Самосознание личности. (рубинштейн с. л. основы общей психологии)

Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и понимания. Этот процесс называется формированием самосознания человека.

Существует несколько точек зрения относительно формирования самосознания человека.

1. Самосознание есть исходная, генетически первичная форма человеческого сознания. Сторонники данной концепции утверждают, что на основе первичной самочувствительности (самоощущения) происходит синтез двух различных систем представлений о себе как «Я» и обо всем остальном как «не-Я». Таким образом, чувство «Я» существует как нечто совершенно автономное от процессов восприятия психикой внешних (для нее) фактов.

2. Самосознание – высший вид сознания, возникающий как результат предшествующего развития сознания (точка зрения С. Л. Рубинштейна). Данная концепция построена на предположении об исключительно внешней направленности нашей психики на самом первом этапе ее развития, и только в какой-то момент у человека обнаруживается способность к самовосприятию. Отражение внешнего мира – универсальный канал социализации, определяющая сторона сознания.

3. Сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно (И. М. Сеченов). Предпосылки самосознания заложены в так называемых «системных чувствованиях», которые носят психосоматический характер. Причем, первой половине «чувствований» соответствуют предметы внешнего мира, второй – собственные состояния тела – самоощущения. По мере объединения «предметных ощущений» складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – представление о самом себе, т.е. формирующееся сознание отражает своего носителя и психические реакции как одну из сторон указанного взаимодействия. Аккумулирующий полюс психики становится основой формирования индивидуального самосознания.

Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке человеком своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразности действий и поступков. Вовлекаясь в деятельность, индивид становится объектом социальной оценки – как удовлетворяющий или неудовлетворяющий ее технологическим требованиям. Человек превращается в условие реализации (актуализации) самого себя. «Я», рассматриваемое действующим лицом как условие самореализации, приобретает личностный смысл. Смысл «Я», таким образом, и является единицей самосознания. Как единица самосознания смысл «Я» содержит когнитивную, эмоциональную и отношенческую компоненты, он связан с активностью субъекта, происходящей вне сознания, т.е. его социальной деятельностью. Самосознание позволяет личности выявлять свою социальную ценность и смысл своего бытия, формирует и изменяет представления о своем будущем, прошлом и настоящем (В. В. Столин). На индивидном уровне смысл «Я» частично тождествен самооценке.

Самооценка (иногда: самоотношение, субъективное отношение к себе, Я-концепция) – устойчивое структурное образование, наделяемое личностью для обозначения собственной ценности и значимости и влияющее на ее развитие, деятельность и поведение.

Самооценка человека формируется на основе оценок окружающими его деятельности, соотношения реального и идеального представления о себе. С точки зрения Т. Шибутани, каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Представление человека о самом себе не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает. Человек постигает самого себя с помощью лингвистических категорий и общих предпосылок своей культуры. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что "мое отношение к самому себе опосредовано отношением ко мне другого". Эмпирически в жизни человека отношение других людей к нему определяет его отноше­ние к ним.

Побудительно-конст­руктивная роль положительной самооценки связана с форми­рованием у личности важных социально-психологи­ческих качеств, обладающих сильным мотивационным потенци­алом: человек начинает переживать себя активным субъектом действий, создателем альтернатив, ответственным за их выбор и реали­зацию, стремиться к самосовершенствованию и возможности самоутверждения (Р. М. Грановская).

Показано, что все ситуации принуждения и давления, которые угрожают самоуважению личности, лишают ее права выбора, отрицательно влияют на актуализацию возможностей человека (Л. И. Анцыферова). Негативное отношение к себе выступает преградой на пути развивающих социальных воздействий в сфере профессио­нальной и учебной деятельности, общения и семейной жизни. В поисках способов самоутверждения человек нередко прибега­ет к неконструктивным формам поведения.

Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности (термин введен в психологию К. Левином и его учениками).

Уровень притязаний личности – стремление человека к достижению целей той сложности, на которую он считает себя способным.

Уровень притязаний личности формируется в результате переживания самой личностью своих достижений как успешных или неуспешных. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям личности и неадекватным (завышенным или заниженным).

Таким образом, сущность психологическо­го механизма индивидуального самосознания следует рассматривать как интегрированную в целост­ный персонифицирующий центр систему самоданности основных психических процессов личности, как качество че­ловеческой природы, благодаря которому каждый из нас из "субъекта в себе " превращается в "субъект для себя".

Исследуя воздействие общества на личность, можно сказать, что влияние норм и предписаний обще­ства, обычаев и институтов зависит от объема и способа организации зна­ний, от убеждений и мировоззрения личности, от ее способнос­ти корректно осмысливать социальные ситуации, адекватно воспринимать собеседников, усматривать существенные проти­воречия в проблемных обстоятельствах. В психологии накоплены многие понятия, относящиеся к разным срезам мировоззрения: "когнитивная карта мира", "субъективная картина мира", "система личностных конструктов" и другие.

В рамках гуманистической психологии самосознание обозначают термином "внутреннее Я". Для обозначения данного понятия как трансперсональной (т.е. внеличностной) психической реальности Г. И. Гурджиев и его последователи (П. Д. Успенский) используют термин "сущ­ность" (essense). Этот термин, восходящий к латинскому слову essere – бытие, в аналогичном значении (сущность в себе – Ин-се) используется также в концептуальном аппарате онтопсихологии А. Менегетти. В аналитической психологии центральная психическая ин­станция обозначается термином "Я", или "самость" (seif). В психосинтезе для обозначения данного центра психики, скрытого за "скорлупой личности" и составляющего "сердце пси­хики человека" (Р. Ассаджиоли), используется термин " высшее Я". А. А. Радугин при анализе структуры самосознания использует понятия: текущее «Я» и личностное «Я».

Наиболее простая в науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделил два уровня ее самоотображения:

1) субъект человеческой психики есть так называемая «самость», которая содержит в большей степени бессознательные процессы, т.е. личность, которая мы есть;

2) форма проявления «самости» на поверхности сознания, так называемое сознательное «я», вторичный продукт сознательного и бессознательного существования человека.

Отечественная психология (С. Л. Рубинштейн), рассматривая самосознание как становление качественно новых возможностей индивида, представляет следующую структуру самосознания :

1. Непосредственно чувственный уровень, через который в самосознании индивида отражаются психосоматические реакции и процессы (самоощущение).

2. Целостно-личностный уровень (персонифицирующий), связанный с перцептивными механизмами личностных центров (восприятие, переживание и осознание себя, как деятельного начала).

3. Интеллектуально-аналитический уровень, служащий основанием и средством теоретической ступени самопознавательной деятельности (самонаблюдение, самоанализ, самоосмысление).

4. Целенаправленно-деятельностный уровень, выступающий своеобразным синтезом трех рассмотренных, через который осуществляется отражение и корректировка обратных связей психики с предметной и собственной субъективной реальностью.

С целенаправленно-деятельностным уровнем структуры самосознания связаны ведущие функции самосознания: регулятивно-поведенческая и мотивационная.

Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических фактах. Соотнести себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в этих формах, структурах – такова одна из главных задач индивидуальной жизни. Понять жизнь личности не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы впервые попыталась Ш. Бюллер. Индивидуальную, или личную, жизнь она назвала жизненным путем личности.

Жизненный путь личности – жизнь конкретной личности, имеющая определенные закономерности, поддающаяся описанию и объяснению; эволюция личности, последовательность возрастных этапов развития личности, этапов ее биографии; движение личности к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой психики.

С. Л. Рубинштейн представлял жизненный путь личности как целое, в котором каждый возрастной этап подготавливает и влияет на следующий. В качестве структур жизни и единиц анализа жизненного пути Ш. Бюллер выделяет события, С. Л. Рубинштейн – поворотные этапы в жизни человека, которые определяются личностью. Личность организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет ее направление. С. Л. Рубинштейн выделял особую роль самосознания в организации личностью своей жизни.

Жизненный путь подлежит периодизации, не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая может не совпадать с возрастной. Качества личности выступают как движущая сила жизненной динамики, содержательности жизни. Побуждения к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы выражаются в жизненных проявлениях личности. Способности личности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений называют жизненной позицией, которая является особым жизненным и личностным образованием.

Жизненная позиция – способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, являющийся результатом взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее собственным достижением.

Жизненная позиция характеризуется противоречиями личности и способами их разрешения. Иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два феномена – уход и возложение ответственности на другого. Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т.д. неизменными.

Жизненная позиция личности может быть определена через ее активность как способ общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения, совокупность отношений личности к жизни. Реализацию жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни, соответствующую динамическим характеристикам жизненного пути, называют жизненной линией.

Жизненная линия – это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в проведении, реализации своей жизненной позиции, верность своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах.

Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа (решений, поступков и т.д.) на последующий.

Удовлетворенность (или неудовлетворенность) жизнью является показателем реальной проблемности (наличии противоречий) личности. Стратегия жизни личности заключается в раскрытии и разрешении подлинных причин возникающих противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Способность личности разрешать противоречия является мерилом ее социально-психологической зрелости, мужества, стойкости и принципиальности.

Жизненная стратегия – это способы изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности; построение жизни исходя из своих индивидуальных возможностей и возможностей, вырабатываемых в жизни.

Принципиальное содержание жизненной стратегии состоит не только в своеобразном структурировании, в организации жизни, но и в созидании ее духовно-ценностного, духовно-этического уровня и способа, что приносит подлинное удовлетворение человеку.

Выходные данные сборника:

САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ

Фалеев Алексей Валентинович

к. т. н., соискатель НГПУ, г. Новосибирск

Проблема самосознания имеет многовековую историю развития и вместе с тем на современном этапе развития психологической науки не утратила своей актуальности и является до конца не решенной. Разработкой данной проблемы занимались такие известные психологи, как Дж. Милль, В. Вундт, М. Джемс, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В.В. Столин, А.А. Налчаджян и др. Каждый из этих авторов предлагал свой подход к решению проблемы самосознания.

Обращаясь к проблеме исследований самосознания в области психологии, можно выделить несколько наиболее важных линий: феноменология самосознания и его детерминанты.

Специфика определения феноменологии самосознания всецело зависит от философских позиций тех концепций, в рамках которых оно трактуется.

На сегодняшний день в исследованиях самосознания можно выделить две основные тенденции: субъективно-идеалистические тенденции и дидактико-материалистические.

Для субъективно-идеалистического подхода типичной является концепция самосознания А. Пфендера. Согласно его представлениям, субъект создает свое представление о себе - «само». Когда собственное само становится предметом сознания, возникает особый психический акт - самосознание. Самосознание личности обнаруживается в том, что она определяет свое отношение к другим людям, тем самым, определяется в системе отношений и осознает свою самостоятельность .

Не отступая от идей субъективно-идеалистического подхода Т. Липпс предложил интороспекционистскую трактовку чувств, для него «чувство-Я» является «зерном» всякого сознания Я, т.е. самосознания. Сознание и самосознание Т. Липпс не наделяет специфичностью. Самосознание - особое предметное сознание .

Данный подход был характерен не только для интроспективной психологии Европы (особенно Германии). Аналогичными были и методологические позиции официальной психологии России. В качестве примера можно привести работы Е. Боброва. Но его точка зрения имеет отличительную черту: если Пфендер и Липпс разводили явления самосознания и Я, то для Е. Боброва они тождественны .

На современном этапе развития психологической науки в ряде концепций также встречаются в трансформированном виде отголоски этих тенденций интеракционизма. В первую очередь, это гуманистическая психология, где на первый план выдвигается проблема подлинного Я, «самости» и т.д., выступающих прежде всего в самосознании.

Для диалектико-материалистического подхода характерны иные принципы анализа самосознания: одним из исходных вопросов является выяснение соотношения сознания и самосознания. По своему происхождению это однопорядковые явления психики, сущность которых может быть понята лишь на основе теории отражения. Разделить эти процессы можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности индивида они внутренне едины, т.е. в процессах сознания самосознание присутствует в осознании отнесенности акта сознания именно моему Я, кроме того, процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания.

Именно эти постулаты легли в основу решения вопроса о феноменологии самосознания отечественными психологами (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и ряда зарубежных исследователей (А. Валлон, Р. Заззо) , трактующих самосознание с позиции диалектико-материалистической философии.

В противовес диалектико-материалистическому подходу, представители интроспекционизма игнорировали роль объективной действительности в возникновении и развитии самосознания. Психическое отождествлялось с сознанием, а сознание с самосознанием. Последнее рассматривалось как самоотражение психического в психическом.

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, напротив, старались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека (Скиннер, Уотсон) . Однако, непонимание диалектики материального и духовного привело их к устранению сознания и тем более самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Они отказались от этих понятий как ненаучных. Вся психическая деятельность была сведена ими к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.

Независимо от разных теоретических подходов в исследовании самосознания отечественные психологи единодушны в мнении о том, что, во-первых, объектом самосознания является сама личность как познающий субъект, которая осознает свои личностные, индивидуальные и социальные особенности общения и профессиональной деятельности (B.C. Мерлин, Т.Л. Миронова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата и др.) .

Во-вторых, главная функция самосознания - это познание себя, совершенствование себя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление), хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

В-третьих, в трудах отечественных психологов преодолевалось узкое понимание самосознания только как способности к рефлексии. Понятие «самосознание» получает более широкий смысл и трактуется, во-первых, как «полное нахождение своего раскрытого «Я» в сознании» и, во-вторых, как «самооценка личности согласно сверхличным идеям, накапливающимся в сознании, и активное ее преобразование согласно этим идеям».

В качестве психологического «пускового устройства» самосознания психологи (С.Л. Рубинштейн, П.Д. Юркевич) рассматривают рефлексию или самоотражение. В результате самоотражения формируется Я-образ или Я-концепция. С другой стороны, исходя из понимания самосознания С.Л. Рубинштейном, следует признать, что самосознание это не столько рефлексия своего я, сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Таким образом, самосознание есть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям, мотивам, поведению, переживанию и мыслям .

Таким образом, самосознание - это осознанное отношение человека к своим потребностям, переживаниям и мыслям (А.Г. Спиркин). Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата). Самосознание - осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (И.С. Кон). Самосознание является высшим уровнем развития сознания - основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (С.Л. Рубинштейн).

Относительно определения места самосознания среди других психических феноменов также нет единого мнения. Так в рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд делит психику на три системы: «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические влечения и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации) и «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура). При этом сознание и самосознание четко не разграничиваются. Они занимают второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая по существу, управляет ими .

В отечественной психологии самосознание рассматривается как особая, качественно своеобразная форма психического. Оно тесно связано с сознанием, но не тождественно ему. Все более широкое признание получает точка зрения, согласно которой «осознание себя» характеризует более сложный уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает несколько позже (С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова) .

В некоторых исследованиях самосознание отождествляется с понятием «Я», а последнее рассматривается как синоним понятия личности. Встречается и другая точка зрения, согласно которой самосознание представляет собой более широкое понятие, чем личность. Это аргументируется тем, что самосознание возникает намного раньше, чем личность.

Таким образом, самосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно - то же сознание, только с другой направленностью. Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и своими переживаниями выражает отношение к ним. Но, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает и себя как личность и определенным образом относится к себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.) .

В русле рассмотрения детерминант, определяющих развитие самосознания, позиции исследователей разных направлений также значительно расходятся. В качестве основных детерминант самосознания исследователи выделяют: биологические (З. Фрейд), социальные (Л.С. Выгодский, И.С. Кон, Д.Т. Мид, Г. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.), личностные (Д.Н. Леонтьев, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн). Остановимся более подробно на указанных позициях .

Психоаналитическая концепция рассматривает самосознание в отрыве от объективных условий и причин его порождающих. Всю психику З. Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это бессознательная система Ид, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или аффективного порядка. Затем, система Эго - это центр, реализующий процесс сознательной адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества. Наконец, «Супер-эго» - это своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью, это его совесть. Между «Я» и «ОНО» устанавливаются отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на «Я», а «Я» должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда «Я», сознание, самосознание-явления однозначные.

В качестве определяющих детерминант развития самосознания З. Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты, иррациональные, бессознательные силы. Он недооценивал значение общественно-исторических условий бытия человека, его практической деятельности в формировании самосознания .

Неофрейдисты признают зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностных отношений; они допускают возможность влияния социальной среды на формирование личности, но только до определенного предела, когда вступают в силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство, потребность в нежности (Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни). Общим для них является то, что они рассматривают самосознание лишь как механизм, «уравновешивающий» субъекта с окружающей средой, причем подчеркивается враждебность этой среды .

Первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я» Ч.Х. Кули. Автор предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его «Я-концепцию». «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения .

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, старались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека, однако впоследствии они пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Вся психическая деятельность была сведена ими к механическим реакциями организма на внешние стимулы.

Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп было исследовано Д. Мидом. Он утверждал, что самосознание-это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то или иное действие.

Дж.Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные У. Джеймсом «Я-сознающее» и «Я - как объект». Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек показывает наше собственное поведение. Дж. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем" осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. У индивида развивается способность реагировать на-самого себя, формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие .

Не отрицая влияния социальных детерминант, отечественные психологи преимущественно уделяют внимание личностным детерминантам самосознания, в качестве которых рассматривается собственная практическая деятельность человека и его взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством опыт (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) .

В противоположность психологам-идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, отечественные психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.

Так, С.Л. Рубинштейн, считает, что формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Автор считает, что определяющим типологическим признаком является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмоционального-динамического паттерна, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями. Ведущая тенденция в русле данной концепции представляет собой устойчивое, стержневое качество личности, придающее индивидуальную окраску стилю переживания, межличностному поведению, мышлению. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности-социальной направленности, иерархии ценностей, мотивации, морально-нравственных ориентиров. Интегративным центром этого конструкта является самосознание, включающее в себя осознанное «Я» в контексте социальных отношений. Баланс между собственно «Я» и окружением реализуется через самооценку и самоконтороль .

Л.С. Выготский в своих трудах определяет самосознание - как социальное сознание, перенесенное вовнутрь, а память - та основа, которая сохраняет целостность самосознания, неразрывность и преемственность отдельных его составляющих .

Продолжая идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович считает, что предпосылки формирования самосознания следует искать не во врожденных факторах, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, с его воспитанием, тем самым, играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка .

А.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла, который возникает в реальной жизнедеятельности субъекта и отражает отношение целей и обстоятельств совершения действия к мотивам деятельности. При этом, единицей самосознания является личностный смысл, который содержит когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и связан с активностью субъекта, происходящей вне его сознания, то есть с его социальной деятельностью .

В рамках подхода В.В Столина, автор утверждает, что единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, а конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности» . По мнению автора, процесс самоотношения запускают не только мотивы но и различные внутренние преграды: совесть, ожидание негативных общественных и семейных санкций, боязливость, потребность в благополучии, потребность в свободе и творчестве, слабоволие, радость, гордость. Каждая из этих преград проявляется в определенных ситуациях. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей - к поступкам, поступки - к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах.. При этом, конфликтный смысл как отношение к себе, определяется участием в собственном поступке, запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.

Иной подход к самосознанию мы находим в исследованиях Е.Т. Соколовой, которая делает акцент не на противоречии между мотивами (что также прослеживается в работах В.В. Столина), а на характере мотивов, на заложенном в них отношении к себе, Другому и миру в целом. Характер этого отношения и определяет вариант смысловой позиции самосознания - зависимая смысловая позиция, характерная для пограничного типа личностной организации и предполагающая жесткое противопоставление и условное отношение «Я» и «Другого», манипулятивное отношение к миру .

Между тем - как подчеркивает И.С. Кон - факторы, которые берутся в качестве предпосылок или детерминант самосознания, необходимо рассматривать не изолировано, а системно, причем обязательно в связи с деятельностью самого субъекта. И.С. Кон отмечает социальный характер самосознания. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представление о самом себе складывается в определенные образы «Я» .

Таким образом, мнения представителей отечественных и зарубежных психологических школ относительно детерминации самосознания неоднозначны. Если в зарубежной психологии преимущественное внимание уделено биологическим (инстинкты, иррациональные бессознательные силы) и социальным факторам (взаимодействие с другими людьми, усвоение культуры человеком), то отечественные ученые указывают на опосредованность социальной ситуации развития самосознания индивидуальными внутренними условиями человека, среди которых ведущая роль принадлежит стержневым качествам и ценностям личности, мотивам.

Обобщая рассмотренный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема самосознания не имеет установившегося тезауруса, отсутствует единый концептуальный аппарат. Дело, вероятно в том, что в большинстве случаев употребление тех или иных понятий не сопровождается объяснением конкретного смысла, который вкладывается в них. Как правило, самосознание описывается с помощью таких терминов, которые сами по себе сложны и нуждаются в объяснении.

2. Самосознание детерминировано множеством факторов: биологическими, социальными и личностными. Однако, мы придерживаемся мнения отечественных авторов, которые преимущественно уделяют внимание личностным детерминантам.

3. Функционирование самосознания детерминировано такими личностными особенностями, как нарциссизм, оптимистичность, ригидность, пессимистичность, мужественность-женственность, импульсивность, невротический сверхконтроль, эмоциональная лабильность, тревожность, социальная интроверсия и др.

Сущность самосознания состоит в постижении личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - Образ «Я»; в эмоционально-ценностном отношении к себе, как личности, формирующемся в результате соотнесения представлений о себе реальном и идеальным образом «Я»; и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психологический механизм самосознания имеет интегративную природу . В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом - система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт.

Список литературы:

1.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т1. / Б.Г. Ананьев. - М.: «Педагогика». - 1980. - 232 с.

2.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: «Наука». - 1977. - 380 с.

3.Бернc, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. - М.: Прогресс. - 1998. - 263 с.

4.Бернc, Р. Что такое Я-концепция. / Р. Бернс. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

5.Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. / Л.И. Божович. // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука. - 1981.- С. 257-284.

6.Выготский, Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз. - 1999. - 87 с.

7.Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С. Кон. - М.: Политиздат. - 1978. - 367 с.

8.Кон, И.С. Психология самосознания. / И.С. Кон. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

9.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Терра. - 1997. - 231 с.

10.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика. - 1983. - 392 с.

11.Леонтьев, Д.А. Методика предельных смыслов. / Д.А. Леонтьев. - М.: МПС. - 1992. -33 с.

12.Маклаков, А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер. - 2000. - 592 с.

13.Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спец. курсу «Основы психологии личности». / В.С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ. - 1990. - 110 с.

14.Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения. / М. Мид. - М.: «Наука». - 1988. - 429 с.

15.Мухина, B.C. Проблема материнства и ментальносте женщин в местах лишения свободы. / В.С. Мухина // Развитие личности. - 2003. - № 1. - с. 141 -154;

16.Налчаджян, А.А. Я-концепция. / А.А. Налчаджян. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

17.Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. / А.А. Налчаджян - Ереван: ЕрГУ. - 1984. - 204 с.

18.Орлов, А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура. / А.Б. Орлов // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

19.Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс - М.: Прогресс. - 1994. - 480 с.

20.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер. - 1999. - 705 с.

21.Салливан, Г.С. Самоуважение и личностная зрелость / Г.С. Салливан. // Психология личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «Бахрах - М». - 2002. - Т.1. - с. 502-504.

22.Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности. / Н.И. Сарджвеладзе. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

23.Скиннер, Р. Семья и как в ней уцелеть/ Р. Скиннер, Д. Клииз. - М.: Независимая фирма Класс - 1995. - 272 с.

24.Собчик, Л.Н. СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь. - 2006. - 218 с.

25.Столин, В.В. Уровни и единицы самосознания. / В.В. Столин. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

26.Столин, В.В. Самосознание личности. /В.В. Столин. - М.: Изд-во Московского университета. - 1983. - 285 с.

27.Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. ... докт. психол. наук / В.В. Столин. - М.: МГУ им. В.М. Ломоносова. - 1985. - 530 с.

28.Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. / З. Фрейд - М.: Наука. - 1989. - 456 с.

29.Фромм, Э. Человек для себя. / Э. Фромм - Минск: Коллегиум. - 1992. - 253 с.

30.Хорни, К. Женская психология. / К. Хорни - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа. - 1993.-224 с.

31.Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Институт психологии РАН. - 1977. - 287 с.

32.Шамшикова, O.A. Трансформации нарциссизма как динамические тенденции самосознания / O.A. Шамшикова, Е.О. Шамшикова, С.Е. Соколов // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - 4.2. - С. 457-468.

1. Самосознание можно определить как:

а) повышенное внимание к себе;

б) уровень притязаний;

в) направленность личности;

г) образ себя.

2. Первые теоретические разработки в области Я - концепции принадлежат:

а) В. Вундту;

б) К. Роджерсу

в) Л.С. Выготскому;

г) У.Джемсу

3. Понятие «Я - концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической;

б) когнитивной;

в) гештальтпсихологии

г) культурно-исторической

4. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:

а) В.М. Бехтерев;

б) Л.С. Выготский;

в) И.М. Сеченов;

г) П.П. Блонский.

5. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

а) В.В. Столина;

б) В.М. Бехтерева;

в) И.М. Сеченова;

г) В. Вундта.

6. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

а) предшествует развитию сознания;

б) является этапом в развитии сознания;

в) возникает одновременно с сознанием;

г) развивается одновременно с сознанием.

7. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

б) уровня притязаний;

в) значимых отношений;

г) социальных потребностей.

8. Психологическим механизмом самосознания выступает:

а) эмпатия;

б) рефлексия;

в) идентификация;

г) атрибуция.

9. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

б) самопрезентацией;

в) самовосприятием;

г) самоощущением.

10. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием

б) мировоззрением

в) личностным смыслом

г) потребностью

11. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная

б) аффективная

в) поведенческая

г) волевая

12. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением предстает как:

а)убеждения;

б) установка;

в) мировоззрение;

г) аттитюд.

13. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

в)устойчивость;

г) уровень действенности.

14. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

в) устойчивость;

г) уровень действенности .

15. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка;

б) притязание

в) мировоззрение;

г) личностный смысл.

16. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а)установкой;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) направленностью.

17. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования,- это:

а) убеждение;

б) установка;

в) личностный смысл;

г) потребность.

18. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

19. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) стремление.

20. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением;

б) установкой

в) интересом;

г) стремлением.

21. Высшая форма направленности личности - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) убеждение.

22. Понятие «установка» является синонимом понятия:

а) аттракция;

б) аттитюд;

в) атрибуция;

г) атония.

23. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни

Тестовые задания по теме

«Ощущения и восприятие»

1. Ощущение – это:

а) отражение отдельных свойств предметов,

б) отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи, - ОТРАЖЕНИЕ.

в) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений - МЫШЛЕНИЕ

г) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей – ВОСПРИЯТИЕ.

2. Часть анализатора, воспринимающая воздействия раздражителей и преобразующая их в

нервный процесс, называется:

а) рецептор,

б) эффектор,

в) афферентные нервы,

г) корковый отдел анализатора.

3. Ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и о состоянии мышечной системы, называются:

а) интероцептивными,

б) проприоцептивными,

в) экстероцептивными,

г) субсенсорными.

4. К экстероцептивным ощущениям английский физиолог Ч.Шеррингтон отнес:

а) органические ощущения,

б) ощущения боли,

в) вкусовые ощущения,

г) все ответы неверны.

5. Нижний абсолютный порог – это:

а) величина раздражителя, прямо пропорциональная чувствительности данного анализатора,

б) минимальная интенсивность раздражителя, которая может вызвать едва заметное ощущение,

в) наименьшее различие между раздражителями, которое может быть воспринято в данных условиях,

г) максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности.

6. Ученый, положивший начало изучению абсолютных порогов ощущений:

а) В.Вундт,

б) У.Джемс,

в) Г.Фехнер,

г) С.Стивенс.

7. Изменения чувствительности анализаторов происходят в результате:

а) сенсорной адаптации,

б) взаимодействия ощущений,

в) сенсибилизации под влиянием упражнений,

г) все ответы верны.

8. Сенсорная адаптация проявляется в том, что:

а) мы перестаем замечать соприкосновение одежды с кожей,

б) в темной комнате чувствительность глаза со временем обостряется в 200000 раз,

в) выходя из кинотеатра, мы сначала ослеплены ярким светом, затем начинаем видеть как обычно,

г) все ответы верны.

9. «Цветной слух» - это пример:

а) позитивной сенсорной адаптации,

б) сенсибилизации,

в) десенсибилизации,

г) синестезии.

10.Принципы организации элементов зрительного восприятия в целостную форму были впервые выделены в рамках:

а) теории деятельности,

б) гештальтпсихологии,

в) когнитивной психологии,

г) психофизики.

11. Свойство восприятия, благодаря которому мы воспринимаем цвет белой рубашки как «белый» в разных условиях освещенности, даже в сумерках, это:

а) константность,

б) предметность,

в) осмысленность,

г) обобщенность.

12. Под апперцепцией понимают:

а) зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни,

б) зависимость восприятия от перцептивных действий,

в) зависимость восприятия от взаимодействия анализаторов,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Внимание»

1. Физиологической основой внимания является:

а) активизация мозга ретикулярной формацией,

б) ориентировочный рефлекс,

в) механизм доминанты,

г) все ответы верны.

2. С точки зрения Т. Рибо, внимание:

а) всегда связано с эмоциями и вызывается ими,

б) есть особая активная способность духа,

в) обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС,

г) есть результат апперцепции.

а) А.А.Ухтомский,

б) П.Я.Гальперин,

в) Д.Н.Узнадзе,

г) Л.С.Выготский.

4. Произвольное внимание:

а) дано ребенку от рождения,

б) возникает в результате созревания организма,

б) формируется при общении ребенка со взрослыми ,

г) все ответы неверны.

5. Непроизвольное внимание:

а) непосредственно связано с направленностью личности, ее интересами,

б) управляется сознательной целью,

в) связано с борьбой мотивов,

г) все ответы неверны.

6. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является:

а) приложение волевых усилий,

б) возможность раскрывать в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи,

в) легкость и знакомость материала, на котором сосредоточено внимание,

г) привычные условия осуществления деятельности.

7. Распределение внимания заключается в том, что:

а) человек способен выполнять несколько видов деятельности одновременно,

б) человек способен сознательно перемещать внимание с одного вида деятельности на другой,

в) человек непроизвольно перемещает внимание с одного объекта на другой,

г) человек способен сосредотачивать внимание на одном объекте и отвлекать его от другого.

8. Послепроизвольное внимание характеризуется:

а) соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека,

б) приложением волевых усилий,

в) отсутствием интереса к процессу деятельности,

г) целенаправленным характером.

9. Ослабленность внимания связана с:

а) физическим или умственным утомлением,

б) ослабленностью организма вследствие заболевания,

в) расстройством нервной системы,

г) все ответы верны.

10. Подлинная рассеянность наблюдается тогда, когда:

а) человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться и довести дело до конца,

б) человек не может сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, но доводит до конца дело,

которое ему интересно,

в) человек ничего не замечает вокруг себя, будучи углублен в свои мысли.

г) человек отвлекается при действии новых и необычных раздражителей.

Тестовые задания по теме «Представления и воображение»

1. К представлениям можно отнести:

а) образы ощущений,

б) образы восприятия,

в) образы памяти,

г) персеверативные образы.

2. Проявлением активного воображения являются:

а) мечты,

б) галлюцинации,

в) сновидения,

3. Воссоздающее воображение:

а) тесно связано с восприятием, памятью и мышлением человека,

б) лежит в основе научного творчества,

в) создает принципиально новые представления,

г) восполняет недостаток удовлетворения потребностей.

4. Способ создания новых образов воображения, при котором происходит присоединение частей

или свойств одного объекта к другому, называется:

а) апперцепция,

б) агглютинация,

в) акцентирование,

г) схематизация.

5. Воображение и физиологические процессы организма связаны следующим образом:

а) физиологической основой воображения является активность коры левого полушария головного

б) воображение есть высшее проявление человеческого духа и не связано с органическими

процессами,

в) физиологической основой воображения является ориентировочный рефлекс,

г)воображение играет существенную роль в регуляции процессов организма человека.

Решение творческих задач

а) происходит полностью осознанно и произвольно,

б) требует участия надсознательных процессов,

в) происходит методом проб и ошибок,

г) все ответы неверны

Тестовые задания по теме «Мышление»

1. Мышление – это:

а) процесс познания с помощью органов чувств,

б) процесс создания новых образов,

в) ступень познания, раскрывающая суть вещей,

г) все суждения верны.

2. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, это:

а) практическое мышление,

б) наглядно-действенное мышление,

в) наглядно-образное мышление,

г) интуитивное мышление.

3. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств, это:

а) теоретическое понятийное мышление,

б) дискурсивное мышление,

в) практическое мышление,

г) интуитивное мышление.

4. Операция мышления, сутью которой является мысленное отвлечение от несущественных

признаков с одновременным выделением существенных, называется:

а) обобщение,

б) анализ,

в) абстракция,

г) синтез.

5. Высокий уровень обобщения означает:

а) установление сходства и различия между предметами и явлениями,

б) выделение большого количества общих признаков предметов и явлений,

в) нахождение общего там, где оно мало заметно,

г) выделение общих и существенных признаков предметов и явлений.

6.Операцией мышления, противоположной абстракции, является:

а) конкретизация,

б) индукция,

в) анализ,

г) синтез.

7. Творческое мышление:

а) свойственно только некоторым выдающимся людям,

б) требует высокого уровня интеллекта,

в) отличается гибкостью,

г) отличается выраженной критической установкой.

8. Как показал Ж.Пиаже, мышление ребенка дошкольного возраста характеризуется:

а) недостатком знаний,

б) эгоцентризмом,

в) эгоизмом,

г) импульсивностью.

9. Согласно Ж.Пиаже, способность выполнять умственные операции с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий появляется в возрасте:

б) 7-10 лет,

в) 12-14 лет,

г) 16-18 лет.

10. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, развитие мышления ребенка происходит благодаря:

а) научению через наблюдение,

б) интериоризации первоначально внешних действий,

в) созреванию организма и нервной системы,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Речь»

1. Речь человека отличается от языка общения животных следующей функцией:

а) сигнальная,

б) выразительная,

в) обозначающая,

г) сообщающая.

2. Речь человека:

а) является средством общения,

б) является средством мышления,

в) является средством регуляции поведения,

г) имеет полифункциональный характер.

3. Наиболее простой формой речи является:

а) внутренняя речь,

б) разговорная речь,

в) письменная речь,

г) монологическая речь.

4. Эгоцентрическая речь имеет функцию:

а) привлечения к себе внимания,

б) воздействия на другого человека с целью удовлетворения собственных потребностей,

в) ухода в мир аутистических фантазий,

г) организации собственного мышления и деятельности.

5. Исторически первой формой речи являлась:

а) устная речь,

б) внутренняя речь,

в) кинетическая речь,

г) эгоцентрическая речь.

6. Последовательность стадий процесса овладения ребенком роднойречью:

а) типична для детей разных культур,

б) зависит от сложности языка,

в) зависит от методик обучения,

г) зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

7. Сензитивным периодом для развития речи считается возраст:

а) младенческий,

б) от 1 до 3 лет,

в) дошкольный,

г) школьный.

8. Мышление и речь соотносятся следующим образом:

а) это два самостоятельных, не связанных друг с другом процесса,

б) мышление – это беззвучная речь,

в) речь – орудие мышления,

г) мышление и речь тождественны.

З.Я. Баранова

О.В. Кожевникова

Практикум по общей и экспериментальной психологии (Учебное пособие).

Подписано в печать

Формат 60Х841/16. Печать офсетная. Усл.печ.л. Уч.-изд. Л. 6,0. Тираж 50 экз. Заказ №

Издательство 426034, Ижевск, Университетская, 1, корп.4.__

Тестовые задания по теме «Память»

1. Кратковременная память:

а) длится 5 минут,

б) обладает емкостью 11 элементов,

в) позволяет долго помнить телефонный номер,

г) все ответы неверны.

2. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью,

б) обладает практически неограниченной длительностью хранения,

в) более развита у пожилых людей,

г) все ответы верны.

3. Оперативной называют память:

а) в которой удерживается информация, непосредственно воспринятая органами чувств,

б) которая представляет собой запоминание двигательных умений и трудовых операций,

в) в которой осуществляется первичная переработка информации,

г) в которой сохраняется информация, необходимая для выполнения актуального действия, операции.

4. Семантическая память – это такая память:

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования,

б) которая включает в себя знания о мире, правила, лежащие в основе языка и умственных операций,

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий,

г) все ответы неверны.

5. При непроизвольном запоминании:

а) продуктивность запоминания всегда ниже, чем при произвольном,

б) продуктивность запоминания связана с установкой на запоминание,

в) лучше запоминается материал, связанный с целью действия,

г) все ответы верны.

6. Повторение наиболее продуктивно для запоминания, если:

а) оно осуществляется концентрированно во времени,

б) оно распределено во времени,

в) заучиваемый материал не требует осмысления,

г) материал заучивается целиком, без деления на части.

7. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца,

б) осталась незаконченной,

в) была сознательно прекращена,

г) привела к вознаграждению.

8. Ретроактивная интерференция (торможение):

а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала,

б) лежит в основе положительного переноса при научении,

в) усиливается, если материалы сильно различаются,

г) все ответы неверны.

9. При извлечении информации из памяти всегда легче:

а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент,

б) ответить на прямые вопросы,

в) узнать элемент информации среди предъявляемых других,

г) не учитывать контекста.

10. Улучшение воспроизведения заученного материала со временем без дополнительных его повторений и волевых усилий называется:

а) реминисценция,

б) припоминание,

в) ассоциация,

г) интерференция.

11.Современные модели и механизмы работы памяти разрабатываются в рамках:

а) ассоциативной теории,

б) гештальттеории,

в) психоанализа,

г) когнитивной психологии.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение - это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
  • социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание - это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я. Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Критерии самосознания таковы:

  1. выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
  2. осознание своей активности: «Я управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

  1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.
  2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих - прежде всего родителей, братьев, сестер. Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
  3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?
  4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
  5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
  6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей. Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность - целостное, связное представление о себе.
  7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни - смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии - заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я - наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена - даже в лучшую сторону - может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различать. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую - самостью. Различие между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение - не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;
  • Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Самосознание личности

Психология, которая является чем-то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.

Подлинный смысл пройденного нами пути в том и заключается, что он был не чем иным, как последовательно, шаг за шагом прокладываемым путем нашего познавательного проникновения в психическую жизнь личности. Психофизиологические функции включались в многообразные психические процессы. Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы, будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально формируются и проявляются, включались в эту последнюю; в соответствии с этим изучение психических процессов перешло в изучение деятельности - в том конкретном соотношении, которое определяется условиями ее реального осуществления. Изучение же психологии деятельности, всегда реально исходящее от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности -^ ее мотивов (побуждений), целей, задач. Поэтому изучение психологии деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности - ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений - функций, процессов, психических свойств деятельности - входит в личность и смыкается в ее единстве.

Именно потому, что всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологическим познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание; личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т. п. или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется.

Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. Анализируя ошибки гегелевской «Феноменологии духа», К. Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Конечно, не метафизика немецкого идеализма - И. Канта, И. Фихте и Г. Гегеля - должна лечь в основу нашей психологии. Личность, субъект - это не «чистое сознание» (Канта и кантианцев), не всегда себе равное «я» («Я+Я» - Фихте) и не саморазвивающийся «дух» (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии - изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание «реальных живых индивидов» в их реальной обусловленности.

Поделиться: