Что изучает морфемика в русском. Морфемика изучает

§ 73. Описание морфемики целесообразно начинать с объяснения данного понятия и обозначающего его термина (подобно тому, как эго было сделано в предыдущем разделе при описании фонетики). Термин "морфемика" (подобно термину "фонетика" и некоторым другим терминам с аналогичной семантикой) неоднозначен, им обозначается известный участок языковой системы, определенная подсистема языка и раздел языкознания, в котором изучается данная подсистема. По определению В. В. Лопатина, морфемика – это "морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы; раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом". Примерно так же определяется морфемика и другими лингвистами (ср., например: "Морфемика – это совокупность и система морфем языка, а также наука о морфемах..."). Надо заметить, что в русском языкознании данный термин используется преимущественно во втором значении – для обозначения раздела языкознания; для обозначения совокупности морфем как объекта этого раздела языкознания чаще всего употребляются составные терминологические наименования, такие, как, например: "морфемный состав языка", "морфемный строй языка", "морфемный уровень языка", "морфемный ярус", "морфемный механизм", "морфематическая система языка".

С целью терминологического разграничения разных понятий, обозначаемых полисемичным термином "морфемика", в вузовской учебной литературе но русскому языку для обозначения морфемики как учения о морфемах иногда предлагается использовать термин "морфемология", образованный по аналогии с традиционно употребляемыми терминами "фонология", "морфология", "лексикология" и другими подобными. Этот термин в данном значении иногда употребляется и в научной литературе: он использован, например, в названии сборника научных трудов: "Морфемология и морфемография" (Владивосток: Дальнаука, 1993).

Наряду с термином "морфемика" в том или ином его значении в современном отечественном языкознании часто используется термин "морфология", например, в таких словосочетаниях: "морфология слова" (взначении "морфемный состав слова" или "морфемная структура слова"), "морфология основы слова" (в аналогичном значении) и др. Особенно широко используется прилагательное "морфологический" взначении "морфемный": "морфологический состав слона", "морфологическая структура слова", "морфологическая часть слова", "морфологический разбор слова", "морфологический анализ" и многие другие. Такое смешение терминов крайне нежелательно, оно приводит к путанице в объяснении обозначаемых ими языковых явлений.

Морфемика как раздел языкознания имеет свой объект изучения и свои задачи. Обьектом изучения в разделе морфемики считается морфемика в первом значении данного термина. По определению некоторых лингвистов, например В. В. Лопатина, "основным объектом исследования в М. (т.е. в морфемике. – В. Н.) являются морфемы, их формальные видоизменения – морфы и их линейные сочетания (слово в целом как последовательность морфем; во флективных языках – основа, словоформа)". При этом иногда подчеркивается, что "центральным объектом изучения морфемики становится... не столько морфема, сколько морфологическая (имеется в виду морфемная. – В. Н.) структура слова ". Кроме собственно морфем и других значимых частей слова (сочетаний морфем, основ) и существующих взаимоотношений между ними в морфемике изучаются выделяющиеся в составе слов всевозможные асемантические (лишенные значения) их части, такие, как соединительные звуки и звукосочетания, интерфиксы и др. Иногда к морфемам относятся некоторые нелинейные, несегментные явления, выражающие определенные грамматические значения: чередования фонем, словесное ударение, интонация и др.

При таком понимании объекта морфемики как раздела языкознания основными ее задачами можно считать следующие: 1) определение понятия морфемы как основной единицы морфемики с учетом конкретных признаков, отличающих ее от других единиц языка; 2) изучение морфем языка (языков) с точки зрения формального (звукового) строения, роли и места в слове, выражаемых значений и выполняемых функций; их классификация по разным признакам; 3) изучение смежных с морфемой языковых явлений, так или иначе напоминающих морфемы; определение их морфемного статуса, т.е. отношения к морфемам; 4) определение понятия основы слова; классификация основ по разным признакам; 5) разработка принципов морфемного анализа слова, вычленение морфем в составе полиморфемных слов.

Как известно, морфемы могут использоваться в словообразовании (для образования производных слов) и в формообразовании (для образования грамматических форм слов), т.е. подразделяются на словообразовательные и грамматические (подробнее об этом будет сказано ниже). На этом основании можно говорить о морфемике словообразовательной и морфемике грамматической (морфологической). В отечественном языкознании вопросы словообразовательной морфемики подробно рассматриваются в работах по словообразованию, хотя имеется и ряд исследований, специально посвященных проблемам словообразовательной морфемики. Вопросы грамматической морфемики подробно рассматриваются в трудах по морфологии, в частности, в вузовской учебной литературе по курсу "Современный русский язык".

Морфемы и другие единицы морфемики, равно как и единицы других языковых уровней, могут рассматриваться (и рассматриваются) с синхронической и диахронической точек зрения, в связи с чем различается морфемика синхроническая (синхронная), или описательная, и диахроническая, или историческая. В соответствии с принятым в данном учебнике пониманием языковой синхронии синхроническая морфемика как уровень языка может быть определена как состояние морфемного уровня языка на определенном этапе его развития, в тот или иной промежуток времени, исключающее качественное изменение морфем и других единиц данного языкового уровня. Под синхронической морфемикой как разделом языкознания понимается, соответственно, учение о морфемных единицах языка и взаимоотношениях между ними по состоянию на определенном этапе развития языка. Диахроническая морфемика в языке может быть определена как развитие морфемного уровня языка, смена одного его состояния другим состоянием в результате качественного изменения морфемных единиц и связей, взаимоотношений между ними в ходе исторического развития языка. В языкознании диахроническая морфемика – это учение о морфемных единицах и взаимоотношениях между ними с учетом их изменения в процессе языкового развития.

§ 74. По объекту изучения и задачам его исследования морфемика тесно связана с морфологией и словообразованием. Эта связь проявляется, главным образом, в том, что морфемы во многих языках, в том числе и в русском, служат основным средством образования производных слов и грамматических форм слов, о чем говорилось выше.

Морфемика нередко рассматривается как определенная область, составная часть грамматического (морфологического) строя языка и, соответственно, как часть учения о грамматическом строе языка.

Некоторые лингвисты относят морфемику языка к области словообразования, а учение о ней включают в раздел языкознания, называемый словообразованием, или дериватологией. Такое отношение морфемики к словообразованию выражается, например, следующими словами: "Словообразование в качестве особого раздела науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение, а также их деривацию (т.е. словопроизводство). Поэтому конкретным предметом словообразования являются лексические единицы с точки зрения их морфемного состава, структуры и способов деривации".

В учебной литературе по курсу "Введение в языкознание" вопросы морфемики обычно рассматриваются в разделах, посвященных описанию грамматики или, точнее, морфологии; крайне редко такие вопросы объясняются в особом разделе учебного пособия, например, под таким заголовком: "Материальная структура слова". В разделе грамматики (морфологии) морфемные средства языка рассматриваются также в ряде учебников и учебных пособий по курсу "Современный русский язык". Данный факт также свидетельствует о том, что большинство лингвистов считают морфемику составной частью грамматики (морфологии) или словообразования (дериватологии).

В разных языках морфемика тесно связана с лексикой. Эта связь состоит, прежде всего, в том, что многие морфемы, точнее, все словообразовательные аффиксы, используются для образования лексических единиц – слов, или лексем, т.е. служат средством пополнения словарного состава того или иного языка.

Многие словообразовательные аффиксы, а также некоторые грамматические морфемы возникают из соотносительных словарных единиц, прежде всего слов служебных частей речи (предлогов, частиц), сохраняя значения последних (ср., например, в русском языке: за рекой и заречье, на столе и настольный, не друг (ты мне) и недруг ; в немецком: aber (а, но, же, однако) и Aberwelt (вымышленный мир, мир вымыслов), nicht (не, нет) и Nichterfulling (невыполнение); в литовском: prie (при, возле) и priedanga (прикрытие, покров).

В ряде случаев тождественные по происхождению и схожие по значению единицы в одних языках используются как служебные морфемы, т.е. единицы морфемики, в других выступают в качестве отдельных слов, т.е. единиц лексики. Например, возникший из определенной падежной формы указательного местоимения элемент -ся (-сь ) в русском языке или -si (-s) в литовском рассматриваются как глагольные аффиксы (постфиксы), соответствующие им элементы в польском языке sie или в немецком sich – как местоименные слова, а соотносительные с ними si и se в чешском языке – как нечто промежуточное между морфемами и словами (в грамматиках чешского языка именуются возвратными компонентами).

Связь морфемики как раздела языкознания с лексикологией проявляется в том, что морфемы изучаются не сами по себе, а как составные части слов (словоформ). По словам А. С. Герда, "морфемика рассматривает слова (выделено нами. – В. Н. ) как единства, состоящие из морфем", на основании чего данный раздел языкознания определяется ученым как "наука о внутренней морфемной структуре слова, о структурных типах слов".

Существуют известные связи между морфемикой и фонетикой, фонологией. Эти связи носят чисто внешний, формальный характер, они касаются лишь материальной стороны единиц фонетики и морфемики, поскольку фонетические единицы не выражают языковых значений, и проявляются, например, в том, что многие морфемы в разных языках выражены одним звуком (гласным или согласным), т.е. формально совпадают с отдельной фонемой. Это относится, например, к русским флексийным морфемам, среди которых имеются окончания, соотносящиеся с любой гласной фонемой (ср.: гор-а , гор-ы, гор-е, гор-у, ух-о, уш-м). Морфемы, представленные одной фонемой, имеются также среди суффиксов (ср.: брос-а-ть, бел-е-ть, син-е-ть, гор-н-ый, жар-к-ий, уста-л-ый, закры-щ-ый), префиксов (ср.: а -моральный, о-писать, у -говорить, в-нести, с-тащить). В ряде языков одной фонемой представлены инфиксы, т.е. морфемы, располагающиеся внутри корня (подробнее о них будет сказано в § 93).

Многие морфемы формально совпадают с такими единицами фонетики, как слоги, например, русские префиксы на-, не-, по-, пре-, при-, про-, у- и др., суффиксы -ва-, -ну, -ти и др., постфиксы -то, -ся. В некоторых языках такое совпадение носит регулярный характер, свойственно всем или большинству морфем, ввиду чего соответствующие языковые единицы получили особое терминологическое наименование: "В языках изолирующе-силлабич. типа... М. (т.е. морфема. – В. Н.) обычно совпадает со слогом, чем и обусловлено использование, наир, в китаистике, термина "морфемосиллабема " (или "силлабоморфема"), означающего минимальную фономорфологич. единицу".

18. Морфемика, морфемы, их виды

МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.

МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.

В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на:

Словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
- формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).

19. Чередование звуков в слове.

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:

Чередование гласных:

е - о: везу - возить,
е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,
е - а: день - дня,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
о - ноль звука: сон - сна,
о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать,
а(я) - им: замять - заминать,
а(я) - ин: занять - занимать,
у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
е - ой: петь - пой и т.д.

Чередование согласных:

г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д - ж - жд: водить - вожу - вождение,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
к,г -ч: помогу - помочь,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
зг - зж: брызгать - брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б - бл: любить - люблю,
п - пл: купить - куплю и т.д.

20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

Простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
- сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).

21. Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова.

22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения - источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

  • аффиксация:

    Префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
    - суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
    - префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

  • безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
  • словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
  • аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).

2. Неморфологические способы:

Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу).

Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как "вселенная" и «мир» как "состояние без войны").

Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас - сей час).

На вопрос Помогите ответить на вопрос:. Что изучает морфемика? заданный автором ферросплав лучший ответ это



Корень - значимая часть слова, содержащая в себе основной смысл!

Ответ от Невроз [гуру]
Морфемика - раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов.


Ответ от Елена *** *** [активный]
морфемика изучает структуру слова и его форм; систему морфем русского языка (префиксы, аффиксы. корень и т. д.)


Ответ от Лариса зверева [активный]
морфемика изучает суффиксы, окончания, приставки, корни и основу!


Ответ от Подголосок [новичек]
Приставки, корни, суффиксы и окончания, знакомые нам по школе, суть наименьшие части слов, обладающие собственным значением. Общее название для них – морфемы. Так, в слове пере-стрел-к-а выделяются приставка пере-, корень -стрел-, суффикс -к- и окончание -а. К морфемам также относятся т. н. соединительные гласные (интерфиксы) : пчел-о-вод, кра-е-вед и постфиксы – части слов, следующие за окочанием: сад-и-те-сь, к-ому-либо, чт-о-то, где-нибудь. Некорневые морфемы называются аффиксами.
Количество слов в русском языке исчисляется миллионами и постоянно изменяется, чему способствует большой потенциал словообразования. В сравнении с этим состав морфем русского языка относительно постоянен и количество их исчисляется десятками тысяч. (Интересно отметить такой же порядок числа иероглифов в языках с иероглифическим письмом.)
Складываясь друг с другом для образования слов, морфемы могут претерпевать различные изменения в своем фонемном составе. Вот некоторые характерные случаи таких изменений:
Чередование конечных согласных морфемы:
рук-а – руч-к-а, мук-а – муч-н-ой (к || ч)
шаг – шаж-ок, бог – бож-ий (г || ж)
друг – друз-ь-я (г || з)
сид-ишь – сиж-у (д || ж)
люб-ишь – любл-ю (б || бл) и другие.
Чередование о || е в начале морфемы: сел-о – пол-е, красн-ому – син-ему, об-лиц-ова-нн-ый – об-лиц-ева-ть.
Появление/исчезновение беглой гласной рож-ок – рож-к-а, кон-ек – конь-к-а, бан-к-а – бан-ок, кош-к-а – кош-ек, сон – сн-а, день – дн-я, зв-а-ть – за-зыв-а-ть, бр-а-ть – со-бир-а-ть и многие другие подобные случаи.
Морфемы обладают ограниченной сочетаемостью. Например, суффикс -овк (а) , добавленный к существительным м. р. , сочетается только с односложными основами: вор-овк-а, плут-овк-а, бес-овк-а, а суффикс [-j-], образующий существительные ж. р. , сочетается только с суффиксом -ун-: лг-ун-[j]-я, пляс-ун-[j]-я, по-прыг-ун-[j]-я за исключением одного слова – гост-[j]-я.
Морфема своим присутствием может влиять на положение ударения в слове. Так, приставка вы- у глаголов совершенного вида всегда ударна: вынести, выпроводить, вылавировали, выприватизировали 😉 А уменьшительный суффикс существительных -ик всегда безударен: нож-ик, двор-ик, палисад-ик (это не относится к суффиксу -ник: двор-ник, лес-ник) .
Все эти закономерности, в числе прочего, и являются предметом изучения морфемики. В контексте задач обработки текста знание этих законов необходимо для построения правильных алгоритмов морфологического и словообразовательного анализа и синтеза.
Чередование о || е
Фонема <о>, находящаяся в начале морфемы, чередуется с <е>, если она оказывается в безударной позиции после мягкой, шипящей или ц. Морфемы, начинающиеся с <о> являются поконсонантными, т. е. могут следовать только за морфемами, оканчивающимися на согласный.
Конечные чередования согласных
Морфемы, начинающиеся на <е>, смягчают предшествующий парный согласный: дом – в дом-е, гора – на гор-е.
Как то так


Ответ от Пётр Гринёв [новичек]
Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные) , постфиксы, окончания.


Ответ от Артём Гутор [новичек]
Морфемика - раздел языкознания изучающая значимые части слова!
Значимая часть слова - корень, суффикс, приставка, окончание!
Суффикс, приставка - значимые части слова, служащие для образования новых слов!
Окончания - значимая часть слова, служащая для связи слов в предложении!
Корень - значимая часть слова, содержащая в себе основной смысл!


Ответ от Александр Шарпило [новичек]
Морфемика (морфема) - наука изучающая состав слова (значимые части слова).


Морфемика на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Морфемика

Например, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
  • под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
  • -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
  • — указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.

Все морфемы, кроме корня, называются , или служебными морфемами. См.

Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку — корень;
  • ¬ — приставка;
  • ^ — суффикс;
  • Ø — нулевой суффикс (см. );
  • см. ссылку — окончание;
  • постфикс обозначают либо как суффикс, либо как перевёрнутый суффикс, либо как окончание, либо как повёрнутый справа налево знак приставки, поскольку у учёных-лингвистов и авторов учебников по лингвистике нет единого мнения по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают либо чертой сверху, либо чертой снизу (подчёркивают);
  • // — знак чередования (или /).

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова без окончания — это основа слова . Окончание в основу не входит. См. подробно
  • Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа. См.
  • Формообразовательные морфемы также в основу не входят: захоте -л-о- сь . См.
  • Основа слова выражает лексическое значение слова, а окончание — грамматическое значение. См. подробно
  • Изменяемые слова состоят из основы и окончания, окончание может быть (боль - О , бол -и ), а неизменяемые слова состоят только из основы (вчера , шоссе ). См.
  • В словах с постфиксами и (или) формообразовательными морфемами основа может быть прерывистая : купа -ет -ся , как -ой-нибудь , обиде -ть-ся .
  • Основа слова бывает двух видов — непроизводная и производная . Непроизводная основа состоит только из корня: дым -О , син -ий . В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные : пуш-ист -ый, пятн-ышк -о, меж-зон-альн -ый .

Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj -а ] имеет окончание -а , а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми, арми[ j -э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

Главная морфема в слове — . Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают и .

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).

Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».

Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».

Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

Пример словообразовательного гнезда

Исходное слово «губерния».

губерн(и-я) [ губерниj-а ]
губерн-атор
губернатор-ш
губернатор-ств
губернатор-ск -ий
губернатор-ствова -ть
вице-губернатор
вице-губернатор-ск -ий
генерал-губернатор ср. генеральный
генерал-губернатор-ств
генерал-губернатор-ск -ий
губерн-ск -ий

(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.

Например,

1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

2) в слове высказывать корень -сказ- , так как это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из одного звука (пой ти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).

Например, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Например, кор пункт — кор (респондентский) пункт, вуз в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.

Например,

1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».

Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.

Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков .

Например,

1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в котором имеются чередования с//ш и о//а ;

2) в словах рот рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная .

Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ослепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.

Упражнения к теме «Омонимичные корни»

1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.

2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.

Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?

1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?

Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .

3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?

Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .

Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

Морфемика - раздел науки о языке, изучающий строение (состав) слова и те значимые части, из которых оно состоит.

При описании состава слова используется понятие морфе­мы. Морфема - наименьшая значимая часть слов и грам­матических форм слов. Например, в глагольной форме стою [Стою один среди равнины голой... (Ее.)] можно выделить две морфемы: 1) сто]- со значением "находиться на определенном месте, не перемещаясь"; ср. другие слова с той же морфемой: простоять, устоять, стойкий, застой, стойбище, стоянка; 2) -у с грамматическим значением 1-го лица ед. ч.; ср. другие глагольные формы с той же морфемой: ид-у, говор"-у и др.

Значит, этот глагол членится на морфемы (является члени­мым), при этом глагольную форму стою можно разбить толь­ко на две морфемы. Дальнейшее морфемное членение глагола стою (например, выделение в его составе частей cm- и -о/"-) не­возможно, так как это привело бы к разрушению смысловых связей данного слова с родственными словами.

Помимо членимых, в русском языке есть и слова нечлени­мые. Это многие неизменяемые слова: несклоняемые сущест­вительные (кино, кофе., пианино), наречия (очень, весьма, где), служебные части речи - предлоги (на, из, через), союзы (как, что, хотя), частицы (не, разве, лишь), а также междометия (ах, ой!, ура!). Каждое из таких слов состоит из одной мор­фемы.

Итак, все слова можно разбить на два класса - слова чле­нимые и нечленимые.

Типы морфем

Различаются морфемы двух типов: корневые морфе-м ы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).

Корень - это морфема, являющаяся центральным элемен­том в составе слова, основным средством выражения его лекси­ческого значения; корень представляет собой общую часть род­ственных по лексическому значению слов (стол, столик, столовая, застолье и т. п.), называемых однокоренны-м и словами.

Аффикс - это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические (стол-ы, стол-ами) или словообразова­тельные (стол-ик, на-столь-н-ый) значения.

Установлен целый ряд различий между корнями и аффик­сами.

1. Корень - центральный и обязательный элемент мор­фемной структуры слова, аффикс - периферийный и факуль­тативный элемент в слове (нет слов без корня, зато множество слов не имеет аффиксов: метро, мини, как, или, эй! и т. п.).

2. Корень всегда имеет значение, используется для обозна­чения того или иного предмета (книг-а), признака (син"-ий), действия (пе-тъ) и т. п., а аффиксы могут и не иметь значе­ния в этом смысле (например, не обозначают никаких предме­тов, признаков или явлений действительности соединитель­ные морфемы в словах типа пил-о-материалы, шест-и-дневка и т. д.).


3. Корневые морфемы обычно не закреплены за определен­ными частями речи (ср. принадлежащие разным частям речи однокоренные слова пила и пилить). Аффиксы же обычно со­относятся со словами вполне определенных частей речи (на­пример, -им - это глагольное окончание, ср.: слышим, пи­лим; суффикс -от- характеризует только существительные типа темнота, длинноты).

4. Корней в языке значительно больше, чем аффиксов; в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Еф­ремовой (М., 1986) отмечено около 5000 морфем, из них кор­ней - более 4400, а аффиксальных морфем - около 600; при этом перечень корней открыт для пополнения новыми морфема­ми, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт.


5. В нашей речи (особенно в разговорной) корневые морфе­мы встречаются реже, чем аффиксальные; так, в отрывке из стихотворения А. Плещеева «Сельская песня» Травка зелене­ет, солнышко блестит... 4 корня (трав-, зелен"-, солн-, блеет"-) и 7 аффиксов (-к-, -а, -ей-, -эт, -ышк-, -о, -ит).

6. Корневые морфемы в среднем длиннее, чем аффиксаль­ные, состоят из большего количества букв (звуков), аффик­сальные же нередко представлены только одной буквой (зву­ком), ср.: нес"-и, дорог-а и т. п.

7. Аффиксы могут быть нулевыми (стол-\^\), корни - ни­когда.

132. Отделите членимые на морфемы слова от нечленимых.

Кино, яблоко 1 , одинокий, четвертый, кенгуру, весна, ду­мающий, весело, по-новому, пальто, из-за, весна, под, синий, хаки, через, прочитанный, куда.

133. Выделите корни в словах. Подберите к ним однокоренные
слова.

Радость 1 , радуга, хороший, хорист, смельчак, смех, смести.

________________ :_________________________________ &

Поделиться: