Празднование Казанской иконе Божией Матери. Справка. Казанская икона. В чем помогает Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Богородицы - самый почитаемый святой образ среди русских православных верующих. Эта икона считается символом благословления русского народа, после всех чудесных появлений ее в истории страны наступали благополучные времена, заканчивалась смута. Именно этой иконой среди православных христиан принято благословлять новобрачных. Считается, что этот образ указывает правильный путь, помогает обрести веру, чтобы выйти из тяжелых жизненных ситуаций.

Также крестные дарят крестникам, чтобы этот лик оберегал дитя и напутствовал по жизни.

Казанский образ Богородицы - это напоминание о высшем благословлении, милостыне и заступничестве Высших сил за нашу землю и нашу страну. Этой иконе посвящено строительство многих соборов, самые большие и чтимые - это на московской Красной площади, Кафедральный собор в Петербурге и Благовещенский в Казани.

Беспримерное почтение святого образа Богоматери привело к тому, что церковный праздник Казанской иконы Божией Матери верующие в православье празднуют не раз в году, а дважды: 21 июля и 4 ноября .

История чудесного явления иконы Матери Богородицы

До сих пор существуют разные гипотезы о происхождении Казанской иконы. Самой же распространённой в истории религии считается версия обретения иконы в 1579 г, (старый стиль исчисления) в Казани. Незадолго до этого чуда в городе бушевал масштабный пожар, уничтоживший половину его строений и множество людей. Маленькой девочке Матрене приснился сон, в котором Матерь Божия обращается к ней с призывом отыскать в сгоревшем дому уцелевшую икону. Этот сон явился девочке трижды, только на третье утро родители поверили девочке, и мать повела ее к тому месту, где во сне Богородица говорила Матрене отыскать икону. Икону, целую и невредимую, откопали и отправились показать святыню в ближайший храм. Новость о чудесном появлении святыни разлетелась быстро, вскоре архиепископ Иеремия поместил икону в храме святителя Николая. После этого около иконы отслужили молебен и перенесли ее в Благовещенский собор, который воздвиг Иоанн Грозный. В колонне Крестного хода, когда переносили икону, в процессии были двое слепых (Иосиф и Никита), которые после этого начали видеть. Стало абсолютно ясно, что это чудотворная икона. Было решено построить Казанский женский монастырь на том месте, где она была найдена. Девочка Матрена, которая увидела чудесную икону во сне, и ее мама приняли в новом соборе одними из первых.

Именно день чудесного явления иконы из земли и пепла, 21 июля , сегодня является первым летним Иконы Казанской Божьей Матери.

Чтобы поклониться чудотворной иконе, попросить у нее исцеления или направления в делах, в Казань начали съезжаться много людей. Вести о ней разлетелись очень быстро. Постепенно появилось большое количество списков с образа, которые распространились по всей стране. Списки и копии иконы также обладали чудотворной силой.

История утраты Казанской иконы

Если появление иконы было внезапным чудесным озарением, которое сплотило людей, пострадавших после пожара, подарило им надежду и уверенность в Божьем заступничестве, то пропажа иконы произошла по очень будничной и низкой причине - краже. Это случилось ночью на 29 июля (по старому стилю) 1904 года. Вор запер сторожа в подвале, похитил икону и деньги из сундука с пожертвованиями и сбежал, пока монахи спали после длинной вечерней службы. Дело в том, что Казанский образ Богоматери был очень почитаемым. В построенном каменном храме, где была помещена икона, каждый день ей молились сотни верующих. Священники приняли решение облагородить икону. Еще в 1676 году икону взялись украсить золотом и поместить в новый ларец. Икону украсили щедро: крупные бриллианты, золото, жемчуг, более 2 тыс. драгоценных камней. Они-то и привлекли преступника.

Расследование по краже иконы провели, но ни вора, ни святыню отыскать не удалось. Этого не было доказано, но в некоторых отчетах говорилось, будто грабители не верили в чудотворность иконы. Они сняли с образа всю позолоту и драгоценности, а саму икону сожгли, чтобы доказать, что ограбление не было святотатством, а икона ничуть не являлась неопалимой. Частично противоречит этому тот факт, что сохранились сведения о нескольких случаях продажи драгоценной иконы, сильно похожей на Казанскую, в Европе в частные коллекции. Но установить оригинальность проданных образов не было возможности.

А вот доподлинно известным является другой печальный факт. Вскоре после пропажи иконы Казань, которая процветала почти два столетия и не была втянута ни в какие военные конфликты, потерпела поражение в войне с Японией 1905 года. Это событие положило начало новому смутному периоду в истории Казани и всей империи.

Даже после пропажи Святого образа история праздника Казанской иконы Божией Матери не прекратилась. Верующие поклонялись спискам оригинальной иконы и просили Богородицу проявить милость, направить на верный путь, исцелить душу и тело, даровать урожай, уберечь семьи от распада, а города от гибели.

Чудеса иконы Казанской Богоматери

Чудо у иконы Богоматери Казанской можно описать как «прозрение», физическое или духовное. Даже после первого явления иконы народу в Крестном ходе были исцелены от слепоты двое верующих. После этого к иконе привозили поклоняться слепцов, которые хотели исцелить свой недуг. Но икона также исцеляла людей от духовной слепоты. Первые крохи прозрения чудесный образ Богородицы посеял даже самим своим внезапным появлением.

Сегодня к иконе приходят помолиться те, кто не знает, каким путем лучше пойти, как поступить, те, кого терзают проблемы нелегкого выбора. Лучше всего прочитать молитву перед чудесным образом в праздник иконы Казанской, чтобы Божья Матерь подсказала, направила по правильному пути, оберегла от неверного выбора, подарила надежду.

С Казанской иконой связаны и масштабные исторические события, которые не обходились без чудесного вмешательства. К ним относятся и так называемые «смутные времена», апофеозом которых стал конец 1620 - начало 1622 года, когда военно-политическая обстановка в России накалилась максимально. В то нелегкое время на власть в стране претендовали польские вельможи, страна была расшатана гражданской войной.

Сильного владыки и полководца на престоле тогда не было, поэтому сзывать народ к ополчению принялись монахи во главе с патриархом Ермогеном. Духовным символом ополчения был образ иконы Богоматери Казанской, потому что велось освобождение страны не только от самих захватчиков, но и от насаждаемой ими веры (поляки пропагандировали католицизм).

Когда ополчение было почти собрано, поляки уже почти захватили Кремль. Накануне штурма в русском войске был объявлен пост и молитва перед иконой. После этого, утром 22 октября началось успешное освобождение Китай-города и Кремля.

С того времени 4 ноября (по новому стилю) считается одним из праздников в честь Казанской иконы Божией Матери.

Оригинал и списки Казанской иконы

Эта икона - одна из самых распространённых и почитаемых в православной России. Ни одна другая не написана в таком количестве списков, как Казанская Богородица.

Здесь нужно уточнить. Когда речь идет об иконе, то не существует понятия «копия» или «оригинал». Чудесной силой обладают все иконы Богоматери, от первого списка, сделанного с оригинальной иконы, до открытки с праздником Казанской иконы Божией Матери или маленькой иконки с молитвой. Все изображения иконы по Казанскому образу - это святыни, перед которыми можно молиться. Матерь Божья услышит молитвы, независимо от того, перед какой иконой они звучат.

В случае же с иконой Казанской Богородицы, оригинальной считают ту самую икону, которую отыскала девочка Матрена по видению из вещего сна. Она, как известно, была утеряна или уничтожена. Все остальные иконы являются списками, некоторые из них также имеют чудотворную силу.

Икона, перед которой молились в преддверии штурма поляк, едва не захвативших Кремль, также утеряна, это был список с оригинальной иконы. Ее привезли участники ополчения с востока.

Еще один список - петербургский - также связан с многими чудесами, которые свершались в 1730-х годах. Ей молился фельдмаршал Кутузов перед тем, как идти на передовую в войне с французами.

Чудотворными считаются такие списки иконы: Каплуновская, Ярославская, Высочинская и Тобольская.

Новое обретение иконы Казанской Богоматери

Еще один новейший этап истории иконы Казанской Богоматери случился в 2004 году. С Патриархом Алексеем связался Римский папа Иоанн-Павел II, чтобы обсудить некую икону, которую обнаружили при папском дворе в 1993 году. Известно, что такой поступок Папы был очередным шагом в решении христианских конфликтов между конфессиями. Но, каковы бы ни были его мотивы, он возвратил нашей земле давно утерянную святыню. Позднее было определено, что это не была оригинальная икона, явившаяся в Казани, но она являлась очень древним ее списком, скорее всего, с оригинала.

Доставленная в 2004 году икона сегодня хранится в Казани в Крестовоздвиженском храме бывшего монастыря Богородицы, где и была утеряна первая икона.

Летний праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля

Первый летний праздник иконы Богородицы отмечают 21 июля по новому стилю. Это день обретения иконы, когда маленькая Матрена нашла с матерью уцелевшую после пожара святыню. Сначала этот день отмечали только в Казани, позднее он стал праздником по всей стране.

Этот праздник Казанской иконы Божией Матери в 2017 году отметили Крестным ходом, богослужением с акафистом Богородице.

Икону Казанскую называют еще «Путеводительница». Младенец на иконе взносит ручку, чтобы окрестить, а Матерь показывает рукой в направлении Сына Божьего. Чудотворная сила иконы проявлялась в том, что она умела подсказывать молящимся правильный путь в жизни, помогала делать нелегкий выбор, благословляла на добрые, но трудные дела.

В светлый день 21 июля священники советуют не отправлять друг другу открытки с праздником Казанской иконы Божией Матери, а пойти в храм, помолиться или привести в храм свои детей или других родных и дорогих людей, которым предстоит важный выбор: куда пойти учится, пришло ли время заключать брачный союз?

Также батюшки советуют прислушиваться в этот день к знакам, которые подают Высшие силы, быть может, таким образом Матерь Божья «напутствует» нас в этот праздничный день.

День Казанской Богоматери - женский день

В какой храм ни зайди, можно подметить одну закономерность: большая часть молящихся - женщины. А в праздник Казанской иконы Божией Матери в 2017 году в храмы пришло женщин в разы больше, чем обычно. Этот праздник еще издавна считали женским днем, женщины приходили в храм с просьбами, которые они могли озвучить только перед Божьей Матерью. В этот день матери и жены просят Матерь Господню о духовном и физическом исцелении, о мудрости и заступничестве, молятся за своих детей и мужей, которые часто находят «более важные» дела, чем молитва в храме.

Какого числа праздник иконы Казанской Божьей Матери отмечают осенью?

Второй раз в нашей стране празднуют День Богоматери Казанской осенью, а именно 4 ноября по новому стилю. Это день, когда молитва перед образом Казанской Богородицы помогла нашим соотечественникам освободить столицу от осады поляков.

В этот день перед иконой молятся о мире и благополучии, о процветании государства, которое на протяжении скольких лет охраняет образ Казанской иконы.

А еще каждый прихожанин может попросить Матерь Божью о мире и гармонии в своей семье, благословить на брак или иной благой союз.

Хорошим знаком считается бракосочетание или венчание в преддверии или в праздник Казанской иконы Божией Матери. Поздравления и теплые пожелания на долгую счастливую жизнь в этот день подкрепляются благословлением Богородицы, которая будет охранять пару от завистников и недоброжелателей.

Как в православной традиции отмечают День Казанской Иконы: богослужение, проповеди, поздравления

День иконы Казанской считается большим днем. Предыдущим вечером в храмах служат вечернее богослужение, а утром 4 ноября в соборах собираются люди, чтобы послушать праздничную службу и помолиться у Святой иконы.

В этот день нельзя заниматься грязными и тяжелыми делами. Общегосударственным выходным этот праздник не является, но избежать стирок, работы с иглой и т. д. в этот святой день вполне реально.

Также священники не советуют в праздник иконы Казанской ссориться, выяснять отношения, ставить ультиматумы. Это праздник мира и надежды, праздник, в который было доказано, что людей охраняют высшие силы.

Издавна женщины готовили на вечер праздничный ужин, ведь через полторы недели следует Великий пост.

Проповедь на праздник Казанской иконы Божией Матери имеет особое значение. Порой цель проповеди - наставить, предостеречь верующих, но в день Казанской иконы важно дать людям понять, что Господь, Матерь Божья и Ангел Хранитель всегда помогут, подарят надежду, гармонию, понимание, благословят на доброе дело. Наша земля на некоторых этапах спасалась святым покровительством Казанской иконы, так и каждый ее житель может надеяться на помощь Святой Заступницы в нелегкие моменты.

Народные приметы в день иконы Казанской Богоматери

В праздник Казанской иконы Божией Матери приметы имеют особое значение.

За историю народ сочинил множество примет и сказаний в день иконы Богоматери Казанской. Это день особой силы и чудес, считается, что в этот праздник Богородица наставляет людей на правильный истинный путь, поэтому народ издавна взялся подмечать мелочи и трактовать их в святом, мистическом ключе.

В народе, к примеру, говорили, что, если в этот день идет дождь, то это хороший знак, это Богородица плачет обо всех людях, вымаливает прощения у Господа для людей. Еще дождь в этот день связывают с хорошим урожаем на следующий год. А сухая погода, наоборот, пророчит неурожайный год.

«Что Казанская покажет, то и зима скажет» означает, что погода, особенно снег в этот день, «задает тон» погоде на всю наступающую зиму.

Считается хорошим знаком в праздник иконы Казанской заключать брак, свататься или крестить детей. Такие союзы обещают быть крепкими и счастливыми.

День народного единства. История и смысл праздника

В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон : Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) - в честь обретения , и 4 ноября (22 октября по старому стилю) - в честь избавления Москвы от поляков . 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую - праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».

Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.

Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ (Гусеву) и (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.

Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение

Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы . «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего… » - говорится в тропаре празднику.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую - расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Иконы Казанской Богородицы

Икона Казанской Богородицы - одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой . Основной догматический смысл этой иконы - явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.


Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь . Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы . В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора. Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов , а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум .

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.

Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы

Два раза в год, летом и осенью, торжественные службы совершаются в старообрядческих храмах. Многие из них освящены в честь этого праздника. В первую очередь - это белокриницкая, поморская и федосеевская общины г. Казани.

Престольный праздник сегодня в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в , селах и Храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческого женского монастыря в с. Кунича (Молдавия)

В качестве эпилога представляем стихотворение «Пресвятой Богородице», написанное инокиней Ливией из села Русская Тавра :

***
Ты - Небесная Царица
И архангелов Краса,
В новый век Ты Проводница,
Мост с земли на небеса.

Как поищем, так обрящем
Мы с Тобой душе ответ,
Радость Ты, и мир скорбящим,
И во тьме заблудшим - Свет.

Свыше милостивым взором
Смотришь Ты всегда на нас,
Помощь дашь в молитве скоро
И утешишь в горький час.

День памяти Казанской иконы Божьей Матери

История

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» (празднование 8 июля) говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».

Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной, и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год - как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Молитвы

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от него же истекает благодатная помощь// всем с верою притекающим к нему.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Казанской

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.



Издавна на Руси славится образ Богоматери, а празднества, связанные с ним, не случайно имеют особое сакральное значение для всего православного люда. Поэтому, одним из самых любимых и почитаемых в народе считается праздник Казанской иконы Божией Матери (или праздник Казанской Божьей Матери, в просторечии).

Этой иконой по сей день родители благословляют новобрачных и которая указывает верный путь (или правильное решение) всем сомневающимся. Эта удивительная икона также обладает многими целительными свойствами, но наиболее она известна многочисленными случаями исцеления верующих от слепоты и других проблем со зрением.

Праздник отмечают дважды в году: 21 июля и 4 ноября , ведь с каждой датой связана именно своя история.

Кстати, само возникновение и настоящая судьба этой чудодейственной иконы, дарящей и физическое, и духовное прозрение, до сих пор окутаны тайной. Но, обо всем по порядку!..

21 июля – летний праздник Казанской иконы Богородицы

Началась эта вереница удивительных событий после ужасного пожара, произошедшего в Казани летом 1579 года, который оставил без крова многих казанцев. Среди погорельцев оказалась и дочь местного стрельца девятилетняя (по некоторым источникам – одиннадцатилетняя) Матрена (или Матрона) Онучина, которой вдруг явилась во сне Богоматерь, указавшая девочке место, где находится под землей Ее икона.

Поскольку никто из взрослых всерьез не воспринял детские слова, в третьем сновидении Пречистая Дева разгневалась на Матрену, угрожая ей скорой гибелью, если та не выполнит Ее поручение. Тут уж перепуганные девочка с матерью отправились с вестью к местным градоначальнику и архиепископу, но те лишь отмахнулись от назойливых посетительниц.

Что делать?.. Пришлось Онучиным самим начать раскопки на пепелище в указанном во сне месте, где икона и была выкопана Матреной собственноручно и выглядела на удивление свеженаписаной.

Как попала она в землю – первая тайна Казанской иконы. Возможно, была она там укрыта от сторонников Магомета каким-нибудь православным еще до взятия Казани Иоанном Грозным, но это лишь предположения, не более…

В этот раз «отцы города» не оплошали и тут же прибыли на место, после чего крестным ходом перенесли чудесную икону (через расположенную вблизи церковь Св. Николая) в первый православный храм Казани – Благовещенский собор. И вот тут-то (буквально по дороге) Казанская Богородица начала проявлять чудеса исцеления, первые из которых коснулись местных слепцов Иосифа и Никиты.
На месте чудесной находки чуть позже был заложен женский монастырь, первой в котором приняла постриг Матрена Онучина, ставшая Маврой (Марфой), в будущем – его игуменья. Последовала за дочерью и мать Матрены.

4 ноября – осенний праздник Казанской иконы Богородицы

Вскоре список с чудотворной иконы был отправлен Иоанну Грозному в Москву (откуда он впоследствии в 1737 году попал в Санкт-Петербург и был помещен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой позже был возведен Казанский собор).

Интересно, что у историков нет точных фактов, касающихся судьбы подлинника, ибо некоторые из них утверждают, что в Москву был отправлен именно он, а не список. Достоверно известно лишь, что чудотворных списков изготовлено было два.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву 22 октября (4 ноября) 1612 года Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Это радостное событие и дало начало «осенней Казанской», которая долгое время отмечалась на государственном уровне.

В 1636 году этот образ Пречистой Девы был помещен в возведенном на Красной площади Казанском соборе (сегодня икона находится в Богоявленском соборе). К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались на пороге всех переломных исторических событий (и накануне Полтавской битвы, и перед разгромом французов в 1812 году).

Последняя тайна Казанской иконы Божьей Матери (ФОТО)

В 1904 году среди русского православного мира вдруг разнеслась ужасная новость: в Казани похищена и уничтожена знаменитая икона Богородицы. Это преступление взял на себя некто Стоян-Чайкин, скончавшийся позже в Шлиссельбургской крепости, который совершил это кощунство, чтобы доказать всем «несвятость» иконы.

Обвинение основывалось на найденных в квартире вора драгоценностях с оклада и показаниях девятилетней (случайность ли?) дочери его сожительницы, якобы видевшей, как Чайкин с подельником Комовым рубили иконы и сжигали их в печи.

Там действительно были найдены потом несколько петель, жемчужин, гвоздиков и остатки материи. Но была ли сожжена тогда именно похищенная из храма Казанская икона Богоматери – точно не известно…

Так был потерян след этой святыни… Некоторые считают, что подлинник иконы находится в Москве (а в огне погиб список), другие – что в Санкт-Петербурге, а третьи – что настоящая икона находится на сохранении у старообрядцев.

Очень хочется верить в бессмертие реликвии!.. Но, быть может, не менее важно для всех нас хранить ее в своем сердце?..

Казанская икона Божией Матери празднуется дважды в году: 21 июля и 4 ноября. Эта икона связана с великими историческими событиями России. Она особо почитается русским православным народом и считается чудотворной.

Казанская икона Божией Матери: история

Обретена она была чудесным образом в 1572 году в Казани. Город незадолго до этого события был взят войсками Ивана Грозного. После пожара, из-за которого была уничтожена почти вся христианская часть Казани, Богоматерь три раза являлась во сне девятилетней девочке Матроне и велела отыскать на пепелище Её икону.

Когда мама с дочкой начали копать в том месте, где до пожара находилась печь, то на глубине около 1 метра они обнаружили икону. В числе первых очевидцев произошедшего чуда был священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал Патриархом всея Руси.

В этот же день к месту обретения иконы пришло много людей, город огласился праздничным звоном. С тех пор этот день стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей России. В 1579 году на месте обретения иконы Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась обретенная икона, которая вскоре стала всенародной святыней, знамением небесного покрова Богоматери над Россией.


Богородицкий монастырь Казани расположен недалеко от Казанского Кремля, на улице Большая Красная

В народе дату 4 ноября называют осенней (зимней) Казанской. Связан этот праздник с событиями Смутного времени, когда на территорию России вторглись польские интервенты. Москва была взята польскими войсками, а Патриарх всея Руси Ермоген заключен в темницу. В заточении Патриарх молился Богородице, уповая на её помощь и защиту. Его молитвы были услышаны, и в сентябре 1611 года было организовано второе народное ополчение. Русские войска освободили Москву и с чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери вошли на Красную площадь.


Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади считается одной из древних святынь России

В честь Пресвятой Богородицы князь Пожарский в 1630-е годы воздвиг храм Казанской иконы, где она находилась на протяжении трехсот лет. В 1920 году церковь была варварски уничтожена. На её месте поставили павильон и общественный туалет. В девяностые годы прошлого века эти постройки снесли и возвели новый храм. Первоначальный вид собора был сохранен благодаря чертежам и замерам, сделанным перед сносом святыни.

Особо почитался образ Казанской Божией Матери Петром Великим. Во время Полтавского сражения на поле боя стоял чудотворный список с иконы (Каплуновский). Существует предание, что святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга благословил Петра I Казанскою иконой: «Возьми икону Казанской Божией Матери. Она поможет тебе победить злого врага. После этого перенеси святыню в новую столицу. Она станет покровом города и всего твоего народа ».

В 1710 году Петр I велел перевезти из Москвы в Петербург чудотворный список с Казанской иконы. Какое-то время святой образ находился в Александро-Невской лавре, а позже (при Анне Иоанновне) его перенесли в специальный храм, возведенный на Невском проспекте.

Восшествие на престол Екатерины II тоже связано с этой петербургскою святыней. Павел I, став в 1796 году императором, решает построить более достойный храм для иконы. Он объявляет конкурс проектов, в котором одержал победу А. Н. Воронихин. Храм был спроектирован по образцу Святого Петра в Риме. На его строительство ушло 10 лет. Завершено оно было при Александре I.


Строительство Казанского собора завершилось в 1811 году. За проект А.Н. Воронихина удостоили орденом Анны

Перед чудотворной иконой в 1812 году за спасение России молился М.И. Кутузов. В Казанском соборе 25 декабря 1812 года был отслужен первый молебен за избавление России от нашествия французов.

Осенняя Казанская: приметы и традиции

Праздник Казанской иконы – важная дата в народном календаре. На пороге зима, с огородными и полевыми работами покончено, работники возвращаются с отхожих промыслов. Зимняя Казанская – традиционный срок расчетов. Все строительные работы к этому времени заканчиваются, а плотники, землекопы, штукатуры и каменщики получают расчет и возвращаются домой.

Потерпи, батрак, и у тебя на дворе будет Казанская.

И рад бы хозяин батрака поприжать, да на дворе Казанская: она всей ряде голова.

В этот день часто идёт дождь. По этому поводу говорили: «Если на Казанскую небо заплачет, то скоро и зима наступит ». Если же 4 ноября день ясный, то грядёт похолодание.

В некоторых местах на эту дату приходится престольный праздник. В этот день многие играют свадьбу. Ведь, согласно поверью, кто женится на Казанскую, тот будет всю жизнь счастливым. А вот в путь 4 ноября отправляться не следует. Считается, что человека в дороге могут подстерегать неприятности.

В народе Казанская икона Божией Матери – бабья заступница и покровительница простого народа. Поэтому осенняя Казанская – один из главных женских праздников. Его отмечали пышным застольем с брагой и пивом.

Ещё эту икону считают помощницей в лечении болезней глаз. Говорят, что в этот день роса особенно целебная. Поэтому до восхода солнца старались собрать хоть немного росы, которой протирали глаза, лечили нарывы и кожные заболевания. Существует легенда, что одна юная девица думала, что не вышла лицом, потому её никто не любит. На осеннюю Казанскую она пораньше встала и отправилась в рощу, там отыскала берёзовый лист, который висел низко на дереве и был покрыт инеем. Взглянула она в этот лист, словно в серебряное зеркало, и вся неказистость с её лица сошла.

Осенняя Казанская: приметы и поговорки

  1. Кто на Казанскую женихается, тот не раскается.
  2. На Казанскую дождь лунки нальёт – зиму пришлет.
  3. Что Казанская покажет, то и зима скажет.
  4. Вдаль ездить нельзя: выедешь на колёсах, а вернешься на полозьях.
  5. До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.
  6. Бывает в этот день утром дождь идет, а вечером снег сугробами лежит.

Видео: 4 ноября — Празднование Казанской иконы Божией Матери

Поделиться: