Виленская-остробрамская икона божией матери. Виленская икона божией матери

Другие два придания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом , когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля года.

Во владении римо-католиков

Около года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в году икона была перенесена в Терезенский костел, но в году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима , и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.

В году икона была несколько повреждена французами. В году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства. Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий . Икона одинаково почитается и православными и римо-католиками . По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы. Вокруг часовни всегда можено было видеть людей, среди которого многие стояли тут же, на улице, на коленях.

Современное почитание

В году в Киеве был основан единственный на то время храм в честь Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери , где регулярно стали совершать молебны перед чтимым списком этого образа. Трудами настоятеля храма архимандрита

Икона Богородицы Виленская

История

Ви-лен-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри на-пи-са-на свя-тым еван-ге-ли-стом Лу-кой. Дол-гое вре-мя она бы-ла ро-до-вой свя-ты-ней гре-че-ских им-пе-ра-то-ров в Кон-стан-ти-но-по-ле. В 1472 го-ду ико-ну пе-ре-нес-ла в Моск-ву Со-фия Па-лео-лог, су-пру-га ве-ли-ко-го кня-зя Мос-ков-ско-го Иоан-на III (1462-1505). В 1495 го-ду ве-ли-кий князь бла-го-сло-вил этой ико-ной свою дочь Еле-ну при вы-да-че ее за-муж за Ли-тов-ско-го ко-ро-ля Алек-сандра. В честь пе-ре-не-се-ния ико-ны в быв-шую сто-ли-цу Лит-вы г. Виль-но уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние 15 фев-ра-ля. Поз-же свя-тую ико-ну по-ста-ви-ли в Пред-те-чен-ском хра-ме, в ко-то-ром бы-ла по-гре-бе-на кня-ги-ня Еле-на.

Иоанн Гроз-ный, пы-та-ясь вер-нуть чу-до-твор-ную ико-ну в Моск-ву, пред-ла-гал за нее ко-ро-лю Си-гиз-мун-ду 50 знат-ных ли-тов-ских плен-ни-ков, но ко-роль ре-ши-тель-но от-ка-зал, по-то-му что все ду-хо-вен-ство, как пра-во-слав-ное, так и уни-ат-ское, не хо-те-ло ли-шить-ся это-го со-кро-ви-ща.

В Пре-чи-стен-ском со-бо-ре ико-на пре-бы-ва-ла до по-ло-ви-ны XVIII ве-ка, а по-том бы-ла пе-ре-не-се-на вме-сте с мит-ро-по-ли-ей в Ви-лен-ский Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь, на-хо-див-ший-ся то-гда в рас-по-ря-же-нии ба-зи-ли-ан. Пре-чи-стен-ский же со-бор был от-дан уни-а-там. Толь-ко в 1839 го-ду Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь вме-сте с ико-ной Оди-гит-рии был воз-вра-щен пра-во-слав-ным. С это-го вре-ме-ни чу-до-твор-ный об-раз Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы пре-бы-вал там, при-вле-кая бла-го-го-вей-ное че-ство-ва-ние всех пра-во-слав-ных.

Ико-на Оди-гит-рии на-пи-са-на на че-ты-рех дос-ках, со-еди-нен-ных вме-сте: из них сред-ние сде-ла-ны из ки-па-ри-са, осталь-ные из бе-ре-зы. В 1864 го-ду чу-до-твор-ная ико-на бы-ла под-нов-ле-на.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской»

Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая, Пречи́стая Богоро́дице Де́во! Мо́лим Тя́ пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м, да я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́, та́ко и ны́не на́с от вся́ких бе́д и напа́стей ми́лостивно изба́ви и спаси́ души́ на́ша, я́ко Милосе́рдая.

Перевод: Преблагая и Скорая Заступница всех верующих, Пречистая Богородица Дева! Молим Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, чтобы так же как раньше ты даровала от него городу Москве защиту, так и сейчас нас от всяческих бед и напастей с милостью избавь и спаси наши души, поскольку Ты - Милосердная.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской»

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х благода́рственная воспису́ем Ти́, раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Как в Москве все обнажают головы, проходя Спасскими вратами Кремля, точно так же в Вильне все благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамской, на которой находится чудотворная икона Богоматери.

Виленская — Остробрамская икона Божией Матери издавна была главной святыней города Вильно, современного Вильнюса. Икона эта надвратная и получила свое название по месту нахождения: Острая брама – это городские ворота Вильнюса.

История происхождения образа

В католической традиции обретение иконы принято относить к началу XVII века, а изготовление ее оклада — в концу XVIII века. Однако существует ряд свидетельств более раннего обретения этого образа, прославившегося многочисленными чудотворениями, восходящий к XIV веку — времени властвования в Литве Великого князя Альгирдаса, известного на Руси как Ольгерд.

Сохранилось несколько преданий об истории образа. Одно из них повествует о том, что икону местному князю Ольгерду прислал греческий император Иоанн Палеолог в качестве дара, благословив таким образом принятие язычником Ольгердом христианства.

Согласно другому, более вероятному, Альгирдас, завоевав в 1363 году Херсонес (Корсунь) Таврический на Крымском полуострове, Благовещенскую икону Божией Матери греческого письма вывез именно оттуда.

Вернувшись в Вильну, князь передал икону своей супруге, русской княжне. Будучи рожденным от русской матери, он дважды вступал в брак, и оба раза его избранницами были русские — вначале Мария Ярославна, княжна Витебская, а после ее кончины — Иулиания Александровна, княжна Тверская. Обе они были крещены в православной вере.

Тщанием благочестивой супруги Ольге Иулиании в русском квартале города Вильно была возведена деревянная церковь Святой Троицы, ставшая впоследствии монастырским храмом. Возведена она была месте убиения в 1347 году Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Корсунскую икону для почитания верующими поместили именно в Свято-Троицкой церкви, где она и пребывала в течение некоторого времени, пока чудесным не явилась на Острых воротах.

На иконе Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Со смиренно потупленным взором сложив руки на груди в знак покорности воле Божией, Она принимает ль Архангела Гавриила Благую Весть.

Икона полюбилась горожанам. Когда в Вильно были сооружены новые каменные городские стены, на вратах была выстроена башня с часовней, в которой и пребывал чудотворный образ, как бы благословляла всех, кто входил в город. Слава о чудотворной иконе быстро распространилась, и на поклонения ей стали притекать многочисленные паломники.

В семнадцатом веке, во времена Унии, образ перешел в руки католиков. Часовню реконструировали, вследствие чего лик ее оказался повернутым внутрь — в сторону города.

В настоящее время чудотворная Остробрамская икона Божией Матери в равной мере почитается и католиками, и православными.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О, Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Виленская икона Божией Матери

Виленская икона Божией Матери - древний образ Богородицы, по преданию написан евангелистом Лукой. Икона долгое время была родовой святыней византийских императоров. По наиболее распространённой версии в 1472 г. икону привезла в Москву царевна София Палеолог, ставшая супругой великого князя Московского Ивана III. Существует также иная версия, не находящая широкой поддержки, что икона перешла к великому князю московскому от князей галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров.

В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за великого князя литовского Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля (15 февраля по старому стилю). После смерти Елены икону поместили над ее гробницей в Пречистенском соборе в Вильне. После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.

Дважды русские цари пытались возвратить себе икону:
во время Ливонской войны в 1569 г. за её возврат обещали отпустить 50 пленников после взятия Вильно в 1655 г. войсками Алексея Михайловича по его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти икону, но она была вывезена в униатский монастырь в Крулевец (Кёнигсберг).

После пожара Вильны в 1741 г. икона была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам.
В 1812 г. она пострадала при нашествии французов.
В 1839 г. Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону ОСТРОБРАМСКУЮ.
Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии в том числе и Виленская икона. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 г. привезли в Донской монастырь и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.

В мужском монастыре, находящемся в предместье Вильны, есть Остробрамская Виленская икона. Изображение её несходно с иконой Одигитрии. На ней Божия Матерь изображена во весь рост; Она стоит на месяце, а над пречистой главой Ее святые ангелы держат царственный венец. См.

Празднование


Икона Божьей Матери «ВИЛЕНСКАЯ»

Молитвы перед иконой Божьей Матери «ВИЛЕНСКАЯ»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Виленскою» молятся об облегчении и исцелении своих недугов.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская»

К кому возопию, Владычице?
К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?
Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным?
Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя.
О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою.

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси. - 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Ausros Vartu Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными по всему миру.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брама" - "ворота"). Это исключительно красивая и богато украшенная икона.

Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных во владение униатов и монархов-кармелитов, пока наконец не стала достоянием людей разных вероисповеданий и разных национальностей.

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы - явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы И.Козловский и архимандрит Иосиф (Н.Соколов) считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти ее из крымского города Херсона (Корсуня) . Каноник Даниил Лодзята, живший в XVII в. повествует: «Великий князь Литовский Ольгерд обогатил сокровищницы свои бесчисленными херсонскими драгоценностями. Семейство этого князя большую часть церковных украшений раздало православным церквам г. Вильны, к числу которых принадлежит благодатная икона Богородицы Благовещения . находящаяся в часовне над городскими воротами, называемыми обыкновенно Острыми». В книге Тихомирова «Жизнь Пресвятой Богородицы и о святых иконах ее» говорится: «…князь Ольгерд (Андрей), привезши св. икону в г. Вильну, передал ее своей супруге Марии, которая и имела сию святыню у себя, а вторая супруга Великого князя Андрея (Ольгерда) Гедиминовича Иулиания, принявшая св. икону по преемству своего положения во дворце, посвятила св. икону Святотроицкой церкви и обители, которую особенно чтила». (1884 г. 2:44). А.Муравьев в «Русской Вильне» выдвигает три версии появления в столице иконы: трофей князя Ольгерда из похода его в Крым, дар Византийского императора Палеолога Ольгерду по случаю его крещения и чудотворное ее явление на Острых вратах в 1431 году. Автор не отрицает факта, что икона почитаема с XIV века.

Благовещенская икона, по утверждению так же исследователей, первоначально находилась в Свято-Троицком монастыре, граничившем с Острыми Воротами, затем, как было принято, братья обители поместили ее на воротах со стороны въезда в город. С передачей Свято-Троицкого монастыря униатам к ним перешла и Остробрамская икона. Со времени основания у Острых Ворот Кармелитского монастыря и костела св. Терезии (первая пол. XVII в.) икона Девы Марии стала собственностью монахов-кармелитов.

С 1655-го по 1661 год Вильна была оккупирована русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Как утверждает Н.Соколов, при содействии виленского мещанина Ю.Селедчика икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Ходили слухи, что в пути Селедчик и его помощники были ограблены якобы «русскими казаками». Царь Алексей Михайлович в июне 1658 г. в письме к виленскому воеводе М.Шаховскому просил, чтобы отыскали св. икону. Вызванный на допрос Селедчик признался, что действительно отвез икону в Кенигсберг и там продал ее униатским монахам. Безуспешными оказались розыски послов… Но в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, икона находилась в костеле св. Терезии.

В 1671 г. на средства виленцев была построена небольшая деревянная часовенка, но не с внешней стороны ворот – сейчас она была обращена к городу, и туда была перенесена икона, а на внешней стене часовни появился образ Сальвадора Спасителя.

Во время войны со шведами проход под Острыми Воротами был занят их караулом, часовые кощунственно вели себя во время богослужений, за что дорого поплатились. Поругание святыни прекратилось, когда на страстной неделе, в Великую субботу – утром 14 апреля, вдруг упала одна из тяжелых створ ворот, придавившая насмерть несколько шведских солдат.

К 1671 году относится и первое чудо, совершенное посредством иконы - спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702г.

Верующие в силе чудотворной иконы убедились и во время пожаров 1706 и 1714 годов. Пламя не тронуло иконы, хотя сама часовня в 1714 г. сгорела дотла. С этого времени в течение почти 30 лет икона Богородицы находилась в костеле св. Терезии. Благодаря стараниям ксендза Телесфора в 1744 г. во всю ширину и почти в полную высоту всей Остробрамской башни выросла новая каменная часовня, куда торжественная процессия и перенесла икону Пресвятой Девы Марии. Тогда же декретом Папы Пия XII было объявлено о принадлежности иконы католикам.

Губернатор Вильны Н.Репнин в 1795 г. дал распоряжение, чтобы «каждого мужского пола человек всякого звания, состояния, вероисповедания и возраста, во всякое время дня и ночи проезжал или проходил через Острые Ворота не иначе, как открывая верх головы, воздавая этим честь Остробрамской святыне, а также чтобы при Острых Воротах из уважения к святыне не производилась торговля». В часовне помещен был большой звучный орган, составлен превосходный хор певчих и оркестр из талантливых музыкантов.

В 1823 г. кармелиты издали «Реляцию о чудотворной иконе Пресвятой Девы Марии, что на Острых Воротах» со множеством гимнов и песен к Пресвятой Богородице. При костеле состояло Иосифское братство, члены которого должны были: 1) Часто молиться друг за друга как за работников одного общего дела; 2) Всячески помогать друг другу; 3) Иметь у себя образок Остробрамской Богородицы; 4) Исповедоваться и причащаться непременно ежемесячно.

Сегодняшний классический вид часовня получила после реконструкции 1828 – 1830 годов. Над средним окном ее была сделана надпись на латинском языке: «Матерь милосердная/ Прибегаем к твоему покровительству». Верх часовни заканчивался каменной башенкой с колоколом. В 1830 г. был построен каменный коридор из костела в часовню. По сторонам иконы, между колоннами, установлены две позолоченные статуи, изображающие св. Иоакима и св. Анну – родителей Девы Марии.

Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом а польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Карнизы и поле иконы увешаны множеством привесок (вотивных подношений ): крестов, орденов, медалей, изображений частей человеческого тела, золотых, серебряных, медных, в зависимости от достатка жертвующих, получивших после молитвы перед иконой исцеление или облегчение. На многих вотах имеются надписи, преимущественно на польском языке. Все они расположены изысканно симметрично (их около 8 тысяч). Воты в свое время можно было приобрести в богатом магазине с религиозными реликвиями или у торгующих ими у Острых Ворот. На потолке часовни изображены священный ковчег и картины Завета.

Саму икону старательно обновил живописец К. Русецки. После снятия оклада, по словам очевидцев, была обнаружена хвалебная православная песнь в честь Девы Марии «Честнейшую херувим», а иконопись была византийско-славянского стиля. Был сделан новый богатый оклад (риза) из позолоченного серебра с выкованными розами, тюльпанами и гвоздиками. Под святой иконой был помещен большой серебряный полумесяц, а еще ниже – престол с распятием Спасителя.

Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо. Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней и архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, была оставлена в Херсоне или поднесена самим Ольгердом кому-нибудь как почетный дар. Но прямых доказательств этому пока нет.

В июле 1927 г. под проливным дождём на кафедральной площади столицы состоялась торжественная коронация образа Пресвятой Девы Марии . В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: дипломат Апостольской столицы (позднее папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни жители края пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и консерватор профессор И. Рутковски.

Перед чудотворной Остробрамской иконой молились и Ей посвящали свои произведения А. Мицкевич, Ю. Словацки, Ю. Крашевски, В. Сырокомля, С Монюшко, написавший в ее честь 4 литании.

В сентябре 1993 г. в часовне перед иконой Пресвятой Богородицы молился Папа Римский Иоанн Павел II. Месса через Ватиканское радио транслировалась на все континенты, где в честь Остробрамской Девы Марии построены многочисленные храмы, часовни, алтари - по всему миру.

Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду.

Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери.

У иконы Богоматери Остробрамская молятся о даровании Божьего покровительства, молятся о счастье супружеской пары и защите от вмешательств в семью; от нежданных, нежелательных посетителей.

О стробрамскую икону Матери Божьей вешают при входе в жилище как оберег и защиту дома от всего недоброго.

Эту икону хорошо иметь дома, молитва у этого святого изображения успокаивает и умиротворяет атмосферу в семье. Перед ней возносят молитвы о душевнобольных людях, людях склонных к депрессиям, уныниям.

Также эту икону хорошо дарить крестникам и крестницам - младенцам, чтобы матери их молились о покое и радости в их душах.

Поделиться: