День святых жён-мироносиц. Жены-мироносицы. Кто они

Жены-мироносицы.… Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы ароматами и благовониями умастить Его пречистое тело. Чтобы, как думали они, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен, Кого они так любили и почитали, следуя за Ним повсюду. И вместо боли нашли у гроба своего Бога и Учителя радость, удивление и восторг. Христос воскрес! И эти женщины узнали об этом первыми. Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, можем сперва назвать Марию Магдалину, а остальных – вспомним с трудом…

Так кого же мы называем мироносицами? Воспоминания о чьем самопожертвовании, несравненной и нежной любви ко Христу подают нам пример служить Ему с такой же преданностью?

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) — Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

у Луки (23:23-55) — Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) — Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц. А теперь вспомним о каждой из них.

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТАЛЬНАЯ МИРОНОСИЦА МАРИЯ МАГДАЛИНА

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.
Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.
Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.
Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его».
Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.
Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя — все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости.
Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам…
Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.
По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.
Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи — Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.
Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины — женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.
Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.

СВЯТАЯ МИРОНОСИЦА МАРИЯ КЛЕОПОВА

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

СВЯТАЯ МИРОНОСИЦА САЛОМИЯ

Св. прав. Саломия Мироносица была сестрой Пресвятой Богородицы, супругой Зеведея и матерью апп. Иакова и Иоанна. Она вместе с прочими женщинами последовала за Господом и служила Ему и Его ученикам. Движимая материнской любовью она просила Господа о том, чтобы ее сыновья были удостоены особой чести — сели по правую и по левую руку от Христа в Его Царстве. По распятии Господа она в числе прочих жен пришла ко Гробу Господню, чтобы умастить Его тело благовониями. Гонения на Церковь Христову принесло Саломии большую скорбь — Ирод обезглавил ее старшего сына Иакова. С надеждой на жизнь вечную Саломия мирно скончалась.

СВЯТАЯ ИОАННА МИРОНОСИЦА

СВЯТЫЕ МАРФА И МАРИЯ

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, наступили явные гонения на Церковь Христову в Иерусалиме. Праведный Лазарь был изгнан из Святой Земли. Марфа и Мария помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни - несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.Неделя (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Напомним, что советская власть подменила этот праздник на светский 8 марта. Исторически это был день почтения женщины революционерки, борющиеся за свою власть и права, наряду с мужчинами. В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчины. Так было определено Создателем. Все, что начало происходить около 100 лет назад – подмена и попытка отменить Божественное предназначение. Но все возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, если она не стала женой и матерью – это все равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении – невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает ее душе мир, спокойствие, гармонию.

По материалам pravoslavie.ru

«Христос Воскресе!» 40 дней после Пасхи православные христиане приветствуют друг друга этими радостными словами. 40 дней звучат они под сводами храмов, в домах, мы поем ликующие пасхальные песнопения. Каждый, кто участвует в церковной жизни, знает, что нет более радостного времени в году, чем пасхальные дни.

В третье воскресенье по Пасхе Святая Церковь традиционно прославляла тех, кто первыми передали людям радостную весть о Воскресении Христовом. Замечательно, что это были женщины. Как через праматерь Еву произошло падение человека, и смерть вошла в мир, так через женщин пришла весть об избавлении от греха и смерти. Мы празднуем в это воскресенье память святых жен-мироносиц.

Вспомним Евангельские события, чтобы глубже понять всю высоту подвига этих святых женщин. Из Евангельской истории мы знаем, что чуткие сердца женщин горячо откликнулись на проповедь Христа. Во время Его земной жизни множество женщин следовали за Ним, служили Ему своими трудами, средствами – как говорит Евангелие, «имуществом своим». Они сопровождали Христа и во время Его славных деяний, когда Он изумлял всех многими чудесами, знамениями, исцелениями. Но эти женщины проявили еще большую любовь и преданность во время величайшего унижения Христа, во время Его страданий на Кресте и даже тогда, когда Его тело лежало во Гробе.

Евангелие повествует о том, что после взятия Христа все ученики покинули Его, и только Матерь Его и святые жены следовали за Ним, когда Он, изнемогая под тяжестью Креста, шел на Голгофу. Эти женщины со слезами, не таясь, шли рядом с Божественным Страдальцем.

Сейчас наступили новые времена в духовной жизни нашей Отчизны. Многие годы лишь единицы из верующих россиян могли попасть на Святую Землю. Ныне же тысячи наших верующих соотечественников совершили паломничество в Иерусалим, побывали в местах, связанных с жизнью, страданиями и Воскресением Господа.

Те, кто были в Иерусалиме, рассказывают, что до сего дня сохранилась память о Крестном пути Господа на Голгофу.
На этом пути есть несколько остановок, где по преданию Господь падал, изнемогая под Крестом. Но есть на этом пути место, связанное с одной из тех, чью память мы сегодня совершаем. На этом пути показывают место, где во времена жизни Спасителя находился дом одной женщины, которая следовала за Ним и служила Ему среди других женщин. Имя ее – Вероника.

Церковное предание повествует: когда Господь остановился на Своем скорбном пути, Вероника подала Ему плат, чтобы Он смог отереть Свой окровавленный Лик. Христос приложил этот плат к лицу, и на плате осталось Его изображение. В западной христианской традиции существует множество изображений страдающего Лика Христа, отпечатавшегося на плате Вероники.

Когда Христа распинали на Кресте, рядом стояла Его Матерь Пресвятая Богородица, апостол любви – Иоанн Богослов – и вместе с ними стояли святые жены. Их не испугали угрозы отлучения от церкви, угрозы смерти, их не испугали беснующиеся толпы. Любовь ко Господу помогла им победить страх. Тем временем на Голгофе совершились страшные и непонятные события: внезапная тьма, землетрясение. Постепенно разошлась толпа после совершенного злодеяния, и у креста с Распятым Господом остались до конца стоять римские воины, которые по долгу службы должны были стеречь тела распятых, осталась Божия Матерь с апостолом Иоанном и святые жены.

В православных иконах есть прекрасные изображения, показывающие это стояние у Креста. В каждом православном храме обязательно присутствует Распятие с изображенными рядом с ним Божией Матерью, апостолом Иоанном или одной из святых жен – Марией Магдалиной.

После смерти Спасителя на Кресте тайные ученики Христа – Иосиф и Никодим – пришли к Пилату просить тело Иисуса. Когда Христос открыто проповедовал, они ходили к Нему ночью, боясь ненависти и мести от своих соотечественников. Но после Распятия и Крестной смерти Господа они по преданности, по любви и благодарности оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открыто исповедали себя учениками Христа, когда другие ученики Его скрывались. Они открыто погребли Тело своего Учителя, от которого они уже больше никогда не отказывались. Оба они по­страдали за это впоследствии. Невзирая на страх перед синедрионом (членом которого был Никодим), они обвили тело Его новой плащаницей, помазали ароматами. Синедрион следил, где погребали Господа, поставил стражу у гроба Спасителя и наложил печать, один конец кото­рой был на пещере, другой – на камне.


Святые жены были рядом и смотрели, как погребали Господа. Они вместе с Божией Матерью долго не могли уйти от пещеры, где был погребен Господь. Но уйти все же пришлось, так как наступал субботний день, по закону иудейскому он был днем покоя. И только когда в Иерусалимском храме зажигались огни, можно было опять идти ко Гробу.

Именно из-за того, что приближалась суббота, Иосиф с Никодимом поспешили взять Тело Господа и положили в пещеру, чтобы через день совершилось погребение по принятому у иудеев полному обряду. Поэтому, возвратившись в дом, святые жены купили ароматы, приготовили благовония, которыми по обычаю умащивали тело погребаемого. Сделали они это в пятницу – день распятия и смерти Господа, так как в субботу ничего нельзя было ни продавать, ни покупать, ни приготовлять.

Так что в субботу (как повествует апостол и евангелист Лука) они были в покое по заповеди и только на другой день, в предрассветной тьме, поспешили с приготовленными ароматами ко Гробу Божественного Учителя. Поэтому и называем мы их мироносицами, что они несли в сосудах драгоценное миро и благовония, чтобы помазать ими Тело Господа.

В то время, когда они шли ко Гробу, произошло величайшее событие: Господь Иисус Христос Воскрес, Ангел Господень сошел с Небес и отвалил камень от Гроба, нарушив печать. Когда жены-мироносицы шли ко Гробу, они волновались: кто отвалит им тяжелый камень от Гроба, чтобы приготовить Тело Господа к погребению? Подошли к пещере и видят: она пуста!

Сегодня, в день празднования в честь святых жен-мироносиц, хочется рассказать о том, на что обычно мало обращают внимания. Это вопрос о том, кто первым узнал о Воскресении Христа. На Небе первыми узнали Ангелы – они и возвестили об этом, как повествует Евангелие. А на земле? Из текста Евангелия следует, что первыми узнали о Воскресении святые жены-мироносицы. Их подвиг был вознагражден великой, несказанной радостью: святые жены первыми увидели Воскресшего Господа, первыми услышали Его приветствие: «Радуйтесь!» и первыми возвестили апостолам о Его Воскресении.

Здесь хочется отметить, как важно не только верить в Бога, как говорят многие сегодня: «Я верю, но считаю, что не обязательно ходить в церковь»,– но как важно участвовать именно в церковной жизни, в богослужениях, в молитвенных трудах. Тогда можно узнать удивительные вещи, о которых обычно не говорится. Так, в особом чтении (называется оно «синаксарь») в богослужении первого дня Пасхи нам открывается, что первой узнала на земле о Воскресении Господа Его Матерь!

В 28-й главе Евангелия от Матфея есть такие слова: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28. 1).
«Другая Мария» – это Божия Матерь. Она была там, когда земля задрожала, когда воины в страхе бежали. Ангел первой возвестил Ей о Воскресении. Все, кто бывал на Пасхальном богослужении, знают эти слова Ангела, каждый год мы с радостным трепетом ожидаем, когда в храме зазвучит это дивное обращение-песнопение: «Ангел вопияше Благодатней, Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся…»

Только после этого ко Гробу пришла Мария Магдалина и ей явился Христос. В нашей национальной сокровищнице – Третьяковской галерее – многие могут увидеть картину знаменитого художника Александра Иванова «Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине».

Хочется посоветовать всем, у кого есть дети, непременно посещать этот музей, там многому можно научиться, риобщиться к красоте. Можно по-разному относиться к нахождению в музеях икон. Конечно же, их место – в храме. Но невозможно отменить тот факт, что в Третьяковской галерее (и в других музеях) находится много дивных чудотворных икон – святынь нашей Церкви. Пойти помолиться перед ними, увидеть и почувствовать благодать и красоту, которые они источают, это наш христианский долг.

Святая Мария Магдалина первой из жен-мироносиц удостоилась счастья видеть Воскресшего Господа – об этом повествуется в Евангелии, и, более того, именно ей Господь повелел возвестить Своим ученикам и Петру о Воскресении. Святые отцы говорят, что тем самым Мария явилась как бы апостолом для апостолов. Всем нам в этот день следует перечитать строки Евангелия от Иоанна, где рассказывается о событии Воскресения Христова и о явлении Господа Марии Магдалине:
«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко Гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от Гроба. И так бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из Гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко Гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик вежал скорее Петра и пришел ко Гробу первый. И наклонясь, увидел лежащие пелены; но не вошел во Гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во Гроб, и видит одни пелены леждщие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежит, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко Гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежлло воскреснуть из мертвых. И так ученики опять возвратилнсь к себе.

А Мария стояла у Гроба и плакала, и, когда плакала, наклонилась во Гроб. И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, и другого у ног, где лежало Тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась ндзад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратясь, говорит бму: Раввуи! Что значит: учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братиям Моим, и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он сие сказал ей» (Ин. 20, 1–18).

Явился Господь и другим святым женам, сохранившим верность Ему до конца. Имена многих из этих святых жен сохранило нам св. Евангелие. Это Мария Магдалина (память 22 июля), Мария Клеопова или Иаковля (память 23 мая), Соломия (память 3 августа), Иоанна (память 27 июля), сестры св. праведного Лазаря – Марфа (память 4 июля) и Мария (память 18 марта), Сусанна, Вероника и «многие другие, которые служили бму имением своим» (Лк. 8, 3), как пишет св. евангелист Лука.

Этих святых жен, принесших миро ко Гробу Спасителя, Святая Церковь чтит и назвала их мироносицами, установив особый день празднования им, когда все мы молитвенно просим их благодатной помощи в христианской жизни.
Их подвиг воодушевил многих женщин. Их заботы и труды положили начало служению, которое приобретало со временем разные формы. Оно выражалось в воспитании детей, заботах о сиротах, больных. В раннехристианское время существовали в Церкви диаконисы, которые помогали священникам при совершении таинства св. Крещения, помогали исповедникам веры, заключенным в тюрьмы, ухаживали за больными.

Некоторые из язычников даже называют христианство «религией женщин». Мы же вспомним сегодня слова знаменитого языческого ритора Либания, учителя св. Иоанна Златоуста, сказанные им о матери святителя: «Какие у христиан женщины!» Это возглас восхищения и удивления.

Если мы посмотрим сегодня на нашу Церковь, то и в ней большинство нашей паствы – женщины. На их плечах лежит большинство забот по благоустроению храмов, помощь в богослужении, христианское воспитание детей, да и материально церковь существует главным образом на средства наших верующих женщин. Не случайно один из духовных людей сказал в послереволюционное время: «Россия спасается не клобуками, а платочками» (не монашеством, а простыми верующими женщинами).

Среди святых жен-мироносиц есть два имени, которые стали символами христианского служения женщин: это Мария, которая, сидя у ног Христа Спасителя, внимала началам жизни вечной, и ее деятельная сестра Марфа, которая хлопотала о приготовлении лучшего угощения для Божественного Учителя. В своем хозяйственном рвении Марфа упрекнула Господа за то, что сестра ее, сидя у ног Его, не помогала в приготовлениях. Христос, отвечая Марфе, не осудил ее забот и дел, которые она делала из любви к Нему, а лишь отметил относительную ценность ее забот в сравнении с «благой частью», которую избрала Мария. Это два пути служения: путь Марфы – путь внешнего, но вдохновленного любовью служения ближним; Марфа утверждает Божественную истину о том, что «вера без дел мертва»; путь Марии – молитвенное, духовно-благодатное воздействие на мир.

Не случайно отрывок из Евангелия о посещении Христом Марфы и Марии читается на утрени праздников в честь Пресвятой Богородицы. Завершается это Евангелие словами: «Блаженны слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 11, 28).
Эти слова относятся к мироносице Марии, и это не только духовная вершина служения для женщины, но и вообще достижение того, к чему был предназначен человек. Назначение Адама и Евы – слушать слово Божие, хранить знание, дарованное Богом и творчески исполнять его. Но первые люди не исполнили это призвание, поддавшись соблазну искусителя. И вот, на грани Ветхого и Нового Заветов, среди жен-мироносиц, встретивших первыми Воскресшего Господа, Евангелие раскрывает нам дивный образ Марии, которая слышит слово Божие, хранит и исполняет его.

На нашей земле это служение святых Марфы и Марии воплотилось в Марфо-Мариинской обители, основанной в Москве святой преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. И не случайно после убийства большевиками ее нетленные останки нашли упокоение во святом граде Иерусалиме, в храме святой Марии Магдалины, расположенном в Гефсиманском саду.

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ МАРИЯ МАГДАЛИНА, МАРИЯ КЛЕОПОВА, САЛОМИЯ, ИОАННА, МАРФА, МАРИЯ И СУСАННА.

По традиции, принятой в Православной Церкви, этот день святых жен-мироносиц считается праздником всех женщин-христианок. Не 8 марта, а в день святых жен-мироносиц поздравляли всегда на Руси женщин с их праздником, дарили цветы, подарки. Давайте присоединимся и мы к этому древнему прекрасному обычаю. Быть может, узнав об этом, мужчины вспомнят о своих верующих матерях, женах, сестрах и устроят им настоящий радостный праздник.

Пример святых жен-мироносиц свидетельствует о том, что ни убеждения, ни идеи, какими бы правильными и добрыми они ни были, смерть победить не могут, а только любовь может победить смерть. К этой любви и зовут нас святые жены, память которых мы совершаем ныне, и мы можем просить, чтобы они умолили Господа: да дарует Он всем нам этот дар верной, вечной, непобедимой любви. Аминь.

Жены-мироносицы, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.

После субботнего покоя ко гробу пришли

У Матфея (28:1-10) - Мария Магдалина и другая Мария;

У Марка (16:1-13) - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

У Луки (23:23-55) - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;

У Иоанна (20:1-18) - Мария Магдалина.

Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Женщины, идя ко гробу, рассуждают, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, - «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).

После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему (Noli me tangere), пока он не восшёл к отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери - Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10).

В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название Недели жен-мироносиц - день памяти этих святых женщин. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин - супруг, матерей, сестёр.

=============================================================================

В нашу эпоху Церковь часто обвиняют в уничижении женщин, и православные люди указывают на жен мироносиц как на один из примеров (другой пример - Матерь Божия) того, что Церковь ставит женщину исключительно высоко - настолько высоко, что первыми встречают Воскресшего именно женщины, и именно они оказываются первыми благовестницами - в то время, как ученики проявляют скептицизм и неверие.

Вспомним рассказ Евангелия: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лук.24:13-25)»

Ученики-мужчины оказываются откровенно маловерными, «несмысленными и медлительными сердцем». Они вовсе не исполнены энтузиазма - напротив, они пребывают в глубоком унынии и разочаровании - «а мы думали было… » В это время как неколебимую веру проявляют именно женщины. Именно они оказываются «Апостолами к Апостолам», именно от них Апостолы узнают о Воскресении. Однако вместо того, чтобы отозваться ликующим «Воистину Воскресе!», мужчины просто не верят - «и показались им слова их пустыми, и не поверили им. (Лук.24:11)». Поразительно антимужской текст. Можно было бы предположить, что к его написанию приложили руку воинствующие феминистки.

Однако предположить мы такого не можем - и по достаточно очевидной причине. Текст, как это установлено учеными, написан в I-ом, и уж точно не в XXI веке нашей эры. В I-ом веке Н.Э. не было воинствующих - и вообще никаких - феминисток. Противникам не пришло бы в голову упрекать Церковь в излишней патриархальности и принижении женского начала. Античный мир был настолько жестко патриархальным, настолько антиженским, что нам трудно себе это представить. Благочестивые Иудеи каждый день молились словами «Благодарю тебя, Боже, за то, что не сотворил меня женщиной», но на фоне язычников такое отношение выглядело еще очень благожелательным. Все-таки в Ветхом Завете Ева названа «помощницей», «соответственной мужчине», «матерью всех живущих», а многие библейские тексты прославляют благочестивых женщин - хозяек, матерей, жен, и даже воительниц и пророчиц. В греческой мифологии первой женщиной была не Ева, а Пандора. Та самая, от которой во все языки Европы вошло выражение «ящик (или шкатулка) Пандоры». Сохранились даже жалобы греков, недовольных тем, что они не могут завести сыновей без помощи женщин - было бы куда проще принести приношение в храм и наутро забрать ребенка, так нет, приходится иметь дело с женщинами.

В наше время люди могут мечтать о гармоничной эпохе «великой богини», когда люди-де поклонялись женским божествам, статус женщины был высоким, а нравы - кроткими и мирными. Не стоит насмехаться над такими мечтами - в них, пусть и криво, отражается тоска по потерянному раю. Но к исторической действительности они не имеют отношения. Афиняне поклонялись богине, и жили в самом демократическом обществе той эпохи - но при этом, как пишет французский историк Адре Боннар, «в афинском обществе не только рабы не имели права пользоваться благами демократии. Были и другие человеческие существа, почти столь же презираемые, как и те, - это женщины» (Андре Боннар, «Греческая цивилизация»)

В наше время мы можем указывать на высочайшую честь, которой сподобились жены-мироносицы, как на что-то, что современный человек скорее одобрит; как никак, мы живем в цивилизации, сформированной почти двумя тысячелетиями Христианства. Но тогда, когда впервые прозвучала проповедь Апостолов, когда Святой Апостол и Евангелист Лука писал свое Евангелие, то обстоятельство, что первыми Воскресшего увидели именно женщины, было крайне неудобным, даже неприличным. Язычники не упускали случая поиздеваться над этим; как пишет один из первых антихристианских полемистов, Цельс, «А что он, хотя не сумел постоять за себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки,- то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь еще из той же шарлатанской компании». Женщины как свидетели Воскресения были настолько чудовищно проигрышным пиар-ходом, что объяснить этот ход можно только одним - они действительно увидели Воскресшего первым. Если бы Апостолы стали придумывать красочные детали, чтобы придать правдоподобия своему Возвещению, то они никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах не стали бы делать первыми свидетелями Воскресения женщин.

Это удивительное свидетельство подлинности Евангелия. Как пишет выдающийся современный библеист Епископ Том Райт, «Нравится нам это или нет, в античном мире женщины не считались надежными свидетелями. Когда у христиан появилось время создать готовую формулировку, которую приводит Павел в 1 Кор 15, они тихо исключили оттуда женщин, которые здесь совершенно невыгодны с точки зрения апологетики. Но в евангельских рассказах они играют и главные, и второстепенные роли, это - первые очевидцы, первые апостолы. Такое нельзя придумать. Если бы традиция началась со свидетелей - мужчин (что мы видим в 1 Кор 15), никто, переписывая ее, не стал бы включать туда женщин. Но все евангелия говорят именно о женщинах» (Том Райт, «Главная Тайна Библии»).

Если мы немного задумаемся над историческим контекстом евангельских событий, мы увидим, насколько драгоценным является свидетельство жен-мироносиц, свидетельство, прозвучавшее в мире, где никто не желал относиться к свидетельству женщины всерьез.

Покровительницы всех православных женщин: почему они причислены к лику святых и в чем их подвиг? Об этом и о том, какие женщины, кроме Марии Магдалины, удостоились чести видеть воскресшего Христа, расскажет данная статья.

Какие события изображены на иконе

Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.

Мироносицы были первыми, кто пришел ко гробу, чтобы помазать тело Христа миром

После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.

На заметку! Миро - масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира - многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.

По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.

Кто такие Жены-Мироносицы

События посещения пещеры женами-мироносицами описывают все евангелисты. И все они расходятся в сведениях о количестве пришедших ко гробу Господню учениц.

День святых жен-мироносиц – православный женский день

Если перечислять всех, то это были:

  • Божия Матерь, которая хотя и названа евангелистами в этом отрывке «другой Марией», но Иоанн Златоуст утверждает, что под этим именованием скрывается Богородица;
  • Мария Магдалина, образ которой в Православии отличается от чисто католического представления о ней как о раскаявшейся блуднице;
  • Мария Клеопова, жена брата Иосифа Обручника;
  • Марфа и Мария Вифанские, сестры воскрешенного Христом незадолго до распятия Лазаря Четверодневного;
  • Иоанна, выкравшая у Иродиады голову Иоанна Крестителя;
  • Саломия, мать двоих апостолов - Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева;
  • Мария Алфеева, мать апостола от семидесяти Иакова;
  • Сусанна.
На заметку! Новый Завет рассказывает о том, как Христос изгнал из Марии Магдалины семерых бесов, а она последовала за ним, раздав свое имущество. В Православии она почитается как равноапостольная святая.

Жены-мироносицы следовали за своим Учителем вплоть до Креста, не оставили они Его и после смерти. Хотя даже апостолы в этот непростой момент подверглись искушению. Вера этих женщин была вознаграждена: именно они первыми увидели Спасителя воскресшим.

Неделя Жен-Мироносиц

Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц. Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.

Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.

Внимание! В 2018 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2019 году этот праздник Церковь отметит 12 мая.

Известные иконы Жен-Мироносиц

Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».

Икона Жены Мироносицы у Гроба Господня

Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.

Важно! Образ святых жен-мироносиц считается помощником всем православным женщинам в обретении веры, укреплении духа, поиске вдохновения.

Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц - каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Икона Жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова

Поделиться: