Пророк иеремия. Иеремия

Свящ. Александр Мень

§ 8. Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)

О жизни и личности св. пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. И это не случайно. Иеремия — великий провозвестник личной религии, «религии сердца», приоткрывший людям мир своей внутренней молитвенной жизни. Иеремия близок по духу псалмопевцам. Он обнажает перед нами тайники своей души, любящей и страдающей, души, которая ведет постоянный диалог с Богом. Он принадлежит избранному Остатку, ему суждено быть свидетелем и предсказателем национальной катастрофы. И он же первый произнесет слово «Новый Завет» более чем за пять веков до явления Христа Спасителя.

1. Книга пр. Иеремии писалась им на протяжении почти сорока лет. Она состоит из обличительных речей, предсказаний, притч, псалмов-молитв и биографических глав. Собраны были писания пророка его учеником Варухом, но окончательную форму этот сборник получил в эпоху Плена. Свою работу Варух начал около 604 года, еще при жизни учителя.

Состоит книга из четырех основных разделов:

  • Пророчества и обличения, написанные до падения Иерусалима между 626 и 586 годами (Иер 1-25).
  • История борьбы пр. Иеремии с князьями, духовенством, лжепророками, написанная в основном пр. Варухом (Иер 26-45). В этом же разделе находится так называемая Книга Утешения (пророчество о Новом Завете, Иер 30-31), главные части которой созданы, вероятно, после разрушения Иерусалима.
  • Пророчества о народах (Иер 46-51).
  • Историческое приложение (Иер 52).

В Септуагинте Кн. пр. Иеремии имеет ряд отличительных особенностей: часть текста сокращена (примерно на одну восьмую); пророчества о народах даются в другой последовательности и помещены после главы Иер 25:13 .

2. Основные черты богословия пр. Иеремии . В данном разделе отметим лишь наиболее характерные особенности его провозвестия.

Пр. Иеремия говорит о конце Синайского этапа Завета и замене его Новым Заветом, который будет начертан в человеческих сердцах (см. §10). Пророк отрицает абсолютное значение Храма и Ковчега и предсказывает их уничтожение. Он — предтеча новозаветного богопочитания «в духе и истине» (Ин 4:23).

Иеремия называет Бога Отцом и подчеркивает значение личной религиозности. В его книге мы находим тему богосыновства как основы веры (Иер 3:4 ,Иер 3:19).

Как и Амос, пр. Иеремия учит, что избранность народа Божия — не привилегия, а тяжкое бремя ответственности перед Богом. Он сурово осуждает слепой патриотизм политиков и признает за Израилем главным образом религиозную миссию и призвание. Подобно пр. Исайе, Иеремия — противник войны, считающий мир залогом успеха внутренних преобразований.

Иеремия мало говорит о Мессии как о Личности, однако он именует Его «Давидовой Отраслью» (Иер 23:5), тем самым продолжая мессианскую традицию, восходящую к пр. Нафану. Это пророчество читается в праздник Рождества Христова.

Основные даты жизни и деятельности пр. Иеремии
Ок. 645 рождение пророка в Анафофе, близ Иерусалима
626 призвание Иеремии
626-622 первые проповеди
622-609 служение в годы реформ царя Иосии
609-605 выступления против царя и пророков
605-597 чтение рукописи пр. Иеремии в Храме.
Арест его. Первый поход Навуходоносора II на Иерусалим
597-586 деятельность в годы падения Иерусалима
586 пр. Иеремия уходит в Египет вместе с иудеями-беженцами
ок. 580 смерть пророка в Египте

3. Призвание пророка . Иеремия родился в семье священника в небольшом левитском городке Анафофе (евр. Анатот), в 9 км от Иерусалима. Стиль его писаний показывает, что он глубоко проникся духом северной традиции. По-видимому, его предки были связаны с теми кругами духовенства Ефраима, которые хранили Второзаконие. Иеремия в детстве был свидетелем гонения на пророков (при Манассии).

626 год был переломным для Иудеи. В это время царь Иосия провозгласил себя верным почитателем Бога отцов. Тогда же Господь призвал Иеремию на служение. Молодой левит повествует, как он страшился возложенной на него миссии:

Я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить,
ибо я еще молод. Но Господь сказал мне:
Не говори: «я молод»;
Ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь
и все, что повелю тебе, скажешь.
Не бойся их, ибо Я с тобою,
чтобы избавлять тебя, сказал Господь.
И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь:
Вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять,
губить и разрушать,
созидать и насаждать.

Иер 1:6-10

Иеремия ясно сознавал, что не по собственной воле идет в Иерусалим пророчествовать. Это Бог избрал и возлюбил (познал) его еще до рождения (Иер 1:4-5 ; ср. Гал 1:15). Он должен стать орудием и освященным сосудом Духа Божия. Пророк возражает Господу с искренностью сына. Он готов исполнить Его волю, но не считает себя способным к этому. Подобно Моисею, он уверен, что не сможет послужить целям Промысла. Ведь ему нужно говорить вещи, которые вызовут протесты и даже ярость. Только надежда на помощь свыше помогает Иеремии преодолеть страх. Здесь мы снова видим одну из важнейших особенностей профетизма. Человек служит Богу не как бездумное орудие, а как свободное существо, избирающее путь Божий во имя любви и послушания.

Когда пророк появляется в Иерусалиме, он застает там борьбу со старыми суевериями, которые пытается искоренить царь Иосия. Иеремия со всей горячностью молодого сердца обрушивается на язычество, пустившее прочные корни при Манассии. Желая напомнить народу о его измене Моисееву Завету, пророк повторяет притчу Осии о неверной жене и притчу Исайи о винограднике:

Возвратитесь, дети-отступники,
говорит Господь,
потому что Я сочетался с вами.

Пророк недоумевает: неужели Господь обманул Иерусалим и впереди у него только гибель и разорение (Иер 4:10). И тогда он получает новое откровение, полное света и надежды. Придет время, когда люди обратятся к Богу и «все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (Иер 3:17). Тогда даже внешние символы богопочитания окажутся излишними, ибо Бог будет с людьми (ср. Откр 21:22):

Не будут говорить более: «Ковчег Завета Господня»; Он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. (Иер 3:16)

Но пока пророк должен продолжать свою борьбу. Нравственное состояние народа вызывает у него горькие размышления:

Походите по улицам Иерусалима,
и посмотрите, и разведайте,
И поищите на площадях его,
не найдете ли человека,
Нет ли соблюдающего правду,
ищущего истины?..
К кому мне говорить и кого увещевать,
чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
и они не могут слушать.
Вот, слово Господне у них в посмеянии,
оно неприятно им.
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
не могу держать ее в себе.

Иер 5:1
Иер 6:10-11

Иеремия, сочтя, что миссия его выполнена, вернулся в родной городок. Он утратил надежду на быстрое возвращение Израиля. Однако вскоре в Храме была найдена Книга Закона и царь Иосия приступил к реформам (см. §7).

Иеремия приветствовал начинания благочестивого монарха. Господь повелел взывать ему повсюду: «Слушайте слова завета сего!» (Иер 11:2). Но левиты Анафофа были против реформы. Она лишала их возможности служить при своих алтарях. Не смея подвергать нападкам царя, они обратили свою ненависть против Иеремии и, вероятно, даже покушались на его жизнь. В молитвах перед Богом изливал пророк свою скорбь. Он оказался в полном одиночестве. Он не имел семьи, был окружен недоверием и враждой.

Я, как кроткий агнец,
ведомый на заклание,
И не знал, что они составляют замыслы
против меня, говоря:
«Положим ядовитое дерево в пищу его
и отторгнем его от земли живых,
чтобы и имя его более не упоминалось».
Но, Господи Саваоф, Судия праведный,
испытующий сердца и утробы!
Дай увидеть мне мщение Твое над ними,
ибо Тебе вверил я дело мое.

Гибель царя Иосии в 609 году приостановила дело реформы. С этого момента начинается новый этап служения пр. Иеремии.

4. Проповедь пр. Иеремии между 608 и 597 годами. Преемником убитого царя-реформатора должен был стать его старший сын Елиаким, но народ отдал предпочтение князю Шалуму, который принял тронное имя Иохаз. Через три месяца его вызвал в свою ставку фараон Нехо II и объявил, что устанавливает контроль над Иудеей. Царь вынужден был повиноваться. Нехо оставил его у себя в качестве заложника, возведя на трон Иерусалима Елиакима. В знак подчинения Египту тот принял новое имя Иоаким (4 Цар 23:31-37).

Новый монарх не собирался продолжать дело отца. Религиозная жизнь пришла в упадок. Люди тешили себя надеждой, что Бог в любом случае спасет Иерусалим от врагов. И тогда Иеремия снова появился в столице, чтобы обличать народ. Он пришел к воротам Храма, когда там собрались толпы для участия в богослужении.

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, — начал он, — исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!» ...Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите, и становитесь пред лицем Моим в Доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости! Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших Дом сей, над которым наречено имя Мое»? (Иер 7:3-4:9-10).

Речь эта была воспринята как надругательство над национальной святыней. Особенно негодовали священники: «Ты должен умереть. Зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: Дом сей будет как Силом, и город сей опустеет?» (Иер 26:8-9).

Нашлись, однако, некоторые старейшины — очевидно, из числа приверженцев царя Иосии, — которые встали на защиту Иеремии. Они ссылались на то, что и прежде бывали пророки, которые предсказывали гибель Иерусалима, и их не карали за это. Тем не менее при дворе Иоакима было решено расправиться с Иеремией. Его спас один из царедворцев, сын Нафана, секретаря почившего монарха. Но пророк Урия, говоривший то же, что и Иеремия, был схвачен и казнен. Традиционное благочестие и патриотизм не могли мириться с такого рода «возмутителями».

Иеремия продолжал свои обличения, говоря теперь открыто против Иоакима. Подлинный «сын Давидов» лишь тот, кто исполняет веления Божии, а нарушитель закона теряет право быть «предводителем народа Божия»:

Думаешь ли ты быть царем,
потому что заключил себя в кедр?
Отец твой ел и пил,
но производил суд и правду,
и потому ему было хорошо.
Он разбирал дело бедного и нищего,
и потому ему было хорошо.
Не это ли значит знать Меня? — говорит Господь.
Но твои глаза и твое сердце обращены
только к твоей корысти
И к пролитию невинной крови,
к тому, чтобы делать притеснение и насилие!

Иер 22:15-17

Пророк был бы немедленно брошен к тюрьму, если б на столицу Иудеи не обрушились новые тревоги. В 605 году в битве при Кархемише Навуходоносор разгромил фараона, а вскоре венчался на царство в Вавилоне. Иерусалиму нужно было решать — сохранить ли верность Египту или перейти под власть халдеев.

Иеремия выступил снова с проповедью, в которой объявил Навуходоносора «бичом Божиим», посланным для вразумления Израиля. Он требовал, чтобы Иоаким подчинился халдейскому царю (Иер 25:1-17).

В декабре 604 года Навуходоносор предъявил Иоакиму ультиматум. И как раз в это время ученик пр. Иеремии Варух переписал его книгу пророчеств и публично прочел их в Храме (Иер 36). Об этом донесли царю. Он велел принести ему свиток и прочесть его. По мере того как царь выслушивал две-три строки, он брал из рук чтеца книгу, отрывал от нее часть и бросал в жаровню. Этим он хотел показать, что считает все пророчества Иеремии злокозненным бредом. Но пророк снова продиктовал Варуху пророчества, которые были еще более суровыми, чем прежние.

Иеремия был арестован в Храме, его в колодках поставили, как у позорного столба. Он видел, что стал ненавистен всем: его считали врагом отечества и хулителем Храма. Ему хотелось навсегда перестать проповедовать, вернуться домой и предоставить событиям идти своим путем. Но Господь побудил его стоять до конца. Душевное состояние пророка передает его псалом:

Ты влек меня, Господи,
и я увлечен,
Ты сильнее меня,
и превозмог;
И я каждый день в посмеянии,
всякий издевается надо мною.
Ибо лишь только начну говорить я,
кричу о насилии, вопию о разорении,
Потому что слово Господне обратилось в поношение мне
и в повседневное посмеяние.
И подумал я: «не буду я напоминать о Нем
и не буду более говорить во имя Его»;
Но был в сердце моем как бы горящий огонь,
заключенный в костях моих,
И я истомился, удерживая его,
и не мог.

Иер 20:7-9

В 601 году фараон на время стал одолевать Навуходоносора. Иоаким сразу же перешел на сторону Египта. Но, узнав об этом, халдеи послали свои войска в Иудею. Осенью 598 года Иоаким умер и престол перешел к его сыну Иехонии. В январе 597 года армия Навуходоносора уже стояла под Иерусалимом.

В марте восемнадцатилетний Иехония решил сдаться на милость победителя. Множество знатных иудеев во главе с царем было отправлено в Вавилон. На престоле в качестве наместника Иехонии халдеи утвердили его брата Маттанию, получившего имя Седекии. Время его царствования стало медленной агонией Иерусалима.

Вопросы для повторения

  1. В чем состоит значение пр. Иеремии в св. истории?
  2. Как создавалась его книга?
  3. На какие части она делится?
  4. В чем заключены основные черты богословия пр. Иеремии?
  5. Как и когда совершилось призвание пр. Иеремии?
  6. О чем проповедовал пр. Иеремия в начале служения?
  7. Как была встречена его проповедь?
  8. Как отнесся пр. Иеремия к реформам Иосии?
  9. Расскажите о проповеди Иеремии в Храме.
  10. Как понимал пророк призвание царя?
  11. При каких обстоятельствах был арестован пр. Иеремия?
  12. В чем заключалась трагедия его жизни?
  13. Кому подчинилась Иудея в 597 году?

Свя-той про-рок Иере-мия, один из че-ты-рех ве-ли-ких вет-хо-за-вет-ных про-ро-ков, сын свя-щен-ни-ка Хел-кии из го-ро-да Ана-фо-фа близ Иеру-са-ли-ма, жил за 600 лет до Рож-де-ства Хри-сто-ва при из-ра-иль-ском ца-ре Иосии и че-ты-рех его пре-ем-ни-ках. К про-ро-че-ско-му слу-же-нию был при-зван на 15 го-ду сво-ей жиз-ни, ко-гда Гос-подь от-крыл ему, что преж-де рож-де-ния Он опре-де-лил его быть про-ро-ком. Иере-мия от-ка-зы-вал-ся, ука-зы-вая на свою мо-ло-дость и неуме-ние го-во-рить, но Гос-подь обе-щал все-гда быть с ним и охра-нять его. Он кос-нул-ся уст из-бран-ни-ка и ска-зал: "Вот Я вла-гаю сло-ва Мои в уста твои, по-ру-чаю те-бе с се-го дня судь-бу на-ро-дов и царств. По тво-е-му про-ро-че-ско-му сло-ву они бу-дут па-дать и вос-ста-вать" (). С то-го вре-ме-ни два-дцать три го-да про-ро-че-ство-вал Иере-мия, об-ли-чая иуде-ев за от-ступ-ле-ние от Ис-тин-но-го Бо-га и по-кло-не-ние идо-лам, пред-ре-кая им бед-ствия и опу-сто-ши-тель-ную вой-ну. Он оста-нав-ли-вал-ся в во-ро-тах го-ро-да, у вхо-да в храм, всю-ду, где со-би-рал-ся на-род, и уве-ще-вал с угро-за-ми и неред-ко со сле-за-ми. Но лю-ди от-ве-ча-ли ему на-смеш-ка-ми, ру-га-тель-ства-ми и да-же по-ку-ша-лись его убить.

Изо-бра-жая пред-сто-я-щее иуде-ям раб-ство ца-рю ва-ви-лон-ско-му, Иере-мия по по-ве-ле-нию Бо-жию на-дел на свою шею сна-ча-ла де-ре-вян-ное, а по-том же-лез-ное яр-мо и так хо-дил сре-ди на-ро-да. Гне-ва-ясь на гроз-ные пред-ска-за-ния про-ро-ка, ста-рей-ши-ны иудей-ские бро-си-ли про-ро-ка Иере-мию в тем-нич-ный ров, на-пол-нен-ный зло-вон-ной ти-ной, где он ед-ва не умер. По пред-ста-тель-ству бо-го-бо-яз-нен-но-го ца-ре-двор-ца Ав-де-ме-ле-ха про-рок был из-вле-чен изо рва и не пе-ре-ста-вал про-ро-че-ство-вать, за что был по-са-жен в тем-ни-цу. При ца-ре иудей-ском Се-де-кии про-ро-че-ство его сбы-лось: при-шел На-ву-хо-до-но-сор, из-бил на-род, оста-ток увел в плен, а Иеру-са-лим раз-гра-бил и раз-ру-шил. На-ву-хо-до-но-сор осво-бо-дил про-ро-ка из тем-ни-цы и поз-во-лил ему жить, где по-же-ла-ет. Про-рок же остал-ся на раз-ва-ли-нах Иеру-са-ли-ма и опла-ки-вал бед-ствия сво-е-го оте-че-ства. По пре-да-нию, про-рок Иере-мия взял ков-чег За-ве-та со скри-жа-ля-ми и скрыл его в од-ной из пе-щер го-ры На-ваф, так что иудеи бо-лее не мог-ли его най-ти (). Впо-след-ствии был сде-лан но-вый Ков-чег За-ве-та, но он уже не имел сла-вы пер-во-го.

Сре-ди остав-ших-ся в сво-ем оте-че-стве иуде-ев вско-ре воз-ник-ли меж-до-усоб-ные столк-но-ве-ния: на-мест-ник На-ву-хо-до-но-со-ра Го-до-лия был убит, и иудеи, бо-ясь гне-ва ва-ви-лон-ско-го, ре-ши-ли бе-жать в Еги-пет. Про-рок Иере-мия от-кло-нял их от это-го на-ме-ре-ния, пред-ска-зы-вая, что ка-ра, ко-то-рой они бо-ят-ся, на-стигнет их и в Егип-те. Но иудеи не по-слу-ша-лись про-ро-ка и, взяв его на-силь-но с со-бой, ушли в Еги-пет и по-се-ли-лись в го-ро-де Таф-ни-се. Там про-рок жил че-ты-ре го-да и был по-чи-та-ем егип-тя-на-ми, так как умерт-вил сво-ею мо-лит-вою кро-ко-ди-лов и про-чих га-дов, на-пол-няв-ших те ме-ста. Ко-гда же он стал пред-ска-зы-вать, что царь ва-ви-лон-ский опу-сто-шит зем-лю еги-пет-скую и уни-что-жит по-се-лив-ших-ся в ней иуде-ев, то иудеи уби-ли про-ро-ка Иере-мию. В том же го-ду пред-ска-за-ние свя-то-го ис-пол-ни-лось. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, что через 250 лет Алек-сандр Ма-ке-дон-ский пе-ре-нес мо-щи свя-то-го про-ро-ка Иере-мии в го-род Алек-сан-дрию.

Про-рок Иере-мия на-пи-сал кни-гу "Про-ро-честв", кни-гу "Плач" о раз-ру-ше-нии Иеру-са-ли-ма и По-сла-ние. О вре-ме-нах, ко-гда он жил и про-ро-че-ство-вал, го-во-рит-ся в 4-й Кни-ге Царств (23, 24, 25), во 2-й Кни-ге Па-ра-ли-по-ме-нон () и во 2-й Кни-ге Мак-ка-ве-ев (). В Еван-ге-лии от Мат-фея ука-за-но, что пре-да-тель-ство Иуды пред-ска-за-но про-ро-ком Иере-ми-ей: "И взя-ли трид-цать среб-рен-и-ков, це-ну Оце-нен-но-го, Ко-то-ро-го оце-ни-ли сы-ны Из-ра-и-ля, и да-ли их за зем-лю гор-шеч-ни-ка, как ска-зал мне Гос-подь" ().

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Святого пророка Иеремию считают ветхозаветным предтечей Христа, обладающим даром свыше предвидеть и провозглашать грядущие события. И поведал ему Господь многое из будущего, в особенности святой описал разделение Библии (Священного писания) на две книги: Ветхий и Новый завет.

Входит в четверку главных пророков, которые почитаются православными и католическими канонами, пророк Иеремия. Что означает имя святого? В переводе с древнеиудейского имя Иеремия обозначает «Господь возвеличит». Его имя знаковое среди верующих, как величайшего святого, который проявил все мужество и усердие, чтобы отвратить свой народ от погибели и изгнания с родной земли.

Предзнаменования для Иерусалима

В суровое время жил пророк Иеремия. Биография его будет поведана читателю в статье.

Предзнаменования гласили, что пойдут на Иерусалим все племена северных царств, поставят свои троны на входе в город, а также вокруг его стен. Рухнул величественный град из-за неверия жителей, отвернувшихся от поклонения Богу. Иеремия пытался удержать надвигающуюся трагедию. Он безостановочно проводил время в молитвах Богу, взывал его о прощении любимого народа, орошал горькими слезами землю, которую ожидала кровавая участь.

Пророк бродил по улицам родного города, останавливал богатых и бедных, чтобы отвратить от греховных действий хотя бы одного человека. Иеремия одинаково бесстрашно мог войти в царские хоромы или в горшечную мастерскую, чтобы провозгласить волю Яхве. Его любовь к своему городу и народу не нашла отклика в сердцах сограждан, его считали изгоем и изменщиком, предателем и шпионом. Он решил разделить участь своего изгнанного народа, а не оставаться на попечении язычников. И в самом конце он упал поверженный под ударами своего народа, которому служил всю жизнь. Это был великий человек и пророк Божий - святой праведник Иеремия.

Биографические данные

Когда жил пророк Иеремия? Житие его относят к 650 году до Рождества Христова. Пророк Иеремия родился в семье священника Хелкии в городе Анафофе недалеко от Иерусалима на 13-м году правления иудейского царя Иосии. Символом вестей Иеремии служил образ его собственной жизни: безысходность, тоска, неотвратимость Божьей кары за содеянные грехи. Семь царей Иудеи пережил пророк, хотя служение больше всего пришлось на годы правления царей Иоаса, Иоакима, Иехонии и Седекии.

Пророческий дар открылся ему совершенно неожиданно в юном возрасте. И было Иеремии всего 15 лет, когда явился к нему Господь и прикоснулся к его губам, пообещал свое покровительство и помощь. Юноша испугался и отказывался от тяжелой миссии, но ему пришлось со смирением принять свою участь, предопределенную ему еще с рождения. Первое откровение от Господа звучало о том, что будут царства появляться одно за другим и так же вскорости погибать.

С этого пророчества и началась нелегкая судьба Иеремии, которого впоследствии назовут «плачущим пророком». Для изображения горестных стенаний и жалоб придумали термин «иеремиада». Он никак не мог добиться успеха на поприще проповедования, поэтому горько взывал к Яхве, что поставленная задача слишком тяжела для него, и все над ним смеются и издеваются над его речами.

В самом начале деятельности Иеремия стал на сторону царя Иосии, который желал восстановить культ поклонения Яхве. Он на некоторое время отказался от предзнаменований, ведь считал свою миссию бесполезной. Хотя со временем понял, что только он может спасти народ израильский от трагической судьбы, грозившей изгнанием и бесславием.

Как изображает святого икона?

Пророк Иеремия на иконах изображен не белобородым стариком, а мужчиной средних лет. У него могучее телосложение, темные волосы, округлая недлинная борода, которая подчеркивает правильные пропорции лица. Правая ладонь сложена в перстосложении, а в левой находится свиток. В свитках можно прочесть слова пророка Варуха, который был писцом и другом пророка. Именно Варух занимался записью предзнаменований пророка, когда тот находился в темнице. Если сравнивать с другими пророками (Исаей, Иезекилем и Малахием), он производит впечатление могучего воина с целеустремленным взглядом, которому пришлось пройти ряд испытаний и не сломаться под ударами судьбы.

Миссия: провозглашение бедствий

Иеремия всю жизнь нес нелегкую миссию, ведь ему следовало наследовать дело отца, служить при храме, жениться и заниматься воспитанием детей. Но Господь предопределил ему иное служение, обозначающее отречение от себя, от своих желаний, от жизни в комфортных условиях. Самой тяжелой жертвой для Иеремии стало предрекать бедствия родному народу. Вместо слов о радости и блаженстве он вынужден был пророчествовать о разрушении, рабстве и погибели. Господь призвал его проповедовать в Иерусалиме, чтобы люди обратили взоры к истинному богу.

Ветхозаветный пророк старался везде доносить вести до людей, поэтому проповедовал везде, где только имел малейшую возможность. И видели плачущего пророка у городских ворот, и в храме, и в долине сынов Енномовых, и в тюрьме. У него был секретарь Варух, записывающий проповеди и откровения, а после в письменном виде отсылающий их старейшинам Иудеи.

Проповеди Иеремии не находили отклика в сердцах людей, хотя они с пугающей быстротой сбывались. Народ не желал слушать трагические новости, святого даже называли изменником веры. Священник Пасхор решил разобраться с пророком: ударил его и заключил в колоду, чтобы прекратить разговоры о тяжкой судьбе народа израильского.

О чем предсказания Иеремии

Главной идеей предсказаний Иеремии было подчинение новому государству Вавилонии, которое быстро росло и набирало военную силу. Святой предлагал правителям и знатным гражданам отказаться от Египта, чтобы не навлечь страшные наказания на Иудею. Никто не желал внять его словам. Перешептывались, что он на самом деле является вавилонским шпионом, поэтому пытается внести смуту. В те времена Египет был сильнейшим государством, а Вавилония только начинала развитие, поэтому никто не видел от нее никакой опасности. Выступления Иеремии вызывали раздражения у соплеменников, настраивали их против его же самого.

Ужасное пророчество

Взывали к народу о подчинении Богу, чтобы не навлечь кару небесную, многие библейские пророки. Иеремия не был первым святым на этом поприще. На троне Иудеи после Иохала появляется Иоаким, который поклялся в вечном сотрудничестве Египту. Во времена правления этого царя для пророка наступили черные времена. Святой посещает Иерусалим, где вещает о том, что если люди немедленно не вернуться к Божьим заповедям и не смирятся, повернув взгляды к Вавилонии, то в городе появятся чужаки, а все население окажется в рабстве на 70 лет.

Ветхозаветный пророк гласит о неминуемом горе - уничтожении Иерусалимского храма, главной еврейской святыни. Среди священников такие слова произвели ропот недовольства. Его схватили и предоставили на судилище знати и народа, требовавших немедленной казни. Иеремии удалось спастись. Вот уже скоро его отведут на казнь, но в трудную минуту его выручили друг Ахикам и другие князья.

Пророчества сбываются

Несмотря на постоянные лишения и унижения, пророк чувствовал, что его слова нужны народу. Власть в Ассирии постепенно ослаблялась, но чувствовать спокойствие перед угрозой вторжения других государств было слишком рано. Политики считали Вавилон несерьезным противником, искали поддержки в Египте, а позже в Ассирии.

Египетские правители решили стравить два государства: они предложили Иудее выступить против Навуходоносора, перестать выплачивать ему дань. Это послужило началом карательной операции вавилонского царя, собравшего огромную армию, призванную стереть с лица земли непокорных иудеев. Все эти события предсказывал Иеремия: кровавая война и уничтожение родной страны. В то время считать это пророчеством было не совсем правильно, все предшествующие события не предсказывали хорошего исхода при правлении недальновидных царей. Для любого гражданина было очевидным - отказ платить дань Вавилону повлечет за собой кровавую расплату.

Пророк Иеремия критиковал заключение политических союзов, подверг осуждению решение отказаться от платы дани. Он говорил о неминуемом наказании, падении Иерусалима и разрушении храмов. За это его обвинили в богоотступничестве и предательстве. Ведь Яхве обещал защиту своего народа, а пророк сомневается в божьих словах. Иеремия не успокоился, решил написать послание царю Иоакиму. Правителю зачитали грозное послание, но он разорвал его и сжег. Иеремия пишет очередное послание вместе с помощником Варухом, наполнив свиток новыми пророчествами и угрозами.

Лишения Иеремии: наказание за пророчества

Даже самые близкие люди отказались от родства с ним, а соседи замыслили его убить. Народ два раза требовал у властей казнить его. Среди древних иудеев он произносил пророчества в течение 23 лет, за это время изобличал их грехи, отступничество от истинного Бога, предсказывал несчастья и горе. Все обходили его стороной, подвергали насмешкам и гонениям. Иеремия решил продемонстрировать слова буквально, он желал поведать о необратимости покорения Вавилонским царством. Его поступки были полны символизма, но они подчеркивали неправильное направление политики царей, наступление ужасной катастрофы.

Яхве повелел ему взять глиняный кувшин и разбить его. Разлетелись в стороны тысячи осколков, что свидетельствовало о разрозненности народа израильского по всему миру. В следующий раз пророк получил наставление от бога взять льняной пояс и отнести к речке Евфрат, чтобы спрятать в расщелины скалы. Со временем пояс полностью сгнил, это предрекало подобную участь иудеям. Иеремия надевает на шею деревянное ярмо и появляется перед царем Седекией, чтобы подчеркнуть рабское будущее соотечественников. Слуги снимают с шеи пророка ярмо, но тот не успокаивается - надевает железное ярмо и снова является к царю.

Тяжелая судьба пророка

Чтобы он перестал пророчествовать, его бросают в темницу, а позже пытаются утопить в тине крепостного рва. Сейчас нельзя судить: сбылось ли пророчество или правители вели неправильные переговоры, но для Иудеи настали тяжелые времена. Вавилоняне действительно отправились войной на родину Иеремии. Армия вавилонского царя Навуходоносора смела с лица земли иудейское царство, покорила местных жителей и угнала их в рабство. Сам Навуходоносор проявил жалость к Иеремии, освободил его из заключения и дал личное разрешение проповедовать, где только святой пожелает.

Во времена осады Иерусалима пророк с грустью говорил о наступлении суда Яхве. Также он сказал, что это не конец, наступят светлые времена, когда Бог подарит благословение народу израильскому. В то благодатное время все законы будут написаны не на скрижалях, а в сердцах верующих людей.

Иудейская администрация решила сбросить гнет вавилонян, последовал бунт и попытка скрыться у союзника, то есть у фараона Египта. К тому времени пророк успел написать знаменитый труд «Плач Иеремии» - произведение в стихах, где описывается судьба иудейского народа и разрушение величественного Иерусалима. Он успел спрятать в тайнике Ковчег Завета и Скрижали, чтобы они не достались на растерзание врагам. Иудеи бежали, но вместе с собой взяли и Иеремию, хотя он неустанно предрекал кары на головы египтян.

Вынужденное бегство

Пророк поселился в городе Тафнисе, где прожил около 4 лет. При нем в Ниле вымерли все крокодилы, чему население Египта очень обрадовалось. Тяжела судьба пророка - все его предсказания сбылись и на новом месте жительства. Это уже послужило последней каплей терпения для иудеев - они убивают Иеремию, чтобы предотвратить очередные несчастья. Другие народы относились с почитанием к своим пророкам, а тех, чьи предостережения имели свойство сбываться, возносили в ранг святых. После убийства иудеи опомнились, по египетским канонам мощи пророка решили сохранить. Прошло 250 лет после смерти Иеремии, и Египет был завоеван Александром Македонским, который перенес мощи пророка в свою столицу Александрию.

Послание потомкам

Очень почитается христианами пророк Иеремия. Библия содержит написанное им произведение. В священной книге описано пять песней. Название им "Плач Иеремии". Первая, вторая и четвертая песни включают в себя по 22 стиха, каждый начинается на букву еврейского алфавита в строгой последовательности. В третьей песне - 66 стиха, разделенных на три группы, в пятой песне тоже 22 стиха, но они не упорядочены по алфавиту.

Первая песнь плача рассказывает о горькой участи иудейского народа, о его пленении вавилонянами и погибели Сиона. Во второй песне Иеремия пытается анализировать случившуюся трагедию, он считает это карой Господа за грехи. В третей песне пророк скорбит о своем народе, который не внял его словам, за что и был наказан. Четвертая песня уже более спокойная: пророк осознает неисправимую вину перед лицом Бога. В пятой песне слова наполнены скорбью и успокоением, надеждой на светлое будущее.

Толкование на книгу пророка Иеремии - это тернистый путь смирения после разгрома Сиона. Главенствующей мыслью является наказание Господа, направленного на его народ. В жалобах книги этот гнев описывается как справедливое возмездие, ввиду того, что царство Иудейское погрязло в несмываемых грехах.

Книга пророка Иеремии не содержит недоумения или растерянности перед наказанием, как в Книге Иова. Здесь находится подтверждение слов других пророков, которые задолго предрекали наступление дня расплаты. Хотя параллельно с пониманием Божьего гнева идет эмоциональное неприятие такого наказания. Иеремия пытается понять, не слишком ли велика цена за грехи? Пройдя через все страдания и метания, автор находит в себе мужество согласиться с Божьей волей. Книга пророка Иеремии отображает абсолютную веру в Господа, надежду на искупление, скорое наступление радостной будущности для гонимого народа Иудеи.

И относится к 13-му году царствования Иосии . В это время Иеремии было 25 лет. Его учеником и писцом был пророк Варух . Благочестивый царь решил очистить свою землю от язычества в любом его проявлении, истреблял капища Ваала и Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. Иеремия в это время был ещё молодым человеком (Иер. ), но, призванный на высшее пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политические смуты. Иудейские цари , вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена. Народ не верил пророчествам Иеремии, и сам пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и темничному заключению (598 г до н.э.). Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведён в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, Иеремия был уведён мятежниками в Египет , где и скончался. Об обстоятельствах его смерти нет достоверных данных. Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Мф. ). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием «Книга пророка Иеремии» . Слог её несколько уступает классическому изяществу стиля Исайи ; местами встречаются резкие и колкие слова, но в его словах слышен сам вопль Всемогущего о грехе Его народа. Пророк обличал как царей, так и толпу; отсюда резкие переходы в его стиле. Книга Иеремии состоит из 52 глав; каноническая подлинность её никогда не подвергалась серьёзным сомнениям, хотя и были попытки набросить тень на некоторые главы, особенно ввиду несогласия греческого текста с еврейским.

Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима, Рембрандт Харменс ван Рейн

Иеремии принадлежит также книга под названием «Плач Иеремии» : это сборник плачевных песен пророка над развалинами Иерусалима. Хотя в подлиннике и не значится имени автора, но весь стиль и тон книги указывают на Иеремию, что подтверждает и предание. Книга состоит из пяти глав, соответствующих пяти песням. Стиль её носит на себе печать некоторой искусственности; первые четыре песни состоят каждая из 22 строф, причём каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита. Пятая песнь также состоит из 22 строф, но не в алфавитном порядке. Книга эта читается евреями в синагогах, в 9-й день месяца ава - в воспоминание ужасов разрушения храма и Иерусалима. Й. также приписывается особое «Послание к вавилонским пленникам»; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого.

Иеремия и Второзаконие

Исследователь Библии Барух Халперн (en:Baruch Halpern) предположил, что Иеремия - это и есть автор Второзакония . Основным аргументом является сходство языка: Второзаконие и книга Иеремии близки по стилю, используют одни и те же устойчивые выражения. Например, во Второзаконии много раз встречаются инструкции о том, как надо и как не надо поступать с самыми обездоленными социальными группами: «Вдова, сирота, пришелец» (Втор 10:18, 14:29, 16:11, 16:14, 24:17, 24:19-21, 26:12-13, 27:19), такие же инструкции по отношению к тем же группам дает Иеремия (Иер 7:6, 22:3). Это тройное сочетание - вдова, сирота, пришелец - используется во Второзаконии и в книге Иеремии - и больше нигде в Библии. Есть и другие примеры одинаковых или очень близких выражений, которые встречаются только во Второзаконии и книге Иеремии: например выражение «Воинство небесное» (в значениие «звезды») (Втор 4:19, 17:3, Иер 17:2, 19:17), «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» (Втор 10:16, Иер 4:4), «Господь вывел вас из печи железной, из Египта» (Иер 11:4 Втор 4:20) «всем сердцем и всей душой». (Втор 4:29 10:12; 11:13; 13:4, Иер 32:41).

Есть и другие, косвенные признаки. Например, есть основания полагать, что и автор Второзакония, и Иеремия имеют отношения к жрецам Силома. Второзаконие выглядит написанным в интересах жрецов Силома. А Иеремия - единственный пророк Библии, который вообще упоминает Силом. Причем, он называет Силом «местом где Я [Бог] прежде назначил пребывать имени Моему», а во Второзаконии этими словами обозначается единственное законное место жертвоприношений. Причем, последний законный жрец Силома, Эвиатар был выслан Соломоном в Анатот, а Анатот - это родина Иеремии. Кроме того, Иеремия - единственный пророк, который упоминает о Самуиле, более того - он ставит его рядом с Моисеем, как равнозначные величины (Иер 15:1), а деятельность Самуила связана с Силомом.

Кроме того, в первом стихе книги Иеремии сказано, что Иеремия был сыном Хелкии, а Хелкия - это тот самый жрец, который «нашел» Второзаконие во время ремонта Храма. Случайное совпадение имен тут маловероятно, так как в исторических книгах Библии и в книгах ранних пророков другого человека по имени Хелкия не встречается (хотя встречается в некоторых позних книгах - Неемии, 2 Ездры, Даниила)

В новейшей литературе:

  • Keil, «Prophet J.»; Scholz, «Commentar zum Buche d. Proph. J.» (1880);
  • Schneedorfer, «Das Weissagungsbuch des J.» (1883).
  • И. С. Якимов, в «Христ. Чт.» (1879 и отд.)
  • А. Бухарев, «Прор. И.» (М., 1864).
  • А. Мень, История религии. т. 5. "Вестники Царства Божьего". (Изд. "Слово", 1992)

См. также

Ссылки

  • Иеремия - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • «Пророчества Иеремии в историческом контексте» - обзорно-аналитическая статья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иеремия (пророк)" в других словарях:

    ИЕРЕМИЯ, древнееврейский пророк 7 нач. 6 вв. до н. э., второй из четырех великих библейских пророков. Проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Варухом, составляют Книгу пророка Иеремии и Плач Иеремии. К неканоническим… … Энциклопедический словарь

    - (Иер.1:1 , Мат.2:17 , Мат.16:14 и др.) второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Иеремия пророк - – имя это по еврейски, по мнению некоторых, обозначает Иегова отвергающий (Свой народ), родился в гор. Анафофе, находящемся на 6 7 вер. к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Иеремия, второй из четырех величайших пророков Библии, родился в местечке Анафофа, расположенном в 4 км от Иерусалима. Отец его был левитом, то есть потомственным священником. В последующем поступить на службу в храме должен был и Иеремия. Однако юноша выбрал для себя другой путь — стал пророком.

Предначертание

Согласно легенде, пророк Иеремия, биография которого вкратце будет представлена ниже, вступил на путь благочестия по велению самого Господа. По легенде, впервые Иегова явился ему в 15 лет. Господь сообщил юноше о том, что выбрал его в пророки еще до его рождения. Сначала Иеремия отказывался от предложения Бога, ссылаясь, в первую очередь, на свое косноязычие. Тогда Господь коснулся его уст и сказал: «Вот, я вложил Мои слова в твои уста». После этого юноша принял дар пророка и нес его на протяжении 40 лет своей жизни.

Проповеди и наставления

Первая встреча Господа с Иеремией произошла примерно в 626 году до нашей эры, на тринадцатом году правления праведного царя Иосии. Иерусалим уже тогда был очень большим городом, и в там действовал огромный храм, в котором на праздники собиралось огромное количество исповедующих иудейскую веру.

По всей видимости, именно в этом большом культовом здании, от которого в наши дни ничего не осталось, и проповедовал Иеремия. Пророк (фото горы, на которой когда-то находился можно видеть выше), судя по имеющимся сведениям, возвещал слово Божье также на площадях, во вратах и даже в доме царя. В отличие от разного рода лжепророков, проповедовавших в те времена в Иерусалиме, Иеремия не обнадеживал и не хвалил еврейский народ. Наоборот, он яростно обличал его неправедность и прегрешения. Первосвященников он упрекал в лицемерии, заявляя о том, что, поскольку в их сердцах нет искренней веры в Бога, то и проводимые ими пышные дорогие обряды являются пустой тратой времени. Обличал пророк и толпу, обвиняя ее в идолопоклонстве. В те времена многие евреи занимались тем, что вырезали из дерева и камня фигурки чужих богов и молились им, а также приносили жертвы.

Враждебное отношение соотечественников

Иеремия — пророк, а этот титул в Иудее всегда считался очень высоким. Таких людей обычно слушались и почитали. Однако, несмотря на это, отношение к святому из-за его несговорчивости и строгости в Иерусалиме было не слишком хорошим. Ведь мало кому понравится, что его постоянно в чем-либо обличают и обвиняют в полном безверии. Помимо всего прочего, пророк Иеремия предрекал еще и скорый закат Иерусалима в том случае, если евреи не покаются и не обратятся к богу. Это, конечно же, также вызывало к нему враждебность знати и толпы.

В конце концов от пророка отказалась даже его семья. Однако всю свою жизнь он, по всей видимости, провел не в самом Иерусалиме или где-нибудь еще, а в родном городе — Анафофе. Это местечко, кстати, сохранилось и до наших дней. Ныне оно называется Аната. Сограждане как в Анафофе, так и в Иерусалиме, ненавидели Иеремию и смеялись над ним, спрашивая: «Где Слово Господне? Когда оно придет к нам?».

Праведные правители

Смерть благочестивого царя Иосии стала настоящим ударом для святого, предвидевшего наступление смутных времен. В честь этого события пророк Иеремия, житие которого может быть примером как для верующих иудеев, так и христиан, даже написал особую песнь-плач. И действительно, в последующем страной правил не слишком благочестивый и умный царь. Правда, после Иосии на трон взошел также довольно-таки добрый и богопослушный Иохаз. Однако царствовал он, к сожалению, недолго - всего три месяца. Иохаз был младшим сыном умершего Иосии и взошел на трон в обход своего старшего брата Иоакима. Исторически известно о том, что он порвал отношения с фараоном Египта Нехо Вторым из-за поражения последнего под вавилонским городом Харраном. Разозлившись на это, вероломный правитель вызвал Иохаза в свою ставку в городе Рибле, якобы для переговоров, но пленил его и отправил в Египет, где тот впоследствии и умер.

Об этом царе пророк Иеремия горевал еще больше, чем об Иосии, призывая в очередной своей песне евреев «жалеть не умершего, а того, кто больше никогда не вернется на родную землю».

Грозное пророчество

Подчиниться воле Бога евреям советовали многие Иеремия в этом плане исключением не является. После Иохаза на трон Иудеи взошел ставленник Нехо Второго Иоаким, поклявшийся быть верным вассалом Египта. Царствование этого правителя стало настоящим проклятьем для пророка Иеремии. Вскоре после его восшествия на престол святой пришел в Иерусалим и возвестил о том, что если евреи не покаются и подчинятся воле Бога, повернувшись к молодому, но быстро набирающему силы государству Вавилония, город вскорости будет захвачен чужеземцами, а его жители уведены в плен на 70 лет. Также пророк предрек разрушение главной святыни евреев — Иерусалимского храма. Разумеется, его слова вызвали особенное недовольство лжепророков и священников. Святой был схвачен и представлен на суд народа и знати, которые потребовали его смерти. Однако пророку все же удалось спастись. Помогли ему высокородный друг Ахикам и некоторые другие благорасположенные к нему князья.

Книга пророчеств и царь

Через некоторое время после этих неприятных событий ученик Иеремии Варух собрал все сделанные им пророчества в одну книгу и прочитал их перед народом в притворе Иерусалимского храма. Прослышав об этом, царь Иоаким пожелал самолично ознакомиться с этими записями. После того как он их прочел, на голову пророка обрушился страшный гнев. Очевидцы-царедворцы рассказывали, что правитель самолично отрезал от свитка с записями предсказаний Иеремии куски и сжигал их в огне стоящей перед ним жаровни до тех пор, пока не уничтожил книгу полностью.

После этого жизнь пророка Иеремии стала особенно тяжелой. Ему и его ученику Варуху пришлось скрыться от гнева Иоакима в тайном убежище. Однако здесь святые не теряли времени зря и воссоздали утраченную книгу, прибавив к ней и другие пророчества.

Смысл предсказаний Иеремии

Таким образом, Иеремия — пророк, главной мыслью всех предсказаний которого было то, что евреи должны подчиниться молодому тогда, но быстро набирающему силы государству Вавилония. Святой призывал знать и правителя отвернуться от Египта и не навлекать на Иудею страшных несчастий. Разумеется, ему никто не верил. Многие считали его даже шпионом Вавилонии. Ведь Египет был сильнейшим в те времена государством, и никто даже предположить не мог, что какая-то молодая страна станет причиной бедствий его вассалов. Призывы Иеремии лишь раздражали евреев и настраивали против него самого же.

Падение Иудеи

Уничтожение свитка с неприятными для него предсказаниями неправедному царю Иоакиму, проводившему все свое время в необузданных увеселениях, не помогло. В 605 г. до н. э. в битве при Каркемише молодой вавилонский правитель Навуходоносор нанес сокрушительное поражение египетским войскам. Иудеи, не прислушавшиеся к словам Иеремии, разумеется, участвовали в этом сражении как вассалы Нехо Второго.

Когда Навуходоносор подошел к стенам Иерусалима, царю Иоакиму пришлось откупаться от него частью храмовых сокровищ и отдать в заложники сыновей многих знатных людей Иудеи. После того как вавилоняне ушли, неправедный правитель продолжил свою беспечную жизнь.

В 601 г. до н. э. Навуходоносор предпринял еще один поход против Египта. Однако Нехо Второму на этот раз удалось дать ему отпор. Царь Иудеи Иоаким воспользовался этим для того, чтобы окончательно порвать с Вавилонией. Оскорбленный Навуходоносор, к тому времени уже подчинивший себе Аммон и Моав, двинулся на Иерусалим. В 598 г. до н. э. город был им взят, его правитель убит, а храм - разрушен. Пророчество Иеремии сбылось. Как он и предсказывал, в плену угнанные в Вавилонию евреи в последующем провели 70 лет.

Иеремия — пророк, который, как уже упоминалось, жил всего в нескольких километрах от стен Иерусалима и многие годы имел возможность любоваться его величественными очертаниями. Картины разрушенного города и храма глубоко поразили его. Всю свою боль и печаль пророк выразил в особом поэтическом тексте. Последний официально включен в Библию и носит название «Плач Иеремии».

Смерть пророка

Что случилось с Иеремией после взятия Навуходоносором Иерусалима, доподлинно не известно. Согласно имеющимся данным, царь Вавилонии великодушно позволил святому остаться на родине. Назначенный им наместник Иудеи Годолия даже благоволил пророку и всячески его защищал. Однако после смерти этого губернатора враги Иеремии насильно увели его в Египет. Считается, что в этой стране разозленные иудеи из мщения умертвили святого, побив его камнями.

Отношение к пророку в других религиях

Христианство оценивает Иеремию как второго из главных пророков Библии и при этом почитает как святого. Примерно такое же отношение существует к нему и в иудаизме. Евреи также считают его вторым по важности великим пророком, но при этом к святым не относят. Пророк Иеремия в исламе особенно не почитается. В Коране он не упомянут. Однако, как и многие другие народы, мусульмане знают о нем и почитают за пророка

Кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ

Предсказания Иеремии, таким образом, по большей мере связаны с происходившими во времена его жизни политическими событиями. Однако и нравственной стороне в его проповедях и наставлениях уделено много внимания. Пророк искренне считал, что избежать грядущих несчастий можно, лишь покаявшись и покорившись воле Бога.

Еврейский народ он уподобляет отступнику, который не ведает, что творит. Всех отказавшихся от веры предков иудеев того времени Иеремия сравнивает с вязанкой дров, которая вспыхнет и сгорит от одного только слова Божия.

Еврейскому народу пророк, несмотря ни на что, отводит особую роль богоизбранного. Однако при этом он сравнивает его не только с вязанкой дров, готовых вот-вот загореться, но и с глиняным горшком. Об этом говорит произошедший с пророком знаменательный случай. Однажды он, проходя по улицам Иерусалима, подошел к горшечнику, взял у него один из горшков и разбил его о землю, пророчествуя о скорой гибели Иудеи и сравнивая ее с этим непрочным сосудом.

Предсказания Иеремии сегодня

Таким образом, мы с вами выяснили, о чем проповедовал пророк Иеремия. Прежде всего пророк призывал забыть о гордыне и приблизиться к Богу. В настоящее время он является одним из самых почитаемых святых, в том числе и в христианстве. История его жизни и сделанные им предсказания изложены в «Книге пророка Иеремии», найти и прочитать которую при желании будет несложно.

«Плач Иеремии»

Иеремия — пророк, христианами особенно почитаемый. Его произведение, известное как «Плач Иеремии», как уже упоминалось, является частью Библии. Эта священная книга содержит всего пять песней. В первой, второй и четвертой по 22 стиха, каждый из которых начинается и обозначен буквой еврейского алфавита по порядку. Третья песнь содержит в себе 66 стихов, разбитых на три группы. Стихи в них также начинаются с идущих по порядку букв Пятая песня также состоит из 22 стихов, но в данном случае буквенной нумерацией они не упорядочены.

Иеремия (пророк), годы жизни которого прошли в Анафофе и Иерусалиме, в первой песне «Плача» с огромной скорбью рассказывает об отведении иудеев в Вавилонский плен и гибели Сиона. Во второй пророк анализирует произошедшее, называя случившееся со страной несчастье заслуженной карой Божьей. Третья песнь представляет собой проявление наивысшей скорби святого. Лишь под конец этой части пророк выражает надежду на милость Божью. В четвертой части «Плача» пророк умеряет горечь скорби по погибшему городу осознанием собственной вины перед Господом. В пятой песне святой достигает полного успокоения, принимает случившееся как данность и выражает надежду на лучшее.

Таким образом, вы теперь знаете, кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ и о чем он проповедовал. Этот древний библейский святой жил в смутные тяжелые времена, но, несмотря на это и на горести, постигшие его лично и всю Иудею в целом, остался верным Богу своих предков. А потому может служить примером для всех христиан и иудеев.

Поделиться: