Помазание иисуса миром. Библейское растение нард

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,-
пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого,
драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
От Марка Святое Благовествование, глава 14

Апостол Марк подмечает, что женщина разбила сосуд алавастровый, наполненный миром из нарда чистого. Зачем?
Именно у египтян переняли находившиеся там на положении рабов евреи сии божественные ароматы. Уходя из Египта, они унесли с собой формулы ароматических композиций.

В Книге Исход (30, 34-38) дается рецепт: "И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа". Формула масла святой мази приведена тут же: "смирны самоточной пятьсот (сиклей), корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин..."

Нужно отметить, что все это предписывалось использовать только во славу Всевышнего: "Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего".
В миру были распространены другие благовония.

В Книге Притчей Соломоновых (7,16-19) в уста блудницы вложены следующие слова: "Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алое и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома".

Ясно, что это пример искушения. Если поддаться ему, то сердце окажется на пути в преисподнюю.

Мессия, каковым объявил Себя Иисус, буквально означает "помазанник", и в действиях женщины можно увидеть отголосок этого таинства.
В частности, значение данного предварительного помазания миром обусловливалось тем, что своевременное миропомазание, то есть миропомазание тела распятого Иисуса, при его погребении в действительности не было совершено. Матфей и Марк прямо заявляют, что Иисус после кончины своей не был миропомазан, а Лука упоминает, что ученики предполагали помазать Иисуса миром,как написано у ап.Луки, жены мироносицы с ароматами пришли ко гробу, но нашли камень отваленным, и не нашли тела Господа(Лк.24,1), и только Иоанн свидетельствует положительно, что Иисус был миропомазан в гробе большим количеством снадобий.

Но вернувшись к событиям, описанным ап.Марком в доме Симона прокаженного, знаем, что вот драгоценный сосуд, наполненный таинственным символом миропомазания,священным миром из чистого нарда, разбит...

Можно предположить и такую мысль, что женщина разбивает сосуд, чтобы больше в этот сосуд никогда ничего не было налито. Это толкование, встречающееся в современной экзегезе, наверное, вполне верно. Этим она совершила полноту момента.

Но Священное Писание часто допускает различные аспекты толкований. Если вспомнить псалмы, то и там можно встретить сравнение с сосудом разбитым: "Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый, ибо слышу злоречие многих;.." (Пс.30,13).
Цельность сосуда, из которого изливается миро на главу Иисуса и разбитость его, когда он перестает служить Ему. Цельность у Бога, разбитость в руках греха. Такая вот невозможность, ненужность вещи (и человека, я - как сосуд разбитый), если она не служит Христу.

Как замечает современный французский философ Мишель Серр в книге "Пять чувств" (Грасс, 1985): "Символ святости, нард вне сосуда означает бессмертие и отличен от заключенного в сосуд, поскольку последний означает смерть".
Сам Иисус говорит о действиях женщины, как о предварении тела Его к погребению, но не о бессмертии ли говорит тот факт, что она разбивает сосуд?

Вконтакте

Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна включают помазание миром в рассказ о Страстях Христовых.

По месту действия в этих Евангелиях эпизод помазания называют также Вечерей в Вифании ; по месту действия в Евангелии от Луки - Пиром в доме Симона Фарисея.

Уильям Холл , Public Domain

Католическая традиция в течение долгого времени отождествляла совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной.

Евангельские свидетельства

Евангелие Описание помазания
От Матфея
(Мф. 26:6-7)
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению
От Марка
(Мк. 14:3-9)
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению
От Луки
(Лк. 7:37-48)
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи
От Иоанна
(Ин. 12:1-8)
За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда .

Расхождения свидетельств евангелистов

Такое количество расхождений издавна вызывало вопросы у исследователей евангельских текстов. В настоящее время, значительная часть секулярных исследователей считает, что за евангельскими рассказами о помазании стоят одно или два реальных события из жизни Иисуса. Большинство полагает, что речь идёт об одном и том же помазании, рассказ о котором был отнесён евангелистами к разным моментам жизни Иисуса. В целом предпочтение отдаётся версии Марка, хотя точное определение времени (Страстная неделя) и места (Вифания) рассматривается большинством секулярных историков как позднее добавление. Церковная традиция, напротив, признает достоверность сообщения о помазании на Страстной неделе.

Часть исследователей предложила следующее решение проблемы:

  • Матфей и Марк описывают одно и то же событие, причем Матфей опирается на данные Марка
  • Лука, вероятней всего, рассказывает о другом омовении, которое хронологически имело место намного раньше
  • Иоанн комбинирует оба рассказа, добавляя к нему подробности из служения Марфы (из Луки. 10:38-42)

Православный библеист архиепископ Аверкий считает, что омовений было два. По счету некоторых это число доходит до трех.

Anonimous , Public Domain

Мнения отцов церкви

Ориген считал, что всего было 3 помазания и 3 помазавших, в хронологической последовательности:

  1. безымянной блудницей в доме Симона фарисея, в Галилее, о котором говорится только в Евангелии от Луки;
  2. Марией, сестрой Лазаря, в их доме в Вифании, после воскрешения Лазаря, но до входа в Иерусалим, то есть в субботу (Евангелие от Иоанна);
  3. другой женщиной в доме Симона прокаженного в Вифании в Страстную среду (у Матфея и Марка).

Этой же точки зрения придерживался Феофилакт Болгарский. Святой Иероним отличал грешницу из 7-ой главы Евангелия от Луки от женщины, совершившей помазание в Вифании. Святитель Амвросий Медиоланский в «Толковании на Евангелие от Луки » также различает помазания в Галилее и Вифании, но воздерживается от окончательного суждения по поводу того, кто их совершил, говоря что это могла быть и одна и та же, и разные женщины. Святитель Иоанн Златоуст допускал, что у Матфея, Марка и Луки речь может идти об одной и той же женщине, но отличал её от Марии, сестры Лазаря. Святой Августин и св. Григорий Двоеслов считали, что была одна помазавшая, но два помазания, причём Григорий Двоеслов отождествил совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов. В 23 омилии он так говорит об этом: «Та, которую Лука именует женой грешницей, и которую Иоанн называет Марией, мы верим, что это была Мария, из которой были изгнаны семь бесов согласно Марку». Это отождествление закрепилось в западной традиции и принималось большинством западных средневековых авторов.

Рубенс, Питер Пауль (1577–1640) Обратная ссылка на шаблонную карточку автора , Public Domain

Символическое значение омовения

Одно из значений этого действия Иисус расшифровывает сам - женщина готовит его к погребению.

Кроме того, ученые указывают, что само слово «Мессия», каковым объявил себя Иисус, буквально означает «помазанник», и ученики могли увидеть в действии, совершенном женщиной, отголосок этого обряда.

Исследователи также предполагают, что в более ранних евангелиях не упоминается имя женщины, но зато подробно рассказывают о месте этого события из-за того, что в глазах ранних христиан это событие было важнее его исполнителя. В частности, значение данного предварительного помазания миром обусловливалось тем, что своевременное миропомазание, то есть миропомазание тела распятого Иисуса, при его погребении в действительности не было совершено. Матфей и Марк прямо заявляют, что Иисус после кончины своей не был миропомазан, а Лука упоминает, что ученики предполагали помазать Иисуса миром, и только Иоанн свидетельствует положительно, что Иисус был миропомазан в гробе большим количеством снадобий.

Жан Беро (1849–1935) , Public Domain

Мария Магдалина и наиболее популярное толкование

Несмотря на то, что большинство исследователей склоняются к первичности версии, изложенной Марком, наибольшую популярность в позднейшей христианской традиции, вероятно, благодаря своей театральности, получила трактовка Луки, где фигурирует грешница, омовение ног её слезами и вытирание их её длинными роскошными волосами. В первую очередь это касается западноевропейской католической традиции, которая имеет ещё одну важную особенность — она считала Марию Магдалину блудницей и, одновременно, Марией из Вифании. В евангелиях нигде об этом не говорится прямо, зато это отождествление позволило сгладить неоднозначность и превратить трех действующих лиц рассказа евангелистов (женщину, грешницу и Марию из Вифании) в одно.

Таким образом, хотя имя Магдалины не упоминается ни в одном из описаний омовения, она превратилась в его главного персонажа. Благодаря этому рассказу роскошные волосы стали одним из её главных атрибутов, равно как и алабастровый сосуд с миром.

Фотогалерея







Апокрифические рассказы

Апокрифы не сообщают непосредственно о помазании Иисуса, но рассказывают о происхождении благовонного мира, которым он был помазан. Согласна «Арабскому евангелию детства Спасителя» после обрезания Иисуса повитуха Саломея забрала

«…крайнюю плоть (правда, говорят иные, будто пуповину она взяла) и поместила её в сосуд с нардовым маслом древним. Сын же её был продавцом благовоний, и, отдавая ему сосуд, сказала она:
- Остерегись продавать сей флакон благовонного нарда, даже если б и триста денариев тебе за него предложили.
Был же это тот самый сосуд, что купила Мария-грешница и вылила на главу и ступни Господа нашего Иисуса Христа, а потом их своими власами отерла».

В православном богослужении

Рассказ о помазании Иисуса миром и предательстве Иуды являются основными темами литургии Великой среды. Стихиры на «Господи, воззвах» противопоставляют корыстолюбие Иуды самоотвержению и покаянию грешницы, умывшей слезами и помазавшей миром ноги Спасителя. Самой известной из стихир Великой среды является последняя, автором которой является преподобная Кассия:

«Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость».

Неожиданно тема помазания Христа миром появляется в литургиях восточно-сирийского обряда. Каждение перед чтением Евангелия предваряется молитвой:

«Да смешаются ароматы, исходившие от Тебя, Господи, когда грешная Мария излила благовонное миро на Твою главу, с этим фимиамом, который мы приносим Тебе во славу Твою и ради прощения наших грехов и прегрешений…»

Сюжет в европейской живописи

Данный сюжет вошёл в западноевропейское искусство как составляющая часть иконографии Марии Магдалины. Хотя при желании можно найти несколько изображений женщины, помазывающих голову Иисуса, все же они совершенно теряются в числе картин с омовением ног.

Магдалина изображалась в качестве прекрасной женщины, блудницы, в дорогих одеяниях и с роскошными неприбранными волосами. Она целует ноги Спасителя и обливает их слезами. Данный сюжет встречается в книжных миниатюрах, в станковой живописи, а также в гравюрах, гобеленах и витражах.

В картине Жана Беро (Jean Beraud), написанной в 1891 г. «Христос в доме Симона Фарисея» Иисус изображен в современном художнику интерьерах среди буржуа, одетых по моде XIX в., а у его ног распростерлась модно одетая барышня.

В православной иконописи в качестве отдельного сюжета Омовения ног нет, хотя его можно найти в клеймах. Кроме того, аналогию можно найти в иконописном изображении Марии и Марфы из Вифании, склоняющихся в поклоне к ногам Иисуса в сценах воскрешения Лазаря, которые на некоторых досках кажутся умащивающими его.

(Мк. 14:3). У Ин. 12:2, 3 говорится, что, за шесть дней до Пасхи, в Вифании приготовили Христу вечерю и Марфа служила (ср. Лк. 10:40), а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же (ср. Лк. 10:39), взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Спасателя и отерла их своими волосами (ср. Лк. 7:38). Матфей и Мара не называют по имени женщину, сделавшую это. Из их рассказов нельзя даже вывести, что это была известная вообще кому бы то ни было женщина, потому что пред γυνή нет артикля. Такая неопределенность подала повод к многочисленным и запуганным рассуждениям об этом предмете как древних, так и новых экзегетов. Некоторые, обращая внимание на Лк. 7:38 сл., думали, что в Евангелиях упоминается о четырех женщинах, помазавших Христа. Но Ориген замечает, что их было только три: об одной из них написали Матфей и Марк (nullam differentiam exposiyionis suae facientes in uno capitulo - не противореча нисколько друг другу в одном отделе); о другой - Лука, и еще об одной - Иоанн, потому что последняя отличается от остальных.

Иероним: "никто пусть не думает, что одна и та же женщина помазала голову и ноги". Августин считает женщину, о которой рассказывает Лк. (7:36 сл.), тождественной с той, о которой рассказывает Иоанн (т.е. с Марией, сестрой Лазаря). Помазание совершено было ею два раза. О первом рассказывает только Лука; о втором же одинаково рассказывается тремя евангелистами, т.е. Иоанном, Матфеем и Марком. Таким образом, Августин проводит различие между двумя помазаниями, - тем, о котором сообщает Лк. 7:37-39, и тем, которое было в Вифании за шесть дней до Пасхи, предполагая, что помазавшая женщина была одна и та же. Златоуст смотрит иначе. "Жена эта, по-видимому, есть одна и та же у всех евангелистов; в действительности же не так, но у трех евангелистов, мне кажется, говорится об одной и той же, у Иоанна же - о другой некоторой чудной жене, сестре Лазаря".

Феофилакт: "некоторые говорят, что было три жены, помазавшие Господа миром, о которых упомянули все четыре евангелиста. Другие же полагают, что их было две: одна, упоминаемая у Иоанна, то есть Мария, сестра Лазаря, а другая - та, которая упоминается у Матфея и которая тождественна с упоминаемою у Луки и Марка".

Зигабен: "три женщины помазали Господа миром. Одна, о которой говорит Лука, бывшая грешницей... вторая - о которой говорит Иоанн, по имени Мария... третья же та, о которой одинаково повествуют Матфей и Марк, которая подошла (ко Христу) за два дня до Пасхи в доме Симона прокаженного". "А если, - говорит Августин, - Матфей и Марк говорят, что женщина вылила миро на голову Господа, а Иоанн - на ноги, то здесь, по-видимому, нет противоречия. Мы думаем, что она помазала не только голову, но и ноги Господа. Может быть, кто-нибудь возразит в клеветническом духе, что, по рассказу Марка, она разбила сосуд пред помазанием головы Господа и что в разбитом сосуде не осталось мира, которым она могла бы помазать также и ноги Его. Но тот, кто высказывает такую клевету, должен заметить, что ноги были помазаны прежде, чем разбит сосуд, и что в нем оставалось достаточно мира, когда, разбив его, женщина вылила все остальное масло".



У позднейших экзегетов встречаются подобные же разнообразные мнения. Кальвин предписал своим последователям считать два рассказа (один у Матфея и Марка и другой, у Иоанна) тождественными. Но Ляйтфут говорит: "удивляюсь, каким образом кто-нибудь может смешивать оба эти рассказа". Даже Цан выводит из рассказа Матфея, что "женщина не жила в доме Симона" (dass das Weib keine Hausgenossin des Simon war). Другие экзегеты говорили, что если бы рассказываемое у Матфея и Марка произошло в доме Лазаря, а не Симона прокаженного, то ученики не стали бы "негодовать" (ήγανάκιησαν - άγανακτοΰντες; Мф. 26:8, Мк. 14:4), потому что это значило бы негодовать на одну из хозяек, которая их приняла. Объяснение этого будет дано в следующем стихе. Теперь же на основаниях, приведенных выше, скажем, что рассказы Матфея, Марка и Иоанна следует считать тождественными. Противоречие между Матфеем и Марком, по которым женщина помазала голову Христа, и Иоанном, что - ноги, не настолько велико, чтобы отрицать тождественность их рассказов. Могло быть и то и другое, причем Матфей и Марк сообщили об одном, а Иоанн о другом. При этом нет надобности даже предполагать, что четвертый евангелист намеренно поправил своих предшественников и что предпочтение следует отдать только его рассказу. Можно только утверждать, что пример женщины, о которой рассказывается у Луки, был прецедентом и вызвал подражание. Но рассказ Лк. 7:36 сл. совершенно отличен от настоящего.

Слово άλάβαστρον (αλάβαστρος, αλάβαστρος) встречается в Новом Завете только в трех местах (Мф. 26:7; Мк. 14:3; Лк. 7:37), и значит, собственно, алебастр, а затем алебастровый сосуд, алебастровая банка. Такие сосуды употреблялись для сохранения благовонных мазей. Плиний (Н. N. 3:3) говорит, что unguenta optime servantur in alabastris (благовонные масти прекрасно сохраняются в алавастровых сосудах). В числе даров, посланных Камбизом эфиопам, Геродот упоминает об алабастровом сосуде с миром (μύρου άλάβαστρον, Ист. 3:20). Об обычае помазания головы см. Еккл. 9:8. Замечательно, что, говоря о помазании Христа, Матфей не упоминает, что женщина возливала его (т.е. миро) на голову, а пропускает это слово. Конструкция стиха не одинакова у Матфея и Марка. У последнего κατέχεεν αύτοΰ της κεφαλης; у Матфея κατέχεεν επί τής κεφαλής αύτοΰ άνακειμένου. У Марка, таким образом, обыкновенная "после - гомеровская" конструкция, просто с родит., у Матфея позднейшая - с επί Ανακειμένου считают родительным самостоятельным и отдельным от αύτοΰ. Это сомнительно. Из двух разночтений πολυτίμου (многоценного или драгоценного) и βαρύτιμου (то же значение) следует предпочесть первое, которое доказывается лучше.

8. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

(Мк. 14:4; Ин. 12:4). У Иоанна говорится, что "вознегодовали" не ученики, а один Иуда. Если, говорят, у Марка в предыдущем стихе, где женщина разбивает сосуд, дело представлено грубо, то в таком же виде оно представлено и в настоящем стихе. Об этом свидетельствует άγανακτοΰντες (у Матфея ήγανάκτησαν), грубое выражение, совершенно нарушающее тонкость и гармонию всего рассказываемого события. Иоанн не говорит ни о разбитии сосуда, ни о негодовании учеников, а только об Иуде, с объяснением причин, почему Иуда говорил так. Но слово άγανακτειν, по-видимому, здесь не так сильно, как в русском и славянском переводах. Оно значит здесь просто волноваться, быть недовольным. Алавастровый сосуд с миром был πολύτιμος - многоценен или драгоценен. Стоимость его Иуда оценивает в триста динариев (Ин. 12:5) - около 60 рублей на наши деньги. Ввиду слишком недавних, запомненных учениками, учений Самого Христа о том, что помощь алчущим, жаждущим и проч. равнялась помощи Самому Царю, нам становится вполне понятным, почему ученики могли быть недовольны. Особенно же недоволен был Иуда, как человек, сильно любивший и ценивший деньги. Могло быть, что в настоящем случае его недовольство было заразительно и для других учеников. Как у людей, не привыкших к сдержанности, недовольство это вылилось наружу и было заметно для самой совершавшей помазание женщины (ένεβριμοΰντο αύτη - Мк. 14:5). Женская любовь Марии возвысила ее над всем обществом учеников Христа; и то, что было противно, может быть, требованиям суровой логики и черствого рассудка, было вполне согласно с требованиями ее женского сердца. Нужды нет, что на это приходилось истратить столько, сколько нужно было, чтобы накормить не только толпу нищих, но и устроить хороший пир для прибывших гостей.

Ориген замечает: "если об одной Марии написали Матфей и Марк, и о другой - Иоанн, а о третьей - Лука, то каким образом ученики, однажды получившие по поводу ее поступка выговор от Христа, не исправились и не прекратили своего негодования по поводу поступка еще одной женщины, делающей подобное?" Ориген не решает этого вопроса, или, лучше, решает неудовлетворительно. У Матфея и Марка, говорит он, негодуют ученики из доброго намерения (ех bono proposito); у Иоанна - только Иуда, вследствие любви к воровству (furandi affectu); а у Луки никто не ропщет.

Но если у Луки никто не ропщет, то отсюда ясно, что он говорит о другом помазании. А из повторения сообщения о ропоте у Матфея - Марка и Иоанна можно заключать, что рассказанная ими история тождественна.

Что такое алавастровый сосуд с миром? Алавастровый сосуд встречается в Библии дважды, в инцидентах с участием женщины, одна из которых была Мария из Вифании, которая принесла мазь в тубах, чтобы помазать Иисуса. Греческое слово поле перевода «алебастр», может означать также «фляга,», «флакон». В других переводах может означать «ваза».

Женщина с алавастровым сосудом. Роль в жизни Иисуса

Тот факт, что обе женщины драгоценно несли алавастровый сосуд с миром, чтобы помазать Иисуса. В Библии, Матфей 26:6-13, Марк 14:3-9, и Иоанн 12:1-8 все описывали одно и то же событие с участием Мария из Вифании, сестры Марфы и Лазаря, в доме Симона Прокаженного, который был исцелен Иисусом и стал одним из его последователей. Это событие произошло в Вифании за несколько дней до распятия, поэтому Мария пришла, чтобы помазать Иисуса мазью. «Она вылила духи на моем теле, заранее подготавливая к погребению» (Марк 14:8).

С другой стороны, от Луки 7:36-50 говорится о доме Симона Фарисея, а не о доме Симона Прокаженного. Это событие произошло примерно за год до распятия Христа в окрестностях Галилеи (от Луки 7:1, 11). Женщине здесь было прощено много грехов, но ее имя не дано.

Алебастровый камень часто встречается в Израиле. Это тяжелый камень, напоминающий белый мрамор и называется одним из драгоценных камней, используемых в отделке храма Соломона (1 Паралипоменон 29:2). В песни песней: возлюбленный человек описан, как имеющий ноги, как «колонна алебастра» (ЕСВ) или «колонна из мрамора». Поэтому сосуд двух женщин, используемых для перевозки благовонным масел сделан из белого мрамора. Мази, масла и духи были в сосуде из алебастра, который держал их чистыми и нетронутыми. Многие сосуды были запечатаны воском, чтобы предотвратить испарение духов. Когда Мария, женщина с алавастровым сосудом разбила его, «дом наполнился благоуханием духов» (Иоанна 12:3). Алебастр был достаточно сильным веществом, чтобы сохранить аромат масла или духов до момента его использования.

«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала»

Марк. 14:3-9.

Об этой чудесной истории повествуется во всех четырех Евангелиях. Несомненно, это событие, имело большое значение в жизни Иисуса, когда Он жил на земле и, окруженный Своими учениками, проповедовал Царство Небесное. Стоит отметить, что произошло это, как раз перед праздником Пасхи, после которого Иисуса распяли. По обычаю того времени люди возлежали за трапезой, а гостя, обычно, окропляли несколькими каплями благовонных масел.

Из этой библейской истории мы видим, что пришедшая с полным сосудом мира женщина, разбила этот сосуд и употребила все масло для Иисуса. Иисус одобрил это и утвердил женщину, чтобы она не смущалась, так как некоторые вознегодовали. Более того, Иисусом было обещано, что память об этом поступке будет жить в роды. Для Церкви эта история, это Слово является пророческим .

Как мы уже отметили, сама эта история произошла в последние дни жизни Иисуса на земле. И Церковь Божья сегодня доживает свои последние дни на этой земле. Открывая или освящая Своим Божественным светом эту историю, Дух Святой желает научить нас тому, чего ожидает от нас Господь.

Женщина является прообразом Церкви последнего времени, которая имеет все драгоценные ресурсы, дарованные нам Святым Духом. Алавастровые , глиняные , гипсовые сосуды – это прообразы слуг Божьих, составляющих Церковь и готовых принять и сохранять в себе драгоценное нардовое масло, оставаясь закрытыми и запечатанными для сего мира. Нардовое масло действительно было очень дорогим, так как поставлялось из далекой страны – Индии. Дух Святой, так же дорог и бесценен для Церкви, так как послан нам из Вечности, чтобы наделять Тело Христа ресурсами Неба.

Дух Святой обращает наше внимание на настоящее посвящение этой женщины, на ее истинную любовь к Господу. Только Церковь Божья, наполненная Святым Духом, имеет сегодня в себе плод истинной любви к Господу. Сила Божья, действующая в наших сердцах, побуждает нас жертвовать свои сосуды для Работы Божьей. Каждый день мы умираем для себя, чтобы прославлялся не человек и его проекты, а имя Господа и Его Работа.

То, что совершила эта женщина, не было делом нескольких мгновений. Поэтому, все возлежавшие, могли четко видеть, как она спокойно и осознанно вскрыла (разбила) сосуд, отломив горлышко. Сосуд был сокрушен, и это дало ей возможность излить дорогое масло на голову Иисуса, помазать Его ноги. Женщина совершила это перед всеми, она была уверена в своих действиях, и никто не мог ей воспрепятствовать. Некоторые же недоумевали и вознегодовали.

Плотский человек думает о плотском: «Ради чего такая трата?! Ведь это годовой заработок!» Женщина выглядела безумной в глазах человека. Но в ней действовала любовь без остатка, она имела полное посвящение. Сегодня, верные слуги Божьи, также выглядят безумными в глазах этого мира. Мир не может понять, для чего мы тратим свое время, спеша в служение. Зачем просыпаемся так рано ради молитвы. Люди мира не видят в нас никаких перемен, так как оценивают только внешнее, и поэтому считают нас безумцами. Но оценка этого мира не мешает нам совершать свое спасение. Слава Господу, за Дух Святой, живущий в нас, делающий нас такими сильными, крепкими внутри, и потребными для Работы Божьей!

Иисус обращается к окружающим, говоря: «Она доброе дело сделала для Меня» . Церковь Божья всегда стремится исполнить волю Господа. Мы сокрушаем свои сосуды для того, чтобы ничто не мешало нам слышать голос Божий, поклоняться Господу, жить в повиновении Духу Святому, совершать спасение в Откровении и силе Божьей.

Мир и разум всегда будут диктовать свое: «Зачем такие траты? Просто читай Слово, молись, постись, веруй, по воскресеньям ходи в служение. Этого достаточно. Посмотри сколько «нищих» вокруг, иди и раздавай им хлеб из булочной» . Это говорит мир, человеческая плоть и разум. Для человека так жить проще и не надо никакого посвящения. Есть настроение, раздаю булочки, нет настроения – не раздаю. Все просто. Но Церковь Божья не зависит от обстоятельств, не зависит от того, что происходит в мире. Она не принимает мирских мнений и суждений. Божья Церковь призвана исполнять волю Божью и быть внимательной к тому, что говорит Дух Святой в это последнее время.

Бог желает спасти нас и поэтому открывает нам Свою тайну. Секрет Его Работы в последнее время и Его воля сокрыты в 8-ом стихе: «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» . Когда сердце человека очищено, когда сосуд сокрушен, масло разливается по всему телу. Когда каждый человек в Теле Христовом умирает для себя, то через него начинает действовать Дух Святой, распространяясь на все Тело. В этом заключается Божья воля, как для каждого слуги отдельно, так и для всей Церкви в целом. Сегодня Дух Святой готовит Тело Христово к переходу, в Воскресение Господне .

Сегодня Божья Церковь последних дней имеет все силы, возможности, ресурсы, переданные нам из Вечности Святым Духом для того, чтобы исполнять волю Божью: «Она сделала, что могла ...» . Церкви дано Откровение о Теле, в котором мы имеем возможность совершать свое спасение. Конечно же, Божьи откровения не делают нас святыми, мы остаемся людьми грешными, но Господь умер за нас.

В Евангелии от Луки мы читаем, что люди возлежавшие знали о том, что эта женщина была грешная, и ей не должно было прикасаться к Господу. Но Иисус сказал: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи» Лук. 7:47-48 . Да, все мы грешны пред Богом, но Господь прощает нам грехи наши и очищает нас Своей жертвенной Кровью, подготавливая Невесту Духом Святым к встрече с Женихом.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Поделиться: