Почему базаров вечно живой образ. Образ базарова сочинение. Столкновение свободного сознания и старых порядков

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это - разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них - убеждённый демократ, а другой - типичный представитель аристократического сословия. Базаров - последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович - мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения - случайны, у него нет представления о своей цели.

Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это - цельная натура, имеющая силу воли и обладающая

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, - выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец - уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова - это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

Заключение

Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” - его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.

Роман И.С.Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лаге-

рей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургенев отразил

в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в

частности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в пе-

риод революционной ситуации в Европе 60-х годов.

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений База-

ров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа.

Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное

действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него,

раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или

иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную

силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежден-

ный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему

мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мысля-

щий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром арис-

тократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разно-

чинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В

столкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается пол-

ностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противо-

поставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого.

Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова

контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями,

мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопостав-

ленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с

Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая не-

нависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способ-

ность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитате-

лем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой -

умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и

чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои

Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в

столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура неза-

висимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающа-

яся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к ес-

тественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не яви-

лась бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это во-

обще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала

любовью, затем и смертью. Тургенев как бы событи стороны наблюдает за

тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Один-

цовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, по-

беждает принципы нигилизма. (Ведь Базаров называл любовь "белибердой",

презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал

любовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьми

ее!". Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе).

То в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не

сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сце-

ну самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раск-

рывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца.

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было

доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом

деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашивае-

мых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть,

чтобы остаться Базаровым.

Сколько бы ни было критических статей по поводу героя "Отцов и

детей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о

своем "самом любимом детище" сам

трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполо-

вину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обре-

ченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии бу-

И.С.Тургенев.

Аркадий и Базаров.

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети"

вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных ла-

герей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла

простить писателю того, что представители аристократии, потомственные

дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издева-

ется над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли

главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничав-

ший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего време-

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу

И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния

эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который при-

шел на смену передовому дворянству.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит

в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С од-

ной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической ли-

тературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, дейс-

твовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к

какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается

единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разно-

чинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Центральное место в романе занимает фигура нового человека -

Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, ко-

торые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые не

разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изобра-

жены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интереса-

ми. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений - "отцов"

и "детей". Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в

чужой ему среде.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократи-

ческим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в глав-

ном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями.

Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что

дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана

на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается

подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-та-

ки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал повто-

рять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не

выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до

драки. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсано-

ва. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритс-

твует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по

его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке,

в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естествен-

ные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на прак-

тике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни Рос-

сии 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - со-

вершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел

его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой,

а для Базарова - не сидеть сложа рук, трудиться, двигаться.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к

искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пы-

тается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен,

хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает

нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском бы-

ту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах,

внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о

роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия

взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учите-

ля". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная ду-

ша, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может

быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он

очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато База-

ров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло

на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий

Человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между "уче-

ником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение Базарова к

его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова

нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спа-

совал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что

вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи

Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к

разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки.

Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо,

он понимает, что их пути разойдутся.

Н.А.Некрасов.

Образ Базарова сочинение
План
1. Герои романа “Отцы и дети”.
2. Образ Базарова
2.1. Образованный человек.
2.2. Нигилист.
2.3. Испытание любовью.
3. Теория Базарова.

И. С. Тургенев написал свой роман “Отцы и дети ” в непростое время для всей России - в период крестьянской реформы, когда общество разделилось на либералов и демократов, порождая многочисленные споры и раздоры между разными социальными слоями.
В своем произведении писатель изобразил конфликт между свободомыслящими, но законсервированными дворянами, и представителями прогрессивной революционной интеллигенции.

Семья Кирсановых является образцом вольномыслящих аристократов, они не борются за крепостное право, но и не считают себя равными по отношению к простому народу.
Базаров же, благородный человек, имеющий дворянские корни, выступает за полное освобождение крестьян и возвращение им всех гарантий и благ.
Поэтому Евгений Базаров - небогатый образованный мужчина, любитель науки, будущий врач по призванию, становится причиной многих ссор и размолвок в доме пригласивших его Кирсановых.

Молодой человек очень увлечен естествознанием, каждое утро он отправляется на пешие прогулки и проводит всевозможные хирургические опыты. Базаров очень любит медицину и с ответственностью подходит к ее изучению. Он с радостью употребляет свои знания на пользу бедных людей.

По мировоззрению главный герой - нигилист, он отрицает и отвергает все условности и все общепринятые нормы, из-за чего у него постоянно бывают нешуточные столкновения с одним из Кирсановых - Павлом Петровичем. Пожилой аристократ недоумевает, как можно отвергать все - искусство, поэзию и даже любовь?! “Все!” - твердо отвечает Евгений, не признающий ни авторитетов, ни идеалов. “Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… - размышляет Павел Петрович. - Да ведь надобно же и строить”. “Сперва нужно место расчистить” - резонно объясняет уверенный Базаров.
Однако противоречие между ним и старшим поколением является не единственным конфликтом романа.

После встречи с Одинцовой, в Евгении назревает внутренний разлад, который он не сразу постигает. Дело в том, что молодой человек, отвергающий чувства, эмоции и привязанность, сам начал испытывать всепоглощающее ощущение любви к понравившейся ему женщине. “Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…” - почти со злостью говорит он богатой помещице. Базаров, ни разу до этого не испытывающий настоящего чувства, ожесточен не только сам на себя, но и на свою избранницу. Это она заставляет его верить в любовь! Это из-за нее он трепещет в ожидании ответа!

Чувство Евгения осталось неразделенным. Понимая это, он уезжает от любимой женщины и вскоре умирает из-за своей неосторожности.
Смерть молодой человек принимает стойко, сообразно своим принципам и убеждениям. Как врач, он осознает, что скоро начнется кризис и что он может впасть в беспамятство. Мысль о несчастных родителях тревожит его. Он старается ободрить отца мыслями о религии и философии, которым старик очень предан. Перед смертью Базарову удается еще раз увидеть свою любимую женщину.

Я двояко отношусь к теории всеобщего отрицания, которой придерживается главный герой. С одной стороны, нигилизм говорит о смелости и прогрессивности, но с другой… Я считаю, что невозможно отрицать то, что заложено в людей с рождения - стремление к любви, восхищение прекрасным, устремление к идеалу.

Евгений Базаров - нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров

вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять - он прогулок без цели терпеть не мог,- а собирать травы". Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. "Только своим трудом нужно добиваться цели",-считает Базаров. Он говорит, что знающий человек – это личность. В Марьино и поместье родителей своих этот нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от "новых" людей.

Базаров- это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: "Сначала нужно место расчистить...". Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.

Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их- проявление противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть правде в глаза даже перед своей смертью.

Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела, и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви.

Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и

взглядами. Убедившись, что она не способна пройти все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя.

И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою "слабость", как он называл любовь.

Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман "Отцы и дети", который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том,

что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром, доказывает "торжество демократизма со старым, обреченным ни гибель миром, доказывает "торжество демократизма над аристократией". "Новый" человек - это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в длинном "балахоне с кистями", с "обнаженными красными руками", не знающими перчаток и привыкшими к труду.

Кто же он?

Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:

Природа-храм, не только мастерская,

Где не учли такого пустяка,

Что можно, все тычинки различая,

Не полюбить ни одного цветка.

Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,

Когда мы все с природою на "ты".

Ведь вы тогда - вам стоит лишь вглядеться -

Поймете вдруг, о чем поют цветы.

Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов.

Д.И. Писарев

Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.

И.С. Тургенев

Едва выйдя в свет, роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" вызвал настоящий шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы же восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", даже назвал Базарова "асмодеем нашего времени". Все эти факты говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену аристократии.

Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и задал, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов. Героем того времени являлся разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков главный герой романа "Отцы и дети" - Евгений Базаров.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести. Но дело в том, что Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Базаров стал выразителем идей революционной демократии, противопоставленных в романе либеральному дворянству. Его образ занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с чуждым ему дворянством. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с двойственностью Аркадия, с его мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

В Марьине, родовом поместье Кирсановых, Базаров - гость, разительно отличающийся от хозяев-помещиков. Даже со своим товарищем Аркадием он расходится в главном - в представлениях о жизни, хотя Аркадий - единственный сторонник Базарова в споре с отцами. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретает свое мнение и перестает повторять слепо за Базаровым нигилистические суждения и мнения. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно даже по его "красной обнаженной руке". Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова - труд и движение.

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учителя". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная душа, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут ему подойти. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

В столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Ключевыми местами в композиции романа являются сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед кем, а подчиняющаяся лишь суду мысли. Типичен для тогдашней молодежи и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (кстати, это типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Базаров называл любовь "белибердой", презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьми ее!". Однако сам, влюбившись, вдруг почувствовал себя романтиком, мучимым эмоциями.

В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца.

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.

Написанный в переломный момент исторического развития России роман “Отцы и дети” показал острые проблемы современности, которые еще долго после появления этого произведения волновали российское общество. Этот роман И. С. Тургенева - отражение общественного конфликта 60-х годов XIX века, глубина которого показана на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе мы видим типичного представителя разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах, был характерным глубокий демократизм. Основной конфликт романа держится на противопоставлении и столкновении демократизма и аристократизма и состоит в проблеме отцов и детей.

Базаров - демократ-разночинец. Эти люди, чаще недворянского происхождения, трудом пробивали себе дорогу в жизнь и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по знатности и богатству, а по его делам, пользе для окружающих людей. “Мой дед землю пахал”, - говорит Базаров о своем происхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны матери, показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину.

Демократизм свойствен не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в “балахоне” уже само по себе - вызов условностям, умышленное пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на “обнаженную красную руку” Базарова - это рука человека, не чуждого физическому труду. Она слишком отличается от холеной руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.

Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный труд является содержанием его жизни. Тургенев раскрывает характер его работы: “Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”, он проводит “физические и химические опыты”, то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Каково же отношение к Базарову основных героев романа? Николай Петрович - добрый и мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием и даже боязнью: “Николай Петрович побаивался молодого “нигилиста” и сомневался в пользе его влияния на Аркадия”. Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее: “...Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем”. Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и “по-своему... аристократ не хуже Павла Петровича” старик Прокофьич. Он называл его живодером и прощелыгой и уверял, что он “с своими бакенбардами - настоящая свинья в кусте”.

Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застенчивая и робкая Фенечка “до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его”, когда заболел ее сын. А “дворовые мальчишки бегали за “дохтуром”, как собачонки”. Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр, они чувствовали, что он “все-таки свой брат, не барин”.

Столкновение Базарова и Павла Петровича как представителей не только разных поколений, но и людей разных убеждений, было неизбежным. Павел Петрович “ждал только предлога, чтобы накинуться на врага”. Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с “невыразимым спокойствием”. Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа (“чувствительно вам обязан”, “честь имею кланяться”...). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума - трезвый, здравый и ясный.

В частых спорах “господина нигилиста” Базарова и “феодала” Кирсанова затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова - к обличению этого порядка.

Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ “свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры”. Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.

Порой позиция Базарова, “который ко всему относится с критической точки зрения”, отличается крайностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней - огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека (“природа - не храм, а мастерская”).

Когда пишешь о Евгении Базарове, нельзя не сказать главного - того, что этот человек крайне одинок. В Марьине Базаров - гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. И для слуг, и для хозяев там он свой. В деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных - барин. На деле он далек и от помещиков, и от простых людей. Он одинок.

Он одинок еще и потому, что в романе мы не видим ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Это прежде всего “маленький либеральный барин” Аркадий. Однако его увлечение Базаровым - не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его “последователи” изображены сатирически. Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой “моде”. Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая сильная натура.

Сам Тургенев признавал, что этот герой “все-таки стоит еще в преддверии будущего”. Автор “Отцов и детей” признается: “Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обреченная на погибель”. Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой образ. И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою “Отцов и детей”: “...у Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”.

Русские писатели

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Поделиться: