Великие путешественники средневековья. Средневековые европейские путешественники

Путешественники средневековья. Родился 4 марта 1394 в Порту. Третий сын короля Жоана I (основателя Ависской династии) и его жены Филиппы Ланкастерской (дочери Джона Гонта). Генрих (Энрике) Мореплаватель - португальский принц, прозванный Мореплавателем. В течение 40 лет он снаряжал и посылал многочисленные морские экспедиции для обследования атлантических берегов Африки, создав предпосылки для формирования мощной колониальной империи Португалии. Генрих - мореплаватель.

Слайд 17 из презентации «Из истории географических открытий»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Из истории географических открытий.pptx» можно в zip-архиве размером 2940 КБ.

Скачать презентацию

«Искусство средневековья» - Сооружения круглые или восьмиугольные в плане. Норвегия. Капеллы. Базилики. Базилика. В 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя. Восприятие души и тела как двух противоположных начал. Бык – символ св. Капелла КарлаI в Ахене,788-805г. Библия - с греческого «книги». БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА В эпоху Средневековья почти единственная.

«Культура Средневековья» - Какие предметы изучали в средние века? Что является характерной чертой каждого стиля? Какие архитектурные стили существовали в средние века в Европе? Деление на группы. Каковы основные направления литературы в указанный период? Что волновало средневековых поэтов и художников? Искусство. Было ли «мрачное средневековье» «светлым»?

«Культура эпохи средневековья» - - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. Театральное действие называлось - мистерия. Культура эпохи Средневековья. Другой жанр - Литургическая драма: от рождения до распятия Христа. Особенности скульптуры средневековья. Пизанская башня. Культурная точка зрения. Готический стиль в архитектуре.

«Путешественники» - Викинги назвали открытую землю Винланд - «богатая». Первые путешественники. Английский мореплаватель. Джеймс Кук. Роботы контролируются с Земли, и людям не приходится рисковать своей жизнью. Впоследствии Поло был возведен в звание члена Великого Совета в Венеции. Был ли Колумб первым кто высадился в Америке? *Нет.

2.3. Походы и путешествия Средневековья

Начало Средневековья ознаменовалось «великим переселением народов». Кроме того, продолжали развиваться экономические и культурные связи между различными странами. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей путешествовать, были военные походы, торговля и паломничество.

Паломничество в Средние века получило широкое распространение. Странствие пилигримов в Палестину начались в 3-4 вв. В 4 в. паломничество в Святую землю стало массовым явлением. Мотивация паломничества была разной. Особую «сервисную службу» для паломников представлял рыцарский Орден Госпитальеров. Их задачей была помощь больным паломникам и купцам, защита их от разбоя. Постепенно госпитальерами была создана сеть гостиниц в городах и местечках Святой земли и по всему Ближнему Востоку.

Затем наступила эпоха Крестовых походов на Ближний Восток, которые продлились с конца 11 до конца 12 в., но оказалась чрезвычайно непрочной и недолговечной. Последствия и результаты этих колоссальных массовых европейских миграций в регион Ближнего Востока разнообразны. Прежде всего, благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями науки и культуры Арабского мира. Европейские учёные значительно обогатили свои познания в области точных наук. Расширилось общее представление о мире.

Разнообразнее стала пища. Европейцы стали культивировать до этого неизвестные им рис, гречиху, абрикосы, лимоны. Крестовые походы имели не только общеисторический интерес, но и познавательный. Впервые западные европейцы поднялись со своих мест большими массами, в результате чего познакомились с неизвестными народами и странами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои понятия и воззрения.

С точки зрения географических открытий, движение крестоносцев имело большое значение. Оно привело к связям Европы с Арабским миром, а от арабов европейцы научились многому в области географии. Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям, способствуя развитию торговли. Именно усиление торговых связей помогло усовершенствованию карт. Рост торговли вёл и к новым достижениям в области мореходства. Так, в Атлантическом океане были открыты острова, расположенные у берегов Африки.

Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале 13 в. монголо-татары создали огромную империю от Дуная до Тихого океана, завоевав Русь, пройдя через Польшу, Силезию, Моравию, и остановились у границ Италии. В результате этих завоеваний были созданы обширные, относительно безопасные пути через восточную Европу и Азию, которыми стали пользоваться купцы.

Венецианские и генуэзские купцы, достигшие в 13 веке торгового могущества на Средиземном море, не могли оставаться равнодушными к исследованиям, принятым смелыми путешественниками в Центральной Азии, Индии и Китая. Они понимали, что в интересах торговли необходимо исследовать новые страны. Одним из самых известных путешественников этого периода был венецианец Марко Поло. Почти 7 столетий прошло с тех пор, как Марко Поло поведал в своей книге об увиденном и услышанном за долгие годы странствий из Европы через страны Ближнего Востока, Среднею Азию, Казахстан и Восточный Туркестан в Китай, по многим регионам Китая и обратно в Европу морским путём через Южно-Китайское море, Индийский океан, Персидский залив.

Книги Марко Поло занимают исключительное место среди произведений средневековых путешественников и географов. Они сообщают множество новых сведений как о Восточной, так и о Южной и Западной Азии. Эта книга служила одним из руководств для составления географических карт Азии и сыграла большую роль в истории великих открытий.

Говоря о путешествии в эпоху Средних веков, нельзя обойти вниманием «хождение» русского купца Афанасия Никитина в Индию. Он посетил страны Передней Азии через 200 лет после Марко Поло и побывал во внутренних районах Индии, где до него не ступала нога европейца. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» - Каспийское, Чёрное и Аравийское. Никитин был одним из первых, кто описал индийскую природу, быт и нравы индийского населения.

Таким образом, в 10 - 14 вв. получили дальнейшее развитие походы и путешествия. Их осуществляли русские, византийцы, арабы, норманны, а во время крестовых походов многие представители европейских народов. В связи с принятием христианства на Руси в Палестину к святым местам хлынул поток русских паломников. Походы и путешествия 10 - 14 вв. несомненно подготовили почву для эпохи географических открытий.

1. Ретроспектива эпохи Средневековья.

2. Развитие путешествий в Средние века.

3. Путешествия с торговыми целями.

4. Путешествия по "знаниями" и их география.

5. Учредители морских путешествий в Средние века.

6. Развитие традиций гостеприимства в Средневековье.

1. Средневековья, Средние века - это второй исторический возраст в развитии цивилизаций, время зарождения, развития и разложения феодализма, который длился двенадцать веков (конец V в. - Середина XVII в.). Хронологическими рамками этого периода считают две значительные исторические даты - падения Римской империи и начало Эпохи великих географических открытий . Средневековья представляло собой сложный историко-культурный феномен, который имеет свою специфику у разных народов и устанавливался в разное время. Так, в Западной Европе этот исторический возраст развивался с конца V в. н.э. в других регионах позже. Неодинаковой была и продолжительность этого периода. Именно поэтому следует говорить о Средневековье западноевропейское, восточноевропейское, о средневековый период развития арабской культуры и тому подобное. Однако, были и схожие черты развития культур и народов. В мире господствовала религия. В настоящее время уже существовали основные мировые религии - буддизм (возник в Древней Индии в VI - V вв. До н.э.), христианство (возникло в I в. Н.э. как религия угнетенных в восточных провинциях Римской империи, в Палестине) и ислам (возник в VII в. н.э. в Аравии). Религия в Средневековье большое влияние на мировоззрение людей, ограничивая их кругозор. Научные достижения эпохи античности были пересмотрены. Представление о шарообразности Земли и идея единого Мирового океана были забыты. Все было пронизано религиозным содержанием, а материальная культура Античности рассматривалась церковью как греховное наследие, подлежащей забвению и разрушению. Религия вступило в силу и оказала огромное влияние на общество, на внутреннюю и внешнюю политику, на социально-экономические отношения в целом. Религиозным культом определялось бытовая жизнь людей, которое предусматривало посещение храмов, святых мест. Причины, которые побуждали людей отправляться в дальние путешествия были разными: надежда получить духовную поддержку, желание выздороветь, необходимость выполнить наложенную священником, который исповедует, покаяние. Неудивительно, что именно в таких условиях религиозная традиция превратилась в масштабное паломничество широких масс верующих людей в конце V в. н.э.

2. Культура и быт Средневековья были пронизаны религиозным духом, поэтому ценность имели только путешествия, которые осуществлялись с духовными целями. Именно поэтому большая часть средневековых путешествий была связана с перемещением паломников к Святым местам. Паломничество (от лат. Пальма, пальмовая ветвь) - это путешествие верующих к Святым местам в надежде на сверхъестественную помощь . Название происходит от обычая паломников приносить из Палестины пальмовую ветвь - Палому. Людей, которые совершали путешествия с религиозной целью в разных регионах называли паломниками, пилигримами или калеками. Во всех религиях мира есть природные (реки, источники, горы, пещеры) или культовые (храмы, захоронения, мощи святых) объекты к которым осуществляли свои путешествия эти люди. В V в. паломничество получило наибольшее распространение и церковь должна вводить ограничения на его осуществление.

"Религиозные" дороги христиан и мусульман вели в Иерусалим - город земного пребывания Христа, в котором за многовековую историю сконцентрировались объекты поклонения. Для христиан такими объектами были храмы Воскресения, Гроба Господня, Древа Креста Господня, церквей Усыпальница Девы Марии, Голгофа - место, где был похоронен Иисус, долина Армагеддон, Ярденит - место крещения паломников, камень Помазание и др.. По для мусульман - мечети Куббат ас-Сахра, Омара и Аль-Акса, священный двор Харам-эш-Шериф. Другими центрами паломничества для христиан и хадж для мусульман были культовые сооружения в Риме (собор Святого Петра) и Вифлееме (храм Рождества Христова), в Мекке (Аль Харри, храм Кааба), Медине (Гробница Мухаммеда) и т.д. .

Центрами буддийского паломничества эпохи Средневековья можно назвать м. Канди (современный о.Шри-Ланка) с храмом Далида Малигава, г.. Лхаса с монастырем и дворцом Далай-ламы, г.. Нара с монастырем Тотайдзи подобное. Поскольку паломничество в Средневековье получило массовый характер, для тех, кто путешествовал с религиозными целями, стали выпускать маршруты (дорожники) в Палестину. Особое "сервисную службу" для паломников выполнял лицар¬ський Орден госпитальеров, образующийся при монастыре Девы Марии в Иерусалиме. Основной задачей Ордена была помощь больным, а также защиту паломников от разбоя неверных. Постепенно госпитальерами была створе¬на целая сеть госпиталей (hospes) в городах не только Святой земли, но и.по всему Ближнему Востоку. В VIII в. был написан путеводитель (итинерарий) для паломников "Повесть Епифания Агиополита о Сирию и Св. Град", а потом еще "Краткое описание о городах и страны от Антиохии до Иерусалима а также Сирии, Финикии и о святых города Палестины" "в котором были описаны города Бейрут, Сидон, Назарет, подробно описаны святыни Иерусалима и его окрестностей в долине р. Иордан и вблизи Мертвого моря: монастыри, храмы, жилища отшельников.

В Средневековье всячески поощрялись путешествия с миссионерскими целями, которые способствовали распространению своего вероисповедания среди инакомыслящих. Эти путешествия были распространены в христианстве, особенно католицизме. Одним из первых миссионеров был Мартин Турский. Он начал свою проповедническую деятельность в северо-западной Галлии, а затем в Великобритании. В эти исторические времена путешествия с религиозными целями были наиболее распространенными.

3. Средние века в последствии частых войн, жизненной неустроенности, феодальной

зависимости путешествия широкое распространение не получила, но по дорогам перемещались крупные феодалы с охраной, группы бродяг, состоявшие из поэтов, актеров и певцов. Особые группы составляли люди, которые путешествовали с торговыми целями. Коммерческое жизни Средневековье затухало. Состоялась только переориентация торговых путей на север Европы. Это объясняется тем, что во-первых, арабский Халифат (феодально-теократическое государство в состав которой входили страны Ближнего и Среднего Востока, страны Юго-Западной Европы и Северной Африки) отрезал европейские торговые пути от азиатских и африканских рынков.

Во-вторых, есть определенный темп развитие транспортных средств и путей сообщения. По сухопутных транспортных средств, то они почти не изменились. Для перемещения груза пользовались повозками, а для перевозки людей - тележками, иногда портшезы, титулованные особы имели разрешение на пользование экипажами. Большей модернизации получили водные транспортные средства, которые уже оснащались и навигационными приборами, что позволяло плавать не только на дальние расстояния вдоль берегов, но и из-за больших океанические просторы.

В Средневековье можно было совершать путешествия по суше благодаря дорогам, которые сохранились еще с античных времен (Римские дороги). Восстанавливать, ремонтировать и содержать в хорошем состоянии эти дороги должны были крестьяне и горожане. Но дороги и строили. Так, в Европе была построена первая государственная дорога между Майнцем и Кобленцем . Почти всю центральную Европу пересекала грунтовая дорога - "Виндобонська стрела", которая проходила от Прибалтики до Виндобона (современного г.. Вена). По ней везли янтарь, поэтому эту дорогу называли еще и "Янтарный щлях".

Надо отметить, что, так называемый, "путевой бум" охватил все страны средневековой Европы. Лучшими дорогами были в Византии и в странах Балканского полуострова. Дороги опоясывали горные отроги и шли от Триеста вдоль Дуная до Черного моря и далее в Константинополь.

В-третьих, в то время (VII в.) Получил развития большой торговый путь вдоль Северного моря. Первопроходцами этого пути были фризы - народ, который заселял территорию Фрисландии и Зеландиии (современных Бельгии и Голландии). Надо отметить, что тогдашние купцы предпочитали именно водным торговым путям (морском, речном или озерном) как самым безопасным и дешевым.

Развитие путей сообщения и транспортных средств в Средние века способствовало развитию путешествий вообще, и путешествий с торговыми целями в том числе. Торговые интересы европейских купцов были направлены на север, запад и восток. Европейские купцы понимали возможности, которые открывала для них торговля с странами Восточной Азии, поэтому это направление пользовался особым интересом. С целью исследования неизвестных земель и далеких стран было осуществлено немало путешествий.

Наиболее известной путешествием с торговыми целями считаются путешествие купцов Поло из Венеции. В 1260 братья Николо и Маттео Поло впервые отправились на Восток. Они первыми из европейцев пересекли всю материковую Азию и прибыли до монгольского правителя Китая Хубилай-хану (внук Чингисхана). Договорившись с ним о торговле с западными странами они двинулись в Италию. Это путешествие было долгим.

В следующее путешествие они отправились с Марко (сыном Николо Поло), которому было только пятнадцать лет. Прибыв в восточной правителя семья Поло остались у него на служб. Марко Поло 17 лет был личным посланником великого Хубилая. За это время Марко Поло побывал во многих провинциях Монголии, в Бирме, Корее, Армении и др. По приказу хана он подробно описывал в дневнике разные территории, населения, особенности природы.

Вернувшись в Италию, Марко Поло написал "Книгу о разнообразии мира", которая вызвала живой интерес европейцев. Ученые черпали из нее сведения о естественном мир далеких стран и экзотических островов, культуру народов, их заселяли. В общем, книга стала не только первым в Европе описанием азиатских стран, но и послужила руководством для картографов XIV-XV вв. при составлении карт. "Книгу о разнообразии мира" имели в своей библиотеке все образованные люди средневековой Европы. Ее много раз перечитывал и Христофор Колумб. Поэтому справедливым является мнение о том, что она стимулировала развитие путешествий с различными целями не только в Средние века, но и в последующие.

К наиболее значимой путешествия с торговыми целями следует отнести и путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Примерно в свое путешествие он отправился весной 1468 на двух судах вместе с караваном арабских послов. Конечной целью была Индия. Многие невзгод выпало на долю путешественника (ограбления татарами, гибель соратников, потеря товара), но путешествие продолжается. Осенью он отправляется из Баку через Дербенське (Каспийское) море в Иран, далее через горы Эльбурс в город Ормуз (порт в Персидском заливе) и далее через Индийский (Аравийское) море в Индию.

В самой Индии тверской купец-путешественник пробыл примерно четыре года. Афанасий Никитин побывал в северной и центральной части средневековой Индии. Путешествовал неспешно. Подолгу оставался в каком-нибудь городке где занимаюсь не только торговлей, но и проводил наблюдения. В конце 1473 путешественник отправляется к родному краю и уже через Понт Эвксинский или Русское (Черное) море попадает в Кафу (Феодосия), далее г. Днепр в Киев и возможно в Смоленск (точного место не определено) где умер от тяжелой болезни. В своем путешествии он пересек три моря, поэтому и описание своих странствий назвал "Хожения за три моря Афанасия Никитина" . В этих записках путешественник фиксировал все увиденное правдиво и реалистично, без украшений. Именно поэтому они и сегодня имеют научную ценность, особенно те, которые касаются описания самого маршрута в Индию, географического положения и политического устройства азиатских стран, жизнеописания и вероисповеданий (84 религиозных течений) многочисленных народностей, природы полуострова Индостан. Особая заслуга в этом купца-путешественника заключается в том, что за 30 лет до "открытия" Индии португальским мореплавателем Васко да Гама, он самостоятельно, без поддержки со стороны государства и церкви, совершил это путешествие, составил и описал маршрут.

В общем, путешествия с торговыми целями раскрыли ограниченный круг средневекового мира и стимулировали развитие путешествий с другими целями, особенно открытие и изучение других стран мира.

4. Регулярные торгово-экономические отношения с другими странами и контакты с иностранцами способствовали распространению научных знаний в средневековой Европе. Общество стало добавлять значение не только учености, но и грамотности. В период Средневековья в Западной Европе начала развиваться грамотность на основе латыни. Славянские народы получили письменность благодаря ученым монахам-просветителям братьям Кириллу и Мефодию. В середине IX в. Кирилла на базе греческого алфавита создал славянскую азбуку, и вместе с Мефодием перевели с греческого церковные книги. Наряду с переведенными произведениями в древнерусском культуре были специфические - летописи, содержащие бесценные сведения по истории Древней Руси. Самым значительным произведением этого периода была летопись "Повесть временных лет", написанный в 1113 монахом Киево-Печерской лавры Нестором .

Постепенно возрождаются такие качества человека, как "книжность и ученость". Появилась потребность в знаниях. Начинают формироваться научные и культурные центры. Такими центрами в Западной Европе стали города Болонья, Париж, Оксфорд, Салерно, Рим, Орлеан, Саламанка, Валенсия и др. Очагами культуры на территории восточных славян были Киев, Новгород, Полоцк, Ростов и др.

Развитие средневековой культуры тесно связан с открытием университетов. Первый университет - Болонский (XI в.). Он был самым популярным в Европе. Поэтому в нем училась большая количеством студентов, для которых образовали корпорации Цитромонтанив (собственно итальянцев) и Ультрамонтанив (иностранцев). В этом университете учился наш земляк - Юрий Дрогобыч. Здесь он получил степень доктора философских наук, а затем был ректором университета.

В 1200 грамотой Филиппа II Августа была образована Сорбонна. Париж в Средние века называли "городом науки" и "новыми Афинами", что соответствовало действительности. Именно здесь был центр науки и культуры.

Позже, а именно в XIII в. открываются Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанкский в Испании. И уже в 1500р. по всей Европе было открыто 65 университетов .

В университетах преподавали лучшие умы того времени. В Болонском университете преподавал известный юрист того времени Ирнерий, который произвел революцию в правоведении. Им была написана первая книга по праву. Парижский университет привлекал студентов тем, что в нем преподавали последователи философа Ибн-Рушда, которые развивали философские взгляды Аристотеля и Авиценны. Салернский университет привлекал тем, что преподавателем здесь был Арнольд да Вилланова, который написал первую энциклопедию "Салернский кодекс". В этом заведении можно было получить лучшую медицинское образование.

Принципы функционирования университетской системы были едины для всей Европы. Богословие, философия, юриспруденция, медицина, а позже и естественные науки составляли основу университетского образования. Преподавание велось на латыни. Обучение могло растянуться на много лет назад, что студенты часто переходили из одного университета в другой, если где-то выкладывалась дисциплина, их интересовала, или читались лекции известными профессорами. Степень, которая присуждалась университетом, признавалась во всем христианском мире. Это давало возможность учиться там, где молодые люди считали для себя наиболее приемлемым. Такие положения способствовали зарождению "студенческих" путешествий или поездок за "знаниями". Путешествия из города в город, а также из страны в страну стали для средневековой Европы обычным делом. Таких путешественников студентов называли вагантами. С появлением в Европе университетов возрождаются и традиции образовательных путешествий.

5. Еще в раннем Средневековье в Европе было широкое распространение морские путешествия. Учредителями морских путешествий того времени были ирландские монахи. Наиболее известными путешественниками, точнее удачливыми, были те, чьи имена и путешествия нашли место в сагах (древнеисландских прозаических произведениях, авторство которых не установлено) . Именно эти произведения донесли до нас имя ирландского монаха-морехода - св. Брандан (другие звучание Брендан или Брандон), который на Курри плавал из Ирландии через Северную пролив и Ирландское море в Англию. Легенды приписывают ему и открытия островов Исландия и Ян-Майен. Ирландцем Кормаком были открыты Фарерские (Овечьи) острова.

В открытии, часто вторичном, после древних ирландцев, в освоении Северной Атлантики значительную роль имели "северные люди" - норманны или викинги . Они были хорошими мореплавателями, само название этого народа говорит за себя - "викинг" с старонорвежский означает бухта, а "викинги" - люди, которые ставят свои корабли в бухтах. Шведские ученые имеют свое видение происхождения этого названия, проводя другую параллель. По их мнению, термин "викинг" образован от глагола "викья" - возвращать, видклонятися. Таким образом, викинг - человек, отплыла из дома, возможно, морской воин, отток за добычей. Сами норманны викингами называли тех, кто участвовал в пиратских экспедициях. Средневековые Европе их называли варанги (в Византии) и варяги (на Руси). В арабских странах их называли мадхусамы, что значило морские чудовища Главными занятиями древних норманнов было скотоводство и морские промыслы. В поисках рыбы и морского зверя они совершали плавания по северным морям. Поскольку земледелие не могло обеспечить население продуктами питания, особенно хлебом, норманны были вынуждены отправляться в другие "хлебные" страны Европы для обменных операций. На европейских рынках норманны обменивали меха, рыбу, кожу, мед и жир на хлеб и другие продукты. Простую торговлю норманны часто соединяли с работорговлей потому что именно рабы были самым дорогим товаром.

Согласно сагами, норманны имели хорошие корабли - одномачтовые дрибносидячи парусники (Кнера), которые позволяло им плавать как по морю, так и по рекам. Это значительно расширяло географию их путешествий. Во время плавания они ориентировались по солнцу и звездам, или глубинами и морскими животными. От своих берегов норманны плавали и осуществляли набеги по всем направлениям. В восточном направлении норманны через Балтийское море, воспользовавшись древнерусскими торговыми путями, проникали в Византию, арабский халифат и Среднюю Азию. Оттуда в Европу они доставляли шелка, пряности, вина, ювелирные изделия и серебро в монетах. Продвигаясь на запад, норманны оседали на островах Северной Атлантики, первые из европейцев пересекли океан, открыли Гренландию и посетили северо-восточные берега Америки. Открытие норманнами Северной Америки со временем было забыто, но открытие Гренландии, Исландии и акватории Северной Атлантики осталось за ними.

Продвигаясь на юг и минуя атлантическое побережье Пиренейского полуострова через Гибралтар, норманны проникали в Средиземное море, а далее до Сицилии и Южной Италии. Норман водные пути опоясывали не только всю Европу, но и северную Африку (средиземноморские страны).

Благодаря норманнам был образован единый европейское экономическое пространство. Еще больше их заслуга связана с морскими путешествиями и, в связи с этим, открытиями новых географических объектов (островов Исландия и Гренландия, земель Северной Америки). Для средневековых европейцев эти открытия малопривлекательными из-за неблагоприятных природных условий. Но позже, эти плавания побудили поиски англичан в конце ХVI в. Северо-Западного прохода, а в дальнейшем и Великие географические открытия в эпоху Возрождения.

6. В эпоху средневековья были распространены путешествия с паломническими и торговыми целями. Это способствовало дальнейшему развитию культуры гостеприимства. Именно поэтому развитие инфраструктуры для путешествующих в Средневековье связан с образованием приютов для богомольцев (на территории Испании их называли альбергарии или оспиталии). Их строили при монастырях, и рыцарских орденах. В этих приютах паломники могли найти не только ночлег и бесплатный хлеб, но и получить медицинскую помощь. С XV в. уже во всех крупных городах средневековой Европы существовали гостиные дворы и таверны, где путешествуя могли остановиться для отдыха за небольшую плату. Здесь предоставлялось гостям минимум услуг, а условия проживания были малокомфортной. Как правило, гостиные дворы строились рядом с путями. Типичные дорожные гостеприимные дворы имели на первом этаже таверну, конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах - гостевые комнаты.

На Руси (или, как ее называли в странах Западной Европы, Московии), инфраструктура гостеприимства развивалась медленнее, чем в Европе. Так, на Руси имели широкое распространение постоялые дворы, которые строились вдоль путей. Они назывались ямы. В XV в. на Руси существовал централизованный заведение - Ямской приказ, который регулировал тогдашние перевозки по всей стране. Ямы были предшественниками отелей и служили для отдыха путешественников и смены лошадей. Они, как правило, располагались друг от друга на расстоянии конного перехода. Уже в 1549 в Московии для иностранцев были построены гостиные дворы, которые отличались большим комфортом . Помимо размещения в них предоставлялись услуги питания и возможности осуществлять коммерческие операции. Иностранцы заселялись в гостиные дворы по национальности, поскольку были "английские", "немецкий", "голландский", "греческий" и другие.

В Византийской империи на дорогах для путешественников строили караван-сарае, где путешественник мог заночевать, поесть, а также осуществить торговые операции. Как правило, они размещались друг от друга на расстоянии одного дня езды. Своим видом напоминали большие кладовые, в которых люди размещались на ярусах вдоль внутреннего двора.

Одним из самых удобных для путешествий регионов средневековой Европы был юг, а именно Италия. В ней возрождались традиции гостеприимства во времена Древнего Рима. Со временем гостеприимство становилась прибыльным бизнесом. Именно в Италии уже с 1282 действовали "Союзы хозяев гостиниц" - гильдии владельцев гостиниц, которые разрабатывали правила для хозяев и гостей отелей.

В XVI в. в городах Англии были распространены постоялые дворы и таверны для простолюдинов, которые назывались простыми. В них за общим столом подавали очередные блюда по фиксированной цене. В Англии средства размещения, в отличие от таковых у других европейских странах, были на порядок комфортнее.

Любимым транспортным средством у европейцев была почтовая карета, а города остановок в придорожных тавернах и постоялых дворах в дальнейшем стали называть почтовыми станциями. Аналогичные сооружения получили распространение и на Руси, правда чуть позже. Первый придорожный отель был построен в Санкт-Петербурге.

Среди других заведений в системе гостеприимства можно назвать кафе, которые впервые появились в Венеции (Италия). В Англии были популярны "Шоколадные дома", а во Франции - "Бутики горячего шоколада", в Париже в 1533 открылось первое заведение ресторанного типа.

Жизнь средневекового человека не был лишен развлечений и праздников. С развитием торговли и ремесел произошли и радикальные изменения в укладе жизни жителей города. Изменились акценты и культурных развлечений, которая с "смеховой" переходит в "карнавально-площадную". Так в Средние века получают развитие такие формы аттракции, как ярмарки, профессиональные праздники, карнавалы и тому подобное. К числу самых популярных зрелищ Средневековья можно отнести и рыцарские турниры, которые привлекали многочисленную публику. Горожан привлекали и театрализованные представления, в том числе выступления бродячих артистов (жонглеров, дрессировщиков диких зверей, акробатов и т.д.).

На Руси в городах одной из форм проведения досуга были гуляния. Эти меры, как правило приобщали к церковным праздникам и значительным событиям общественной жизни. Особенно веселые гуляния проводились на Рождество, Пасху и Масленицу. В зависимости от времени года они сопровождались катаниями на карусели, на тройках, санях, строительством снежной крепости и тому подобное. Обязательно устраивались балаганы, ярмарочные ряды.

В западноевропейских странах складывались карнавальные традиции. Само слово "карнавал" происходит от итальянского, что значит "прощай мясо» . Так, карнавалы организовывали за 40 дней до Пасхи, в первый день Нового года, на Богоявление и др. В каждом городе карнавалы проходили по определенным сценариям. Наибольшее распространение они получили в XV в. Надо отметить, что карнавалы и городские праздники способствовали развитию системы гостеприимства в Средние века.

По развитию сухопутных транспортных средств в Средневековье, то кроме тележек для путешествий использовали и портшезы - носилки, которые несли или слуги, или лошади. Были распространены колесные конные экипажи, но передвигаться на них могли только привилегированные лица. Если говорить за водные транспортные средства, то они получили лучшего качества, позволяя совершать дальние путешествия (каравеллы).

Специально для путешествующих в эпоху Средневековья печатались путеводители, в которых подробно описывались не только пути, но и указывались места для отдыха, достопримечательности, церкви, монастыри, бани и тому подобное. Самым ранним из путеводителей был составлен для паломников еще в XIII в. - Итинерарий "Повесть Епифания Агиаполита о Сирию и Св. Град", написанный на греческом языке.

На Руси для поездки паломникам выдавались паспорта, которые были своеобразным гарантом их безопасности в поездке. Существовал еще и особый документ (путешественник), издававшийся всем, кто планировал отправиться в дальнее путешествие.

Выводы: в Средние века осуществлялись путешествия исследовательские (с целью першовидкриття или научными целями), познавательные, торговые и религиозные (паломничество), оздоровительные, "за знаниями" и др. Особую актуальность в странах Европы приобрели паломничество к Святым местам, путешествия торговые и "за знаниями". Поспорили элементы инфраструктуры, а именно, расстраивались заведения размещения (осписы, постоялые дворы, инны, гостеприимные дворы, караван-сараи) для путешественников и питания (таверны, харчевни, кафе); проложены новые сухопутные и морские пути (Виндобондська или Янтарный путь, Волжский путь, "Из варяг в греки", "Из варяг в персы", Северо-Восточный проход, Юго-Восточный торговый путь); создавались путеводители для путешественников (итинерарии); модернизировались транспортные средства (каравеллы; почтовые кареты).

В V-XV веках источниками географических знаний о Земле по-прежнему оставались рассказы купцов, которые путешествовали в разные страны по торговым делам. Одним из них был великий итальянский мореплаватель и писатель Марко Поло (1254-1324). В 1271 году он отправился с отцом и дядей в Китай и подробно описал это путешествие из Венеции в . Его путь пролегал через полуостров Малая Азия, Персию, современный Иран и , через горы Памир и города-оазисы пустынь ТаклаМакан и Гоби, долину великой китайской реки Хуанхэ. Назад в путешественник вернулся морским путём, обогнув Азию с юга. Всё увиденное он описал в своей «Книге о разнообразии мира», которую потом перевели на многие языки. Долгие годы она пользовалась большим успехом у купцов и путешественников, поскольку содержала описание той территории, которой не было на картах Птолемея.

Таким образом, с течением времени уточнялись и дополнялись благодаря новым путешествиям и открытиям. Совершенствовались географические приборы и инструменты, методы расчётов, способы .

Достижения науки средневекового Востока

В Средние века географические сведения о Земле люди получали не только благодаря морским путешествиям. Арабские учёные внесли большой вклад в развитие географии.

Средневековый Восток был богаче и культурнее Европы. Столицу Арабского халифата - Багдад - украшали роскошные дворцы халифа и его визирей, шумные базары заполняла пёстрая разноязычная толпа. Арабские купцы снаряжали караваны и морские суда, в городах ковалось замечательное оружие, изготовлялись богатые ткани, золотые и серебряные украшения. Восток славился пряностями и сладостями, ароматическими веществами. Это был мир роскоши и богатства, построенный на труде рабов.

Учёные Востока, опираясь на ценные открытия, сделанные в Древней , Сирии, Индии, обогатили географию Средневековья новыми сведениями, например, о том, как образуются вулканы, какие бывают ветры, как возникают облака. Зная, что климат на Земле не везде одинаков, они предложили условно разделить нашу планету на 14 климатических районов. Арабские учёные даже создали Атлас климата. Кроме того, изучая рельеф земной поверхности, они сделали ряд важных открытий, ставших ярким событием в географии. В крупных городах и Багдаде были построены обсерватории для наблюдения за небесными светилами.(Кстати, сведения об одном из самых первых планетариев относятся ещё к временам Древней Греции. Его создатель - великий учёный, математик и механик Архимед.)

Из Средневековья до нас дошли сведения о великом арабском путешественнике-учёном, который около 30 лет провёл в странствиях по свету. Его имя - Ибн Баттута (1304-1377). Он побывал в , Сирии, Аравии, по побережью Красного моря пешком дошёл до Йемена. Потом по морю добрался до восточного побережья Африки и дальше по водам Персидского залива отправился в Египет. Дальнейший его путь в Малую Азию пролегал через , потом по Чёрному морю до . Ибн Баттута побывал и в Южной России. Неутомимая любознательность толкала великого путешественника в новые странствия. , Афганистан, Китай, острова Цейлон, и Суматра - везде, где бы ни побывал, он не переставал удивляться многообразию стран и народов Земли.

Если сложить весь пройденный им по суше и по морю путь, то получится почти 130 тысяч километров!

В конце жизни «великий странник всех времён», как его называли, продиктовал книгу историй о своих путешествиях. Книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» содержит подробные красочные описания природы, ценные сведения о народах и традициях тех стран, в которых побывал Ибн Баттута, а также множество легенд, преданий, сказаний. Она является уникальным источником географического и исторического материала.

Юлиан Венгерский, «Колумб Востока» — монах-доминиканец, отправившийся на поиски Великой Венгрии, прародины венгров. К 895 году венгры поселились в Трансильвании, но все еще помнили далекие земли своих предков, степные области к востоку от Урала. В 1235 году венгерский князь Бела снарядил четырех монахов-доминиканцев в путешествие. Спустя время двое доминиканцев решили вернуться назад, а третий спутник Юлиана скончался. Монах решил продолжить путь в одиночестве. В итоге, миновав Константинополь, пройдя вдоль реки Кубани, Юлиан достиг Великой Булгарии, или Волжской Болгарии. Обратный путь доминиканца пролегал через мордовские земли, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Чернигов и Киев. В 1237 году Юлиан Венгерский отправился в повторное путешествие, но уже в пути, достигнув восточных земель Руси, узнал о нападении на Великую Болгарию монгольских войск. Описание путешествий монаха стали важным источником в изучении истории монгольского вторжения в Волжскую Болгарию.

Гуннбьорн Ульфсон. Наверняка вы слыхали про Эйрика Рыжего, скандинавского мореплавателя, первым поселившимся на берегах Гренландии. Благодаря этому факту многие ошибочно думают, что он же и был первооткрывателем гигантского ледяного острова. Но нет — до него там побывал Гуннбьорн Ульфсон, направлявшийся из родной Норвегии в Исландию, чье судно сильнейший шторм отбросил к новым берегам. Почти столетие спустя по его стопам отправился Эйрик Рыжий —путь его не был случайным, Эйрик точно знал, где находится открытый Ульфсоном остров.

Раббан Саума, которого называют китайским Марко Поло, стал единственным выходцем из Китая, описавшим свое путешествие по Европе. Будучи несторианским монахом, Раббан отправился в долгое и опасное паломничество в Иерусалим в районе 1278 года. Выдвинувшись из монгольской столицы Ханбалык, т. е. нынешнего Пекина, он пересек всю Азию, но уже приблизившись к Персии, узнал о войне на Святой земле и изменил маршрут. В Персии Раббан Саума был радушно принят, а несколько лет спустя по просьбе Аргун-хана был снаряжен с дипломатической миссией в Рим. Сперва он посетил Константинополь и короля Андроника II, затем побывал в Риме, где наладил международный контакт с кардиналами, и в итоге оказался во Франции, при дворе короля Филиппа Красивого, предлагая союз с Аргун-ханом. На обратном пути китайский монах удостоился аудиенции новоизбранного папы римского и встретился с английским королем Эдуардом I.

Гильом де Рубук, монах-францисканец, после окончания Седьмого крестового похода был направлен королем Людовиком Французским в южные степи — с целью установить дипломатическое сотрудничество с монголами. Из Иерусалима Гильом де Рубук добрался до Константинополя, оттуда до Судака и двинулся в сторону Азовского моря. В итоге Рубук пересек Волгу, затем реку Урал и в конце концов оказался в столице Монгольской империи, городе Каракорум. Аудиенции великого хана не дали особенных дипломатических результатов: хан предложил королю Франции присягнуть на верность монголам, но время, проведенное в заморских странах, не прошло даром. Гильом де Рубук подробно и с присущим ему юмором описал свои путешествия, поведав жителям средневековой Европы о далеких восточных народах и их жизни. Особенно его впечатлила несвойственная для Европы веротерпимость монголов: в городе Каракорум мирно соседствовали и языческие, и буддистские храмы, и мечеть, и христианская несторианская церковь.

Афанасий Никитин, тверской купец, в 1466 году отправился в коммерческий вояж, который обернулся для него невероятными приключениями. Благодаря своему авантюризму Афанасий Никитин вошел в историю как один из величайших путешественников, оставив после себя проникновенные записки «Хождение за три моря». Едва лишь покинув родную Тверь, торговые суда Афанасия Никитина были разграблены астраханскими татарами, но это не остановило купца, и он продолжил свой путь — сперва добравшись до Дербента, Баку, потом до Персии и оттуда до Индии. В своих записках он красочно описал обычаи, нравы, политическое и религиозное устройство индийских земель. В 1472 году Афанасий Никитин отправился на родину, но до Твери так и не доехал, скончавшись под Смоленском. Афанасий Никитин стал первым европейцем, преодолевшим путь до Индии.

Чень Чен и Ли Да — китайские путешественники, которые совершили опаснейшую экспедицию по Средней Азии. Ли Да был опытным путешественником, но он не вел путевых заметок и поэтому не так прославился, как Чень Чен. Два евнуха отправились в дипломатическое путешествие по поручению императора Юн-лэ в 1414 году. Им пришлось пересекать пустыню в течение 50-и дней и карабкаться вдоль гор Тянь-Шаня. Проведя 269 дней в пути, они достигли города Герата (что расположен на территории современного Афганистана), вручили дары султану и вернулись домой.

Одорико Порденоне — монах-францисканец, посетивший Индию, Суматру и Китай в начале XIV века. Францисканские монахи стремились увеличить свое присутствие в странах Восточной Азии, для чего направляли туда миссионеров. Одорико Порденоне, покинув свой родной монастырь в Удине, проследовал сперва в Венецию, затем в Константинополь, а оттуда в Персию и Индию. Монах-францисканец много путешествовал по Индии и Китаю, посетил территорию современной Индонезии, добравшись до острова Ява, несколько лет жил в Пекине, а затем возвратился домой, миновав Лхасу. Скончался он уже в монастыре в Удине, но перед смертью успел надиктовать богатые подробностями впечатления от путешествий. Его воспоминания легли в основу знаменитой книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля», которой зачитывалась средневековая Европа.

Наддод и Гардар — викинги, открывшие Исландию. Наддод высадился у берегов Исландии в IX веке: он держали путь на Фарерские острова, но шторм привел его к новой земле. Изучив окрестности и не найдя там признаков жизни человека, он отправился домой. Следующим, ступившим на землю Исландии, был шведский викинг Гардар — он обошел на своем судне остров вдоль побережья. Наддод назвал остров «Снежная земля», а своим сегодняшним именем Исландия (т.е. «страна льдов») обязана третьему викингу, Флоки Вильгердарсону, добравшемуся до этой суровой и красивой земли.

Вениамин Тудельский — раввин из города Тудела (Королевство Наварра, ныне испанская провинция Наварра). Путь Вениамина Тудельского не был таким грандиозным, как у Афанасия Никитина, но его записи стали бесценным источником информации об истории и жизни евреев в Византии. Вениамин Тудельский отправился из родного города в Испанию в 1160 году, миновал Барселону, путешествовал по южной Франции. Далее он прибыл в Рим, откуда, спустя время, выдвинулся в Константинополь. Из Византии раввин проследовал ко Святой земле, а оттуда в Дамаск и Багдад, обошел Аравию и Египет.

Ибн Баттута славен не только своими странствиями. Если другие его «коллеги» пускались в путь с торговой, религиозной или дипломатической миссией, то берберского путешественника звала за собой муза дальних странствий — он преодолел 120 700 км исключительно из любви к туризму. Ибн Баттута родился в 1304 году в марокканском городе Танжер в семье шейха. Первым пунктом на персональной карте Ибн Баттуты стала Мекка, куда он попал, двигаясь по суше вдоль берегов Африки. Вместо того, чтобы вернуться домой, он продолжил путешествие по Ближнему Востоку и Восточной Африке. Добравшись до Танзании и оказавшись без средств, он отважился на путешествие в Индию: поговаривали, что султан в Дели невероятно щедр. Слухи не подвели — султан снабдил Ибн Баттуту щедрыми дарами и отправил с дипломатической целью в Китай. Однако по пути он был разграблен и, боясь султанского гнева и не смея вернуться в Дели, Ибн Баттута вынужден был скрываться на Мальдивах, попутно посещая Шри-Ланку, Бенгалию и Суматру. До Китая он добрался только в 1345 году, откуда направился в сторону дома. Но дома ему, конечно же, не сиделось — Ибн Баттута совершил небольшое путешествие в Испанию (тогда территория современной Андалузии принадлежала маврам и называлась Аль-Андалус), затем отправился в Мали, для чего ему потребовалось пересечь Сахару, а в 1354 году обосновался в городе Фес, где продиктовал все подробности своих невероятных приключений.

Поделиться: