Православные против Николая II: за что царя признали святым. Владимир путин объявил войну церковной братве из рпц

Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда «на понижение» из Казани. Анастасий — центральный персонаж «голубого скандала», раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 — начале 2014 года.

В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя «Анаксиос!» («Недостоин!»). Протест, облеченный в строго каноническую форму, да еще и на греческом языке, сторонники Анастасия тут же окрестили «майданом» — чтобы напугать гражданскую власть, которая так же неоднозначно встретила одиозного иерарха. Патриарх Кирилл осудил «восстание черни» и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой…

Против чего кричим?

Неизвестное широкой публике греческое слово «Анаксиос» — это теперь пожизненный титул нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (Меткина), главы Симбирской митрополии Русской православной церкви Московской патриархии (РПЦ МП), охватывающей территорию Ульяновской области. Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре — гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом «голубого скандала» с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-«побратимы» (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута. А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.


Этот канон — 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно: «Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда… если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется». Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в «некоторых обвинениях», то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.

Понятно, что в светском государстве сексуальная ориентация является частным делом гражданина; уголовная ответственность «за содомию» осталась в советском прошлом. «Социальная концепция» РПЦ МП тоже признает наличие у некоторых людей подобной ориентации, но допускает их к церковному общению, только если они не реализуют эту ориентацию на практике, то есть не вступают с лицами своего пола в интимные отношения. Такой подход основан на прямолинейном осуждении гомосексуализма в Священном Писании — как Ветхого, так и Нового Завета. Соответственно, строгим наказаниям подвергаются священнослужители, особенно епископы, впавшие в мужеложство. На эту тему есть десятки церковных канонов.

Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии — лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела «загашать», а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.


Протодиакон Андрей Кураев — лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху — опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию. Действия безнаказанных лжепастырей многим из них буквально разбивали жизнь и калечили психику. Для полноты картины — фрагмент одной из жалоб воспитанника Казанской семинарии (при ректоре Анастасии): «11 октября 2012 года. В этот день, после семинарского ужина, проректор по воспитательной работе игумен Кирилл (Илюхин) позвонил мне на сотовый телефон и предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как отец Кирилл проректор, я подчинился ему. <...> Затем мы приехали на территорию какого-то храма (не помню, было темно) к друзьям отца Кирилла, где уже к этому времени натопили баню и накрыли… В парилке отец Кирилл схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Отец Кирилл поил меня алкоголем. <...> Около 7.00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах… Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной».

Игумен Кирилл (Илюхин) — многолетний «сподвижник» митрополита Анастасия — лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.

Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз — за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают «майдан» (и это все пахнет административными, а то и уголовными — по провинциальному рвению — делами). Либеральная общественность — за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают. Все-таки пафос протеста симбирцев состоит в неприятии: а) уголовных преступлений, покрываемых церковным руководством; б) игнорировании требований канонов и циничной демонстрации своей вседозволенности. Среди «голубого лобби» РПЦ МП есть «тихие» и «буйные» — про «тихих» многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, «личная жизнь», «сам ответит перед Богом»), а вот «буйные» своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с «гомофобией».

Духовный «майдан»

Но вернемся в «революционный» Симбирск и попробуем восстановить хронологию восстания против Анастасия — по рассказам неформального лидера этого восстания, ключаря старого городского собора протоиерея Иоанна Косых (в местной прессе его уже окрестили «раскольником», хотя из РПЦ МП он никуда не уходил).

Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба «Епархиальный» и некоторые миряне. Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии — и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить «зачинщиков» Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: «Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни». Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов. Авторы Обращения отнюдь не уверены в том, что Анастасий действительно виновен, — им непонятно, почему он сам, по этому правилу, как бы признает себя виновным и при этом продолжает служить.

17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них «точкой невозврата». Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.

Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме — охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков — любители погонять геев и ненавистники «Гейропы», на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского «гей-скандала». При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас «Анаксиос!». Это слово — напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять). Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: «Аксиос?» («Достоин?») И народ, как правило, кричал в ответ: «Аксиос!» Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас «Анаксиос!» («Недостоин!»), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший «Анаксиос». В эпоху государственного православия (в том числе в советские времена) этот диалог превратился в формальность: если гражданская власть уже утвердила кандидата, кто из простого народа посмеет возразить после его рукоположения, а если и посмеет, то кто его послушает? В современных храмах при рукоположении тоже звучит «Аксиос», но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется. Но вот симбирский православный народ не безмолвствовал: он вернул «Аксиос — Анаксиос» его древний исконный смысл. И митрополит Анастасий — вполне каноничным путем — получил теперь новое, очень неприятное для него звание: Анаксиос. Так его уже и называют православные в соцсетях.

Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно — строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое «Анаксиос!». Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью «Голубая империя наносит ответный удар». Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.

Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его — ни больше ни меньше — хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре. Протестовавшие миряне — это все «майдан», они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный «враг Церкви» — Кураев, само существование которого у митрополита вызывает «сожаление» (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского «майдана», и только из-за работы «пятой колонны» в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант). Видно все-таки, что разоблачения протодиакона попали Анастасию не в бровь, а в глаз. Наконец, сравнив свою недовольную паству со свиным стадом, новый владыка пожелал ей быть «низвергнутой в бездну адскую». Ну что ж, родина Ленина долго ждала такого доброго пастыря.

Обращает на себя внимание еще одна деталь первой проповеди Анастасия. По его словам, духовным воспитателем будущего митрополита был всемирно известный старец из Псково-Печорского монастыря о. Иоанн (Крестьянкин), которого в 2000 году посещал Путин. Анастасий дал понять, что старца обвиняли в подобных митрополичьим грехах, за что тот просидел 7 лет в советской тюрьме. Согласно же официальной биографии, о. Иоанн был осужден по ст. 58.10 УК РСФСР — «антисоветская агитация и пропаганда».

Любопытно, что по сути Анастасий не опровергает выдвинутых против него обвинений, как он не опровергал их в течение года, предусмотренного 60-м правилом Карфагенского собора. Вот фрагмент его проповеди 21 июля: «Да, я грешный человек, может, я недостоин по меркам тех людей, которые сейчас стоят во главе этого майдана, но не им судить. Господь мне судья, руководитель, и если Он привел меня сюда, то у престола могу принять мученическую смерть от рук вот таких людей». Получается, что в целом Анастасий не отвергает тех обвинений, которые против него выдвигаются, он лишь считает некомпетентной судебной инстанцией протестующий народ, а готовится дать ответ лишь Богу. То есть, по учению Анастасия, методами церковной демократии и канонов его не сместить нипочем, чего бы он ни натворил.

И последняя деталь. В условиях нынешней российской «симфонии властей» вновь прибывшего на кафедру — тем более митрополию, в областной центр — архиерея должен встречать местный губернатор. Между прочим, провожая Анастасия из Казани, глава Татарстана наградил его высшим орденом республики. Губернатор же Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из офицерской среды с некоторым кодексом чести, счел за благо уклониться от встречи с Анастасием, прислав на нее своего заместителя, да еще и одетого подчеркнуто неформально. Со своей стороны, Анастасий уклоняется от любых контактов с прессой, у которой к нему накопилось немало вопросов. Неумело отдуваться приходится привезенному из Казани секретарю (с соответствующей репутацией) Филарету Кузьмину — бывшему 19-летнему проректору Казанской семинарии по кличке Кузя. Явно не веря своим словам, Филарет без конца повторяет журналистам: «Майдан… Толпа привезенных сюда профессиональных митингующих… за определенную плату… пытаются физически и практически уничтожить митрополита».

Очевидно, история с протестом клириков и мирян Ульяновска против патриархийного беспредела только начинается. В этой истории много всего переплелось: и усталость от постоянных унижений и лишения права голоса рядовых клириков и мирян, и неприятие показной, совершенно нехристианской роскоши и образа жизни высшего духовенства, и искренний страх того, что основная религиозная организация России стремительно вырождается, компрометируя сами понятия «христианство» и «православие». Безнадежность нравственного состояния российского общества — результат и тех явлений церковной жизни, о которых говорится в этой статье. Все больше людей выходят из церкви не просветленными, а разочарованными. А сердце человека продолжает жаждать истины, которую заслоняют все новые скандалы в РПЦ МП…

Проблема «голубого лобби» является системной для Московской патриархии. Духовенство старого поколения еще нередко использует термин 1960-70-х гг. «Никодимов грех» — по имени митрополита Никодима (Ротова) — духовного отца и организатора стремительной карьеры нынешнего патриарха. Птенцами «гнезда Никодимова» являются два десятка наиболее влиятельных архиереев РПЦ МП, которые стали епископами 40-50 лет назад, будучи еще совсем юными. После Казанской епархии срочной санации требует Тверская митрополия, где тема гомосексуального насилия за церковной оградой так же активно обсуждается в прессе. Есть еще несколько «горячих» точек, и это, вероятно, темы для будущих публикаций.

"Очередной региональный скандал, в который угодила РПЦ, рискует стать национальным: к обсуждению подаренного епископу Ливенскому Нектарию Toyota Land Cruiser V8 подключились федеральные СМИ, местный губернатор и - заочно - высшее церковное руководство. «Лента.ру» поговорила с представителями церкви и местными журналистами, чтобы понять, что происходит.

Первыми об удачном обретении епископа Ливенского Орловской митрополии Нектария (Селезнева) сообщили 23 мая «Орловские новости»: внедорожник Toyota Land Cruiser V8 мощностью 288 лошадиных сил стоит около 6 миллионов рублей (на эти деньги в Орле можно купить три квартиры - прим. «Ленты.ру»).

Тему мгновенно подхватили федеральные СМИ и пользователи соцсетей. Широта души дарителя стала всеобщим достоянием.

Примечательно, что в Церкви факт подарка не отрицали и не видели в нем ничего предосудительного.

«Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили ему, скажем так, те люди, которые его почитали», - рассказали в информационно-аналитическом отделе митрополии. Там заявили, что церковь в лице епископа получила внедорожник в дар от некоего агрохолдинга, и он, как «хозяйствующий субъект», имеет право распоряжаться им по своему усмотрению.

На YouTube-канале Breaking Mash опубликован разговор якобы самого Нектария с пранкерами, в котором он признается, что «средства на приобретение» этой машины ему подарил Павел Царев - генеральный директор агрохолдинга «Агрогард», производящего молоко, мясо крупного рогатого скота и продукцию растениеводства на 150 тысячах гектарах сельхозугодий.

Ни в холдинге, ни в епархии эту информацию не опровергли, но и комментировать ее «Ленте.ру» отказались.

Епископ Нектарий, по некоторым данным, контролирует заметную часть финансовых потоков в Орловской митрополии. Уже около 30 лет он находится подле митрополита Антония: был его иподьяконом, келейником и секретарем, еще когда тот возглавлял Красноярскую митрополию, переехал в Орел вместе с ним в 2011 году, а уже в 2014 году получил свою епархию.

Письмо счастья
Не прошло и недели после публикации резонансной заметки, как в редакцию «Орловских новостей» пришло электронное письмо за подписью епископа Нектария, в котором содержались угрозы засудить издание по статье об оскорблении чувств верующих.

Главный редактор «Орловских новостей» Денис Волин поделился с «Лентой.ру» копией сообщения, пришедшего с почтового ящика [email protected], со сканом письма от иерарха, датированного 29 мая. А уже на следующий день, 30 мая, когда текст письма стал достоянием широкой общественности, редакцию посетил адвокат Нектария, который убеждал коллектив, что епископ ничего такого не писал и, по словам епархиального секретаря отца Александра, не намерен устраивать никаких разбирательств.

Впрочем, слова адвоката не убедили руководство издания. «Говорить о том, что это фейк, никак нельзя. Письмо подготовлено на официальном епархиальном бланке, с официальной печатью, с личной подписью Нектария, - говорит Волин. - Никаких доказательств подложности этого документа, кроме слов отца Александра, у нас пока нет».

Фото: Орловские новости
Далее события развивались по необычной для конфликтов церкви и общества траектории. Уже через несколько часов в подотчетной Нектарию епархии заявили, что его письмо «Орловским новостям» - подлог и провокация. По словам отца Александра, ни епархия, ни епископ Нектарий не имеют претензий к изданию. А про злополучный джип пояснили, что он используется не как роскошь, а как средство передвижения: добираться до паствы в удаленных уголках Орловской области по непроходимым провинциальным дорогам пастырю затруднительно.

Глава епархиального информационно-аналитического отдела Ливенской епархии диакон Юрий Шкуратюк в беседе с «Лентой.ру» не стал высказывать предположений о том, кто мог отправить это «подложное письмо»: «Искать крайних здесь не следует, концов здесь не найти. Это обычные информационные нападки на церковь. Нашли злободневную тему, раздули ее из ничего». По его словам, епархия не состоит ни с кем ни в каких конфликтах, и прямого выгодополучателя у такого подлога быть не может.

«Это абсолютная ложь, фотошоп и монтаж. Данная подпись у нас присутствует на совершенно другом документе», - заявил «Ленте.ру» секретарь Нектария отец Александр. Он тоже не имеет «ни малейшего понятия», кто мог бы совершить подобное.

Не исключено, однако, что письмо Нектария стало фейком именно в тот момент, когда история приобрела общественный резонанс. Источники «Орловских новостей» в орловской митрополии сообщили, что Нектарию настоятельно рекомендовали отказаться от этого письма.

Бывший главный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин назвал версию с подложным письмом странной. «За много лет работы в церкви и отслеживания в информационном поле того, что с ней происходит, я ни разу не встречал ничего подобного, - говорит он. - Не было такого, чтобы официальное письмо за подписью епископа ушло в какие-то светские структуры, а потом кто-то вдруг заявлял, что такого письма не существует, что это подлог и фотошоп. Поверить в это практически невозможно».

Импульсивные высказывания и решения представителей церкви, в том числе и высших иерархов, в последнее время не редкость, говорит Чапнин. «Думаю, это было такое же импульсивное решение, о котором пожалел сам епископ Нектарий. Или его помощники одумались и воззвали: „Владыка, что ты наделал?“ Это удар не только по личной репутации епископа, но и по всей церкви», - считает церковный деятель. Особенно неестественным он видит употребление епархией слова «фейк» из интернет-новояза и заявление об отсутствии претензий к газете.

Чапнин не исключает, что это решение было принято в высших церковных кругах с учетом огромного, национального масштаба резонанса. По его мнению, мог иметь место приказ быстро замять историю, несмотря на возможные репутационные потери. «Самое главное сейчас - остановить волну. Любая публикация в СМИ, независимо от ее характера, будет работать против Нектария и против церкви», - объяснил собеседник «Ленты.ру».

Однако в синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата поспешили заявить, что конфликт священника Орловской митрополии Нектария и издания «Орловские новости» не касается РПЦ в целом.

«Это дело епархиального уровня», - заявил зампред отдела Вахтанг Кипшидзе. По его словам, высшее управление РПЦ не будет разбираться в ситуации.

Дела орловские
Отдельным и одним из самых ярких эпизодов скандала стало высказывание орловского губернатора Вадима Потомского, под покровительством которого был открыт первый в истории памятник Ивану Грозному. Он заявил, что «Бог не фраер», а журналисты не имеют права критиковать Нектария. Все решит Божий суд.

«Губернатор наш - совершенно феноменальный человек и любитель сомнительной лексики (в декабре 2016-го он назвал всех журналистов „чепушилами“ - прим. Ленты.ру). Мне кажется, на этой истории он просто хочет получить дополнительный сомнительный пиар и ничего больше», - комментирует Волин. При этом он подтвердил, что между Потомским и Антонием (а значит, и его протеже Нектарием) существуют определенные разногласия, связанные с тесной связью губернатора с духовником патриарха Кирилла, схиархимандритом Илией (Ноздревым), представителем церковного «центра», имеющего в Орле свои интересы. В частности, старец Илия является соучредителем строительства огромного «губернаторского храма» в Вятском Посаде.

«Думаю, выступление Потомского в поддержку Нектария - знак корпоративной солидарности власти [светской] и власти церковной, - считает Чапнин. - Но так, как выступил губернатор, лучше не выступать. Нравственную оценку происходящему в церкви могут давать все, кто считает это нужным, но в первую очередь такую оценку должна давать сама церковь». По его мнению, для епископа небогатой епархии автомобиль за шесть миллионов рублей - чрезмерная роскошь и вызов здравому смыслу, и весь скандал с письмом - попытка увести внимание от этой проблемы.

«Как гражданин Российской федерации, Нектарий не поражен в правах и может делать все что угодно. Но как епископ Русской православной церкви он не имеет морального права на такую роскошь», - резюмировал Чапнин.

Русская православная церковь после некоторого затишья вновь ворвалась в информационную повестку: священники и архиереи опять не сходят с лент новостей, удивляя общество своими заявлениями и поступками. Церковь планомерно раздвигает границы дозволенного для себя, добиваясь всё большего влияния на самые разные сферы - от политики до личной жизни граждан. Правда, такое движение предсказуемо натыкается на непонимание, следствием которого являются многочисленные скандалы, в которые попадает РПЦ. «Политсовет» решил вспомнить 10 самых громких скандалов с участием духовенства за последние несколько лет.


Фотография с официального сайта Московской патриархии

Точкой отсчета мы взяли 2012 год, в котором начался перелом в российской политической и общественной жизни (к этому перелому непосредственное отношение имела и сама РПЦ). Стоит сразу оговориться, что в наш рейтинг не попали многочисленные заявления протоиереев Всеволода Чаплина и Димитрия Смирнова: их эпатажные высказывания давно стали привычной и даже рутинной частью информационной картины, так что полноценными скандалами их и назвать уже нельзя.

Дело Pussy Riot

Отправной пункт новой эпохи во взаимоотношениях церкви и общества - это, конечно, дело феминистской панк-группы Pussy Riot. Судебный процесс, за которым в 2012 году следил весь мир, стал водоразделом, после которого многие изменили свой взгляд на РПЦ. Напоминать детали этой истории излишне: все и так хорошо помнят, как в феврале 2012 года несколько девушек в балаклавах забежали на амвон Храма Христа Спасителя и почти минуту танцевали там. Этот танец потом попал в кадры клипа «Богородица, Путина прогони».

Реакция РПЦ была максимально жесткой - вместо того, чтобы по-христиански простить девушек, Церковь стала добиваться их наказания. Сотрудники храма стали ключевыми свидетелями обвинения в суде, а следствие в своих доказательствах ссылалось на решения Трулльского собора VII века. В итоге участниц Pussy Riot осудили на два года лишения свободы (одной из них срок затем заменили на условный, а Мария Алехина и Надежда Толоконникова освободились по амнистии только в декабре 2013 года). Всему обществу был подан сигнал: РПЦ обид не прощает, и силовое преследование теперь стало частью церковной политики. Не случайно вскоре после этого появился «закон о богохульстве» - уголовная ответственность за публичное оскорбление религиозных святынь.

«Пыльное дело» патриарха

Одновременно с делом Pussy Riot разворачивался еще один судебный скандал, непосредственно касавшийся лично патриарха Кирилла. Представитель Кирилла - некая Лидия Леонова, живущая в его квартире в знаменитом Доме на набережной, на священника и бывшего министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко. Леонова требовала с семьи Шевченко (к слову, сам экс-министр был болен раком) 20 миллионов рублей за то, что пыль из его квартиры, где проводился ремонт, попала в квартиру патриарха и испортила мебель и книги.

В итоге суд встал на сторону патриарха и заставил семью священника заплатить компенсацию - все 20 миллионов. Поданный стороной Шевченко иск о незаконном обогащении патриарха был отклонен.

Скандал, связанный с этим делом, получился действительно громким и резонансным, хоть и недолгим. Недоумение общественности вызвало не только то, что патриарх требует 20 миллионов с другого священника, больного раком, но и то, что Кирилл владеет квартирой в самом центре Москвы, где к тому же живет некая женщина, представляющаяся его троюродной сестрой. По репутации патриарха был нанесен серьезный удар.

Исчезающие часы патриарха

Тогда же, весной 2012 года, патриарх попал еще в один громкий скандал - на этот раз курьезный. На одной из фотографий, опубликованных на сайте Московской патриархии, можно было заметить отражение руки Кирилла с дорогими часами, в то время как на самой руке часов не было. Было понятно, что часы на руке убрали с помощью фотошопа, а вот стереть их с отражения забыли.

Патриархия впоследствии была вынуждена признать, что снимок действительно был отредактирован сотрудником пресс-службы. Публикацию такого снимка в РПЦ назвали «ошибкой» и «грубым нарушением внутренней этики». Но как бы то ни было, после скандала с фотографией многие узнали, что патриарх Кирилл не только носит дорогие швейцарские часы, но и пытается скрывать этот факт далеко не самыми честными способами.

ДТП со священниками

Но не только патриарх попадал в скандалы в том году. Летом 2012 года почти одновременно два священника РПЦ устроили резонансные ДТП в Москве. Сначала игумен Тимофей (Подобедов), передвигавшийся на автомобиле BMW с дипломатическими номерами Мальты, врезался в две машины в центре столицы. По свидетельствам очевидцев, священник, которого называли чуть ли не духовником Филиппа Киркорова, вел себя неадекватно. Наказание за эту аварию было довольно мягким: суд ограничился лишением прав, а руководство РПЦ сохранило за Тимофеем сан, но сослало служить в Воронеж, где он стал настоятелем одного из храмов.

Тем же летом иеромонах Илия (Семин), ехавший по Москве на белом «Мерседесе Гелендваген», не справился с управлением и трех дорожных рабочих, двое из которых погибли на месте. Илия за это ДТП был наказан куда более сурово, нежели игумен Тимофей: его осудили на три года колонии и лишили сана. Впрочем, как впоследствии сообщали СМИ, бывший иеромонах отбывал наказание в СИЗО в условиях повышенной комфортности, попав в отряд хозяйственной обслуги и став любимчиком тюремного начальства.

Несмотря на то, что эти два случая стали самыми громкими скандалами с авариями, спровоцированными священниками, были и другие подобные случаи, которые не удостоились такого внимания общественности. Так, в конце апреля 2015 года в одном из сел Мордовии в ДТП попал автомобиль Toyota Land Cruiser: машина на огромной скорости вылетела с дороги и перевернулась, одна из пассажирок серьезно пострадала. Вскоре выяснилось , что за рулем новой иномарки находился 39-летний епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов), считающийся ставленником влиятельного митрополита Варсонофия. Архиерей сначала отрицал свою вину, но затем все-таки написал явку с повинной. На его карьере это, впрочем, никак не отразилось - он по-прежнему продолжает управлять своей епархией.

Дело Грозовского

Осенью 2013 года петербургского священника Глеба Грозовского, духовника футбольного клуба «Зенит», обвинили в совращении несовершеннолетних. По версии следствия, иерей совершил насильственные действия в отношении двух девочек во время отдыха в православном лагере на греческом острове Кос.

Сам Грозовский в момент возбуждения дела находился в Израиле и отказался возвращаться в Россию, отрицая при этом все обвинения. По решению российского суда он был заочно арестован. Впоследствии Россия подала ходатайство о его экстрадиции, и священник осенью 2014 года был арестован в Израиле и до сих пор находится в тамошней тюрьме, ожидая выдачи на родину.

Дело Грозовского вызвало резонанс не только из-за тяжести обвинений в сексуальных преступлениях, но и из-за того, что семья священника, как считается, хорошо знакома с патриархом Кириллом. Отец Глеба, священник Виктор Грозовский, по некоторым данным, общался с будущим патриархом еще с советских времен. Поэтому дело Грозовского многие считали ударом по позициям Кирилла. И еще один момент - совпадение это или нет, но вскоре после возбуждения дела в отношении Грозовского на пенсию был отправлен Санкт-Петербургский митрополит Владимир, в штате которого когда-то состоял иерей Глеб.

Гей-скандал в Казани и увольнение Кураева

В конце 2013 года профессор Московской духовной академии, известный богослов протодиакон Андрей Кураев опубликовал рассказ студентов Казанской духовной семинарии, пожаловавшихся на сексуальные домогательства со стороны своих преподавателей. Если верить семинаристам, к ним приставал проректор семинарии игумен Кирилл (Илюхин), а ректор и по совместительству казанский митрополит Анастасий (Меткин) устроил им разнос за то, что они посмели вынести эти факты на публику.

Пост Кураева произвел эффект разорвавшейся бомбы - тема «гей-лобби» и так является больной для РПЦ, а тут появились почти документальные свидетельства о сексуальных домогательствах со стороны священников к молодым людям. В Интернете стали обсуждать и другие подобные истории, составлять списки «голубых епископов», покрываемых руководством РПЦ.

Реакция патриархии скорее подтвердила все эти подозрения, чем опровергла. Так, игумен Кирилл хоть и лишился поста проректора, но сохранил сан и перешел служить в другую епархию. Митрополит Анастасий ушел с должности ректора, но сохранил за собой митрополию, где благополучно служит и поныне. А вот Андрей Кураев был уволен из Московской духовной академии и выведен из состава Синодальной богословской комиссии, по сути, лишившись какого-либо официального статуса внутри РПЦ и попав в долгую опалу к церковному руководству.

Запрет «Тангейзера»

В 2015 году число скандалов с участием Церкви вновь стало расти. Начало года ознаменовалось атакой на оперу «Тангейзер», поставленную в Новосибирском театре оперы и балета. В постановке был явно неканоническим образом использован образ Иисуса Христа и христианская символика.

Против спектакля выступил новосибирский митрополит Тихон, который саму оперу не смотрел, но узнал о ее содержании из жалоб православных зрителей. Митрополит не только пожаловался на театр в Министерство культуры, но и потребовал возбудить дело об осквернении предметов религиозного почитания. И дело против директора театра действительно было возбуждено - правда, суд в конце концов закрыл его, не найдя в постановке признаков правонарушения.

Впрочем, судьба самого спектакля оказалась печальной: директор театра Борис Мездрич был уволен, а пришедший ему на смену Владимир Кехман первым же делом снял «Тангейзер» с репертуара. Спасти постановку не смог даже митинг, прошедший в Новосибирске. Вся эта история дала повод говорить об установлении религиозной цензуры: Церковь при поддержке государства открыто вмешалась в репертуар светского театра и добилась запрета не понравившейся священникам постановки вопреки принципу свободы творчества.

Благословение «ополченцев Новороссии»

В начале марта 2015 года в Екатеринбурге состоялась церемония проводов «ополченцев», ехавших воевать с Украиной на стороне непризнанных ДНР и ЛНР. Перед будущими боевиками выступил православный священник Владимир Зайцев, призвавший их «бить фашистскую мразь» - то есть, солдат украинской армии.

Вся загвоздка в том, что руководство РПЦ официально придерживается нейтральной позиции в украинском вопросе и призывает к скорейшему установлению мира. Слова протоиерея Зайцева, таким образом, прямо противоречили установкам патриархии и могли серьезно ухудшить ее отношения с украинцами (по некоторым данным, украинские православные действительно стали писать жалобы в РПЦ). В итоге церковные иерархи были вынуждены публично отреагировать на слова священника: Зайцев был в служении «до Пасхи» и отправлен на этот срок в монастырь.

Впрочем, наказание оказалось скорее символическим - уже через десять дней, не дожидаясь Пасхи, протоиерей вновь вернулся в свой храм, где продолжил вести службы. Впоследствии он не раз появлялся на различных публичных мероприятиях в Екатеринбурге. Из-за этого у многих возникло подозрение, что наказали его скорее для проформы, а в реальности антиукраинские настроения не чужды и высшим иерархам РПЦ.

Конфликт вокруг храма в Москве

Еще один громкий скандал, связанный с противостоянием Церкви и светского общества, развернулся совсем недавно - он связан с планами по строительству храма в Лосиноостровском районе Москвы. Храм планируется возвести на территории парка, против чего выступают многие местные жители.

В итоге парк стал точкой силового противостояния - противники храма разбили там палаточный лагерь, намереваясь помешать строителям вырубать деревья. Против них выступили «патриотические отряды», куда входят православные активисты, казаки и даже якобы «ветераны ДНР». Конфликт не раз доходил до реальных столкновений и драк.

Противостояние был вынужден прокомментировать лично патриарх Кирилл, заявивший, что храм «очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность». Он призвал решать все противоречия в правовом поле, но в целом дал понять, что от планов по строительству новых храмов РПЦ не окажется. При такой позиции можно ожидать новых подобных конфликтов - не только в Москве, но и в других городах.

Атака на «Серебряный дождь»

4 июля 2015 года радиостанция «Серебряный дождь» праздновала в Москве свой день рождения - в честь этого был устроен концерт. Внезапно на территорию, где проходил праздник, ворвалась группа православных верующих во главе с протоиереем Димитрием Смирновым - председателем патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи. Верующие смели рамки металлоискателя, а протоиерей прорвался на сцену, потребовав сделать музыку потише: концерт якобы мешал ему проводить службу в храме.


Фотография с сайта радиостанции «Серебряный дождь»

«Жестко раскидывая всех, кто попадался им на пути, они добрались до сцены. За те 40 метров, что они прошли, от их рук пострадало несколько человек - охранник, наш водитель, на которого рухнули рамки металлоискателей, ведущий мероприятия Михаил Козырев, наши коллеги, помогавшие за сценой. Не щадили никого - грубо распихивали, отталкивали, не обращали внимание ни на попытки хотя бы узнать в чем дело, ни на попытки вступить в диалог. Оказавшись на сцене среди музыкантов, попы начали выдергивать шнуры из аппаратуры, отталкивать музыкантов. Всё происходящее напоминало рейдерский захват», - так описали события в «Серебряном дожде».

Концерт в итоге был продолжен, хоть и с более тихой музыкой. Но атака на «Серебряный дождь» стала новой гранью, которую успешно переступила Церковь. За три года духовенство проделало немалый путь: если в 2012 году оно преследовало тех, кто врывался в храм, то теперь само врывается к тем, кто не нравится им. Даже если вы не идете в РПЦ, то это не значит, что РПЦ не придет к вам - вот, видимо, лозунг нашей новой эпохи.

"/>
Для того, чтобы вставить материал в Живой Журнал или другой блог, скопируйте код.

Диякон Андрій Кураєв. Фото: superomsk.ru

Голубиная солидарность не знает страха.

Вообще таких типов как упомянутый игумен Кирилл можно использовать в качества маркеров ("меченых атомов"): по путям их карьерных перебежек из одной епархии в другую можно понять географию и персонографию голубых метастаз в Церкви: кто из епископов опознал своим гей-радаром данного товарища как своего, приветил и карьерно-приподнял такого товарища, тот и сам такой.

Чтобы не возвращаться вновь к неприятной теме, помещу присланное мне открытое письмо:

"Отец Андрей, тема для меня, как и для многих, очень важная. Отчего, и именно в последние пару-тройку лет, идет нарастание негатива по отношению к геям? О себе. Мне 55 лет. В Ленинграде, в 1976 году я крестился на дому. Крестил меня священник отец Лев Конин, тогда запрещенный в служении, но уже выпущенный из психушки. Скажу от себя, что на меня он произвел очень сильное отношение, но, к сожалению для меня, его вскоре выслали из Союза в преддверии Олимпиады во Францию, и мы больше с ним не общались. Мой крестный отец был псаломщиком в церкви Кулич и Пасха, где я познакомился с отцом Василием Ермаковым, о котором до сей поры вспоминаю с благодарностью и уважением.

Крестный мой до службы псаломщиком (не самая лучшая карьера?) был келейником у митрополита Никодима, о влиянии которого на современную Русскую православную церковь Вы знаете больше, чем я. Скажу, что епископа Выборгского я видел не один раз, с моим крестным он был, можно сказать, другом. Секретарем Владыки в то время был иеромонах Симон, нынешний архиепископ Бельгийский. К чему я всё это? Просто мать Ростислава, моего крестного, была неизлечимо больна, и я выполнял обязанности сиделки, кухарки и т.д. И вот один раз она сказала мне такую вещь - Ростислав был "сослан" в псаломщики из келейников Владыки потому что не уступил его, Владыки, домогательствам. Мать Ростислава была из "духовных", но, тем не менее, женщиной весьма взбалмошной. Я не особо ей поверил (70 на 30), и задал вопрос об этом Ростику (так его звали близкие). Его реакция была такова, что 70 процентов превратились в 100. Я точно знаю, что митрополит Никодим Ротов, умерший на приеме у папы Римского в присутствии о.Льва Церпицкого, за последние 50 лет, был безусловно гомосексуалистом . Оценок ставить не буду, не мое это дело.

К чему тут я? Оказалось, что я тоже гей, хотя на то время я этого не осознал. Не осознавший себя я (одной фразой) поехал в город Киров, что на реке Вятка, и перед рождеством 1979 года туда прибыл. Епископ Хрисанф принял меня так, как принял бы правильный (не Милонов) праведник, - незнакомому человеку около полуночи открыли дверь, впустили, накормили и уложили спать. Утром я поехал вместе с келейниками и иподиаконами Владыки на службу в единственный тогда в Кирове собор. Через несколько дней Владыка отправил меня служить псаломщиком в Слободской, в огромный Екатерининский собор, где я увидел впервые единственного святого, которого я в жизни видел - отца Аполлинария Павлова. И надо же было так случиться, что именно там всё ЭТО и произошло. То, что я знал и до этого, стало для меня реальным.

Отец Андрей, я был гомосексуалистом (не понимаю этих игр в "гомосексуал", просто "гей" писать проще), начиная лет с 10. Я просто не ставил это во главу угла. Я думал, что все так и вырастают, да, в общем, меня это и не интересовало. Я жил в военном городке в центре Петрозаводска (отсюда, кстати, и Владыка Хрисанф, который в нашем городе был архимандритом), в двух-этажном доме, таких домов было штук 12. С демографией всё было очень неплохо, и во дворе мальчишек было очень много. Так вот, с половиной из них, во время нашего общего созревания, или даже до, у меня был какой-то секс-контакт до проникновения не доходило. Это казалось, а, возможно, и было, довольно естественным, и никто из нас об этом не очень задумывался. Никто из этих мальчишек, насколько я знаю, геем не стал, кроме меня, который геем, насколько я сейчас понимаю, был с рождения, хотя доказать это трудно по прошествии стольких лет.

Представляете, как долго я убегал? Я даже в конце концов женился, у меня два ребенка, но, когда младшему из них было три года, я ушел из семьи, и стал жить с мужчиной, и брак этот (не надо придавать сакрального значения тому, чего нет, а именно слову "брак" только на том основании, что Христос освятил вино в Кане Галилейской) длится уже 24 года. Дети меня понимают, я люблю своих внуков, старший из которых скоро будет учиться в православной школе, что мне не очень нравится, но возражать я не буду.

Почему Вы, заступившийся, хотя бы частично, за пусек, почему Вы ничего не скажете ничего о идиотской травле геев, какой не было и в СССР, когда существовала почти не работающая статья?

Почему молчит Патриарх, который был когда-то рукоположен митрополитом-гомосексуалистом, (это не упрек, но Кирилл ведь всё знал) величайшим деятелем Русской православной церкви, а теперь бесстрастно наблюдает за тем, как его клир проповедует ненависть?

Не успели отгреметь первые два гомосексуальных скандала в Русской православной церкви, касавшиеся домогательств к юным студентам в Казанской духовной семинарии и похождений гомельского архиепископа Стефана , как разразился третий. На этот раз руководству РПЦ и в СМИ пожаловались воспитанники самой главной в России Московской духовной академии, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. Юноши откровенно рассказали о царящем в церковном учебном заведении разврате, передает сергиево-посадское издание "Альтернативная газета" .

Интересно, что к главе РПЦ патриарху Кириллу будущие священники относятся весьма положительно: благодарят его за помощь академии в строительстве общежития и надеются на разрешение своих проблем. А вот ректора МДА, архиепископа Верейского Евгения (кстати, он является еще и председателем Учебного комитета РПЦ и курирует все церковные вузы России), обвиняют во множестве грехов.

- За почти 20 лет руководства Академией он занимался только тем, что своим наплевательским отношением ее разваливал, - написали студенты МДА в СМИ. - Архиепископ Евгений лишь разъезжал по дорогим курортам на деньги, что получал от продажи квартир старушек, которые завещали свое жилье МДА. А ведь студенты академии до самой их смерти носили бабушкам еду и убирали в этих квартирах в свое личное время.

При этом, по словам студентов, за развратом, происходящим в стенах учебного заведения, ректор не только не следит, но и всячески ему потворствует. А происходят там при этом, скажем прямо, нелицеприятные вещи.

- "Ученые монахи" регулярно устраивают пьянки в 50-м академическом корпусе, - пишут студенты. - При этом туда приглашаются юные воспитанники учебного заведения, которых пытаются склонить к гомосексуальной близости, и зачастую удачно. Особенно активным участником таких оргий являлся бывший дежпом МДА епископ Николай (Ашимов) по кличке "Машенька". Когда он был еще обычным иеромонахом, то неоднократно сексуально домогался к студентам. Ректору МДА архиепископу Евгению было доподлинно известно о данном грехе, однако это не помешало ему дать Николаю отличную характеристику при рукоположении в сан епископа и назначении на руководство Амурской епархией.

Руководить ей, по словам студентов Московской духовной академии, теперь уже епископ Николай поехал не один. Незадолго до этого, пишут юноши, он "соблазнил студента семинарии, дружившего на тот момент с девушкой, развел его с ней и уговорил отправиться в свою епархию в Комсомольске-на-Амуре" .

Недобрым словом студенты вспоминают также бывшего начальника епископа Николая - игумена Вассиана, работающего в академии на должности проректора по воспитательной работе. Даже на младших курсах его, не стесняясь, называют мужеложником. А секретарь Ученого совета МДА игумен Адриан, пишут студенты, неоднократно был пойман с поличным за просмотром гей-порно, о чем неоднократно докладывалось ректору академии архиепископу Евгению, но тот никаких организационных выводов не сделал. Кроме того, еще один академический игумен Герасим, совершенно не стесняясь, на глазах у юных студентов приводил к себе в келью переодетых в женское транссексуалов.

- То, как ректор Московской духовной академии занимается укрывательством разврата в среде академического монашества, свидетельствует о том, что он причастен к гей-лобби, - пишут студенты. - Ведь именно архиепископ Евгений уволил из академии протодиакона Андрея Кураева , который является давним противником этого греха. Кроме того, архиепископ Евгений давно дружит с известным в Москве гомосексуальным игуменом Петром (Еремеевым). Именно теперешний ректор МДА привез его из Ставрополя в Москву и назначил своим проректором. А когда домогательства Петра к студентам стало уже невозможно скрывать, отправил его на должность первого проректора в только что начавшую работать Хабаровскую духовную семинарию. Когда же тамошний правящий архиерей, не потерпев разврата, выслал игумена Петра обратно, архиепископ Евгений назначил его сразу ректором Российского православного университета в Москве.

Известный своей непримиримой борьбой с гомосексуализмом в рядах Русской православной церкви протодиакон Андрей Кураев, который ранее, после публикации своих разоблачений, был уволен из Московской духовной академии, уже успел прокомментировать скандальное письмо воспитанников церковного вуза у себя в блоге .

- Мне уже позвонили несколько студентов различных российских духовных академий (но все они ранее были воспитанниками Московской духовной семинарии), которые восторженно отзывались об опубликованной статье, - написал Андрей Кураев. - Всем им я задавал один и тот же вопрос: насколько достоверна описанная в материале картина? В среднем выходило, что процентов на 70 это - правда. Что будут делать в патриархии сейчас? Понятно, что искать авторов письма в газету и давить на редакцию. Но, возможно, одной из тех вводных лекций, которые читают первокурсникам церковных вузов в начале сентября следует посвятить вопросам личной безопасности в церковных стенах? Честно рассказать юношам о наличии в РПЦ гомосексуального клира и методах его "охоты"? Просто предупредить, что цена коньяка, который юноши распивают в келье "приятного во всех отношениях монаха" может оказаться слишком высокой? И объяснить, что, если такой собеседник во время разговора не выпускает твою руку из своей и все время поглаживает по запястью, то встреч с таким собеседником наедине лучше избегать?

Напомним, несколько дней назад известный пропагандист РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин выступил с инициативой об отказе россиян от использования смартфонов . Они, по мнению церковника, способствуют различным грехам.

Поделиться: