Когнитивный диссонанс – теория Фестингера. Леон Фестингер «Теория когнитивного диссонанса» - рецензия - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал
Теория когнитивного диссонанса (1957 г) явилась продолжением разработки идеи «социального сравнения». Фестингер выступает как ученик и последователь Левина.
Исходным понятием для него является понятие потребности, причем анализируется особый вид потребностей, а именно «потребность в оценивании самого себя» , т.е. стремление оценивать свои мнения и способности прежде всего.
По Фестингеру социальная реальность : многие мнения нельзя проверить эмпирическими наблюдениями, поэтому единственный способ проверки - через социальное согласие, консенсус. Но консенсус м.б установлен только в том случае, если люди смогут сопоставлять свои мнения с мнениями других, т.е. сравнивать их. То же относится к способностям.
Фестингер предположил, что тенденция сравнивать себя с другими уменьшается, если различие между моим мнением (способностью) и мнением (способностью) другого возрастает.
Сравнение устойчиво в том случае, когда собственные мнения (способности) сравниваются с близкими им мнениями (способностями).
Личность меньше стремится ситуациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собственных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей.
Соответственно и сравнение осуществляется с людьми, чьи мнения (способности) более сходны с собственными (человек, начинающий учиться игре в шахматы, скорее будет сравнивать себя с другими новичками, а не с признанными мастерами).
Минимальное несходство мнений ведет к конформизму - личность легко меняет незначительно отличающееся от других мнение, чтобы совсем приблизить свое мнение к мнению группы.
Теория социального сравнения базировалась на знании о себе и знании о другом, она носила интерперсональный характер и могла претендовать на статус социально-психологической теории.
Фестингер перешел от нее к построению новой теории - когнитивного диссонанса .
В теории исходной признается «потребность в знании », теперь это «знание о себе» (а именно потребность знать связанно, последовательно, непротиворечиво). Строится интраперсональная теория.
Теория Фестингера не делает акцента на социальном поведении.
Замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности.
Замена термов - «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс».
Основные положения теории:
а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс;
б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;
в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное отношение к новой информации.
Пример с курильщиком : человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:
а) изменить поведение, т.е. бросить курить;
б) изменить знание, в данном случае - убедить себя в том, что все рассуждения, статьи о вреде курения как минимум недостоверны, преувеличивают опасность;
в) осторожно относиться к новой информации относительно вреда курения, т.е. игнорировать ее.
1. Основными единицами в теории диссонанса являются «когнитивные элементы» - «любое знание, мнение, убеждение относительно среды, кого-либо, чьего-либо поведения или самого себя».
2. Среди всех когнитивных элементов, или «когниций», необходимо различать 2 типа: относящиеся к поведению («я еду сегодня на пикник») и относящиеся к среде («идет дождь»).
Легче изменить когниции, касающиеся поведения, чем когниции, касающиеся среды (суждения относительно очевидной реальности).
Понимание существа «несоответствия» - имеется в виду несоответствие внутри когнитивной структуры индивида (т.е. между двумя когнициями), с другой стороны, несоответствие формулируется как несовпадение «знания» и «поведения» (т.е. между элементом когнитивной структуры и реальным действием индивида).
При таком толковании диссонанс перестает быть когнитивным, легче интерпретировать его как фактор, мотивирующий поведение.
В теории диссонанса не рассматриваются любые отношения между когнитивными элементами:
а) абсолютное отсутствие связи между ними, их нерелевантность др другу (знание о том, что во Флориде никогда не бывает снега, и о том, что самолеты летают с превышением скорости звука);
б) отношения консонанса;
в) отношения диссонанса.
В теории рассматриваются только два последних типа отношений между когнитивными элементами.
Диссонантные отношения: «Два элемента X и Y находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном рассмотрении отрицание одного следует из другого, а именно не-Х следует из Y».
Пример: человек является должником (Y), но покупает новую, дорогую машину (X). Здесь возникают диссонантные отношения, поскольку из Y (того факта, что человек должник) должно было бы следовать какое-то уместное в данном случае действие X, и тогда наблюдался бы консонанс.
Четыре источника возможного возникновения диссонанса:
1) из логической непоследовательности, т.е. когда «следование "не-Х", из "У"» есть доказательство чисто логической противоречивости двух суждений как когнитивных элементов. Примеры: человек верит в то, что можно достичь какую-то отдаленную планету, но не верит в то, что можно построить соответствующий корабль; человек знает, что вода замерзает при 0°С, но одновременно полагает, что стакан льда не растает при +20°С.
2) из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам, нормам.
Пример: принято, что на дипломат приеме есть жаркое нужно, держа вилку в левой руке, а нож в правой, но некто оперирует вилкой при помощи правой руки; профессор, выйдя из себя, кричит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм поведения.
3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений. Пример : амер избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кандидата. Осознание того факта, что он - демократ, не соответствует конкретному действию, это порождает диссонанс в его когнитивной структуре.
4) из несоответствия прошлому опыту. Пример : кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя всегда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки.
Классификация всех возможных элементов и отношений, фигурирующих в когнитивном поле: Элементы м.б 3 типов: деятели (субъект восприятия, др люди, группы); средства (действия, институты, ответы); цели (результаты). Отношения, которые связывают эти элементы, м.б 4-х типов: позитивные, негативные, нейтральные, амбивалентные. Два элемента и отношение между ними составляют «предложение». Всего можно получить 36 типов предложений. Объединенные вместе, они представляют собой структурную матрицу.
Фестингер пытается измерить величину. Величина диссонанса - между двумя когнитивными элементами есть функция от важности (или значимости) элементов для индивида», т.е. между двумя малозначимыми элементами диссонанс не м.б большим, несмотря на высокую степень несоответствия. С др стороны, два значимых элемента могут развить большой диссонанс, даже если сама степень несоответствия не столь велика.
Пример : если кто-то купил недорогую вещь, а потом разочаровался в ней, величина возникшего диссонанса невелика. Если же студент хорошо знает, что не готов к экзамену, а сам тем не менее бросает занятия и идет в кино, то диссонанс, возникающий при этом, значительно больше.
Как измерить «важность» элементов, как выразить степень важности и как выявить наименее стойкий элемент? Ответов на эти вопросы автор теории диссонанса не дает, путь измерения степени важности когнитивных элементов остается невыясненным.
Последствия диссонанса:
1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссонанс и достичь консонанса;
2) когда диссонанс существует, в дополнение к попыткам его уменьшить личность активно избегает ситуаций и информации, способствующих его росту.
Постановка вопроса о мотивирующей роли диссонанса выглядит также неоднозначно.
Существует три способа уменьшения диссонанса:
1. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры. Пример: человек собрался на пикник, но пошел дождь. Возникает диссонанс - несоответствие «представления о пикнике» и «знания о том, что плохая погода». Уменьшить диссонанс можно, отказавшись от участия в пикнике. В общей форме данный способ уменьшения диссонанса определяется как изменение когнитивного элемента, относящегося к поведению, при изложении же примера фигурирует уже не просто изменение элемента когнитивной структуры, но изменение реального поведения, рекомендация определенного действия - остаться дома.
Уменьшить диссонанс можно, изменив один из когнитивных элементов, исключив из когнитивной структуры утверждение «я еду на пикник», заменив его др суждением - «я не еду на пикник».
2. Изменение когнитивных элементов, относящихся к среде. Пример: человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон». В когнитивной структуре купившего возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае - «элемент среды». Как изменить этот когнитивный элемент? Нужно убедить друзей, что автомобиль - совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой.
3. Добавление в когнитивную структуру новых элементов (которые способствуют уменьшению диссонанса). Пример с курильщиком, который не бросает курить (не изменяет когниций, относящиеся к поведению), не может изменить когниций, относящиеся к среде (не может замолчать научные статьи, направленные против курения, «страшные» рассказы очевидцев), и тогда начинает подбирать специфическую информацию: например, о пользе фильтра в сигаретах, о том, что такой-то курит двадцать лет, а вон какой здоровяк.
Уязвимым местом теории диссонанса остается прогнозирование конкретного пути уменьшения диссонанса, избираемого личностью.
Одни предпочитают скорее изменять когнитивные элементы, относящиеся к поведению, другие - селективно принимать информацию.
Диссонанс и конфликт
Главное отличие - место диссонанса и конфликта по отношению к процессу принятия решения. Диссонанс возникает после принятия решения, он - следствие принятого решения; конфликт возникает до принятия решения.
После принятия решения при наличии альтернативы возникает диссонанс, когда диссонантными отношениями выступают негативные стороны выбранного и позитивные стороны отвергнутого решения. Величина диссонанса зависит при этом не только от важности принятого решения, но и от степени привлекательности отвергнутого.
Критические комментарии
Самая главная слабость - это достаточно противоречивое и неоднозначное решение вопроса о мотивирующем значении диссонанса. Речь идет о разных вещах: то о мотивирующем значении диссонанса для поведения, то о мотивирующем его значении для перестраивания когнитивной структуры.
Сомнительным представляется постоянное оперирование лишь парой изолированных когнитивных элементов, рассмотрение лишь их отношений. Встает вопрос о праве на существование определенной модели в системе социально-психологического знания.
Возникает вопрос: допустимо ли принять в качестве основы анализа динамики когнитивной структуры взаимодействие двух элементов? Не задается ли уже этим фактом крайняя ограниченность предложенной модели? Такая изолированная пара когниций слабо поддается в дальнейшем сопряжению ее с др элементами когнитивной структуры, и это практически не позволяет перейти к сложным системам взаимодействия когнитивных элементов.
Серьезные возражения сохраняются в отношении психологики. Люди в повседневных поступках руководствуются необязательно требованиями логики, но иными «резонами», Абельсон и Розенберг, естественно, не сделали эти резоны более строгими. Поэтому формула «не-Х следует из Y» остается допускающей слишком произвольные толкования.
Д. Катц отмечает, что психологический уровень несоответствий (наряду с логическим уровнем и уровнем бессознательного), не выводит за пределы чисто когнитивной сферы как «вместилища» этих несоответствий. Несоответствие предстает как «конфликт неконгруэнтных элементов», в то время как за бортом остается вопрос «об исторических силах, ответственных за этот конфликт». Катц приходит здесь к требованию более внимательного исследования «объективной среды».
Главная же задача - объяснение мотивации человеческого поведения - оказалась невыполненной. Общая ограниченность теорий соответствия, отсутствие попыток выйти за пределы только когнитивной организации человека в более широкую область социальных условий его существования, не позволила и при дальнейшем их развитии преодолеть этот рубеж.
Логика развития этих теорий в рамках принятой концептуальной схемы не обнаруживает выходов в сферу социальной реальности и в других вариантах подхода.
Основа теории когнитивного диссонанса заключается в том, что человеку необходимо согласовывать свои поступки со своими убеждениями. Это, конечно, не открытие и не новость для разумного индивида, но почва для глубокого изучения.
Леон Фестингер исследовал механизм возникновения конфликта в сознании человека, который наступает в связи с рассогласованием поступков и убеждений, и назвал его – когнитивный диссонанс. Выводы данного учения стали полезны в менеджменте, политической и коммерческой рекламе, реабилитации жертв, которым «промыли мозги». Итак, перейдем к сути теории.
По идее Леона Фестингера, при несоответствии действий индивида с его убеждениями неминуемо наступает диссонанс – психическое напряжение определенной мощности. Мощность, прежде всего, будет зависеть от значимости ценностей или убеждений, переступить через которые пришлось. Другими словами, чем больше противоречие в мировоззрении и совершаемых поступках, тем сильнее будет непосредственно и диссонанс.
Разобраться с наступившим диссонансом можно – ослабить его или свести к нулю в принципе, для этого можно использовать один из трех методов: первый, изменить свершившийся поступок или последствия этого поступка; второй, найти логическое оправдание тому, что случилось, то есть «прорационализировать»; третий, переосмыслить и тем самым поменять свои ценности.
Так как ранее существовало устойчивое понятие, что убеждение определяет поведение человека, третий способ решения возникшего в связи с рассогласованием между поступками и ценностями конфликта становится особо интересным. Давайте разберемся почему … Если человек сначала подумал, потом принял решение, и только потом непосредственно сделал, то первичной будет система ценностей индивида, исходя из которой было принято решение и в последующем совершено действие, но…
Фестингер выяснил, что эта цепочка может изменяться и строится совершенно по-другому. Например, если человек не может изменить ситуацию и ее последствия, не может смириться с произошедшим внутренне и оправдать себя, то он будет вынужден изменить свою систему ценностей для того, чтобы максимально снизить или свести к нулю возникший диссонанс. Таким образом, мы приходим к обратному выводу, который заключается в том, что наши поступки влияют, а порой и изменяют на наши убеждения.
Предположим, что молодой парень, хочет быть «своим» для определенной уличной тусовки, чтобы влиться в нее он способен совершить какой-то необдуманный поступок. Допустим, он кого-то избил в драке – достаточно распространенный способ приобретения более высокого статуса в подобных компаниях. Предположим и то, что его родители никогда не были сторонниками насилия и с детства пытались донести до него необходимость решать все мирным способом. Каковы будут результаты?
В результате стремительно набирающего обороты диссонанса, юноша оказывается перед очень тяжелым для него выбором. Что сделать — раскаяться в содеянном им поступке или изменить прежнюю систему ценностей, признавая насилие допустимым и возможным? Дальнейший выбор будет зависеть от значимости данной компании и силы существующих уже ценностей. С учетом того, что признание своей вины напрямую связано с падением самооценки, стоит предполагать, что выбор будет в пользу компании, а соответственно и изменения старой системы ценностей.
Эта теория, предложенная американским учёным Леоном Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека и межличностными отношениями. Основные положения данной теории изложены в его работе «Теория когнитивного диссонанса» (1957). До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с другими, причём чем более он замечает расхождений в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен объективно оценивать себя. Внутреннее состояние человека при этом оценивается как:
- консонанс – согласованность в его когнитивной структуре;
- диссонанс – переживание противоречия между знанием и поведением, между знаниями (когнициями).
Когнитивный диссонанс ‑ противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление уменьшить его или препятствовать его росту. Проявление этого стремления включает изменение поведения; изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации.
Источниками диссонанса могут выступать:
- логическая непоследовательность , т.е. логическая противоречивость двух суждений (например, «люди смертны, но я буду жить вечно»);
- несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормам (например, когда учитель кричит на учеников, возникает диссонанс с представлениями об образе педагога);
- несоответствие данного когнитивного элемента более общей, более широкой системе представлений (сосед всегда уходит на работу рано утром, а в этот раз пошёл вечером);
- несоответствие прошлому опыту новой информации.
Последствия диссонанса:
- существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса;
- личность избегает информации, способствующей росту диссонанса;
- рационализация своего решения или поведения с целью оправдания.
Способами уменьшения диссонанса являются:
- изменение поведенческих элементов когнитивной структуры, когда из противоположных, амбивалентных мнений выбирается наиболее подходящее либо продуцируется интегративное суждение;
- изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (мнений, убеждений других людей, которые должны быть подвергнуты изменению, т.к. они выступают диссонирующим фактором);
- добавления в когнитивную структуру новых элементов (данный феномен избирательного подбора человеком специальной информации, способствующей уменьшению диссонанса, в психологии называется «селекцией информации».
Таким образом, согласно теории Л. Фестингера, влияние выступает как способ воздействия человека на самого себя и окружающих с целью устранения диссонансных отношений в системе знаний.
Вопросы и задания для самопроверки
- Перечислите основные теоретические направления, в которых исследовались аспекты влияния.
- Какие идеи исследователей психоаналитического направления можно считать важными для понимания природы влияния?
- Как формулирует основные закономерности межличностного влияния Э. Берн?
- Какие идеи бихевиоризма послужили развитию психологии влияния?
- Какие направления исследования в интеракционизме описывают закономерности влияния?
- Какие идеи когнитивизма применимы для объяснения психологического влияния?
- Что объединяет и различает концепции Б. Скиннера и А. Бандура по проблеме влияния?
- В чём различие между взглядами Г. Тарда и Ч. Кули на механизмы влияния?
- Как с позиций концепции референтной группы можно объяснить безразличие некоторых учеников к осуждению их поведения учителем и одноклассниками?
- Опишите конфликт между педагогом и студентом, участником или свидетелем которого Вы были. В каких Я-состояниях (по Э. Берну) находились конфликтующие? Каким образом можно было бы предотвратить конфликт? Какая стратегия влияния была наиболее эффективной при разрешении данной ситуации?
- Какая позиция (Рд – Рб, В – В, В ‑ Рб, Рб ‑ Рб) преподавателя по отношению к студентам является, на Ваш взгляд, наиболее конструктивной? Прокомментируйте свой ответ.
- Какие роли вы исполняете в своём социальном поведении, во взаимодействии с другими людьми? Какие из этих ролей в наибольшей степени определяют смысл вашей жизнедеятельности?
- По каким символам вы можете определить стремление человека занять доминирующую позицию в общении с вами? В терминах какой теории вы будете отвечать на этот вопрос?
Литература
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления).‑ М., 1978.
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1997.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1996.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психол. ф-тов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002.
- Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону, 1995.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
- Флоренская Т.А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г.С. Салливана // Вопр. психологии. ‑ 1974. ‑ № 3.
- Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. ‑ М., 1993.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. ‑ СПб.: Питер Пресс, 1997.
__________________________________________________________
План
Введение
1. Теория когнитивного диссонанса
2. Когнитивный диссонанс по Фестингеру
2.1 Общие положения
2.2 Диссонанс и консонанс
2.3 «Полезное самоуспокоение»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.
В классической работе Л. Фестингера, оказавшей огромное влияние на развитие мировой социальной психологии, проанализированы такие ключевые вопросы, как: теория когнитивного диссонанса, теория принятия решения, приемы психологического влияния, особенности массовидных социально-психологических явлений.
«Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. Конечно, не трудно найти исключения из этого правила». (Л.Фестингер)
1. Теория когнитивного диссонанса
Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance – несоответствие) - социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.
Под термином когнитивный диссонанс понимается любое несоответствие между когнициями (т.е. между любыми знаниями, мнениями или убеждениями, относящимися к окружению, кому-либо или чьему-либо поведению). Появление диссонанса, являясь психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить его и добиться консонанса (соответствия когниций). Помимо этого при наличии диссонанса человек активно избегает ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию.
Говоря о теории диссонанса Леона Фестингера, принято приводить пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно. У него возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:
1. Изменить своё поведение, то есть бросить курить;
2. Изменить знание, то есть убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;
3. Игнорировать информацию о вреде курения.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
2. Когнитивный диссонанс по Фестингеру
2.1 Общие положения
Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Состояние диссонанса между когнициями Х и Yвозникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае - перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота - не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).
Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге - к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.
Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного диссонанса, – диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.
Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого. Человек, таким образом, избавляется от когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое – вниз. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту. Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями "А" и "Б", а в итоге предпочел "Б", то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа "Б" будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет.
Экспериментальное исследование одного из учеников Фестингера - Брема показало, что после принятия трудного решения повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого. Эксперимент был построен следующим образом. Испытуемых (женщин) просили оценить привлекательность различных предметов домашнего обихода таких, как секундомер, радиоприемник, настольная лампа и т. д. После этого контрольной группе один из предметов был преподнесен в качестве подарка. Первой экспериментальной группе (группа трудного решения) был предоставлен выбор между близкими по привлекательности предметами; второй (группа легкого решения) дали возможность выбрать предмет из двух сильно различающихся между собой по привлекательности. После этого испытуемых всех трех групп попросили вновь оценить предметы по их привлекательности. Результаты показали, что испытуемые экспериментальных групп (те, у которых было право выбора) изменили свои оценки привлекательности предметов, которые предоставлялись им на выбор: по сравнению с первоначальными оценками отвергнутый предмет воспринимался как относительно менее привлекательный, а избранный - как более привлекательный. Иначе говоря, привлекательность отвергнутого варианта уменьшилась, а избранного - возросла. Причем изменение в оценках привлекательности было более существенным в случае трудного решения.
Фестингер следующим образом объясняет описанный факт. После принятия трудного решения человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который вызван тем, что, с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное: принятое частично плохо, но оно принято; отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто. Стремясь избавится от переживаемого противоречия, человек убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое - вниз. Следствием этого являются изменения оценочных суждений, касающихся привлекательности альтернативных вариантов поведения.
Когнитивные теории мотивации: Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера
Введение
Когнитивный диссонанс
Возникновение диссонанса
Степень диссонанса
Уменьшение диссонанса
Пределы увеличения диссонанса
Заключение
когнитивный диссонанс ситуация
Согласно когнитивным теориям мотивации, поведение индивида зависит от его представлений о мире и когнитивного восприятия ситуации. Начало когнитивным теориям положил Леон Фестингер (8.05.1919 – 11.02.1989). Именно ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эту теорию Фестингер предложил в 1957 году. В основе теории лежит то, что «связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности» (Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Спб.: Ювента, 1991.)
В данном реферате я рассмотрю основные опорные точки теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера.
Фестингер заменяет понятие «несоответствие» на диссонанс, а «соответствие» - на консонанс.
Основные гипотезы теории когнитивного диссонанса Фестингера звучат следующим образом (далее цитата) :
1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида у попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.
2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию. (Конец цитаты)
Согласно данным гипотезам можно дать определение когнитивному диссонансу:
Когнитивный диссонанс – несоответствие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на уменьшение или устранение этого противоречия.
В своей книге Фестингер рассматривает релевантные отношения между «элементами» (т.е. по факту, знаниями человека о предмете). «Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, если по той или иной причине они не соответствуют один другому». Фестингер приводит несколько причин возникновения диссонантных отношений между элементами:
1. Логическая несовместимость. Отрицание одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.
2. Культурные обычаи. Диссонанс возникает из-за того, что данная культура определяет, что прилично, а что нет.
3. Одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Фестингер приводит следующий пример: демократ на президентских выборах голосует за республиканскую партию.
4. Прошлый опыт. Например, человек открывает кран с горячей водой и надеется не обжечься.
Возникновение диссонанса
Диссонанс возникает в ситуациях, когда индивид узнает новую информацию или становится очевидцем непредсказуемых событий. Фестингер утверждает, что диссонанс – это ежедневное, постоянное явление, так как на свете «очень мало на свете вещей полностью черных или полностью белых». Фестингер утверждает, что диссонанс возникает всегда, когда от человека требуется высказать мнение или сделать какой-либо выбор; «диссонанс между осознанием предпринимаемого действия и теми известными субъекту мнениями, которые свидетельствуют в пользу иного варианта развития событий». Можно привести пример из повседневной жизни: приходя в магазин, человек не может выбрать из двух одинаково хорошо известных брендов.
Степень диссонанса
Характеристики, между которыми возникает диссонансное отношение – главный фактор, определяющий степень диссонанса, по мнению Фестингера. Если два элемента – диссонантные, то степень диссонанса будет прямо пропорциональной важности данных когнитивных элементов. Другими словами, чем важнее информация для человека, тем больше будет степень диссонанса.
В реальной жизни почти не существует систем когнитивных элементов, в которой бы отсутствовал диссонанс. Почти для любого действия, совершаемого человеком, может найтись хотя бы один элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим элементом. Из этого Фестингер делает следующий вывод: чем больше один элемент имеет диссонантных элементов, тем меньше степень диссонанса. И наоборот, если доля диссонантных элементов мала, то степень будет гораздо большей.
Уменьшение диссонанса
Диссонанс действует таким же образом, как мотивы и потребности, так как порождается стремление к тому, чтобы уменьшить или устранить диссонанс. И интенсивность этого стремления зависит от степени диссонанса. Фестингер сравнивает желание уменьшить диссонанс с чувством голода.
Если диссонанс возникает между двумя элементами, то этот диссонанс можно устранить изменением одного из этих элементов. «Существует множество возможных способов, с помощью которых этого можно достичь, что зависит от типа когнитивных элементов, вовлеченных в данное отношение, и от общего когнитивного содержания данной ситуации».
Изменение поведенческих когнитивных элементов
Если возникает диссонанс между элементом, относящимся к знаниям об окружающей среде, и поведенческим элементом, то он может быть устранен только изменением поведенческого элемента. Самым простым способом Фестингер называет изменение действия или чувства, которое представляет этот поведенческий когнитивный элемент, ведь наше поведение и чувства напрямую зависят от новой информации. Например, если человек собрался на прогулку в солнечный день и заметил, что начинается дождь – единственное, что он может сделать – вернуться домой.
Но не всегда возможно уменьшить диссонанс таким способом, так как это может повлечь еще большее количество противоречий.
Изменение когнитивных элементов окружающей среды
Этот процесс является более трудным, по сравнению с предыдущим, потому что человек должен иметь «достаточную степень контроля над окружающей средой». Если изменяется элемент, а представление в сознании индивида о нем неизменно, то должны быть использованы средства игнорирования или противодействия реальной ситуации. В пример Фестингер приводит следующую ситуацию: «человек может изменить свое мнение о неком политическом деятеле, даже если его поведение и политическая ситуация остаются прежними».
Добавление новых когнитивных элементов
Этот способ призван уменьшить степень диссонанса, путем добавления новых. Например, курильщик, имеющий два когнитивных диссонантных элемента: вред курения и отказ бросить курить. Он будет искать любые источники, опровергающие теорию о вреде курения (т.е. искать новые когнитивные элементы), и избегать те, которые наоборот увеличат степень диссонанса.
Пределы увеличения диссонанса
Максимальный диссонанс между элементами определяется «величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента». Однако, даже в случае наличия очень сильного сопротивления изменениям общий диссонанс в системе может сохраняться на довольно низком уровне.
Заключение
Итак, теория когнитивного диссонанса строится на трех основных точках:
1. Существуют диссонантные и консонантные отношения между когнитивными элементами (или представлениями человека об окружающем мире и его поведением)
2. Возникновение когнитивного диссонанса ведет к появлению у индивида стремления к уменьшению или устранению этого диссонанса
3. Появление подобного стремления состоит в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс элемента.
Список литературы:
1. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999 15–52 стр
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для студентов вузов: Аспект Пресс 2005, 303стр.
3. Немов Р.С. Психология: 2000, 662стр