Кто такой базаров отцы и дети. Евгений Базаров. Происхождение героя в романе «Отцы и дети. Философия Евгения Базарова

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Происхождение Базарова

Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Нигилизм Базарова


Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.

Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отл

ичает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.

Значимость героя для общества

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Любовь в жизни Базарова

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычнго уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.

Развенчание теории Базарова

Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др., хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.

Вышедший в 1862 году, стал отражением эпохи второй половины XIX века, когда в России сложились два социально-политических лагеря, между которыми началась борьба. Воплощением одной их противоборствующих сил - революционеров-демократов - стал сын полкового лекаря Евгений Базаров.

Образ Базарова в романе занимает центральное место: из 28 глав его нет только в двух, в остальных он появляется как главное действующее лицо. Все герои произведения группируются вокруг него, раскрываются в отношениях с ним, резче и ярче оттеняют все черты его личности, подчеркивая его превосходство, ум, поведение в различных ситуациях. Некоторые из героев устраивают для него испытания: например, Аркадий Кирсанов проверяет на прочность способность Базарова быть другом, а любовь к Анне Сергеевне Одинцовой становится трагическим для героя испытанием.

Сюжет романа построен на столкновении Базарова с аристократическим миром - «отцами». Тургенев не скрывает, что демократу-разночинцу Базарову чужды и аристократический этикет, и прочие условности. Столкновение с «барчуками проклятыми» и раскрывает мировоззрение главного героя. В основном происходит это в спорах, которых в романе несколько. Именно в спорах герои Тургенева прямо высказывают свои убеждения.

В складе ума главного героя проявляются типичные стороны русского национального характера: склонность к критической самооценке, стремление бросаться из крайности в крайность. Интерес к естественным наукам вполне типичен для шестидесятников, но карьера ученого или врача не является уделом самого Базарова: себя он видит в роли строителя нового общества, точнее, того, кто должен «место расчистить» для этого строительства.

Вступая в противоборство с идеализмом «отцов», материалист Базаров слишком упрощает природу человеческого сознания, а понимание всех самых сложных духовных и психических явлений в жизни человека сводит к элементарным - физиологическим. Искусство не признает («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), а природу ценит только за ее практичность («Не храм, а мастерская»).

Братьев Кирсановых презирает не столько за их сословную принадлежность, сколько за то, что они «люди отставные» и «их песенка спета». Кстати, с той же меркой он подходит и к своим родителям. Такой «узкобиологический» взгляд на сущность человека приводит Базарова к стиранию границ между физиологией человека и психологией общества.

Утонченность любовного чувства к женщине Базаров называет «романтической чепухой», ведь он знает анатомию глаза, и романтическому взгляду там просто неоткуда взяться. Подменяя любовь просто физически влечением, Базаров сам попадает в ловушку. Недаром автор вводит в содержание романа историю любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.: она становится предупреждением заносчивому материалисту.

Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой стала для Базарова началом трагического возмездия за его тотальный нигилизм. Любовь словно раскалывает душу героя пополам, и теперь в нем живут два человека: один - по-прежнему убежденный противник романтики, отрицающий «белиберду, непростительную дурь», другой - страстно и одухотворенно любящий человек, впервые испытавший настоящее чувство.

После неудачного объяснения с Одинцовой Базаров отправляется к престарелым родителям, не чающим его больше увидеть. Но ни беспрестанные хлопоты матери о его здоровье и питании, ни нарочитое «невмешательство» в его дела отца не только не радует, наоборот, раздражает несостоявшегося нигилиста, нашедшего «романтика в самом себе». И уже на третий день после приезда «Енюшечка» покидает несчастных стариков.

Далее автор устраивает своему герою второй круг испытаний. Базаров вновь последовательно оказывается у Кирсановых, Одинцовой и, наконец, у родителей. Но как разительна перемена, произошедшая с героем. Он испытывает кризис своего мировоззрения. Прежние взгляды на жизнь уступают место загадкам: загадке собственной души, которая оказывается сложнее и глубже, чем он предполагал, и загадке мира, его окружающего.

Не узнать уже прежнего материалиста: затухают его блистательные споры, он даже умудряется примириться (правда, после довольно комичной сцены дуэли) со своим вечным противником - аристократом Кирсановым. Только в финале в последний раз вспыхнет ярким пламенем, перед тем как угаснуть навек, тревожная, но любящая душа Евгения. Перед лицом смерти герой не сломлен: он гордо смотрит ей в лицо, но становится тем самым романтиком, которого некогда отвергал в себе. Ведь только романтик способен был сказать любимой женщине, приехавшей с ним проститься: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Поэт не сказал бы лучше!

Смерть Базарова оправдана автором: герой должен был умереть, чтобы остаться самим собой. Тургенев объяснил этот трагический финал просто: «трагическая фигура» была «обречена на погибель, потому что стоит в преддверии будущего». Автор пока не знал, что ждет в России подобных героев, и не нашел ничего лучше, чем «умертвить» его.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» получился трагическим. Герой не смог найти себе единомышленников, не сохранил дружбу с Аркадием, не получил ответного чувства от Одинцовой. Его трагическое одиночество угнетает читателя. Однако Тургенев заканчивает свой роман сценой кладбища, где на могиле Базарова растут цветы, призывающие к «вечному примирению и к жизни бесконечной».

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

Внутренний мир Базарова и его внешние проявления . Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис - автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Первое, что бросается в глаза в поведении Базарова, можно истолковать как проявление самоуверенности. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Вот герой знакомится с отцом друга, будущим хозяином дома, где располагает погостить: «Николай Петрович <…> крепко стиснул его <...> руку», Базаров же свою «сразу ему подал», на любезные расспросы «отвечал ленивым, но мужественным голосом». Принятая им небрежная манера общения распространяется на представителей всех сословий. Здесь, на постоялом дворе мы впервые становимся свидетелями общения Базарова с мужиками. «“Ну, поворачивайся, толстобородый!” - обратился Базаров к ямщику». Однако это меткая грубоватая характеристика нисколько не обидела мужиков: «Слышь, Митюха, - подхватил другой тут же стоявший ямщик <…>, - барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».

Окружающих суровая простота Базарова привлекает больше, нежели аристократическая любезность Павла Петровича, от которой, по меткому замечанию Фенечки, «так тебя холодом и обдаст». Николай Петрович, хотя и «побаивался молодого нигилиста», тем не менее «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». К нему «привязались» слуги, не исключая ограниченного в самодовольстве Петра. За Базаровым следуют, «как собачонки», крестьянские ребятишки. Подружился он и с Фенечкой. Поначалу молодой нигилист позволил себе ироническое замечание в адрес Николая Петровича. Но подойдя к застеснявшейся Фенечке, повел себя со всей любезностью. «Позвольте представиться, - начал он с вежливым поклоном, - Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный». Суровый доктор безошибочно тронул слабую струну в сердце матери - проявил внимание к ее ребенку. Базаровское обаяние признал даже маленький Митя: «Дети чувствуют, кто их любит». Впоследствии Базаров не раз в качестве врача придет на помощь Мите. И все это с неизменной шуткой, подтруниванием. За этим скрывается стремление, чтобы Фенечка не почувствовала себя ему обязанной. Здесь, в этом доме, Фенечке, неофициальной жене и матери незаконного ребенка, и без того нелегко приходится подчас - Базаров это понимает. По-человечески он симпатизирует Фенечке, но предпочитает не вмешиваться в сложную семейную ситуацию. «Она мать - ну, и права».

Домочадцы, слуги, дети - все они ему действительно по-человечески интересны. И сам он - интересная личность, чем неотразимо привлекает людей всех сословий. В безыскусной простоте поведения Базарову подражает Аркадий. Оказывается, однако, что быть простым и демократичным со всеми очень сложно. У Аркадия это выходит намеренно, и при всей искренности намерений, неестественно. Он хочет познакомиться с Фенечкой и без предупреждения отправляется к ней в комнату. Оставшемуся в гостиной с бьющимся сердцем отцу приходит в голову, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Аркадий с восторгом воспринял знакомство с мачехой и присутствие на свете маленького брата. Но за порывом великодушия прячется скрываемое от себя самого высокомерие. Втайне молодой человек любуется широтою собственных взглядов. Аркадию не приходит в голову, что подобное великодушие унижает отца, хоть он и рад искренности чувства старшего сына. О последовавшей сцене родственного объятия автор замечает: «…Бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти».

В грубовато-раскованных манерах кирсановского гостя существует своя градация. В одних случаях они маскируют тонкую деликатность, как с Фенечкой. В других - являются открытым ответом на замаскированную грубость же. Так он в день приезда «сорвался» вслед за Аркадием, хоть за минуту не имел намерения уходить. Но предпочел бесцеремонный уход подчеркнутому игнорированию со стороны Павла Петровича («Руки не подал <…>, положил ее обратно в карман»). В дальнейшем мы видим, как Базаровская внешняя суровость помогает ему скрыть внутреннее смущение и даже робость (в отношениях с Анной Сергеевной). В любом случае, автор толкует нам поведение Базарова не только как особенность его характера, но и как национальную особенность. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения», - вскользь, но многозначительно роняет Базаров в разговоре с Аркадием.

Другая черта Базарова, которая не может не вызвать к нему уважения, - «привычка к труду благородная». Это органическая невозможность праздного существования. Отмечается, что Базаров проснулся «раньше всех» в доме Кирсановых на другой день после утомительной дороги. Когда со времени приезда прошло «около двух недель», как о само собой разумеющемся, автор говорит: «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Осуществляя научные опыты и наблюдения, герой не боится испачкать ручки: «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

Опорой врожденному трудолюбию становится «просвещенный ум». Со знанием дела Базаров «толкует» другу, какие деревья, исходя из состояния почвы, следовало бы посадить в саду вместо погибших дубков. Он «в несколько минут» проник в слабые стороны хозяйства Николая Петровича. Во всем, что касается прикладных, опытных, научных знаний Базаров, показывает широкую образованность, наблюдательность и ум. При этом знания дались ему нелегко. Сыну лекаря, владельца деревушки и двадцати двух душ крестьян наверняка приходилось труднее, чем его другу. Впоследствии отец Базарова с гордостью выдает Аркадию семейную тайну: «...Другой бы на его месте тянул бы да тянул со своих родителей; а у нас, поверьте ли? Он отроду лишней копейки не взял!..» Абсолютное бескорыстие, мужское стремление надеяться исключительно на собственные силы отличает Базарова. «...У Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля…» - справедливо указал критик. С полным основанием к Базарову можно применить определение, которого не удостоился Рудин - «гениальная натура».

Показать в герое его человеческую привлекательность входило в задачу писателя. «“Современник”, вероятно, обольет меня презрением за Базарова, - записывал он в дневнике, - и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». В одном из писем Тургенев прямо заявлял: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью <...> - я виноват и не достиг своей цели».

Но как и в случае с Рудиным, все сильнее становятся в облике героя диссонирующие нотки. «Мысль и дело сливаются в одно», - с восторгом писал о Базарове радикальный критик Д.И. Писарев. Сказано - сделано. Заметил Базаров «непорядок» - хозяин дома, Николай Петрович, «Пушкина читает <…>. Это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду». Базаров же признает в качестве полезного чтения «что-нибудь дельное». И в тот же день, Аркадий «молча, с этаким ласковым сожалением на лице», «как у ребенка» отобрал у отца злополучную книгу. Взамен же «положил» по совету друга, брошюру немецкого естествоиспытателя. Стоп… Мы видим, как в натуре Базарова, на первый взгляд, открытой, простой и цельной, проявляются стремления, которые нравственное чувство принять не может. И возникают они своеобразным продолжением черт симпатичных. Мы говорили, что обаяние Базарова притягивает всех, с кем жизнь его сталкивает. Спустя несколько дней по приезде он уже средоточие интересов дома. Герой это знает и пользуется, заставляя окружающих жить так, как он считает нужным. Внешняя простота скрывает потребность искусно манипулировать остальными. Ведь и книгу он не сам отобрал у хозяина дома, а подтолкнул к этому друга зная, что Аркадий рад будет демонстрировать широту взглядов, а Николай Петрович сыну возражать не станет. Но, подчиняя себе интересы других, Базаров считает себя свободным ото всех обязанностей общежития. Тургенев делает нас свидетелями того, как герой нарушает все правила гостеприимства, уважения к старшим и даже нравственные нормы. В том же эпизоде с книгой поступки Базарова явно ведут к тому, чтобы рассорить отца с сыном. Гость позволяет себе грубые выпады и в адрес дяди Аркадия, в его присутствии и за глаза. Внимательный читатель заметит, что делается это демонстративно. Герой, очевидно, убежден, что имеет на это полное право. А как же его демократизм, его интеллигентность, в наших глазах присущая человеку, занимающемуся наукой?

Чем проще и демократичнее Базаров себя ведет, тем резче выступает его непохожесть на окружающих. Любому ясно, что перед ним человек незаурядный. Одинцова, которой он представляется как «будущий уездный лекарь», с живостью возражает: «Вы этому сами не верите <…>. Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью <…>!» Отец Базарова, Василий Иванович допытывается у Аркадия: «…Ведь он не на медицинском поприще достигнет <…> известности?..»

Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых.

На каком же <…>?

Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит.

Знает ли Базаров, какие на него возлагаются надежды? Знает. Аркадию Базаров вскользь напоминает, что является «внуком дьячка». И добавляет: «Как Сперанский». Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), родившийся в бедной духовной семье, благодаря исключительно своему уму и талантам сделал головокружительную карьеру - до графа и министра двора. Сперaнский был ближайшим советником двух императоров - Александра I и Николая I. Раздраженный его независимым нравом, напуганный радикализмом предлагаемых реформ, Александр отправил Сперанского в ссылку. Впоследствии претендующий на престол Николай и декабристы согласны были в одном - без опыта и знаний Сперанского в будущем правительстве никак не обойтись…

Брошенное как бы между прочим сравнение приоткрывает нам границы честолюбия Базарова. Он, очевидно, готовит себя к будущему государственного деятеля. С той лишь разницей, что Сперанский был согласен подниматься по ступеням существующей общественной лестницы. Базаров же - нигилист. Объяснению этого социального термина и его значения в романе посвящен специальный эпизод. Базаров в нем не участвует, хотя речь идет в первую очередь о нем. Аркадий «с усмешкой» (как можно не знать таких простых вещей!) поясняет отцу и дяде: «…Это слово означает человека, который…» «Который ничего не признает?» - догадывается Николай Петрович. Павел Петрович усиливает негативный оттенок значения «nihil» - «ничто»: «…Который ничего не уважает». Но и это оказывается слишком слабо. «Который ко всему относится с критической точки зрения…» «Нигилист - формулирует Аркадий, явно со слов Базарова, - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но и это определение недостаточно отражает радикализм Базарова. Недаром в речах молодежи наиболее часты глаголы «не верить», «отрицать», «ломать», «разрушать». «Сперва нужно место расчистить», - говорит о задаче своей и своих единомышленников Базаров. «Тургеневский герой отвергает <…>действительно все - все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта и даже психологии людей <…>. Россия - в тупике, из которого не видно выхода <…>. Существующий мир должен быть разрушен полностью, до основания…»

Базаров как государственный муж, мыслит категориями общероссийскими. Мы едва ли сомневаемся, что он готов принять на себя ответственность в масштабах страны. Пока же его орудие - наука. Естественнонаучные знания полезны не только как средство раскрыть тайны природы и помочь страдающему человеку. Первым это понял главный противник нигилизма, критик и литератор Михаил Никифорович Катков: «Он потому занимается этими науками (естественными), что они, по его мнению, прямо ведут к решению вопросов об этих первых причинах, <…> орудие уничтожения предрассудков и для вразумления людей». «Для вразумления людей», - убежден Базаров, более всего подходит книга немецких материалистов. Недаром он почти силком заставляет неразумного Николая Петровича прочесть популярную брошюру Бюхнера. Людвиг Бюхнер (1824-1899) - немецкий врач, естествоиспытатель и философ, убежденный материалист. Он был одним из пропагандистов теории «социального дарвинизма».Открытия Чарльза Дарвина в области естественных наук предлагалось перенести на структуру человеческого общества: принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. «Немцы в этом наши учители», - с признательностью говорит Базаров.

Но он идет дальше своих учителей. Название брошюры Бюхнера «Материя и сила» русский нигилист склонен трактовать, пропуская одну букву, как «Материя - сила». Все, что нематериально, чего нельзя потрогать, измерить, проверить опытным путем, - предрассудок. Культура, искусство, власть природы, уважение к старикам - это предрассудки, долженствующие быть уничтоженными во имя общего блага. Базаров-нигилист предлагает это как ученый и как общественный деятель. Ученый Базаров сомневается в существовании этих ирреальных понятий. Деятель Базаров отрицает их нужность, основываясь на принадлежности их старому миру. Старый мир плох - не по вине ли культуры? Если он должен быть сметен, неизбежно падут его атрибуты. Так считает «герой своего времени». Но ведь существует еще Базаров-человек, которому должны быть знакомы чувства и переживания?

«Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету <…> у нее есть свои беспощадные идолы», - ядовито подметил тот же Катков. Молодежь 1860-х, современники Чернышевского, Добролюбова, Писарева, строит свою жизнь по строгим законам, обдуманным, выработанным путем чтения книг, бесед с друзьями. Недаром слово «прынципы» звучит из их уст резко, грубо, категорично. И если ради идей требуется отказаться от прежних привязанностей, переступить через чувства - что ж, не страшно. Герой с гордостью называет себя «самоломанным». Впоследствии Базаров скажет другу, что поддаться чувствам для него значит - «рассыропиться». Взамен дается гордое сознание того, что они сами, от начала до конца строят свою судьбу: «Воспитание? …Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например <…>. А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

Для автора важно, что Базаров именно русский человек, явившийся даже в своих крайностях воплощением типических черт национального характера. Недаром Иван Сергеевич видел в нем «pеndant» (параллель) национальному герою, бунтарю Пугачеву. Еще в «Записках охотника» Тургенев заметил, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что <…> разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно». Тогда писатель склонен был оценивать это качество как безусловно положительное. Но встретившись с философией и практикой нигилизма, был встревожен. Ведь цели нигилизма возвышенны и прекрасны - счастье человечества. Но не слишком ли от многого приходится отказаться во имя «разумного»? Прежде всего вступить в бой со своей собственной душою, как это делает на протяжении романа главный герой. Во многом поэтому Базаров для своего создателя - фигура «трагическая», «дикая», «сумрачная».

Главная роль в романе «Отцы и дети» С.И. Тургенева отведена Евгению Базарову. С первых страниц произведения его образ притягивает внимание читателя своей необычностью, ярко выраженным отличием от других героев. Это молодой парень, в котором больше привлекает не внешность, а образ мыслей и поведение.

Базаров считает себя нигилистом, отвергая все идеалы и принципы, нормы поведения в обществе, которые приняты старшими поколениями. Это человек с твёрдым, жёстким, можно сказать жестоким характером. У него преобладают черты настойчивости, самоуверенности, самолюбия, порой даже и эгоизма. Если он вступает в спор, то его никто никогда не может победить, потому что он твёрдо отстаивает своё мнение, и никогда не примет точку зрения другого.

Евгений Базаров увлекается точными науками, его привлекает химия, физиология, для него важны научные факты, а не философские рассуждения. У него вызывают смех романтики, ценители красоты, искусства, он считает такие увлечения пустой тратой времени. Анализируя образ Евгения Базарова, мы не можем сказать, что он является отрицательным героем. У него было много и хороших качеств. Евгений был очень трудолюбив, вставал рано, работал много, занимаясь точными науками, хотел заниматься лечением людей. Всего в жизни Базаров добивался сам, с родителей старался лишней копейки не брать.

Будучи преданным, своей жизненной позиции, Базаров столкнулся с противоречиями между своими чувствами и своими взглядами. Причиной этому стала госпожа Анна Сергеевна Одинцова, в которую молодой человек был влюблён. Но он остался верным себе до конца, пожертвовав, возможно, своим счастьем. В жизни Евгения Базарова наступает кризис, он выбирает единственный выход из этой ситуации, это смерть.

На протяжении всего романа Базаров показан как человек нового поколения, новой эпохи, который отвергал эпоху «отцов». Но это оказалось невозможным для построения будущего. Ведь нельзя построить что-то новое, не взяв за основу опыт старшего поколения.

Вариант 2

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - величайшее произведение, которое до сих пор продолжает будоражить умы читателей, дает пищу для размышлений и заставляет задуматься над острыми философскими вопросами, которые актуальны по сей день.

Главный герой – настоящая сильная, волевая личность, обладающая ярко выраженной индивидуальностью. Автор наделил Базарова любовью к науке, материалистическим мировоззрением и талантом влиять на людей вокруг себя. Базаров не приемлет пустую трату времени, не приемлет рутину. Он человек труда и слова. Обычно во всех спорах победителем выходит именно главный герой. Он сам строит свою жизнь, сам пробивает себе путь.

Несмотря на все это Тургенев показывает главного героя как безжалостного и жесткого человека. Базаров совершенно не может уживаться с мнением других людей, он оценивает как свои высказывания, так и высказывания других людей только субъективно.

Когда Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, он осознает, что произошел крах его теорий и убеждений. То, во что он так упорно верил, рушится на глазах, не проходит испытания на прочность. Так яростно осуждая романтизм, Базаров внезапно обнаруживает романтика в себе. Теперь мы видим противоречие героя во всей красе: он продолжает отрицать чувства, духовность, но также оказывается, что он может страстно любить, что его сердцу не чужды чувства.

Для Базарова любовь была глупость, а страстные порывы были для него некой болезнью, теперь же Базаров чувствует как любовь пробудилась в нем. Базаров теряет свою прежнюю железную уверенность в своих идеалах, его концепция рушится на глазах.

Главный герой рассуждает на философские темы: тему смерти и места человека в этом мире. Базаров считает, что люди должны покорить природу, подчинить ее. Но Базаров понимает, что это невозможно, так как человек – это только мелкая песчинка во всем этом мире. Герой понимает это, но не принимает.

Главный герой не может отказаться от своих убеждений, и не обращать внимание на требования природы он тоже не может. Единственный выход для Базарова в таком положении – это смерть.

Нужно отметить, что Тургенев создал образ человека мыслящего, деятельного, но отрицающего духовность. Но что человек без души? Только телесная оболочка, под которой нет ничего.

Сочинение про Базарова

Книга «Отцы и дети» была написана в 1861 году во времена конфликта между дворянами и крепостными бедняками. Данный конфликт Тургенев выразил в своем романе. Главным героем книги является Евгений Базаров.

Евгений Базаров считал себя нигилистом и не верил ни во что. Как человек, Базаров не признавал никаких принципов и стереотипов, при этом никому не подчиняется. Базаров получил медицинское образование и интересовался естественными науками. Он трудился ежедневно, не покладая рук. Герой вставал рано, шел по полю и собирал целебные травы. Базаров считал, что целей можно добиться только трудом. Он жил в поместье родителей и лечил людей. Евгений ненавидел дворян, которые казались ему пустыми и самолюбивыми людьми. Взгляды Базарова поддерживали многие либералы.

Базаров не был материалистом, но признавал науки как физиология и физика. Отношения мужчины и женщины Евгений воспринимал со стороны физиологии. Он считал чепухой любовь и романтику. Заумные мысли он рассказывал своему ученику Аркадию Кирсанову. Базаров относился к нему как к сыну. Юный нигилист считал, что человек должен действовать, руководствуясь внутренними ощущениями. По словам автора, такие герои как Базаров живут только в определенную эпоху. Крепостные восхищались силой духа, непреклонностью и твердостью. Герой мог противостоять любой преграде, и не боялся смерти.

Евгений понимает, что его жизненная дорога будет тяжелой, требующая много сил и жертв. При этом он все равно придерживался собственных убеждений. На своем жизненном пути он познакомился с Одинцовой. Он отрицал свои чувства к молодой девушке. Во время разговора Базаров поделился с ней своими жизненными принципами и взглядами. Но Одинцова не поддерживает его взглядов. Базаров решил пожертвовать всем ради дела. После появления любви у Базарова появляются внутренние противоречия. Он ценил только науку и здравый смысл и старался отрицать чувства. Кроме любви он отрицал литературу, искусство и пустословие, и духовное начало окружающего мира.

Даже перед смертью Базаров придерживался собственных идеалов и гордо смотрел в глаза смерти. Именно сила, преданность и мужество отличали Базарова от других людей. Поскольку не каждый может бесстрашно ждать собственную смерть. Одновременно у Базарова были отрицательные стороны как резкость, грубость, неверие в творчество и иронизм. Образом Базарова можно восхищаться и ненавидеть одновременно. Герой не боялся осуждения и непонимания со стороны других, и открыто выражал свои мысли и недовольство. Евгений был целеустремлен и практичен, отличался лидерскими качествами и обладал незаурядным умом.

Вариант 4

Одним из лучших романов Тургенева является «Отцы и дети», ведь эта тема очень актуальна во все времена и считается «вечной». Именно в этом романе так же сталкиваются два течения, нигилист и дворянин. Все эти темы были сильно повышены в том веке. Базаров является тем типом человека, который относится к «новым» людям.

Аркадий Кирсанов живет в деревне со своим братом и с наслаждением ждет своего сына. Но происходит то, что он приезжает со своим новым другом. Базаров, приезжая к новым людям, остается тем же эгоистом. У него был уверенный, спокойный взгляд. Как известно, он вполне самостоятельный человек, то есть обеспечить себя главный герой в состоянии. И идет к хорошим результатам в медицинском университете. После своего уезда с родительского дома, он полностью отказался от их помощи. Базаров очень прост в общении с людьми, ведь он не высокомерный и они тянутся к нему. Хоть он и не особо и одобряет, что делает народ, но все же придет на помощь таким людям. Главный герой любитель экспериментов над насекомыми, ведь не зря он пошел по стопам отца, и поступил в медицинский университет.

Евгений не простой человек, в нем есть загадка, которую не каждый разгадает. Так же имеет особенности в учении и достаточно неглупый человек. Если же он уверен в своем ответе, он будет отстаивать его до конца, ведь просто так Базаров не отступит. Как известно, он не относится хорошо к дворянам и вообще против их сословия. Считает их самыми низшими и обвиняет их в том, что они ничего не понимают. Да и кроме своего внешнего вида больше ни о чем не заботятся. Так же прямой человек и все свои чувства и мысли говорит сразу и без каких-то намеков.

Этот герой не верит в дружбу, точнее отрицает ее существование. А так же любовь, но при этом чувствует к Одинцовой очень сильные чувства, и как сложно ему было находится у родителей. Считает, что это низко считать, что это существует. Не верит во все то, что нельзя потрогать, ведь он нигилист.

В конце романа происходит смерть главного героя. Автор доказывает читателю и самому Базарову, что если всю жизнь прожить именно таким способом, то вы обретете ничего прекрасного в этой жизни и останетесь несчастными до конца своих дней. Следовательно, он ничего этим не добился, просто остался при своем мнении. Когда же Евгений Базаров теряет свою теорию, то умирает, и остается несчастным. Я считаю, что люди не должны следовать так, как это делал главный герой, ведь в мире есть так много прекрасного.

Сочинение 5

Знаменитый роман Тургенева «Отцы и дети» писался на стыке двух эпох, в нем отражены взгляды и разногласия дворян и демократов- разночинцев, к числу последних и принадлежал Базаров. Ведь именно представители этого класса сами пробивали себе дорогу в жизнь и не хотели признавать сословного деления в обществе. Людей они ценили не по наличию у них материального благосостояния, а по принесенной ими пользе родине. Даже внешний вид главного героя говорит о том, что он – демократ. Появившись в обществе в балахоне, он как бы делает дворянам вызов, относясь к ним с пренебрежением. Если взглянуть на руку Базарова, то можно заметить, что он не гнушается выполнять тяжелую физическую работу.

Писатель, описывая его внешность, отмечает в нем ум и самоуважение. Если Николай Петрович относился к Базарову высокомерно, открыто оказывая свою неприязнь к нему, то простой народ просто тянулся к нашему герою. Так, например, робкая Фенечка даже просила разбудить его, чтобы он помог ее сыну, а ребятишки, бегали к нему всегда за советом и лекарствами, когда начинали болеть. Прислуга в лице Даши и Петра тоже относились к нему с доверием, и совсем не считали за барина. Конфликт между Павлом Петровичем и Базаровым был неизбежен. И здесь вступили в спор не только люди из разных слоев, но и как представители разных убеждений.

Наш герой пытался уйти от ссоры, однако у него это не получилось. Жестокие слова об отрицании всего он говорит невозмутимо спокойно. Душевная сила, уверенность в том, что он прав звучат в его голосе и кратких фразах. Отчетливо видно, что разговаривая с Базаровым, Павел Петрович употребляет как можно больше выражений, соответствующих настоящему аристократу, что сильно раздражает нашего персонажа. Речь же Базарова отличают остроумие, находчивость и прекрасное знание народного языка. В спорах Кирсанова - старшего и истинного демократа мы видим, что Павел Петрович хочет защитить старый порядок, а Базаров, изобличая, это общество, проповедует новый строй. И если в разговоре они сошлись в едином мнении по отношению к народу, то все равно, видно, что Базаров, говорит о русских мужиках пренебрежительно, возмущаясь тем самым их отсталостью и невежеством.

Некоторое отношение Базарова к окружающей действительности заслуживает критики. Так, он совсем не замечает красоту русской природы, хотя ее любит, подмечая, что от нее человек много может взять. Он не воспринимает живопись и поэзию. Базаров совсем одинок, потому что у него совеем не было людей, разделяющих полностью его взгляды. Сам писатель понимал, что главный герой являлся вестником будущего. И хотя персонаж показан трагическим, однако на протяжении всего романа он был показан ярким человеком со своей смелостью и волей. И такие Базаровы нужны.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Наполеона в романе Толстого Война и мир сочинение

    Многие русские писатели в своих произведениях упоминают исторических личностей. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Полководец имел неприметную внешность и был полным.

  • Я в восторге от нашего класса русского языка. Казалось бы, обычный класс, ничего особенного, но нет. А все дело в том, что преподаватель русского языка и литературы – Алла Ивановна

  • Анализ рассказа Чудик Шукшина 6, 11 класс

    Центральной темой произведения является раскрытие конфликтного противостояния города и деревни, представленный в рассказе на примере образов основных персонажей в качестве деревенского жителя Василия Егоровича Князева, прозванного Чудиком

  • Критика о повести Метель Пушкина (отзывы)

    Произведение представляет собой новеллу, входящую в состав нескольких повестей, опубликованных писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

  • Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание)

    Картина В. Поленова Заросший пруд несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой.

В романе «Отцы и дети» происхождение Базарова описывается в точных деталях. Тургенев Иван Сергеевич старался передать все возможные черты его характера в определенных поступках и действиях. Для того чтобы читатель почувствовал существенную разницу и увидел некий «контраст» между героями, он ввел в сюжетную линию других персонажей, которые были полной противоположностью Базарова. Каким же он был на самом деле? Расскажем далее в статье.

Жизненная история

Происхождение Базарова в романе играет немаловажную роль. Его родители были строгими людьми, отец работал доктором и считал эту профессию очень престижной. Поэтому, когда Евгений подрос, в семье даже не стоял вопрос о том, на кого он будет учиться.

Мать представляла обедневший дворянский род, и в её поведении это можно было отчетливо проследить. Никаких утонченных манер и излишнего пафоса.

Именно эти черты и перенял у матери Базаров. Хоть он и безмерно любил своих родителей, ему всё-таки пришлось покинуть дом после обучения и вернуться только спустя три года. Евгений решился на такой шаг из-за того, что отцовские наставления мешали его карьерному росту и саморазвитию.

Излишняя строгость и опека привели к тому, что Базаров замкнулся в себе, но в то же время был самоуверенной личностью.

Своеобразное поведение

Происхождение Базарова в романе «Отцы и дети» неслучайное, автор стремился показать, насколько можно быть отрешенным от общества и при этом ставить себя на голову выше остальных.

Кроме Евгений не следовал правилам хорошего тона и отличался излишней грубостью.

В университете он познакомился с Аркадием Кирсановым, его манеры были полной противоположностью Базарова. Нельзя сказать, что эта дружба его сильно поменяла, но она сделала его намного мягче и терпимее к людям.

Отношения между Евгением и Аркадием и легли в основу романа, это был конфликт “двух миров”. Семья Кирсановых относились к либерально-консервативному течению, а Базаров - к демократам.

По сути, эти непростые отношения раскрывают на протяжении всего произведения нигилистическую природу, которую вынашивал всю жизнь Евгений Базаров. Происхождение его личностных убеждений и характера в целом зависело от окружающих людей и их отношения к нему.

Любимец детей

Хоть Евгений и отличался легкой грубостью, но окружающие молодого парня любили. В романе «Отцы и дети» происхождение Базарова описывают как появление человека, который соединяет в себе отрицательные и позитивные качества одновременно. Причем они проявляются очень ярко.

Крестьянские дети, которые находились в его окружении, прямо уплетались за ним по пятам. К примеру, соседский мальчик Митя признал обаяние Базарова и отметил, что он чувствует, когда человек любит детей.

Как врач Евгений Базаров, происхождение которого помогает понять особый смысл произведения, был великолепен, а его подход к больному отличался от других. Контакт между ним и клиентом возникал моментально.

Друзья также его любили и поражались тому, как он мог легко вывести любой разговор в нужное русло, этим он и подкупал, и прикрывал все свои недостатки.

Его друг Аркадий поражался трудолюбию Евгения. Он мог бросить все и побежать на работу ради того, чтобы помочь другим.

Главной чертой Базарова оставалась способность любить, несмотря на все нигилистические убеждения. Автор это показал в прекрасной романтической линии с Её независимый характер и подкупили и очаровали Евгения. Но на протяжении всего произведения этих двоих окутывала нерешительность.

Она была не готова к серьезным отношениям и терялась в сомнениях, а молодой человек не мог пойти на решительный шаг и признаться в своих чувствах. Виноваты оба, но Базаров всё время искал оправдания своим поступкам.

Дух русского человека

Базаров, происхождение которого было распланировано по пунктам, был приверженцем нигилизма - это человек, который отрицает все нормы поведения, традиции, ценности, нравственность и культуру. Он придерживался таких утверждений: жизнь не имеет истины, никакое действие не предпочтительнее любого другого, а также не существует высшего над нами создателя.

Для автора было важно передать дух нации, чтобы человек, который находится в другой стране и читает это произведение, смог понять, насколько разносторонним может быть русский человек. Его несокрушимый характер располагал к себе людей из разных слоев населения, неважно - бедный ты или богатый, можно найти подход к любому.

Ведь главное, к чему стремятся нигилисты - это «счастье», а вот насколько разумно идти по такому пути - это уже вопрос спорный. В любом случае цель была достигнута, и читатели смогли сделать для себя определенный вывод.

Самоуверенный нигилист Евгений Базаров, происхождение которого очень повлияло на становление личности, играет немаловажную роль в произведении. Его образ в романе содержит всю совокупность черт подобного типа и показывает, насколько излишняя грубость и нерешительность могут повлиять на судьбу человека.

Поделиться: