Оборотный однокорпусной плуг для мотоблока. Как выбрать оборотный плуг для мотоблока? Самодельный плуг для мотоблока МТЗ

С изобретением плуга человечество стало стремительно развивать земледелие. В наши дни запашник, естественно, видоизменился, появились его различные вариации. Владельцам не больших по величине участков удобнее всего воспользоваться плугом. Эти мобильные и удобные агрегаты пользуются большим спросом среди огородников. Ими возможно обрабатывать грунт, у которого сопротивляемость 0,5кг/см2. Поэтому стоит более детально разобраться в вопросе, как выбрать плуг для мотоблока?

Устройство

Обычно запашник состоит из стойки, отвала, пера и лемеха. Если он двухсторонний, то, соответственно, у него имеется правый и левый отвал и лемех. Материал, из которого изготавливаются такие агрегаты – высокопрочная инструментальная сталь. Устройства могут быть как цельные, так и разборные. Последние лучше, т.к. в случае, если лезвие затупилось, его можно снять и наточить.

Существуют плуги как универсальные, так и специфические, которые подходят к конкретным агрегатам. Различают три типа:

1. однокорпусный – используется для обработки легкой почвы, т.к. оснащен одним лемехом;
2. реверсивный или оборотный плуг для мотоблока можно использовать при работе на более твердом грунте за счет лемехов в форме пера, которые загнуты к верху. Обработка почвы дает на выходе хорошо разрыхленную землю, упрощает дальнейшую работу с ней и практически удаляет сорняки;
3. роторный – оснащен несколькими лемехами, позволяет обрабатывать почву до 30 см в глубь при меньшей затрате физической силы.


Популярные модели

Выбирая модель плуга, обязательно следует учесть качество грунта на участке. В большинстве случаев после использования запашника далее нужно почву прокультивировать. Так же важен момент регулировки изделия и мотоагрегата для достижения максимально качественного результата обработки с минимальными при этом усилиями.

Итак, популярные модели:

Крот. Однокорпусный, масса 8,59 кг. Глубина захвата грунта которого 15-20 см. Применим с мотоблоками «Пахарь», «Каскад», «Нева», «Агат», «МБ-2», «МБ-1 Ока», «Hitachi S169», «НМБ-1 Угра»;

П1-20/2. Однокорпусный, масса 8,5 кг. Глубина захвата грунта 15-20 см. Подходит к мотоблокам «Hitachi S169», «Агат», «Мобил К G85», «МБ-2», «Нева», «Луч»;

П1-20/3. Оборотный, однокорпусный, масса 13 кг. Глубина захвата грунта такая же, как и у вышеуказанных моделей. Возможно использование с минитракторами «Ghepard», «Агро», «МТЗ Белорус», «Мобил К G85»;

Салют. Универсальный однокорпусный, масса 8 кг, как видно на фото. Глубина – 15-20 см. Подходит к минитрактору «Вулкан», «Зубр», «Зирка», «МБ», «Нева», «Кентавр»;

Зыкова. Научно-техническая разработка, двухкорпусный плуг для мотоблока, масса 9 кг. Глубина обработки 20-25 см. Используется с минитракторами «Нева», «Салют», «Фаворит», «Гепард», «Зирка», «Пуберт» и др., подходит практически ко всем мотоблокам;

Оборотный, например, GS12, GS101, весит 18 кг, глубина – 20-25 см;

Двухоборотные весят около 15 кг, глубина обработки почвы 15-20 см;

Роторный. Оборотный с несколькими лопастями, который можно использовать практически со всеми моделями мотоблоков. Вес 40 кг, глубина – 30 см.

Судя по описанию вышеуказанных моделей, цена колеблется в пределах 1-5 тыс. руб. Конечно, роторная модель идет обособлено за счет своей конструкции и цены. Но кроме различий в цене существуют модели, заслуживающие отдельного внимания.

Зыкова

Плуг с полимерным покрытием, удачной подборкой углов и геометрии отвала с минимальной энергоемкостью, как видно на фото. Прекрасно крошит грунт, предупреждая при этом рост сорняков. Глубина хода и угол наклона регулируется бесступенчато. Имеет множество положительных отзывов. Так же с 2010 года в продаже появился плуг Зыкова оборотный. Он намного эффективнее и продуктивнее однолопастного.

Роторный

Плуги этого типа существенно отличаются от лопастных благодаря наличию определенного количества лемехов, которые имеют загнутую форму и закреплены на одной оси. Во время работы такого агрегата ось с лопастями, за счет своего вращения, переворачивает почву. Имеет как своих сторонников, так и противников. Но учитывая достаточный спрос роторный аппарат весьма популярен.

Хорош для уплотненной или заросшей почвы. Глубина обработки таким агрегатом составляет 25-30 см. Еще одним качественным отличием роторных плугов является траектория работы, т.е. возможность передвигаться в разные стороны.

Подведем итоги

Возможно, не целесообразна покупка дорогого роторного плуга для мотоблока для работы на небольшом участке. Но плуг – это отличный помощник дачнику. Он облегчит жизнь и уменьшит затраты на наем трактора для вспахивания участка. В наше время широкий ассортимент этих агрегатов позволяет выбрать себе агрегат по вкусу и по карману.

Плуг к мотоблоку – это одно из наиболее полезных приспособлений, позволяющее качественно вспахать любую почву, сэкономив массу сил и времени. Давайте рассмотрим особенности монтажа плуга, а также способы изготовления конструкции своими руками.

В конструкции любого плуга, независимо от его габаритов и формы, присутствует сцепка, посредством которой приспособление крепится к мотоблоку. Сцепка может быть стационарной или универсальной. Самым оптимальным вариантом считается элемент второго типа, так как он дает больше возможностей для регулировки плуга.

Независимо от типа сцепки, монтаж конструкции на мотоблок всегда выполняется в одном и том же порядке. Чтобы прицепить плуг к мотоблоку, следует действовать в такой последовательности:

  1. Вначале установите мотоблок на подставки – для этого можно использовать кирпичи или бревна;
  2. Приложите сцепку плуга к фаркопу мотоблока так, чтобы отверстия на обоих элементах совпадали друг с другом;
  3. Зафиксируйте сцепку на фаркопе посредством болтов.


Многие новички считают, что чем надежнее крепление плуга к мотоблоку, тем эффективнее будет работа навесного оборудования. Однако практика показывает, что слишком жесткое соединение только ухудшит качество вспашки. Дело в том, что при эксплуатации плуга на него действуют силы, уходящее перпендикулярно по отношению к плоскости отвала. Из-за этого возникает сопротивление, которое отталкивает плуг в сторону от мотоблока. Чтобы исключить это, при установке плуга нужно оставить горизонтальный люфт примерно в 5 градусов.


От того насколько правильно вы настроите плуг на мотоблоке, зависит качество вспашки грунта. Регулировка навесного оборудования выполняется в 3 этапа, во время которых вы должны:

  • настроить глубину вспашки;
  • отрегулировать наклон полевой доски:
  • настроить угол отвала.

Глубина вспашки – это глубина погружения плуга при вспашке почвы. Как правило, эта величина должна соответствовать высоте штыка лопаты. Если глубина погружения будет недостаточной, то в результате большинство корней сорняков останутся под землей. Если высота погружения будет слишком большой, то это приведет к смешиванию плодородного слоя почвы с землей, расположенной под ним. Из-за этого посаженные растения останутся без питательных веществ.

Настройка глубины вспашки выполняется посредством трех болтов, соединяющих между собой замок и стойку плуга. Опуская плуг вниз, или поднимая его вверх, вы сможете отрегулировать глубину его погружения в грунт.
Наклон полевой доски плуга довольно часто называют «углом атаки». Этот параметр подразумевает уровень наклона плоскости обработки грунта по отношению к поверхности земли. Настройка наклона полевой доски осуществляется при помощи винтовой рукоятки. Для этого необходимо:

  1. Поставить мотоблок с плугом на несколько подставок;
  2. Вывернуть рукоятки таким образом, чтобы полевая доска располагалась на земле;
  3. Выкручивать ручку в другую сторону до того момента, пока доска не будет висеть над землей на высоте в 2–3 см.

Если «уровень атаки» будет слишком большим, то плуг станет цепляться за землю, что приведет к постоянным пробуксовкам мотоблока. Если данный параметр будет слишком маленьким, то плуг не будет снимать требуемый для обработки слой почвы.

Выполнив 2 предыдущих этапа, можно приступать к регулировке угла отвала. Порядок действия выглядит следующим образом:

  1. Для начала установите мотоблок с плугом на край огорода и пройдите первую борозду. Это необходимо для того, чтобы определить глубину вспашки почвы;
  2. Во время передвижения старайтесь сохранить идеально ровную траекторию, чтобы следующие борозды также были ровными. Для получения ровных борозд можно использовать нить, натянутую между началом и концом ряда;
  3. Далее установите мотоблок таким образом, чтобы его колесо поместилось в борозду, а плуг располагался перпендикулярно поверхности земли. Чтобы добиться наилучшего результата, используйте для настройки угольник.

Выполнив все перечисленные действия, вы максимально правильно настроить плуг мотоблока, что поможет добиться наилучшего результата при вспашке огорода.

Виды плугов для мотоблоков

Используемые для вспашки плуги делятся на несколько видов. К ним относятся:

    • однокорпусные конструкции – эти изделия наиболее просты в применении. Они обладают минимальным весом и состоят из небольшого количества деталей;

    • оборотные или поворотные плуги – верхняя часть таких конструкций оборудована загнутым пером, предназначенным для переворачивания почвы непосредственно в процессе ее вспашки. Реверсивный плуг наиболее эффективен при обработке тяжелого грунта;

  • роторные плуги – навесное оборудование этого типа обладает самой сложной конструкцией. В продаже можно встретить двухкорпусный плуг, состоящий из двух, и трехкорпусной, состоящий из трех лемехов;
  • дисковые плуги – конструкции этого типа используются преимущественно для вспашки мокрой почвы. Глубина обработки грунта такими плугами немного меньше, чем в навесном оборудовании предыдущих видов.

Каждый из перечисленных типов плугов нашел применение при вспашке того или иного вида почвы. Тем не менее, самым универсальным принято считать двухсторонний плуг оборотного типа – он показывает высокую эффективность при обработке грунта любого типа.

Перед тем, как начать изготовление плуга своими руками, потребуется внимательно изучить чертежи. Они должны подсказать вам, каким способом крепить детали конструкции между собой.


Дальнейший порядок действия выглядит следующим образом:

    1. Для начала сделайте лемех. Для этого возьмите сталь, толщиной не менее 5 мм, и придайте ей нужную форму. Режущую часть стальной заготовки отбейте на наковальне, после чего заточите. Делается это точно так же, как и в случае с заточкой ручной косы;

    1. Далее потребуется изготовить самодельный отвал. Для этого подойдет стальная труба, диаметром 50 см, и толщиной стенок не более 5 мм. Заготовку для будущего отвала вырежьте при помощи резака. Чтобы придать изделию нужную форму, отбейте его на наковальне и обработайте на точильном станке;
    2. Далее нужно собрать детали плуга в одну конструкцию. Возьмите лист стали, размеры которого должны составлять 50×50 см, а толщина – 3 мм. Сделайте 4-сантиметровый отступ по краям листа и выровняйте его так, чтобы в итоге получить нулевой угол;
    3. Далее при помощи клиньев приложите к листу лемех и сделайте двухстороннюю точечную приварку, соблюдая угол в 25°;
    4. Лемех и отвал соедините между собой максимально плотно. Между верхней частью отвала и ножом лемеха должен образоваться угол в 8 °;

  1. После этого приварите друг к другу боковой щиток, лемех и заднюю часть отвала. Более подробно об изготовлении плуга расскажет видео.


После этого снова сделайте точные замеры всех углов. Только убедившись в правильности соединений, можете окончательно приваривать детали плуга. Как только конструкция полностью остынет, зачистите имеющиеся сварные швы.

Оборотный плуг для мотоблока – порядок изготовления

Как и в первом случае, чтобы изготовить поворотный плуг, нужно изучить схему конструкции. В противном случае даже малейшая неточность приведет к низкой эффективности готового навесного оборудования.


Чтобы сделать плуг Зыкова, действуйте в таком порядке:

    1. Для изготовления лемеха используйте листовую сталь, толщиной около 5 мм. Вырежьте из нее заготовку, нагрейте при помощи газовой горелки и загните так, как указано на рисунке. Лемех обязательно должен быть съемным. Режущая часть детали отбивается на наковальне и затачивается на специальном станке;

  1. Далее изготовьте отвал. Его можно сделать из трубы с толщиной стенок 5 мм и диаметром 50 см. По шаблону вырежьте заготовку отвала при помощи газовой горелки, после чего отшлифуйте изделие болгаркой;
  2. После этого из листовой стали, толщиной 3 мм изготовьте корпус плуга и соберите конструкцию, используя сварку;
  3. Сварочные швы зачистите напильником и обработайте наждачной бумагой.


В результате работы вы получаете универсальный плуг на мотоблок, при помощи которого вы сможете обрабатывать не только сухую, но и влажную почву.

Как сделать дисковый плуг на мотоблок?

Дисковый плуг-окучник – это очень полезное приспособление, позволяющее подготовить ровные борозды для посадки картофеля и других клубневых культур. Перед тем, как приступить к изготовлению такого плуга, изучите чертежи. По ним вы сможете контролировать ход сборки и не допустите ошибок.


Порядок действий при изготовлении дискового плуга на мотоблок выглядит следующим образом:

  1. В качестве основы плуга выступает опорный уголок. Для его изготовления используйте равносторонний уголок, полки которого в холодном состоянии должны сводиться под углом 70 °;
  2. К уголку приварите носок. После этого через упорную планку приварите пятку;
  3. Щечки закрепите на опорном уголке посредством петель. Дистанция между уголком и щечками должна быть такой, чтобы при раскрывании щечек их торцевые стороны не упирались друг в друга;
  4. Поворотный механизм приварите к упорному уголку таким образом, чтобы опорная часть механизма располагалась перпендикулярно уголку.


В конце отрегулируйте щечки плуга. Для этого каждую из них зафиксируйте тисками и настройте так, чтобы в итоге они были загнуты в противоположную сторону друг от друга.

Роторный плуг на мотоблок – особенности изготовления


Роторный плуг для мотоблока с опорным колесом – это наиболее сложный тип навесного оборудования, используемого сегодня используется для вспашки. При работе над ним нужно быть крайне внимательным, так как малейшая ошибка приведет к плохому качеству обработки грунта. Порядок действий при изготовлении выглядит следующим образом:

  • В качестве рабочего органа выступает фреза, которую можно изготовить из стальной трубы и металлических пластин. Пластины нужно приварить к трубе таким образом, что при вращении они перемалывали грунт и отбрасывали его в сторону;
  • Далее изготовьте раму для редуктора плуга. Она может иметь любую форму, главное – чтобы внутрь редуктора не попадала влага и мусор;
  • Редуктор сделать не удастся – его нужно приобрести. После этого механизм нужно подключить к коробке передач мотоблока;
  • Так как роторный плуг – конструкция достаточно габаритная, то для его использования потребуются отдельные колеса. Их можно взять от старого мопеда или мотоцикла.


Готовый плуг на мотоблок будет исправно служить не один год. Главное – вовремя менять масло для смазки редуктора.

Плуг к мотоблоку своими руками из конного – как сделать своими руками?


В отличие от других типов навесного оборудования, конский плуг можно сделать практически полностью из дерева. Единственная металлическая деталь – это лемех, так как деревянный элемент из-за регулярной обработки грунта довольно быстро придет в негодность. Алгоритм изготовления плуга выглядит следующим образом:

  1. Вначале возьмите 2 деревянные брусья, толщиной около 10 см – они послужат для изготовления рукояток. На верхнюю часть рукояток необходимо надеть резиновые накладки;
  2. Рукоятки соедините между собой под прямым углом так, чтобы при вспашке вы смогли крепко ухватить их обеими руками;
  3. Нижние части деталей соедините посредством саморезов;
  4. Возьмите еще один брус, толщиной 20 см. Он должен быть изогнутым так, чтобы верхний и нижний его конец располагались параллельно друг к другу;
  5. К нижнему концу закрепите лемех;
  6. В верхнем конце установите сцепку, которую также можно сделать из небольших деревянных брусков;
  7. Посередине закрепите сдвоенную часть рукояток.


Несмотря на простоту конструкции, конский плуг показывает достаточно высокую эффективность. Правда, использовать его для вспашки влажного грунта довольно опасно, так как деревянные элементы могут попросту сломаться от тяжести почвы.

Независимо от выбранного вами способа для изготовления плуга, каждую из самодельных конструкций можно использовать для работы с мотоблоками Крот, МТЗ, Салют, а также Нева МБ-1 и МБ-2.

Для обработки пахотных земель используются качественные плуги. На сегодняшний день существует несколько разновидностей этого инструмента. Оборотный плуг чаще всего используется фермерами благодаря максимальной и простой эффективности этого оборудования. Подробнее о классификациях, рейтингах и способах применения оборотных плугов для мотоблока расскажем в этой статье.

Характеристики

Оборотный плуг для мотоблока имеет два зеркальных рабочих элемента – лемеха. Одна из лопастей вспахивает обрабатываемый участок, вторая находится в воздухе. После разворота мотоблока лемехи меняются местами благодаря воздействию гидравлической системы. Такое строение плуга позволяет получить землю с отсутствием борозд, гребней.

Применение стандартного одинарного плуга не позволяет достичь таких показателей. Из-за конструкции инструмента итоговый результат получается с двойным бороздами, расположенные по бокам от центра. Оборотные модели фиксируются к технике в трех участках, обеспечивающих равномерную жесткость конструкции. К положительным качествам относятся:

  • лёгкость регулировки узлов конструкции;
  • повышенная износостойкость рабочих органов;
  • ширина захвата пашни;
  • удобство транспортировки инструмента.

Устройство навесного плуга включает следующие части:

  • жесткая рама;
  • зубчатый сектор, шестерня, гидроцилиндр отвечающие за способность поворота инструмента;
  • дисковый корпус с отвальчиками;
  • предохранитель;
  • гидравлическое устройство;
  • колеса.

Установка ширины захвата возможна в 4-х направлениях от 33 до 50 см. Если плуг состоит из множества корпусов, то ширина увеличивается вплоть до 9 метров. Габариты плугов для мотоблоков не отличаются массивностью. Ширина лемехов оборотных плугов в среднем составляет 50 см при высоте 25 см. Угол острия лопасти около 20-40 градусов. Вся высота готовой конструкции составляет не более метра.

Какие бывают?

Рабочие элементы однокорпусного плуга по форме делятся на:

  • лемешный (подразделяется на винтовую, цилиндрическую и полуцилиндрическую форму);
  • безотвальный;
  • дисковый;
  • роторный;
  • комбинированный или универсальный, предназначен для наибольшего измельчения обрабатываемого участка земли.

По количеству рабочих деталей устройства бывают:

  • однокорпусные (самые легкие в использовании, обладают наименьшей массой, несложной конструкцией);
  • двухкорпусные;
  • многокорпусные (используется в сверхсложных задачах по вспахиванию грунта).

Реверсивные модели применяются при обработке трудно подающихся и тяжелых грунтов. Конструкция представляет собой загнутое кверху перо, которое во время обработки земли переворачивает ее. Реверсивные плуга бывают оборотной и поворотной формы. Роторные представлены двухкорпусными и трехкорпусными видами. Эти модели имеют сложную конструкцию, количество лемехов зависит от формы плуга.

Дисковые применяются при вспахивании мокрых почв. Глубина обработки наименьшая при сравнении с другими видами. Двухлемешный плуг – стандартная модель, представленная двумя лопастями, расположенными напротив друг друга. Каждый рабочий орган отваливает грунт в правую и левую стороны в зависимости от выбранного направления, лемехи переустанавливаются ручным поворотом механизма на 180 градусов. Эти плуги обладают наибольшей популярностью и повышенной производительностью. Подходят для вспахивания на наклонных поверхностях, склонах.

Двухоборотный плуг эксплуатируется для вспахивания запущенных и застоявшихся слоев земли. У данной модели в отличие от других не наблюдаются холостые прогоны по почве, что улучшает производительность инструмента в несколько раз. Конструкция двухоборотного плуга позволяет менять направление движения лемехов на 90 градусов.

Рейтинг моделей

Самыми распространёнными моделями являются «Квернеланд», «Алмаз», Lemken, «Салют», «Крот», «Нева». Плуг Lemken (Германия) отличается высокой производительностью, быстротой разворота рабочей поверхности на узких участках, прочностью и долговечностью материала, из которого изготовлен. Такие модели оснащаются на современных тракторах повышенной мощности. Некоторые варианты Lemken образованы 4-профильной рамой, оснащены системой контроля оборотов лемехов и оборудованы гидравлической защитой от недопустимых нагрузок. Модели гибридных типов применяются как навесные и полунавесные оборотные плуга.

Модель «Нева» представлена навесным и однокорпусным вариантом. Навесная модель выполнена конструкцией с одним отвалом, вспахивание производится в одном направлении. Глубину обработки почвы изменяют ручным режимом, диапазон от 18 до 22 см. Однокорпусный плуг имеет 9 различных моделей, отличающиеся весом, габаритами и возможностями пашни. Весовой ряд различается от 3 до 15 кг. Глубина вспахивания – от 14 до 20 см. Однокорпусные виды являются универсальными и подойдут под любые требования.

Модель «Салют» представлена множеством видов. Это оборотные, дисковые, навесные плуга. Плуга серии «Крот» представлены однокорпусными и двухоборотными моделями. Все инструменты изготовлены в России. Все виды плугов подходят к мотоблокам с тем же наименованием. Это сделано для удобства использования и поиска подходящих частей на замену оборудования.

Плуги марки «Квернеланд» изготавливаются в России, предназначены для сцепки с тракторами. Модельный ряд делится на навесные оборотные и полунавесные плуга. Полунавесные обладают наибольшим количеством рабочих корпусов, до 14 шт., легки в эксплуатации и настройке оборудования. Оборотные характеризуются высоким качеством, прочностью, делятся на модели, подходящие для различных типов почв, в том числе каменистых. Имеют от 3 до 7 корпусов.

Настройка и регулировка

Какими бы конструктивными особенностями ни обладали плуга, все они фиксируются к мотоблоку с помощью сцепки двух моделей – универсальная и стационарная. Первая модель сцепки является оптимальным вариантом благодаря широте возможностей настройки инструмента. При монтировании плуга к мотоблоку вид сцепки не оказывает влияния на технику крепления. Зафиксировать оборудование можно следующим образом.

  1. Плуг располагается на возвышенной поверхности по отношению к мотоблоку. В качестве пьедестала используются естественные возвышения, кочки, насыпь из кирпичей.
  2. Сцепка производится в области фаркопа. Все отверстия должны совпадать друг с другом, образуя единое кольцо.
  3. Сцепление выполняется с помощью болта.

При фиксации навесной техники болт не должен быть зажат с повышенной силой. Жёсткая фиксация элементов сказывается на качестве обработки пахотной земли, плуг будет болтаться из стороны в сторону. Чтобы этого не происходило, в месте крепления должен остаться горизонтальный зазор, равный 50 градусам. Далее производится регулировка навеса:

  • выбирается глубина вспахивания;
  • уровень наклона доски;
  • угол отвала.

Глубина отвечает, на какую величину будут погружены рабочие детали плуга. Чаще всего величина равна высоте лопасти. При неглубоком вспахивании сорняки не выкорчевываются из земли. При излишней глубине обработки плодородный слой при смешивании с нижними слоями потеряет питательные вещества, необходимые для развития посеянной культуры. Чтобы выполнить настройку уровня глубины, необходимо зафиксировать три болта в нужном положении замка во время поднятия и опускания плуга. За наклон отвечает винтовая рукоятка, регулировка производится по следующей схеме:

  • мотоблок размещается на возвышенности;
  • рукоятки проворачиваются до тех пор, пока не произойдет соприкосновение доски с грунтом;
  • ручка выкручивается в противоположную сторону, доска должна быть расположена на высоте нескольких сантиметров от уровня земли (2-3 см).

При чрезмерно большом угле будет происходить пробуксовка инструмента из-за цепляния плуга за землю. При недостаточном уровне агрегат не сможет обрабатывать все слои грунта с установленной глубиной. Настройка угла отвала выполняется по перечисленным правилам.

  • Мотоблок располагается на краю обрабатываемой зоны и производится первая борозда. Затем определяется полученная глубина пашни.
  • Проход должен быть строго по прямой линии.
  • Далее колесо мотоблока заводится в борозду, плуг располагается перпендикулярно относительно земли. Можно воспользоваться угольником.

Все эти методы приведут к качественной настройке плуга, обеспечат защиту от возможной поломки инструмента.

Правила эксплуатации

Качественно вспаханная земля влияет на уровень урожайности посеянных семян. На сельхоз предприятиях и в частных владениях использование оборотных плугов на мотоблоках и тракторах приводит к положительным показателям обработки почвы. Различие пахотных элементов зависит от типа используемого агрегата. Разнится их масса, размер, количество отвалов. При работе необходимо убедиться в правильной настройке и фиксации сцепки.

  • Запрещено вставать лицом и бокам используемой техники, засовывать руки при работающих частях механизма.
  • Нельзя применять обычные плуга при вспахивании каменистых земель. Это приведет к быстрой поломке инструмента и возможным механическим травмам.
  • Все замены рабочих деталей и частей производятся только при выключенной технике.
  • Скорость вспахивания земли не должна превышать 10 км/ч на тракторах и не более 6 км/ч на мотоблоках.
  • Нужно своевременно производить ремонт и смазку рабочих частей.
  • На крепёжном элементе отсутствуют следы коррозии металла и трещины.
  • Запрещено использование массивных неподходящих по размерам плугов с мотоблоками. Неправильно подобранная техника приведет к невозможности вспахивания участка, поломке мотоблока и инструмента.

При покупке мини-трактора для обработки небольшого земельного надела в комплектацию зачастую не входят все элементы навесного оборудования, поэтому их приходится приобретать отдельно. А цена любых запчастей в розницу значительно выше и зависит от производителя и качества.

Оборудование, удовлетворяющее всем требованиям хозяйственника, не всегда есть на рынке. Поэтому оптимальный вариант — изготовить самодельный плуг, который при этом обойдется значительно дешевле заводского оборудования, порой сомнительного качества.

Чтобы самостоятельно сделать плуг, нужно хорошо знать его конструкцию и функции его отдельных элементов. Обычно на частных земельных участках используется пахотное навесное оборудование общего предназначения. В конструкции такого плуга можно выделить две основные части: рабочая и вспомогательная.

К рабочим элементам оборудования относятся:

  • Корпус, который включает стойку и полевую доску. К стойке прикрепляются отвал и лемех.
  • Нож — основной режущий элемент распашника.
  • Предплужник — дополнительный режущий элемент навесного приспособления, предназначенный для среза верхнего слой грунта (дерна).

Вспомогательные элементы конструкции:

  • Рама — основание, на котором крепятся все остальные детали плуга. В ее конструкцию входят продольные брусья, распорки, балки жесткости.
  • Опорное колесо (высоту его монтажа можно регулировать).
  • Навеска — специальное приспособление, при помощи которого навесное оборудование можно прицепить к трактору мтз или мотокультиватору.

Плуг с предплужником для мотоблока

Предплужник предназначен для снятия верхнего слоя грунта при распашке земельного участка. Он переворачивает пласт грунта с сорняками, укладывает его на самое дно борозды, выполненной корпусом, который оснащен специальными приспособлениями. Он обрезает и переворачивает часть почвы со стороны борозды. Одновременно корпус с оснасткой разрыхляет почву и равномерно распределяет ее поверх слоя с сорняками, уложенного предплужником. Для выравнивания стенки борозды плуг оснащается специальным ножом, который монтируют перед крайним корпусом навесного оборудования.

Виды и устройство корпуса

Плуги подразделяются в зависимости от количества корпусов на одно-, двухкорпусные и многокорпусные устройства.

В конструкцию корпуса входят следующие детали:

  • стойка;
  • полевая доска;
  • лемех;
  • отвал.

От последних двух элементов конструкции зависит вид и качество вспашки земельного надела. Лемех подрезает почвенный слой, который по нему далее поднимается по направлению к отвалу, затем переворачивается и крошится. От конструкции отвала зависит угол разворота земельного пласта. Снизу корпуса смонтирована полевая доска, которая предотвращает смещение плуга по направлению вспаханной земли.

Если вас интересует, как изготовить плуг своими руками, чертежи его конструкции стоит подбирать, основываясь на типе обрабатываемой почвы этим навесным оборудованием для трактора мтз или мотокультиватора.

Варианты корпусов для плуга:

Важно! Если вы планируете сделать плуг с опорным колесом для мотоблока в бытовых условиях, конструкцию корпуса рекомендуется подбирать в зависимости от типа грунта.

Выбор корпуса зависит от типа выращиваемой культуры. Корнеплодам необходима тщательно разрыхленная почва, для получения которой не один из выше перечисленных вариантов сельскохозяйственного навесного оборудования не подходит. В этом случае рекомендуется использовать комбинированную конструкцию. Корпус оборудуется укороченным отвалом, лемехом и ротором, который в процессе обработки земельного участка дополнительно измельчает грунт.

Конструкция отвала

Отвалы могут быть:

Важно! При выборе конструкции плуга необходимо учитывать значимый момент: лемех с отвалом должны быть практически одинаковой толщины (1 мм — допускаемая величина «ступени», не больше 0,5 мм — зазор между отвалом и лемехом).

Форма лемеха

Чтобы смастерить плуг своими руками, чертежи плуга для минитрактора нужно подбирать по типу обрабатываемого грунта и сложности самого приспособления. Для начала нужно определиться с конструкцией лемеха.

Лемех — деталь плуга, подрезающая пласт грунта. По лемеху грунт далее поднимается к отвалу. Для изготовления этого элемента конструкции плуга применяется закаленная сталь повышенной прочности. Сделать такой элемент конструкции распашника в бытовых условиях можно из обыкновенной стальной трубы.

Формы лемеха:

Из перечисленных вариантов лемеха наиболее востребованным является изделие долотообразной формы для оборотного плуга. Они считаются наиболее устойчивыми в процессе эксплуатации, плуг свободно заглубляется на нужную глубину.

Прежде чем сделать плуг ручной работы для мотоблока, нужно правильно подобрать схему конструкции навесного оборудования. Если имеется старый инструмент, можно сделать на основании его новые детали. Если же старый плуг отсутствует, можно воспользоваться для его изготовления чертежами Зыкова. Но обязательно нужно учитывать параметры сельскохозяйственной техники, на которой планируется дальнейшее применение самостоятельно изготовленного навесного оборудования.

Для тех, кто владеет небольшим участком земли (20-40 соток) и активно занимается земледелием, например, выращивает картофель или другие культуры, серьезным помощником в работе является мотоблок. Оснащенный набором навесного оборудования, его можно использовать для вспашки и рыхления почвы, посадки и уборки картофеля, моркови и др. С помощью мотоблока можно скосить траву, убрать снег, перевезти небольшой груз. Навесное оборудование можно приобрести в магазине, но домашнему умельцу, имеющему в арсенале доступные инструменты, по силам будет изготовить некоторое оборудование самостоятельно, включая плуг. Если вы решились изготовить плуг для мотоблока своими руками, рассмотрим их конструкции, а также какие из них можно сделать самостоятельно.

Виды плугов

При комплектации мотоблоков применяют плуги трех разновидностей, все из них имеют свою область применения:

  • однокорпусные и двухкорпусные;
  • поворотные или оборотные;
  • роторные.

Однокорпусные модели

Однокорпусные агрегаты – наиболее простые по конструкции. Они имеют только один лемех и применяются при вспашке легких грунтов на обычных садовых участках, составляющих большую часть земель. Для вспашки тяжелых грунтов и целины такой плуг не подойдет, здесь потребуется более мощная конструкция.

Двухкорпусный плуг представляет собой две скрепленные рамы с лемехами. Применяется для обработки различных видов почв и для первичного вспахивания целинных земель. Одновременно сможет выполнять вспашку и боронование, обеспечивает наилучшее качество возделывания почвы.

Оборотные плуги

Оборотные плуги отличаются по форме лемеха, напоминающего перо. Лемех с загнутой верхней частью переворачивает грунт. Рекомендуется для вспашки твердого, жесткого грунта. Плуги такого вида совместимы с мотоблоками среднего и тяжелого классов, например МТЗ. Название свое получили от устройства, поворачивающее лемех при изменении направления вспахивания, что удобно для участков большой длины. Направление отвала почвы сохраняется.

Роторные плуги

Роторные модели отличаются от других конструкций: агрегат состоит из набора изогнутых лемехов, которые взрыхляют почву, помещенных на оси, приводимой в действие валом отбора мощности агрегата. Глубина вспашки почвы роторным плугом составляет 25-30 см, и не требует значительных усилий работников.

Ротационный плуг позволяет вести вспашку, меняя направления, что важно для обработки участков со сложными формами. Данная конструкция популярна среди дачников для обработки почвы со слоем дерна или насыщенной корнями. Роторные плуги совместимы со средними и тяжелыми мотоблоками.

Отвальные и безотвальные

По наличию отвала плуги можно разделить еще на два вида:

  • отвальные: конструкция таких плугов позволяет вспахивать почву, переворачивать вспаханный слой и разрыхлять его;
  • безотвальные: предназначаются для взрыхления почвы в регионах с засушливой и ветреной погодой.

Преимущества самодельных плугов

Изготовление самодельного плуга своими руками имеет ряд преимуществ перед использованием покупных. Его конструкция больше отвечает требованиям, соответствующим обрабатываемой почве: это угол овала, глубина вспахиваемого слоя, ширина вспахиваемого участка за один проход, а также эффект рыхления.

Плуг, изготовленный своими руками с учетом мощности двигателя, не создаст дополнительной нагрузки на мотоблок, исключит пробуксовывание колес и обеспечит оптимальный эффект вспашки. Применение качественного материала и соблюдение технологии позволит значительно увеличить срок службы. Изготавливая плуг, можно предусмотреть возможность крепления дополнительного оборудования для обработки почвы.

Самодельный однокорпусный плуг

Наиболее простой, но одновременно и эффективной конструкцией плуга является однокорпусный.

Такая конструкция применима для производства ее собственными руками в домашних условиях. Для изготовления не потребуются специальные инструменты и приспособления, а также особые навыки, достаточно будет инструментов, имеющихся в мастерской домашних мастеров.

Лемех

Опыт хозяев, применяющих в своих полевых работах мотоблоки, оснащенные плугами, показывает, что лемех требуется периодически снимать, чтобы до начала работ его наточить. Выбирая материалы для изготовления лемеха, рекомендуем применить легированную сталь 9ХС, используемую при изготовлении циркулярных пил.

Может быть применена сталь 45, но ее потребуется закалить до твердости HRC 50-55. Не исключено применение обычных сталей, в том числе Ст.5, которые не подвергают закаливанию, но может быть доведена до нужного качества, если отбить кромку молотом и заточить ее.

Отвал

Отвал плуга можно изготовить разными методами, рассмотрим некоторые из них, чтобы была возможность выбора наиболее удобного и доступного по материалам и стоимости.

  1. Отвал изготавливается из стального листа толщиной 3,0–4,0 мм. Для изготовления необходимы гибочные вальцы для придания отвалу изогнутой формы. Заготовку вырезают по шаблону, затем пропускают через вальцы и молотком доводят до требуемой формы.

  1. Сделать отвал можно, используя стальную трубу диаметром 0,55-0,6 м и толщиной стенки 4,0-5,0 мм. Заранее готовим картонный шаблон, накладываем его на трубу так, чтобы угол, образованный нижней гранью и горизонталью трубы, составил 20-30°. Контур обводится, вырезается с помощью газовой горелки, после этого обрабатывается наждаком или болгаркой. Если потребуется, можно исправить форму при помощи молотка.
  2. При изготовлении отвала можно использовать стальной лист, но форму придать можно после предварительного нагрева заготовки, изогнув ее по матрице, например, взяв отвал покупного плуга.

Сборка плуга

Начиная сборку, рекомендуется предварительно изготовить макет, используя плотный картон, склеивая отдельные детали под определенными углами. На представленных чертежах угол альфа на различных участках составляет 25-30°, угол гамма – 42-50°. Оценив полученный картонный образец, начинаем его изготовление из металла. Материал для корпуса выполнен из листовой стали толщиной 3,0 мм.

Чтобы выполнить сборку, воспользуемся аппаратом для сварки. Потребуется стальной лист толщиной 2-3 мм с габаритами 0,5х0,5 м. Воспользовавшись клиньями, установленными под углом 25°, на лист помещаем лемех и привариваем его к листу в двух местах. К лемеху вертикально стыкуем боковой щиток, расположив его внахлест на 5-8 мм. Щиток необходимо расположить выше лезвия лемеха (плоскости листа) на 0,6-1,0 см, чтобы свободно подрезать почву. Щиток прихватками присоединяем к лемеху и вспомогательному листу. Прикладываем к лемеху отвал так, чтобы получилась цельная конструкция. Угол между ножом лемеха и краем отвала необходимо установить 6-8°.

Крепление лемеха

Схема крепления плуга представлена на чертеже.

В том случае, если какой-нибудь из углов или поверхности не совпадут или не будут отвечать рекомендованным, деталь потребуется подправить молотком. Подогнав отвал и лемех, привариваем их, после этого отвал прихватками скрепляем с боковым щитком. Свариваем боковой щиток сначала с распорной планкой, после этого с пластиной, расположенной в основании, теперь к ней привариваем упорный уголок лемеха. Весь агрегат осматриваем, и теперь потребуется тщательно проварить швы, затем отделить от вспомогательного листа. Выполнив сборку, швы требуется тщательно очистить болгаркой, а поверхности, которые будут контактировать с грунтом, зашлифовать.

Оборотный плуг

У оборотного плуга имеется отличие – наличие механизма поворота, переворачивающего лемех при проходе соседней борозды в обратном направлении. Перевернув лемех, пласты почвы будут переворачиваться в том же направлении, что и предыдущие. Поворотный механизм позволяет выполнять вспашку быстрее, чем при использовании обычной конструкции.

У оборотной конструкции имеется три специфические плоскости: внизу горизонтальная плоскость полозка, боковая вертикальная и передняя отвальная. Снимаем лемех и отвал, устанавливаем на пол и прислоняем их к стенке, нижняя горизонтальная плоскость полозка должна совпасть с горизонтальной линией пола, а стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.

Чтобы отрегулировать плуг, необходимо нижнюю грань лемеха опустить на 1,0–4,0 см ниже плоскости полозка. Боковые режущие грани лемеха и отвала должны лежать на одной линии и выступать на 1 см от вертикальной линии полозка.

Рабочая поверхность лемеха должна совпасть с отвалом без каких-либо зазоров, на них не может быть выступающего крепежа и их требуется тщательно отполировать.

После окончания вспашки все рабочие части необходимо очистить и промазать технической смазкой, чтобы исключить коррозию при хранении до следующего сезона.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Как прицепить плуг к мотоблоку

Перед установкой плуга потребуется заменить колеса специальными с грунтозацепами для повышения проходимости по пахоте. Затем присоединяют плуг к навесному устройству мотоблока. Во время установки крепления не должны затягиваться полностью для обеспечения регулировки. Фиксируют агрегат на крепежной серьге мотоблока с помощью двух стальных стержней.

Регулировку плуга необходимо производить, соблюдая все правила, что влияет на качество вспашки. Устанавливают колеса мотоблока на специальные опоры и выполняют его регулировку. Высота опор равна глубине вспахивания и составляет 15-20 см при проведении работ весной на влажном грунте или 20-25 см. С помощью регулировочных болтов выставляют «пятку» плуга параллельно земле.

Теперь можно снять плуг с опор на землю, ручки управления выставляются по высоте пояса работника. Затем проверяют настройку контрольным вспахиванием нескольких борозд. Замеряют, на какую глубину произведена вспашка, качество отвала почвы и расстояние между соседними бороздами. Если расстояние больше или меньше 10 см, регулировку необходимо повторить.

Поделиться: