Интересные факты. Григорий Мелехов в романе "Тихий Дон": характеристика. Трагическая судьба и духовные искания Григория Мелехова Сообщение на тему судьба григория мелихова

Тем, что Мелехов всегда искал правду во всём. Далее подробнее.

В романе «Тихий Дон» автор повествует о сложнейшем периоде жизни нашей страны, о социальных и моральных потрясениях в годы революции и Гражданской войны. Рушится привычный уклад жизни, коверкаются и ломаются судьбы людей. Трагичен и путь главного героя романа Григория Мелехова, как и путь всего российского народа этого времени.

Григорий Мелехов – потомственный донской казак. Он представитель двух кровей – турецкой и казацкой. Но при этом в его облике явно преобладают черты, унаследованные от бабки-турчанки: восточные, чуть раскосые глаза, вислый нос, подсиненные миндалины глаз, острые скулы и что-то звероватое в улыбке и взгляде. Но, кроме внешнего сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: хозяйственность и трудолюбие, гордость и независимость, свободолюбие и своеволие. Среди земляков он выделяется храбростью, горячностью в поступках, глубиной чувств, добротой и нежностью в отношениях с женщинами. Как истинный казак, Мелехов никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом. И на протяжении всего романа мы видим глубокую привязанность Григория к родному хутору, к дому, к земле.

Но основной чертой характера Мелехова является его стремление к нравственной истине. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, он при этом размышляет, оценивает, судит себя и других. Несмотря на природную сметливость, Григорию трудно разобраться в общественных противоречиях. Но обостренное чувство справедливости заставляет его постоянно искать историческую правду и смысл жизни.

Началом жизненных испытаний для Григория Мелехова стала Первая мировая война. Оказавшись в гуще военных событий, он проявляет себя как смелый и стойкий боец. Уклоняться от военной службы ему не приходило в голову, потому что это противоречило бы его представлениям о казачьем долге и чести. Но при этом Мелехов не приемлет смерть и утверждает значимость человеческой жизни. Поэтому таким тяжелым нравственным испытанием стало для него первое убийство австрийского солдата. «Меня совесть убивает», - признается он брату. Со временем Григорий перестает щадить свою и чужую жизнь. Но война не разрушила его моральных принципов, он не принимает утверждения об оправданности смерти. И здесь проявляется трагический разлад в душе героя между собственными убеждениями и суровой реальностью.

Очевидная жестокость и бессмысленность кровавых сражений пробуждают в Мелехове тоску, беспокойные мысли. Он разочарован в войне.

Получив ранение, Григорий попадает в госпиталь, где встречает большевика Гаранжу. Эта встреча совершила в душе Мелехова глубокий переворот, заставив его коренным образом пересмотреть свои взгляды на верность царю, воинскому долгу. Таким образом, встреча с Гаранжой привела Мелехова к пониманию, что он жил в мире иллюзий, далеких от справедливой жизни.

Вопрос поиска правды для главного героя особенно обостряется в период Гражданской войны. Революция словно бы провела черту, разделившую людей на «своих» и «чужих». Многие выбрали свой путь, подчинившись внезапному порыву или стечению обстоятельств. Григория же одолевают сложные, противоречивые чувства, он находится в постоянных сомнениях. В жизни Мелехова наступает период неуверенности в правильности своих действий, справедливости выбора. Он воюет то на стороне красных, то на стороне белых. Но жестокость, грабежи, убийства, насилие отталкивают Григория и от тех, и от других. Переходя с одной стороны на другую, Мелехов понимает, что справедливости нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет…».

Перед Верхнедонским восстанием Григорий решил, что нашел, наконец, свою правду: «Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Мы видим ожесточившегося человека, готового яростно защищать свою собственность, свой кусок земли. И все же Григорий чувствует, что правда его слишком жестока, усталость от войны, ощущение безысходности происходящего не покидают его.

На протяжении всего романа Мелехов находится в положении «между», что еще больше усиливает трагичность его судьбы. Испытывая внутреннее стремление к мирному труду на своей земле, Григорий вынужден постоянно участвовать в боевых действиях, таким образом, находясь в состоянии между войной и миром. И чем больше Мелехов втянут в круговорот Гражданской войны, тем сильнее он мечтает о мирной жизни.

Но оторванный от своей земли, вынужденный воевать, Мелехов разрывается между гуманизмом и необходимостью убивать. И если сначала Григорий с ненавистью рубит матросов, то совсем скоро он бьется в истерике, осознавая содеянное им. В такие минуты он испытывает чувство безотчетной жалости к людям, ему хочется «отвернуться от бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира».

И в личной жизни Мелехов вынужден постоянно находиться «между». С одной стороны – дом, жена, дети, с другой – любимая женщина. Выбирая между Натальей и Аксиньей, Григорий сумел полюбить и ту, и другую. «Он не прочь был жить с ними с обеими, любя каждую из них по-разному…». Но роковые обстоятельства прерывают мучительный выбор главного героя между двумя женщинами. Теперь у него есть только сын.

Итак, на протяжении всего романа мы видим, как человек, страстно любивший жизнь, постепенно теряет веру в нее, веру в себя и в свою правоту. Путь к правде оказался для Григория долгим, извилистым, тернистым. И все же на этом пути он не убил в себе человека окончательно. Об этом говорит добровольное разоружение и возвращение Мелехова в родной хутор, его готовность ответить перед народом за совершенные ошибки и пролитую им людскую кровь. Заключительная картина с сыном на руках у отца – это и есть то немногое сбывшееся, о чем мечтал Григорий. Эта сцена утверждает жизнь ради жизни, жизнь, в которой нет места смерти, ненависти, изматывающим поискам абсолютной нравственной правды, позволяющей построить честный, справедливый и счастливый мир для большинства.

Таким образом, на примере Григория Мелехова М.А.Шолохов показал нам сложные, напряженные, мучительные поиски истины, которые охватили весь российский народ в период революции и Гражданской войны. Трагический путь донского казака с его сомнениями, колебаниями, печалями – это путь всего русского народа того мятежного времени.

Среди книг о революционных событиях и гражданской войне «Тихий Дон» выделяется самобытной уникальностью. Чем же покоряет читателей эта книга? Я думаю, прежде всего значительностью и масштабностью событий, описанных в ней, глубиной и реалистичностью характеров героев, что позволяет нам задуматься над поднятыми в романе нравственно-философскими вопросами. Писатель развернул перед нами, читателями, картину жизни казачьего Дона, с его особенностями, традициями, свое образным бытом, которая разворачивается на фоне жизни исторической. В пересечении индивидуальных человеческих судеб с социальными потрясениями - доподлинная правда, взгляд на революцию и гражданскую войну не с одной стороны, как это было в большинстве книг того времени, а с обеих. Повествуя о беспощадном столкновении классов в кровавой гражданской войне, автор с неповторимой силой выразил мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Он не пытался скрыть или приглушить горечь трагедии, рожденной революцией. Поэтому к «Тихому Дону» потянулись, в первую очередь, читатели-современники, независимо от их «сословной» принадлежности, так как каждый находил в нем и что-то свое, лично пережитое, прочувствованное, и общее для всех, глобальное, философское.

Великим народным горем вторглась в жизнь казаков хутора Татарского война с Германией. В духе старых поверий писатель рисует мрачный пейзаж, предвещающий беду: «Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую жаром горячечным, дождь, вхолостую палила молния. По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетел на кладбище… - Худому быть, - пророчили старики. - Война пристигнет». И вот резко нарушается устоявшийся мирный быт, все тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ. Неотвратимо «шагает» по страницам «Тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие стороны, и на этом фоне разыгрывается трагедия душевных испытаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Нельзя до конца понять гуманистическое содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы этого образа.

Не для кровопролития пришел Григорий в этот мир. Смолоду был он добрым, отзывчивым к чужой беде, влюбленным во все живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал он дикого утенка и с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони. Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармонической слитности с миром природы, чутким. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия переживается Григорием первая пролитая им человеческая кровь. В атаке он убил двух австрийских солдат, причем одного убийства можно было избежать. Осознание этого страшной тяжестью легло на душу героя. Скорбный облик убитого являлся потом ему и во сне, вызывая «нутряную боль». Описывая лица попавших на фронт молодых казаков, писатель нашел выразительное сравнение: они напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким скошенным вянущем стеблем стал и Мелехов - необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни.

Первые встречи с большевиками (Гаранжой, Подтелковым) настраивают Григория на принятие идей классовой ненависти: они кажутся ему справедливыми. Однако чутким разумом он угадывает и в поступках большевиков нечто, что искажает идею народного освобождения. Оказавшись председателем Донского ревкома, Подтелков стал высокомерным, жестоким, власть хмелем ударила ему в голову. По его приказу и при его личном участии были бессудно побиты пленные отряда Чернецова. Эта неоправданная бесчеловечность оттолкнула Мелехова от большевиков, так как она противоречила его представлениям о совести и чести. Григорию много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой борьбы стали казаться ему бесплодными: «Хотелось отвернуться от всего бурливого ненавистью, враждебного и непонятного мира… Тянуло к большевикам - шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем». Котлярову, увлеченно доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права и равенство, Григорий возражает: «Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает! А куда это равнение делось? Красную Армию возьми. Взводный в хромовых сапогах, а Ванек в обмотках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны, и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает. Да ить это год ихней власти прошел, а укоренятся они, - куда равенство денется?» Душа Мелехова страдает «оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их». Судя по его раздумьям, поступкам, он был склонен искать мирные пути к решению жизненных противоречий. Оправдывая «Верхнедонскую Вандею», возникшую в результате большевистской политики «расказачивания Дона», он, тем не менее, не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказал отпустить пленного казака - хоперца, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать коммунистов Котлярова и Кошевого.

Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческие чувства в нем не угасали. Вот он, улыбаясь, долго слушал веселое щебетанье детей. «Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они - эта плоть от плоти его, - как крохотные степные птицы… Глаза Григория застилала туманная дымка слез…» Это общечеловеческое - драгоценнейшее в «Тихом Доне», его живая душа. Чем больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделеннее становилась его мечта о мирном труде: «…Ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неотрывно пить винный запах осенней, поднятой плугом земли, а взамен этого - разрубленные лезвиями дорог хлеба». После семи лет войны, после очередного ранения во время службы в Красной Армии, что давало ему моральное право на осуществление мирной мечты, Григорий строил планы на будущее: «…Снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики… Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли…» Сбежав из банды Фомина и собираясь на Кубань, он твердил Аксинье свое заветное: «Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась…»

От горя, утрат, ран, метаний в поисках социальной справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял «человеческое в человеке», его чувства и переживания - всегда искренние - не притуплялись, а, пожалуй, только обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выражены в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мертвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где катилась колесница Войны, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить ее. Он похоронил невинно убитого, доброго и трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в свое время последний похоронил его и Аксиньи дочь. «…Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького, дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь…» Эта исполненная печали и глубокого философского содержания картина своим настроением перекликается с эпизодом из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, когда раненый Андрей Болконский видит над собой бездонное, спокойное небо Аустерлица.

В потрясающей сцене похорон Аксиньи перед нами предстает убитый горем, выпивший до краев полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло лишь великое, хотя и израненное сердце. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она - не просто идея, некий отстраненный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет ее воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частных правд, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью. Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели». Что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого «недоуменного существования »? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, к жизни, к труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Мелехову не доверяли тогда, когда он мог еще на это рассчитывать. Правдивый художник М. Шолохов ничего не мог изменить в его судьбе, не поддался соблазну приукрасить финал. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией почти всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной «классовой переделке». Своим романом М. Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

М. А. Шолохов в своем романе "Тихий Дон" поэтизирует жизнь народа, глубоко анализирует ее уклад, а также истоки ее кризиса, который во многом отразился на судьбах главных героев произведения. Автор подчеркивает, что народ играет ключевую роль в истории. Именно он, по мнению Шолохова, является ее движущей силой. Безусловно, главным героем произведения Шолохова является один из представителей народа - Григорий Мелехов. Прототип его, как считается, - Харлампий Ермаков, донской казак (на фото ниже). Он воевал в Гражданской и в Первой мировой войне.

Григорий Мелехов, характеристика которого нас интересует, - малограмотный, простой казак, однако личность его многогранна и сложна. Лучшими чертами, которые присущи народу, наделил его автор.

в начале произведения

Шолохов в самом начале своего произведения рассказывает историю семьи Мелеховых. Казак Прокофий, предок Григория, возвращается домой с турецкой кампании. Он привозит с собой турчанку, которая становится его женой. С этого события начинается новая история рода Мелеховых. Характер Григория закладывается уже в ней. Этот персонаж не случайно схож внешне с другими мужчинами своего рода. Автор отмечает, что он "в отца": выше Петра на полголовы, хоть и моложе его на 6 лет. У него такой же "вислый коршунячий нос", как и у Пантелея Прокофьевича. Григорий Мелехов так же сутулится, как и его отец. У обоих даже в улыбке было нечто общее, "звероватое". Продолжателем рода Мелеховых является именно он, а не Петр, его старший брат.

Связь с природой

Григорий с первых же страниц изображен в повседневных занятиях, характерных для жизни крестьян. Как и все они, он водит на водопой коней, занимается рыбалкой, ходит на игрища, влюбляется, участвует в общем крестьянском труде. Характер этого героя ярко раскрывается в сцене лугового покоса. В ней Григорий Мелехов обнаруживает сочувствие чужой боли, любовь ко всему живому. Ему жаль утенка, порезанного нечаянно косой. На него Григорий смотрит, как отмечает автор, с "чувством острой жалости". Этот герой хорошо чувствует природу, с которой он кровно связан.

Как раскрывается характер героя в личной жизни?

Григория можно назвать человеком решительных действий и поступков, сильных страстей. Об этом красноречиво говорят многочисленные эпизоды с Аксиньей. Несмотря на наветы отца, в полночь, во время сенокоса, он все же отправляется к этой девушке. Пантелей Прокофьевич жестоко наказывает своего сына. Однако, не побоявшись отцовских угроз, Григорий все равно снова отправляется к своей возлюбленной ночью и возвращается лишь с зарей. Уже здесь в его характере проявляется желание дойти во всем до конца. Женитьба на женщине, которую он не любит, не смогла заставить этого героя отказаться от самого себя, от искреннего, естественного чувства. Он только немного успокоил Пантелея Прокофьевича, который взывает к нему: "Не страми отца!" Но не более того. Этот герой обладает способностью страстно любить, а также не терпит никаких насмешек над собой. Он не прощает шутки над своим чувством даже Петру и хватается за вилы. Григорий всегда искренен и честен. Он прямо говорит Наталье, своей супруге, что не любит ее.

Как повлияла жизнь у Листницких на Григория?

Сначала он не соглашается сбежать с хутора с Аксиньей. Однако невозможность подчинения и врожденное упрямство в итоге заставляют его покинуть родное хозяйство, уйти в имение к Листницким со своей возлюбленной. Григорий становится конюхом. Однако вовсе не по нему жизнь в отрыве от родительского дома. Автор отмечает, что его испортила легкая сытая жизнь. Главный герой растолстел, обленился, начал выглядеть старше своих лет.

В романе "Тихий Дон" обладает огромной внутренней силой. Сцена избиения этим героем Листницкого-младшего является ярким свидетельством этого. Григорий, невзирая на положение, которое занимает Листницкий, не желает прощать нанесенной им обиды. Он бьет его кнутом по рукам и лицу, не давая опомниться. Мелехов не страшится наказания, которое последует за этот поступок. И с Аксиньей он обходится сурово: уходя, даже ни разу не оглядывается.

Чувство собственного достоинства, которое присуще герою

Дополняя образ Григория Мелехова, отметим, что в характере его - ярко выраженное Именно в нем заключается его сила, которая способна воздействовать на других людей, независимо от положения и чина. Безусловно, в поединке на водопое с вахмистром побеждает Григорий, который не позволил ударить себя старшему по чину.

Этот герой способен вступиться не только за собственное достоинство, но также и за чужое. Именно он оказывается единственным защитившим Франю - девушку, над которой казаки надругались. Оказавшись в этой ситуации бессильным против совершаемого зла, Григорий в первый раз за долгое время едва не заплакал.

Смелость Григория в бою

События Первой мировой войны отразились на судьбах многих людей, в том числе и этого героя. Вихрем исторических событий был захвачен Григорий Мелехов. Судьба его - отражение судеб множества людей, представителей простого русского народа. Как истинный казак Григорий полностью отдается бою. Он смел и решителен. Григорий легко побеждает трех немцев и забирает их в плен, ловко отбивает вражескую батарею, а также спасает офицера. Медали и полученное им офицерское звание - вот свидетельства мужества этого героя.

Убийство человека, противоречащее природе Григория

Григорий великодушен. Он помогает в бою даже Степану Астахову, своему сопернику, который мечтает убить его. Мелехов показан умелым, мужественным воином. Однако убийство все-таки коренным образом противоречит гуманной природе Григория, его жизненным ценностям. Он признается Петру, что убил человека и через него "хворает душой".

Изменение мировоззрения под влиянием других людей

Довольно быстро Григорий Мелехов начинает испытывать разочарование и неимоверную усталость. Сначала он бесстрашно сражается, не задумываясь о том, что проливает в боях и свою, и чужую кровь. Однако жизнь и война сталкивают Григория со многими людьми, которые имеют совершенно иные взгляды на мир и события, происходящие в нем. После общения с ними Мелехов начинает задумываться о войне, а также о жизни, которой он живет. Истина, которую несет Чубатый, заключается в том, что человека нужно рубить смело. Этот герой легко говорит о смерти, о праве и возможности лишать других жизни. Внимательно слушает его Григорий и понимает, что для него чужда, неприемлема столь бесчеловечная позиция. Гаранжа - герой, который посеял семена сомнения в душу Григория. Он вдруг усомнился в ценностях, считавшихся прежде незыблемыми, таких как воинский казачий долг и царь, который "нам на шею". Гаранжа заставляет о многом задуматься главного героя. Начинаются духовные искания Григория Мелехова. Именно эти сомнения становятся началом трагического пути Мелехова к истине. Он отчаянно пытается найти смысл и правду жизни. Трагедия Григория Мелехова разворачивается в непростое в истории нашей страны время.

Безусловно, характер Григория поистине народный. Трагическая судьба Григория Мелехова, описанная автором, и сегодня вызывает сочувствие множества читателей "Тихого Дона". Шолохову (портрет его представлен выше) удалось создать яркий, сильный, сложный и правдивый характер русского казака Григория Мелехова.

Конечно же, такая любовь вряд ли могла быть счастливой, поскольку на пути ее стояло слишком много препятствий. Не раз влюбленные пытались быть вместе, но в итоге расходились. Сначала расставание произошло по воле Григория, а затем уже - по воле судьбы: героев надолго разлучила Первая мировая, а после - Гражданская война.

В период «немецкой войны» Григорий попадает на фронт, где храбро и отважно сражается, защищая свою Родину, и даже удостаивается Георгиевского креста за спасение жизни офицера. Поначалу молодому человеку трудно привыкнуть к жестокости войны, и он тяжело переживает совершенное им убийство австрийца. Но, по мере того как Григорий обретает опыт сражений, а особенно, тогда, когда он в очередной раз расстается с Аксиньей, мужчина начинает уже «с холодным презрением играть чужой и своей жизнью», а также «выказывать беззаветную храбрость», неоправданно рисковать собой и «сумасбродничать».

Одним из самых тяжелых испытаний для Григория становится Гражданская война. Герой долго не может выбрать сторону, на которой он хочет сражаться, за что председатель Подтелков обвиняет мужчину в том, что тот служит «и нашим и вашим… кто больше даст». Но сомнения Григория имеют под собой другое основание. Герой видит всю неправильность этой войны, поскольку и красноармейцы, и казаки, поддерживающие белогвардейцев, ведут себя одинаково жестоко: бесчинствуют, зверски расправляются с пленными и их родственниками, а также занимаются мародерством.

Война заставляет Григория долгое время находиться вдали от дома, вдали от Аксиньи. Когда же, наконец, большевики одерживают победу, и герой, устав от постоянных и бессмысленных сражений, решает бежать вместе со своей возлюбленной на Кубань, случается «самое страшное, что только могло случиться в его жизни» - Аксинья погибает.

Смерть любимой женщины полностью опустошает Григория, его жизнь становится черна, «как выжженная палами степь». Лишь со временем героя начинает одолевать тоска по детям, и он все-таки возвращается домой. Но здесь мужчину ждет еще один тяжелый удар: он узнает, что от скарлатины умерла его дочь Полюшка.

И вот, единственное, что остается теперь у Григория, единственное, что еще роднит героя с землей - это его маленький сын Мишатка. И непонятно, что же делать теперь казаку со своей искалеченной жизнью, куда идти ему и кем становиться в этой новой незнакомой стране, в этом «огромном, сияющем под холодным солнцем мире».

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции. Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции.

Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория.

Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.

Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат-большевик Гаранжа. Под пламенной силой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория.

Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство.

Война не принесла Григорию ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым, где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.

Мишка Кошевой, теперь его зять (т.к. муж Дуняшки) и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных.

Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного (Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Большевики не оправдали его доверия, не приняв в расчет его службу в 1-ой конной, и они сделали из него врага своим намерением лишить его жизни. Большевики подвели его более предосудительным способом, чем белые, у которых не доставало пароходов для эвакуации всех войск из Новороссийска. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение.

Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Эта личная преданность не продиктована никакими политическими соображениями. Часто используется эпитет «верный» (у Аксиньи любовь «верная», Прохор – «верный ординарец», шашка Григория послужила ему «верно»).

Последние месяцы жизни Григория в романе отличаются полным отключением сознания от всего земного. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», - думает он (в возрасте 30 лет), что у него нет никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».

Любовь Григория к Аксинье иллюстрирует взгляд автора на преобладание естественных импульсов в человеке. Отношение Шолохова к природе явно свидетельствует, что он, как и Григорий, не считает войну наиболее разумным способом решения социально-политических проблем.

Известные из печати суждения Шолохова о Григории сильно разнятся друг от друга, так как содержание их зависит от политического климата времени. В 1929 году перед рабочими с московских заводов: «Григорий, в моем мнении, является своеобразным символом середняцкого донского казачества».

А в 1935 году: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество».

А в 1947 году утверждал, что Григорий олицетворяет типичные черты не только «известного слоя донских, кубанских и всех других казаков, но также и русского крестьянства в целом». В то же время он подчеркнул уникальность судьбы Григория, назвав ее «в значительной степени индивидуальной». Шолохов, таким образом, убил сразу двух зайцев. Его нельзя было упрекнуть в том, что он намекает на наличие у большинства казаков таких же антисоветских взглядов, что и у Григория, и он показал, что прежде всего Григорий – лицо вымышленное, а не точная копия определенного социально-политического типажа.

В постсталинский период Шолохов был так же скуп по части комментариев о Григории, как и раньше, но он высказал свое понимание трагедии Григория. Для него это трагедия правдоискателя, который введен в заблуждение событиями своего времени и позволяет правде ускользнуть от него. Правда, естественно, на стороне большевиков. Одновременно Шолохов явно высказал мнение о сугубо личных аспектах трагедии Григория и выступил против грубой политизации сцены из фильма С. Герасимова (едет в гору – сын на плече – к вершинам коммунизма). Вместо картины трагедии можно получить этакий легкодумный плакат.

Высказывание Шолохова о трагедии Григория показывает, что по крайней мере в печати он говорит о ней на языке политики. Трагическая ситуация героя – результат неудачи Григория в сближении с большевиками, носителями истинной правды. В советских источниках – это единственная интерпретация правды. Кто-то возлагает всю вину на Григория, другие подчеркивают роль ошибок местных большевиков. Центральная власть, конечно, вне упреков.

Советский критик Л. Якименко замечает, что «борьба Григория против народа, против великой правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. На развалинах старого мира встанет перед нами трагически сломленный человек, - ему не будет места в начинающейся новой жизни».

Трагической виной Григория была не его политическая ориентация, а его истинная любовь к Аксинье. Именно так трагедия представлена в «Тихом Доне» по мнению более позднего исследователя Ермолаева.

Григорию удалось сохранить гуманные качества. Воздействие на него исторических сил устрашающе огромно. Они разрушают его надежды на мирную жизнь, втягивают его в войны, которые он считает бессмысленными, заставляют его утратить и веру в Бога, и чувство жалости к человеку, но они все же бессильны разрушить главное в его душе – его прирожденную порядочность, его способность к истинной любви.

Григорий остался Григорием Мелеховым, запутавшимся человеком, жизнь которого дотла выжгла гражданская война.

Система образов

В романе действует большое количество персонажей, причём многие вообще не имеют собственного имени, но они действуют, влияют на развитие сюжета и взаимоотношения героев.

Действие сосредоточено вокруг Григория и его ближайшего окружения: Аксиньи, Пантелея Прокофьевича и остальной его семьи. Действует в романе и ряд подлинных исторических персонажей: казаки-революционеры Ф. Подтелков, белогвардейские генералы Каледин, Корнилов.

Критик Л. Якименко, выражающий советский взгляд на роман, выделял в романе 3 основные темы и, соответственно, 3 большие группы персонажей: судьба Григория Мелехова и семьи Мелеховых; донское казачество и революция; партия и революционный народ.

Образы женщин-казачек

Свою долю тягот гражданской войны стойко несли женщины, жены и матери, сестры и любимые казаков. Тяжелый, переломный момент в жизни донских казаков показан автором сквозь призму жизни членов семьи, жителей хутора Татарского.

Оплотом этой семьи является мать Григория, Петра и Дуняшки Мелеховых – Ильинична. Перед нами уже пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка, уже подросток. Одной из главных черт характера этой женщины можно назвать спокойную мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты она ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях. Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, многое говорит о характере Ильиничны. Значит, в этом доме было душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков. Нежно ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, она тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимание на мелочи, а видеть главное в жизни семьи. Ей присущи мудрость и спокойствие.

Наталья: О силе ее любви к Григорию говорит ее попытка самоубийства. Ей слишком многое пришлось испытать, ее сердце измучено постоянной борьбой. Только после смерти жены Григорий понимает, как много она для него значила, каким сильным и красивым человеком была. Полюбил он свою жену через детей.

В романе Наталье противостоит Аксинья, тоже глубоко несчастная героиня. Муж ее часто избивал. Со всем пылом своего неистраченного сердца она любит Григория, готова с ним беззаветно идти, куда бы он ее ни позвал. Аксинья умирает на руках любимого, что становиться еще одним страшным ударом для Григория, теперь «черное солнце» светит Григорию, он остался без теплого, нежного, солнечного света – любви Аксиньи.

Поделиться: