Эллины. Иудеи и эллины. Ч.2

А вот в этом плане Восток – это просто другая модель, другая модель жизни, другая модель поведения, и неизвестно, что лучше. Ведь даже современная европейская цивилизация не такая уж старая, она не такая уж древняя. А вот, например, китайская цивилизация насчитывает четыре тысячи лет непрерывного развития — непрерывного, без потрясений, без изменений этнического состава. И здесь Европа, которая по сути дела начнёт свою историю, этническую историю, с эпохи переселения народов, выглядит не такой уж и древней. Не говоря об американцах, у которых всей этой истории 200 лет, поскольку они не стали считать частью своей истории историю того народа, которого истребили – историю индейцев.

Не надо забывать, что помимо Европы есть огромный окружающий мир, который так же интересен и своеобразен. И если он непонятен, это не значит, что он хуже. Вот в этом плане опять-таки нужно себе представлять, каково было отношение греков (первые лекции будут по Греции, поэтому будем говорить о греках) к окружающему миру. Вот интересно, считали они себя европейцами и думали ли они, что будут считаться базисом, на котором возникнет европейская цивилизация? Так вот, для греков, а позднее для римлян (ну с определённой модификацией), будет очень чёткое представление деления на “своих” и “чужих”: эллины и варвары.

Кто такие эллины?

Эллины – это те, которые относятся к кругу греческой культуры. Это не эллины по происхождению. Неважно, кто ты по происхождению. Эллин — это человек, который говорит на греческом языке, который поклоняется греческим богам, который ведёт греческий образ жизни. И в этом плане опять-таки было показательно, что у греков не было понятия национальности. Потом будем говорить, что у них впервые вырабатывается понятие гражданин, понятие гражданский статус, но опять-таки не понятие национальности.

В этом отношении греки были народом очень восприимчивым. Именно поэтому можно объяснить столь быстрое и динамичное развитие их культуры. Многие из так называемых греков в этническом плане не греческого происхождения. Фалес по традиции – финикиец, то есть на четверть, по край мере, представитель малоазиатского карийского народа, Фукидид по матери фракиец. И много других замечательнейших представителей греческой культуры не были греками по происхождению. Или вот один из семи мудрецов (семь мудрецов, отбор был жёсткий), сугубый скиф, Анахарсис, а считается, что он относится к кругу греческой культуры. И, кстати говоря, именно ему принадлежит одна поговорка, которая столь актуальна, скажем, в нашей стране, в нашем мире. Именно он сказал, что закон подобен паутине: слабый и бедный застрянет, а сильный и богатый прорвётся. Ну, чем это не эллинская мудрость, эллинская, а он скиф.

Так что для греков (а они потом расселятся по всему Средиземноморью и Причёрноморью) греком эллином считался человек их культуры и всё, вне зависимости от национальности. А все, которые не относятся к культуре, не говорят на греческом языке, они все варвары. Причём в тот момент слово “барбарус” (это сугубо греческое слово) не носило негативного характера, это просто человек иной культуры. И всё. Причем опять-таки любой варвар может стать представителем эллинской культуры, может стать эллином. В этом ничего непреходящего нет

Поэтому-то у них в мире и не было таких проблем, как, например, религиозные распри или распри на национальном характере, хотя греки всё время воевали, они очень неспокойный был народ. Они воевали совершенно по другим причинам.

Есть и эллины, и иудеи

Сегодня принято объяснять православным, ссылаясь на св. апостола Павла, что христианство уничтожает национальные различия, что, дескать, во Христе нет ни эллина, ни иудея. Но вот как звучат эти слова у самого святого апостола Павла: «Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей, ни эллинъ, несть рабъ, ни свободь, несть мужеский пол, ни женский, вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 27).

Как видите, напрасно нас убеждают, что эти слова апостола о том, что Господь Иисус Христос отменил понятие о народах. Тогда он отменил социальные различия – «несть ни раб, ни свободь», тогда надо говорить и об отмене различий между мужчинами и женщинами – «несть мужеский пол, ни женский». Апостол же Павел говорит только о том, что через Христа могут быть спасены все народы, независимо от того, пребывали ли они в иудействе или в язычестве (именно язычники именовались эллинами ), что Христом спасутся люди всякого социального положения, как мужчины, так и женщины.

Наш же инстинкт национального самосохранения через усиленную пропаганду извращенного понимания апостольских слов сегодня крепко связан, просто скован так называемым христианским интернационализмом. Напрочь отбито у русских людей исконное чутье к своим врагам, природный инстинкт, который не чужд даже овце и заставляет ее держаться своего родного стада и слушаться вожака, чтобы не попасть волку в зубы. Призывы к восстановлению русского национального самосознания, русского православного воинского духа часто пресекаются категоричным возражением хитроумных богословов, что-де апостол Павел утверждал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея.

Но, повторим, святой апостол говорил, что для язычника-эллина и еврея-иудея, для них открыт путь ко Христу. Православное же христианство всегда мыслило именно этническими категориями. Оно никогда не было тиглем, переплавлявшим народы в единую безнациональную массу, напротив, оно противилось этому, предвидя, что безнациональные человеческие массы легко покорятся царству Антихриста. Загляните в Священное Писание. Псалтырь глаголет: «Воцарися Бог над языки» (Пс. 46, 9) . Евангелие гласит: «И на имя Его языцы уповати имут» (Мф. 12, 21). К народам обращены в истории и Божий гнев, и Божия любовь, и Божие попеченье. Народ – это Божье стадо, одухотворенное Верой, соединенное наследственностью, наделенное языком. Но все социальные теории, когда-либо проникавшие в Россию, нацеливались на одно – на разрушение русского национального единения. Интернационализм коммунистический сражается за классовые ценности, терзая нацию в клочки воюющих классов. Интернационализм демократический ратует за общечеловеческие ценности, растворяя нацию в кипящем вареве общечеловеков. И вот теперь, когда очевиден губительный смысл этих теорий, нас пытаются приручить мнимым христианским интернационализмом, который внушает русским уничижение перед другими народами. При этом намеренно забывают, что Спаситель учил различать народы враждебные и дружественные Ему: «И соберутся пред Ним вси языци, и разлучит их друг от друга, яко же пастырь разлучает овцы от козлищ» (Мф. 25, 32). Все постановления Церкви шли в согласии со Словом Господа. По второму правилу IV Вселенского Собора христианам нельзя лечиться у евреев и принимать от них подарки. Мера благоразумно защитительная от целого народа, признанного христианами богоотверженным согласно Христовой заповеди о нем в Евангелии: «Вы отца вашего дьявола есте, и похоти отца вашего хощете творити» (Ин. 8, 44).

Русское Православие всегда различало народы враждебные и дружественные христианской Истине. Оно устами митрополита Иллариона благословляло рассеяние иудеев: «И рассеяны были иудеи, да не вкупе злое пребывает» (1051 год). Русское Православие словом Серапиона епископа Владимирского обличало монголо-татарских завоевателей: «И навел на нас Господь язык немилостив, язык лют, язык, не щадящий красоты юных, язык, не жалеющий возраста детей…» (1223 год). Русское Православие грамотами патриарха Гермогена призывало русских «дерзать на кровь», «идти на литовских людей» (1610 год), оно словом святого праведного Иоанна Кронштадтского предупреждало: «Помните, не будет самодержавия – не будет России, заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас» (1908 год).

Но почему теперь мы не слышим от наших святителей подобных слов, даже тогда, когда смертность в России достигла уровня смертности страны, ведущей боевые действия, и виновники этой гибели чубайсы и абрамовичи – несть им числа – люди не русские, у них у всех отчетливо иудейское лицо.

Нам затыкают рты тем, что, дескать, нет для православных ни эллина, ни иудея. И вот уже митрополит Кирилл на Всемирном Русском соборе озвучивает убийственную сегодня для русских идею, цитирую: «В глубине наш русский народ никогда не разделял нетерпимость к другим народам. Наш русский народ был готов подобно Христу проявлять свое истощение (кенесис) ради других народов». Знаете, что такое истощение ? Это опустошение, когда оболочка вроде бы есть, есть имя русские , есть какие-то люди, еще не чурающиеся этого имени, а силы в них нет, нет жизни, нет будущего. Добровольное истощение – страшный приговор! Да еще утверждаемый иерархом Церкви от священного имени Господа. Это означает, что мы должны считать нормальным, когда на наших глазах чужеземцы выкачивают кровь из наших родителей, из наших детей, а мы должны молчать, полагая свое молчание христианским долгом проявлять свое истощение перед другими народами. Воистину опасен тот пастух, который волку друг. О ком же пекутся такие пастыри – о сытости волков или о целости стада?

Православное учение обязывает русского человека стоять именно «за други своя», за православных братьев до смерти. Во все века русской истории христианин-воин исповедовал принцип «Смерть в бою – дело Божье» . И если задуматься, каков должен быть русский человек – носитель православного воинского духа, то вот перед нами череда исторических примеров и образцов для подражания. Святой благоверный князь Александр Невский, названный в народе Солнцем Земли Русской и изображаемый на иконах с мечом, святой благоверный князь Дмитрий Донской, другой наш святой меченосец Феодор Ушаков, морской адмирал, заповедовавший «Врагов не считать надо, их надо уничтожать» . Святой-великомученик Николай Второй, Царь великой воли и мужества, вопреки утверждению иудеев, вовсе не исповедовавший терпения и смирения перед врагами Отечества. Что в них, помимо безупречной нравственности и высокой религиозности, удостоено почитания народного? Твердая воля и готовность дать отпор всем врагам Православия и русского народа, в котором единственно и сохранялась нерушимо Православная Вера.

Вдумайтесь в смысл русского христианского национализма: защищать русскую нацию от погибели значит прежде всего защищать Православие, только среди русских бытующее еще неповрежденным . Сойдет русский народ с исторической сцены, и не станет живительной среды для Православного христианства. Потому святых воителей Земли Русской и отличала всегда любовь к искренним своим, людям кровно одного корня, вскормленным из одного духовного источника.

Приходится признать, что прежним русским героям было несравненно легче, чем нынешним, ведь Русская Православная Церковь благословляла их на меч за други своя. Ныне же нас призывают к истощению , то есть к национальному самоубийству. Истощение русского народа – это истощение Православия. Не станет русских на земле – не станет в мире последнего оплота Православия. Вот в чем религиозный мистический смысл спасения русской нации от окончательного ее истребления иноверцами и инородцами.

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

Книга II ПЕРСЫ И ЭЛЛИНЫ «Львиная могила».Некрополь хеттского

Из книги История Рима. Том 1 автора Моммзен Теодор

ГЛАВА X ЭЛЛИНЫ В ИТАЛИИ. МОРСКОЕ МОГУЩЕСТВО ЭТРУСКОВ И КАРФАГЕНЯН. История древних народов освещается дневным светом не сразу; в ней, как и повсюду, рассвет начинается с востока. В то время как италийский полуостров еще был погружен в глубокие сумерки, на берегах

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ЭЛЛИНЫ И «ВАРВАРЫ» В середине VII в. до н. э. устанавливались тесные контакты скифов не только с народами Востока, но и с греками. В Причерноморье возникают эллинские колонии. Почти все они основывались выходцами из малоазиатского Милета. Не исключено, что контакты были

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Фантастическая сила Самсона (то есть Земщины) – врага филистимлян (то есть опричников) Тогда понятно постоянное подчеркивание Библией невероятной мощи Самсона. Если бы речь шла о конкретном человеке, то приписываемые ему подвиги выглядели бы по меньшей мере

Из книги Чудо света на Руси под Казанью автора Носовский Глеб Владимирович

3. Древне-сирийский (то есть русский), он же - дамасский (то есть московский) булат По-видимому, металлурги и оружейники Руси-Орды обнаружили, что добавки метеоритного железа (из обломков метеорита, упавшего около Ярославля) значительно улучшают качество стали. В

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги История Франции и Европы автора Эрве Густав

Глава V Греки или эллины Демосфен произносит речь на народном собрании в АфинахГреция или Эллада. - Элладу, которую римляне называли Грецией, составляет гористый полуостров, находящийся в восточной части Средиземного моря; гористые острова, окружающие его со всех

Из книги Ирод Великий. Двуликий правитель Иудеи автора Грант Майкл

Глава 12 МАРК АГРИППА И ИУДЕИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИУДЕИ А теперь царство Ирода, расширение которого стоило ему стольких трудов, готовилось к визиту имперской особы. С визитом ожидали Марка Агриппу; с ним Ирод уже встречался на Востоке семь лет тому назад; и в тот раз, если не

автора Ивик Олег

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

5. «Древне»-сирийский (то есть русский), он же – дамасский (то есть московский) Булат Наша мысль следующая. По-видимому, металлурги и оружейники Руси-Орды обнаружили, что добавки метеоритного железа (из обломков метеорита, упавшего около Ярославля) значительно улучшают

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Фантастическая сила Самсона, то есть земщины, - врага филистимлян, то есть опричников Тогда становится понятным постоянное подчеркивание Библией невероятной мощи Самсона. Если бы речь шла о каком-то конкретном человеке, то приписываемые ему подвиги выглядели бы по

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 57. О том, как эллины, отвергнув идолов, обратились к богопознию Таким образом, все прежние суеверные люди, увидев собственными очами обличение своего заблуждения и на самом деле узрев пустоту бывших повсюду храмов и идолов, либо обращались к спасительному учению,

Из книги Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины) автора Вихнович Всеволод Львович

Глава 3. ЭЛЛИНЫ, ЕВРЕИ, ИУДЕЯ (III в. до н.э. - начало I в. до н.э.) Иудея под властью Птолемеев. Иерусалимский Храм. Эллинизация иудеев Александрии и перевод Священного писания на греческий язык. Карьера семейства Тобии при дворе Птолемеев. Переход Иудеи под власть Селевкидов.

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Фантастическая сила Самсона, то есть земщины, - врага филистимлян, то есть опричников Тогда становится понятным постоянное подчеркивание Библией невероятной мощи Самсона. Если бы речь шла о каком-то конкретном человеке, то приписываемые ему Библией подвиги

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

I. Иберы, Этруски, Фракийцы, Иллирийцы, Финно-Угорские племена, Эллины Коренным населением Западной Европы, сохранившимся до сих пор, являются баски, – народ, живущий на севере Испании, около границы с Францией, в районе города Бильбао. Численность около миллиона. Баски –

"Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости"
επειδη και ιουδαιοι σημειον αιτουσιν και ελληνες σοφιαν ζητουσιν

εἶδος, εἴδω - внешний вид, наружная красота, видимое, воображаемое, ощущаемое, стремиться быть похожим, притворяться и т.д.

ἦδος, ἥδω, ἥδομαι, ἔδω, - удовольствие, наслаждение, веселиться, чревоугодничать, пожирать, потреблять, расточать, терзать (зубами плоть?)

ἕδος - седалище, селиться, бездействие (сидеть на жопе ровно?), статуя, изображение (идол?)

ἶδος - перен. сильная жара, зной (буйный темперамент?)

ἄδος или ἅδος, εος τό пресыщение, усталость (как тот падишах в мультике кричал сыпящемуся на него золоту "довольно! хватит!")

Короче, картина ясная: иудеи - ленивые потребители, превозносящие материальное, которое можно пощупать и использовать готовеньким, не особо задумывающиеся о духовном, ибо даже духовную пищу им надо пожевать и в рот положить, молятся на блестящие идолы, и шаг извилиной в сторону - расстрел всего мозга.

Иисуса они потребовали распять только потому, что проповеди о духовном не пощупаешь, а на чудеса должна быть представлена инструкция.

Теперь эллины.

Не буду переписывать из словарей кучу однокоренных - сами проверьте. (Я и для иудеев выписала однокоренные только потому, что уж очень неожиданные характеристики вылезают для самого приближенного и любимого Богом народа. Сразу вспомнилось сказанное нашими учителями: "Из всех учеников обычно запоминаются только самые отъявленные...)

Все они в итоге сводятся к одной характеристике: стремящиеся к знаниям, действиям на основе знаний, и к равновесию-гармонии.
Страна их называлась Эллада, и слово ЛАД тут не случайно.
В общем, благородные львы: следят за миром в своём прайде, но если что...
Кстати, эллинов считали язычниками (со всеми их многочисленными мифами, богами и героями).
Остальную разницу этих народов (по версии Библии) увидите позже.

Приступим к сравнению глаголов.
Здесь ничего нового, просто подчеркну различия: иудеи требуют-вымаливают У КОГО-ТО, а эллины - ищут-исследуют САМИ.

А теперь посмотрим, что именно просят и ищут.

σῆμα - знак, сигнал, памятник (идол), знак зодиака.
Т.е. им требуется конкретное указание - куда идти и что делать, сами они не в силах раскинуть мозгами. Причем это указание должно быть пошагово истолковано без всяких двусмысленностей, а то будет взрыв мозга и многовековые споры всем иудейским сообществом (вспомните подробные списки что, как, где и когда надо есть, пить и вообще жить - для любого здравомыслящего человека смех да и только!)

Ну а по ассоциации - жрущим нужны готовые семена! Манна с небес и прямо в рот, да чтоб "горшочек" варил без конца...

А что же ищут эллины?

σοφιαν ζητουσιν

Первое слово, конечно, имеет значение мудрости-знаний. Но в купе со вторым правильнее использовать другой перевод.

"Житейская мудрость" - это личный опыт! И опыт сородичей и предков, разумеется.

Т.е. эллины-язычники не почитывают философские книжки, сидя на софе, открыв рот для инструкций и манны небесной. А являются практиками, прислушивающимися к таким же опробованным веками традициям предков. Все знания они приобретают в ДЕЙСТВИИ - пусть ошибаясь иногда, но не ожидая чужих указаний, как им жить. У них свои законы, написанные самой жизнью в соответствии с законами природы.
Более того. Посмотрите в паре по созвучию слова σημειον и ζητουσιν.
Семена-рассеивать, жить-пожинать.
Опять противоположности - растрачивать и собирать урожай.
Вспоминается "время разбрасывать камни, и время их собирать".

(Уж поверьте человеку, "съевшему" не один древний стих на разных языках - такие переклички слов и словосочетаний не выдуманы и не случайны. Наоборот, они - вся соль и мёд древних стихов! Чего вообще не замечают АБСОЛЮТНО ВСЕ переводчики со всех и на все языки...)

Теперь заметна разница упомянутых народов?
И перекличка противоположностей пар слов в стихе?

Но и это ещё не всё.

Следующий стих звучит в переводе так:
"а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие".

Вот вам соблазн - σκανδαλον, а вот безумие - μωριαν.

Кого выделяет Бог?

Подумайте сами (учитывая точный перевод и параллели-парадоксы).
А я закончу готовым переводом последнего стиха этой главы:

"чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом."
ινα καθως γεγραπται ο καυχωμενος εν κυριω καυχασθω

Куратор-опекун-учитель.

Хвали за свои достижения своего куратора...

Уф, изложила навеянное и слава Богу!

(в русском переводе) - в оригинале: . Это слово после завоеваний Александра Македонского и покорения греческому влиянию и культуре земель от Египта до Индии, стало для евреев нарицательным и обозначало всех язычников. Греческий язык распространился широко и в самой Палестине, особенно после перевода в 3 в. до РХ книг Ветхого Завета на греческий, поэтому слово несло еще и смысл, соответствующий современному значению (ср. Рим 1.14 ). Характерно, что все имена первых диаконов (Деян 6.5 ) - греческие. (См. Греция)

Это слово в других словарях

ГРЕЦИЯ, ГРЕКИ (ЕЛЛИНЫ) -

Римская провинция, юг Македонии

А. Служение Павла в Греции

1. Грецияназывалась также Ахайя: Деян 18:12,27; Рим 15:26; 1Кор 16:15

2. Служениев Афинах

Павел проповедовал там Иудеям и Грекам: Деян 17:16,17

Жертвенник неведомому Богу был там: Деян 17:22,23

Проповедь Павла в ареопаге: Деян 17:22-31

3. Служениев Коринфе,: Деян 18:1-11

См. КОРИНФ

Б. Греки (Еллины)

Хотели говорить с Иисусом: Ин 12:20,21

Богобоязненные греки присоединились к Иудеям: Деян 17:4,17

Еллинские Иудеи в ранней церкви: Деян 6:1; Деян 9:29

Павел проповедовал Иудеям и Еллинам: Деян 18:4; Деян 20:21

-"Еллин" иногда значило любой не-Иудей: 1Кор 1:22-24; Гал 2:3; Кол3:11

В церкви нет ни Еллина, ни Иудея: Гал 3:28; Кол 3:11

Еллин - (в русском переводе) - в оригинале: «грек». Это слово после завоеваний Александра Македонского и покорения греческому влиянию и культуре земель от Египта до Индии, стало для евреев нарицательным и обозначало всех язычников. Греческий язык распространился широко и в самой Палестине, поэтому слово «грек» несло ещё и смысл, соответствующий современному значению «цивилизованный, западный человек» (ср. Рим 1.14). Характерно, что все имена первых диаконов (Деян 6.5) - греческие. (См. Греция). Еллинисты - (Деян 6.1 ; Деян 9.29 ) - евреи из языческих стран, говорящие по-гречески, а не по-арамейски, то есть ассимилировавшиеся в греческих колониях евреи. Еллинисты - (Деян 6.1; 9.29) - евреи из языческих стран, говорящие по-гречески, а не по-арамейски, то есть ассимилировавшиеся в греческих колониях евреи. Еллинисты - См. "Еллины". Еллинисты (эллинисты), - люди, воспринявшие греч. язык и культуру. Е. в НЗ названы евреи, жившие или продолжавшие жить в рассеянии и поэтому говорившие на греч. языке как на родном (Деян 6.1 ; Деян 9.29 ). Под эллинизмом в наше время понимают историч. эпоху, к-рая, начавшись с воцарения Александра Македонского, ознаменовалась распространением греч. языка и культуры среди негреч. народов. Еллинское рассеяние - (Ин 7.35 ) - места рассеяния иудеев по различным частям Римской империи. (См. еврей, рассеяние) Еллинское рассеяние - (Ин 7.35) - места рассеяния иудеев по различным частям Римской империи. (См. еврей, рассеяние). ЕЛЛИНЫ -

ЕЛЛИНЫ - слово, встречаемое только однажды в В.З. именно у Иол 3:6, а в Новом Завете в Деян 11:20, в послании к Колос 3:11 и других. Под сим именем в Свящ. Писании разумеются: 1) собственно Греки, называемые так в отличие от других народов, именуемых ими варварами, 2) язычники вообще, как Греки, так и другие народы, потому что многие из них говорили тогда на Греческом языке, 3) те из Иудеев, которые жили между язычниками (Еллинисты), 4) те из язычников, которые перешли в Иудейскую веру и наконец 5) Христиане из язычников, уверовавших во Христа.

Еллины - Еллины (эллины): - 1) -> Греция;
2) Е. в НЗ (прежде всего в посланиях ап. Павла) названы не только греки, но и вообще все язычники, к к-рым нередко обращено слово Евангелия (Рим 1.16 ; Рим 10.12 ; Гал 3.28 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). -> Септуагинта -> Библия (I,5,б), (II,2) и цвет. вклейки 9; 65. ЗЕЛЛИН - (Sellin) Эрнст (1867-1946), нем. протестантский исследователь ВЗ и археолог. Состоял проф. Свящ. Писания в ун-тах Вены, Ростока, Киля и Берлина. З. проводил раскопки в Сихеме, Таанахе и Иерихоне, пролившие свет на раннюю библ. историю. Хотя З. и принимал нек-рые выводы школы *Велльхаузена, он не соглашался с *гиперкритицизмом и эволюционизмом этой школы. "Мысль о возможности прямого развития ветхозаветной религии по восходящей линии, - писал З., - опровергается реальной жизнью и историей еврейского народа, ибо она протекала фактически не так прямолинейно и по заданному образцу. В действительности в ней обозначается явная постепенность от низа вверх, но в общих чертах и не механически, а свободно и с зигзагами, со взлетами и падениями, что честно отображено в Библии". В своем введении к ВЗ и курсу библ. истории З. делал акцент на религиозной, духовной стороне предмета. Как богослов З. стоял на консервативно-протестантской т. зр. и проводил ее в "Комментарии на Ветхий Завет" ("Kommentar zum Alten Testament", Lpz., 1922), редактором к-рого он был.

Zur Einleitung in das Alte Testament, Lpz., 1912; Geschichte des Israelitisch-Judischen Volkes, Th.1-2, Lpz., 1924-32.

B a r d t k e H., Bibel. Spaten und Geschichte, Lpz., 1967; RGG, Bd.5, S. 1688; NCE, v.13, p.65. ШЕЛЛИНГ - (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854), нем. мыслитель, классик идеалистич. философии. Род. близ Штутгарта в семье лютеранского диакона, знатока Библии и древних языков (впоследствии ставшего пастором). Идя по стопам отца, будущий философ поступил в 1790 в Богословский ин-т при Тюбингенском ун-те, где особенно тщательно изучал Писание и *языки библейские. Его взгляды, сыгравшие значит. роль в богосл. толковании Библии, неоднократно менялись на протяжении жизни, пройдя путь от натурфилософии до "философии Откровения". В его творчестве выделяют три гл. периода.

B ранний период (до 1801) в воззрениях Ш. преобладает рационалистич. элемент. Уже в студенч. годы он написал две работы, предвосхищавшие тематику его поздних исследований: "Опыт критического и философского истолкования древнейшей философемы о происхождении человеческого зла по третьей главе Книги Бытия" (на лат.яз.) и "О мифах, исторических сказаниях и философемаx древности" (изд. в 1793). B них Ш. отказывается от "просветительского" отношения к *мифу как к басне, а стремится открыть в нем глубокое смысловое содержание. Начав работу по историко-критич. исследованию Библии, Ш. прервал ее, поскольку под влиянием Фихте и *Спинозы в нем возобладали философ. интересы. Однако диссертация, написанная им в год окончания ун-та (1795), относится еще к сфере библеистики ("Об исправлении посланий Павла Маркионом"). В ней Ш. пытался доказать, что *Маркион не сам сократил текст НЗ, а пользовался рукописью, сокращенной до него. При содействии Гете и *Паулюса Ш. в 23 года стал проф. Йенского ун-та, где его лекции привлекли массы слушателей. В этот период он был одушевлен идеями "натурфилософии" и пантеизма. Он стремился построить цельную систему, к-рая объясняла бы все основные законы природы. Природу он мыслил как живое органическое целое, сотканное из противоположных начал. Религ. взгляды Ш. тех лет приближались к радикальному свободомыслию. Однако вскоре в них наметился поворот к иным принципам. Ш. сблизился с кружком романтиков братья(Шлегели, Тик, Новалис, Гельдерлин). Не без влияния романтиков он пришел к мысли о синтезирующей роли искусства, к-рое способно охватить действительность в ее целокупном единстве.

Средний период (до 1832) отмечен наибольшими успехами в карьере Ш. Он - популярный университетский проф. (в Вюрцбюрге, Мюнхене, Штутгарте, Эрлангене), чл. Баварской АН, генеральный секретарь Академии художеств. В то же время личное горе (смерть жены) ускоряет его отход от скептицизма. Ш. вновь возвращается к тайне зла и *теодицее, постепенно преодолевая свой пантеизм. В работе "Философские исследования о сущности человеческой свободы" ("Philosophische Untersuchungen uber das Wesen der menschichen Freiheit", 1809; рус. пер.: СПб., 1908) Ш. следует по пути, намеченному *Беме. Он рассматривает *Грехопадение не в антропологич. и даже не в космич. плане, а ищет истоки того, что обнаруживает себя в мире как зло, в бессознательном "темном" иррациональном начале, из к-рого рождается Сам Бог. "Это, - по выражению Ш., - непостижимая основа реальности вещей, неразложимый и, несмотря ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся в основе вещей". Именно он позволяет твари удаляться от Бога, что составляет самую суть Грехопадения.

Поздний период (после 1832) характерен работой Ш. над проблемами мифа и *Откровения. Философ за это время не напечатал ни одной крупной работы, поскольку постоянно стремился к усовершенствованию своей системы (все труды этого периода изданы посмертно). В лекциях по философии мифологии и философии Откровения Ш. пытался показать историю мира и человечества как непрерывный процесс, в к-ром через дух и материю открываются вечные замыслы Творца. Тем самым Ш. хотел преодолеть антагонизм между двумя крайностями: спиритуализмом и механицизмом (Ш. называл это "философией тождества" или "всеединства"). По словам прот.*Булгакова, "Шeллинг на философском языке своего времени выразил одну из самых основных истин христианства... ибо оно снимает противоположность плоти и духа в своем учении о человеке, как воплощенном духе: живом единстве обоих". Поздний Ш. окончательно реабилитирует мифологию, видя в ней особую форму восприятия истины. Если в Библии и содержатся элементы мифа, это не значит, что в ней есть ложные представления. "Все дело, - пишет философ, - в смысле, значении, содержании того или иного места в Библии. Вопрос об авторстве занимает при этом вполне второстепенное место". Мироздание и история проходят, согласно Ш., через ряд последоват. эпох Откровения. Первичная интуиция Бога (*прамонотеизм) ослабевает в процессе становления *политеизма. Но и в политеизме есть искры истины. "Вершиной и концом мира богов" является Христос. В отличие от мифологич. образов древности, Он не "идея", как утверждал *Штраус, а реальное историч. Лицо, в К-ром Бог явил Себя миру. Исторически христианство коренится в *монотеизме и поэтому в какой-то форме существовало до Христа. Но и Сам Христос как Божественный Логос извечно существовал в Боге. Он есть "историческая Личность, биография К-рой была написана yжe до рождения Ее". Тринитарная тайна определяет тройственный характер истории и в частн. истории Церкви. Три церковно-историч. фазы олицетворены тремя *Апостолами.

"Петр есть главным образом Апостол Бога Отца, его взор глубже всего направлен в прошлое. Павел есть главным образом Апостол Сына, Иоанн - Апостол Духа; он один находит в своем Евангелии слова, неизвестные еще ни Евангелию Марка, написанному в духе Петра, ни Евангелию Луки, написанному в духе Павла: именно превосходные слова о Духе, К-рого Сын пошлет от Отца, о Духе истины, К-рый от Отца исходит, и впервые наставит на всякую, т.е. на полную и совершенную истину".

Согласно Ш., Церковь ап. Петра - это Римская Церковь, Церковь ап. Павла - протестантизм, Церковь ап. Иоанна - единая Церковь будущего. Богосл. идеи позднего Ш., будучи итогом его мысли, существ. образом приближаются к церк. умозрению. Не удивительно поэтому, что философ оказал большое влияние на рус. религ. мысль. В той или иной мере оно отразилось в творчестве *Чаадаева и *Хомякова, Киреевского И. и Тютчева Ф.И., *Соловьева Вл. и Одоевского В., прот.Булгакова и *Бердяева. В свою очередь, и Ш. живо интересовался Россией. На склоне дней он говорил Одоевскому В.: "Не будь я так стар, я принял бы Православие".

Sammtliche Werke, Bd.1-13, Stuttg., 1856-61; Briefe und Dokumente, Bd.1-3, Bonn, 1962-75; Historisch-kritische Ausgabe, Bd.1-3, Stuttg., 1976-82; в рус. пер.: Философия искусства, М., 1966; Соч.: т.1-2, М., 1987.

Г у л ы г а А., Ш., М., 1982; Л а з а р е в В.В., Ш., М., 1976; Ф и ш е р К., Ш., его жизнь, сочинения и учение, в его кн.: История новой философии, СПб., 1905, т.7.; ФЭ, т.5; ФЭС; ЭСБЕ, т.39; иностр. библиогр. см. в указ. трудах.

Поделиться: