Зачем нужны союзы? Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как -

Понятие о союзе

СОЮЗ

1. Понятие о союзе.

2. Разряды союзов по функции.

3. Группы сочинительных союзов по значению.

4. Группы подчинительных союзов по значению.

5. Разряды союзов по образованию и структуре.

6. Разряды союзов по употреблению.

7. Союзы и союзные слова.

Союзы – это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями.

Нет тебя тревожней и капризней,

Но тебе я предался давно,

Оттого, что много, много жизней

Ты умеешь волей слить в одно.

Союзы указывают на определенные смысловые отношения между названными языковыми единицами. «Союз, – писал А. А. Шахматов, – имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное

обнаружение такого сочетания».

В. В. Виноградов подчеркивал, что союзы, «в сущности, запредельны морфологии». Но они не изолированы от других частей речи:

1) союзы могут образовываться морфолого-синтаксическим путем от других частей речи. Например, Я слышал, что вы вернулись (что – переходит из местоимения в союз); Ты такой же, как прежде (как – переход наречия в союз).

2) могут субстантивироваться: Не принимаю никаких но .

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

(или по характеру выражаемых отношений – Грамматика-70)

В зависимости от функционального значения все союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы указывают на относительную автономность, равноправность связываемых единиц: отцы и дети, белое или черное.

Подчинительные союзы указывают на зависимость одной единицы от другой и оказываются прикрепленными к придаточной части предложения:

Мы урожая ждем от лучших лоз,

Чтоб красота жила, не увядая...

Сочинительные союзы занимают автономную позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них. Они соединяют однородные члены, части сложносочиненного предложения и предложения в тексте:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

И печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво...

Сочинительные союзы сформировались раньше подчинительных и вначале даже могли употребляться в качестве подчинительных.

Подчинительные союзы употребляются в сложноподчиненных предложениях, связывая придаточное предложение с главным:

Мне нравится, что вы больны не мной...

Нет в мире лета, если ты вдали.

Л. Д. Чеснокова указывает, что некоторые союзы могут выступать то как

сочинительные, то как подчинительные:

– хотя (хоть) (и) ... но

Он хотя и маленький, но вполне хороший (сочинительный союз: соединяет однородные сказуемые).



Хотя было поздно, но мы не спешили расходиться (соединяет части сложноподчиненного предложения: придаточное с уступительным значением и главное).

– если... то

Если мы пойдем на концерт, то билеты нужно купить заранее (подчинительный: связывает придаточное условия с главным предложением).

Если на суше страдали лишь частично от артиллерийского огня, то на корабле подвергались увечью исключительно от разрывающихся снарядов (сочинительный: имеет значение сопоставления, можно заменить союзом а ).

3. Группы сочинительных союзов по значению

Выделяются следующие группы сочинительных союзов по значению:

1) соединительные – и, да (= и), и... и, ни... ни, также, тоже (выражают отношения перечисления): Звезды меркнут и гаснут.

2) противительные – а, но, да (=но), зато, же, все же, однако (отношения

противопоставления, несоответствия): Слышал звон, да не знаешь, где он.

Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

3) разделительные – или, либо, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли (отношения взаимоисключения или чередования):

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

4) сопоставительные – как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не то чтобы... а (но), не столько... сколько (В. В. Лопатин, И. Г. Милославский называют их градационными). Например: В Сибири много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

5) присоединительные – и, да и, да и то (служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания): Сестра хорошо готовила, да и шила неплохо.

6) пояснительные – то есть, а именно, или (выражают отношения пояснения): Я остался здесь на неделю, то есть до воскресенья или понедельника.

группа (название группы характеризует отношения)

некоторые примеры

1разряд. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(выражают синтаксические отношения между однородными членами предложения и частями ССП)

соединительные, ВЖ отношения перечисления

и, и… и; тоже, да (в Z «и»), также и др.

сопоставительно-противительные, ВЖ отношения противопоставления или сопоставления

однако, а, но, все же

разделительные, ВЖ либо отношения чередования событий, либо отношения взаимоисключения

либо, или, или… или, то… то,

не то… не то, либо… либо, то ли… то ли

градационные, ВЖ отношение между сопоставляемыми частями таким образом, что вторая часть оказывается более существенной

не только… но и,

не только… но даже

2 разряд. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(связывают придаточное предложение с главным в составе СПП)

временные

когда, как, пока, едва, с тех пор как, прежде чем

изъяснительные

что, как, будто

чтобы, дабы, затем чтобы, для того чтобы

причинные

потому что, ибо, так как, из-за того что

условные

если, ежели, коли

уступительные

хотя, между тем как, несмотря на то что

сравнительные

как, будто, как будто, словно, точно

следствия

так что - один союз

пояснительные, они не нашли себе место ни в сочин., ни в подчин., поскльку совмещают в себе и те, и др. ZZ

то есть, а именно, как то

По характеру выражаемого z союзы

Структура союза (2 классификации)

    Простые/составные (неск. слов)

    Одноместные/ повторяющиеся (двуместные/многоместные)

Понятие о союзных словах

Помимо союзов связь между предложениями м. осуществляться при пом. СS. СSами называют относительные местоимения (мест.-сущ. кто, что, мест.-прил. какой, который, чей и др.), местоименное числительное сколько и местоименные наречия (где, куда, откуда, насколько, почему и др.).

В СSах совмещаются свойства знаменательных и служебных ЧР, поскольку они служат для связи слов в предложении и одновременно являются членами предложения.

В отличие от союзов, которые являются и морфологическим, и синтаксическим явлением, СSа - это ТОЛЬКО СИНТАКСИЧЕСКОЕ явление.

Приемы разграничения союза и союзного слова таковы:

    СS является членом Пия, следовательно к нему можно задать вопрос, а к союзу нельзя.

Вот подарок тебе, что (СS, = подарок) давно посулил.

    Союзное слово нельзя опустить, а союз можно.

    Если опустить союз, Пие превращается в бессоюзное.

Покажите всем, что эта серая грешная жизнь надоела вам (Чехов). =

Покажите всем: эта грешная жизнь надоела вам.

    На союз не падает логич. ударение.

    Союз можно заменить только союзом, а СS - только СSом:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.=

Деревня, в которой скучал Евгений…

Эти приемы помогают, но не являются универсальными.

В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

Союз

В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

План лекции

29.1. Союз как часть речи.

29.2. Классификации союзов.

29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

29.4. Омонимия союзов и слов других частей речи.

29.1. Союз как часть речи

Союзы - это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между членами предложения, между частями сложного предложения, между предложениями в тексте. По образному выражению М.В. Ломоносова, союзы подобны «гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают».

В зависимости от выполняемой функции союзы :

Связывают однородные члены предложения (Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. )

Связывают части сложносочиненного предложения ([Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка], но ]потом странное сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима]. )

Связывают части сложноподчиненного предложения ([У него пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени], (чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту). )

Связывают члены предложения внутри простого (Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? )

Связывают два предложения в тексте между собой (Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время поднимается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы. )

Попробуйте самостоятельно выделить в каждом предложении союз. Если вы сделаете это верно, то слово окрасится в зеленый цвет, если нет - в красный.

1) Так я воспринимаю и слышу это слово.

2) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

3) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

4) Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ.

5) Своеобразны не только результаты развития, но и самые «законы развития».

Flash: Find_souz.swf

Чтобы правильно определять союзы, важно помнить о том, что союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними.

Функция оформления синтаксических связей сближает союзы с предлогами. Однако союз отличается от предлога большей свободой сочетаемости и более широким кругом выражаемых отношений:

Связующая функция союзов сочетается с функцией квалифицирующей: союзы выражают характер отношений между объединяемыми элементами. Именно указание на тот или иной тип синтаксических отношений является значением союза. По определению А.А. Шахматова, союзы - это «слова, соединяющие или разъединяющие сочетавшиеся слова, словосочетания или предложения и определяющие эти сочетания со стороны тех или иных отношений, дающие смысл, раскрывающие значение этих сочетаний. Следовательно, союз имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное обнаружение такого сочетания». Поэтому союзы изучаются не только в курсе морфологии как одна из частей речи, но и в курсе синтаксиса, без чего была бы невозможна характеристика синтаксических связей и синтаксических единиц.

29.2. Классификации союзов

Типы союзов по происхождению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (первообразными) (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

Первообразными являются те союзы, которые не образованы от каких-либо других слов: а, но,и, да.

Производные союзы образуются:

- соединением непроизводных союзов (как будто);

- соединением союза со словом с обобщенным значением (до тех пор, в то время как);

- соединением указательного слова из главной части и простого союза (для того чтобы);

- от других частей речи (пока, хотя, чтобы).

Типы союзов по структуре

По структуре союзы могут быть:

- простыми (что, как, когда и др.);

- составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

Простые союзы состоят из одного слова (например, а, и, но, если, хотя).

Составные союзы состоят из двух или более слов и делятся на:

Одноместные (компоненты одноместных союзов расположены в непосредственном соседстве друг с другом, например, благодаря тому что );

Неодноместные (неодноместные союзы состоят из позиционно разобщенных компонентов, например, не только... но и ).

Типы союзов по употреблению

По употреблению союзы делятся на:

Одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.);

Повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.);

Двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.).

Найдите в предложении союз и дайте ему характеристику по трем классификациям.

Человек, живущий по сердцу, в согласии со своим внутренним миром, - всегда создатель, обогатитель и (непроизводный2, простой1, одиночный1 ) художник.

Для таких мастеров, как (производный1, простой1, одиночный1) Пришвин, мало одной жизни.

Я вернулся домой с таким чувством, как будто (производный1, составной2, одиночный1) видел хороший сон.

Не только страсть, но и (производный1, составной2, двойной3)самая жизнь замирает тихо, незаметно…

Звуки откладываются одинаково весельем, или грустью, или радостью, или тоской (непроизводный2, простой1, повторяющийся2).

Flash: Souz_charac.swf

29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на:

- сочинительные (и, а, но, или и др.) - оформляют связь грамматически равноправных языковых единиц;

- подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.) - выражают зависимость одной единицы от другой.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на несколько разрядов:

Соединительные;

Противительные;

Разделительные;

Сопоставительные;

Пояснительные;

Присоединительные.

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу примерами. Будьте внимательны: союзы перепутаны. Если вы неправильно выполните задание, союзы снова займут свою исходную позицию, если вы ошибетесь дважды, программа начнет вам помогать (как только вы допускаете ошибку, союз начинает мигать).

соединительные

противительные

разделительные

сопоставительные

пояснительные

присоединительные

также, тоже,

да (в значении и),

и...и, ни...ни

однако, же,

зато,

да (в значении но),

то...то,

не то...не то,

или...или,

либо,

либо...либо, то ли...то ли

не только...но и,

как...так и,

не столько…сколько

то есть,

или (в значении то есть),

а именно

да и,

а также

Соединительные союзы выражают отношения перечисления. - И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной...

Разделительные союзы выражают взаимоисключение или чередование явлений. - Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска.

Противительные союзы выражают различные оттенки противопоставления. - Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

Двойные сопоставительные союзы совмещают перечисление с сопоставлением объединяемых компонентов. - Идея Колумба достичь Индии западным путем была не только одним из величайших заблуждений, но и величайшим открытием.

Пояснительные союзы связывают разные наименования одного и того же явления. - Еще Геродот, Аристотель и Плиний более или менее верно описали бегемота, или гиппопотама.

Присоединительные союзы вводят добавление к основной информации. - Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? <...> Да и в сапогах в истребитель его не пустят!

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения. По характеру выражаемых отношений союзы делятся на несколько групп:

1. Временные союзы: когда, пока, едва, как только, прежде чем, после
того как, в то время как, перед тем как, до тех пор пока, по мере того как.

2. Условные союзы: если, если бы, если... то, раз, коли, кабы (союзы
коли и кабы являются устаревшими).

3. Причинные союзы: потому что, так как, ибо, поскольку, оттого
что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, из-за того что.

4. Уступительные союзы: хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая
на то что, даром что, пусть, пускай
(слова пусть и пускай сочетают свойства союзов и частиц).

5. Целевые союзы: чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

6. Союзы следствия: так что, в результате чего.

7. Сравнительные союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, чем, нежели.

8. Изъяснительные союзы: что, чтобы, как, будто.

2 9 .6. Омонимия союзов и слов других частей речи

Подчинительные союзы по своему происхождению связаны в большинстве случаев со знаменательными словами или с сочетаниями знаменательных и служебных слов. Так, союз хотя исторически связан с деепричастием от глагола хотеть, союзы пусть и пускай - с формами повелительного наклонения глаголов пустить и пускать; союз если возник путем сращения формы глагола есть (3 л., ед.ч. от быть) и частицы ли.

Историческое родство многих подчинительных союзов со знаменательными словами проявляется в нередких случаях омонимии союзов и слов других частей речи: например, раз - союз и существительное, пускай - союз и форма повелительного наклонения глагола, точно - союз и наречие.

Особенно важно учитывать омонимию союзов и так называемых союзных слов, то есть местоимений и наречий, выступающих как средство связи между придаточным и главным предложением.

В качестве союзных слов употребляются местоимения кто, что, какой, который, чей, каковой, какое, сколько, наречия где, куда, откуда когда, как, насколько, почему, отчего, зачем.

Омонимия союзов и союзных слов проявляется в словах что, когда и как. Как же отличить, к примеру, союз «что» от местоимения «что», выступающего в роли союзного слова? Необходимо учитывать следующие моменты.

  1. Анализ по членам предложения.
  2. Пропуск анализируемого слова : такой пропуск зачастую возможен для союзов, для союзных же слов пропуск невозможен. Так, в предыдущем примере первое что можно пропустить, второе - нельзя
  3. Постановка логического ударения. Логическое ударение может падать на союзное слово, но не может падать на союз.
  4. Трансформация придаточного предложения с союзным словом в вопросительное предложение.
  5. Замена слова : союз можно заменить только синонимичным союзом, а союзное слово заменяется другим союзным словом, местоимением или существительным».

Рассмотрим все эти способы разграничения союза и союзного слова на конкретных примерах.

Союзное слово

Союз

Я знаю, что вы мне принесли.

1) Является членом предложения, к нему можно задать вопрос.

2) Слово «что» нельзя опустить.

3) Логическое ударение падает на слово «что».

4) Что вы мне принесли?

5) Я знаю: что-то вы мне принесли. Я знаю, кого вы мне принесли.

Таким образом, слово что играет в придаточном предложении роль дополнения и является местоимением, выступающим в роли союзного слова.

Я знаю, что вы принесли мне подарок.

1) Не является членом предложения. к нему нельзя задать вопрос.

2) Слово «что» можно опустить: Я знаю: вы принесли мне подарок.

3) Логическое ударение не падает на слово «что».

4) Трансформация предложения невозможна.

5) Союз «что» ничем в данном контексте заменить нельзя.

Таким образом, слово что является союзом.

Сочинительные союзы, в отличие от подчинительных, имеют омонимы не из числа знаменательных слов, а из числа частиц и междометий.

Так, омонимами союза и являются:

1) усилительная частица: «Овец-то и забыли!» (И.Крылов); «Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе!» (Н. Гоголь) ;

2) междометие, употребляемое в начале восклицательного предложения: «И, полно, что за счеты!» (И. Крылов) .

Омонимами союза а являются:

1) частица, выражающая вопрос или отклик на чьи-либо слова: «- А? Что? Что такое? - проговорил Сипягин, как бы просыпаясь» (И. Тургенев). Частица «а» используется также при повторе обращения: «- Барышня, а барышня? - начал опять городовой» (Ф. Достоевский);

2) междометие, употребляемое «для выражения удивления, злорадства и других чувств»: «- А, Чацкий! Любите вы все в шубы рядить, Угодно ль на себя примерить?» (А. Грибоедов); «А! так ты не можешь, подлец! Когда увидел, что не твоя берет, так и не можешь! Бейте его!» (Н. Гоголь).

Укажите только те предложения, в которых есть союзы, а не омонимичные им части речи (нажмите мышкой на номера этих предложений). В случае ошибки предложение начнет мигать и появится комментарий, обязательно его прочтите.

  1. 1. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа
  2. 2. Зато мой Петр Петрович, у которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно. (Слово «который» никогда не бывает союзом, это всегда местоимение, выступающее в роли союзного слова.)
  3. 3. Я могу верно угадывать даже то, чего не знаю. (Слово «чего» является дополнением, его можно заменить местоимением «чего-то», на него падает логическое ударение, придаточную часть можно переделать в вопросительное предложение: «Чего я не знаю?» Следовательно, это местоимение в роли союзного слова.)
  4. 4. Пока накрапывал дождь, мы говорили о Лиде.
  5. 5. У ворот со львами стояла Женя, поджидая меня, чтобы проводить.
Дата: 2010-05-22 00:58:40 Просмотров: 4624

Союзы – служебные слова, служащие для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения: сложносочиненного и сложноподчиненного.

Старость ходит осторожно и подозрительно глядит.

Основным морфологическим признаком союзов является его неизменяемость, то есть отсутствие морфологических категорий. Союзы не являются самостоятельными членами предложения. Союзы – это постоянно пополняющаяся группа слов. Они формируются на базе других частей речи. Поэтому можно говорить о существовании непроизводных союзов: да, и, но, либо… и производных союзов: что, когда, потому что, в силу того что, до тех пор пока, по мере того как…

По выражаемым синтаксическим отношениям союзы делятся на два разряда: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют равноправно независимые языковые явления.

Подчинительные союзы подчиняют одно другому.

Сочинительные и подчинительные союзы делятся на группы.

По значению сочинительные союзы делятся на :

Соединительные и, да=и, тоже, также, ни…ни ; Выражают отношения соединения. Ни снега, ни дождя не было на улице.

Присоединительные и, да и, да и то . Выражают отношения присоединения к чему-либо. Приехал он поздно, да и не один.

Противительные но, а, да, зато, же, все же, однако. Выражают отношения противопоставления, различия. Мы думали, что солнце ушло навсегда, однако оно выглянуло после обеда.

Разделительные либо…либо, или…или, не то…не то, то…то, то ли…то ли, или, либо. Выражают отношения взаимоисключения. То возвращался, то уходил – так проходили годы. Звуки повозки, или таратайки, или чего-то другого были слышны на улице.

Сопоставительные, или градационные как – так и, не только – но и, хотя – но и ; Выражают отношения сопоставления, сравнения. В Сибири много особенного как в природе, так и в людских нравах.

Пояснительные то есть, или, а именно ; Выражают отношения пояснения того, о чем было сказано недостаточно ясно, отношения уточнения между членами предложения, частями сложного предложения и самостоятельными предложениями. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями.

Подчинительные союзы выражают отношения неравноправия, неоднородности. Они употребляются в сложноподчиненном предложении, связывая главную часть с придаточной. В простом предложении могут употребляться только сравнительные союзы. Они могут обслуживать сравнительные обороты (Он стоял, как пугало, и чувствовал себя неуверенно. ), стоять перед сказуемым, передавая ему оттенок сравнительности (снег гор как шапки ). Подчинительные союзы по типу выражаемого значения делятся на:

Причинные потому что, оттого что, благодаря тому что, в силу того что ; Но Шурик сказал домашним «нет», и никто с ним не пошел, потому что его мужское слово уважали (Улицкая). Ввиду того что погода ухудшается, самолет не сможет вылететь до завтрашнего утра .

Целевые чтобы, затем чтобы, с тем чтобы, для того чтобы, дабы ; Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. …и она, не вникая в его путаные объяснения, цыкнула, чтобы он шел сдавать экзамены в соответствии со списком и не морочил ей голову.

Условные если, если бы, раз, ли, коли, кабы, коль скоро, как скоро, ежели, добро бы ; Если он будет замечать охлаждение в любви, тогда зажигать змеиную свечу, и любовь снова возгорится.

Уступительные хотя, пусть, пускай, а то, даром что, между тем как, несмотря на то что. Этот мальчик приходил к ней по понедельникам как будто по уговору, хотя никакого уговора между ними не было…

Сравнительные как, как бы, будто, как будто, словно, точно, равно как ; В хуннское время оно не таково, как в уйгурское или монгольское.

Союзы следствия так что, до того что ; Прошел сильный дождь, так что о пешей прогулке можно было на время забыть.

Временные едва, едва только, как только, как, когда, лишь, между тем как, после того как, с тех пор как, пока, покамест, покуда, нежели, чуть только ; С тех пор как он оказался в классе, все девчонки думали только о том, как добиться его внимания. После того как были сданы все зачеты и экзамены, для первокурсников начались долгожданные каникулы.

Изъяснительные что, чтобы, будто бы, как; Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

По структуре союзы делятся на простые и составные .

Простые союзы состоят из одного слова: что, когда, пускай, как, и, а, но, однако…

Составные союзы состоят из нескольких слов: так что, так как, потому что, ввиду того что, перед тем как, в силу того что, между тем как…

Внутри составных союзов выделяются нерасчлененные (в предложении не расчленяются другими словами): так что, так как, потому что… и расчлененные (в предложении расчленяются другими словами): не только… но и, как…. так и, если…то…

По употреблению в предложении союзы делятся на одиночные , повторяющиеся и двойные . Одиночные: и, либо, когда, поэтому , повторяющиеся: либо…либо, ни…ни, не то…не то…, двойные: как…так и, если…то, лишь только…как.

г. Барнаул

Железнодорожный район


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.


Тема: Функция союза И. Пунктуация в предложениях с союзом И.

Класс : 11 класс
Учитель : Кощина Татьяна Васильевна
Предмет : русский язык и литература
2003-2004 учебный год.
Тема: Функция союза И.

Пунктуация в предложениях с союзом И.


Цель: Подготовка к ЕГЭ, систематизация знаний.
Знать: 1) особенности структуры сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом;

2) особенности структуры простого предложения с однородными членами ;

3) функции союза И.
Уметь: 1) правильно расставлять знаки препинания в предложениях с союзом И;

2) конструировать предложения с союзом И, выполняющим разные функции;

3) правильно определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Ход урока.
I. Фронтальный опрос с элементами конспектирования.
а) Вспомним, в каких предложениях может употребляться союз И?
Союз И употребляется как в простых предложениях, так и в сложных. Он может стоять между


  1. однородными членами, связывая их друг с другом;

  2. между двумя ПП, образуя одно сложное;

  3. между двумя придаточными предложениями;

  4. может являться частью сложного союза (как…так и; но и; да и).

б) В предложениях с союзом и запятая может находиться…?


  1. перед И;

  2. после И;

  3. одновременно перед И и после И;

  4. отсутствовать совсем.
Графический диктант с целью повторения пунктуации в ССП. У учащихся имеются сигнальные карточки-схемы, которые они поднимают после прочтения учителем П. “По цепочке” старшеклассники комментируют схему и наличие запятой в П.

№1

Односост.

, и

Двусост.

№2

Двусост.

, и

Двусост.

№3

Односост.

, и

Двусост.

№4

Двусост.

, и

Односост.

  1. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали (карточка № 2).

  2. Весь день хотелось пить, и поэтому Сергей предлагал детям минеральную воду. (№ 1)

  3. Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко. (№3)

  4. Снег все сыпал, и с каждым днем пушистей становились кусты. (№2)

  5. Лечение до сих пор было правильное, и я не вижу необходимости менять врача. (№2)

  6. Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. (№4)
Ученик-ассистент записывает на доске правило под номером №1 и озвучивает как правило.

П. Работа в парах. Алгоритм на доске:


  • Спишите П, расставьте знаки препинания, графически объясните.

  • Расскажите партнеру выведенное Вами правило.

  • Выслушайте партнера, задайте друг другу вопросы, если они возникнут.

  • Поблагодарите друг друга.

  1. Он [Чехов] знал где лежит дорога к человеческому счастью и оставил нам приметы.

  2. Что-то редкое виделось нам в этом беззвучном тумане курившемся над прудом и в тумане безлунной ночи.

  3. Он потянулся сладко позевывая и повернув голову посмотрел на хозяина.

  4. Он медленно шел прикрываясь от ветра и о чем-то думал.
Выведенное на основе примеров правило озвучивается, и ассистент записывает его на доске под номером №2.

Сообщение ученика (предварительное задание получил накануне урока по теме “Пунктуация в П с однородными членами , соединенными союзом И).

Ученик объясняет по схемам, которые находятся на плакате.

Союз И однородные члены может соединять:


  • попарно О и О, О и О;
Все было непривлекательно: небо и озеро, пасмурные дали и низкий остров;

  • союз И может употребляться перед каждым однородным членом (повторяющийся союз И):
и О, и О, и О.

Море и вздрагивало, и охало, и плакало, и ревело.


  • союз И может быть опущен перед первым однородным членом:
О, и О, и О.

Море гремело, и вздрагивало, и плакало.


После сообщения учащиеся выполняют задание “Проверяю себя”.

Записать предложения, сверить постановку знаков препинания с карточкой самоконтроля, приготовленной заранее педагогом.

1. Гордый стих и в скромном переводе служил и служит правде и свободе.

усилит.частица.


2. Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов и шлешь ответ.

Союз И соединяет однородные сказуемые в пару, перед ним не ставим запятую. Остальные союзы И – повторяющиеся, перед вторым однородным дополнением ставим запятую, так как союз И – повторяющийся, т.е. схема


О, и О и О, и О.

Соединяет в пару однородные члены.

3. Незаметно подкралась зима и обрушилась на город гулкими метелями, завалила улицы сахарными холмами снега и заморозила дома.
Ш. В завершении урока учитель объясняет случаи отсутствия запятой перед И, записывает правило-помощник на доске под № 3.


Предложения на доске. Устный комментарий постановки знаков.

  1. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. И день и ночь – то есть всегда.

  2. Какие-то люди бегали, весело переговариваясь и беспрестанно отворяя и затворяя двери.

  3. Утром со стороны леса послышался шум моторов и показались немецкие танки.
Общий второст.член

  1. В час, когда начинает слепнуть сова и веселые светлячки гасят свои озорные фонарики, в цветнике родилась Роза . (Соединяет придаточные, которые имеют общий второстепенный член в главном).

Предложения для самостоятельной работы.


  1. Знаки препинания существуют чтобы выделить мысль привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

  2. Отдохнув и напившись чаю мы ровно в полдень опять уселись в лодку и она понесла нас по длинному прямому плесу.

  3. Караван нагруженных лесом барж сбился и окрашенный в желтую краску пароход “Декабрист” сердито пыхтя мотался между баржами и перетаскивал их в камеру шлюза.

  4. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.

  5. Солнце садилось в травы туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива.

  6. Отец мой говорил, что не видывал таких хлебов и что нынешний урожай отличный.

  7. Еще вчера на солнце млея последний лес дрожал листом и озимь пышно зеленея лежала бархатным ковром.

  8. И подпасок гонящий коров и землемер едущий в бричке через плотину и гуляющие господа все глядят на закат и все до одного находят что он красив.

  9. Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметно, как он дрожит и переливается в ярком утреннем свете солнца.

IV. Подведем итог. Ученик-ассистент подводит итог у доски.

Запятая ставится:

а) если союз И соединяет части СП и

б) если союз И – повторяющийся.

Запятая не ставится:

а) если союз И повторяется, но однородные члены образуют тесное смысловое единство или

б) одно цельное выражение,

в) при одиночном И,

Г) при общем члене.


Дома: составить П или выписать из текста П с союзом И, который выполняет разные функции (соединяет ПП, однородные члены, повторяющийся).


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Информационно-рецептивный метод

Предъявление информации (учителем или ассистентом). Организация действий ученика с объектом изучения.

Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание.

2.Репродуктивный метод

Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам. Произвольное и непроизвольное запоминание. Активизация деятельности.

3.Исследовательский метод.

Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения.

Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение прблемы. Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершение. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.
Поделиться: