дебют состоялся. Вышла первая книга. Это: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота».

И всем вокруг стало понятно - это Талант! Все известные критики единогласно высказали свой восторг. Писатель заводит знакомства в литературных кругах. Печатается у барона Антона Антоновича Дельвига, узнаёт мнение, на то время уже признанного критика Василия Андреевича Жуковского. Сдружившись с Жуковским, Николай попадает в литературно-аристократический круг.

Прошёл год и вышла вторая часть сборника. Простота, разнообразие, пестрота народности выплеснулись историями: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».

У праздничной, красочной стороны есть и другая - ночная, тёмная, греховная, потусторонняя. Правда соседствует с ложью, ирония с серьёзностью. Нашлось место и любовным историям, и неразгаданным тайнам.

Ещё на заре кинематографа произведения Гоголя стали привлекать режиссёров. В начале XX века экранизация «Ночи перед Рождеством», «Страшной мести», «Вия», были восприняты публикой на «Ура», несмотря на то, что на экране в немом кино пропала та поэтика и образность сюжета, которую так старательно вкладывал рассказчик в каждую фразу.

Фильмы по мотивам гоголевских «Вечеров» выходили и позже, а «Вий», по сути, - это первый Советский фильм ужасов.

Арабески (1835)

Это был следующий сборник, частично составленный из статей, опубликованных в 30-34 годах XIX века, а частично из произведений, публиковавшихся впервые.

Рассказы и литературные тексты, вошедшие в этот сборник, широкому читателю малоизвестные. Здесь Гоголь вёл рассуждения о русской литературе, искал её место в истории, и намечал для неё задачи. Говорил об искусстве, о Пушкине, как о величине народного поэта, о народном творчестве.

Миргород (1835)

На этот период приходится пик славы Гоголя, а все его произведения, вошедшие в сборник «Миргород», только подтвердили гениальность автора.

Для редакции сборник разделили на две книги, по две повести в каждой.

Тарас Бульба

После выхода «Тараса Бульбы» Белинский сразу заявил, что это «поэма великих страстей».

Действительно: война, убийства, месть, предательство. В этой истории нашлось место и любви, да такой сильной, за которую герой готов отдать всё: товарищей, отца, Родину, жизнь.

Рассказчик создал такой сюжет, что оценить однозначно поступки главных героев невозможно. Тарас Бульба, так жаждущий войны, в итоге теряет двух сыновей и погибает сам. Предательство Андрия, так полюбившего прекрасную полячку и готового на всё ради этой роковой страсти.

Старосветские помещики

Это произведение было многими не понято. Мало кто увидел в рассказе о старой супружеской паре историю любви. Той любви, которая не выражается бурными признаниями, клятвенными заверениями или изменами с трагическим концом.

Простая жизнь старых помещиков, которые не могут друг без друга, потому что они одно целое в этой жизни - вот что пытался донести до читателя рассказчик.

Но публика по-своему поняв повесть, тем не менее выразила одобрение.

Современники Николая Васильевича были удивлены знакомству со старославянским языческим персонажем. В народных украинских сказках этого персонажа нет, его Гоголь «привёл» из исторических глубин. И персонаж прижился, устрашая читателя своим опасным взглядом.

Повесть имеет колоссальную смысловую нагрузку. Всё основное действие разворачивается в церкви, где идёт борьба добра со злом, веры и безверия.

Финал печален. Нечисть победила, главный герой погиб. Вот повод для раздумий. Человеку чтобы спастись не хватило веры.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Это замыкающее произведение сборника «Миргород», в котором все страсти носят иронический характер.

Человеческая природа в лице двух помещиков, которые от нечего делать затеяли многолетнюю тяжбу, показана со всех сторон, обличая их худшие черты. Элитарное светское общество показано в самых неприглядных картинах: глупость, тупость, дурость.

А концовка: «Скучно на этом свете, господа!» - пища для глубоких философских рассуждений.

Записки сумасшедшего (1835)

Первое название повести «Клочки из записок сумасшедшего».

Это история о безумии, выдержанная в гоголевском стиле, не имела аналогов. Здесь Николай Васильевич к остроумию и оригинальности добавил хорошую порцию жалости.

Страдал герой не напрасно. В этом странном гротеске многие увидели и поэзию слова, и философию мысли.

Невский проспект (1835)

Писатель много лет прожил в Петербурге и не описать место, которое было центральным в жизни многих горожан, он просто не мог.

Чего только не происходит на Невском проспекте. И рассказчик, словно сделав главным героем Невский проспект, показывает его жизнь, на примере двух, совершенно случайно выхваченных из толпы персонажей.

Ревизор (1835)

Бессмертная пьеса, которая принесла Николаю Васильевичу огромную славу. Он создал ярчайшие достоверные образы провинциального чиновничества, казнокрадства, взяточничества и глупости.

Считается, что идея этой пьесы родилась в голове Пушкина, но проработка сюжета и создание характеров героев - это всё заслуга Гоголя. За фарсом и натурализмом скрывается философский подтекст, ведь за самозванцем стоит наказание для чиновников уездного города.

Добиться постановки пьесы удалось не сразу. Убеждать в том, что пьеса не опасна, что это просто насмешка над плохими провинциальными чиновниками пришлось самого императора.

Комедия Утро делового человека (1836)

Изначально произведение задумывалось как большой труд, который должен был носить название «Владимир третьей степени», и «Утро» - это только часть большой задумки.

Но по разным причинам, в том числе из-за цензуры, состоятся большому произведению было не судьба. Слишком много в комедии «соли, злости, смеха». Даже начальное название «Утро чиновника» цензор заменил на «Утро делового человека».

Остальные рукописи несостоявшегося большого труда, были переработаны и использованы Гоголем в других произведениях.

Тяжба (1836)

Незаконченная комедия - часть пьесы «Владимир третьей степени». Несмотря на то что «Владимир» рассыпался и не состоялся, и «Тяжба» осталась не оконченной, отдельные сцены получили право на жизнь и ставились в театре ещё при жизни автора.

Отрывок (1839-1840)

Первое название «Сцены из светской жизни» - драматический отрывок. Ему не суждено было увидеть свет - так решила цензура.

Николай Васильевич включил этот отрывок в «Драматические отрывки и отдельные сцены» в своё издание в 1842 году.

Лакейская (1839-1840)

Ещё один драматически отрывок из несостоявшейся пьесы «Владимир третьей степени», самостоятельно опубликованный в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 году.

Нос (1841-1842)

Абсурдная сатирическая работа не была понята. Журнал «Московский наблюдатель» отказался её печатать, обвинив писателя в глупости и пошлости. Но Пушкин нашёл в ней много неожиданного, весёлого и оригинального, разместив в своём журнале «Современник».

Правда, не обошлось без цензуры, которая вырезала целые куски текста. Но образ пустого амбициозного человека, стремящегося к статуарности и преклонению перед вышестоящими чинами удался.

Мертвые души (1835-1841)

Это самое фундаментальное творение, с непростой судьбой. Задуманный трёхтомник не смог увидеть свет, в том варианте в котором хотел Николай Васильевич - ад, чистилище, рай (так считают многие филологи).

В 1842 году вышел первый том, строго отредактированный цензурой. Но смысловая нагрузка сохранилась. Читатель мог увидеть всё: соблазн, зло, динамическое начало. И распознать дьявола в том, кто покупает души - в Чичикове. А все помещики - это целая разнотипная галерея, каждый из которых олицетворяет какое-нибудь свойство человеческого характера.

Книга получила достойную оценку. Её переводом на другие языки занялись уже в 1844 году, и очень скоро её можно было читать на немецком, чешском, английском, польском. Ещё при жизни автора, книга была переведена на десять языков.

Задумки третьего тома так и остались задумками. Для этого тома писатель собирал материалы, но не успел ими воспользоваться.

Театральный разъезд после представления новой комедии (1836-1841)

Писатель всю жизнь искал подлинные чувства, разбирал душевные качества, вкладывал определённую философию в свои творения.

По сути, «Театральный разъезд» - это пьеса о пьесе. И вывод напрашивается сам собой. То количество шутов, которое необходимо обществу, непропорционально разного рода стяжательству и стремлению к наживе. «Мнений много, а главного никто не понял», - сетует автор.

Шинель (1839-1841)

Считается что эта повесть родилась из анекдота. Смешав сострадание с раздражением вдруг вышел Акакий Акакиевич. И грустная смешная история о маленьком ничтожном человеке вдруг оказалась интересна.

А посмеявшись над гоголевским персонажем, приходит время задуматься не вложен ли библейский смысл в этот рассказ. Ведь душа хочет любить одно прекрасное, а люди так не совершенны. Но Христос призывает всех быть добрыми и кроткими. По-гречески «не делающий зла» - Акакий. Вот мы и получаем Акакия Акакиевича, образ мягкий и ранимый.

«Шинель» понималась по-разному, но полюбилась. Она нашла своё место и в кинематографе. Фильм «Шинель», вышедший в 1926 году, и восторженно принятый публикой, в 1949 году цензура запретила. Но к 150-летию со дня рождения писателя был снят новый фильм «Шинель» режиссёра Алексея Баталова.

Портрет (1842)

В первой части писатель затрагивает отношение окружающих к искусству, ругая однообразие и недальновидность. Автор осуждает обман на полотнах, так нравящийся публике, призывая служить настоящему искусству.

Во второй части Гоголь копнул ещё глубже. Объясняя, что цель искусства - служение богу. Без озарения художник просто делает бездушные копии, и в этом случае ликование зла над добром неизбежно.

Повесть подверглась критике за излишнее поучительство.

Пьеса Женитьба (1842)

Пьеса с полным названием «Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях» написана она была ещё в 1835 году, и имела название «Женихи».

Но Николай Васильевич ещё восемь лет вносил корректировки, и когда, наконец, спектакль был поставлен многие его не поняли. Даже сами актёры не понимали, что они играют.

Но время всё расставило на свои места. Мысль о том, что брак - это союз двух душ, а не поиски призрачного идеала, много лет заставляет зрителей идти на этот спектакль, а режиссёров ставить его на разных сценах.

Комедия Игроки (1842)

В царской России тема азартных игр витала в воздухе. Её затрагивали многие литераторы. Своё видение выразил на этот счёт и Николай Васильевич.

Писатель так закрутил сюжетную историю, сдобрив всё шикарными оборотами, включая сленговые выражения азартных игроков, что комедия превратилась в настоящую замысловатую матрицу, где все герои, выдают себя за кого-то другого.

Комедия имела успех сразу. Актуальна она и в наши дни.

Рим (1842)

Это не самостоятельное произведение, а отрывок из незаконченного романа «Аннунциата». Этот отрывок достаточно ярко характеризует авторскую эволюцию в творчестве, но достойной оценки он не получил.

Выбранные места из переписки с друзьями (1845)

Душевный кризис подталкивает писателя к религиозно-философской тематике. Плодом этой работы стала публикация сборника «Выбранные места из переписки с друзьями».

Эта работа, написанная назидательно-проповедническим стилем, вызвала бурю в кругах критиков. Во всех литературных кругах шли споры и зачитывались отрывки из этой книги.

Страсти были нешуточные. Виссарион Григорьевич Белинский написал критический отзыв в виде открытого письма. Но письмо запретили к печати, и его стали распространять рукописями. Именно за распространения этого письма к смертной казни был приговорён Фёдор Михайлович Достоевский. Правда, «смертной казни расстрелянием» не случилось, приговор был смягчён на наказания в виде каторжных работ.

Гоголь же выпады против книги объяснял своей ошибкой, считая, что выбранный назидательный тон всё испортил. Да и те места, которые изначально не пропустила цензура, окончательно погубили изложенный материал.

Всё творчество Николая Васильевича Гоголя - это страницы изумительной красоты русского слова, когда читая радуешься и гордишься тем, что можешь говорить и думать на том же языке.

Николай Васильевич Гоголь – литературный талант России 19 века. Первое произведение – стихотворение «Италия» – увидело свет в 1829 году. Писательством занимался практически до последних дней жизни.

Его творения очень самобытны, здесь мистика тесно переплетается с реальной действительностью. Визитной карточкой писателя стали зарисовки «натуральности» обычной жизни, отражение голой российской действительности без прикрас и сглаживания. Он впервые создал социальные типажи, наделяя своих героев общими чертами людей определенного социального слоя, удивительно точно обобщил все характерное для русских городов, создавая единый образ провинции и большого города. Каждый персонаж Гоголя – не некая известная личность, но собирательный образ, воплощающий в себе характеры и нравы целого поколения или социального пласта.

Лучшие работы

Без учета уничтоженного 2-го тома «Мертвых душ» всего литературный багаж Гоголя насчитывает 68 произведений. Самые известные из них:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
  • «Вий»,
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,
  • «Нос»,
  • «Шинель»,
  • «Записки сумасшедшего»,
  • «Выбранные места из переписки с друзьями».

Список далеко не полный, но данные сочинения способны максимально представить творчество автора.

Пожалуй, самое известное произведение писателя – пьеса-комедия «Ревизор» в 5-ти действиях. Работу над ней автор начал осенью 1835 года, и всего через полгода – в январе 1836 – закончил писать. Главный персонаж – мелкий питерский чиновник Хлестаков, которого все приняли за важного проверяющего. Пронырливый чиновничек быстро смекнул, что к чему, и стал вовсю пользоваться положением дел, принимая взятки, подарки и бесплатно угощаясь на светских обедах. Все лебезили перед ним, стараясь задобрить и угодить.

Когда он уезжает из города, всем случайно становится известно, что Хлестаков – пройдоха, и тут в городок приезжает настоящий ревизор. Немая сцена.

Пьеса не раз ставилась на подмостках театров, в том числе и европейских. И хотя первая постановка в Санкт-Петербурге не получила успеха, все последующие были очень тепло встречены публикой.

В дневниках Гоголя найдено упоминание о том, что идею «Ревизора» ему подал Пушкин, который был одним из первых слушателей пьесы и принял ее с большим восторгом.

Гениальное произведение. Глубокое по сути и полноценное по художественному оформлению. Одна из самых значимых работ автора, которая, согласно записям самого Гоголя, изначально задумывалась как трехтомник. Первый том увидел свет в 1842 году. Второй так и не был издан. По общепринятой версии, основанной на свидетельстве слуги писателя, «будучи в состоянии физической слабости и душевного расстройства», Николай Васильевич сжег уже готовую рукопись второго тома. После смерти Гоголя в его черновиках были найдены рукописные первые 5 глав. Сегодня они хранятся в личной коллекции американского бизнесмена русского происхождения Тимура Абдуллаева. О третьем томе известно только то, что задумывался он как описание исправившихся после «чистилища» героев поэмы.

Сюжет произведения также подсказал Пушкин. В результате родился литературный шедевр, повествующий о похождениях главного героя – коллежского советника Чичикова, который в городе N скупал у помещиков «мертвые души», то есть умерших крепостных. Зачем ему это понадобилось? Он планировал в дальнейшем заложить их в банке и на полученный кредит купить какое-нибудь имение для обустройства своего будущего. События развивались таким образом, что афера провалилась, и Чичиков попал в жандармерию, откуда его с трудом выручил миллионер Муразов. На этом первый том заканчивается.

Самые колоритные персонажи:

  • «сладкий до приторности» помещик Манилов, бесполезный для общества человек, пустой мечтатель;
  • Коробочка – известная всем своим корыстолюбием и мелочностью помещица;
  • Собакевич, все усилия которого направлены только на обустройство быта и укрепление материального благополучия;
  • Плюшкин – самый карикатурный персонаж. До чрезвычайности скуп, жалеет выкинуть даже оторвавшуюся от сапога подошву. Невероятно подозрителен, отказался не только от общества, но даже от родных детей, считая, что каждый желает его обобрать и пустить по миру.

Эти и многие другие герои отражают мир перевернутых ценностей, утраченных идеалов. Их души пусты, мертвы… Такой взгляд позволяет иносказательно интерпретировать название «Мертвые души».

Поэма выдержала множество театральных постановок, экранизаций. Была переведена на разные языки.

Эта повесть – очень серьезная работа. Освещает героизм украинского народа в борьбе с турками и татарами. Она масштабна по содержанию и охваченным ею событиям, образы ее героев эпичны, основой для их создания послужили былинные богатыри.

Главные сцены повести – бои запорожских казаков с чужеземными захватчиками. Они выписаны крупным планом, внимание уделено деталям. Ход боя, действия отдельных воинов, их внешний вид описаны подробно, яркими штрихами.

Каждый выдуманный персонаж в повести гиперболичен. Образы отражают не отдельные исторические личности, но целые социальные пласты того времени.

Для написания «Тараса Бульбы» Николай Васильевич изучил множество исторических источников, летописей, былин, народных песен и сказаний.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Этот двухтомник вышел в 1832 году. Каждый том содержит 4 повести, действие которых охватывает 17-19 века. Гоголь очень тонко окольцовывает прошлое и настоящее, сплетает быль и сказку, придавая своему произведению историческую и духовную слитность.

«Вечера…» получили очень высокие оценки литературных критиков – современников автора, а также таких метров, как Пушкин, Баратынский. Сборник завораживает читателя не только сказочностью сюжетов, но и высокой поэтичностью слога.

По сути, «Вечера…» – это фантастика, мастерски обработанный народный фольклор. На страницах произведения рядом с людьми поселились ведьмы, колдуны, русалки, лешии, черти и прочая нечистая сила.

Заключительный аккорд

Гоголь – писатель с большой буквы. Сложно однозначно выделить самое известное произведение этого автора. Сложно словами передать всю глубину, поэтичность и содержательность его работ. Только непосредственно ознакомившись с каждым произведением, можно не столько понять, сколько прочувствовать живой, богатый и самобытный талант Гоголя. Читатель обязательно получит большое удовольствие от прочтения его сочинений.

Непревзойденным талантом литературы девятнадцатого века в России стал Н.В.Гоголь. Начиная с 1829 года, и до самой смерти он писал книги. Его произведения необычны, так как в них фантастическое переплетается с действительностью, которую он показывал без прикрас, без утайки. Его герои - этот обобщенные люди, принадлежавшие к определенным слоям современного российского общества. В его произведениях дается и обобщенная жизнь русских городов, тех нравов, которые были заведены в то время.

Автор и его произведения

Николая Гоголя ставили в один ряд с такими известными авторами, как А.Пушкиным и М.Лермонтовым, когда речь идет о создании нового литературного направления. Гоголь настолько точно, настолько детально описывал бытовую жизнь своего народа и своих героев, что многие его произведения относятся к реализму. Детально описывая те черты, которые были присущи помещикам и чиновникам, писатель не только обобщает и показывает человека определенного социального строя, но и создает новый литературный образ «делового» человека или плута. Творчество Николая Гоголя легло в основу создания в известных литературных кругах «натуральной школы», куда вошли многие выдающиеся писатели: Тургенев, Достоевский и другие.

Но изображение Н.Гоголем и людей, и природы, и социальной действительности не является ее точным изображением, а все-таки оно проходит конкретное переосмысление писателем и воплощением его художественных замыслов. Стоит вспомнить высказывание автора, когда он говорит о своем произведении «Ревизор»:

«Я решился собрать в одну кучу все дурное в России…все несправедливости…и за одним разом посмеяться над всем».


Города, которые описывает автор: Диканька, Петербург и Миргород – это обобщенные образы России и Малороссии. Он попытался показать не только национальные черты этих географических объектов, но и черты, характерные для всей земли вообще. Например, Миргород – это не просто название города, который располагается в Полтавской губернии, но это образ-символ мирового города. Он в гоголевских повестях объединил разные стороны жизни человека: идеальную семейную жизнь, военные действия, борьба с нечистыми силами и скучная повседневная жизнь.

Лучшие гоголевские произведения


Исследователи гоголевского творчества утверждают, что Николай Гоголь за свою жизнь успел создать 68 произведений. Но замыслов у него, конечно же, было намного больше. При подсчете литературоведами не учитывался и второй том поэмы «Мертвые души», который уничтожил сам писатель. На сегодняшний день самыми известными и лучшими считаются следующие произведения:

★ «Мертвые души».
★ «Ревизор».
★ «Вечера на хуторе близ Диканьки».
★ «Вий».
★ «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
★ «Тарас Бульба».
★ «Нос».
★ «Шинель».
★ «Записки сумасшедшего».


Эти произведения позволяют более ярко представить гоголевское творчество и разобраться в его стилевых и художественных особенностях. Многие литературоведы утверждают, что самым ярким гоголевским произведением является его комедия «Ревизор». Она представлена автором в пяти действиях. Писал Гоголь свою пьесу погода с осени 1835 года по январь 1836 года. Главный герой этого произведения – мелкий и пронырливый чиновник, который, приезжая в небольшой провинциальный городок, воспользовался тем, что его приняли за проверяющего. Хлестаков, который возвращается в Петербург, заехал в город, который ему попался по дороге и стал брать взятки и подарки, бесплатно проживая у городничего и питаясь у него.

Весь чиновничий мир городка пытался ему услужить во всем. И только, когда плут и пройдоха Хлестаков, уезжает из города, то раскрывается вся правда. И вот здесь гоголевская немая сцена, так как приезжает настоящий проверяющий и читатель должен понять и додумать о том, что теперь произойдет. Известно, что первая театральная постановка, которая произошла в Петербурге, не имела успеха, но все последующие, в том числе и за пределами страны, имели огромнейший успех. В своих дневниковых записях автор «Ревизора» говорит о том, что идею написания этой комедии ему подал опальный поэт Пушкин.

Гениальным гоголевским произведением по праву считается поэма «Мертвые души». Это глубокое по содержанию книга задумывалась автором как произведение, состоящее из трех частей. Но в печать попал лишь только первый том. Это произошло в 1842 году. Но если третий том так и не был написан, то второй том был создан и сожжен. Сюжет и этого произведения автору тоже был подсказан А.Пушкиным. Основа сюжета – это похождения Чичикова, который имел самое низкое чиновничье звание – коллежский коллектор. Он задумал скупить в далеком от столице городе N списки мертвых крестьян, смерть которых еще не была зарегистрирована. Это ему нужно было, чтобы поправить свое положение в обществе и получить кредит. Он знакомится с представителями местного дворянства, посещая их имения.

Но сделка Чичикова закончилась провалом, так как его арестовывают и с трудом ему удается избежать суда. Но в гоголевской поэме притягивают внимания некоторые помещики, которые становятся яркими и колоритными в русской литературе:

➥ Манилов, сладощавый, бесполезный, пустой мечтатель.
➥ Коробочка, мелочная и корыстолюбивая.
➥ Собакевич, обыватель, которого интересует лишь только материальные блага.
➥ Плюшкин, жаден, подозрителен.


Души этих героев мертвы и пусты. Много театральных постановок было сделано на основе этого произведения. Самым серьезным гоголевским произведением называют его повесть «Тарас Бульба». В нем автор показывает как стойко и мужественно сражался украинский народ с турками и татарами. Главные сцены в гоголевской повести посвящены битвам, они грандиозны и исторически. Но личности запорожских казаков гиперболичны. Они подобны богатырям из былин. Для написания этой повести Гоголь изучил много исторических и народных источников.

Мистические и фантастические события происходят в великолепном произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книги эта вышла в двух томах, в каждом из которых было по четыре повести. Он достигает в своем произведении необычное: связывает прошлое и настоящее, сказку и быль, историческое и духовное. В этом гоголевском произведении люди и нечистая сила живут рядом. Такого произведения еще в русской литературе не было.

Творческое наследие Гоголя


Но кроме основных и популярных произведений, известный автор оставил и другие литературные памятники. Остановимся немного и на них. Итак, в широко известны следующие драматические произведения Николая Гоголя:

✔ Женитьба.
✔ Игроки.
✔ Утро делового человека.
✔ Тяжба.
✔ Лакейская.
✔ Театральный разъезд после представления новой комедии.


Но особенно много создано автором в публицистике, где автор мог точно и определенно выражать свое мнение. К сожалению, не все читатели знакомы с гоголевскими публицистическими произведениями. Но они существуют, и многие литераторы ссылаются на них. Для полноты понимания произведений самобытного писателя Гоголя стоит прочитать и знать следующие некоторые публицистические произведения:

♦ Женщина.
♦ «Борис Годунов», поэма Пушкина.
♦ О поэзии Козлова.
♦ Несколько слов о Пушкине.
♦ О движении народов в конце V века.


Есть и упоминания о тех произведениях, которые относятся к несохранившейся гоголевской литературе. От некоторых из них остались большие или малые отрывки:

⇒ Рим.
Страшная рука.
⇒ Что это?


Особого внимания заслуживают произведения, которые невозможно определить по жанру:

Италия.
«Арабески».
Гоголь в музыке и кинематографе.

Стилистические особенности произведений Н.В.Гоголя


Свое литературное творчество начинал как романтик, но очень быстро от него отошел и перешел к реализму. Развивался писатель под влиянием Пушкина и его свободолюбивых идей. Своеобразие гоголевских произведений состоит в том, что он первым дал изображение жизни российских помещиков и чиновников, создал образ «маленького человека». Гоголь – великолепный сатирик, который успешно обличал все пороки современного общества.

Интересны и композиции гоголевских произведений. В их основе не любовные перипетии или же семейные конфликты, а события всей страны, которые имеют общественное значение. Отсюда и такие глубокие образы, которые были типичны для всей России. Чаще всего в своих произведениях использует гиперболу, чтобы сделать созданный им образ более ярким. Гиперболу он использует и при описании деталей: вещей. Помещения, одежды. Гоголевский пейзаж необходим автору, чтобы дать более точную характеристику персонажей. Речь автора разная: восторженная, разговорная. Использует он и просторечья, диалектизмы.

Особенностями построения текста можно назвать:

✚ Использование больших сложных предложений с разными идами связи.
✚ Лирические монологи.
✚ Много эмоциональных предложений, где используются вопросительные и восклицательные знаки.
Огромное количество эпитетов.
✚ Необычен и гоголевский юмор: « смех сквозь слезы».

Критики о произведениях Гоголя

Белинский отмечал простоту, вымысел и народность гоголевских произведений. В его произведениях, считал критик, рядом с комическим идет чувство уныния и печали. И это результат того, что гоголевское изображение жизни реальное. Кроме того, с каждым гоголевским персонажем, как утверждал Белинский, автор знакомит так. Словно вы его знаете давно уже. Николай Гоголь может заинтересовать читателя самыми ничтожными подробностями.

Писатель понимает всю ничтожность своих персонажей, поэтому над ними и подшучивает. Белинский говорит о том, что Гоголь – это и гений, и разносторонний человек

Поделиться: