Описание неизвестных слов в произведении островского снегурочка. Символика образной системы в пьесах А.Н. Островского. Пример из текста

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки - внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки - она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка - чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки - внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.

Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,

второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,

третье рождение - съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).

четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

1. образ дочери Мороза
2. образ Костромы
3. символ застывших вод

Подробнее.

1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»

Васнецов В. Снегурочка

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.
Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.
Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.
Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.
Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.
Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

С нежная девушка, приходящая к нам под Новый год - явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Г оворят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, - кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда - кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

С негурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница - милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом - неизвестно почему, - внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году - с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Р езиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки - вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.

Содержание песен. Герои. Идеалы автора. Красота природы. Холодное существо. Мощь и красота природы. Характер музыки. Римский-Корсаков. Результаты теста. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Огромная сила. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. Зимняя сказка. Народный фольклор. Песни. Музыкальные инструменты. Пастуший рожок. Любовь. Тесты на закрепление по теме. Дед Мороз. Фантастические персонажи.

«Пьеса «Бесприданница»» - Героиня “Грозы” - человек более волевой. Образ Паратова. Стать богатой содержанкой?.. «Бесприданница». Верное решение?... А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Лариса. О Паратове сказано: «Блестящий барин». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Сделаем вывод. Катерина. Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Значение имен в драме. Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Путешествие по Волге. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Борьба Катерины за счастье. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня. Анализ пьесы. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Островский. Романс. Жестокий романс. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Любовь для Ларисы. Приобретение навыков анализа текста. Тайна пьесы Островского. Жених Ларисы. Печальная песня о бесприданнице. Что же за человек Паратов. Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Выстрел Карандышева.

«Островский «Бесприданница»» - Анализ драмы «Бесприданница». А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Идеи творчества А.Н. Островского. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Карандышев. Цель урока.

«Герои «Грозы»» - И.Левитан. Малый Академический Художественный театр. Полемика вокруг пьесы. Московский Государственный Университет. Приём контраста. Понятие о зеркальных образах. Словарь. Н.А.Добролюбов. Колумб Замоскворечья. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Дом-музей Островского в Москве. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Особенности стиля Островского. Как воспитывалась Катерина. Драма «Гроза». Идея драмы «Гроза».

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка

По курсу ‹‹ Устное народное творчество››

Студентки 1-го курса группы 203 Холмецкой Н. П.

Барнаул 2010

Произведение Островского "Снегурочка" - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В "Снегурочке" главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Откуда взялась Снегурочка? Точного ответа до сих пор нет. Но имеется очень много вариантов ее происхождения.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.

Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

Царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте;

Не вижу я у молодежи взоров,

Увлажненных чарующею страстью;

Не вижу дев задумчивых, глубоко

Вздыхающих. На глазках с поволокой

Возвышенной тоски любовной нет,

А видятся совсем другие страсти:

Тщеславие, к чужим нарядам зависть

И прочее.

О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.

Действительно, сказка "Снегурочка" с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.

Но в "Снегурочке" разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.

Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.

Давно живу, и старые порядки

Известны мне довольно. Берендеи,

Любимые богами, жили честно.

Без страха дочь мы парню поручали,

Венок для нас - порука их любви

И верность до смерти. И ни разу

Изменою венок поруган не был,

И девушки не ведали обмана,

Не ведали обиды.

Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:

Всем обида,

Обида всем девицам-берендейкам!

В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава, прежде всего, обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека

Честной народ, достойна смертной казни

Вина его; но в нашем уложенье

Кровавых нет законов; пусть же боги

Казнят его по мере преступленья,

А мы судом народным Мизгиря

На вечное изгнанье осуждаем.

В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.

Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка - сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка - существо очень противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. "Без песен жизнь не в радость".

В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:

Мама, счастья

Найду, иль нет, а поищу.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.

Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она отстраненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.

Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:

Купава,

Разлучница! Твое же это слово;

Сама меня разлучницей звала,

Сама же ты и разлучаешь с Лелем.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:

Обманута, обижена, убита Снегурочка.

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить.

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.

Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

Но что со мной? блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О мать Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течет во мне! О Лель,

В ушах твои чарующие песни,

В очах огонь... и в сердце... и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви. Прощайте, все

Подруженьки, прощай, жених! О милый,

Последний взгляд Снегурочки тебе.

Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

ТАБЛИЦА НОВАТОРСТВА ОСТРОВСКОГО:

Обряд

Пример из текста

Новаторство

1. Масленица (проводы зимы)

Ярилино празднество (победа Лета)

Миф : сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А.Н.Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка.

Вдали крики: “Честная Масленица!”

На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …”

Стилизация мифа . Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива-

ющем упорядоченный и благоприятный людям космос (порядок вещей), А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок и возвращает свою милость людям (сходен с античным мифом о Деметре).

2. Свадебный обряд.

Девичник

Действие 1 Явление 6

Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд.

А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Прослеживаются сказочные мотивы в пьесе.

Элементы сказки

Пример из текста

1. Чудесное рождение.

Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

2. Волшебные дети спрятаны в темнице, тереме.

Ни пешему, ни конному дороги и следу нет в ее терем”.

Ярило сожжет ее, испепелит, растопит,

Не знаю, как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста ее душа,

Не властен он вредить Снегурке”.

Снегурочка, беги от Леля!”

4. Нарушение запрета.

Снегурочка уходит в мир людей

5. Свой – чужой мир.

Лес (свой мир) – Слобода (чужой мир)

6. Испытания.

На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (старик Бобыль, старуха Бобылиха, жители Слободы).

Испытание Снегурочки любовью.

7. Волшебный даритель.

Волшебный подарок.

Весна (мать) дарит Снегурочке венок из “привораживающих чарующих цветов”. Согласно сказочному мотиву, Снегурочка полюбила первого встречного – Мизгиря.

8. “Спаситель”.

Мизгирь: он должен вырвать Снегурочку из плена Мороза и, очевидно, спасти от угрозы Ярилы и его жестоких лучей. Но цель Мизгиря – не избавление Снегурочки, а обладание ею и спасение себя самого. Брак спасет Мизгиря от царского гнева.

9. Свадьба.

Свадьба не состоялась . Снегурочка погибает. В Снегурочке забилось горячее сердце, но это стоило ей жизни.

В «Снегурочке» присутствуют все композиционно-стилистические элементы народной сказки: зачин (мотив чудесного рождения, мотив заточения царских детей в тереме, запрет на Солнце, отлучка, нарушение запрета) испытание героя - развязка (наказание ложного героя и награда/брак истинного) и

Все типы героев, действующие в народной сказке: герой-искатель (Снегурочка), даритель (Весна), герой-спаситель (Мизгирь). Однако, Островский, не нарушая композиционно-стилистических функций, переосмысляет их, наполняет совре-менным содержание, подчиняет решению эстетических и нравственных задач.

А.Н. Островский, таким образом, в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, с силами зла, то в «весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки

Связь народной сказки Снегурочка и пьесой Островского:

1. В «Снегурочке» характерной приметой фантастического хода, как и в народной сказке, является зависимость вымышленных ситуаций и образов от идеи, которая лежит в основе сказки.

Островский, стремясь воплотить поэтический замысел, полностью переносит действие в созданный им фантастический сказочный мир, в Берендеево царство. Причем, смешение реального и фантастического плана в изображении жизни не приводит в «Снегурочке» к уходу ^действительности. Глубокая истина сказки органично соединяется с конкретными художественными формами, в которых и выражена главная мысль сказки - мысль о победе новых нравственных норм.

2. В сказке Островского, как и в народной, четко противопоставлены действующие лица: с одной стороны Снегурочка и Мизгирь, с другой - Купава и Лель. В фантастическом плане противопоставлены Мороз и Весна. В отличие от народной сказки Островский на противопоставлении персонажей выстраивает конфликт пьесы, углубляя мысль о противоборстве тепля и холода, переводит конфликт в область нравственных отношений.

3. Остатки обрядовой магии, совпадающие с характером волшебных действий в сказке, воспроизводятся в «Снегурочке» Островского, как и во многих волшебных сказках. Если в народной сказке нарушаются строгая регламентация народного праздника, перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, то Островский воспринимает обряды во всей их значимости, и, перенося их идеи в современный мир, оставляет за обрядами их изначальную функцию: с помощью магических действий и слов-заклинаний влиять на силы природы. Островский использует обряд не как фон или источник цитирования, а придает обряду самостоятельное, действиеобразующее значение ^более того, драматург подвергает обряд сложной художественной переработке и, не разрушая целостности обряда, вводит в ткань произведения, подчиняет решению злободневных вопросов, задаче утверждения идеалов. Такое использование обряда отличается от употребления обрядов в народной сказке и в известных литературных сказках на фольклорной основе (В. Шекспир, А. Пушкин, Н. Го-голь).

Необычна развязка в сказке А.Н. Островского. Драматург видоизменяет функцию героя-спасителя, подчинив её задаче произведения: показать торжество истинных и поражение ложных норм морали. Цель Мизгиря - не избавление девушки, как обычно бывает в сказках, а спасение самого себя. Поняв, что оказался виновником гибели возлюбленной, Мизгирь бросается в озеро. Свершился праведный суд. Дарованная богами любовь сожгла, испепелила Снегурочку и уничтожила Мизгиря.

Наполнив заимствованный из народной сказки центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, Островскому удалось перенести из сказки то жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и горячих чувств берендеев и выразилось в создании нового оригинального жанра - «весенняя сказка».

Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н. Островского к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «темного царства».

Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на то, что в спектакле были задействованы все три труппы: драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал сам П.И. Чайковский, несмотря на использование технических диковинок: движущихся облаков, электрической подсветки, бьющих фонтанов, скрывающих исчезновение «тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пируэту автора «Грозы» и «Пучины». Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».

Островского Реферат >> Литература и русский язык

... Народные Островского Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» ... Евгению Онегину". В "Снегурочке" поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических...

  • Островский Александр

    Биография >> Литература и русский язык

    ... Островского . Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски положительного содержания народной ... - в сказке "Снегурочка" (1873). В последние годы творчества Островский создал значительные... Т. н. "морализм" Островского тесно связан с демократической...

  • Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    33. Героини пьес А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» (на примере одного произведения... Салтыкова-Щедрина. (На примере одной сказки .) (Билет 19) 38. ... и презрении ко всему национальному, народному . 2. Идейный смысл комедии заключается...

  • Александр Николаевич Островский биография писателя

    Биография >> Литература и русский язык

    Как большая мастерица сказывать сказки . Его крестный отец - ... конца Станиславским. Народные мифы и национальная история в драматургии Островского В 1881 году на сцене Мариинского... XVII столетия» (1873) текст «Снегурочка» (1873) текст «Поздняя любовь» ...

  • Муниципальное образовательное учреждение

    «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»

    Профессиональный конкурс работников образования

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    (2013-2014 учебный год)

    Номинация конкурса:

    Педагогические идеи и технологии: среднее образование

    Методическая разработка

    Практическая работа по литературе:

    «Образ Снегурочки в пьесе – сказке Н. А.Островского «Снегурочка»

    Место выполнения работы: МБОУ «Красноярская СОШ №2», Астраханской области, Красноярского района, с.Красный Яр, ул. З.Ананьевой,51 «А»

    Красный Яр,2013

    Практическая работа по теме: «Образ Снегурочки в пьесе – сказке Н. А.Островского «Снегурочка» (учебник «Литература 6 класс»; авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова, М., Вентана- Граф, 2013 г.)

    Целевые установки на достижение результата:

    Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, развивать потребность к самовыражению.

    Метапредметные: развивать навык поискового чтения, развать умение формулировать собственное мнение, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в их исполнение

    Предметные: формировать умение характеризовать героя литературного произведения

    Оборудование: формат а-4 рисунок Снегурочки,карандаши цветные, учебник «Литература» под ред Б.А. Ланина

    Ход занятия:


    1. Организация начала урока
    Организация класса,определение темы и цели работы

    2. Психологическая подготовка учащихся к выполнению работы:

    Н.А. Островский - замечательный русский драматург,создатель 47 пьес,которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над ней весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере 4 постановки пьесы. Но настоящий успех пьеса имела на сцене Московского Художественного театра.

    В «Снегурочке» Островский нашёл неисчерпаемый источник вдохновения и подлинной красоты- в народных обычаях, играх песнях. «Снегурочка» – сказка,но творец наделил её героев такими жизненными чертами,что даже те из них, которые олицетворяет Снегурочка представляются нам настоящими, и мы забываем о вымысле, присутствующем в произведении


    1. Практическая часть урока.

    1. Запишите название первого сектора «Семья Снегурочки», поделите его на две равные части. Назовите родителей Снегурочки. В первой половине квадрата запишите имя отца и качества,свойственные ему,
    во второй - имя матери, качества,свойственные ей.

    Закрасьте каждую половину тем цветом, с которым ассоциируется характер родителей Снегурочки.

    Какие качества характера переняла дочь от родителей?

    (Снегурочка олицетворяет сердечную стужу. Она долго жила в полном одиночестве. Одновременно, как и отец Мороз, девушка настойчива, это помогает ей достичь самой главной цели: научиться любить. Стремление дарить тепло и нежность любимым – характерные черты матери Весны. В её душе идёт противоборство Тепла и Холода)

    2. Название 2 сектора: «Любовь»

    Запишите имена героев, к которым Снегурочка проявляет внимание.

    Кого из них Снегурочка любит по-настоящему?

    Кто из женихов,по вашему мнению, является предателем?(действие 1 явление 3 стр. 93-94, действие 4 явление 3 стр. 105, действие 3 явление 3 стр.98)

    (Мизгирь - предатель. Ослеплённый красотой девушки, Мезгирь не считается с её мнением, просьбами и вопреки всему предстаёт с невестой перед народом, Мизгирь предал Купаву- свою невесту. Леля можно тоже назвать предателем. Он отверг любовь девушки,босил цветок,который она ему подарила).

    С каким цветом у вас ассоциируется данный сектор? Закрасьте его.


    1. Название 3 сектора «Снегурочка и общество»
    -Почему Снегурочка хочет уйти к людям? (пролог явление 3 стр. 88-90)

    Запишите причины в 3 сектор.

    В чьём царстве оказалась героиня?

    Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?

    Почему Берендей не сожалеет о смерти Снегурочки? (действие 4 явление 4 стр.107)

    (Им странно неумение Снегурочки любить, ведь берендеи- народ, ценящий доброту, любовь и всё прекрасное, что есть на свете)


    1. Название 4 сектора «Снегурочка»
    Запишите ответы на вопросы.

    Способна ли любить героиня? Что Снегурочка говорит о себе? (действие 1 явление 4 стр. 94)

    Хочет ли она быть как все? Почему ей нельзя любить?(действие 3 явление7 стр. 99, действие 4 явление 2 стр. 100)

    Изменилась ли Снегурочка в финале? Какой она стала? (действие 4 явление 4 стр. 106-107) Свой ответ выразите в цветовой гамме.

    Кого она винит в том,что Лель её покинул? (действие 1 явление 4 стр. 95)

    (Снегурочка – сама доброта и нежность, но чувства её пока дремлют и не воспринимают окружающий мир. И лишь открыв людям сердце, она ощущает счастье и сгорает от него же)

    С каким цветом у вас ассоциируется данный сектор? Закрасьте его.

    4. Творческая работа

    1. вариант творческой работы

    Весенняя сказка «Снегурочка» не родилась на пустом месте, мы в ней наблюдаем влияние русской народной сказки, которую Островский Н.А. знал блестяще. Поэтому традиции русской народной сказки «Снегурочка» прослеживаютя и на всех уровнях произведения великого драматурга.

    Какие сказочные признаки унаследовала пьеса – сказка Островского «Снегурочка»? Запишите их на рабочем листе.(фантастический мир,слова- заклинания, превращения,мотив чудесного рождения, запрет на Солнце, отлучка,нарушение запрета. испытание героя, герой-искатель- Снегурочка, герой- даритель- Весна, антогонист – Ярило- Солнце)

    2вариант.

    Как вы относитесь к героине? Жалко ли вам героиню? Почему?

    Какой представляете вы Снегурочку- героиню пьесы- сказки Островского Н.А? Оформите ответ на вопрос в форме синквейна.


    1. Ключевое слово – существительное

    2. 2 прилагательных

    3. 3 глагола

    4. Короткая фраза - ваш вывод, ваше отношение к героине.

    5. 1 существительное – синоним к первой строке.
    5. Подведение итогов.

    Лиризм сочетается в «Снегурочке» с эпосом, поэзия природы - с переживаниями человека, нешуточными страстями, «очищенными» от современных социальных условий. История переплелась со сказкой. Одновременно пьеса своим пафосом, всей своей направленностью была адресована современному человеку, его духовному миру, ибо в ней поднимаются вечные и всегда современные нравственные вопросы: любви и счастья, жизни и смерти, добра и зла.

    Драматическое действие обогащено элементами устного народного творчества, обрядовыми играми и забавами, пришедшими из седых веков и сохранившимися в народной памяти. В тексте сочетаются трагедийные и комические эпизоды, монологи чередуются с короткими, динамичными репликами персонажей, декламация - с пантомимой, балет - с пением. В основе всего этого лежит безрифменный, но разнообразно ритмизованный стихотворный текст.

    Современный читатель, от которого русская обрядность отдаляется всё более и более, словно сам принимает участие в проводах Масленицы и в чудесной, фантастической купальской ночи; оказывается в сказочном царстве берендеев, знакомится с языческим богом Ярилой, усваивает народные представления о Весне, Зиме, Солнце... «Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, пришедших из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества.

    Откуда черпал автор материал для своего детища? А.Н. Островский серьёзно изучал труды фольклористов, этнографов, историков. Он читал русские летописи, знакомился с материалами экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, консультировался с археологами и чутко прислушивался к их советам.

    Целый ряд сюжетных ситуаций имеют сходство со сказкой о девушке-снегурушке; сказка эта была опубликована в сборнике И.А. Худякова «Великорусские сказки». Образ Берендеева царства связан с народным преданием о древнем племени берендеев. Упоминание о племени берендеев есть в летописях XI-XIII веков. Образ Солнца-Ярилы восходит к старинным календарным обрядам, а сам бог Ярила - один из главных богов славян.

    Бесконечно далёкое минувшее в «Снегурочке» воссоздаётся с помощью народной поэзии. Фольклорное начало бережно сохраняется Островским как факт глубочайшего уважения к нашим далёким пращурам, их жизни, их бытовому укладу, их представлениям и верованиям. Изображение «времён минувших» - не самоцель и тем более не фон. В пьесе естественным образом переплетаются мотивы старины сдвижением времени и характеров, тесно связанных с историей. Только современность представлена не напрямую её предстоит прочувствовать читателю пьесы и зрителю театрального представления. «Снегурочка» предвосхитила открытия нового искусства грядущего XX столетия.

    Художественную самобытность «Снегурочки» составляет органическое, естественное сочетание слова и музыки, но поэзия слова стоит в центре пьесы.

    Герои «весенней сказки» Островского живут в мире одухотворённой их верованиями природы, в мире сказки. Вместе с тем, в отличие от народной сказки, условия жизни героев, их «быт» переданы писателем достаточно определённо и конкретно. Уже из «Пролога» очевидно, что страна, где происходят события, находится в средней полосе славянских земель. Её природа - это длинные суровые зимы, медленно приходящая и поначалу холодная весна, которая приближается постепенно, не вдруг. На смену ей приходит летний расцвет, но и он перемежается жаркими и прохладными летними месяцами. Славянский люд, живущий па лоне природы, носящий условное название «берендеи», полон нерастраченных первозданных духовных и физических сил. За свой неустанный трудом вознаграждается плодородием земель.

    Мир берендеев уютный. Он противопоставлен во втором действии пьесы междоусобным войнам, которые ведут «близких соседей окрестные царства».

    Герои Островского реальные люди нереальной земли. Они родственны, близки современным людям. Столица царя Берендея стоит на берегу реки. За ней на холме в лесу - святилище главного, но не единственного бога берендеев-языч-ников - Ярилы, бога Солнца, плодородия и тепла. Вокруг столичного посада расположились слободы. В заречной живут земледельцы; разводят они также и скот. Среди них есть торговый гость из Берендеева посада Мизгирь. Их отдалённость от нас во времени, включение их в сказочные обстоятельства позволяют Островскому при поэтическом изображении жизни создавать характеры глубоко обобщённо и символично. Мотивы, завязывающиеся в Прологе, во многом определяют дальнейшее действие и его исход.

    Снегурочка . Мотив чудесного рождения Снегурочки - один из древнейших сказочных сюжетов. Но история Снегурочки в пьесе целиком не совпадает ни с одним из вариантов народной сказки - Островский трактует фольклорный сюжет по-своему. Из сказочного повествования о «неудачном» человеке, чудесное рождение которого из непрочного материала глины, песка, снега - предопределяет его быстрое разрушение, писатель создаёт историю об «опасном» рождении, которое таит в себе семена трагической судьбы. В образе Снегурочки соединены два противоположных начала: красота, внутренняя чистота, божественная девственность, с одной стороны, и потребность в безоглядной любви - с другой. В этом основа «весенней сказки». Героиня проходит испытание людским равнодушием и любовью, в равной мере губительными. Эти испытания реальны.

    В волшебной сказке одним из приёмов является запрет, который нарушается центральным персонажем, но важно, что этот запрет не обосновывается в фольклорных произведениях психологически. Он - данность, которую принимает и сказитель, п слушатель (читатель). Снегурочка также нарушает запрет. Но её поступок глубоко обоснован: она, следуя непреодолимым законам молодости и природы, стремится к общению с людьми, душевному теплу, любви. Ее чистота и невинность холодны, но она болезненно ощущает равнодушие и холодность других. В ней живёт «весеннее», пробуждающееся, «родниковое» начало. Может быть, именно поэтому её появление нарушает привычный и чинный, казалось бы, навсегда заведённый порядок жизни в берендеевой слободе: парни «С ума сошли, оравами, стадами / Без памяти кидались» за нею.

    Снегурочка вносит смуту в сердца простодушных берендеев. Простой расчёт Мороза не оправдывается. Её божественная сущность, необычность видна всем и всеми признана. «Не похожа Снегурочка на наших баб и девок», - говорит богатый слобожанин Мураш, имея в виду, что в её нравственной стойкости можно быть уверенным. Укоряет Снегурочку за излишнюю строгость и стыдливость, «неприличную» бедной девушке, её приёмный отец Бобыль. Он тоже понимает, что она отличается от других девушек слободы: «Иной богач готов купить за деньги / Для дочери стыдливости хоть малость...», а у Снегурочки - бедной девушки - она в избытке. Её красота привлекает внимание слободских парней, однако это лишь внешние, поверхностные, мимолётные чувства. Не получив желаемого, они с лёгкостью возвращаются к прежним увлечениям, невестам, ибо «от новой взятки гладки».

    Со сказочными героями Снегурочку роднит идеальная чистота, целомудрие и душевная щедрость. Жар души, разбуженный весной, дарит ей способность любить. Сравнение Снегурочки со скромным, затерянным в глуши «задумчиво склонённым» ландышем, сделанное Берендеем, необыкновенно близко фольклорным представлениям о красоте и добре. Но в том-то и отличие, что «ландышевая сущность» - это одна сторона характера героини; есть и другая - «льдинка», холодность, способная растаять под яркими лучами солнца. Одним из основных слов Пролога не случайно является именно это: «таять». Может быть, героиня сравнима и со всей северной природой, которая медленно, с трудом просыпается после долгого зимнего сна, в короткий срок буйно расцветает и почти неожиданно вдруг увядает.

    Мизгирь . Ещё более непредсказуем, во всяком случае необычен для сказки, образ возлюбленного Снегурочки Мизгиря. В народных сказках герой такого типа непременно спаситель; оп избавляет любимую от волшебного злого действа, оживляет её, его любовь горяча, верна и всегда спасительна. Так и здесь: кажется, именно Мизгирь обязан вырвать Снегурочку из холодного плена Мороза, спасти от угрозы жгучего и жестокого тепла Ярилы-Солнца.

    Снегурочка получила от матери волшебный подарок, венок из «приворотных» чарующих цветов. Согласно сказочному мотиву, она должна полюбить первого встречного. Однако встреча с Мизгирём - не случайность. Мизгирь искал её, ради этого был в лесу, боролся с препятствиями - наваждением и Лешим. Но отличает Мизгиря то, что он не ищет спасения, избавления девушки, как это бывает в народной сказке, а думает только овладеть сю и спасти себя. На её робкую мольбу: «Спасай свою Снегурочку!» - он подчёркнуто прозаически, жестокосердно, хотя по форме «вежливо» отвечает:

        Дитя,
        Спасать тебя? Любовь твоя - спасенье
        Изгнаннику. На солнечном восходе
        Мизгирь тебя супругою покажет,
        И царский гнев правдивый укротится.

    Вот главная его выгода: брак со Снегурочкой должен спасти его от царского гнева. Он даже не допускает мысли, что высшие силы могут вмешаться в его судьбу и судьбу его возлюбленной, что спасти может только искренняя и бескорыстная любовь. Эти рассуждения особо значимы ещё и потому, что они вложены в уста не труса, не слабого человека, а властного и мужественного героя.

    Мизгирь оценивает Снегурочку как товар: её можно сменять на редкую уникальную жемчужину, добытую в дальних морях и странах. Это своё представление он выражает откровенно, ссылаясь на оценку красоты на рынках в странах Востока, где разбойники ведут торговлю рабынями.

    Снегурочка возражает Мизгирю: «Недорого ценю я / Свою любовь, но продавать не стану». Непохожесть на остальных, уникальность не только лица, но и личности лишь подогревают интерес Мизгиря, заставляя его любой ценой добиваться своего. Снегурочка становится для него целью жизни, предметом всеохватывающей страсти. Островский ничего не упрощает, не делает из Мизгиря обычного искусителя-злодея. Всё сложнее. На строгом суде перед царём Берендеем Мизгирь не предаёт своей любви к Снегурочке. «У Мизгиря невеста - Снегурочка», - спокойно и непреклонно заявляет он и обещает царю:

        Огонь любви моей воспламенит
        Снегурочки нетронутое сердце.
        Клянусь тебе великими богами,
        Снегурочка моей супругой будет,
        А если нет - пускай меня карает
        Закон царя и страшный гнев богов!

    Мизгирь идёт на нарушение закона Берендеева царства, отказывается от Купавы, объясняя ей причину: прежняя возлюбленная уже не может соответствовать его представлениям о женском идеале. Встреча со Снегурочкой изменила его жизненные ценности.

    Для Купавы Мизгирь желанен, ибо статен, силён, красив; она любуется «мужским румянцем загрубелым» любимого человека.

    У Снегурочки, получившей дар любви из рук Весны, иное представленье о любимом. Снегурочка не просто видит перед собою кудрявого парня, «отецкош сына», «рода Мизгирьего», похожего на остальных, но и всей душой чувствует именно этого, единственного в своём роде человека, гордого, отважного, мужественного, много пережившего и властного. Снегурочка в Мизгире ценит его мужество, его властную волю, готовую склониться перед её женским обаянием - и именно это для неё самое главное.

    Лель . В первоначальном плане Островский записал: «Лель - сын солнечный». В окончательном тексте пьесы в речи Мороза содержатся слова: «Солнца Любимый сын пастух». Он действительно Солнца сын и не боится жгучих его лучей, лежит, «когда бежит от Солнца всё живое». В этом его необычность. Но действует в пьесе Лель как простой житель берендеевой слободы. От других поселян он отличается лишь тем, что меньше их привязан к земле, но ближе, чем они, стоит к природе.

    Образ Леля может вызвать в сознании читателя ассоциацию с амуром, но прямых указаний на этот счёт в «Снегурочке» нет. Островский не уподобил его никому. Лель лишь угоден богу Яриле, он баловень его, потому что Ярило покровительствует стадам. Пастух Лель назван в честь божества. Боги одарили его ещё одним прекрасным качеством: он слагает песни и гимны.

    Лель в пьесе - поэтический образ, который играет важную художественную роль: соединяет конкретную образность с художественной метафорой. Он человек, для которого невозможное привычно. Поэт Лель словно бы демонстрирует уверенность древних людей в правильности их понимания мира, например, он повествует о том, что день имеет глаза и открывает их: «Проснулся день и раскрывает веки / Светящих глаз». Одновременно с этим здесь присутствует и другая мысль писателя: древний человек был способен на поэтическое отношение к жизни. Речь Леля яркая и образная. Его пение привлекает девушек, а царь Берендей уверен: пение юноши даровано богами.

    Песни Леля имеют устойчивую связь как с фольклором, так и с мифом. Наиболее ярко это проявляется в песне «Туча со громом сговаривалась...». Она была исполнена во время ритуального гулянья по просьбе царя-жреца. В духе народной символики здесь тучи встречаются с громом (грозой). Эта встреча символизирует любовное соединение, побуждающее природу плодоносить, а человека - любить.

    Берендей . Часто в народных сказках необычен, порою даже забавен образ царя. Необычен он и в «Снегурочке». Берендей показан в окружении скоморохов, гусляров. Это добрый и умный правитель, который умеет ценить красоту в искусстве и природе. Высшим благом для государства он считает умножение природных богатств и сохранение разумного и справедливого порядка.

    Любовь, по мнению Берендея, «великий дар природы», который следует оберегать и ценить. Именно поэтому нарушение любовных обетов для него - государственное преступление. Берендей в высшей степени демократичен: он считает, что любовь «не терпит принужденья».

    Поделиться: