Храм Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших. Эпископио. Кипр. На Кипре откроется единственный православный храм «в русском стиле

Многотысячная община русских десятки лет обживает гостеприимный Кипр; русские ходят в храмы Кипрской Православной Церкви, на Кипр командируют русскоговорящих священников. У старейшего русского прихода на острове скоро появится собственный дом - камень в закладку храма освятил Патриарх Кирилл.

Пятиглавый храм в русском стиле

9 июня патриарх Кирилл, совершающий четырехдневный визит в Кипрскую Православную Церковь, освятил закладку русского храма во имя святителя и чудотворца Николая в городе Лимассоле, называемом на острове "русским городом".

Первая литургия на церковно-славянском языке была совершена местной общиной еще в 1995 году на Троицу. Теперь богослужения совершаются каждую субботу и воскресенье, на великие и двунадесятые праздники, каждый четверг поется акафист Святителю Николаю, каждую пятницу дается время для подробной исповеди. До сих пор верующие собирались либо в храмах Кипрской православной церкви, либо в "молельном доме" - деревянной часовенке рядом с местом строительства будущего храма, подаренной русской общине на Кипре Юрием Лужковым. Здесь по четвергам читают акафист, но литургию не проводят.

Сруб доставили на самолете, собирали здесь ночью, все было довольно таинственно, и на следующее утро появился слух, что русские привезли сюда SS-300, - смеется настоятель будущего храма священник Виктор Зогий Виктор. Небольшой деревянный храм – точная копия старейшей из сохранившихся на Руси деревянных церквей XIV века – Лазаревской церкви Муромского монастыря.

К строительству собственного храма община шла 18 лет при том, что согласие как Русской, так и Кипрской Православных Церквей было получено сразу же. В эти годы литургию служили в храме святого Стилиана, а в 2010 году русская община вынуждена была переехать в храм Человеколюбца Христа (район Закаки в городе Лимассоле). В этом же храме по определенным дням совершают богослужения кипрская и румынская общины.

Для окормления русской паствы Московский патриархат направляет в командировки русских священников. Например, отец Виктор Зогий находится здесь уже шесть лет и говорит, что "Лимассольская епархия нисколько не затрудняет жизнь русским священникам".

Проект пятиглавого храма в русском стиле делали в архитектурном бюро Воронцова, - рассказывает будущий настоятель. - В двухэтажном храме разместится не только помещение для богослужений, но и культурный центр для русскоязычной диаспоры. На службе будут свободно размещаться до 500 человек. Сейчас у нас по воскресеньям постоянно бывает около 200 человек, причем многим приходится стоять на улице, что под кипрским солнцем очень тяжело. Причастие длится не меньше получаса, приносят много младенцев.

Воскресная школа при храме уже работает, ее ученики и их родители нередко ездят в совместные паломнические поездки к святыням Кипра. Для взрослых проходят катехизаторские курсы. По традиции Кипрской Православной Церкви, прошение о Крещении подается в Митрополии, и каждый крещаемый (или крестные младенца) проходят курсы - русским назначают для катехизации русскоговорящих священников.

Новый храм будет строиться на возвышенности, члены русской общины считают место "элитным районом" Лимассола, хотя он расположен и не в центре города. Канонически храм будет передан в подчинение Кипрской православной церкви и функций представительства РПЦ выполнять не будет, однако земля и здание будут находиться в собственности Русской ПравославнойЦцеркви. Также богослужение будет совершаться по старому стилю, как в России, несмотря на то, что Кипрская церковь перешла на новый календарь.

Попечительский совет обещает, что долгостроя не будет, и через два года мы уже освятим новый храм, - говорит отец Виктор. - Надеемся, что начало строительства и закладка первого камня побудит людей пожертвовать достаточно средств на завершение работ.

После молебна на освящение закладного камня Патриарх Кирилл призвал всех - и простых людей, и тем более состоятельных - жертвовать на возведение храма, сказав, что передающим средства на такое благое дело отпускаются многие грехи.

Русские на Кипре

Храм святителя Николая в Лимассоле будет первым храмом в собственности Русской Православной Церкви на Кипре, но это не первая община и не первый приход.

Еще один русский приход действует в деревне в десяти километрах от города Ларнаки (загородная земля дешевле, поэтому церковь построили в стороне). Храм здесь построен федерацией профессионального бокса России с партнерами на земле Кипрской Православной Церкви и передан ей в безвозмездное пользование. Последние полтора года эту общину окормляет русский священник Сергий Козлов, служат на славянском языке.

Отец Сергий Козлов рассказывает, что приехал в готовый и расписанный храм - но в нем не было прихожан.

Начинать приходилось без хора, первые три месяца в храме было по 5-6 человек. Кому-то из заходивших однажды я даже звонил, чтобы они продолжали ходить. Сейчас по воскресеньям у нас 80-100 человек, а на Рождество и Пасху еще больше. Недавно на Троицу было 150 человек. У нас открылась воскресная школа для детей и взрослых, для детей издается приходская газета на русском языке.

Как и во многих зарубежных приходах Русской Православной Церкви, в общине - выходцы из всего бывшего СССР: из Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Молдавии.

Наша преподавательница из воскресной школы не всегда знает, на каком языке общаться с детьми. Молодое поколение уже с трудом осваивает русский язык: кто-то предпочитает английский, кто-то греческий, а недавно приехавшие дети понимают только по-русски, - рассказывает отец Сергий.

В приходской газете специально собирают раскраски, загадки, викторины для детей на русском языке. Следующий выпуск уже готовят - к празднику Первоверховных апостолов Петра и Павла. Какие-то материалы пишут сами, какие-то находят в интернете. Патриарху подарили мультик о Ноевом ковчеге, созданный воскресной школой на основе пластилиновых фигурок.

В день вторжения турок на Кипр русская община вместе с греками проводит заупокойное богослужение; молятся и о здравии тех, кто пропал без вести.

Конечно, с 1974 года прошло много времени, но надежда у верующих всегда остается, - рассказывает отец Сергий. - Остров разделен, но мы молимся обо всем острове, об историческом Кипре, о будущем единстве.

Прихожанка русской общины Ирина, приехавшая на Кипр 15 лет назад из Челябинска, сейчас живет в православном благотворительном центре во имя святого Христофора в городе Паралимни. Здесь помогают не только русским и грекам, но и туркам: дают крышу над головой, ежедневно раздают горячие обеды, снабжают продуктами неимущие семьи и СИЗО. "Первый раз столкнулась с благотворительностью с большой буквы, когда сама попала в беду, - говорит женщина. - До того сама относилась к этому предвзято: думала, благотворители преследуют какие-то свои цели".

Таких, как Ирина, членов распавшихся межнациональных браков с детьми на руках, на Кипре много:

Сначала в отношениях с супругом спасал языковой барьер, а потом начали друг друга понимать, и оказалось, что совсем чужие люди с разными культурами. Почему-то только у женщин из Украины семьи с киприотами получаются долговечными. Моя 11-летняя дочь - русская, ни разу в жизни не бывавшая в России. Она одинаково хорошо говорит по-русски, по-гречески и по-английски, потому что с трех лет ходила в англоязычный детский садик. Для детей Кипр - идеальное место, деревня со всеми удобствами, море и чистый воздух плюс бесплатное обязательное образование, - рассказывает Ирина.

На родину поехать ей и хочется, и страшно: Россия сильно изменилась за 15 лет. Кроме того, не с кем оставить ребенка и нет возможности взять дочь с собой, а по Кипрским законам родители, бросившие ребенка хотя бы на два-три дня, сразу лишаются его и могут получить его обратно из органов опеки только через суд.

Русские приехали на Кипр в основном лет 15 назад с большими деньгами и немного "растерялись": купили невыгодную недвижимость, требующую больших затрат на обслуживание, и потом не могли ее продать. Поэтому слово "Кипр" вызывает у многих негативные эмоции, объясняет Ирина. Кроме того, на Кипре трудно заниматься бизнесом, и многие пытаются зарабатывать в других странах, оставив семью на острове.

В Паралимни, где живет Ирина, недавно также был направлен русскоговорящий священник отец Алексий. Каждую субботу на подворье Киккского монастыря в столице Республики Кипр Никосии (рядом с Посольством России) в храме святого Прокопия проводятся богослужения на славянском языке. В Пафосе служит русскоговорящий священник отец Георгий. Здесь выкладывают номера телефонов священников в интернет, чтобы облегчить путь выходцев из русскоговорящих стран к приходской общине.

На Кипре открыты 4 школы для русскоговорящих детей (в столице государства Никосии, в Лимассоле и в Пафосе), во многих государственных лицеях и гимназиях русский язык преподается как иностранный, на всей территории острова доступны три русскоязычные еженедельные газеты.

В Лимассоле, где в субботу был заложен храм во имя святителя Николая, живут около 10 тыс. русских: сотрудники международных компаний, бизнесмены, русские жены в смешанных браках. Всего на Кипре, по разным оценкам, от 10 до 30 или даже 40 тыс. граждан РФ; точных статистических данных нет, поскольку многие из них имеют второе гражданство и не учитываются иммиграционными властями.


Священник Виктор Зогий в часовне на месте строительства русского храма


Проект нового храма в русском стиле - пятикупольное здание с трапезной и образовательным центром в цокольном этаже


Рядом с будущим храмом стоит деревянная часовня - по четвергам здесь читают Акафист Святителю Николаю


Перед освящением закладного камня русского храма


В ожидании освящение закладного камня русского храма


Молебен на освящение закладки русского храма


Будущие прихожане русского храма в Лимассоле


Храм где сейчас совершают богослужения для русской общины

Александра СОПОВА

На Кипре освятят первый православный храм, воздвигнутый в традициях русского зодчества, сообщает РИА Новости. Праздничное событие и открытие храма в честь Апостола Андрея и всех Святых на земле Русской просиявших произойдет 27 марта.

Храм построен для общины русскоязычных православных христиан Тамасосской митрополии Кипрской церкви, пояснил глава секретариата по межправославным отношениям ОВСЦ Московского Патриархата Игорь Якимчук.

По его словам, открытие нового уникального для Кипра храма послужит на благо дружбе русской и кипрской церквей. Русскоязычные приходы на острове уже имеются, но богослужения проходят в храмах, выполненных в греческом стиле, добавил он.

Планируется, что в церемонии открытия примут участие члены правительства Республики Кипр и митрополит Волоколамский Иларион, ожидается выступление хоров Сретенского монастыря и Санкт-Петербургской духовной академии, уточнил Якимчук.

То, что храм посвящен апостолу Андрею и всем святым, просиявшим на русской земле - не случайно. В предании об Андрее Первозванном говорится, что апостол путешествовал из Крыма в Ладогу на своем пути в Рим. По легенде, на месте где в будущем был построен город Киев, апостол предсказал своим ученикам появление славного града и поставил крест.

Летописцы также описывали визит святого Андрея в Новгород, где он просветил языческих жрецов, научил их верить во Христа и разрушил капища с идолами. С проповеди апостола началась на Руси история святости, и все последующие русские святые основывали свою веру на этом прозвучавшем в I веке слове Евангелия.

Праздник всех просиявших в земле Российской святых отмечается во второе воскресенье после Пятидесятницы. В праздничном тропаре российские святые называются «красным плодом спасительного сеяния», по аналогии с притчей о сеятеле, рассказанной Христом, и к Богу возносится просьба по их молитвам сохранить церковь и страну.

Кипрская православная церковь

Согласно церковному преданию Кипрская православная церковь была основана в 47 году апостолом из числа 70-и Варнавой, который до этого долгое время путешествовал вместе с апостолом Павлом и помогал ему нести народам слово Евангелия.

Изначально церковь на Кипре была епархией Антиохийской церкви, и лишь после 431 года стала независимой Поместной церковью с предстоятелем в сане архиепископа. За время своего существования кипрская церковь пережила много испытаний: с VII по X век была под арабским игом, а в конце XII века остров попал под управление крестоносцев. В 1571 году Кипр захватила Османская империя, а православная церковь стала единственной признаваемой новой властью христианской организацией.


Фото: George Groutas (CC by 2.0) В 1821 году жители острова подняли восстание против турок, в ответ на это начались гонения: всех митрополитов в Кипре казнили, а архиепископ Киприан был публично повешен. За пять дней было убито почти полсотни священнослужителей и монахов, а почти все храмы и церковные владения были конфискованы.

Лишь в 1960 году Кипр добился независимости, но через 14 лет треть острова снова заняли турецкие оккупанты. Многим христианам пришлось бежать из своих домов, а оставшихся преследовали. На этой части земли до сих пор сохраняется турецкое влияние, а количество христиан крайне незначительно.

На сегодняшний день Кипрская православная церковь управляется Священным Синодом Церкви Кипра и делится на девять епархий.

Задолго до приближения к самой древней метрополии Кипра - Тамасосской, взгляд невольно притягивается к сияющим на фоне кипрских полей золотым куполам. Недавно (в марте 2017 года) на Кипре была открыта еще одна русская церковь. Построена она в соответствии с канонами и традициями русской православной церкви.

Закажите индивидуальную поездку по православным святыням Кипра

Email:

Skype: elena_skype555

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ НА КИПРЕ

Согласно статистике, на Кипре постоянно проживает около 30 тысяч русско-язычного населения. Почти 20 тысяч киприотов (большинство из них либо получали высшее образование в России, либо женаты на русских женщинах) считают русский язык своим вторым родным языком. Примерно 780 тысяч туристов из России ежегодно отдыхают на Кипре, из которых около 100 тысяч приезжают на остров, чтобы совершить паломничество по древним православным святыням. И потому совершенно естественным является тот факт, что на сегодняшний день на Кипре существует несколько православных приходов, где богослужение проходит на церковно-славянском языке, и для русскоговорящих прихожан построено уже две православные церкви – церковь Богородицы Семистрельной в селении Алефрико, и открывшаяся на днях церковь Андрея Первозванного и Всех святых на земле Российской просиявших, на территории Метрополии Тамассоса.

Торжественное открытие новой церкви состоялось в присутствии президента Республики. На открытии также присутствовали епископы Кипрской и Русской Церкви, духовенство и сотни верующих.

Церемонию открытия возглавил митрополит Тамассоса Исаия, пел хор под управлением монаха Антипы с Афона.

Во время поздравительной речи президент Кипра Никос Анастасиадис поблагодарил господина Вячеслава Заренкова – известного русского мецената, на средства которого и была построена церковь Андрея Первозванного. Никос Анастасиадис наградил российского бизнесмена-миллиардера, владельца ХК «Эталон» Вячеслава Заренкова, учредителя программы «Созидающий мир», высшей государственной наградой Кипра, назвав его «великим благодетелем».

Закажите индивидуальную поездку по достопримечательностям Кипра

с журналистом Еленой Николаевой

Телефон, Ватсап, Вайбер (+357) 99 163 404

Email: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Skype: elena_skype555

Новая церковь, построенная в старинных российских традициях, способна вместить одновременно до 650 прихожан. Ее золотые купола были доставлены из России, как и оконные витражи с изображением русских берез.

Иконостас был расписан художниками из Санкт-Петербурга.

Этот величественный храм был возведен меньше, чем за 2 года.

Стоимость строительства не раскрывается. Согласно подсчетам экспертов на строительство нового храма было потрачено примерно 6-8 миллионов евро. Проект храма был разработан архитекторами из Санкт-Петербурга.

По древней христианской традиции табличка у входа в храм сообщает имя жертвователя, на средства которого храм был построен - Вячеслав Заренков. А в зале богослужений, у входа, расположена картина, на которой Вячеслав Заренков и его семья изображены передающими храм церкви. На этой картине также изображен и нынешний Митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя. В.Заренков говорит, что заказана вторая картина, которая будет изображать передачу храма нынешнему руководству Метрополии Тамассоса, самой древней из девяти Метрополий Кипра.

К слову, храм на Кипре - не первый на счету президента «Эталона». Господин В.Заренков пожертвовал крупные средства и на церкви в родном Санкт-Петербурге, а также открыл деревянную церковь в Сербии.

Вероятно вскоре возле нового храма будет построен дом для паломников, а на базе храма возможно будет открыт русский культурный центр. Пока эти проекты находятся в стадии обсуждения.

А тем временем новая церковь будет жить полноценной жизнью. По просьбе Архимандрита Тамасосской и Орнийской Епархии Серафима мы публикуем официальное объявление:

«Мы рады объявить вам, что начинаются регулярные богослужения в храме Святого Апостола Андрея и Всех Святых в земле Русской просиявших при Тамасосской митрополии. Начало богослужения по субботам в 18.00, будет совершаться Всенощное бдение (Вечерня и утреня вместе), а также таинство Исповеди. Начало утреннего богослужения по воскресеньям в 9.00 (Часы и Литургия). Всем будем рады!»

Закажите паломническую поездку по церквям и монастырям Кипра

с журналистом Еленой Николаевой

Телефон, Ватсап, Вайбер (+357) 99 163 404

Email: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Skype: elena_skype555

При церкви открыта лавка, где посетители смогут приобрести иконы, сувениры и кипрские традиционные сладости.

Рядом с церковью открыта великолепная детская игровая площадка.

Кроме того, при посещении церкви, посетите и замечательный музей византийских икон, открытый в здании Метрополии.

Монастырь апостола Андрея - одна из главных святынь Кипрской православной церкви. Он расположен к югу от мыса Апостола Андрея (по- турецки - мыс Зафер) в самой северо-восточной части острова Кипр на полуострове Карпаз. Монастырь назван так в честь Святого Андрея (Apostle Andreas), который по приданию святых книг был первым кто принял духовный сан по призыву Иисуса. Именно поэтому апостола Андрея еще называют Андрей Первозванный.

Комнаты, где жили монахи, по периметру окружают здание церкви. От церкви можно пройти на площадь, к сводчатой часовне, к чашам со святой водой из родника, а также к старому причалу. Именно к этому причалу в I веке приплыл на своем корабле апостол Андрей, когда он направлялся домой в Палестину из Константинополя. Здесь после долгих молитв апостола забил родник. Святая вода из этого родника излечила сына капитана корабля, у которого было тяжелое заболевание глаз. Позже на месте святого источника был построен монастырь. Основная часть монастыря была построена в XII веке, а в XV веке была достоена часовня.

Первое упоминание мыса Апостола Андрея относится к 1003 году у английского паломника Сивульфа, который описывает небольшой причал «апостола Андрея». Это упоминание показывает, что уже во времена византийского правления имя апостола Андрея связывалось с полуостровом Карпас. Еще одно свидетельство, которое доказывает существование в те века монастыря на Карпасе, относится к 1191 году. Свидетельство принадлежит священнику Бенедикту Петерборскому, который рассказывает, что правитель Кипра того времени Исаак Комнин был захвачен английским королем Ричардом I Львиное Сердце в монастыре возле «мыса апостола Андрея». Кроме того, мыс отмечен на некоторых картах Кипра начиная с 1465 года как мыс апостола Андрея. На старых картах также отмечается и здание церкви под названием «Святой Андрей». Многие путешественники также упоминали о монастыре.

От первоначального храма почти ничего не осталось. На его месте в 1430 году во время латинского господства был постороен новый храм, существующий и поныне. Старый храм находится на 3,5 метра ниже нового алтаря, а ведут в него две каменные лестницы. По форме храм напоминает четырехугольник, а его дверь, что находится на южной стороне, высечена из камня в виде свода.

В 1855 году отец Иоанн Николай Диаку начал строительство нового храма. Новый храм был освящен 15 августа 1867 года при архиепископе Софронии. Храм был построен на пожертвования от верующих Кипра. Храм имеет сводчатый потолок, укрепленный шестью поясами. Здесь находится большой иконостас, который был вырезан из дерева и позолочен. Трон и центральный храмовый амвон тоже вырезаны из дерева. Справа от иконостаса находится резной позолоченный амвон с иконой святого Андрея. В монастыре также хранятся несколько старинных икон 19 века и другие святыни того периода.

Существует легенда, что монастырь стал местом паломничества после вещего сна Марии Георгиу в 1895 году. Согласно легенде, по истечении семнадцати лет после исчезновения ее сына, она увидела вещий сон, где апостол Андрей указал ей путь к монастырю на полуострове Карпаз. Там она должна была встретить своего сына. По дороге на Кипр она рассказала своим попутчикам о вещем сне, что привлекло внимание одного молодого человека. Он спросил ее, как она узнает своего сына. Она рассказала, что у него должно быть родимое пятно на плече. Молодой человек скинул с себя шерстяной плащ и бросился к ногам своей матери. В течение нескольких месяцев после этого случая монастырь стал местом паломничества верующих со всего мира.

Монастырь Андрея Первозванного отмечает свой праздник каждый год 30 ноября, но ввиду того, что погода в это время уже прохладная, главным престольным праздником стало 15 августа. В этот день в 1867 году был освящен новый монастырский храм. Через сто лет после освящения храма 7 октября 1967 года на остров Кипр из Патр были привезены мощи святого Андрея Первозванного; святыня была выставлена на поклонение в течение недели. Мощи, которые сопровождал митрополит Патрский Константин, принял в порту Фамагусты бывший в то время президент Республики Кипр архиепископ Макарий. Кортеж, сопровождавший святыню до самого монастыря Андрея Первозванного, проезжал через многие города полуострова Карпас, и в каждой люди выходили встречать честные мощи. До 1974 года в храм приходило много верующих, особенно для того, чтобы крестить детей. Среди сотен прихожан было много турецких киприотов, которые тоже почитали апостола.

После раздела Кипра на Северный и Южный в 1974 году в монастыре стало значительно меньше паломников. Благодаря многочисленным обращениям попечительского совета монастыря апостола Андрея в ООН, первое массовое посещение храма 600 греческими киприотами стало возможным только 15 августа 1997 года. После открытия границы между Северным и Южным Кипром в 2004 году, тысячи верующих с Южного Кипра приехали в монастырь, чтобы почтить память святого. Сейчас в попечительский совет монастыря входят восемь человек; каждые 3 года в члены совета избираются жители полуострова Карпаз, кандидатуры избранных должны быть одобрены архиепископом Кипра.

Монастырь расположен в 20 минутах езды от поселка Дипкарпаз. По дороге к монастырю Вы увидите уникальных диких животных, редких птиц, километры песчаных пляжей, сельскую жизнь Северного Кипра. Сейчас в монастыре апостола Андрея официально проводится религиозная служба и живут монахи. Еще считается, что если поставить в монастыре свечу и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Монастырь является объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Третье странствие Святого Апостола Андрея Первозванного вокруг Понта началось из Эдеса, откуда он вместе с Матфеем и Симоном Кананитом отправился в землю Иверскую беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя, они прошли часть области Триалетской до реки, называемой Чорохи.
Апостол Андрей проповедовал «скифам, согдианам и горсиянам, дошёл даже до великого города Севаста и реки Фасиса (ныне река Риони), где живут ивиры, сусы, фусты и алане…»

Апостолы посетили и гористую Сванетию, княжна Сванетии приняла их проповедь, Матфей остался здесь во главе церкви, а великий Андрей с Симоном Кананитом поднялись в горы, где жили осетины, и достигли города Фостофора, и многих обратили в христианство.
Более точные и подробные сведения об апостоле Андрее принадлежат Никите Пафлагону в «Похвальном слове апостолу Андрею», IX век. «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера к югу Понта Евксинского».
Под таврами и скифами здесь упоминаются обитатели Крыма и жители , территория которой простирается от города до (река Днепр) и Дуная . Путь святого апостола Андрея шел по берегам Черного и Каспийского морей.

Епифаний Кипрский собрал об Андрее Первозванном много свидетельств, и составил жизнеописание и пути святого благовестника. Апостол Андрей просветил многих иверийцев в Иверии (Грузию), в Сванетии, в которой правила Понтийская царица, вдова убитого понтийского царя. Сванетия приняла Святое Благовестие, здесь был оставлен апостол Матфий, спутник апостола Андрея для утверждения Церкви Христианской.
Из Сванетии святой Андрей Первозванный отправился в Осетию, и в городе Фостофоре многих обратил в христианскую веру.
Епифаний Кипрский (греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου; ум. май 403 г.) сообщает о том, что «Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом , где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы» .

Из горной Осетии его путь лежал в Абхазию, в город Севаст, где еще больше людей приняли его проповедь. Из трудов Святых отцов, изданные Минем узнаём, что «Апостол Андрей, обошел, благовествуя, все поморье Вифинии и Понта, Фракии и Скифии, потом прибыл в Севастополь Великий, где укрепление Апсар и река Фазис». Жители Севаста приняли слово Божие, во главе церкви остался святой апостол Симон.

По мнению исследователей, эти географические названия, относятся к территории современной Абхазии, где город Сухум — это древняя греческая колония Диоскурия, в римскую эпоху была известна под названием Севастополиса и Севастополь Великий, отсюда шёл торговый путь в Индию и азиатские страны. Река Фазис – это древнее название реки Риони.

Святой апостол Андрей отправился вдоль моря в землю жестокосердных джигетов, погруженных во мрак нечестия. Джигеты не приняли проповеди апостола Андрея и искали случая убить его, но Господь сохранил его. Блаженный Андрей, видя их непреклонность и жестокосердие, удалился от них, поэтому джигеты и по сие время остаются в неверии.
От них Святой Андрей удалился в Верхний Сундаг, жители которого с радостью последовали учению Христа, затем он направился со своей проповедью и чудесами, творимыми Именем Божиим, в Босфор, где немало горожан привлек ко Иисусу Христу.


Монах Епифаний повествует, что из Босфора апостол Андрей Первозванный двинулся вдоль южного берега Тавриды (Крыма) и достиг Феодосии, в которой лишь некоторые последовали его учению. Благовествуя, Андрей Первозванный прибыл в Херсонес , где зажег сердца многих верою во Иисуса Христа.


Спустя несколько времени апостол Андрей посетил город Воспор, на берегу Понта Эвксинского, лежавший близ земли тавро-гуннов. В Воспоре святой Андрей успешною проповедью своею и чудесами многих обратил в христианство и утвердил в вере. Оттуда, следуя вдоль южного побережья Тавриды, он посетил многолюдный город Феодосию, которым управлял князем Савромат. Малое число жителей Феодосии уверовало в Спасителя.

Оставив их, апостол Андрей удалился на западную оконечность полуострова, в город грубых и неверных готов Херсонес , но они более склонные были к христианству. Долгое время пробыл в Херсонесе Святой апостол Андрей и многих обратил к истине. До наших времен указывают на мысу Херсонеса то место, где вышел на берег апостол Андрей, неподалеку от того места принял мученическую смерть в 97 года святой Климент, епископ Римский.

Мысль о просвещении готов и скифов по обетованию Спасителя не оставляла апостола Андрея, и из Херсонеса предпринял он странствие, вверх реки Борисфен (река Днепр), до гор Киевских, об том упоминает наш летописец Нестор.

Посетил Андрей и богатую греческую колонию Ольвию, лежавшую на широком лимане реки. Летописец Нестор передает нам, что Андрей Первозванный, многие дни подымаясь по Днепру, достиг наконец до гор Киевских и, молитвенно проведя ночь там, на рассвете он водрузил по своему обычаю животворящий крест на горе в Киеве.

«Видите ли горы сии? — сказал он в духе пророческом своим ученикам. — На сих горах воссияет благодать Божия, и град великий имеет здесь создаться, и церкви многие в нем воздвигнет Господь».

Святой Андрей предвидел и благословил грядущее распространение христианства на Руси Киевской. Русь проснулась к благодатной христианской духовной жизни. Место, где был водружен крест Апостола Андрея Первозванного, ознаменовано в Киеве благолепным храмом во имя его.

Возвратившись в Херсонес, святой Андрей ещё раз посетил Воспор и оттуда, переплыв Понт, в третий раз достиг Синопа, где укоренилось христианство , и дал им епископом одного из учеников своих, филолога. Посетив многие города и приморские селения, где были основаны им церкви, достиг, наконец, Византии.

В предместье Аргирополе, или Серебряном граде, Святой Андрей поставил епископом одного из 70 учеников Христовых Стахия, который стал главою иерархии нового Рима, как и апостол Климент был поставлен главою ветхого Рима от Петра.


Недалеко от Византии, в Акрополисе, или Вышгороде , апостол Андрей поставил церковь близ градских ворот, называемых Авгеноном, а самая церковь носит имя Армасона.
Апостол Андрей проповедовал скифам, жившим на территории от Балкан до устья Дуная и далее .

Далее пошел Андрей Первозванный во город Ираклию и, оставался там долгое время, сея семя божественного ведения. Епископ города Ираклия, как старейший из духовной собратий, имеет право вручать жезл пастырский самому патриарху Константинополя.

Посещая города Македонии, апостол Андрей проповедовал, утешал и исцелял болящих, крестил, и созидал церкви, и рукополагал пресвитеров.
В Фессалонике долго он оставался, поучая народ и утверждая верующих, обращенных в христианство еще проповедью святого апостола Павла. Из Солуни отправился в Пелопоннес и посетил ахайский город, древние Патры

Поделиться: