Школьный музей "Моя малая Родина". Как декабристы изменили уклад жизни в красноярском крае

14 декабря 1975 года знаменательная дата в истории революционного движения в России - 150-летие с того самого дня, когда "лучшие люди из дворян", по выражению В. И. Ленина, выступили против русского самодержавия и крепостничества.

Выступая в 1917 году, незадолго до Октябрьской революции, на собрании рабочей молодежи с "Докладом о революции 1905 года", В. И. Ленин говорил:

"В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено исключительно дворянами". Еще раньше, анализируя революционное движение, его ошибки и преемственность, Ленин подчеркивал:

"Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабриста разбудили Герцена...

Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли". Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом" (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений и писем, т. 21, стр. 261).

Да, мы знаем, что против царизма выступило "...ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа, но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ" (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений и писем, т. 23, стр. 398).

Пять дней спустя с того трагического момента, когда картечь императорской артиллерии разметала по Сенатской площади восставшие войска, когда были спущены под лед Невы трупы убитых и даже раненых солдат и горожан, появилось об этом событии первое и единственное официальное сообщение в газете "Северная пчела" от 19 декабря. В разделе "Внутренние известия" сообщалось, что 14 декабря 1825 года при "ликующих толпах народа верные войска приняли присягу новому императору Николаю I". Нимало не смущаясь, газета сообщала, что "этот день будет без сомнения эпохою в истории России". Не в силах умолчать о свершившемся, газета глухо добавляла о "кучке мятежных солдат, офицеров" и о "нескольких человеках гнусного вида во фраках" - возмутителях беспорядка.

День 14 декабря действительно стал эпохою, а первые русские революционеры, поставившие целью уничтожение самодержавия в России, вошли в историю революционного движения под именем ДЕКАБРИСТОВ.

Допросы дворян-революционеров вел лично император Николай I. Первым перед ним предстал "человек во фраке", отставной поручик, один из руководителей восстания, "поклонник пламенный добра" - Кондратий Рылеев.

Тщетно пытался новоиспеченный царь объяснить движение декабристов, как "заговор кучки злодеев".

Слишком велика была эта "кучка", чтобы объявить имена "заговорщиков" в газете. Перед царем предстали люди, объединенные общей идеей революции. Русская действительность была той почвой, на которой выросли революционные идеи. Об этом открыто говорили на допросах декабристы.

И тем не менее Следственный комитет, назначенный императором и руководимый им, ставя вопрос "с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли", хотел не только отыскать виновников противоправительственных настроений в обществе, но и показать случайный характер выступления декабристов, не свойственный историческому развитию России, возникший якобы под влиянием заимствованных идей.

Декабристы действительно называли имена великих французских просветителей, английских экономистов, немецких философов, приводили примеры из произведений величайших мыслителей древнего мира, но подавляющее большинство из них называло, в первую очередь, имя первого русского революционера Александра Николаевича Радищева. Следственная комиссия, а с нею и царь убедились, насколько глубоко в сознание передового русского общества проникли свободолюбивые, антикрепостнические идеи Радищева.

Очень точно подметил Г. В. Плеханов, что под влиянием радищевских идей "совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий".

Радищев был подлинным "властителем дум" революционной молодежи. Советский исследователь движения декабристов академик М. В. Нечкина утверждает, что большинство декабристов было знакомо и с одой "Вольность", и с "Путешествием из Петербурга в Москву".

Как все великие гуманисты, Радищев свято верил в человека. Горячий отклик в сердцах передовых людей находили его слова:

"Известно, что человек существо свободное поскольку одарено умом, разумом и свободною волею, что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он... и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому".

Но перед внимательным взором революционных дворян открывалась иная, русская действительность, представали не свободные, мыслящие люди, а забитые рабы, лишенные всех человеческих прав.

Это жесточайшее, отвратительное несоответствие между идеалом и действительностью и служило пищей для размышлений, формировало сознание, побуждало к революционным действиям.

На стереотипный вопрос Следственной комиссии, "с каких пор и под чьим влиянием появились непозволительные мнения", почти все декабристы отвечали так же одинаково: "С тех пор, как научился видеть действительную жизнь и самостоятельно мыслить".

Декабристы Я. Андриевич, И. Аврамов, М. Спиридов, Н. Лисовский, например, прямо заявляли, что "непозволительные мнения" у них появились в результате "наблюдений в нижних частях правительства, в судопроизводстве, состоянии крестьян и солдат". Они говорили, что встать на путь борьбы их побудили: "стоны жен; вопли детей; плач вдов; мужей военных. Забытые сироты, беспрестанно попадающие нищие; слепые и изувеченные; разорение в деревнях крестьян; не есть ли доказательство, что отечество забыто и что скрывается какой-то тайный враг, который все упомянутые несчастья посылает для пагубы соотечественников..."

Отечественная война 1812 года, когда русский народ опрокинул и погнал наполеоновские полчища, показала силу русского народа и вместе с тем еще резче обнажила язвы монархии. Европа уже сбросила ярмо абсолютизма, а в России по-прежнему властвовали деспотизм, бесправие и произвол крепостничества.

Для того ли мы купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?- спрашивал вчерашний герой войны Александр Бестужев.

Император Александр I сбросил маску либерала, "просвещенного монарха" и ввел в закон изматывающую плацпарадную муштру, военные поселения, стал основателем Священного союза - военно-полицейской международной организации, направленной на подавление революционного движения в Европе.

В противовес этому передовые офицеры России создали "Союз спасения", выработав уже в 1816 году план убийства царя. Этот план предложил и взялся исполнять Михаил Лунин, которого Герцен назвал "одним из тончайших умов и деликатнейших". Аристократ, наследник огромного состояния, Лунин говорил: "Для меня открыта только одна карьера - карьера свободы". Пушкин посвятил ему строки: "Друг Марса, Вакха и Венеры, тут Лунин дерзко предлагал свои решительные меры".

Сергей Муравьев, вначале горячо одобривший план Лунина, пришел впоследствии к другому выводу: небольшая группа людей, даже если бы и сумела покончить с царем, не в силах изменить государственный н общественный строй России. Была создана новая организация "Союз благоденствия" (1818-1821 гг.).

Задачи нового "Союза" были более широкие: "Вовлечение в него передовых людей России, расширение общества, действие на умы народа, чтобы народ после революции поддержал намеченные преобразования".

Однако у значительной группы членов "Союза" была еще надежда добиться от царя ряда уступок и реформ. Александр I и в самом деле получил от них ряд весьма полезных проектов. Но они его только раздражали. Однажды, потеряв терпение, он одернул очередного реформатора.

Кто в конце концов правит Россией - вы или я?

И царь решил "доказать" свою силу. Жестоко подавив восстание новгородских крестьян, потопив в крови восстания чугуевских военных поселенцев н крестьян на Дону.

А в Европе все более нарастала революционная ситуация: начало полыхать зарево революционных пожаров в Испании, Пьемонте, Неаполе, развернулась острая политическая борьба партий во Франции, вспыхнула борьба итальянских карбонариев, началось национально-освободительное движение в Греции.

Расправа в 1820 году над солдатами Семеновского гвардейского полка в Петербурге насторожила членов "Союза благоденствия". Поводом к расправе послужил коллективный протест солдат против издевательства над ними командира полка. В действительности император Александр только искал повода к расформированию полка, к массовому наказанию солдат, разжалованию большой группы офицеров, слишком открыто развернувших просветительные беседы и "вредно влияющих на умонастроение и дисциплину нижних чинов". Чтобы не провалить начатое дело, было принято в 1821 г. решение о мнимом роспуске широко развернувшегося, по существу полулегального "Союза". Надо было очиститься и от случайных людей. Возникли, независимо друг от друга, новые тайные общества: "Северное", "Южное", "Соединенных славян". "Славяне", ознакомившись с программными документами "южан" - "Государственным заветом", извлечениями из "Русской правды", написанной Пестелем, - безоговорочно приняли их программу и тактику. "Северяне" медлили с объединением, хотя и соглашались со сроками восстания: январь 1826 года, или точней, время, когда полк Пестеля вступит в караул, что позволит тотчас захватить штаб армии. Одновременно поднимется восстание в Петербурге и Москве. Внезапная смерть Александра I и последовавший затем период "междуцарствия" подтолкнули события: "северяне", не поставив в известность другие общества, решили выступить самостоятельно - в день присяги новому царю, Николаю I,-14 декабря 1825 года, не зная, что накануне уже был арестован Пестель и почти вся Тульчинская управа Общества "южан".

Несмотря на поражение "северян", один из руководителей Южного общества, человек железной воли - Сергей Муравьев-Апостол, решает поднять Черниговский полк, надеясь на поддержку других "южных" полков, а также и "славян".

Героическое выступление черниговцев было жестоко подавлено.

Наши декабристы... страстно любили Россию... - говорил в "Письме к будущему другу" Александр Герцен. - Э, еще помню блестящий ряд молодых героев, неустрашимо, самоотверженно шедших вперед... В их числе шли поэты и воины, таланты во всех родах, люди, увенчанные лаврами. И вся эта передовая фаланга, несшаяся вперед, одним декабрьским днем сорвалась в "пропасть и за глухим раскатом исчезла".

13 июля 1826 года пять героев - Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Каховский - были казнены.

Пушкин писал другу своему, поэту Вяземскому. "Повешенные - повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей - ужасна..."

Пушкин, да и не только он, - никто многие годы не знал еще о 380 разжалованных офицерах, двух с половиной тысячах солдат, забитых шпицрутенами. И хотя специальным указом были созданы и Следственная комиссия и Верховный уголовный суд - фактически все решал император Николай.

Официальная печать говорила только о "жалкой кучке заговорщиков, авантюристах, оперных злодеях". Было запрещено даже с ругательными эпитетами упоминать подлинные имена "лучших людей из дворян".

Следствие по делу декабристов велось тайно, по двум каналам: Следственной комиссией Сената и Военной Коллегией, где проходили тысячи "нижних чинов" и сотни офицеров. Кроме кратких сообщений в официальной печати о "кучке заговорщиков-офицеров и нескольких человеках гнусного вида во фраках", общественность России, да и Европы в особенности, ничего существенного не знала.

С великой поспешностью, в полной тайне, отправлялись декабристы на каторгу и ссылку. Николай I решил вытравить из памяти русского народа имена героев. Бескрайняя Сибирь, казалось, поглотила их навечно.

Поэтому и вырвались горькие слова у поэта Федора Тютчева, брата декабриста, что кровь их "...сверкнула на вековой громаде льдов, зима холодная дохнула - не осталось и следов"...

Тщательно контролируемое запрещение упоминать что-либо о жизни декабристов в Сибири, запрет публикации их трудов не только под псевдонимом, но и анонимно привело к тому, что даже у либерально-народнических историков сложилось неверное представление о роли их в общественной жизни Сибири.

В силу либерально-идиллистической трактовки сущности движения они сосредоточили внимание на описании условий и быта, а их практическую деятельность рассматривали, как широкую благотворительность, проводившуюся просвещенными людьми из чувства филантропии и гуманизма.

"Такая трактовка декабризма после поражения восстания объясняется тем, что историки либерального направления стремились создать последовательную концепцию движения декабристов, как общественно-политического течения, лишенного какой бы то ни было революционности, а его деятелей, как людей заблуждавшихся и в сибирский период жизни "искупавших" свои ошибки тяжелыми испытаниями каторги и ссылки". Г. П. Шатрова, "Декабрист И. И. Горбачевский. Красноярск, 1973 г.).

Находясь в плену ими же созданной концепции, они прошли мимо опубликованных уже в 1859 году "Записок" М. А. Фонвизина, затем воспоминаний и писем Бестужевых, Муравьевых, Якушкина и в особенности острополитических "Писем из Сибири" М. С. Лунина.

А ведь именно несгибаемый, вновь заключенный в каземат и убитый там, Михаил Луиин говорил:

Настоящее житейское поприще наше началось со вступления в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили...

Подлинно научная историография декабризма началась после Октябрьской революции. Советские ученые и в первую очередь М. В. Нечкина в своем капитальном двухтомном труде "Движение декабристов" подробно раскрыли и сущность движения декабристов, и эволюцию их взглядов в период сибирской ссылки. Большой интерес представляют работы красноярского ученого Г. Л. Шатровой "Декабристы и Сибирь" (Томск, 1562 г.), "Декабрист И. И. Горбачевский" (Красноярск, 1973 г.), енисейской ученой А. И. Малютиной, правнучки декабриста Н. О. Мозгалевского - М. Я. Богдановой, Л. К. Чуковской "Декабристы в Сибири" (Москва, 1958 г.), статьи красноярских краеведов М. В. Красноженовой, С. В. Смирнова, А. В. Гуревича, Е. И. Владимирова, Г. С. Чесмочакова. Но, к сожалению, нет ни одной специальной монографии не только о декабристах в целом, а их в разное время проживало в Енисейской губернии 29 человек! - нет и рассказов биографических об отдельных революционерах, отбывавших ссылку в Енисейской губернии.

Невозможно в одной книге рассказать обо всех, ибо жизнь каждого из них - увлекательная трагическая и героическая история, пример служения делу, которому они себя посвятили.

В жесточайших условиях они вели огромную работу. Шаховской ведет биологические исследования, открывает школу в Туруханске, работает над "Грамматикой", "Записками о Туруханском крае". Аврамов и Лисовскнй продолжают педагогическую деятельность в Туруханске, занимаются этнографией, выполняют негласное поручение академика К. Бэра по подготовке экспедиции А. Ф. Миддендорфа. Якубович, находясь в Назимово, после их смерти продолжает ту же работу. Митьков в Красноярске ведет в течение 10 лет метеорологические и гидрологические наблюдения, составляет для крестьян научные прогнозы погоды, а Спиридов создает показательное хозяйство и выращивает новый сорт картофеля. Давыдов и Бобрищев-Пушкин пишут басни и ведут педагогическую работу. Находясь в Енисейске и Красноярске, Фонвизин пишет статьи по сельскому хозяйству, делает исторический обзор политического движения в России, занимается переводами статей по вопросам уже социалистического и коммунистического движения!

Отмечая 150-летие со дня выступления декабристов на Сенатской площади, как первое политическое и вооруженное выступление против царизма, мы должны по достоинству отметить факт, что подавляющее большинство из них не изменило своим идеалам в период каторги и долгой ссылки. Декабристы внесли значительный вклад в развитие общественной жизни Сибири.

Мы присоединяемся к справедливым словам декабриста Николая Басаргина, не подделавшего покинуть после амнистии Сибирь:

"Я уверен, что добрая молва о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило".

185 лет со дня восстания декабристов.
14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1825 года, в день восшествия на престол Николая I, произошло восстание декабристов . «Декабристы важны не как заговор, не как тайное общество, - писал русский историк Василий Ключевский, - это нравственно-общественный симптом, вскрывший обществу недуги, которых оно само в себе не подозревало».

Ужель прошло - и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.

Идут навстречу упованью,
К ступеням Зимнего крыльца...
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.

Своею молодой любовью
Их подвиг режуще-остёр,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костёр.

"...Накинул палач на осуждённых петли. Затянул. Перепроверил. Изпод ног ловким ударом выбил скамейки. Натянулись верёвки-змеи, превратились в тугие струны.
И вдруг....Оборвался Рылеев.
И вдруг....Оборвался Сергей Муравьев-Апостол.
И вдруг....Оборвался Каховский.
Солдаты, присутствующие при казни,замерли. Кто-то бысто перекрестился, зашептал:
-Помиловал Господь, помиловал.
В старину существовал обычай, по которому человека, который срывался с виселицы, второй раз не казнили- миловали.
Растерялся и сам палач. Повернулся он к Чернышёву.
Махнул генерал рукой. Не понял палач, замешкался.
-Вешай!- закричал Чернышёв.
Похоронили казнённых на острове Голодай (о. Декабристов) - тайно. Где- неизвестно.
Могилы их до сих пор не найдены."

Агентство образования администрации

Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии

Методическое пособие

по литературному краеведению

ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ

Печатается по решению редакционного издательского совета Канского педагогического колледжа

Составитель: Л.М. Мегалинская Рецензент: А.В. Кисельман. Декабристы в Сибири: Методическое пособие. Канск.,2007-34с. Предназначено студентам педагогического колледжа. В данном методическом пособии представлены материалы о деятельности декабристов в Сибири, в Канском уезде: хозяйственная деятельность, быт, особенности материальной и духовной культуры декабристов. Материалы помогут студентам колледжа при подготовке и проведении уроков и факультативных занятий по краеведению, обеспечат региональный компонент. © Автор – составитель: Л.М. Мегалинская © КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

1.Пояснительная записка 52.Восстание дорога в Сибирь 63. Декабристы в Енисейской губернии 84. Декабристы в Канском уезде 174.1. Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский 174.2. Константин Густавович Игельстром 204.3 Валентин Николаевич Соловьев и Александр Евтихиевич Мозалевский 214.4. Петр Иванович Фаленберг 265. Право на память 286. Вопросы и задания по теме «Восстание декабристов» 307. Библиография 33

1.Пояснительная записка

Перед современной школой стоит трудная задача – воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре. Выполнить эту задачу поможет краеведение, одно из перспективных направлений работы учителя, потребность времени. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе. Краеведение является частью национально-регионального компонента, помогает в расширении и обновлении содержания образования. Краеведение имеет давние традиции, которые связаны прежде всего с патриотическим стремлением к глубокому, всестороннему познанию материальных и духовных богатств родной страны. Многое дает и в области эстетического воспитания, является действенным средством приобщения учащихся к научному поиску, к научным исследованиям, к разысканиям библиографического и текстологического характера, к работе с архивными документами. Учитель должен стремиться к тому, чтобы у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, о месте и значении в историческом развитии нашей Родины. Невозможно любить страну, не зная своей малой Родины. Трудно беречь настоящее, не зная, какую цену заплатили за него наши предки. Цель данного методического пособия – сообщить информатизацию о декабристах, отбывавших ссылку в Енисейской губернии, расширить представления об их деятельности, способствовать развитию интереса к изучению родного края. Декабристы оказали огромное влияние на общественное мнение Сибири, оставили в памяти народа глубокий след. В методическом пособии рассматриваются вопросы: Восстание. Дорога в Сибирь. Декабристы в Енисейской губернии. Декабристы в Канском уезде. Пособие завершается вопросами для самопроверки, которые будут способствовать более прочному и глубокому усвоению учебного материала. Чтобы ответить на некоторые из них, необходимо не только обдумать прочитанное, предлагаемое в методическом пособии, но и обратиться к литературе, рекомендуемой для самостоятельной работы, сходить в музей, посмотреть репродукции в художественных альбомах, перечитать уже знакомые страницы русской классики, что-то прочитать впервые. Очень верно сказал декабрист Николай Басарин: «Я уверен, что добрая слава о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило».

2.Восстание дорога в Сибирь

Восстание в Петербурге 14 декабря 1826г. - незабываемая страница отечественной истории. Свыше трех тысяч солдат при тринадцати командирах вышли на Сенатскую площадь, чтобы обновить Россию, даровать крепостнической стране демократические свободы. Молодыми штурманами назвал декабристов Герцен. Что побудило декабристов к восстанию? Крепостничество в самых уродливых формах, позорная торговля людьми, беды и горести родной страны вызывали в их сердцах ненависть и боль. Особенно усилила вольнолюбивые настроения. Отечественная война 1812 г. и заграничный подход русской армии 1813-1814 годов. Люди, ставящие благо России выше личного блага, объединяются. Сформировалось Северное, Южное общества и Общество соединенных славян. При всем различии их программ общим было стремление ликвидировать самодержавный строй, ввести демократические порядки. Внезапная смерть императора Александра I в Таганроге в ноябре 1825 года ускорила выступление декабристов. И хотя восстание 14 декабря закончилось трагически, оно осветило всю Россию, её темные закоулки, тюремные застенки, кабаки. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, в которых служило немало членов тайного общества. 29 декабря восстал Черниговский полк. Но другие полки его не поддержали. Было арестовано 869 солдат и 5 офицеров. Следственная комиссия, а за ней Верховный уголовный суд поступали с декабристами как с уголовными преступниками. Арестованных разделили на разряды по степени вины. Несколько сот человек подверглись допросам, 120 осуждены, из них 5 человек, поставленных вне разрядов, приговорены к смертной казни. В ночь на 13 июля 1826 год на валу Петропавловской крепости были повешены осужденные вне разрядов И.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.П. Каховский. Зимой 1826 -1827 года декабристов начали небольшими группами отправлять в Сибирь. «Скакали день и ночь», - вспоминает декабрист Розен, - в санях дремать было неловко; ночевать в кандалах и в одежде было неспокойно, поэтому дремали по несколько минут во время перепряжки... Путь нам от Тобольска лежал через города: Табу, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск; девять городов на расстоянии 3000 верст...» Далее декабристов отправляли за Байкал. Первоначально осужденные отбывали каторгу на руднике Благодатском. В темных штольнях Волконскому, Трубецкому, братьям Борисовым, Артамону Муравьеву, Оболенскому, Якубовичу и Давыдову давали тот же «урок», что и уголовникам, но содержали их во много раз хуже. Обычно каторжанин после работы возвращался в домик, где жила его семья, а декабристов содержали в темных клетках, освещенных тусклой свечой. Приезд жен благотворно повлиял на жизнь заключенных. Затем декабристы были переведены в Читу, а в 1830 году совершили пеший поход в новый каземат в Петровском заводе. По истечении срока их отправляли на поселение. В основном декабристов селили в Восточной Сибири. В Енисейской губернии больше всего декабристов было на поселении в Минусинске, Красноярске, Енисейске и в Канске. Тридцать лет провели декабристы в Сибири и оставили глубокий след в её памяти.

3. Декабристы в Енисейской губернии

История Сибири первой половины 19 века связана с историей декабризма. Роль декабристов не закончилась восстаниями 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и на Юге России в 1825-1826 годах. Они явились зачинателями открытой революционной борьбы против царизма и феодального строя. Широкую известность получили слова Ленина о том, что «в 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма». Правящие круги России поспешили расправиться с декабристами. Пять человек были казнены, 105 приговорены либо к ссылке, либо к каторжным работам в Сибири с последующим поселением на окраине России. А.И. Герцен так характеризовал этот период в истории нашей страны: «Цвет всего, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу в почти необитаемый угол России. Умственная температура в России понизилась... и надолго». Многие из них прошли на каторгу по территории Енисейской губернии, а свыше 30 декабристов, начиная с 1826 года и по 50-е годы, отбывали здесь ссылку. Места ссылки были самые разные: Красноярский, Енисейский, Туруханский, Канский округа. Кроме того, одиночки были определены на поселение в места губернии, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Но несмотря на это, поселения продолжались. Считая своим долгом служение общественному благу, декабристы стремились к этому и в сибирских условиях. Декабрист М.С. Лунин писал «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нами в Сибирь, где призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Большинство декабристов развернуло энергичную деятельность в самых различных сферах экономической, научной, культурной жизни Сибири. Горячо обсуждали политические вопросы, опыт восстания 14 декабря 1825 года, его уроки, внимательно следили за событиями в России и зарубежных странах, откликались на них. Декабристы способствовали распространению передовых для своего времени идей. Средствами их распространения служили письма, рукописи, публицистические и литературно-художественные произведения, устные беседы. Большое внимание уделялось развитию просвещения. Они считали его мощным средством общественного преобразования. Декабристы обучали детей крестьян и горожан, устраивали школы, распространяли знания. Они внимательно изучали Сибирь, её природу, историю, хозяйство и быт русского населения, бурят, якутов, тунгусов (эвенков). В письмах, дневниках, статьях декабристов содержится много ценных материалов по истории Сибири. Для повседневной деятельности декабристов характерна их связь с нуждами края. Личным примером улучшенного ведения сельского хозяйства в местных условиях содействовали распространению ремесленно-технических знаний и навыков, новых орудий производства и способов ведения хозяйства. Наиболее трудные условия ссылки были в Туруханском округе. Заброшенные на Крайний Север, среди суровой природы малочисленного населения, оторванные от друзей, лишенные их поддержки, они чувствовали себя выброшенными за борт жизни. Их было пятеро: С.И. Кривцов, князь Ф.П. Шаховский, Н.С. Бобрищев-Пушкин, А.Б. Абрамов и А.Ф.Лисовский. Двое из них Шаховский и Бобрищев-Пушкин сошли с ума, Лисовский погиб при загадочных обстоятельствах. Среди них особенно примечательны личности князя Шаховского и А.И. Якубовича, в течение года жившего в селе Назиково Енисейского округа. Ф.П. Шаховский бесплатно учил детей бедняков, оказывал материальную помощь местному населению, занимался разведением картофеля, огородных культур в условиях Крайнего Севера, оставил «Записки и рассказы о Туруханском крае», которые до сих пор не потеряли исторического значения. Декабрист А. Якубович оказывал большую помощь экспедиции Академии наук России, возглавляемой известным русским ученым естествоиспытателем А. Миадендорфом. Ему удалось зажечь любовью к науке сердце И.П. Кытманова, будущего основателя Енисейского краеведческого музея. Большая группа декабристов после отбывания каторги в Нерчинских рудниках и на Петровском заводе была поселена в Красноярске. Среди них особенно выделялся образованностью, умом и честностью декабрист В.Л. Давыдов. Его дом в Красноярске можно было назвать «штаб-квартирой» декабристов не только в городе, но и во всей губернии. М.И. Пущин, брат известного декабриста И.И. Пущина, лицейского друга Пушкина, высланный в Красноярский гарнизон, писал: «Четырехмесячное моё пребывание в Красноярске прошло как самый счастливый сон». Есть основания предполагать, что именно декабристы явились инициаторами создания первой общеобразовательной школы и первой общедоступной библиотеки в Красноярске. Не случайно ко времени пребывания декабристов в Красноярске относятся выдающиеся события в жизни сибиряков - выход в свет коллективного литературного труда красноярцев - Енисейского альманаха на 1812г. Среди его авторов были енисейский поэт Иван Козлов, товарищ Рылеева по Петербургскому кадетскому корпусу, губернатор Степанов А.В., прогрессивный для того времени человек. В группе Минусинских окружных поселений декабристов было 3 члена Северного тайного общества: морские офицеры братья Беляевы, Кривцов, 4 члена Южного тайного общества: братья Крюковы, Фаленберг, Краснокутский, 4 члена тайного общества Соединенных славян, сосланных в Сибирь за пропаганду идей декабристов среди солдат и младшего офицерского состава - Мозалевского, Фролова, Тютчева А., Киреева. Трудно даже перечислить все научные, исследовательские работы в области культуры и просвещения, выполненные этими людьми. Так, например, братья Беляевы по просьбе жителей Минусинска, крестьян ближайших сел и некоторых чиновников организовали в Минусинске первую школу, занимались земледелием, улучшали породу овец. По чертежам декабриста К.Т. Торсона, участника кругосветной экспедиции под руководством Беллинсгаузена, они собрали механическую молотилку, что явилось первым опытом сельскохозяйственной механизации в Минусинском округе. Ссыльные декабристы первыми серьезно заинтересовались историей, географией, этнографией этого края, его фольклором, внесли значительную долю труда в изучение петроглифов на берегах Енисея. Восхищаясь изумительной красотой Сибири и её неисцелимыми богатствами, они считали эту глухую окраину страной огромных возможностей и предсказывали грандиозные перспективы её развития. «Сибирь... с увеличением народонаселения, с посеянными в ней семенами обещает... счастливую и славную будущность», - писал декабрист Розен. Все они способствовали этому. Жизнь и деятельность образованнейших людей на окраинах Российской империи оставила глубокий след в общественной жизни этих мест. Разбросанные по деревням и селам, декабристы не теряли связь друг с другом, образовывали поселенческие колонии или содружества, такие как Иркутская, Курганская, Тобольская. Подробные содружества позволяли декабристам не только оказывать друг другу материальную поддержку, но вместе с тем успешно противостоять чиновничеству, создавать большие возможности для культурного и политического влияния на местное население, рождали в самих декабристах уверенность в правоте своего дела, нравственную и моральную стойкость. Очень сплоченной была иркутская колония. Они в письмах сообщали товарищам сведения о друзьях, их делах, настроении, здоровье. Известия, полученные из Сибири или Забайкалья, становились достоянием всех... «Письма от вас есть здесь общая радость и куда ни пустите свою грамотку... она пересылается, каждый торопится прочесть её...» «Друг другу мы сообщаем ваши письма или по крайней мере известия, в оных сообщаемые», - пишет в другом письме Волконский своему постоянному адресату И.И. Пущину. Семейные праздники - именины, рождение детей, помолвки, свадьбы -становились общими. Общим было и горе, когда смерть уносила кого-либо из членов колонии. «Каждое письмо отчет о новой логике. Память усопших для нас священна», - пишет в конце 1855 года Волконский Пущину. Говоря о тех радостях, которые вошли в жизнь ссыльных декабристов, невозможно не сказать об их женщинах. Они, образованные, любящие искусство, знатные, богатые, последовали за своими мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними участь трудной жизни сибирской каторги. Первыми в далекую сибирскую глушь отправились Б.И.Трубецкая и М.Н. Волконская. Третьей уезжает Александра Муравьева, жена Никиты Муравьева. Она отправилась в Сибирь, увозя с собой послание Пушкина декабристам, как живительный ручей в снежную пустыню. Чуть позднее, чувствуя свой долг и ответственность, к своим мужьям из шумных столичных городов уезжают: Камилла Ивашева, Александра Давыдова, Анна Розен, Елизавета Нарышкина, Прасковья Анненкова, Мария Юшневская. Мы по сих пор преклоняемся перед мужеством жен и невест декабристов. За полтора столетия о них написано очень много - и не только нашими, но и зарубежными писателями и учеными. Большинство декабристов были еще совсем молодыми, некоторые только числились в женах. Но вместо свадебных колоколов в жизнь их вторгся кандальный звон сибирских рудников и казематов. Однако и искалеченная жизнь продолжала оставаться жизнью. Шло время и декабристы один за другим стали жениться на сибирских девушках. Мы почти ничего не знаем об этих женщинах. А в дореволюционной литературе можно было бы и не искать специальных публикаций, потому что даже в отрывочных сведениях чувствуется барское пренебрежение авторов к «простолюдинкам». Такие браки расценивались как вынужденная необходимость, равносильная наёму слуги или горничной. «В Сибири он женился на крестьянке; - и не имени, ни фамилии». «От бурятки он имел сына...» Все безлико, чинно, холодно. Поиски продолжались: архивы, рукописи, встречи с потомками декабристов... И постепенно стали вырисовываться облики прекрасных женщин, сумевших не только создать прочные семьи, но и принести подлинное счастье своим мужьям в жизни, столь отличной от прежней. Всего было 26 венчаний, законных и несколько «незаконных», то есть состоявших в гражданском браке, но от этого не менее преданных и любящих жён. Первым из декабристов женился Михаил Кюхельбекер на работнице рыбных промыслов красавице Анне Токаревой. Здесь же женился его брат Вильгельм. Супругой его стала неграмотная девушка Дросида Артемова. Хороша ли она была? Сказать трудно. С неё, как и с других жен-сибирячек никто никогда не писал портретов. Но вот какой Дросида Ивановна представлялась Кюхельбекеру: «... Я собираюсь жениться, - писал он Пушкину - Для тебя поэта, по крайней мере важно хоть одно, что она в своем роде очень хороша: черные глаза её жгут душу; в лице что-то страстное, о чем вы, европейцы, вряд ли имеете понятие». Дросида Ивановна оказалась верной и преданной женой мужу до конца его дней. Женой князя Е.П. Оболенского стала крестьянка Варвара Баланова, хотя против этого «неравного» брака протестовали все его товарищи. После амнистии Оболенские уехали в Россию, так тогда называли западно-европейскую часть страны, и Варвара предстала перед знатной родней. И вот впечатления одного из очевидцев этой встречи: «Вообразите, они все восхищаются Варварой Самсоновой, «обворожены её умом и наружностью». С «сибирской» женой Оболенский прожил долгую и счастливую жизнь. Варвара подарила ему пятерых дочерей и трех сыновей. На крестьянке Евдокии Середкиной женился В.Ф. Раевский. Он обучил женщину грамоте, приобщил к общественной и политической работе. Имея огромную библиотеку, они создали школу, в которой учили детей и взрослых. Примечательна судьба другой женщины - дочери казачьего атамана Саянской станицы Евдокии Николаевны Макаровой. Приехав в Минусинск из деревни, она стала посещать школу для взрослых, которую организовали братья Беляевы. Они сразу же обратили внимание на эту необыкновенную девушку: были поражены не столько её красотой, сколько умственными способностями. С ней стали заниматься по расширенной программе. Она быстро научилась писать, считать, изучила грамматику, арифметику и многие другие науки. Очарованный умом, красотой и обаянием этой девушки, старший из братьев мичман Беляев сделал ей предложение. Она дала согласие стать его женой. Но свадьбе их не суждено было состояться. Именно в это время пришел указ «Об облегчении участи государственных преступников»: братьев отправили рядовыми на Кавказ, а солдатам жениться запрещалось. Долго Дуня Макарова ни за кого другого замуж выходить не хотела. И только спустя годы, уже 26-летней она стала женой «государственного преступника» А.В. Фролова. Она прожила долгую и прекрасную жизнь и умерла в 1902 году в Петербурге. О том, каким уважением она пользовалась у родных мужа, говорит тот факт, что её прах был перевезен в Москву и захоронен рядом с мужем, на Ваганьковском кладбище. Прочными и счастливыми были браки и других декабристов. М. Бестужев женился на казачке Марии Семеновой. Подполковник Фаленберг был женат на казачке Саяно-Шушенской станицы Анне Соколовой. Сына и дочь подарила Н.А. Бестужеву бурятка Собилаева. На сибирячках были женаты Дмитрий Завалишин, Матвей Муравьев-Апостол и другие. Почти все жены-сибирячки сумели создать крепкие семьи, основанные на возможной любви и глубокой привязанности. И должно признать: в этом немалой степени было спасение декабристов, разбросанных по глухим местам Сибири. Негромкая жизнь этих женщин - это высокая и трепетная поэма о Женственности, Верности и Любви!

4. Декабристы в Канском уезде

В ледяные глубины Сибири последовало более 120 декабристов, они были приговорены к каторжным работам сроком от 2 до 20 лет с последующим поселением в Сибири или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты и матросы. В Канском округе Енисейской губернии после каторги отбывали ссылку 5 человек: Д.А. Щепин-Ростовский, К.Г.Игельстром, П.И. Фаленберг, А.Б. Мозалевский, В.Н. Соловьев. В эти годы Канский округ состоял из 5 больших волостей: Рыбинской, Уринской, Тасеевской, Устьянской, Иланской. По переписи насчитывалось 117 селений, 4617 «обывательских домов» и 4 общественных. Маленьким, захолустным был уездный центр - Канск. В нем было всего около полутора тысяч жителей, одна церковь, одно училище, три питейных дома, провиантский, соляной и хлебный, и винный магазин.

Царегородцев Иван,

Канский технологический техникум

Цвет всего, что было тогда образованного, истинно благородного в России отправилось в цепях на каторгу, в почти необитаемую часть Сибири. Как писал А. С. Пушкин «повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей – ужасна».

История Сибири первой половины XIX века тесно связана с историей декабризма. Декабристы явились зачинателями открытой революционной борьбы против феодально-крепостнического строя, Григорий Батеньков в своих показаниях назвал 14 декабря «первым в России опытом революции политической, опытом почтенным в бытописании и в глазах других просвещенных народов». Опыт был…: 5 повешены, 120 приговорены к ссылке на каторжные работы сроком от 2 до 20лет, с последующим поселением в Сибири или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты.

Многие думали, что везут не в Сибирь, а в тюремные крепости. Глуха Сибирь и страшна, но все же не страшнее каменных казематов Петропавловска или Шлиссельбурга.

В ночь с 21 и с 23 июля 1826года две первые партии (8 человек) приговорены к отправке в Сибирь, увезли их из Петропавловской крепости в Сибирь. До Иркутска они проделали путь в «ножных железах». В повозке сидел жандарм. «Скакали день и ночь, - вспоминает барон Андрей Розен, - в санях дремать было неловко; ночевать в кандалах и одежде было неспокойно. Поэтому дремали на станциях по несколько минут во время перепряжки: Кострома, Вятка, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Ачинск, Красноярск, Канск, Иркутск…9 городов на расстоянии 3000 верст». Дорога в Сибирь показала декабристам глубокое сочувствие населения. И не только простые люди, но даже многие сибирские губернаторы и чиновники любым способом старались выказать им знаки внимания, Николай Басаргин долгие годы берег монетку, подаренную ему в дороге нищей старухой.

«Чем дальше мы продвигались в Сибирь, - тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее, даже и образованнее наших русских крестьян, в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожим правами своими…»

Сначала хотели декабристов разбросать по всей Сибири, но затем, чтобы за всеми был полный контроль, размести рядом: Нерчинск, Благодатский рудник, Петровский завод.… Все годы жили в тюрьме «темной и грязной, вонючей каторге на съедении у всех видов насекомых» - так писала княгиня Мария Волконская. Работали в шахтах с 5 часов утра до 11 дня. Норма – не менее 3 пуда руды, перенесенных на носилках. Начальник Нерчинского рудника Бурнашев очень сожалел, что в инструкции содержания осужденных упоминается о заботе, о здоровье декабристов. «Без этой закорючки я бы в 2 месяца всех вывел в расход». Работали в ножных и ручных кандалах. Каторжанам платили 6коп. в сутки и 2 пуда муки в месяц. К каторге приговорили самых ярких участников восстания. Остальных осужденных по 6-8 разрядам приговорили к поселению в малообжитых местах Западной и Восточной Сибири. Всего разрядов было 11. Жили очень нище, богатую родню имели не все. Позже им было выделено жалованье как на содержание солдата – 4 рубля 35 коп. серебром в месяц, а еще позже выделили по 15 десятин земли. Недаром были такие кто сошел с ума (это 5 человек), погибали в расцвете сил в возрасте 29-35 лет (12 человек).

Еще находясь в тюрьме и рудниках наметили ряд программных требований в борьбе за подъем культуры и просвещения в Сибири:

создание широкой сети начальных школ за счет добровольных пожертвований местного населения;

официальное предоставление ссыльным право на обучение детей;

увеличение числа средних учебных заведений;

предоставление казенного содержания в ВУЗах столицы для выпускников сибирских гимназий;

создание при Иркутской гимназии специального класса по подготовке людей для службы в Сибири;

открытие Сибирского университета;

Декабристы считали, что земледелие – основной источник процветания и народного богатства, внешней торговли. Поэтому разработали следующие программные требования:

перенести тяжесть налогов с бедных крестьян на зажиточных;

распродать казенные земли в частные руки;

организовать образцовые хозяйства;

открыть сельскохозяйственные школы и обобщать передовой опыт в агротехнике;

оказывать экономическую помощь крестьян в обзаведении хозяйством, посредством открытия в каждой волости крестьянских банков.

Программа для развития промышленности:

знакомить русское общество и сибиряков с огромными естественным богатством края, привлекать капиталы российских и сибирских купцов для разработки богатств;

разрешать и поощрять образование торгово-промышленных компаний;

готовить и привлекать к разработке богатств края людей образованных, способных применять и распространять достижения науки и техники.

Интересны предложения декабристов по способствованию развитию торговли в Сибири:

завести торговый флот на Тихом океане, открыть новые пути сообщения по системе сибирских и российских рек;

построить железную дорогу от Перми до Тюмени и проселочные дороги, соединяющие города Западной и Восточной Сибири;

открыть коммерческие училища.

Политические требования декабристов:

уничтожение крепостнического и колониального гнета в Сибири;

предоставление Сибири свободы и самоуправления;

преобразование административного аппарата управления;

реорганизация суда.

Быт узников за долгие годы приобретал некую стабильность: декабристы, люди образованные и незаурядные, стали делиться знаниями друг с другом, занялись изучением языков, создавали маленькие инструментальные ансамбли, занялись огородничеством, что весьма разнообразило их скудный стол. «Настоящее житейское поприще началось со вступления наших в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили», - писал Михаил Лунин.

«В тюрьме все было общее – вещи, книги, но было очень тесно: между постелями не более аршина расстояния: звон цепей, шум разговоров и песен… Тюрьма темная, с окнами под потолком, как в конюшне», - писала Мария Волконская. «Летом копаем землю, ровняем дороги, засыпаем овраги, зимой – мелем муку вручную на жерновах. Мы живем между собой, как братья. Все общее, ничего нет своего», - писал Корнилович. «Одежду и белье мы все носили собственные, имущие покупали и делились с неимущими. Решительно все делали между собою: и горе, и копейку. Сами шили все: башмаки, одежду, фуражки». (А. Розен.)

Декабристы создали артель, куда вносили деньги для общего питания и это уравняло тех, кто получал денежную помощь от родственников, с теми, кто не имел ничего. Тем, у кого завершался срок каторги и начиналась ссылка, выдавали из артельных сумм пособие, которое облегчало трудности в пути и давало возможность на первых порах обосноваться, приобрести самое необходимое.

В 1832 году декабристы осуждение по 8 разряду получили возможность покинуть тюрьмы, они отправлялись теперь на поселение. Затем тронулись в путь те, кто был осужден по 7, 6, 5 разряду. Казематы тюрем постепенно пустели, узников расселяли по обширной Сибири. Им предстояла теперь пожизненная ссылка в глухих окраинах страны. В июле 1839года покинули тюрьмы последние декабристы, те, кто был осужден по I разряду. Три десятка телег, повозок, кибиток, тронулись в путь через леса, горы, реки – каждому выпал свой жребий, своя судьба. Начинался новый этап жизни героев России – поселение. Тихо стало в камерах, улеглась пыль на дороге. Декабристы отправились в путь, навстречу неизвестности, навстречу новым, уготованным им испытаниям.

Декабрист Николай Басаргин писал: «Можно положительно сказать, что наше долговременное пребывание в разных местах Сибири доставило в отношении нравственного образования сибирских жителей в общественное отношение несколько новых и полезных идей».

«Уже началось и разрывается последнее действие нашей драмы…», так писали декабристы о начале переезда на поселение. В Енисейской губернии было в ссылке 31 человек. В Канский округ Енисейской губернии было определено 5 декабристов:

В село Тасеевское – Игельстром Константинович Густавович (Евстафьевич) (1799-1851 гг.), капитан, командир 1-ой роты Литовского пионерского батальона стоящей в городе Белостоке. Родился 6 мая 1799г. в Шумске Волынской губернии в имении Викторино, принадлежавшего отцу Густаву Густавовичу. Декабрист закончил 2-ой кадетский корпус. Очень образованный человек: знал немецкий, французский, польский языки. Интересовался историей, географией, алгеброй, геометрией. Через 10 дней после восстания в Петербурге его солдаты отказались присягать новому императору Николаю I, капитан Игельстром увел свою роту с криком «ура», поломав всю церемонию. Николай I на его деле написал: «Весьма повесить». Смертную казнь заменили каторгой. В общество декабристов не входил, но разделял их взгляды, поэтому, когда был арестован – то приговорен к повешению, потом приговор был заменен каторгой и ссылкой в на 10 лет с последующим поселением в Сибири. До Тобольска везли на лошадях, а затем пешком. Шел из Тобольска в Иркутск вместе с партией каторжан, был на Нерчинской каторге (1827-1832 гг.) ровно 5лет. На каторге он занимался практической медициной. Прекрасно играл на флейте. Забытый родственниками очень сильно на поселении нуждался, поэтому пишет прошение отправить его в действующую армию на Кавказ и прошение его, наконец, удовлетворили: пробыв 4 года в Тасеевском, он в 1836 году - рядовой Кавказского отдельного корпуса. За храбрость его произвели даже в прапорщики, но по ранению он уходит в отставку в 1843 году. Живет на пенсию на Украине – в городе Таганроге (военное поселение Каменское), работает на таможне. Был прекрасный музыкант. После каторги и ссылки, на Кавказе женился в 1842г. на польке Берте Борисовне Эльзингек. В 1843г. вышел в отставку.

Из письма Игельстрома декабристу Крюкову:

«Теперь скажу кое-что о моем месте пребывания. Тасеевское лежит в 179 верстах прямо на север от Канска на речке Усолке. Оно окружено со всех сторон лесом. В нем домов 250, волостное управление, каменная церковь, две лавки, соляная выставка, два кабака. Главная промышленность здешних жителей есть хлебопашество и добывание белки, которую покупает здесь на месте енисейские купцы. Бабы же ткут полотна и крестьянские сукна. Главная же характерная черта их – пьянство и лень, сия последняя так сильно укоренилась, что некоторые из жителей покупают саженю дров по рублю, тогда как не далее, чем за версту от своих домов могли бы нарубить несколько тысяч саженей дров. Посуди о климате: вчера здесь все ездили на санях. Летом же столько мошки, что без сетки на улицу не выйдешь, зато местоположение необыкновенно красивое. Цены съестных припасов ни с чем не сообразны. Представь себе, что тогда как хлеб продается по 25 копеек за пуд, за 100 картофелин платят 60 копеек, за пуд говядины платят 3,5 и 4 рубля, а теленка, в котором будет более 1 пуда можно купить за 2 рубля со шкурой. От меня требуют, что бы я пахал землю. Я пробыл 10 лет в кадетском корпусе, 10 лет на военной службе, 7 лет в разных тюрьмах. Спрашивается, где я мог научиться сельскому хозяйству? За весь пост меня кормили кашей на воде, отварным картофелем, свеклой, а иногда ячменным киселем, ко всему этому подавали хрен, разведенный на пивном уксусе. И за такой «лакомый стол» брали с меня только 15 рублей в месяц. А что всего лучше, вчера хозяйка объявила мне, что ежели не прибавлю платы, то могу перейти на другую квартиру, поэтому я решил купить себе какой-нибудь домишко и уже просил, но еще не получил разрешение».

Отец относился к сыну-преступнику недружелюбно, мало писал ему, не помогал в трудные годы, о чем есть свидетельства в письмах М. Н. Волконский. Но сердце дрогнуло, когда сын в 1834г. вернулся домой, он собрал в Новогрдуке все свое многочисленное семейство. Приехали братья, сестры Игельстрома с женами, мужьями, детьми. Встреча была радостной и грустной, 20 лет они не виделись. 13 ноября 1851г. умер у сестры (Лаптевой) в Кременском в гостях. Жизнь прошла.

Выходец из старинной княжеской фамилии, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка. Отец – капитан Александр Иванович, мать – Ольга Миронова (в девичестве Варенцова). Воспитывался в Морском кадетском корпусе и прошел путь от гардемарина до капитан-лейтенанта. Совершал плавания из Кронштадта до Испании на корабле «Нептунус». Когда уволился с флота, то был определен на службу в лейб-гвардии Московский полк, нес охрану Зимнего дворца. Следствие позже установило, что членом тайных сообществ декабристов не был, но на последнем совещании тайного общества присутствовал (накануне восстания), именно Московский полк прибыл первым на Сенатскую площадь 14 декабря 1825г. к 11 часам утра. Полк построился в боевой четырехугольник (каре) около памятника Петру I, т. е. Дмитрий Александрович – активный участник восстания 14 декабря. Был арестован в этот же день и 10 июля 1826года осужден по I разряду – «приговорен, в каторжную работу вечно». Затем срок сократили до 20лет. В его арестантском деле сохранились его приметы: «рост 2 аршина 6 вершков, лицом бел, худощав, глаза карие, нос продолговат, прямой, волосы на голове и бровях темно-русые». Находился в Читинском остроге и Петропавловском Заводе, срок ему сокращался еще дважды: до 15лет, до 13лет. Отбыв на каторге (с 1827 по 1839 год), т. е. 12лет был отправлен на поселение в село Тасеевское Енисейской губернии, Канского округа и находился здесь 3 года. По ходатайству матери был переведен в город Курган, но курганский городничий Тарасович невзлюбил князя Щепина-Ростовского, постоянно доносил на него то, что «князь вел пропаганду, речи его дышали республиканским духом», по этому конфликту даже проводилось расследование специально командированным чиновников. После амнистии 1856 года, прожив в Сибири 33года, выехал в Россию, но с запретом жить в столицах, жил в Ярославской губернии (с. Иваньково) Ростовского уезда. Очень сильно нуждался материально, ввиду этого ему высочайше повелено выплачивать пособие ежегодно 114руб. 28коп. серебром. По одной версии умер в г. Шуе Владимирской губернии, по другой – в Ростове – Ярославском. Было ему 60лет.

Библиографический список:

1. Воспоминания Бестужевых. М.-Л., 1951.

2. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ. 1820-х годов. М. 1974, т. 1-3.

3. Восстание декабристов. Документы. М.-Л., 1980, т. 1-17.

4. Горбачевский И. И. Записки, письма. М., 163.

5. Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. М., 1951.

6. Движение декабристов. Библиография, 1959/ Сост. Р. Г. Эймонтова. Под общ. Ред. М. В. Нечкиной. М., 1960.

7. Дружинин Н. М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1980.

8. Ланда С. М. Дух революционных преобразований., 1816-1825. М., 1975.

9. Нечкина М. В. Движение декабристов. М., 1955, т. 1-2.

11 .Семевский В. И. политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1990.

12. Шатрова Г. П. Очерки истории декабризма. Красноярск., 1982.

13. Газета: «Тасеево – село Сибирское», №5,6. К 65 – ЛЕТИЮ ТАСЕЕВСКОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Восставшие на Сенатской площади. Картечные залпы. Кровь. Восстание подавлено, а его организаторы и активные участники - в казематах Петропавловской крепости. Следствие. Суд. Приговор, по которому более ста участников восстания определены на каторжные работы в Сибирь, а потом - на поселение.

По всей Сибири были рассеяны участники декабрьского восстания. Из 25 декабристов, поселенных после отбытия каторги в пределах Енисейской губернии, 12 проживали в разное время в Красноярске. Как память о них - название улиц. Например, улица Декабристов. На углу этой улицы, называвшейся раньше Батальонным переулком, и улицы Воскресенской (проспект Мира) в 1840 году поселился декабрист Василий Львович Давыдов, друг А.С. Пушкина.

Дом Давыдова был центром культурной жизни Красноярска. Здесь часто собирались ссыльные, друзья, прогрессивная часть местной интеллигенции. Умер Давыдов В.Л. в изгнании в 1855 году и похоронен на красноярском городском кладбище.

Именно с декабристов началось благотворное влияние политических ссыльных на культурное и политическое развитие Сибири.

Декабрист Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, временно живший в Красноярске вместе с братом Николаем Сергеевичем, тоже декабристом, пользовался среди красноярцев репутацией знающего и бескорыстного врача. Особенно популярно было его имя среди городской бедноты. Братья Бобрищевы-Пушкины жили по Благовещенской улице (улица Ленина 17). Дом сохранился до сих пор. Работали они в Красноярской казенной палате. Дом, где находилась казенная палата тоже сохранился (Мира, 6).

Живший в нашем городе с 1836 по 1849 год декабрист Михаил Федорович Митьков (умер в Красноярске и похоронен на городском кладбище, его могила - рядом с могилой В.Л. Давыдова) в течение десяти лет вел подробные метеорологические наблюдения. Его данными впоследствии пользовались многие ученые, исследователи Сибири, отмечая их большую научную ценность.

Усердным помощником М.Ф. Митькова в проведении метеорологических наблюдений был декабрист Александр Иванович Якубович, живший некоторое время в Красноярске.

Жена В.Л. Давыдова, Александра Ивановна, по примеру многих подруг декабристов последовавшая в ссылку за мужем. Организовала для своих детей и детей некоторых красноярцев целый учебный класс. Ее педагогические способности нашли здесь отменное применение. Ее ближайшими помощниками и учителями были В.Л. Давыдов и лицейский друг А.С. Пушкина Иван Иванович Пущин, некоторое время живший в Красноярске.

Декабрист Сергей Григорьевич Краснокутский, будучи в Красноярске, прикованный параличом к постели, все же находил возможность общаться с жителями города и заниматься экономической статистикой. Ему усердно помогали все друзья. Красноярцы часто обращались к нему за советами по поводу разных запутанных юридических и чисто житейских вопросов.

Михаил Матвеевич Спиридов стал в Сибири образцовым огородником. Он щедро снабжал декабристов свежими овощами со своих плантаций, расположенных в подгородном селе Арейском (ныне село Емельяново), за что получил шутливое прозвище "поставщик двора государственных преступников". Этим прозвищем наградил его живой, общительный и остроумный Михаил Александрович Фонвизин, который после долгих лет ссылки, проведенных в Енисейске, некоторое время прожил в Красноярске. Но самое главное в земледельческой деятельности М.М. Спиридова было то, что он начал внедрять у нас в крае картофель (картофель в Енисейской губернии долгое время называли "спиридовкой"), неутомимо пропагандировал новые культурные способы ведения сельского хозяйства.

Недолго пробыл в Красноярске (проездом из Нерчинска в Тобольск) Александр Петрович Барятинский, ближайший друг П.И. Пестеля. Он останавливался в доме Давыдовых. Его кратковременное пребывание красноярцам запомнилось: отменный музыкант, обаятельный, разносторонне образованный человек, он был инициатором домашних концертов.

Консервативные политико-правовые доктрины 18-19 вв. (Ж. де Местр, Э. Берк)
Жозеф де Местр (1753–1821 гг.). Он жил в Савойе, Швейцарии; на Сардинии, долго был посланником сардинского короля в Петербурге. Всю силу своего недюжинного таланта Жозеф де Местр обрушил на Просвещение и революцию. Особенное внимание де Местр уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. За...

Введение.
Войны Древнерусского государства были направлены на утверждение власти киевского князя во всех славянских землях, сохранение независимости Киевской Руси и увеличение сфер влияния на международной арене. В походах и сражениях выдвинулись такие выдающиеся князья-полководцы, как Святослав, Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир Мон...

Патриции и плебеи
После установления республиканского строя конфликты в римском обществе обострились. Главными противоборствующими силами были патриции и плебеи. Положение патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа выбирались консулы - два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только п...

Поделиться: