Логическая пауза и логическое ударение. Логические ударения Как правильно расставить логические ударения и паузы

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой - |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами - |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77-78.).

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.

Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.

Логическая пауза и логическое ударение .

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет. Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать. Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.Вот как можно расставить в тексте логические паузы:«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова. Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими.







Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема: А.С.Пушкин «Зимняя дорога».

Автор Заморина С.А.
Цели: учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором;
определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
учить выразительно читать стихотворение;
развивать речь, внимание, творческое воображение учащихся;
воспитывать интерес к творчеству Пушкина.
Оборудование: портрет Пушкина, эпиграфы, высказывания писателей и поэтов о Пушкине, рабочая тетрадь №1, запись первая часть- концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, компьютер.
О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись в который раз,
Вдруг открываешь в ней такое, что прежде пряталось от глаз.
Д.Кугультинов.
Читайте почаще Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель.
А.М.Горький.
Он (Пушкин) входит в нашу жизнь с самого начала ее и уже не покидает нас до конца.
А.Блок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует нас всех.
2.Сообщение темы и цели урока.
Звучит первая часть – концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.
Сегодня, дорогие ребята, мы совершим путешествие в страну «О, Пушкин!»
Узнаем много нового из жизни поэта, вспомним изученные произведения, познакомимся с новым стихотворением «Зимняя дорога». Итак отправляемся в путешествие.(Действие протекает в виде календаря (слайды) , на каждом листке которого имеются страницы-станции.)
1,2,3,4 слайды.
3.Первая календарная страница –станция «Детство».
А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.
Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи.
Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни. Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы.
В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки. Большую часть свободного времени Саша проводил в играх с крепостными ребятишками.
В раннем возрасте Саша много читал книг. С раннего детства он мечтал стать поэтом. И уже с 8 лет сам начал сочинять стихи.
(Слышится звон колокольчиков и голос ямщика, оповещающий о прибытии на станцию)
5 слайд.
4.Мы меняем лошадей и отправляемся в путь к календарной странице- станции «В лицее».
Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян. Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, Родине и своему народу. В лицее Пушкин увлекся литературой. Уже в эти годы он писал немало стихов.
Другом Пушкина по Царскосельскому лицею был И. Пущин. В последствии он посвятил ему стихи.
Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения «И.И.Пущину» с.67.
6,7 слайды.
5.А теперь мы в Петербурге.
Весной 1817 года Пушкин закончил Царскосельский лицей. Лето он провел в родовом имении Михайловское. Здесь он усердно записывал русские народные сказки: о Бабе Яге, Кащее,о русалках, леших. Именно здесь он пишет поэму «Руслан и Людмила».Давайте вспомним пролог к поэме.
Пушкин живет в Петербурге. Поэт поступил на службу, но большую часть времени он отдает поэзии. Некоторые стихи его были направлены против царя, его приближенных.Пушкин стал опасным противником царя. Вот почему он заявил, что поэта «надобно сослать» из-за возмутительных стихов.
(Ямщик возвещает о приезде на очередную станцию)
Физкультминутка.
8 слайд.
6.Немного отдохнув и поменяв лошадей, мы отправляемся к следующей календарной странице – станции «В ссылке».
В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Затем царь приказывает выехать на новое место ссылки. В августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. За нин строго следили местные власти. Только няня Арина Родионовна разделяла с ним тяжелые годы изгнания. Но даже находясь в ссылке поэт не перестает писать.
И в декабре 1826 года Пушкин написал стихотворение «Зимняя дорога». Стихотворение было создано,когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов, были казнены, а сам он находился в ссылке. Биографы говорят, что стихотворение написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору.
- Как вы думаете, каким будет настроение героя этого стихотворения, который едет зимой ночью в кибитке?»
7.Первоначальное чтение учителем стихотворения «Зимняя дорога».
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (грусти, печали, тоски).
-Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (тоскливое, грустное).
8.Самостоятельное чтение стихотворения.
-Подчеркните слова, значение которых вам не понятно.
9.Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю Ожегова. На доске:
Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей.
Ямщик – кучер.
Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба.
Одне –устаревшая форма одни.
Докучные – надоедливые.
Лик – лицо.
10.Выразительное чтение стихотворения.
-Кто желает выразительно прочитать стихотворение?
-Создание мини-проекта.
-Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивания этого стихотворения?
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, каждая группа создаст свой мини-проект. Посредством красок, слов, образных выражений поделится своими чувствами, мыслями.
11. Анализ стихотворения
-Найдите слова, которые вам помогли понять чувства, переживание автора. Прочитайте их.
Как вы думаете, что не позволило автору увидеть красоту природы в ярких красках? (его душевное состояние). Подтвердите строками из стихотворения. («То сердечная тоска»).
-Вслушайтесь.
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
-Как вы это понимаете? (тяжело на сердце, одиноко).
-Как вы думаете от чего ему одиноко? (зима, холодно, а он один).
12.Работа в тетради №1.(самостоятельная работа, учитель работает индивидуально с ребятами, которые испытывают затруднения.)
1.Поиск.
-Перечитайте текст первых трех строф стихотворения. Подчеркните волнистой линией эпитеты, а олицетворения – прямой линией.
-Укажите рифмы.
2.Соответствие.
-Перечитайте текст.
-Укажите паузы и логические ударения.
-В каком темпе следует читать эти строфы.
-Подчеркните слова, передающие настроение поэта.
13.Домашнее задание (по выбору).
-Выучить стихотворение.
-Подготовить выразительное чтение стихотворения.
14.В 1826 году царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин возвращается в Москву. Он написал замечательные стихи, поэмы, сказки, с которыми вы, ребята, еще будете знакомиться.
15.Итог урока.
-Что на вас произвело наиболее сильное впечатление?
-Что нового узнали на уроке?
-Какие задания показались вам наиболее интересными?

На дугу лошадям подвешивали бубенчики или колокольчики. Считалось, что в дальней дороге, полной опасностей, колокольчик отгоняет злые силы.
- Послушайте звон колокольчика, запишите, какой он.
Афиширование. (Веселый, радостный, задорный, мелодичный, озорной).

Герой стихотворения тоже слушал звон колокольчика. Что он услышал? Прочитайте.
(Утомительно гремит).
- Объясните смысл этого слова.
- Как вы думаете, почему такое противоречие: у веселой борзой тройки утомительный колокольчик? (Тревога на сердце путника, даже веселый колокольчик его не радует).

Прочитайте 1 и 2 строфу выразительно. (Ритм, темп, громкость, логические ударения, паузы).

8. Индивидуальная работа.
- Прочитайте 3 строфу.
- Что еще услышал путник? (Песни ямщика)
- Кто такой ямщик?
Работа с толковым словарем.
("Ямщик" - возница на лошадях).
- Почему он поет? (Чтобы скрасить однообразие долгого пути).
- Каков ритм этих строк? (Замедленный, много гласных в словах ("удалое", "родное"), это передает протяжную напевность русских песен).
- О чем его песни? Почему есть и грустные? (Песни отражают жизненные невзгоды).
- Как вы понимаете слово "Удалой"?
Работа с толковым словарем.
("Удалой" - лихой, смелый, веселый, радостный, задорный).
- Какими кажутся эти песни путнику? ("Что-то слышится родное"). Почему?
- В черновиках А. С. Пушкина были такие строки:
«Чувство русское простое
Слышно в песнях ямщика».
Работа в группах.
- Подберите родственные слова к прилагательному "родной".

Афиширование. (Родина, родник, родня, народ, природа)
- Лирика А. С. Пушкина роднит человека с природой. Когда мы читаем его стихи, глубже понимаем, что человек - частичка природы.

9. Индивидуальная работа
- Прочитайте 4 строфу.
- Какие слов и предложения в этой строфе? (Короткие слова, отрывистые фразы. Они передают движение возка по зимней дороге.)
- Найдите слова, показывающие пустоту, безлюдье местности. ("Ни огня, ни черной хаты").
- Что чувствует путник на такой дороге? Запишите.
Афиширование. (Одиночество, страх, тревогу, потерянность, беззащитность, беспомощность, тоску).
Задание группам.
- Как вы думаете, дорога потеряна, или у путешественников есть надежда на то, что их поездка завершится благополучно? Докажите строчками текста.
Социализация. Выступление представителей групп.
- Что такое "Верста"?
Работа с толковым словарем.
"Верста" - 1) старинная единица измерения длины. Путевая верста -1,06 км.
2) полосатые столбики, которые устанавливали вдоль дороги через определенное расстояние.
- Какого цвета столбики?
Задание группам. Перед вами слова, обозначающие предметы черно-белого цвета. Выберите слово, созвучное стихотворению.
Социализация. (Зебра, жезл регулировщика, жизнь). Учащиеся обосновывают свой выбор.
Верстовые столбы напоминают своей окраской жизнь человека, в которой тоже есть черные и белые полосы. В стихотворении тоже соседствуют грусть и радость, тоска и надежда.

Не только логические паузы помогают нам точно и ясно донести авторские мысли до слушателей. Этому способствует также правильная расстановка и соблюдение логических ударений .

Логическим ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или речевом такте. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу выделяется в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется – тактовое логическим ударением.

    "Теперь конец СЕНТЯБРЯ , / а ветлы / еще не пожелтели ".

Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль, поэтому ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Логическое ударение может стоять на любом значимом слове, где бы оно ни находилось - в начале, середине или в конце речевого такта. Но, часто логически ударное слово стоит в конце речевого такта, что свойственно русской интонации.

Во фразе может быть несколько логических ударений (по числу речевых тактов), но одно из них является главным ударением фразы- фразовым ударением . Главное логическое ударение подчиняет себе все остальные ударные слова фразы, точно так же, как рядовое ударное слово подчиняет себе все безударные слова своего речевого такта.

    " Дочь , / Екатерина Ивановна , / молодая девушка , / играла НА РОЯЛЕ " .

Способы выделения ударных слов различны: они выделяются повышением, понижением, замедлением или усилением голоса, а также при помощи пауз. Все способы выделения ударного слова обычно используются в сочетании друг с другом.

Выделение ударных слов зависит от контекста и действенных задач. Тем не менее, существуют законы и правила постановки логических ударений. Законы всеобщи, и соблюдаются всегда, правила предписывают.

Закон нового понятия

Слова, которые обозначают новые, незнакомые по предыдущему тексту понятия (названия лиц, предметов, свойств; действий и т.д.), выделяются ударением. Знакомые понятия, такие, о которых ранее уже упоминалось, как правило, не являются ударными. Они могут быть выделены лишь в тех случаях, когда этого требует смысл или особое построение фразы.

« Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…»

При инверсии на определениях выраженных прилагательным

«Снег, / игольчатый и рыхлый ,/ падал гроздьями».

Противопоставления

Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Иногда одна из частей противопоставления только подразумевается (скрытое противопоставление). Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.

«Я б не стал курить махорку ,

а достал бы я «Казбек» » .

«Не казнь страшна , - / страшна твоя немилость » .

«Не род , / а ум поставлю в воеводы».

Утверждаемыми понятиями являются «Казбек», «немилость», «ум», поэтому они требуют понижение голоса и значительного его усиления. Слова «махорку», «казнь» и «род» являются отрицаемыми понятиями и требуют повышения голоса (без его усиления).

«Вам бы, знаете, во флот

С Вашим аппетитом».

Слово «во флот» является скрытым противопоставлением (во флот, а не в пехоту).

Сравнения.

При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет, свойство и т.д. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро , весела,

Как жизнь поэта , простодушна,

Как поцелуй любви , мила».

Нераспространенное предложение.

В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются. Сказуемое, смысл которого как бы заключен в подлежащем, не выделяется, на каком бы месте в нераспространенном предложении оно не стояло.

«Суровая зима . Но: Зима сурова я».

Пояснительные слова при глаголе .

Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол , то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.

«Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри » .

Здесь ударение получили обстоятельство времени (осенью ) и обстоятельства места (из Бахчисарая , в Ялту , через Ай-Петри ), которые поясняют глаголы.

«Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала ».

Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала . Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».

Перечисление. Однородные члены предложения .

Перечислению свойственен особый «ход голоса» -повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается. Сила выделения перечисляемых слов все возрастает. Однородные члены предложения (выраженные одним словом или словосочетанием), иногда целые предложения требуют интонации перечисления.

«Вот уж и стука , / и крика , / и бубенцов не слыхать».

«Мелькают мимо/ будки ,/ бабы ,/

Мальчишки ,/ лавки , / фонари /,

Дворцы ,/ сады ,/ монастыри …»

Определения, выраженные существительным в родительном падеже.

«Из окон соседа / раздавалась музыка».

«Отселе я вижу / потоков рожденье,/

И первое / грозных обвалов / движенье.»

Обращение.

Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

«Виктор , / подай мне мячик ».

«Прошу тебя(,) доченька, / не уходи ».

«Не кричи (,) Лена».

Выделение повторяющихся понятий.

« Еду, еду в чистом поле;/

Колокольчик динь-динь-динь …/

Страшно, страшно поневоле /

Средь неведомых равнин».

Обобщающие слова принимают логические ударения.

«Теперь уже ни гор,/ ни неба,/ ни земли –// ничего не было видно».

Поделиться: