Внимая ужасам войны тема и идея. Внимая ужасам войны некрасов. Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери . Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и - будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА

«ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»

Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие русской литературы не только как поэт, автор прекрасных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Современник» (1847-1866). Во втором номере этого журнала за 1856 г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это - один из «Севастопольских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.

В то время шла Крымская война (1853-1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственно участие. В основу «Севастопольских рассказов» положены подлинные факты и события, которые Толстой наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны - на четвертом бастионе.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особ внимание читателя привлекают образы двух братьев Козельцовых: старшего - Михаила, офицера, энергично, талантливого, общительного, любимого солдатами, младшего - Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце по собственному желанию приехавшего в Севастополь. Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», - убежден он. «...Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щеку», - пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага... Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».

I ...Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший - убит. Убит в первом и последнем для него бою... «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.

А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей...

В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

Под впечатлением событий Крымской войны и рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» " А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений - «Внимая ужасам войны...».

2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении (строфы пронумерованы в учебных Целях; в авторском тексте стихотворения римских цифр нет).

(I) Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

(II) Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

  1. Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

  1. Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

1. Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае говорят: нулевое заглавие.

Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.

Когда у стихотворения нет заглавия, то читателю приходится проделывать особенно интенсивную умственную работу: автор как бы предлагает ему самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это непросто: в стихотворении несколько смыслов, они открываются читателю не сразу, а постепенно. Для этого надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!

2. Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами. Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментируем из них отдельные слова и обороты, используя словари или заранее приготовленные выписки из них.

Внимая ужасам войны...

Внимая - деепричастие от глагола внимать - слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огромную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспринимал с особым вниманием.

Ужасам войны - любая война противоестественна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.

Но Крымская война для России была особенно тяжелой. Вспомним одну из героических и трагических страниц ее - оборону Севастополя. 349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значительно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была оставлена.

В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны - страшные, трагические явления, положения, случаи.

При каждой новой жертве боя...

Каждый - всякий, любой; один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков; новая жертва боя - только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.

Мне - форма дательного падежа от личного местоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего. Но кто здесь говорящий? Поэт или лирический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)? Наверное, и тот и другой: говорящий - лирический герой, но он выражает мысль автора.

Жаль - о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли сказуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повторяются в двух рядом расположенных частях сложного предложения, следовательно, они анафорические. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противопоставление им кого-то другого. Многоточие в конце четвертой строки можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.

Увы! - междометие; выражает горькое сожаление или сетование по поводу чего-либо; здесь - «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена - перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга лучший друг забудет.

А самого героя почему не жаль? Он - «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может.

Но где-то есть душа одна... Многозначное слово душа здесь употреблено одновременно в двух значениях: человек и его внутренний мир; ...до гроба помнить - несколько измененный по форме фразеологизм - по гроб жизни - навсегда. Предложение восклицательное: глубокая уверенность говорящего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.

III строфа - сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова - святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему благородству, искренние слезы; во второй части предложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бедных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бедный и несчастный - синонимы. Святость, искренность материнских слез особенно глубоко осознаются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный - антонимы). Известно: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т. е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» - одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.

Основа последней строфы - сравнение двух ситуаций.

1) Матерям никогда «не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве»; нива - в прямом значении засеянное поле, хлеба; в переносном (с определением) и в высоком стиле - поприще; на кровавой ниве - на полях сражений.

2) Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) - ива с длинными свисающими ветвями.

Поникнувшие (ветви) - причастие от глагола поникнуть - 1) склониться, пригнуться (о растениях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить голову. В данном контексте эти значения глагола неразделимы: мать в глубокой печали низко склоняет голову, как ива низко опускает свои длинные ветви.

Вывод из наблюдений: тема стихотворения «Внимая ужасам войны...» - неизбывность горя, святость, искренность слез матерей, у которых война отняла самое дорогое - детей. Для чего поэт написал стихотворение? Для того, чтобы выразить свое (и наше!) сочувствие, сострадание матерям погибших героев и протест против любой войны. Это - основная мысль, идея стихотворения.

В творчестве Некрасова оно - одно из программных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая.

Всю ты жизнь прожила для других.

С детства страдания любимой матери были в сердце Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)

Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова - образ многострадальной матери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина - мать солдата», «Мороз, Красный нос»... В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужасам войны...». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоящее время его вызывают в нашей памяти печальные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня...


Николай Алексеевич Некрасов - поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853-1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.

С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне - бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя...

Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны...”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве...

Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела - “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное - ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена - их он также причисляет к “лицемерному” миру.

Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно - обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.

Все свои сокровенные думы и чаяния Н.А.Некрасов связал с делом служения народу. Творческая индивидуальность настоящего художника, такого как Некрасов, не автономна, она обретает необходимый импульс в сознании своей связи с народом.

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано Некрасовым в 1855 году (по другим сведениям в 1856 г.). Главная тема стихотворения – тема войны; глубокая скорбь о жертвах, понесенных народом.

Какова история создания стихотворения «Внимая ужасам войны»?
Оно было написано под влиянием рассказа Л.Н.Толстого. До глубины души взволновал Некрасова рассказ молодого автора. В основу произведения Толстого были положены события, связанные со штурмом и падением Севастополя. Толстой был свидетелем этих событий, он же и принес в редакцию «Современника» рассказ под названием «Севастополь в августе 1855 года». К написанию этой работы Толстой приступил в сентябре 1855 года и закончил 27 декабря 1855 года; она была написана в очень правдивой манере. «Севастополь в августе 1855 года» — это не единственный рассказ на тему Крымской войны, принесенный Толстым в редакцию «Современника».

В композиционном плане стихотворение «Внимая ужасам войны» не делится на традиционные строфы: без пауз, без остановок одна мысль следует за другой. Стихотворение небольшого формата, в нем всего семнадцать строк, но очень ёмкое по содержанию.

Оно начинается с редко употребляемого слова «внимая», то есть, относясь к чему-то с особым вниманием. Автор сразу призывает читателя сконцентрироваться.

В первых двух строках мы видим четыре слова из лексикона, связанного с войной – само слово «война», «ужас», «жертва», «бой».

Война не бывает без жертв. Кто страдает от потери героя? Это жена и друг. Увы, жизнь так устроена, что жена со временем утешится, друг забудет. Но есть одна душа, которая никогда не смирится с потерей.

Далее автор говорит о подсмотренных в этом мире слезах — слезах матери. В них выражена вся боль, безысходность, отчаяние. Эти слёзы «святые, искренние». Почему слёзы матери автор назвал «святыми»? Уход из жизни бойца (а для матери её ребёнка) – эта вечная скорбь, пожизненная боль.

В последнем четверостишии речь идёт обо всех матерях, которые потеряли своих детей на войне. Как никогда не поднять плакучей иве своих ветвей, так никогда не забыть матери сына или дочери, оставшихся на поле боя.

Проблематика стихотворения
В стихотворении подняты проблемы, касающиеся ценности человеческой жизни. Война вторгается в человеческую жизнь, нарушая её естественный ход. На войне матери теряют своих детей, горе их бесконечно. Жизнь должна торжествовать над смертью, разум – над абсурдностью, гуманизм над жестокосердием. Матери не должны терять своих детей.

Главная мысль стихотворения «Внимая ужасам войны» — мысль о несовместимости войны с самой жизнью, об антигуманной сущности войны.

В основе стихотворения лежит конфликт между жизнью и смертью. Стихотворение отражает мир во всей его сложности, драматизме. В каждой строке чувствуются едва сдерживаемые рыдания.

Жанр стихотворения – элегия.

Размер и рифма
Стихотворный размер — четырыхстопный ямб с применением пиррихия.

В стихотворении использована перекрестная схема рифмовки (абаб), за исключением последних пяти строк, в которых строки рифмуются в особом порядке — аабба. Мужская и женская рифмы чередуются в строках стихотворения.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — лучший друг, лицемерных дел, бедных матерей, поникнувших ветвей.

Метафора – святые слезы, кровавой ниве.

Сравнения — «Им не забыть своих детей, …Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

В стихотворении отсутствуют обращения.

Стилистические фигуры
Анафора
«Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…»

Антитеза (стилистическая фигура контраста) – Временным переживаниям жены, друга противопоставляются вечные слёзы матери, её непреходящее горе.

Риторическое восклицание — «Увы!»

Стихотворение «Внимая ужасам войны» мне понравилось тем, что Некрасов, через всё творчество которого красной нитью проходит проблема сострадания, вновь обращает наше внимание на жгучие проблемы человечества. Он показывает мир во всем его противоречии. Главный вывод : нужно всё сделать для того, чтобы на земле торжествовали принципы гуманизма.

План анализа стихотворения «Внимая ужасам войны»
Вступление
Главная тема
История создания стихотворения «Внимая ужасам войны»
Краткое содержание, композиционные особенности
Проблематика
Главная мысль
Жанр стихотворения
Размер и рифма
Средства художественной выразительности
Стилистические фигуры
Чем понравилось стихотворение?

Произведение "Внимая ужасам войны" вышло из-под пера Некрасова в начале второй половины XIX века. Доминирующей темой этого стихотворения стала тема военных действий, жертвами которых стало много неповинных людей. Поэт выражает глубокую скорбь от лица всех матерей потерявших своих родных сыновей.

На страницах журнала "Современник" одним из издателей которого был Некрасов данное стихотворение публикуется в первый раз. Большое влияние на сочинение стихотворения оказал рассказ Л.Н.Толстого "Севастополь", который до глубины души поразил Некрасова и не оставил его равнодушным.

В плане композиции стихотворение "Внимая ужасам войны" автор не делит на строфы. Все мысли следуют одна за другой, как молитва, вбирая в себя все самое важное.

Стихотворение имеет своим началом деепричастие "внимая", которое по своему лексическому значению сподвигает читателя проявить особое внимание во время чтения.

В первых строчках автор употребляет сразу несколько слов символизирующих войну. Как всегда война не обходится без жертв. Некрасов описывает потерю героя, который для кого-то был другом, а для кого-то мужем. Будучи в том или ином статусе его все равно со временем забудут. И только мать никогда не способна забыть своего сына.

Некрасов пишет о материнских слезах, которые выражают настоящую боль и скорбь утраты. Эти слёзы, по авторским словам имеют определенную святость. Святость от того, что потеря сына станет скорбью и болью на всю её оставшуюся жизнь.

В заключительном четверостишии автор упоминает всех матерей, потерявших на войне своих сыновей. Некрасов сравнивает вечную материнскую память с ветвями плакучей ивы. Как иве никогда не поднять своих ветвей, так и матери никогда не забыть совсем родного ребенка.

Проблематика произведения строится на том, что жизнь является главной ценностью. Война наносит неисправимый ущерб и разрушает эту ценность. Жизнь должна быть превыше смерти, разум выше абсурда, а гуманизм выше злого умысла.

Основой произведения стал конфликт жизни и смерти. В каждой строчке прослеживается страдание по унесенным жизням.

Все творчество Некрасова пронизано проблемой безвинных страданий и всякого рода угнетений. И весь ужас состоит в том, что этой проблеме нет конца, из года в год погибают люди в результате военных действий. А родные матери, потеряв родного сына, остаются наедине с горем до конца своих дней.

Подробный анализ

«Внимая ужасам войны» - стихотворение Николая Некрасова, написанное им в 1885 году. Оно посвящено войне, павшим солдатам, горю солдатских матерей. Идею для стихотворения автору дала Крымская война 1853-1856 гг, а также произведение Льва Толстого «Севастопольские рассказы», которое произвело сильное впечатление на поэта. Несколько позже музыканты превратили стих в песню. Стихотворение является элегией - философскими раздумьями, посвящёнными женщине-матери, которая потеряла своего ребёнка на войне, ненужности войны, человеческому свойству через некоторое время забывать своих близких.

Стих короткий, состоит из 17 строф, или трёх четверостиший и одного пятистишья. Стихотворный размер - четырёхстопный ямб с пиррихиями. Такая рифмовка делает стихотворение напевным. Первая строфа имеет кольцевую рифму, 2-ая и 3-я перекрёстную рифму. Чередуются мужская и женская рифмы. В конце первых двух четверостиший заключается загадка. Почему автору не жаль ни погибшего солдата, ни его жены и друга? Кому же действительно жаль убитого? Разгадка даётся дальше - автор считает, что наиболее искренно гибель воина может переживать только его мать, видя трагичный финал подаренной ею жизни. По его мнению, и жена, и друг павшего рано или поздно забудут его. Это является антитезой, временному трауру жен и друзей противопоставляется материнское горе.

Главная мысль стихотворения в том, что война негуманна и бессмысленна, а материнское горе необъятно, и требуется сделать всё, чтобы на свете торжествовал гуманизм. Поэтому стих актуален во все времена. Война ломает нормальный уклад жизни, заставляя матерей оплакивать своих детей, делает людей жертвами. Автор сравнивает убитую горем мать с плакучей ивой, которая склонила свои ветви, её слёзы он называет святыми. Авторская мысль двигается от материнской судьбы к судьбе Родины, от человеческой смерти к историческим закономерностям.

Крымская война произошла между Российской империей и коалицией из Британской, Французской, Османской империй, а так же Сардинского королевства. Россия проиграла эту войну, потеряв около 143 000 человек. Коалиция потеряла ещё больше. «Кровавая нива» является метафорой, обозначающей поле боя. Искренность души матери автором противопоставляется лицемерию земной жизни. В своём произведении автор спорит с мыслью Льва Толстого о том, что родным свойственно предавать забвению своих умерших близких.

В числе действующих лиц заключен особый смысл - «герой», «жена», «друг» даются в единственном числе, а «матери» во множественном. Индивидуальность противопоставляются общности. Своеобразный ритм в начале создаётся повторами «мне жаль» (анафора). Сочетаясь с отрицанием они требуют сделать вывод, который расположен во второй части стиха. Произведение не делится на части, одна мысль идёт за другой, несмотря на краткость оно очень содержательно. Обращение к кому-либо отсутствует. Можно сказать, что в нём можно угадать едва сдерживаемые слёзы.

Поделиться: