Хождение за три моря афанасия никитина. Биография Афанасия Никитина: русский Васко да Гама

Величайший мореплаватель Васко да Гама, который проложил морской путь из Европы в Индию, считается героической личностью для португальцев. Биография знаменитого путешественника пестрит не только открытиями, но и эпизодами пиратства и циничными убийствами.

Датой рождения Васко принято считать интервал с 1460 по 1469 года, так как точные сведения до сих пор не известны. Детство мальчика прошло в поселке Синеш, находящемся на морском побережье. Мальчик являлся потомком дворянского рода и вырос в обеспеченной семье. Иштеван да Гама деньгами компенсировал собственную вину перед сыном, поэтому ни в чем не отказывал.

Родители мальчика состояли в греховной связи и не обручились в момент его рождения. Из-за этого младенец считался бастардом и не имел права претендовать на наследство. Это обстоятельство наложило сильный отпечаток на формирование характера Васко, который с юных лет знал, что пробивать жизненную дорогу придется самостоятельно.

В 15 веке незаконнорождённых мальчиков постригали в монахи, чтобы обеспечить полноценное образование и воспитание. В 1480 году Васко вместе с братом вступает в Орден Сантьяго, где обучался математике, астрономии и навигации. Преподавателем мальчиков считается Авраам Закуто, который уважительно отзывался о способных учениках. Следующий период жизни юноши отмечен историками, как «12 таинственных лет».

Плавания

Новые сведения о Васко да Гама появляются в 1492. В этот момент пираты под французским флагом захватили португальский галеон, который перевозил золото из Гвинеи в Португалию. Оскорбленный король Мануэль I отдал приказ опытному мореплавателю о том, чтобы тот захватил все суда, пришвартованные вдоль побережья Франции. Вылазка Васко да Гамы прошла настолько удачно, что по возвращении из плавания, становится невообразимо популярным.


Французы вернули награбленное в обмен на суда. Конфликт разрешился благополучно. Освобожденные из плена матросы с ужасом вспоминали о беспощадном и злобном португальском захватчике, который подвергал мужчин пыткам и издевательствам. По рассказам моряков, корабль под предводительством да Гамы возникал из ниоткуда, а захват происходил молниеносно.

Первое путешествие

О завоевании Индии грезил еще король Жуан (предшественник Мануэля) и даже снарядил экспедицию, но рейд не удался. В 1497 году придворный астролог и математик Авраам Бен Закуто предрек, что «страну специй» покорят 2 брата. Памятуя о доблести и жестокости братьев да Гама, португальский монарх назначает главой экспедиции молодого Васко. 8 июля флотилия, состоящая из трех боевых кораблей («Сан-Рафаэл», «Сан-Габриэл», «Берриу») и одного транспортного судна, отбыла из Лиссабона.


Эскадра благополучно миновала Зеленый мыс, где моряки пополнили запасы продовольствия, и направилась в сторону Африки по Атлантическому океану. Команда увидела берег только спустя 4 месяца с начала путешествия, устроив стоянку в бухте Святой Елены. Местные племена встретили мореплавателей агрессивно, развязав вооруженные конфликт. В стычке Васко тяжело ранили в ногу.

Обогнув мыс Доброй Надежды, мореходы остановились в бухте Моссел Бей, где пополнили запасы провианта и затопили неисправное транспортное судно. Моряки заметили, что аборигены носят тканную одежду и понимают арабское наречие. Становится ясно, что Аравия расположена неподалеку. Впереди ждет неизвестность, так как дальнейшая территория не исследована.


Карта первого путешествия Васко Да Гамы

Из-за нехватки провианта и тяжелых походных условий моряки заболели цингой, погибло 50 человек. Команда подняла бунт с требованием вернуться на родину. Васко не поддался на провокации, а бунтовавших заковал в кандалы. Как только эскадра добралась территории арабских купцов, путешествие превратилось в пиратский рейд. Васко да Гама обманом выманил у султана Малинди опытных лоцманов. Султан заключил с португальцами соглашение, направленное на уничтожение шейха Момбасы. Но, получив проводников, вероломный да Гама попросту разграбил проходящие суда и обстрелял побережье.

Араб-лоцман подсказал дорогу в Индию, и в мае 1498 года путешественники достигли берегов сказочной страны. Правитель Каликута отнесся к мореплавателям доброжелательно и гостеприимно. Но арабские купцы донесли заморину о пиратских набегах португальцев и указали, что привезенные подарки малы. Поэтому местные власти арестовали сотню моряков, разгуливающих по городу. Васко да Гама не растерялся и задержал знатных горожан, прибывших на корабль для осмотра европейского оснащения.


Правитель Каликута, опасаясь хитрого корсара, отпустил задержанных. Этому посодействовали и местные купцы, которые хотели расширить торговые пути до христианского мира. Набив закрома пряностями и специями, гениальный махинатор не отпустил пленников и отправился в обратный путь. Через 20 дней похода португальским путешественникам повстречался корабль, на борту которого присутствовал адмирал Гоа. Васко жестокими пытками «убедил» еврея помочь в нападении на острова.

На адмиральском палубнике корсары вплотную подошли к побережью и ограбили корабли, стоящие на рейде вдоль побережья. Пленили 30 человек, а остальных вырезали. Путешествие домой было трудным, так как моряков косила цинга. Заболел и брат да Гамы. Из далекого путешествия вернулось 55 человек, остальные погибли от болезней и схваток с врагами. 18 сентября 1499 года португальские корабли пришвартовались у берегов Лиссабона.


Привезенные экспедицией товары и пряности в 60 раз окупили расходы на собственные сборы в дорогу. Обрадованный король наградил Васко пенсией в 1000 круазад и званием «Адмирала Индийского океана». Но эти дары не удовлетворили запросов честолюбивого португальца. Клеймо бастарда не давало покоя, и мужчина стремился от него избавиться, завоевывая уважение сограждан и титул графа.

В 1500 году к берегам Индии отправилась следующая экспедиция, возглавляемая Педру Алваришем. Мужчина намеревался выстроить в Каликуте торговое поселение, но этому помешали арабские купцы. Под таким подстрекательством факторию разграбили и сожгли. Сбегая из города, Педру обстрелял прибрежные поселки из пушек. Развязалась война между Португалией и Индией.

Второе путешествие

Мануэль I не оставляет мечты о подчинении «Золотой страны» и отправляет кровожадного Васко да Гаму во второй поход. Целью компании становится порабощение Индии и основание португальской колонии. В 1502 году мореплаватель с 20 судами отправляется в Индийский океан. В октябре флотилия делает остановку в Каннануре, где местный раджа с почестями встречает завоевателей и щедро одаривает.


По дороге в Каликуту Васко захватил индийское судно, приказал закрыть пленников в трюме и подпалить корабль. Деспот не пощадил ни женщин, ни детей. Уцелевших добивали в воде. Подойдя к городу, корсар обстрелял побережье из пушек. Цветущее поселение превратилось в руины. Команда да Гамы пленила 800 индийцев. Пленников связали, отрубили руки, носы, уши и повыбивали зубы. После жестоких издевательств людей казнили, расстреливая из пушек.

Это стало полновесной акцией устрашения и удовлетворение садистских наклонностей Васко да Гамы. Известно, что корсар использовал людей и как мишени для арбалетчиков. Отрубленные конечности казненных португалец отправлял заморину города, но тот сбежал, не дожидаясь очередного кровопролития. Матери и жены убитых бродили по берегу, разыскивая тела родных. С молчаливого согласия Васко португальцы вылавливали женщин и насиловали.


Моряки разбили на захваченной территории факторию, превратив часть полуострова в португальскую колонию. В 1503 завоеватели вернулись к родным берегам. Монарх вновь щедро одарил талантливого Васко да Гаму, но вожделенного титула графа не присвоил. Тогда знаменитый корсар пригрозил, что покинет Португалию, как это сделал . Мануэль I согласился с доводами и назначил его графом Видигейра.

Личная жизнь

О личной жизни кровавого мореплавателя известно только то, что женился на девушке, принадлежащей знатному роду. Супругу звали Катарина ди Атаиди. Дворянка родила Васко шестерых сыновей и дочь.

Смерть

Перед смертью Васко да Гама совершил последнее путешествие в Индию. По приказу Жуана III мужчина отбыл в колонию для наведения порядка в рядах администрации, погрязшей в коррупции. Но, прибыв на место, скончался от малярии в 1524 году. Сын покойного доставил тело в Португалию.


Прах разместили в родовом склепе. В XIX веке мародеры разграбили захоронение. После этого выяснилось, что в гробнице покоятся останки другого человека. Кости Васко да Гамы переместили в Лиссабон.

  • Да Гама являлся незаконнорожденным.
  • Удивительно, но на Гоа находится город, названный в честь мореплавателя.
  • Считается национальным героем Португалии.
  • В походы Васко да Гама брал десяток преступников, которых отправляли на разведку.
  • Пользовался астролябией и секстантом.
  • Прорисовал карту индийского побережья, использовав меридианы и параллели.
  • Самый длинный европейский мост назван в честь морехода.
  • У туземцев поменял красные шапки на изделия из слоновой кости.
  • Посоветовал королю создать в Индии морскую полицию.
  • Фотографии путешественника печатают на марках и памятных монетах Португалии.

Афанасий Никитин - путешественник и первопроходец из Твери Афанасий Никитин - русский путешественник, купец и писатель, родился в 1442 году (дата не является документально подтверждённой) и скончался в 1474 или в 1475 году близ Смоленска. Родился в семье крестьянина Никиты, так что Никитин это, строго говоря, не фамилия путешественника, а его отчество: в то время у большинства крестьян не было фамилий.

В 1468 году предпринял экспедицию в страны Востока и побывал в Персии, Индии и Африке. Описал своё путешествие в книге "Хождение за три моря".

Афанасий Никитин - Биография . Афанасий Никитин, биография которого известна историкам лишь частично, родился в городе Тверь. Достоверных сведений о его детстве и юности не существует. Известно, что в довольно молодом возрасте он стал купцом и посещал по торговым делам Византию, Крым, Литву и другие страны. Его коммерческие предприятия были довольно успешны: он благополучно возвращался на родину с заморским товаром.

Он получил от Великого князя Твери Михаила Борисовича грамоту, которая позволяла ему развернуть обширную торговлю в районе нынешней Астрахани. Некоторым историкам этот факт позволяет считать тверского купца тайным дипломатом и лазутчиком Великого князя, но документальных свидетельств этому предположению нет.

Афанасий Никитин начал своё путешествие весной 1468 года, отправившись водным путём мимо русских городов Клязьмы, Углича и Костромы. По плану, достигнув Нижнего Новгорода, караван первопроходца должен был из соображений безопасности присоединиться к другому каравану, который вёл Василий Папин, московский посол. Но караваны разминулись - Папин уже ушёл на юг, когда Афанасий прибыл в Нижний Новгород.

Тогда он дождался прибытия из Москвы татарского посла Хасанбека и уже с ним и другими купцами пошёл к Астрахани на 2 недели позже, чем было запланировано. Отправляться в плаванье одиночным караваном Афанасий Никитин посчитал опасным - в то время вдоль берегов Волги хозяйничали татарские банды. Караваны судов благополучно прошли Казань и ещё несколько татарских поселений.

Но уже перед самым прибытием в Астрахань караван был ограблен местными разбойниками - это были астраханские татары под предводительством хана Касима, которого не смутило даже присутствие своего соотечественника Хасанбека. Разбойники отобрали у купцов весь товар, купленный, кстати сказать, в кредит. Торговая экспедиция была сорвана, два судна из четырёх Афанасий Никитин потерял. Дальше всё складывалось тоже не лучшим образом. Два оставшихся судна попали в Каспийском море в шторм, и их выбросило на берег. Возвращение на родину без денег и товара грозило купцам долговой ямой и позором.


Тогда купец решил поправить свои дела, вознамерившись заняться посреднической торговлей. Так началось знаменитое путешествие Афанасия Никитина, описанное им в своём литературном труде "Хождение за три моря".

Сведения о путешествии Афанасия Никитина .

Персия и Индия . Через Баку Никитин отправился Персию, в область под названием Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше на юг. Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной 1469 года он прибыл в Ормуз - большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта, Малой Азии (Турции), Китая и Индии.

Товары из Ормуза были уже известны в России, особенно славился ормузский жемчуг. Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых там не разводят, Афанасий Никитин решился на рискованное коммерческое предприятие. Курил арабского жеребца и в надежде хорошо перепродать его в Индии сел на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.

Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлёкся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где всё не так, как на Руси, "а люди ходят всё чёрные да нагие". Афанасия поражало то, что почти все жители Индии, даже небогатые, носят золотые украшения. К слову, сам Никитин тоже поразил индийцев - местным жителям редко доводилось раньше видеть здесь белых людей.

Однако, выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны. Он побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем отправился в Джуннар.

В своих путевых заметках Афанасий Никитин не упускал бытовых подробностей, а также описывал местные обычаи и достопримечательности. Это было едва первое правдивое описание быта страны не только для Руси, но даже и для всей Европы. Путешественник оставил записи о том, какую пищу здесь готовят, чем кормят домашних животных, как одеваются и каким товаром торгуют. Описан даже процесс изготовления местных хмельных напитков и обычай индийских хозяек дома спать с гостями в одной постели.

В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по своей воле. "Джуннарский хан", отобрал у него жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далёкой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Русского путешественника спас случай - ему встретился старый знакомый Мухаммед, который поручился перед ханом за чужестранца.

В течение 2 месяцев, проведённых тверским купцом в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.

После Джуннара он посетил город Алланд, где действовала большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. На ярмарке и без его жеребца было множество хороших коней для продажи.

Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать своего коня, да и то без особой выгоды для себя, а то и с убытком. Это случилось в городе Бидар, куда путешественник прибыл, пережидая в других поселениях сезон дождей. Он остановился в Бидаре надолго, сдружившись с местными жителями.

Русский путешественник рассказал им о своей вере и своей земле, индусы тоже многое поведали ему о своих обычаях, молитвах, семейном укладе. Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.

В 1472 году он прибыл в город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвящённые богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.

Тверской купец путешествовал по Индии ещё полтора года, изучая местные нравы и пытаясь вести торговые дела. Однако коммерческие начинания путешественника потерпели крах: товара, подходящего для вывоза из Индии на Русь он так и не нашёл.

Африка, Иран, Турция и Крым . На обратном пути из Индии Афанасий Никитин решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках, в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом.

Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон (Трапезунд), турецкий город на южном берегу чёрного моря. Казалось, возвращение близко, но тут удача снова отвернулась от путешественника: он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишён всего оставшегося имущества.

По словам самого путешественника, дошедшим до нас в виде записей, всё, что осталось у него на тот момент - это сам дневник, да желание вернуться на Родину.

Ему пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Феодосии, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Феодосию (Кафу) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провёл в этом городе, завершив записки о своём путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию, в родной город Тверь.

Однако вернуться туда ему было не суждено - он скончался в городе Смоленске при неизвестных обстоятельствах. Скорее всего, годы скитаний и перенесённых путешественником лишений подорвали его здоровье. Спутники Афанасия Никитина, московские купцы привезли его рукописи в Москву и передали их дьяку Мамыреву, советнику царя Ивана III. Позже записи были включены в летописи 1480 года.

В XIX веке эти записи были обнаружены русским историком Карамзиным, который и опубликовал их в 1817 году под авторским заглавием. Три моря, упоминаемых в названии труда - это Каспийское море, Индийский океан и Чёрное море.

Открытия Афанасия Никитина . Купец из Твери оказался в Индии задолго до прибытия туда представителей европейских государств. Морской путь в эту страну был открыт португальским купцом Васко да Гама на несколько десятков лет позже, чем туда пришел русский торговый гость Афанасий Никитин. Что он открыл в далёких землях и почему его записи представляют для потомков такую ценность?

Хотя коммерческая цель, которая побудила первопроходца на столь опасное путешествие, не была достигнута, результатом странствий этого наблюдательного, талантливого и энергичного человека явилось первое реальное описание неведомой далёкой страны. До этого в Древней Руси сказочная страна Индия была известна лишь по легендам и литературным источникам того времени.

Человек XV века увидел легендарную страну своими глазами и сумел талантливо рассказать об этом своим соотечественникам. В своих записях путешественник пишет о государственном строе Индии, религиях местного населения (в частности о "вере в буты" - так Афанасий Никитин услышал и записал имя Будды, священное для большинства жителей Индии того времени).

Он описал торговлю Индии, вооружение армии этой страны, рассказал об экзотических животных (обезьянах, змеях, слонах), местных нравах и представлениях индийцев о морали. Записаны им и некоторые индийские легенды.

Русским путешественником описаны также города и местности, в которых он сам не побывал, но о которых слышал от индийцев. Так, он упоминает Калькутту, остров Цейлон и Индокитай, места, которые в то время были ещё совершенно неизвестны русскому человеку. Сведения, тщательно собранные первопроходцем, позволяют нам сегодня судить о военных и геополитических устремлениях индийских правителей того времени, состоянии их армий (вплоть до числа боевых слонов и количества колесниц).

Его "Хождение за три моря" было первым текстом подобного рода в русской литературной словесности. То, что он не описывал только лишь святые места, как это делали паломники до него, придаёт сочинению неповторимое звучание. В поле его внимательного зрения попадают не объекты христианской веры, а люди с другой религией и другим укладом жизни. Его записки лишены какой-либо официальности и внутренней цензуры, и этим особенно ценны. Рассказ об Афанасии Никитине и его открытиях - видео Карта путешествия Афанасия Никитина

Путешествие Афанасия Никитина началось в Твери, оттуда маршрут пролегал по реке Волге через Нижний Новгород и Казань до Астрахани. Затем первопроходец побывал в Дербенте, в Баку, в Сари, после чего двинулся по суше через Персию. Добравшись до города Ормуз, он снова сел на корабль и прибыл на нём в индийский порт Чаул.

В Индии он посетил в пеших странствиях множество городов, среди которых Бидар, Джуннар и Парват. Далее по Индийскому океану он приплыл в Африку, где провёл несколько дней, а потом - опять же водным путём вернулся в Ормуз. Далее пешим ходом через Иран он пришёл в Трапезунд, оттуда добрался до Крыма (Феодосия).

Эпоха Великих географических открытий - чрезвычайно важная веха в истории человечества. Конечно, народы Южной и Северной Америки вряд ли согласятся с этим утверждением, но для нашей цивилизации в целом значение тех исследований огромно. Имена отважных капитанов славной эпохи навеки запечатлены в исторических документах, а потому их сегодня знает каждый школьник.

Но далеко не все могут перечислить истинные достижения этих великих людей. Не каждый, к примеру, ответит на вопрос о том, что открыл Васко да Гама. Это мы и рассмотрим в статье.

Основные вехи биографии

Ва́ско да Га́ма (1460-1524) - всемирно известный португальский мореплаватель, чья жизнь пришлась как раз на эпоху Великих открытий. Известен тем, что первым в истории проложил морской путь в Индию. В свое время даже занимал высокий пост Индии. Словом, биография Васко да Гама богата выдающимися событиями.

Многие историки подчеркивают, что первооткрывателем в строгом понимании этого слова он не был (в отличие от того же Магеллана). В то время как пришлось в поте лица убеждать сильных мира сего в необходимости организации экспедиции, Васко да Гама подобными вопросами не занимался. Объясняется это тем, что монарх попросту назначил его «открывателем морского пути в Индию».

Мореходу здорово повезло и с организаций похода: его и команду снабдили всем самым лучшим, прекрасно понимая важность всего мероприятия.

Как же начиналась биография Васко да Гама? О матери его много не известно, но отец принадлежал к древнему и состоятельному рыцарскому сословию. У будущего покорителя океанов было пятеро братьев и сестра.

Судя по «да» в его имени, его род точно принадлежал к высшему дворянскому сословию. Как утверждают португальские историки, один из предков Васко да Гама (биография путешественника это подтверждает) в свое время отличился в битве с маврами, за что ему и было пожаловано рыцарское звание.

Где же будущий первооткрыватель морского пути в Индию получал образование? Увы, здесь приходится судить только по косвенным следам. Более-менее достоверно известно лишь то, что математику и навигацию юный Васко да Гама постигал в Эворе. Учитывая, что сведения сохранились только об этих науках, можно предполагать, до чего португальцы уважали людей, которые были способны прокладывать курс и обращаться с секстантом.

Следует заметить, что у португальских дворян не было особенного выбора в вопросах, касающихся рода их занятий. Если человек принадлежал к дворянскому сословию, да еще и был рыцарем, то путь его - исключительно воинское дело. Учитывая, что более-менее серьезных сухопутных войн Португалия ни с кем не вела, но активно осваивала земли за океаном, практически все дворяне становились морскими офицерами.

Не избежал той же стези и молодой Васко да Гама: биография (открытия в том числе) его наглядно показывает, что более талантливых капитанов у Португалии в то время фактически не было.

Жизнь Васко да Гама до его путешествия в Индию

В далеком 1492 году некие французские корсары сумели перехватить богатый груз, шедший в Португалию. Монарх сей славной страны не стерпел такого нахальства, а потому поручил одному молодому дворянину пройтись с карательным рейдом вдоль берега, захватывая все суда французов, найденные в том районе. Порученец выполнил задание настолько быстро и эффективно, что разбойникам пришлось все вернуть. Как вы уже догадались, этим смелым рыцарем и был Васко да Гама. За свою решительность и храбрость он быстро приблизился к королевскому двору.

В 1495 году на трон Португалии взошел Мануэл I, который не только с удвоенным рвением продолжил дело морской экспансии уже известных земель, но и всерьез задумался об открытии мореходного пути в Индию. Первоначально предводителем эскадры был назначен Бартоломео Диаш. Но король понимал, что в экспедиции понадобятся таланты не только мореходного, но и сугубо военного толка. А потому на это место был назначен наш герой. Так что открыл Васко да Гама в дальнейшем?

О морском пути в Индию

Следует заметить, что предшественник деятельного монарха к тому времени уже успел попытать счастья в деле поиска сухопутного маршрута. Сделать это было непросто, так как вся северная часть Африки находилась в руках у вышеупомянутых мавров. Только лишь пройдя южнее Сахары, можно было выйти на искомый путь.

В 1487 году в поход отправилась серьезная экспедиция. Руководили ею опытные офицеры - Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Первому удалось достичь желаемой Индии и передать на родину сообщение о возможности такого перехода. Уже в 1488 году проводит подробнейшее исследование южной оконечности Черного Континента. Казалось, что у Жуана II вот-вот будет сильнейший козырь на руках - путь в Индию гарантировал бы постоянный приток богатств. Так почему же Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали столь важной вехой в истории как Португалии, так и всей человеческой цивилизации?

Судьбе было угодно иное: у короля умирает единственный наследник, а потому он практически полностью отстраняется от занятий политикой. Впрочем, сделать он успел немало: так, для сопровождения экспедиции была выстроена целая эскадра первоклассных морских судов, чье проектирование в свое время возложили на небезызвестного Бартоломео Диаша.

Когда монарх скончался в 1495 году, Мануэл I - его преемник - сперва меньше всего думал об Индии. Но международная политическая обстановка сложилась таким образом, что без этого вскоре стало нельзя. Быстрая подготовка к великому походу продолжилась.

Снаряжение первой экспедиции

На каких кораблях провел свое путешествие Васко да Гама? Во главе эскадры встал «Сан-Габриэл». Аналогичный по классу корабль, «Сан-Рафаэл», перешел под командование Паулу - брата Васко да Гамы. Оба парусника относились к так называемому классу нао. Это были весьма крупные суда, водоизмещение которых достигало 120-150 тонн. За счет широких прямоугольных парусов они могли развивать приличную скорость, но были достаточно неповоротливы, а мореходы не слишком любили использовать их для длительных переходов без привязки к берегу.

Противоположностью флагману стала «Берриу». Судно это - верткая маневренная каравелла. Оно было оснащено косыми парусами, командовал им Николау Коэльо. Наконец, в состав эскадры входил некий транспортник, ни названия, ни прочих сведений о котором не сохранилось.

О навигации

Неудивительно, что при таком внимании к организации экспедиции для ее оснащения выделялись лучшие навигационные приборы того времени. Обер-штурманом стал Перу Аленкер. Сей выдающийся мореход уже успел прекрасно себя зарекомендовать в походе с Диашем (о котором мы говорили выше). Кроме основного офицерского состава на борту были священник, писарь и астроном. Позаботились и о нескольких переводчиках, которые помогли при общении с туземцами. По мнению некоторых историков, численность экипажа достигала 170 человек.

Человеколюбивая традиция

В те времена существовала одна любопытная традиция. На борт при подобных походах брали осужденных преступников. Разумеется, делали это не ради того, чтобы познакомить арестантов с красотами заморских земель. Их использовали в качестве разведчиков, десанта и в прочих ситуациях, когда не хотелось рисковать жизнями штатного экипажа. Впрочем, для самих узников был и «свет в конце туннеля». Каким бы тяжелым ни было прегрешение, которое человек совершил на воле, он получал свободу в конце плавания. Если доживал, разумеется.

Вопросы питания

Помните, мы упоминали о некоем транспортном судне? Включать его в составы экспедиций стали со времен Диаша, когда подобный подход к делу доказал высочайшую эффективность. На складском судне хранился огромный запас провизии, формы, запасного такелажа, инструментов. Рацион команды изобилием не блистал: каши, солонина, сухари. Кроме того, в стандартную пайку входил небольшой объем вина. Зелень и фрукты, рыба и свежее мясо добывались силами самих матросов на стоянках.

Все матросы и офицеры получали неплохое жалованье (за исключением «штрафбата»). Ради романтики морских странствий в походы никто не ходил. Впрочем, путешествие Васко да Гама являлось сугубо коммерческим мероприятием, так что удивляться точно не приходится.

Чем были вооружены корабли эскадры?

К тому времени вооружение на кораблях уже далеко ушло от тех примитивных мортир, которые повсеместно встречались в начале эпохи. Каждый из «нао» имел не менее 20 орудий, а каравелла была вооружена двенадцатью пушками. Личное оружие команды напоминало испанское: те же кирасы и алебарды, кортики и шпаги. Имелось также несколько мушкетов и пистолей. Качество и распространенность личного огнестрельного оружия были так малы, что серьезного влияния на исход схватки оно обычно не оказывало.

8 июля 1497 эскадра с великими почестями отчалила от порта Лиссабона. В путь отправился той эпохи - Васко да Гама. Открытие Индии (точнее, морского пути туда) было не за горами!

Начало похода

Процесс проходил в штатном режиме: корабли плыли вдоль Съерра-Леоне. Воспользовавшись добрым советом Диаша, экспедиция сильно отклонилась к западу от намеченного курса, дабы избежать сильнейшего встречного ветра. Сам он, к слову сказать, к этому времени уже отошел от армады на отдельном корабле, направляясь к крепости Сан-Жоржи-да-Мина. Там Диаш заступил на должность коменданта.

Тем временем, наша эскадра уже сделала впечатляющий крюк в атлантическом океане, после чего португальцы вновь увидели берега Черного Континента. 4 ноября 1497 произошел знаменательный спуск якоря в бухте, которая сразу же получила имя Святой Елены. Команды судов получили приказ для долговременной стоянки, так как корабли все же сильно потрепало в открытом океане, но выполнить все работы не получилось. По пути все же удалось отыскать несколько клочков суши, на которых подлатали отчаянно текущие корабли. Вот как Васко да Гама открыл

Местное население оказалось крайне враждебно настроенным. Впрочем, учитывая количество работорговцев в тех местах, ничего удивительного в этом не было. Сам Васко да Гама получил в одной из стычек стрелу в ногу, после чего эскадра двинулась дальше.

Но главные испытания были еще впереди. С огромным трудом обогнув Мыс Бурь (Доброй Надежды), флотилия бросила якоря в бухте Моссел Бей. Неповоротливое грузовое судно непогода потрепала так сильно, что пришлось его сжечь. К счастью, местные туземцы оказались куда добрее к путникам, а потому удалось не только без помех произвести ремонт кораблей, но и пополнить запасы воды и провианта. Дальнейший путь лежал на северо-восток.

Арабское коварство

16 декабря 1497 года моряки увидели последний памятный столб, который оставила экспедиция Диаша еще в 1488 году. Все сочли это за доброе предзнаменование, причем предчувствия оправдались: целый месяц плавание шло без задержек и происшествий. Во многом это объясняется тем, что корабли экспедиции проплывали вдоль вполне цивилизованных берегов.

Дело в том, что восточный берег Африки с давних пор был арабской вотчиной, а уж они-то, в отличие от полудиких племен западного побережья, прекрасно знали европейцев. Во многом из-за этого и прошла довольно мирно (для тех лет) экспедиция Васко да Гама. Морской путь в Индию отнял жизни многих моряков, но погибли они из-за некачественного питания и инфекционных болезней.

Несмотря на Крестовые походы, отношение к ним было вполне приемлемым, но без сложностей все же не обходилось.

Так, в Мозамбике начались трения с местной администрацией. И дело было вовсе не в религии, которой весьма циничные арабы вообще уделяли мало внимания, а в том, что местные купцы заподозрили в португальцах конкурентов. Васко да Гама в долгу не остался, слегка обстреляв негостеприимные берега.

В портах Момбаса и Малинди экспедицию встретили не в пример лучше. Как ни странно, но местный шейх приветствовал их как лучших друзей. Впрочем, у него были свои причины: польщенные португальцы легко подписали союзнический договор против некоторых общих врагов. В Малинди экспедиция наконец-то встретила индийских купцов. Огромных трудов и немалых денег обошлась процедура поиска надежного лоцмана. 20 мая 1498 корабли флотилии наконец-то достигли берегов Индостана.

Сперва Васко посетил город Каликут (нынешний Кожикоде). Градоначальник встретил гостей очень торжественно. Но и тут мусульманские купцы начали вновь вставлять им палки в колеса. Отношения с градоначальником резко ухудшились, торговля шла плохо. Впрочем, удалось наторговать немало драгоценных камней и специй. По старой традиции, Васко да Гама отплатил неблагодарным горожанам, всадив в городские стены несколько ядер и захватив пару-тройку ценных заложников. В Гоа португальцы попытались основать купеческую факторию, но и здесь их постигла неудача.

Морской путь к берегам Индии - вот что открыл Васко да Гама!

Обратный путь

Пришлось разворачиваться и плыть домой. Впрочем, жаловаться было грех: местность разведана, торговые отношения, пусть и плохо, налажены. Впоследствии это оказалось важным фактором установления владычества португальцев в тех краях, чему немало способствовал сам Васко да Гама. Великие путешественники тех лет нередко становились талантливыми политиками и военачальниками, так что ничего поразительного в данном факте его биографии нет.

Но это было впереди, а пока мореплавателям предстоял длинный и опасный обратный путь. Их донимали (как мало изменилась с тех пор обстановка в том районе), страшная жара и пищевые инфекции. Второго января 1499 город Могадишо был «для профилактики» обстрелян из пушек, после чего эскадра взяла курс на Малинди.

Отдых

7 января 1499 они достигли уже знакомого города, в котором наконец-то смогли отдохнуть от опостылевшего моря и корабельной тесноты. И на сей раз шейх предоставил прекрасную еду и апартаменты, а потому всего за пять дней команда изрядно приободрилась.

Путь продолжался, но не без потерь: 13 января около Момбасы из-за сильной течи снова пришлось распрощаться с одним из судов. К середине апреля сильно поредевшая флотилия все же смогла достичь Зелёного мыса. Дом был уже рядом. Чтобы приободрить членов семей и короля, вперед выслали корабль, который должен был первым доставить весть об удачном завершении экспедиции. В то же время брат Васко, Паулу, серьезно заболел, а потому сам капитан задержался.

И только в конце августа (или уже в сентябре) 1499 года остатки армады гордо пришвартовались в порту Лиссабона. Вот что открыл Васко да Гама. Марко Поло и прочие великие мореходы прошлых лет могли бы с полным правом гордиться делами своего коллеги!

Возвращение и награда

К родным берегам пришли только два судна и 55 человек экипажа. Но с финансовой точки зрения успех был просто феноменальный: выручка от торговли с арабами и индусами в 60 раз (!) превысила все затраты на организацию самой экспедиции. Неудивительно, что имя Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали синонимами на долгие годы вперед!

Мануэл I был в восторге. Васко получил высокий титул дона, немалую пенсию и огромный земельный надел. Учитывая, что Васко да Гама открыл путь в Индию, которая издревле славилась своими богатствами, такие почести легко объяснимы. Кроме того, наш герой стал приближенным советником короля, так что все тяготы не были напрасны. В Индию он отправится еще не раз, отстаивая интересы родной земли на дальних берегах.

В конце 1524 года Васко да Гама скончался, уйдя из жизни на индийской земле. Он все же сумел основать факторию на Гоа, которая оставалась под протекторатом Португалии вплоть до середины 20-го века. Соотечественники и по сей день высоко чтут память о легендарном мореплавателе, а открытия и жизнь Васко да Гама изучают в школах. В его честь назван мост в Лиссабоне, а уж количество посвященных ему произведений искусства и вовсе не поддается исчислению.

Мы рассмотрели, что открыл Васко да Гама. Надеемся, представленная выше информация будет вам полезна.

Крым. Афанасий Никитин («открыл» Индию за 30 лет до знаменитого португальца Васко да Гама)

Памятник Афанасию Никитину установлен в Феодосии на территории Старого города, напротив Иверской церкви. История создания памятника насчитывает 21 год, с тех пор как в газете «Крымский комсомолец» Владимир Казарин и Василий Ена опубликовали статью «Хожение» длиною в шесть лет», в которой обратились к феодосийцам и всем крымчанам с призывом увековечить память великого русского землепроходца Афанасия Никитина в Кафе (Феодосии).

Тогда в Твери на берегу Волги был установлен монументальный памятник Афанасию Никитину, отправляющемуся в свое беспримерное «хожение».

Тверская земля увековечила подвиг своего земляка, отправившегося в свое знаменитое путешествие. Но ведь закончилось оно на крымской земле. Однако дорога к памятнику оказалась тоже длинной, как и легендарное путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Проект памятника постоянно сталкивался с препонами. Сначала перестройка и крушение СССР остановили проект, потом голодные 90-е годы не способствовали его осуществлению. Но несмотря ни на что памятник все равно состоялся.

Путешествие тверского купца Афанасия Никитина устанавливает приоритет русских землепроходцев, которые «открыли» Индию за 30 лет до знаменитого португальца Васко да Гама. Европа именно ему отдает первенство в открытии этих новых земель. Слава Богу, что Афанасий Никитин написал свои записки – и его соотечественникам есть чем доказать первенство русского путешественника.

Первым морем на пути землепроходца был Каспий (море Хвалынское), вторым – Индийский океан, который он пересек дважды, третьим было море Черное. «Прендох же три моря: первое море Хвалынское, второе море Индийское, третье море Черное».

Масштаб путешествия Афанасия Никитина поражает воображение. Тверь, Кострома, Нижний Новгород, Астрахань, Дербент, потом два года в Иране, Персидский залив, Аравийский полуостров, наконец, Индия, по городам которой он путешествовал более трех лет.

На обратном пути – Индийский океан (плавание длилось более трех месяцев), Эфиопия, берега Аравии, Ормуз, снова Иран, потом малая Азия и Армянское нагорье, южные берега Черного моря. По подсчетам географов путешественник преодолел более 25 000 километров.

В 1474 году, возвращаясь из шестилетнего путешествия в Индию на родину, он пишет об этом так: «Божией милостью дошел я до третьего моря – Черного, что по-персидски Дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Воны1, и тут втретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане2. Из Платаны выходили в море… дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. Море перешли, да занес нас ветер к самой Балыкее (совр. Балаклава). И оттуда пошли в Токорзофу (совр. Гурзуф) и стояли мы тут пять дней. Божиею милостью пришел я в Каффу, за девять дней до Филиппова заговенья…»

Именно запись о прибытии в Каффу позволяет точно датировать завершение путешествия. Филиппово заговенье (преддверие Филиппова, иначе – Рождественского поста) относится к числу непреходящих церковных дат, то есть оно празднуется в строго определенный день: 14 ноября. «Девять дней до Филиппова заговенья» по старому стилю 5 ноября 1474 г., что после исчисления разницы применительно к XV веку приходится на 14 ноября.

Путешественнику тогда повезло. В Крыму он оказался почти на родине. В городе располагалось русское торговое подворье, было много русских купцов. Готовился в путь на Русь едва ли не последний русский торговый караван. Он покинул Каффу весной 1475 года. В ожидании пути домой Афанасий Никитин провел в Каффе более четырех месяцев: позднюю осень, зиму и начало весны 1475 года. Здесь, в Каффе, у него было время для осмотра окрестностей и занятий своими мыслями и записками, накопившимися за долгие годы путешествия.

Нет сомнения в том, что окончательный текст «Хожения…» был обработан - если даже не написан полностью – именно в Крыму, в Кафе. Только в Крыму Афанасий Никитин мог написать фразу: «Записал я здесь про свое грешное хожение за три моря», так как третьим морем на его пути было Черное. Многолетняя дорога, полная опасностей, не располагала к подробным записям. Да и вряд ли большая рукопись могла сохраниться до прибытия в Крым: слишком часто путешественника обирали и обыскивали. Тем более что любая тетрадь, да еще заполненная иностранным письмом, могла бы только вызвать подозрения, что купец-путешественник если не шпион, то тайный посланник. Скорее всего, по прибытию в Каффу у Афанасия Никитина с собой были лишь краткие заметки для памяти.

Поэтому почти наверняка можно утверждать, что средневековая Кафа фактически является родиной всемирно известного теперь географического шедевра – книги Афанасия Никитина «Хожение за три моря».

Караван, увозивший путешественника и его рукопись, покинул город своевременно: 31 мая 1475 года крепость в Кафе осадили турецкие войска. В те дни Афанасий Никитин и его сочинение уже были на пути к родным тверским местам, куда, правда, путешественнику не суждено было добраться. Как гласит летопись, «умер, до Смоленска не дойдя». Записи - «тетрати» - Афанасия Никитина московские купцы Гридя Жук и Степан Дмитриев доставили в столицу дьяку великого князя Василию Мамыреву.

Василий Мамырев скончался в 1490 году в Троице-Сергиевом монастыре, в стрости приняв монашеский постриг. В начале XIX века Н.М.Карамзин, собирая материалы для «Истории государства Российского», обнаружил в библиотеке монастыря ранее неизвестный рукописный сборник с пожелтевшими страницами.

Позже он писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… В то время как Васко де Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже путешествовал по берегу Малабара».

Нет сомнений, что Афанасий Никитин знал по рассказам своих друзей из числа купцов о той дороге, по которой он шел в Индию. Великая заслуга тверского купца-путешественника состоит в том, что он оставил путевые записки и потому не канул в Лету, как его предшественники. Его «тетрати» – памятник всем его современникам, их воле, упорству и скромности.


С той поры, как было совершено знаменитое путешествие, прошло более пяти веков. Одна из улиц современной Феодосии названа именем Афанасия Никитина. Памятник великому путешественнику был установлен в июле 2008 года. На памятнике надпись:

Афанасию Никитину
купцу-путешественнику
автору
«Хожения за три моря»
приидохшему в Кафу
в лета 1474 ноября 5 дня

Н. А. Северин

В XV в. Новгород, Тверь, Москва и другие русские города вели оживленную торговлю с далекими восточными соседями. Русские купцы ездили в Царьград, их встречали в Самарканде, бывали они в Крыму, Малой Азии, в странах побережий Каспийского и Черного морей. На юг они возили товары, которыми была богата Русская земля, – льняные полотна, кожу, меха, а привозили шелка, краски, перец, гвоздику, персидское мыло и сахар, индийский жемчуг и драгоценные камни.
Торговцы в те времена были смелыми, отважными людьми, искусными воинами: в пути им встречалось немало опасностей.
Летом 1466 г. в далекое плавание отправились купцы из Твери для заморской торговли. Они плыли вниз по Волге, к морю Хвалыпскому, как тогда называли Каспийское море.

Город Тверь. Во второй половине XV в. город Тверь был столицей самостоятельного княжества. Его окружала деревянная, обмазанная глиной стена. В городе было много больших домов и церквей.
(С гравюры XVII в. Из книги Олеария "Описание путешествия в Россию и Персию".)

Главой каравана купцы избрали Афанасия Никитина – человека предприимчивого, бывавшего в далеких поездках и грамотного. Он с первых же дней стал вести дневник.
В то время Волга в нижнем течении еще была занята татарской ордой. И, боясь нападения татар, тверские купцы для безопасности присоединились в Нижнем Новгороде к каравану посла, ездившего в Москву к князю Ивану III от правителя Шемахи – небольшого государства, расположенного на юго-западном побережье Каспийского моря. Вместе с караваном посла по Волге плыли московские купцы и тезики (купцы из Средней Азии), приезжавшие торговать в русские города.
В конце речного путешествия, когда суда были близ Астрахани, на них напал отряд татарского хана Касима.
Во время боя одно судно каравана застряло на рыболовном язу 1 , а другое село на мель. Татары разграбили оба судна и захватили в плен четырех русских. Афанасий Никитин находился на корабле шемаханского посла. Этому судну и еще одному из каравана удалось уйти от нападавших, но весь товар Афанасия Никитина остался на судне, захваченном татарами.
Купцы продолжали плавание по Каспийскому морю. Меньшее судно, на котором плыли шесть москвичей и шесть тверичей, во время бури было выброшено на косу у дагестанского побережья. Жившие там кайтаки разграбили товар, а людей увели в плен.
Афанасий Никитин с десятью русскими купцами благополучно добрался до Дербента. Там он стал хлопотать, чтобы выручить из плена своих товарищей. Лишь год спустя ему удалось добиться их освобождения. Некоторые из освобожденных купцов вернулись на Русь, а Никитин отправился в Баку, а затем дальше, в Персию (Иран). Для заморской торговли еще в Твери он взял товар в долг и боялся возвратиться на родину должником, где его отдали бы под суд.
Пробыв шесть месяцев в приморском городе Чапакуре и несколько месяцев в Сари и Амоли, Афанасий Никитин перебрался в г. Рей, один из самых древних персидских городов. Из Рея по древнему караванному пути Афанасий Никитин пошел на юго-восток Персии. Весной 1469 г. он добрался до торгового города Ормуза, расположенного на небольшом бесплодном и безводном острове в Персидском заливе. В этом порту Персии пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая.


Город Ормуз в XV в. был крупнейшим портом Азии. Он расположен на маленьком островке Персидского залива.
(Старинная гравюра.)

"Гурмыз 2 ... есть пристанище великое, всего света люди в нем бывают и всяки товар в нем есть, что на всем свете родится, то в Гурмызе есть все..." – писал в дневнике Никитин.
Никитин, знакомясь с торговлей, пробыл в Ормузе месяц. Он узнал, что отсюда вывозят в Индию лошадей, которые там очень дорого ценятся. Купив хорошего коня, Никитин поплыл с ним на корабле в Индию.
Полтора месяца продолжалось это плавание. Высадился Афанасий Никитин в индийском порту Чаул – гавани на Малабарском побережье, к югу от Бомбея.

В Индии Афанасий Никитин увидел и узнал многое потому, что индийцы относились к нему с доверием. (Гравюра А. Д. Гончарова.)

Многому удивлялся русский путешественник, осматривая город: "...и тут есть индейская страна, и люди ходять наги все, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу плетены... А детей у них много, а мужы и жены все черны", – записал Никитин в дневник.
Да и сам русский возбуждал всеобщее внимание. В его записях можно прочесть так строки: "...яз хожу куды, ино за мною людей много, дивятся белому человеку..."
Из Чаула Афанасий Никитин отправился в глубь Индии. Хотя у него и был конь, он берег его и шел пешком. Коня он хотел продать как можно дороже.
В г. Джунейре, который, по описанию Никитина, стоял на высокой горе и представлял неприступную крепость, с ним случилась беда. Джунейрский хан отобрал коня и обещал возвратить его лишь при условии, если Никитин примет мусульманскую веру.
В то время для русского человека принять чужую веру означало отречься от Роднны. Никитин отказался подчиниться хану и едва не поплатился за это жизнью. Спасло его заступничество знакомого перса – хоросанца ходжи 3 Мухаммеда. Удалось выручить и коня. Рассказывая подробно в дневнике об этом случае, Никитин не забыл сделать запись о климате в Джунейре, где в течение четырех месяцев идут дожди; сделал он заметки и о земледелии, товарах и вере жителей.
Как только после долгого периода дождей просохли дороги, Никитин отправился в дальнейшее путешествие по Индии.
Коня он с выгодой продал в г. Бидаре.
В этом городе Никитин прожил четыре месяца. Русский человек, уважая и ценя обычаи страны, очень близко познакомился со многими индийскими семьями. Он рассказал им откровенно, что он не мусульманин и не Хозе Исуф Хоросани, как его здесь называют, а христианин, и зовут его "Офонасий" (Афанасий). Отнесясь к нему с доверием, индийцы знакомили русского друга со своей жизнью и обычаями.
В дневнике путешественника несколько страниц посвящено Бидару. Наряду с рассказом о жизни простых людей Никитин описывал пышные выезды султана на прогулку, которого сопровождали 10 тыс. конников и 50 тыс. пеших воинов. В этом шествии участвовали сотни трубачей и барабанщиков, 200 слонов, наряженных в золотые доспехи, 300 коней, запряженных в золоченые кареты.
Во дворце султана, рассказывает далее Никитин, семь ворот, и у каждых ворот – по 100 сторожей и 100 писцов. Всех, кто войдет и кто выйдет, записывают, а иностранцев во дворец и вовсе не впускают.

Встреча победителя.
(Индийская миниатюра XVII в.)

Наблюдая разные стороны жизни индийского народа, Никитин подчеркивал в дневнике социальное неравенство людей.
Из Бидара Никитин со своими друзьями-индийцами отправился в священный г. Парват на праздник "ночь бога Шивы".
Русский путешественник очень точно и интересно описал этот праздник, на котором собиралось до 100 тыс. человек.
Говоря о пище народа, Никитин отмечает, что индийцы не едят мяса, и объясняет, что это делается по религиозным убеждениям: "...индияне же вола зовут отцом, а корову матерью".
Находясь на чужой земле, Никитин подмечал, что многое там непохоже на его родину: тепло бывает "с покрова дня", а прохладно здесь "с троицына дня" 4 . Наблюдая звездное небо, Никитин отмечал, что и звезды в Индии расположены по-другому.
Все чаще и чаще Афанасий Никитин переносился мечтой на Русь, которая была для него прекраснее всех стран. "В сем мире нет подобной ей земли, хотя бояре Русской земли не добры. Да устроится Русская земля", – находим мы в дневнике путешественника проникнутые патриотизмом слова о родной земле.
Никитин покинул Бидар и отправился на побережье Индийского океана, в порт Дабул.

Карта путешествия Афанасия Никитина.

После трехлетнего пребывания в Индии из Дабула Афанасий Никитин отправился на родину. Он снова поплыл в знакомый ему Ормуз.
Бурное море больше месяца трепало небольшое судно и занесло его к берегам Африки. Береговые жители хотели разграбить судно, но купцам удалось откупиться подарками.
Затем судно направилось к берегам Аравии, в порт Маскат, а оттуда – в Ормуз. Примкнув к каравану купцов, Афанасий Никитин добрался до турецкого города Трапезунда, на побережье Черного моря.
Впереди было последнее – третье море. После благополучного плавания корабль вошел в Балаклавскую бухту, а затем направился в большой торговый порт Кафу – так в старину называли г. Феодосию.
Здесь часто бывали русские купцы. Никитин встретился с земляками и с ними отправился в родные места.
Но отважному путешественнику не пришлось вернуться домой. Вблизи Смоленска Никитин умер в 1472 г.
Спутники Никитина доставили его записи в Москву и передали главному дьяку Ивана III Василию Мамыреву.
"Хождение за три моря" было высоко оценено современниками. Да иначе и быть не могло.

Отрывок из "Хождения за три моря Афанасия Никитина". В переводе это значит: "Написал я грешное свое хождение за три моря: первое море Дербентское – море Хвалынское, второе море Индийское – море Индостанское, третье море Черное – море Стамбульское".

Индия, которую русские люди знали по сказаниям и былинам как страну, где небо сходится с землей, где много сказочных богатств, фантастических зверей и птиц, великанов и карликов, была впервые пройдена русским путешественником и правдиво описана им.
В дневнике содержались разнообразные сведения о караванных и морских путях Персии и Индии, о городах, хозяйстве, торговле, обычаях, верованиях и нравах населяющих эти страны народов.
Записки Афанасия Никитина были лучшим для своего времени описанием Индии.
...Прошли столетия. Дневник Афанасии Никитина затерялся. Только в 19 веке известный историк и писатель Карамзин в рукописях Троице-Сергиевской лавры нашел переписанный в летопись (Троицкий список) дневник Никитина "Хождение за три моря". Впоследствии было обнаружено еще шесть разных списков, но подлинник до сих пор не найден.
На берегу русской реки Волги, в г. Тверь, в 1955 г. был открыт памятник Афанасию Никитину. Он напоминает нам о первом русском землепроходце в Индию и о нерушимой дружбе нашего народа с великим индийским народом. Об этом говорят и слова, высеченные на пьедестале памятника:
"Отважному
русскому путешественнику "
Афанасию Никитину
в память о том, что он в 1469–1472 годах с дружественной целью посетил Индию".

_____________
1 Яз (ез) – забор, плетень из прутьев, устраиваемый рыбаками на реках для ловли рыбы.
2 Так Никитин называл Ормуз.
3 Ходжа по-персидски значит "господин".
4 "покров день" – осенью, а "троицын день" – весной.

Поделиться: