Янси Ф. Библия, которую читал Иисус

После главы 2 Сатана больше не упоминается в тексте. Ему и нет нужды появляться, поскольку друзья Иова достаточно умело отстаивают его точку зрения. Это шедевр драматической иронии: основная часть высокопарного и совершенно ложного богословия, которым наполнена книга, исходит из уст мудрых и набожных стариков, которых в конце концов грозный оклик Бога заставляет замолчать.

Три друга Иова и в меньшей степени Елиуй отстаивают позиции «бихевиористской партии». По их мнению, с учетом здравого смысла и всех разумных соображений следует утверждать, что справедливый Бог будет обращаться с людьми честно. Тех, кто Ему повинуется и сохраняет веру Бог вознаградит; тех, кто грешит, Бог покарает. Что можно на это возразить? Остается сделать еще один вполне логичный шаг и прийти к выводу, что невыносимое страдание Иова свидетельствует о каком–то серьезном, неисповеданном им грехе. Если бы Иов отказался от своего упрямства и покаялся, Господь, несомненно, простил бы его и возместил его потери.

Мы воспринимаем друзей Иова скорее как отрицательных персонажей, ведь Сам Господь в конце книги обличает их. Тем не менее легковесными их аргументы не назовешь - эти люди умело отстаивают свою точку зрения, и их спокойные рассуждения выгодно противостоят несдержанным выкрикам Иова. По–моему, если бы сегодня мы располагали только главами 3-37 книги Иова, мы бы сочли подлинными героями книги этих трех мудрецов. Я говорю об этом потому, что их рассуждения и поныне звучат в христианских церквях.

Чтобы вполне постичь пророческое, выходящее за пределы своего времени значение этой книги, следует оценить аргументы Вилдада, Елифаза и Софара с точки зрения нынешней философии. Быть может, Бог насылает страдание в наказание за грехи? Спросите любого христианина, оказавшегося на больничной койке, доводилось ли ему слышать это рассуждение. Основную теорию друзей Иова - дескать, Бог способствует процветанию хороших людей и портит жизнь дурным - я слышу практически каждый раз, когда включаю религиозную телепрограмму. В этих передачах редко упоминается вера, подобная вере Иова, которая устоит, даже если все пойдет прахом. Сегодня христиане готовы повторять мудрые речи Елифаза, ссылающегося на какое–то таинственное видение в ночи и даже советующего Иову обратиться к Богу с просьбой сотворить чудо (4:12–17; 5:8–10).

Короче говоря, друзья Иова - самонадеянные догматики, взявшиеся отстаивать неизреченность путей Господних. Они полагаются на свою ученость и здравый смысл и на этом основании судят Иова. Для них все заранее ясно: на какую защиту может рассчитывать Иов, если приходится выбирать между человеком, уверяющим всех в своей правоте, и Богом, в правоте Которого никто не усомнится. Джордж Макдональд сравнивает их поведение с позицией фарисеев, для которых уплата десятины и соблюдение предписаний оказались важнее, чем смирение перед Богом. Они не могли сделаться детьми - но Иов, как любой обиженный ребенок, настаивает на своем праве по крайней мере получить какое–то объяснение.


Набожные друзья Иова удивлены и напуганы его возмущением. Подумать только - он вопрошает Бога, он требует, чтобы Всемогущий выслушал его и ответил ему! Тем же снисходительным тоном готовой мудрости говорит с нами сегодня благочестивая наклейка на бампере автомобиле: «Если Бог слишком далеко, кто в этом виноват?»

Иов находится «внутри» драмы. Он может сосредоточиться только на проблеме страдания. Разумеется, ему ничего не известно об испытании веры, в которое вовлечены высшие силы. Если бы он заранее получил эту секретную информацию, испытание утратило бы всякий смысл. А так Иов чувствует, что Бог предал его.

Иов стоит перед лицом неразрешимой дилеммы. Он не может отвергнуть Бога, лишиться непоколебимой веры в любящего Господа, которая составляла главную ценность его жизни. Однако, чтобы признать свое страдание заслуженным, он также должен совершить насилие над собой, обмануть себя, потому что он знает, что не повинен в преступлении, заслуживающем столь страшного наказания. Друзья Иова рассуждают о битве добра и зла, сам же Иов вовлечен в куда более страшную битву между добром и добром. Справедливость Бога против невинности Иова - где же и в чем теперь искать смысл?

Подвергаясь словесным атакам своих друзей, Иов колеблется, запутывается в противоречиях, подчас даже соглашается с ними. У него нет подходящих богословских доводов, чтобы спорить с ними. Все, что говорят эти старцы, похоже на истину. И все же он глубоко уверен, что в его конкретном случае эта истина оказалась ложью, потому что он не достоин такой участи. Да, конечно, он грешил, но не настолько, чтобы заслужить подобную кару, лишиться близких, здоровья и всего имущества разом. В конце книги Иов выстраивает формальную юридическую защиту, как обвиняемый перед судом.

Речи Иова выражают глубокое горе, боль, отчаяние и возмущение. Он едва удерживается от нападок на Бога, он яростно восстает против Него, едва не срываясь на кощунство. Первые слова, которые мы слышим из его уст: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: «зачался человек!» (3:3).

Вот лишь небольшой перечень высказываний этого «долготерпеливого» святого. Он говорит Богу:

«Доколе же Ты не оставишь, не отойдешь от меня,

доколе не дашь мне проглотить слюну мою» (7:19).

«Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился,

прежде нежели отойду, - и уже не возвращусь» (10:20–21).

«Но гора, падая, разрушается,

и скала сходит с места своего;

вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль:

так и надежду человека Ты уничтожаешь» (14:18–19).

«Гнев Его терзает и враждует против меня,

скрежещет на меня зубами своими» (16:9).

«Вот, я кричу: «обида!» и никто не слушает;

вопию, и нет суда» (19:7).

«Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, -

стою, а Ты только смотришь на меня.

Ты сделался жестоким ко мне;

крепкою рукою враждуешь против меня…

Когда я чаял добра, пришло зло;

когда ожидал света, пришла тьма.

Мои внутренности кипят, и не перестают»(30:20–21,26–27).

Иову в его несчастье Бог кажется негодяем, который «губит и непорочного и виновного» (9:22). Этот образ в точности противоположен вести Иисуса о благом Отце, Чей свет проливается и на добрых, и на злых. Клайв Льюис, описывая свои переживания после смерти жены, отметил: «Мне не грозит (так я думаю) опасность утратить веру в Бога. Реальная опасность заключается в том, что я начну верить ужасным вещам о Нем. Я не боюсь прийти к выводу: «Так, значит, Бога нет». Я боюсь придти к выводу: «Так вот Каков Бог на самом деле. И не обманывайся больше». Со свойственной ему неуклюжей прямолинейностью Льюис вслед за Иовом спрашивает, не является ли Бог «Космическим Садистом»?

Все эти высказывания на грани кощунства не ускользают от внимания друзей Иова. Елифаз возмущенно отвечает: «Да ты отложил и страх, и за малость считаешь речь к Богу» (15:4). Он сравнивает Иова с тем нечестивцем, который «простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю» (15:25).

Однако история Иова приобретает неожиданный поворот. Как сказал Серен Кьеркегор: «Тайна книги Иова, ее мощь, ее нерв, ее основная идея в том, что Иов вопреки всему оказывается прав».

Богат, как Иов

БОГ ОСУЖДАЕТ ДРУЗЕЙ ИОВА (42:7–9)

Поражает в этой истории то, что Божий гнев воспылал на таких, казалось бы, достойных защитников Его провидения, как трое друзей Иова. Вполне ясно одно: люди могут защищать Бога, но не обрести при этом Его благоволения. Как такое возможно?

Бог проводит различие между Иовом и его друзьями

Должно быть, Елифазу стало не по себе, когда Бог прямо сказал ему: «...вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иова 42:7). Такие слова подобны грому среди ясного неба. Тем более что об Иове, который, по их мнению, был падшим человеком, Бог отзывался крайне благосклонно. Господь ждал, пока трое друзей завершат свои речи, чтобы затем подвергнуть их жесткому осуждению. Ждать пришлось долго. Нигде в Святом Писании таким своенравным людям, как друзья Иова, не предоставлялось столько времени для речей. Они имели возможность на протяжении девяти глав объяснять взаимосвязь между грехами Иова и Божьими наказаниями.

Нас не должно удивлять то, что Бог отверг их точку зрения. Скорее, должно удивлять другое.

Прежде всего, то, что осуждение было столь радикальным. К тому же, все Божьи слова были пропитаны негодованием – ни капли утешения или поддержки. Несмотря на все благие намерения этих мужей, на них обрушился Божий гнев. Бог был почти готов отвергнуть их.

Но что именно стало причиной Его гнева? Несправедливое отношение друзей к Иову? Конечно, их отношение к Иову было ужасным. Вскоре они уже не смогут пренебрегать им. Однако не это Господь считал настоящим злом. Будь это так, они сбились бы с правильного пути, осудив Иова, но при этом преследовали бы благие цели, а именно стремились бы защитить Божье имя. В таком случае Бог сказал бы Елифазу : «Я, конечно, признателен вам, что вы защищали Мое провидение. Тем не менее делали вы это неправильно, а именно ценой страданий Иова».

Но Божье осуждение было более жестким: «Вы неверно говорили обо Мне » . Выражение «неверно» означает в данном случае «безосновательно, используя не заслуживающие доверия сведения». Таким образом, сказанное друзьями Иова о Боге не было правдой. Вне всяких сомнений, у них были благие намерения. Кроме того, часть их утверждений о Боге была верной. Позднее апостол Павел процитирует высказывание Елифаза о том, что Бог «...уловляет мудрецов их же лукавством» (Иова 5:13, 1-е Кор. 3:19).

Таким образом, проблема не в том, что все сказанное ими было ложью – ведь это, как мы видим, не так, – но в том, что Господь не узнал Себя в изображенном ими образе Бога. Люди могут совершенно серьезно говорить о Боге и даже сказать несколько правильных вещей о Нем. Тем не менее, видя то, как они воспринимают Его в целом, Бог говорит: «Я не таков!»

Мы должны четко уяснить эту истину и хорошо помнить об этом, когда навещаем тех, в чьей жизни случилось ужасное несчастье. Одни люди пытаются объяснить, почему Бог поступил подобным образом, другие хотят обосновать, почему Он не имеет никакого отношения к несчастьям. Но Бог всегда внимательно нас слушает. То есть Богу крайне интересно знать, что мы говорим о Его причастности к страданиям. Следовательно, мы должны отвечать за свои слова. И горе нам, если мы говорим о Боге, исходя из собственных представлений о Нем. Именно так поступили друзья Иова.

Еще неприятнее им было слышать, что Бог несколько раз положительно отзывается об Иове, отмечая: «...вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иова 42:7, 8).

Когда же Иов верно говорил о Боге? Некоторые толкователи полагают, что здесь имеются в виду слова Иова во время его покаяния (Иова 42:1–6). Они утверждают, что только тогда Иов начал говорить верно о Боге. Однако такое толкование кажется нам не совсем убедительным.

Бог противопоставлял речь Иова речам его друзей. Бог сравнивал ход рассуждений Иова с ходом рассуждений его друзей . Вполне очевидно, что в данном случае подразумевается общая картина общения Иова с друзьями, во время которого он говорил о Боге верно, а друзья – неверно. Нас немного озадачивает то, что Бог так положительно отзывается об Иове. Ведь, согласно Его собственным словам, Иов «омрачал Провидение словами без смысла» (Иова 38:2). Скорее всего, Бог имел в виду следующее. Как Иов, так и его друзья верили в Бога. В этом отношении между ними не было никакого различия. Различие было в содержании их речей о Господе – они говорили о Нем на разных языках. Дело в том, что друзья пытались втиснуть Живого Бога в рамки собственной логики. Данный подход проявлялся в том, как они относились к Богу. Они всегда говорили о Нем, но не с Ним. Бог был где-то вдали. У них не было каких-то тесных взаимоотношений с этим Богом, будто они вовсе не были с Ним связаны.

Однако у Иова такая связь с Богом была. Отвечая на вопросы друзей, он то и дело обращался к Господу (Иова 7:12; 10:2; 13:24 и т. д.). Конечно, он говорил высокомерные и безрассудные слова. И это было его ошибкой! Тем не менее у Иова была связь с Живым Богом. Он так и не проклял Бога, как предсказывал сатана. Также он не принял человеческое понимание Бога (которое отражалось в речах его друзей). Он не скрывал своих проблем. Он открыто выражал свое несогласие с Богом. Но со всеми своими вопросами и укорами Иов вновь и вновь обращался к своему Богу и предавал себя в Его руки. Именно это имел в виду Бог, утверждая, что Иов верно говорил о Нем.

Пусть это будет для нас предупреждением, дабы мы не создавали образ Бога, руководствуясь собственными представлениями о справедливости. Никогда! Ведь подобный подход создает лишь видимость решения проблемы и оскорбляет Живого Бога.

Различные вопросы зачастую просто должны остаться без ответа. И лучше не иметь ответа, нежели пытаться дать ответ на основании собственных представлений о Боге. Вот почему Бог сказал, что Иов, в отличие от его друзей, верно говорил о Нем. Хотя Иов и перешел несколько раз границы дозволенного, он тем не менее не начал ссылаться на собственные представления о Боге. Вывод таков: в своем самомнении Иов оступился и подверг себя опасности . Тем не менее он преткнулся, следуя по пути веры, которая и стала для него спасением. Лучше преткнуться на правильном пути (как Иов), нежели браво маршировать в направлении, которое выбрал сам (как его друзья). Ведь тот, кто споткнется и упадет на пути веры, не погибнет – его удержит и поднимет Бог.

Друзья спасены

Не часто Бог напрямую обращается к тем, кто говорит о Нем неверно. Три друга Иова были полностью уверены в том, что их понимание Бога верно. Они стояли плечом к плечу, были едины в своем мнении. Их схема работала безукоризненно, за исключением того факта, что Иов не желал признавать свою вину. И это обстоятельство портило всю картину. Друзья все силы приложили для того, чтобы решить данную проблему. Но у них ничего не получилось. Как только Иову давали возможность высказаться, он сразу все портил, заявляя о своей невиновности. Однако, согласно их логике, Иов не мог быть прав.

Ни Иов, ни Елиуй так и не смогли их переубедить. И это случается довольно часто. Заблуждающиеся люди всегда уверены в своей правоте. Когда же таким людям указывают на их неправоту, они бурно и с раздражением реагируют на замечания. Однако друзьям Иова некуда было деваться. Елифазу было сказано, что Господь отверг их понимание Его. Гнев Господень возгорелся против них. Бог уже был готов отвергнуть их (в нидерландском переводе – «причинить им вред». – Прим. пер .).

Серьезность положения подчеркивается большой жертвой , которую Бог повелел им принести: четырнадцать животных, семь тельцов и семь овнов, должны быть сожжены на жертвеннике в огненном пламени и клубах дыма. Бог заставил друзей Иова почти задыхаться от удушающего запаха горелого мяса.

Но они заплатили далеко не сполна. Жертва четырнадцати животных представляла собой кровавый прообраз величайшей жертвы всех времен. В конечном счете только Христос мог заплатить выкуп за совершённый грех. Таким образом Господь показал им всю тяжесть их греха.

Более того, Иов должен был помолиться за них. Они должны были сами попросить его об этом. Нелегкая задача. Ведь им придется открыто раскаяться в своей неправоте. Кроме того, друзья должны будут признать, что не они, но Иов говорил верно о Боге. К счастью, они выполнили Божьи требования. И, к счастью, Иов им все простил. Ведь в противном случае он не смог бы за них помолиться. Итак, мы видим Иова среди сжигаемых жертвенных животных. Божий гнев излился на жертвенных животных – пламя, клубы густого дыма, удушающий смрад... Ужасное зрелище. И вот стоит Иов, все еще больной, несчастный, молящийся за друзей.

Господь услышал его. Друзья не были наказаны. Восторжествовала Божья благодать и милость. Они низко склонили головы, в которых ранее было место лишь для человеческой логики. Это значит, что друзья Иова отреклись от своего ложного богословия и воздали Богу честь, Ему подобающую.

Ведь они не могли воздать Богу честь, пока предпринимали попытки предоставить разумное объяснение Божьего провидения. Поступая таким образом, друзья Иова оскорбляли Бога. Вследствие этого Бог отдалился от них. Те, кто пытается приблизиться к Богу с помощью собственного «логичного» богословия, на самом деле лишь отдаляются от Него! Признав свою вину (хотя в дальнейшем им нужно было еще многое осмыслить), они восстановили добрые отношения с Господом. И это произошло благодаря жертве всесожжения, то есть благодаря Христу!

Перавя неправда друзей Иова в том что они были совершенно уверены в том что все прекрасно понимают в устройстве мира. Никаких воросов и сомнений у них не возникало, они лишь пытались убедить Иова что он неправ. Они не нуждались в том чтобы вопросить Бога о чем-либо, не сомневались что они могут быть неправы в своих человеческих рассуждениях.

Взгляд их ограничивается земной жизнью, они не видят в происходящем духовных, космических причин, в их замкнутом мировоззрении все что происходит с человеком жестко зависит от поведения самого человека, от его грехов или праведности. Бог здесь является лишь слепым законом, инструментом земной справедливости.

Они порицают Иова за то что он пытается обратиться со своим недоумением и воплем к Богу. Для них Бог далек от их повседневной внутренней жизни, Он не есть некто к кому можно обратиться лично. Т.е. они верят в Бога абстрактно, рассудочно, как в некий вселенский закон. И хотя некоторые их аргументы могут звучать справедливо, при таком в корне неверном личном отношении к Богу уже не имеет значения насколько их отдельные аргументы справедливы.

И главное, что в их рассуждениях нет ни капли сострадания, они как бы собрались на богословский семинар обсудить с Иовом проблему воздаяния. Ни разу никто из них не произнес слова милости к Иову. Очевидно что человек не познавший любви Божией, не знающий что «Бог есть любовь» не может по существу понять ничего ни в своей жизни, ни в мире, как бы не выглядели правдоподобными любые его рассуждения.

В рассуждениях Иова тоже не много истины, хотя он изрекает много верных мыслей и пророчеств, впрочем в его словах больше недоумения и вопроса, чем утверждения. Он оспаривает аргументы друзей, но сам не имеет обьяснения причины своего страдания. Правота Иова, несмотря на его непонимание, заключалась не в его рассуждениях, а в его действии - в том что он обратился со своим недоумением к Богу. В отличие от друзей он встал со своим человеческим разумением земной справедливости в тупик, и понял что ни он ни его друзья не понимают чего-то главного, понял что только у Бога есть истина и что только к Нему он может обратиться со своим недоумением.

Почему, при том, что Бог не ответил на вопросы Иова, тот остался доволен?

Хотя Иов и оспаривает суждения своих друзей о «благополучном» устроении мира, он оспаривает их с чисто человеческих позиций, он смотрит на свое страдание со стороны своей самости, пытаясь получить ответ почему страдает именно он. В такой безысходной эгоистичной человеческой перспективе его вопросы и не имеют ответа, поэтому Бог не отвечает на них прямо, а показывает ему совсем другую перспективу, в которой центром является не человеческое «Я», а Творец и Творение, показывает ему что Бог зла не творил, показывает по какой причине в мире присутствует зло и страдания, аллегорически опысывая диавола в образе левиафана. И Иов, пораженный таким откровением и его высшей истинностью, забывает о своей узко-эгоистической человеческой «правде» и остается удовлетворен ответом Бога.

Но более важно что для Иова его страдание – не столько в том что он болен и всё потерял, не столько в том что он не может оправдаться перед Богом, а главное в том что его отношения с Богом терпят крах, что Бог как ему кажется отступил от него. Это страдание Богооставленности, самое мучительное для человека который всю жизнь уповал на Бога и жил только своей связью с Богом. Именно поэтому он так взывает к Богу, желая услышать хоть слово от Него, желая убедиться что он не отвергнут Богом. И потому он остается удовлетворен ответом, удовлетворен самим проявлением Божией милости, тем что Бог не забыл его и не отверг его надежду и веру.

Свящ. Александр Мень

§ 22. Книга Иова

1. Композиция и сюжет Кн. Иова . Кн. Иова построена как произведение двупланное. Она делится на прозаическую и поэтико-драматическую части. Прозой написаны пролог и эпилог. В прологе (Иов 1:1-2:13) повествуется о том, как Сатана поставил под сомнение бескорыстность Иова-праведника и получил от Бога право испытать его. Лишившись всех своих богатств, потеряв детей, пораженный тяжким недугом, Иов не ропщет на Бога. Его терпение посрамляет Сатану. Эпилог (Иов 42:7-17) рисует торжество мужественного страдальца. Господь вознаграждает его восстановлением богатства и рождением новых сыновей, и он умирает «в старости, насыщенный днями».

Поэтико-драматическая, основная часть книги (Иов 3:1-42:6) содержит три цикла бесед Иова с его тремя друзьями, которые пришли выразить ему свое сочувствие. Друзья Иова — Елифаз, Вилдад и Софар — пытаются объяснить ему причину его страданий. Но Иову их утешения кажутся пустым звуком. Он уверен, что невиновен перед Богом. В душе его поднимается «буря сомнений» (свт. И. Златоуст. Письма к Олимпиаде, 2,8). В конце концов Иову является Сам Господь и возвещает о сокровенности Своих путей, непостижимых для смертного.

В этой поэтической части книги трем речам друзей (в каждом цикле бесед) соответствуют три речи Иова. К этому добавлен гимн о Премудрости, написанный, по-видимому, самим автором книги (гл. 28), а также речи Елиуя (Иов 32:1-37:24), которые были составлены последним редактором книги.

2. Предистория, дата написания книги . Тема невинного страдальца впервые появляется в писаниях мудрецов Двуречья. Известны шумерский и вавилонский варианты поэм (см. приложение). В них человек, которого постигли тяжкие невзгоды, размышляет над волей Божества и склоняется перед ней. Конец этих поэм светлый, как и в Кн. Иова. Небеса вознаграждают страдальцев за их веру и терпение.

Эти поэмы могли быть известны боговдохновенному автору книги и использованы им в качестве сюжетной канвы. Кроме того, в Израиле знали легенды о мудром Иове, который был, видимо, историческим лицом. В египетских документах ХIV века до Р.Х. он фигурирует под именем Йава, палестинского царя. Пророк Иезекииль называет его наряду с двумя другими неизраильскими мудрецами-праведниками Иез 14:14 . Даниил, упомянутый у пророка, — легендарный финикийский царь-мудрец. . В самой Кн. Иова он — житель земли Уц, одной из областей Едома.

Мнения о времени написания книги высказывали самые разнообразные. Ориген, следуя иудейской традиции, относил ее ко временам моисеевым (Против Цельса, VI). Свт. Иоанн Златоуст писал: «Говорят, что эту книгу составил Соломон, если только она не есть произведение Моисея» (Твор., т. VI, с.664). Этот же взгляд поддерживали и свт. Григорий Богослов и другие древние экзегеты. Однако дальнейшее изучение языка книги привело к иной датировке. Так, еп. Филарет (Филаретов) рассматривал ее как самое позднее произведение ветхозаветной письменности. В любом случае, имя автора книги остается неизвестным.

То, что в ней воздаяние ограничено земной жизнью, показывает, что она едва ли появилась позже IV века до Р.Х., когда впервые прозвучало благовестие о воскресении мертвых. Большинство экзегетов относят теперь книгу к концу V века до Р.Х.

В это время еще господствовало представление, что зло всегда наказуется, а добро вознаграждается, но многие чувствовали упрощенность этой схемы. В Кн. Иова Господь отвергает старые богословские теории теодицеи (богооправдания). Прав оказывается Иов, а не его друзья, «защищавшие» Бога, ибо Иов, несмотря на «бурю сомнений», глубже их верил в Правду Божию. Тайна посмертного воздаяния еще не была открыта, и Кн. Иова готовила Церковь Ветхого Завета к восприятию этой тайны.

Кн. Иова издавна пользовалась высоким авторитетом (Иак 5:11). Паремии из нее читаются Великим Постом. Толкователи относят ее к числу наиболее философских произведений Ветхого Завета, затрагивающих самые жгучие проблемы бытия человека.

В Кн. Иова черпали вдохновение Ломоносов, Гете, Байрон. Она послужила отправной точкой для философских размышлений С. Кьеркегора, Л. Шестова, К.Г. Юнга. Новый перевод книги осуществлен С.С. Аверинцевым (1973).

3. Терпение Иова (Пролог) . Автор книги не желал полемизировать с учителями Закона и поэтому избрал героем иноплеменника (едомитянина). Иов ничего не знает о Законе и Обетовании. Он исповедник единого Бога, Которого чтит в первобытной простоте. Он праведен по отношению к себе (евр. «там» — непорочен, прост, целен), к людям (евр. «яшар» — справедлив, прям) и по отношению к Богу («богобоязнен и далек от зла»).

Но вот некое духовное существо, именуемое Противником (евр. Шатан, русск. Сатана), являясь перед небесным престолом вместе с другими «сынами Божиими» (ангелами), выражает сомнение в бескорыстии Иова. Не есть ли его праведность только плата за те блага, которые дал ему Бог? Бог видит в нем Своего «раба», а он на самом деле ищет лишь своего. «Но простри руку Твою, — говорит Богу Сатана, — и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов 1:11).

Сатана книги — это еще не дьявол, как его понимают теперь (в ту эпоху символами дьявола были Дракон и Змей). «Противник» — исполнитель суровых предначертаний Ягве, подобный грозным ангелам-губителям. Его задача — испытывать человека.

В речах Противника содержится обличение популярной трактовки Завета как сделки. Он как бы предвосхищает те упреки, которые не раз выдвигались против религиозной этики, якобы всецело построенной на «награде и каре».

Отвечая Противнику, Господь не просто отвергает его подозрения, но дает ему возможность самому убедиться в бескорыстии веры Иова. Он отдает судьбу праведника в полное распоряжение Сатане, чтобы показать ему безусловную верность Иова.

Но как может Бог делать человека «ставкой в споре»? Чтобы понять это, нужно учитывать приточный, условный характер пролога. Он не претендует на точное изображение реальности. Цель автора — с помощью этого диалога раскрыть главную и очень важную истину.

В том же условном ключе изображены, по существу, и беды, которые Противник навлек на Иова. В один день он лишается всего и мгновенно низвергнут с высоты могущества и счастья. Но он переносит катастрофу твердо, как подобает истинному «служителю» Господню:

Наг я вышел из чрева матери моей,
наг и возвращусь,
Господь дал, Господь и взял...
да будет имя Господне благословенно!

Иов 1:21
Однако Сатана не удовлетворяется этим. Иов, говорит он, держится стойко только потому, что сам жив и здоров. Вот если его самого поразит болезнь — неизвестно, останется ли он столь же бескорыстным и неколебимым в вере. Но и тут Противнику дана полная свобода действий. Сохраненной должна остаться лишь «душа», то есть жизнь Иова.
Так человек, еще вчера считавший себя счастливым, оказывается на гноище. Все отшатнулись от него, пораженного недугом, в котором издавна видели Божие проклятие. Жена уговаривает Иова произнести хулу на Творца и умереть от Его руки, чтобы избавиться от позора и мучений. Но Иов отвечает: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не принимать?» (Иов 2:10).

Цель сказания, как поясняет свт. Иоанн Златоуст, «состоит в том, что научить терпению тех, которые впадают в искушения, хотя их благочестие всем известно; чтобы они не соблазнялись» (Твор., т. VI, с.664).

4. Беседа Иова с друзьями . Узнав о бедственном положении Иова, к нему приходят три его друга, тоже едомитяне. Они едва узнали его и в слезах молча сидят рядом с ним «семь дней и семь ночей», не в силах вымолвить ни слова. Наконец Иов нарушает молчание и с горечью говорит о своей судьбе. Его беседы с друзьями и составляют основное содержание книги. Она ставит мучительный вопрос: почему страдает невинный?

В ту же эпоху, когда писалась Кн. Иова, греческие трагики (Эсхил, Софокл) давали свой ответ на этот вопрос: над ним властвует слепая и всесильная Судьба. Рок неумолим, и в его предначертаниях нет нравственного смысла. Иов же не может с этим согласиться. Он верит в благость Божию, и именно поэтому его страдания так велики.

Первая беседа . Иов начинает с того, что проклинает день своего рождения в мир:

Для чего не умер я, выходя из утробы,
и не скончался, когда вышел из чрева?..
Теперь бы лежал я и почивал,
спал бы, и мне было бы покойно...
Там беззаконные перестают наводить страх,
и там отдыхают истощившиеся в силах...
Малый и великий там равны,
и раб свободен от господина своего.

Иов 3 , Иов 11 ,
Иов 13 , Иов 17 ,
Иов 19
В этих словах уже есть первый намек на то, что Иова терзает не только его бедствие, но и зло, царящее в мире.

Возражая ему, Иов говорит, что не ждет больше поддержки друзей, а станет теперь взывать только к Богу, требуя Его суда (Иов 16-17).

Вилдад снова настаивает на том, что закон справедливого воздаяния ненарушим (Иов 18).

Иов взывает к друзьям о милосердии. Он находится в бездне отчаяния, но искра надежды в нем еще не погасла:

А я знаю, Искупитель мой жив,
и Он в последний день восставит из праха
распадающуюся кожу мою сию;
И я во плоти моей узрю Бога.
Я узрю Его сам;
Мои глаза, не глаза другого, увидят Его,
истаевает сердце мое в груди моей!

Иов 19:25-27
Эти провидческие слова об Искупителе (евр. Гоэл — Защитник, Заступник, Спаситель) не имеют абсолютно точного перевода. Наиболее близким к смыслу подлинника считается следующий перевод: «И я знаю: Заступник мой жив и в конце над пепелищем встанет; и после распадения кожи моей, я во плоти моей увижу Бога».

Нет оснований считать, что речь здесь идет о воскресении из мертвых. Иов лишь высказывает веру в то, что Бог откроется ему, пока он еще жив. Но, если не по букве, то по духу, эти слова прообразуют чаяния грядущего искупления и воскресения. Иов жаждет услышать Самого Господа, узреть Его лицом к лицу. Ему нужны не благочестивые теории при «молчании Неба», и живое Откровение.

Софар же опять упорно возвращается к старой концепции. Он говорит, что Иов не может быть невинным. Бедствуют только нечестивцы ().

Иову не трудно его опровергнуть. Жизнь не вмещается в теорию Софара. Иов спрашивает:

Почему беззаконные живут,
достигают старости, да и силами крепки?..
Проводят дни свои в счастье
и мгновенно нисходят в преисподнюю.

).

Софар утверждает, что рано или поздно грех будет отмщен (Иов 27:13-23 ; Иов 24:18-24).

По существу к этому сводится весь монолог Ягве. Но для понимания книги гораздо важнее — реакция и ответ самого Иова на Богоявление. Он склоняется перед Господом в смирении и благоговении. Почему? Объяснение дается в последних словах Иова, обращенных к Богу:

Я слышал о Тебе слухом уха,
Теперь же мои глаза видят Тебя.
Поэтому я отрекаюсь
и раскаиваюсь в прахе и пепле.

Иов 42:5-6
Боговдохновенным автором не предлагается очередная гипотеза о Боге. Новое знание о Промысле родилось у Иова из мистической встречи с Сущим. Она положила конец богооставленности; Иов обрел вновь близость к Господу-Заступнику. Он спорил и роптал, но до последней минуты не покидала его надежда, что Бог явит ему Свой Лик. И надежда его сбылась. В присутствии Бога все вопросы отпали сами собой. Выразить словами эту тайну не смог даже такой великий учитель веры, как автор Кн. Иова. Книга остается как бы недосказанной. Окончательный ответ будет дан в Откровении о победе над смертью, воскресении мертвых, приходе в мир Искупителя.

В Кн. Иова изображен человек, пребывающий во тьме, далекий от Завета и Обетования. Но и в этой тьме он не утрачивает веры и надежды. Правду он ищет не у людей, а у Бога.

Не все, однако, в убеждениях друзей было ложным. Воздаяние — не автоматический закон, осуществляемый на земле, но вера в него — не заблуждение. Книга лишь показывает, что не все исчерпывается земной жизнью. В этом ее огромное значение в духовной истории.

Вопросы для повторения

  1. Каковы композиция и литературные особенности Кн. Иова?
  2. Какие дополнения введены в текст Кн. Иова?
  3. Какие существовали прототипы книги в древней литературе и преданиях?
  4. Когда была написана книга?
  5. Какая проблема стоит в центре книги?
  6. О чем говорит «пролог в небесах» Кн. Иова?
  7. Как изображено терпение Иова?
  8. Как объясняли друзья бедствия Иова?
  9. Что он отвечал им?
  10. Как рисовал Иов состояние человека на земле?
  11. В чем заключался ответ Господа Иову?
  12. Почему он привел его к смирению и раскаянию?
  13. Почему Иов оказался прав?
  14. Каков смысл эпилога книги?

Поделиться: