Никонов первая зелень история создания. Выразительное чтение стихотворения

Художники удивительные люди, которые способны передать всю красоту окружающего мира на свой крошечный холст. Талантливый художник может вдохнуть жизнь в плоское изображение, его пейзажи, заставляют смотрящего чувствовать себя внутри этого маленького мирка. С творчеством одного из таких талантливых художников я познакомилась сегодня на уроке.

Имя Никонова В.Г. знакомо каждому ценителю искусства, его работы украшают стены Третьяковской галереи и висят в государственной музее России. Мужчине удалось оставить после себя большую историю. Мне очень повезло, ведь первая картина, с которой у меня началось знакомство с его творчеством, была «Первая зелень».

Художник в своих картинах особое внимание уделял образу и композиции. Для него е было так важно продумать каждую мелкую деталь и выразительно ее выделить. То же самое мы видим в пейзаже, который передает прекрасное время года. Весенняя пора, когда снег уже полностью сошел и растаял, когда птицы начинают заливать своим золотистым голоском. Все в это время поет и играет, оживает и рождается вновь. Стоит заметить, что весна очень нравилась художникам и они охотно вырисовывали ее на своих холстах.
Картина «Первая зелень» немного омрачена тусклыми красками, художник не пытался идеализировать природу, он показал все реальными глазами. Из-за наличие темных тонов, пейзаж ни чуть не теряет своей красоты, наоборот появляется загадочность и таинственность. Как может увидеть читатель земля на склонах серая из-за сырости, снег оттуда сошел совсем недавно. Ветви деревьев еще голые и только зеленые почки, как бы намекают о приближающемся лете.

Художнику удалось запечатлеть переход, когда зима уже давно ушла, а теплая весенняя погода все яростнее врывается в нашу жизнь. Этот момент поистине волшебный, его можно сравнить с рождением новой жизни, что сопоставимо чуду.

Для своей картины он выбрал обычный пейзаж, его можно найти в каждой деревне и лесах. Возможна эта природа находиться совсем близко и для городских жителей, им ведь всего на всего надо выехать из города и забрести в ближайшую опушку.

Еще одним значимым моментом в картине, я считаю любовь, с которой Никонов описал естественную красоту природы. Ей не нужно кричать о себе, она знакома и любима каждым. Мы не видим в картине изображение солнца, потому что оно еще не появилось на горизонте. Все деревья и травка готовы к ее появлению, они находятся в ожидании и в любой момент готовы принять тепло солнечных лучей.

На первый взгляд картина кажется совершенно обычной, пейзажи русской природы были очень популярны в тот период. Именно такие картины являются самыми ценными в копилке русской истории. Время идет, появляются новые города, многоэтажки заполняют всю территорию России, городским людям порой не видна красота простой природы, которая не сравниться ни с одним новым строением. За это картину и нужно любить, ведь только взгляд может вернуть нас назад, туда, откуда все мы с вами пришли - к природе.
Все картины художника похожи между собой, сразу виден его авторский штрих - индивидуальность. Они наполнены жизнью, красотой и участием. Его работы облетели весь мир и известны в США, Париже и ряде других стран. Художник был удостоен почетного звания члена Российской академии художеств.

РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ В КАРТИНАХ МАТЕМАТИКА НИКОНОВА

Есть в Подмосковье замечательный уголок - тихая лесная речушка со старинным названием Воря. Когда шум и суета большого города становятся невыносимы, когда хаос мыслей достигает своего апогея, нет лучшего способа вновь обрести себя, чем посидеть погожим летним деньком на берегу Вори, заросшим пахучими лесными травами.

Деревья, растущие на другом берегу, подступают к самой воде, склоняются, словно хотят напиться, и своей зеленой массой образуют стену, которая отгораживает вас от неурядиц внешнего мира. Внизу плавно струится поток, огибающий островки кувшинок, и его неспешное движение захватывает обрывки мыслей, расставляет их стройной цепочкой, делает их цельными и емкими. Многочисленные желания, которые терзали вас, словно дикие звери, отступают, становятся иллюзорными и совершенно ненужными. И тогда мир раскрывается перед вами во всей своей красе и разумности.

Вы думаете, я действительно сидел на берегу Вори и все это переживал? Нет, я всего лишь смотрел картины московского художника Владимира Глебовича Никонова, которому удалось не только подсмотреть настроение природы, но и сочетанием красок передать его на полотне. Передать так, что, сидя, скажем, в галерее на Варварке, можно было в полной мере ощутить прохладу воды, услышать жужжание шмелей, почувствовать аромат лесных цветов. И все это лишь при помощи волшебной палочки, называемой кистью, способной сказочным образом передать все цветовое многообразие мира.

Для меня всегда было загадкой умение художника перенести увиденное на полотно. Бывало, я стоял за спиной работающего мастера и неизменно удивлялся, когда после нескольких, казалось бы, хаотичных мазков вдруг начинали проявляться листочки, лепестки, веточки… Это напоминало процесс проявления фотографии, но там работала химия, был определенный алгоритм соединения химических веществ, а как этот процесс происходил у художника, было совершенно непонятно. Может быть, здесь тоже присутствовал некий алгоритм, позволяющий отраженный свет преобразовать в точное движение руки? Я хотел получить ответ у Владимира Глебовича, который является не только заслуженным художником России, но и доктором технических наук и математиком по профессии.

Для того, чтобы понять какой–либо процесс, необходимо вернуться в его начало. Еще в раннем детстве Володя с удовольствием занимался легкой безударной чеканкой, при помощи которой он выдавливал на крышках деревянных коробочек различные пейзажи. Никто этому его не обучал. И уже позднее он с удивлением узнал, что подобной работой занималась его бабушка, которую специально обучали этому ремеслу. А Володя сам, без посторонней помощи, набивал песком формы, хорошо зная, как это следует делать. Откуда взялись эти знания?

Считается, что если человек следует своему предназначению, ему не требуется специального образования - все необходимые знания уже заложены в нем, как заложены знания в пшеничное зерно о том, как ему расти и плодоносить. Остается лишь вспомнить и воспользоваться ими.

Постепенно занятия декоративно–прикладными работами и литьем переросли в увлечение живописью, и Владимир Глебович выбрал достаточно редкий жанр - живописную миниатюру. В этом жанре работали известные мастера прошлого, такие как Перов, Шишкин, Похитонов. Уже само название «миниатюра» говорит само за себя - картины имеют небольшой размер, часто, не более, почтовой открытки. Чтобы разместить на такой площади образы своих любимых «героев» - пейзажи средней полосы России, монастыри и церкви - Никонову требуется поистине математическая точность в выборе сюжета. О содержательной части его картин хорошо сказал Илья Глазунов: «именно любовь к Божьему миру отличает его работы от работ многих художников–профессионалов, которые любят себя в природе, а не природу в себе».

Владимир Глебович пишет только с натуры. Он часто выезжает за город, бродит по лесам, чтобы найти ту самую единственную березку, изгиб ствола которой способен передать всю внутреннюю красоту, заложенную Создателем в каждое свое творение. Российский пейзаж, по словам художника, может быть внешне неброским, но только в нем он может найти созвучие с собственным настроением. Лишь когда возникает созвучие, аккорд, слияние, тогда появляется картина, где каждый цветок не только радует красками, но, кажется, источает чудесный аромат.

Быть цельным, являться лириком и физиком в одном лице - это, несомненно, Божий дар. Владимиру Глебовичу повезло: не каждому дано так полно и гармонично воспринимать окружающий мир. Но интересно, помогает ли математика писать картины, а занятия живописью - решать задачи многомерной геометрии? Никонов в этом не сомневается. Более того, он считает, что человек, владеющий математикой, способен гораздо глубже увидеть информационную природу живописного полотна. Как?

Предположим, мы берем абстрактную картину, которая с математической точки зрения, представляет собой случайный шум. Затем берем картину с изображением черного квадрата, где информационная нагрузка равняется нулю. Все это - информационные крайности, красота же лежит где–то посередине. Но если можно математически описать крайности, значит можно описать алгоритмом то, что лежит посередине, то есть красоту? Владимир Глебович утверждает, что чувствует эту формулу, но записать ее не может. Выходит, что любой художник является в какой–то мере математиком, неосознанно используя формулу красоты при выборе композиции?

Похоже, что да, и это подтверждают последние исследования в области нейрофизиологии. Оказывается, нервные клетки занимаются лишь оценкой поступающей информации на уровне «за» или «против». Таким образом, нейроны, используя формулу красоты, вычисляют положение «золотой середины» и своеобразным «всеобщим голосованием» подводят художника туда, где находится красота.

Стало известно также, что полушария головного мозга не могут работать одновременно - существует некий переключатель, который включает то левое, то правое полушарие. Владимир Глебович говорит, что явно ощущает эти «переключения»: когда он долго пишет, рождается некий внутренний информационный голод. И наоборот - после длительных занятий математикой возникает острое желание запечатлеть новый сюжет на полотне.

Картины - это дети художника. Они вырастают и начинают жить самостоятельной жизнью. Работы Никонова «разбрелись» по всему миру, пополнив частные коллекции ценителей миниатюры в Англии, США, Китае, Франции, Южной Корее, Люксембурге, Канаде, Венесуэле… Одна из картин была подарена Маргарет Тэтчер, еще одна - генеральному секретарю ООН Коффи Аннану. Недавно от него пришла благодарственная открытка. Радует, что через пейзажи Никонова мир знакомится с красотой России.

Но картины Владимира Глебовича нашли свой дом не только за рубежом. Так миниатюра «Соборы Кремля» была подарена

Русскому музею, а «Успенский собор» передан Патриарху Московскому и, Всея Руси Алексию II. В музеях и выставочных залах Москвы прошли персональные выставки Никонова, а последние четыре года его работы экспонируются в Кремле. Увидеть его миниатюры можно также в галерее «Китай–город» на Варварке. Правда, большинство жителей России, так или иначе, уже знакомы с творчеством Владимира Глебовича, поскольку он являлся одним из разработчиков концепции российского герба и его художественного решения. С этим эпизодом его жизни связана любопытная история.

К работе над гербом Никонова привлекли Олег Валерьянович Басилашвили и Михаил Вадимович Сеславинский, возглавлявшие в то время подкомиссии в комиссии по Культуре. Именно тогда Владимир Глебович вспомнил об альбоме своего родственника, Юрия Шнитникова, который в 1917 году нарисовал проект герба для новой России. Будучи летчиком, он вскоре погиб, но остался альбом, подтвердив, что не горят не только рукописи, но и рисунки, поскольку некоторые элементы его работы были использованы при разработке герба опять же новой России, но уже конца века.

В последние годы Владимир Глебович много занимался медальерным искусством. Ему довелось участвовать в разработке символики и наградных систем многих министерств и ведомств. Так, Никонов делал эскиз медали «50 лет организации американских государств». А памятная медаль, посвященная 600–летию Сретения Иконы Владимирской богоматери, изготовленная на Монетном дворе по его эскизу, была вручена Алексию II. Более того, он имеет отношение к изобретению лазерной технологии изготовления монет и медалей.

На мой вопрос о том, что среди его занятий можно отнести к «хобби», Владимир Глебович ответил, что таких занятий у него нет, поскольку может заниматься делом только с полной отдачей, а когда работаешь с полной отдачей, то это уже не «хобби», а что–то другое.

Так подошла к концу наша беседа. Алгоритм творчества по–прежнему остался тайной. Возможно, это и хорошо, потому что тайна притягивает, заставляет искать разгадку, а значит, рождает все новых и новых творцов. Скорее всего, алгоритм творчества заложен в каждом из нас с рождения, остается лишь открыть его, и тогда все, что мы будем делать, принесет радость нам самим и окружающим нас людям. Как приносят радость пейзажи математика Никонова.

Из книги Азбука Шамболоидов. Мулдашев и все-все-все автора Образцов Петр Алексеевич

ГЛАВА 14 МАТЕМАТИКА Одна из самых древних шамбалоидных наук - это нумерология. Передо мной книга «Нумерология. Шаг за шагом», написанная шведкой Кей Лагерквист и американкой Лизой Ленард, авторизованный перевод с английского. Свой предмет авторы определяют

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги Ученик создателя сновидений автора Минделл Арнольд

6. Математика сновидений Мне нравиться думать на языке математических метафор, так что, пожалуйста, оставайтесь со мной в математических рассуждениях о символах. Я знаю, что как только я говорю что-либо о числах, некоторые читатели недовольно ворчат. Пожалуйста,

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

МУЗЫКА - КАК МАТЕМАТИКА Девять планет проплывают арбузами, Солнце поет им и светит теплом… Все в этом мире является музыкой, Звуком, вибрацией или - числом… В беседах с Пифагором Вардхамана поведал и о том, что все миры, сотканные Высшим Духом для саморазвития души,

Из книги Древняя Мексика без кривых зеркал автора Скляров Андрей Юрьевич

Математика без арифметики Что за чушь? - спросит читатель. - Разве может быть математика без арифметики? Ведь арифметика - основа любой математики, которая без арифметики просто не существует…И будет безусловно прав.Однако когда начинаешь анализировать утверждения

Из книги Спираль времени, или Будущее, которое уже было автора Ходаковский Николай Иванович

МАТЕМАТИКА ИСТОРИИ Что отличает А. Т. Фоменко от других историков? В отличие от профессиональных историков, которые специализируются на какой-то одной области (в лучшем случае двух, трех), например история культуры, история искусства, экономика, политика, да еще в

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

Математика Описание Термин МНОГОПОЛЯРНОСТЬ взят так, чтобы подчеркнуть двухполярность вида ума людей цивилизации Запада и всё многообразие знаний этой цивилизации представляющейся как частный случай в совокупности видов ума цивилизаций прошлых поколений

Из книги Наска: гигантские рисунки на полях автора Скляров Андрей Юрьевич

Замороженная математика Геоглифам Наска в определенной степени очень сильно «повезло», что ими в свое время заинтересовалась именно Мария Райхе. Дело в том, что Райхе была математиком по образованию.Если бы изучением рисунков и линий на земле занимались лишь археологи и

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

«Математика и геометрия богов» Выявление в последние годы связи (по крайней мере некоторых) геоглифов с трехмерными объектами и подтверждение реального наличия на плато признаков «замороженной математики» указывает на то, что продолжение работ по уточнению параметров

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[О картинах Н.К. Рериха последних лет] Гаральд Фел[иксович] спрашивает в своем письме, в каком характере желательна статья Ваша для монографии? Совершенно правильно, что в основу может быть положена статья как о водителе культуры. Конечно, при этом можно упомянуть и

Из книги Что можно узнать о человеке по дате его рождения и имени автора Зюрняева Тамара

[О картинах Н.К. Рериха последних лет] Гаральд Фел[иксович] спрашивает в своем письме, в каком характере желательна статья Ваша для монографии?Совершенно правильно, что в основу может быть положена статья как о водителе культуры. Конечно, при этом можно упомянуть и

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Магия цифр или математика? С глубокой древности люди обращались к числам и придавали им сакральное значение. Разгадать тайну числа – означало разгадать тайну жизни. Еще древнегреческий мудрец Пифагор считал, что все в мире познается через числа.Числам придавали

Из книги Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы автора Буркхардт Титус

Математика Древнего Египта Знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н. э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более раннему периоду - ок. 3500 до н. э. Египтяне использовали

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

Глава 6 Пейзаж в дальневосточном искусстве I Феномен дальневосточной пейзажной живописи обычно напоминает о шедеврах «северной школы», которые отличаются изысканной экономией в использовании средств и «спонтанностью» исполнения, а также употреблением индийской туши

Из книги Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях автора Протеро Стивен

Математика – Истина 627 = «… Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить её…» = (Откровение Иоанна Богослова) 30.05.2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Манас!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, что сегодня надо знать, или кем сегодня надо стать?Хорошо, когда человек живет

Из книги автора

Математика божественности В 1858 году немецкий индолог Макс Мюллер писал, что «индуизм как религия отжил свое, ему уже немного осталось»1. Мюллер ошибся. Возможно, древнейшая из великих религий индуизм тем не менее занимает третье место по численности приверженцев после

Художники удивительные люди, которые способны передать всю красоту окружающего мира на свой крошечный холст. Талантливый художник может вдохнуть жизнь в плоское изображение, его пейзажи, заставляют смотрящего чувствовать себя внутри этого маленького мирка. С творчеством одного из таких талантливых художников я познакомилась сегодня на уроке.

Имя Никонова В.Г. знакомо каждому ценителю искусства, его работы украшают стены Третьяковской галереи и висят в государственной музее России. Мужчине удалось оставить после себя большую историю. Мне очень повезло, ведь первая картина, с которой у меня началось знакомство с его творчеством, была «Первая зелень».

Художник в своих картинах особое внимание уделял образу и композиции. Для него е было так важно продумать каждую мелкую деталь и выразительно ее выделить. То же самое мы видим в пейзаже, который передает прекрасное время года. Весенняя пора, когда снег уже полностью сошел и растаял, когда птицы начинают заливать своим золотистым голоском. Все в это время поет и играет, оживает и рождается вновь. Стоит заметить, что весна очень нравилась художникам и они охотно вырисовывали ее на своих холстах.
Картина «Первая зелень» немного омрачена тусклыми красками, художник не пытался идеализировать природу, он показал все реальными глазами. Из-за наличие темных тонов, пейзаж ни чуть не теряет своей красоты, наоборот появляется загадочность и таинственность. Как может увидеть читатель земля на склонах серая из-за сырости, снег оттуда сошел совсем недавно. Ветви деревьев еще голые и только зеленые почки, как бы намекают о приближающемся лете.

Художнику удалось запечатлеть переход, когда зима уже давно ушла, а теплая весенняя погода все яростнее врывается в нашу жизнь. Этот момент поистине волшебный, его можно сравнить с рождением новой жизни, что сопоставимо чуду.

Для своей картины он выбрал обычный пейзаж, его можно найти в каждой деревне и лесах. Возможна эта природа находиться совсем близко и для городских жителей, им ведь всего на всего надо выехать из города и забрести в ближайшую опушку.

Еще одним значимым моментом в картине, я считаю любовь, с которой Никонов описал естественную красоту природы. Ей не нужно кричать о себе, она знакома и любима каждым. Мы не видим в картине изображение солнца, потому что оно еще не появилось на горизонте. Все деревья и травка готовы к ее появлению, они находятся в ожидании и в любой момент готовы принять тепло солнечных лучей.

На первый взгляд картина кажется совершенно обычной, пейзажи русской природы были очень популярны в тот период. Именно такие картины являются самыми ценными в копилке русской истории. Время идет, появляются новые города, многоэтажки заполняют всю территорию России, городским людям порой не видна красота простой природы, которая не сравниться ни с одним новым строением. За это картину и нужно любить, ведь только взгляд может вернуть нас назад, туда, откуда все мы с вами пришли - к природе.
Все картины художника похожи между собой, сразу виден его авторский штрих - индивидуальность. Они наполнены жизнью, красотой и участием. Его работы облетели весь мир и известны в США, Париже и ряде других стран. Художник был удостоен почетного звания члена Российской академии художеств.

Сейчас смотрят:



Они сражались за Родину!Да, были люди в нагие время,Могучее, лихое племя, Богатыри - не вы.Плохая им досталась доля,Немногие вернулись с поля... М.Ю. ЛермонтовИногда говорят, что нам не стоит гордиться победой в Великой Отечественной войне. Дескать, она была несправедливой не только со стороны Германии, но и Советского Союза. Что же, вероятно, в этом историки правы.

Зимние каникулы я провела в родном городе. Погода была не очень холодной, но заснеженной. Я с подругой шла на горку. Там всегда весело, много других детей. Мы наперегонки спускаемся вниз на санках.Зимой наш небольшой заснеженное двор украшает снеговик. Мы вместе лепим три больших шара. Из моркови я делаю нос, ветви становятся ему руками. Старенькое ведро служит хорошей шапкой. Он весело приветствует прохожих. Сад зимой пустой и тихий, иногда заскрипить одинокая качеля.На зимние каникулы ко мне в

Первое, второе и третье действия происходят зимой 1918 года, четвертое действие - в начале 1919 года. Место действия - город Киев. Действующие лица Турбин Алексей Васильевич - полковник-артиллерист, 30 лет. Турбин Николай - его брат, 18 лет. Тальберг Елена Васильевна - их сестра, 24 года. Тальберг Владимир Робертович - генштаба полковник, её муж, 38 лет. Мышлаевский Виктор Викторович - штабс-капитан, артиллерист, 38 лет. Шервинский Леонид Юрьевич - поручик, личный адъютант гетмана. Студзинский

Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли - какой великий дар, какое гигантское чувство слова было заложено в этом человеке. Образы, созданные Толстым, до сих пор живут и волнуют наше воображение. Наверное, ни один писатель не оставил такой яркий след в культуре конца XIX века. Его произведения по праву вошли в сокровищницу русской литературы. Одно из таких произведений - рассказ “После бал

Аист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым Стоят овеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым... Ф. И. Тютчев Творчество Федора Ивановича Тютчева - одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа - вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.

Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа «Герой нашего времени». Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к основным мотивам лирики Лермонтова. В.Г. Белинский говорил: «Хоть автор и выдает себя за человека, совершенного чужого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним. И в их взгляде

Взаимопроникновение двух миров - мира природы и мира человеческой души - пронизывает все творческое наследие Б.Л. Пастернака, одного из крупнейших лириков двадцатого века, создавшего особую поэтику синтеза вещественного и поэтического.В основе стихотворения - стремление поэта зафиксировать зыбкое состояние сна, разрушаемое реальностью. Тонкая ассоциативность, напряженность метафоричного мышления, музыкальность форм позволяют поэту уловить тонкую связь между образами сновидения и миром, что его о

О хлебе мы знаем с раннего детства. Наверное, «хлеб» - одно из первых слов, которые произносит ребенок. А сколько пословиц и поговорок посвящено хлебу! Хлеб в жизни человека играет не одну роль. Во-первых, просто без хлеба многое невкусно. Во-вторых, хлеб - это и бублик, и калач, и батон, и булочка. Свежие, аппетитные, они иногда приглашают: «Попробуй меня!»С детства взрослые приучают ребенка бережно относиться к хлебу: его нельзя выбрасывать, нельзя о нем плохо говорить. Это потому, что от мале

Конспект урока развития речи в 7 классе.

Тема : «Сочинение - описание по картине В. Г. Никонова «Первая зелень»

Цели урока :

подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине;

совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся,

3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя, накопление учащимися фоновых знаний.

Сегодняшний урок развития речи мы посвятим картине удивительного, советского художника В. Г. Никонова «Первая зелень». Мы с вами попытаемся собрать необходимый материал, чтобы "прочесть" картину, понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины в домашнем сочинении.

Наш урок я предлагаю начать со знакомства с художником Владимиром Глебовичем Никоновым и его творчеством

2. Слово о художнике и его творчестве. (индивидуальные сообщения)

Владимир Глебович Никонов родился в 1949 году, в Москве, советский и российский художник-миниатюрист, народный художник Российской Федерации (2007), почётный член Российской академии художеств (2004); Работает в редкой технике живописной миниатюры (масло, грунтованный картон). Творческий метод определяется влиянием отечественной реалистической школы живописи. Лирический камерный пейзаж средней полосы России и виды старинных архитектурных памятников являются излюбленными темами его произведений. Пейзажи мастера неоднократно экспонировались в Москве и за рубежом. Многие работы находятся в отечественных частных коллекциях, а также в Англии, США, Швейцарии, Швеции, Франции, Германии, Италии, Южной Корее, Болгарии и других странах.

"Творчество старых мастеров Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана и особенно близкого по духу и определило мои художественные взгляды и ценности", - признается художник.

Владимир Никонов вновь и вновь пишет Новодевичий монастырь, маленькие храмы Подмосковья и древнерусских городов или пронизанные литературно-историческими ассоциациями виды русских усадеб, пушкинские места, домик Бестужева в далеком Дербенте.

Излюбленные мотивы его пейзажей уже сами по себе причастны к вечным ценностям отечественной культуры. Счастливая для художника и зрителя сопричастность с художественным наследием, с красотой родной природы усиливается благодаря спокойной реалистической манере и лирическим интонациям в талантливых пейзажах Владимира Никонова.

Сама техника живописной миниатюры, ныне почти забытая, придает особое очарование произведениям художника. Его лирические пейзажи камерны, интимны не только благодаря своему размеру, но и по эмоциональному диапазону художественного образа. Они предполагают дружеское соседство со зрителем не в отстраненном пространстве музейной экспозиции, а в небольшом частном интерьере кабинета или гостиной. Миниатюры располагают к спокойному всматриванию, созерцанию и несколько элегическому сопереживанию поэтического образа природы, созданного художником.

В своем творчестве Владимир Никонов удачно избегает живописной приблизительности маленького эскиза и нарочитой "красивости", сувенирных пейзажей художественных салонов. В то же время, жанр миниатюры позволяет художнику соединить свежесть и непосредственность этюда с законченностью картины.

Авторская техника живописи маслом, по мнению художника, позволяет ему на сравнительно малом живописном поле уловить тонкие колористические соотношения, передать не только мельчайшие детали, но и особую влажность и светоносность атмосферы.

Владимир Никонов на редкость постоянен в своей любви к пейзажу среднерусской полосы и в своей приверженности к традициям русской реалистической живописи второй половины XIX - начала XX в.в.

Его пейзажи покоряют ясностью, глубокой искренностью, отточенным мастерством исполнения. Тихие закатные вечера, напоенное солнцем разнотравье лесных полян, торжественно плывущие по небу облака или широко раскинувшиеся просторы земли с непременными приметами российского пейзажа - колокольнями церквей у горизонта - все это сюжеты и мотивы произведений Никонова. Малые размеры пейзажей Никонова, техника письма сближают его работы с миниатюрной живописью, хотя художником выработан совершенно самостоятельный живописный почерк и выразительный язык его произведений. Продуманное построение, четкость соотношения планов, множественность композиционных решений создают богатое разнообразие пейзажных образов.

«Три грации» «Прозрачный воздух осени» «Март»

3. (на фоне картины звучит пьеса из цикла «Времена года» «Март»)

На протяжении многих веков талантливые художники, композиторы, поэты выражали восхищение природой в своих произведениях. Рассматривая картины, слушая стихи, музыкальные произведения, люди проникаются настроением автора, прикасаются к прекрасному. Сегодня мы, готовясь к сочинению - описанию, услышим и увидим замечательные произведения поэзии, музыки и живописи:

Богатством красок и звуков весна привлекла не только замечательных художников и поэтов, но и великого русского композитора П.И. Чайковского, который в 1876 г написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песнь жаворонка». Пьеса поможет вам более полно, образно представить весну.

Что мы услышали в пьесе Чайковского?

Вывод: В музыкальной пьесе мы услышали звон капели, журчание ручейка, трели жаворонка. П.И. Чайковский передал в звуках то же, что художники красками, - пробуждение природы, наступление весны.

4. Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном ее уголке, но и ярким эмоциональным языком описать виденное, выразить свое отношение к изображаемому.

Выразительное чтение стихотворения

Еще весна, – как будто неземной
Какой-то дух ночным владеет садом.
Иду я молча, – медленно и рядом
Мой темный профиль движется со мной.

Еще аллей не сумрачен приют,
Между ветвей небесный свод синеет,
А я иду – душистый холод веет
В лицо – иду – и соловьи поют.

Вывод. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. В поэзии они приобрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил , настроениями радости и веселья, или наоборот, грусти и печали.

5. Работа по картине.

Вывешивается картина «Первая зелень» В. Г. Никонова.

- Молчаливое рассматривание картины. Беседа.

а) Внимательно посмотрите на картину.

Погружение (психологическая разрядка)

Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? Что бы могли вы там услышать?

Как вы думаете, с каким чувством описывает весну художник?

Попробуйте выбрать и записать в тетради нужную характеристику из предложенных слов, можно дополнить своими. Пополнение вашего словарного запаса этими словами поможет сделать речь более богатой и выразительной.

Карточка №1

Радость, грусть, ликование, восторг, упоение, счастье, состояние приподнятости, душевного подъёма.

– По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

Как Никонов передал в картине пробуждение природы в весенний солнечный день?

Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня?

Какие тона преобладают: теплые или холодные?

Какие приметы весны вы можете отметить? Почему вы так думаете?

Запись в карточке №2 интересных высказываний

Как вы думаете можно ли по картине ощутить краски, звуки, запахи весны?

Карточка №2

Краски: .

Звуки:

Запахи:

Какой характер все перечисленное придает описанию весны?

Вывод учителя

Обновление и возрождение природы весной вызывают у человека стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.

6. Составление плана сочинения

1) С чего бы вы начали сочинение по картине? («С того, что художники изобразил красивую пору – весну»)

2) Что бы вы написали после вступления? («Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо»)

3) Каково было бы последнее предложение? («Я обязательно написал бы о том, какая весна красивая пора года, как художники хорошо её изобразили. Эта картина мне очень понравилась»)

Примерный вариант плана:

    Небо, солнце, воздух.

  • Настроение, вызванное картиной.

Собираем материалы к сочинению. Словарная работа «Ключевые слова» Используются распечатки таблиц.

Воспользуйтесь репродукциями картин, распечатками стихов, выберите из текстов подходящие слова, словосочетания, образные выражения, описывающие приход весны.

Первый месяц весны

2. Небо, солнце, воздух

Голубое, ясное, высокое. Теплый, прозрачный

3. Деревья

Ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка.Почки набухли.

4. Настроение, вызванное картиной

Радостное чувство

Словарная работа:

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Теплый, холодный яркий колорит).

Палитра – (перен.) Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. (Богатая палитра).

5. Речевая подготовка

Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание №1. Подобрать синонимы к словам

Художник - живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Блестит – искрится, сверкает, сияет

(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.

(Березки) стройные – статные

(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.

Орфографическая подготовка

Обратить внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение.

здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.

Д/з: написать сочинение по картине В. Г. Никонова «Первая зелень»

Этот художник рос и родился в Москве. Все его произведения были посвящены пейзажам России, он старался изобразить именно среднюю полосу страны. Картина «Первая зелень» была создана в период с 1887 по 1888 года.

На картине изображено Подмосковье. Перед нами предстает лес, мы видим березки, клены, ели и липы, рядом протекает небольшая река, точнее мы видим ее гладь. Мне кажется, художник изобразил весеннее утро, примерно начало апреля. Складывается впечатление, что природа застыла в ожидание первого солнечного теплого денька. Явными признаками ранней весны проявляются на картине в виде островков темной земли, кажется, что вот только, что с нее растаял снег, а яркая зеленая и молодая трава, начинает пробиваться местами сквозь черную землю.

Остроухов в своем произведении показывает нам все многообразие зеленых оттенков.

Где то вдалеке проглядываются ели. Березки приодели свое зеленый еще молодой наряд. Тонкие деревья на центральном плане как будто только что пустили свои первые листики, а деревья, которые находятся на другом берегу, отражаются я в реке еще не весенним пейзажем. Кажется, что зима и весна все еще противостоят друг другу. Гнезда на ветках могут свидетельствовать о том, что птицы с юга прилетели и зиме все-таки придется отступить.

Картина удивительна, в ней много элементов, которыми хочется любоваться, и чем дольше смотришь на картину, тем больше ощущаешь наступление весны и теплых, солнечных дней. Мне понравился пейзаж этого художника, он позволил прочувствовать всю прелесть уходящих морозов и наступление теплой весны, а ведь именно весной, как правило, мы ждем, что с нами произойдет нечто новое и неизведанное. Спасибо за подаренное настроение праздника, ведь ожидание можно прировнять к чему то приятному.

Поделиться: