Памятник античной культуры – Пантеон в Риме (храм всех богов). Храм всех богов в Риме: название, фото, описание

Одно из немногих строений, сохранившихся со времен Древнего Рима и до наших дней, ежедневно притягивает к себе тысячные толпы туристов. За свою многовековую историю Пантеон - храм всех богов в Древнем Риме — пережил множество преобразований, но при этом сохранил свою мощь и величие.

История достопримечательности

Своему появлению Пантеон в Риме обязан Агриппе (Марк Випсаний Агриппа), зятю императора Октавиана Августа. Изучавший в свое время искусство зодчества, Агриппа совершенствовал свои навыки, расширяя городские улицы, разбивая сады и парки, строя термы и городские здания.

В честь победы Рима на мысе Акций, окончательно утвердившей власть императора, Агриппа на народные деньги построил римский Пантеон – первый храм, посвященный главным богам: Юпитеру, Венере, Меркурию, Марсу и другим богам-олимпийцам.

Само название – Пантеон – имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «храм всех богов».

Это был новый шаг в жизни города. Ранее римляне не допускались в храмы, их могли посещать только жрецы, и то далеко не все. Сейчас любой горожанин мог посетить храм и поклониться своим богам.

После пожара в (80 год нашей эры) святилище имело вид крайне жалкий. Сносить его не стали, надеясь со временем отстроить. Но новый пожар завершил начатое, оставив после себя лишь руины бывшей храмовой постройки .

К счастью, император Адриан приказал отстроить на месте бывшего новый комплекс . К тому же, к удивлению современников, он не стал приписывать себя заслугу строительства нового римского Пантеона: на фронтоне здания автором постройки значится Агриппа («Марк Агриппа воздвиг это»).

Во времена гонения язычников строению грозила серьезная опасность быть разрушенным недовольными жителями-христианами – зачем посреди христианского города языческий храм? Благодаря своевременному вмешательству Папы Римского Бонифация IV, который освятил Храм и тем самым сделал его христианским, римский Пантеон богов удалось спасти. Туда же были перенесены мощи первых христианских святых .

В эпоху Возрождения Пантеон стал местом для захоронения особо почитаемых людей. Здесь, к примеру, похоронены знаменитые художники Аннибале Караччи и Рафаэль Санти, члены королевских семей – Маргарита Савойская, Виктор-Иммануил Второй и король Умберто II.

Что вы знаете о ? Выясните все о 7 известных возвышенностях, подпирающих великий город.

Фото, описание и много другой полезной информации о Колизее в Риме вы найдете в этой увлекательной .

Архитектура и фото

Округлая форма основной части Храма получилась из-за того, что во времена Древнего Рима на месте постройки будущего храмового комплекса располагался бассейн. Частично разрушенный, но с уцелевшим фундаментом, он стал основой для будущего святилища, строительством которого руководил Агриппа.

Вокруг Храма небольшая площадь была выложены плитами травертина, а фасад здания украшали статуи богов и кариатиды.

После пожара комплекс пришлось восстанавливать, и разрабатывал проект молодой архитектор Апполодор Дамасский . Он же пристроил к основному круглому сооружению портик, где находился вход в храм. Таким Пантеон остался и по сей день.

Ну, или почти таким же. Сегодня нет уже порога из зеленого африканского мрамора , а бронзовую дверь, ведущую в храм, установили только в эпоху Возрождения.

Вход украшает портик с колоннами в греческом стиле . Они являются монолитными и выполнены из гранита и египетского мрамора.

Само здание сложено из травертина (известковые плиты), а снаружи облицовано мрамором. Храм представляет собой круглую ротонду, которую венчает купол (диаметр купола равен 43 метрам). Сама конструкция здания спроектирована таким образом, чтобы купол не давил на здание своей массой, а олицетворял собой небесный свод.

Первоначально купол покрывало множество позолоченных и бронзовых пластин. Но когда при строительстве в Риме Собора Святого Петра не хватило материала для постройки алтаря, их пришлось позаимствовать у Пантеона. Пластины были сняты с купола и переплавлены .

В качестве своеобразной компенсации архитектор Бернини (руководивший строительством Собора) соорудил перед входом в ротонду две небольшие колокольни , которые были прозваны горожанами как «ослиные уши». Позже, в XIX веке, эти колокольни убрали.

В центре огромного купола – «окулус» (небесное всевидящее око), округлое отверстие диаметром почти 9 метров. С этим отверстием связана своя легенда, согласно которой ее проделали злые духи, заметавшиеся по Пантеону в поисках выхода при первых звуках мессы.

Через «окулус» в храм поступает воздух и свет, причем в полдень свет не рассеивается, а становится почти осязаемым, превращаясь в своеобразный «световой столб». В течение дня свет перемещается по нишам, где установлены статуи богов. Древние римляне считали, что таким образом древним богам воздается честь.

Толщина стен Пантеона – без малого 6 метров. А иначе как выдержать такую мощь купола? Материалом для купола послужили плиты из травертина и легкой пемзы.

Для облегчения конструкции вся ротонда разделена на 5 рядов (каждый ряд имеет по 28 кессонов – углублений), а ярусом ниже – на множество секций и ниш. В некоторых нишах сохранились фрески мастеров эпохи Возрождения (например, автор сохранившейся фрески «Коронование Богоматери» так и остался неизвестным).

Апсиды и ниши алтарей были выполнены в середине XVIII века мастером Алессандро Спекки, а хоры выполнены веком позже Луиджи Полетти.

Лишь небольшой фрагмент ротонды сохранился практически в первозданном виде – с ренессансными рисунками и изящной отделкой стен . Это то, что уцелело после многочисленных реставраций.

Ниши и алтари украшены статуями богов . Ранее стены были покрыты позолотой, сегодня от позолоты мало что осталась, но посетители могут полюбоваться на разноцветную плитку на стенах и мозаичный пол.

Кстати, пол в ротонде не везде ровный : небольшое возвышение по центру и легкий наклон к краям не позволяет воде скапливаться, а благодаря особой дренажной системе под полом (специально сконструированные для этой цели 22 отверстия) в храме нет сырости и влаги.

В центре храма находятся скамьи для молящихся.

Особенности посещения

Несмотря на то, что Пантеон – достопримечательность весьма популярная, нужно соблюдать установленные правила посещения.

  • Во-первых, дресс-код . Пантеон в первую очередь – храм, поэтому даже в жару не допускается одежда открытая (майки и шорты).

    У входа в святилище стоит корзина с большими платками, которые можно обернуть вокруг себя или набросить на голову. Конечно, за всеми туристами уследить невозможно, но лучше, если никто не сделает замечаний по поводу неподобающего внешнего вида.

  • Во-вторых, нельзя проносить в храм еду и напитки , этим можно вызвать огромное недовольство служителей Пантеона.
  • И обязательно отключить мобильные телефоны . Зато фото- и видеосъемка разрешена к радости многих посетителей.
  • Несмотря на то что дожди в Риме не такое уж частое явление, на случай дождя можно взять с собой зонтик – через «окулус» в храм попадает дождевая вода.
  • Храм этот действующий, и любой желающий может посетить католические мессы, которые проводят по субботам в 17.00, а в дни церковных праздников – в 10.30 . Расписание служб и торжеств можно найти на стене у входа.

— отличный национальный парк Италии, который стоит посетить любителям самобытной культуры и отсутствия автомобилей.

Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его.

Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

Экскурсия

Для тех, кто собирается в Рим, рекомендуем экскурсию “Античный Рим - путь в прошлое “. Эта экскурсия станет идеальным путешествием в прошлое, после которого уже сложно будет смотреть на город прежним взглядом.

История Пантеона

Кем построен

Пантеон возвели в 27 году до нашей эры. Храм воздвиг Марк Агриппа, родственник императора Августа. Пантеон в древнем Риме – уникальное по сложности сооружение в своё время: задумка архитектора является прогрессивной и в наше время. Также впечатляет сложность исполнения: купол диаметром в 44 метра построить 2 тысячелетия назад – задача не из простых.

Строительство храма

Перед строительством Пантеона на этом месте функционировал округлый бассейн, но после пожара император решил отдать дань богам и построил храм всех богов (именно от бассейна Пантеон берет свои округлые формы). Архитектором проекта выступил Апполодор Дамасский, который решил пристроить еще к цилиндрическому зданию вход в виде портика, тем самым придав сооружению нынешний вид.

Схема построения Пантеона

О нем слагали стихи к нему стремятся туристы, приехавшие в Италию, его изображения везут на родину на фотографиях и открытках. Расположенный в Риме Храм всех богов (или, как называется сейчас это сооружение, Пантеон) на момент своего возведения был посвящен главным богам, почитавшимся в Величественная постройка является одним из известнейших архитектурных памятников античного периода, сохранившихся до наших дней. Шли годы, менялся мир, и после падения империи языческое святилище было освящено как христианская церковь святой Марии и Новомучеников.

История. Первый Пантеон - Пантеон Агриппы

Первый Храм всех богов в Риме был построен еще между 27 и 25 годом до нашей эры. Несмотря на то что строительство велось на территории Римской империи, название Храма всех богов в Риме происходит от греческих слов: "пан" - "всеобъемлющий", и "теон", что в переводе означает "божественный". Он был посвящен главным богам римлян:

  • Юпитеру - верховному богу-громовержцу, которому в греческой мифологии соответствует Зевс.
  • Нептуну - богу морей и землетрясений, греческий аналог - Посейдон.
  • Марсу - богу войны, ему соответствует греческий Арес.
  • Венере - богине любви и красоты, Афродите в Элладе.
  • Плутону - богу подземного аналог - Аид.
  • Меркурию - вестнику богов, покровителю торговцев и путешественников (Гермес в Древней Греции).
  • Сатурну - титану времени, греческий вариант - Кронос (Хронос).

Руководство строительством взял на себя близкий друг и зять императора, консул Марк Агриппа, о чем свидетельствовала выложенная бронзовыми буквами надпись на здании. Первый Пантеон был обращен фасадом на юг и имел форму прямоугольника. Главным украшением фасада римского Пантеона были колонны и кариатиды - статуи одетых женщин, заменявшие собой колонны, впервые появившиеся в Древней Греции. Напротив Пантеона, на противоположной стороне площади, стоял храм Нептуна. По крайней мере именно это описание Храма всех богов в Риме дошло до нас.

Первый римский Пантеон сгорел во время пожара в первом веке нашей эры, но, как и множество других храмов, был отстроен при императоре Домициане, а его остатки сейчас располагаются на глубине около двух с половиной метров.

Постройка современного Храма всех богов в Риме

Восстановленный при Домициане Пантеон Марка Агриппы был окончательно разрушен при правлении из-за того, что в него ударила молния, поэтому при императоре Адриане, который хотел, чтобы "это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу", он был полностью перестроен.

Согласно маркировке на кирпичах, из которых сложен храм, его строительство велось в первой половине второго века нашей эры. Архитектором выступил один из крупнейших зодчих того времени Аполлодор Дамасский, руководивший строительством значимых сооружений (среди них Термы и Триумфальная арка) не только при Адриане, но и до него, при Траяне.

Архитектурные особенности

В отличие от своего предшественника, Пантеон Аполлодора был ориентирован на север, да и размеры его существенно возросли. Более того, в новом проекте к архитектурной композиции был добавлен подиум из восьми ступеней. храма способно вместить в себя сферу - идеальную модель Вселенной - диаметром 43 метра. Сама архитектура Храма всех богов отражает представления римлян об устройстве мироздания. Стены храма достаточно толстые, а их состав меняется вместе с высотой - внизу они более плотные, а верхняя их часть состоит из более легких материалов.

Конечно, наиболее известен вид с фасада - на большинстве фото Храма всех богов в Риме можно рассмотреть шестнадцать высоких колонн, на которых покоится треугольный фронтон. На фронтоне присутствует та же надпись, что и на Пантеоне Агриппы. Под фронтоном есть отверстия, с помощью которых крепилось бронзовое изображение символа власти - орла с распростертыми крыльями, который держит в клюве дубовый венок. Множество украшавших фасад бронзовых изображений работы Диогена Афинского позднее использовали при работе над Базиликой Святого Петра, многие люди в то время считали этот поступок варварским.

Пантеон после падения империи

После краха Римской империи Пантеон избежал уничтожения только благодаря тому, что в 608 году нашей эры был превращен в церковь папой Бонифацием IV, который годом позже освятил его в честь Святой Марии и Мучеников. Название было обусловлено тем, что именно сюда перевезли мощи из римских катакомб. Примерно через сорок пять лет император Константинополя Констант II вывез из бывшего Храма всех богов бронзовые декоративные элементы и позолоченную черепицу, которую заменили свинцовой лишь спустя почти два века после визита константинопольского монарха. Кроме того, после того как Пантеон стал христианским храмом, были уничтожены все предметы языческого культа римлян, изображения римских богов. В храме воздвигли алтарь, появились скульптурные изображения святых, фрески на библейские сюжеты.

В последующие годы судьба этого величественного сооружения тоже была незавидной. Длительное время он пребывал в запустении, как, например, во время В какой-то период он оказался в центре борьбы между знатными римскими семьями Колонна и Орсини, выполняя роль крепости.

Кто похоронен в Храме всех богов?

Эпоха Возрождения принесла традицию хоронить в крупных соборах выдающихся людей своего времени. Не обошла она стороной и Пантеон, где нашли свой последний приют многие живописцы Ренессанса, среди которых один из величайших мастеров своей эпохи - Рафаэль Санти, который лежит здесь вместе со своей невестой Марией Биббиеной, архитектор Бальдассаре Перуцци, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь же покоятся Савойской династии. В бывшем Храме всех богов похоронен первый из королей объединенной Италии - Виктор Эманнуил II, Отец Отечества, как гласит надпись на его надгробии. Он был прославлен своим усердным трудом на благо страны и своей борьбой за ее единство. Сын и преемник объединителя Италии, король Умберто, застреленный в 1900 году, также похоронен в Пантеоне, рядом со своим отцом. Спустя тридцать шесть лет в Пантеоне была похоронена и супруга Умберто, королева Маргарита. Караул у королевских захоронений обеспечивают на добровольных началах представители Национального института почетной охраны.

Экскурсии в Пантеон

В Пантеон можно прийти как с организованной экскурсией, например во время тура по Риму, так и зайти самостоятельно, своими глазами увидев величие античной архитектуры. Вход в храм открыт с половины девятого утра до половины восьмого вечера и абсолютно свободен, однако он закрывается для посетителей 1 января, 1 мая и 25 декабря - в дни государственных праздников. Находится Пантеон на Пьяцца делла Ротонда (Piazza della Rotonda). Однако есть ряд деталей, которые необходимо учитывать при посещении.

О чем следует помнить, посещая Пантеон?

Если кто-то решит посетить, находясь в Риме, Пантеон - Храм всех богов, он должен помнить о том, что нужно соблюдать некоторые правила.

  • В Пантеоне в первую очередь следует соблюдать дресс-код, поскольку он является действующим храмом. Одежда должна быть закрытой. В крайнем случае можно обернуть вокруг себя один из платков из корзины рядом со входом.
  • В храм нельзя проносить еду и напитки.
  • Обязательно нужно отключить мобильный телефон. Но при этом в храме можно фотографировать и записывать видео.

Любопытные факты

Одной из важных отличительных черт рассматриваемого нами культурного объекта был тот факт, что Храм всех богов в Древнем Риме был единственным местом, куда мог прийти абсолютно любой житель города и помолиться своим богам. Это было новшеством, потому что до этого в храмы имели доступ только жрецы.

Только раз в году - в день летнего равноденствия, 21 июня - солнечный свет, проходя через "Глаз Пантеона" (круглое отверстие в центре храмового купола), освещает входящих в храм людей. В остальные дни в полдень солнечный свет образует своего рода "столб", а в прочие часы поочередно освещает ниши со скульптурами святых, где ранее были установлены статуи богов.

Округлая форма основной части Пантеона обусловлена тем, что когда-то на этом месте располагался бассейн, чей фундамент и стал основой для храма, возведенного Агриппой.

Одно из наиболее примечательных сооружений античности – Пантеон в Риме – представляет собой до сих пор непревзойденный шедевр купольной архитектуры, несмотря на то, что за свою историю пережил немало преобразований. Благодаря отличному состоянию, по сравнению с другими древними памятниками столицы Италии, он позволяет посетителям представить истинное величие Римской империи, не прибегая к помощи воображения.

История Первого Римского Пантеона

В том, что Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г. н.э.) «принял Рим глиняным, а оставил его мраморным» есть и немалая заслуга Марка Випсания Агриппы (63 г. до н.э.-12 г. до н.э.) – ближайшего друга и зятя императора, государственного деятеля и полководца.

Пантеон позволяет посетителям представить истинное величие Римской империи

Помимо реставрации изрядно обветшавшей Большой Клоаки Агриппа, изучавший ранее искусство зодчества во время службы в македонском легионе, строил термы и портики, разбивал сады и расширял улицы. А после 27 г. до н.э., в честь победы при мысе Акций, утвердившей единовластие Августа, построил на свои средства первый Римский Пантеон на Марсовом Поле, то есть храм, посвященный наиболее почитаемым богам рода Юлиев: Юпитера, Венеры, Марса, Меркурия, Нептуна, Плутона и Сатурна.

Предположительно здание было возведено по образцу конических этрусских святилищ или же имело традиционную форму параллелепипеда. Как бы там ни было, но ранее подобных храмов в Риме не было. Обряды и жертвоприношения проводились на площадях, но внутрь зданий могли заходить только жрецы. Теперь же храм могли посещать и простые римляне.

По свидетельству римского историка Диона Кассия, Агриппа собирался установить в храме, кроме статуй богов, еще и статую Августа. Однако император счел такой жест преждевременным. Вместо этого в Пантеоне появилась статуя Юлия Цезаря, обожествленного после гибели.

Пантеон в Риме: две тысячи лет гармонии

Не исключено, что Римский Пантеон был бы сейчас в руинах подобно многим замечательным сооружениям, которыми, например, некогда гордился . После пожара 80 г., произошедшего как нельзя кстати для императора Тита, достраивавшего в ту пору и нуждавшегося в свободных участках, Пантеон имел крайне жалкий вид. Тем не менее, сносить его не стали, но очередной пожар в начале II в. довершил разрушения. К счастью, императором в те годы был Адриан – филлэллин, путешественник и меценат.

По его распоряжению Пантеон был восстановлен. Однако получившееся в итоге здание было абсолютно не похоже не только на своего предшественника, но и на все то, что возводилось до этого на территории империи. К чести Адриана, он не стал приписывать себе идею сооружения храма в честь всех почитаемых богов. И сегодня на фронтоне здания все так же можно увидеть имя первого строителя – Агриппы.

У входа в Римский Пантеон посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана

Римский Пантеон построен в форме огромной ротонды, увенчанной огромным куполом. В обширное внутреннее помещение ведет портик с 16 колоннами. Освещается храм посредством опеона (сквозного окна) в куполе диаметром около 9 м. Диаметр самого купола – 43,5 м, внутренний диаметр ротонды – тоже 43,5 м, а высота всего сооружения – 42,7 м.

Такая гармоничная конструкция, по мысли архитектора (по одной из версий им был Аполлодор из Дамаска, по другой – сам Адриан) должна была символизировать совершенство на земле, сотворенное не богами, но людьми.

Перед входом в Пантеон Адриан повелел возвести и триумфальную арку. Таким образом, каждый, кто собирался войти в храм, становился триумфатором, почти равным самим богам. Можно сказать, что – это наглядная иллюстрация идей европейского Возрождения, с поправкой на языческое происхождение здания.

Полы Пантеона, выложенные порфиром, остались нетронуты временем

Храм выполнял свое предназначение вплоть до распространения христианства. Ни у варваров, ни у религиозных фанатиков не поднялась рука разрушить Пантеон в Риме, а 1 ноября 609 г. он был освящен папой Бонифацием IV и стал приходской церковью Святой Марии и Мучеников. С тех пор 1 ноября христиане и стали праздновать День всех Святых.

С XIV в. Римский Пантеон стал служить крепостью. Времена были неспокойными, а стены здания – практически неприступными (их толщина – более 6 м, а глубина фундамента – 7,3 м). Позже он снова стал церковью. Богослужения проводятся по большим праздникам и в настоящее время. Во время молебнов из «ока Бога», опеона в куполе, служки сбрасывают лепестки роз, что символизирует схождение Духа Святого.

Пантеон в Риме снаружи и изнутри

Нельзя сказать, что почти за 2000 лет, прошедшие со времени возведения Пантеона, его внешний вид и интерьеры остались нетронутыми. Здание по-прежнему облицовано мрамором, но внутри, в нишах, явственно видна кирпичная кладка.

Реконструкции (например, замена трех колонн портика фасада) проводились как в целях поддержания здания в надлежащем виде, так и для того, чтобы «залатать раны» храма, полученные им в результате демонтажа из-за нехватки средств у пап на строительство новых сооружений.

Так, купол Пантеона снаружи и изнутри изначально был отделан позолоченными бронзовыми пластинами и украшениями. Но в XVII в. при обустройстве интерьеров , а точнее, для алтарного балдахина (скульптор Бернини) не хватило материалов, и пластины с украшениями были сняты и переплавлены.

Купол Римского Пантеона

Несколько позднее папа Урбан VIII, чтобы некоторым образом «компенсировать» ущерб приказал Бернини возвести по краям фронтона 2 колоколенки. Насмешливые римляне немедленно прозвали их «ослиными ушами», а про папу сложили пословицу, основанную на игре слов: «Что не разрушили варвары, разрушил Барберини». Колокольни были демонтированы только в XIX в.

Цветной мрамор, которым облицованы стены внутреннего помещения Пантеона, остался нетронутым, как и полы, выложенные порфиром. У входа посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана, что как бы уравновешивает историческую справедливость в отношении здания. Правда, бронзовая дверь, ведущая в храм, уже не имеет отношения к античности: ее установили только во время Эпохи Возрождения. Не сохранился и порог из зеленого африканского мрамора.

У могилы Рафаэля всегда лежат свежие цветы

Впрочем, обо всем этом можно забыть, попав внутрь Пантеона, одновременно и подавляющего своим величием и возвышающего в буквальном смысле слова до небес. Пять рядов кессонов (по 28 в каждом) по окружности купола – это практически схема небесных сфер. По легенде, посетив Пантеон и увидев его купол, Николай Коперник окончательно смог рассчитать параметры гелиоцентрической системы мира.

По окружности ротонды – 6 полукруглых ниш с колоннами (капелл) и 8 выступающих пристроек с нишами (табернаклей). В одной из капелл погребен итальянский король Виктор-Эммануил II, «отец Отечества», а в одном из табернаклей находится могила Рафаэля, возле которой всегда лежат свежие цветы.

Вход в Римский Пантеон бесплатный. И, разумеется, толпы желающих полюбоваться на интерьеры храма или отдать дань памяти Рафаэлю с каждым годом только увеличиваются. В связи с этим Пантеон, ранее закрытый по воскресеньям, теперь работает ежедневно. В будни и субботу – с 8.30 до 19.30, в воскресенье – с 9.00 до 18.00. Пантеон закрыт для посещений 1 января и 25 декабря.

Зимой наплыв посетителей чуть поменьше, но это не значит, что стоять в очереди к входу не придется. Так что в любом случае лучше приходить к открытию, с утра или же поселиться в одном из отелей в непосредственной близости от Пантеона .

Внутренняя отделка Пантеона выглядит очень внушительно

Дождь, несмотря на отверстие в куполе, не станет помехой для осмотра: в полах Пантеона есть отверстия для слива. Но зонтик в пасмурную погоду лучше захватить. А вот что с собой брать не стоит, так это различные напитки и еду: храм все-таки. И как в любой храм, в Римский Пантеон не допускаются посетители, нарушающие дресс-код. Руки и ноги не должны быть открытыми даже в жару.

Пантеон в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пантеон - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.

Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».

Архитектура

Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.

По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.

Как попасть

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, пока что посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро - Barberini.

Сегодня при желании в Пантеоне можно даже пройти обряд венчания. Романтичные виды на могилу Рафаэля и надгробия первых итальянских королей прилагаются.

Поделиться: