Муп муниципальное унитарное предприятие. Государственные и муниципальные унитарные предприятия — создание

Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

  1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
  2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
  3. Назначать руководителей.
  4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

Специфика работы

Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

Законодательное регулирование

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

Некоторые нюансы

Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе "О банкротстве" установлена обязанность учредителя, в данном случае - муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

Расширение сферы

Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

  1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
  2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
  3. Быстро реализовать выгодный проект.
  4. Снять напряженность на рынке труда.

Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

Классификация

Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

  1. Предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни правовой самостоятельностью. В них присутствуют собственные административные органы. Тем не менее, по своей сути, такие комплексы выступают в качестве подразделений местной администрации. Расходы и доходы таких предприятий интегрируются в местный бюджет. Функционирование комплексов осуществляется в соответствии с поступающими из местных органов власти указаниями. В общем смысле, муниципалитет действует как одно предприятие, при этом координируя работу своих подразделений.
  2. Комплексы, обладающие юридической и хозяйственной самостоятельностью. В данном случае имеют место определенные права муниципальных предприятий, однако ключевые решения, касающиеся работы принимаются в администрации. В местном бюджете показывают только результаты их финансовой деятельности. Прибыль, которую получают такие предприятия, обычно не покрывает их расходов. Это обуславливается тем, что местная и региональная власть устанавливает соответствующие цены для них. В частности это касается транспорта, связи, услуг ЖКХ. В качестве источников финансирования предприятий выступают средства населения (потребителей), а также поступления из местного бюджета. В промышленных центрах, крупных муниципальных образованиях такие комплексы могут зарабатывать деньги самостоятельно и направлять прибыль на улучшение обслуживания граждан.
  3. Предприятия, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Такие комплексы выводятся из структуры администрации. Их передают в доверительное управление специалистам (менеджерам). Предприятия осуществляют реализацию товаров по рыночной стоимости. К ним относят разные строительные, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие комплексы. Они вправе осуществлять свою работу в форме акционерного либо другого хозяйствующего общества, которое учреждается органами местной власти. Последним принадлежит контрольный пакет ценных бумаг. Эти предприятия обладают свободой в своих действиях, имеют конкретный юридический статус. Они работают для нужд массового потребителя, за пределами местных рынков в том числе.

Имущество муниципального предприятия

Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой - между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

Обязательства, возможности, запреты

Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

Проблемы отрасли

В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

Сокращение сектора

Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

  1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
  2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

Возможные последствия

Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны обладать для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.

Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом. Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

Характеристика унитарного предприятия

Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе .

При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

  • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций . Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

Учредительный документ этого юридического лица - устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения . Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом , продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями. В законе об этом четко прописано. Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

Собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам . Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку , что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне , это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Реорганизация унитарных предприятий

Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности , для которых они были созданы.

В современной экономике унитарное предприятие выполняет важные функции, которые не представляют интереса для других субъектов предпринимательской деятельности или являются монополией государственных организаций/учреждений. Достаточно большой процент взрослого населения нашей страны слышали о подобной организационно-правовой форме, но многие граждане даже приблизительно не знают, что это такое.

Такой пробел в экономическом образовании может негативно отразиться на деятельности некоторых бизнесменов. Например, если во время сотрудничества с унитарным предприятием сумма его задолженности за оказанные услуги или поставленный товар превысила все допустимые нормы, Вы не сможете получить в качестве оплаты часть имущества должника. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью унитарных предприятий, проводится анализ их достоинств и недостатков, а также рассказывается о значении подобных организаций для экономики страны. Изложенная информация представляет интерес, как для предпринимателей, так и для теоретиков экономических дисциплин или обычных граждан для повышения уровня эрудиции.

Унитарное предприятие - суть и особенности

Прежде чем приступить к детальному изучению рассматриваемого вопроса, необходимо разобраться с терминологией. Можно сказать, что унитарное предприятие это специфическая форма юридического лица, которая предусматривает использование закрепленного за ним имущества без права собственности на него. Термин «унитарное» применяется в связи с тем, что указанное имущество нельзя распределять по паям, долям или вкладам, оно является неделимым. Представленные субъекты коммерческой деятельности создаются государственными или муниципальными органами с целью получения прибыли. Для этого используется закрепленная за предприятием собственность, что позволяет государству получать часть его доходов.

Существует три типа унитарных предприятий: государственное унитарное предприятие, федеральное или муниципальное. В любом из указанных вариантов владельцем имущества, которое используется в коммерческих целях, являются государственные учреждения/организации. Права и обязанности рассматриваемых субъектов коммерческой деятельности ограничиваются Гражданским кодексом и законом о государственных/муниципальных предприятиях. Ежегодно проводится обязательный аудит, с целью определения, как работало предприятие последние 12 месяцев (своевременная подготовка отчетов, законность сделок, эффективность работы руководства и т.д.).

Детальный анализ существующих организаций унитарной формы позволяет выделить их главные особенности :

    предприятием руководит один человек, которого назначает владелец (уполномоченное лицо от представителей госучреждений);

    если Вы уже сталкивались с унитарными предприятиями и знаете что это такое, то, скорее всего, обратили внимание на названия таких организаций (обязательно должно присутствовать упоминание о владельце);

    в уставе, который является учредительным документом, должны указываться главные цели и характер деятельности организации;

    собственность (государственная/муниципальная) закрепляется за предприятием согласно правам хозяйственного ведения или оперативного управления;

    владелец не отвечает своим имуществом, в случае возникновения долговых обязательств;

    владелец может забрать свое имущество, если унитарное предприятие не использует его или применяет не по назначению.

Цели создания

Для того чтобы понять, что значит унитарное предприятие, необходимо разобраться, для каких целей они создаются. Как уже отмечалось, представленные юридические лица, как правило, являются коммерческими организациями, то есть, первая цель их создания – получение прибыли. Кроме того, бывают ситуации, когда есть государственное имущество, которое невозможно приватизировать (как правило, мешает законодательство). В этом случае можно создать организацию унитарной формы, которая будет работать, используя предоставленное госучреждениями имущество.

Существует определенная группа товаров и услуг, которая нужна для решения социальных проблем, но частные компании не занимаются данным направлением коммерческой деятельности (так как эти товары продаются практически по себестоимости). В этом случае возможен только один вариант решения вопроса – создание унитарного предприятия. Иногда организации унитарной формы функционируют, чтобы производители товаров первой необходимости не завышали стоимость своей продукции. Еще одна цель создания рассматриваемых предприятий – защита убыточных отраслей, в товарах которых нуждается население нашей страны.

Если Вы поняли, что такое унитарное предприятие и можете самостоятельно сформулировать определение данной категории, то обязательно акцентируйте внимание на том, что это не только коммерческие организации, но и эффективный «инструмент» для решения многих вопросов государственной важности.

Формы унитарных предприятий

Организации, функционирующие на праве хозяйственного ведения, используют в качестве учредительной документации устав с отметкой органов государственной власти (министерства, органов местного самоуправления и т.д.). Данный документ – это не только стандартная информация о юридическом лице, но и перечень основных направлений деятельности, их цели, а также данные о размере уставного капитала (для муниципального предприятия – 1000 минимальных зарплат, а для государственного — 5000).

Учредитель организации данного типа не несет ответственность за результаты деятельности, если он не давал указания, которые стали причиной банкротства. Для того чтобы лучше понять, что такое унитарное предприятие, возьмите в качестве примера «Почту России» и проанализируйте работу предприятия. Вы увидите, что в данном случае, организация имеет право распоряжаться имуществом, самостоятельно регулировать финансовые потоки и решать другие вопросы, без вмешательства представителей власти.

Организации, функционирующие на праве оперативного управления, осуществляют свою деятельность на основе государственного/муниципального имущества. В данной ситуации устав, так же, как и в первом случае, должен отмечаться представителями государственных учреждений или местных органов власти, имеющих соответствующие полномочия. Название унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, должны подтверждать, что это казенная организация.

Обратите внимание на тот факт, что в данной ситуации государственные учреждения могут нести ответственность за определенные результаты деятельности предприятия. Руководство организации унитарной формы не может принимать решение об ее ликвидации или реорганизации, этот вопрос решают на уровне правительства или муниципальные органы власти. В отличие от первой формы, предприятия, функционирующие на основе оперативного управления, не могут решать серьезные хозяйственные вопросы без соответствующего разрешения представителей государственных учреждений.

Для того чтобы исключить возможность использования мошеннических схем с целью получения доступа к государственной собственности, унитарным предприятиям запретили принимать участие в создании дочерних фирм или новых юридических лиц. Данный пункт является очень важным для сохранения гос имущества, о чем свидетельствуют одобрительные отзывы предпринимателей, которые хорошо знают, что означает унитарное предприятие для любителей зарабатывать деньги нечестным путем.

Многие читатели после детального изучения всех аспектов представленной темы, особенно если это происходит в ускоренном режиме, начинают немного путаться в терминологии, и часто спрашивают, чем отличается унитарное предприятие от казенного.

Ответ очень простой: и первые, и вторые являются унитарными предприятиями, только обычные (унитарные) организации имеют право на относительную свободу действий, а казенные должны согласовывать с учредителями даже незначительные хозяйственные вопросы. Кроме того, казенные предприятия основываются только на праве оперативного управления.

Источники для формирования имущества унитарных предприятий

Анализ представленной темы будет неполным, если читатель не узнает, откуда берется имущество для передачи унитарным предприятиям.

    Прежде всего, это добровольная передача собственником своего имущества для формирования уставного фонда.

    Заемные средства, включая ссуды банков и других финансово-кредитных учреждений.

    Амортизационные отчисления и бюджетные дотации.

    Доходы от коммерческой деятельности.

    Пожертвования физических и юридических лиц и другие источники финансирования.

Законодательство РФ предоставляет унитарным предприятиям определенную свободу действий и возможность распределять свою продукцию, часть имущества и т.п., если подобная операция принесет прибыль государству. Под запрет попадает только продажа недвижимости. Для того чтобы продать даже небольшое здание, необходимо получить разрешение от представителей государственных органов управления. Учитывая значение слова унитарное предприятие, можно даже без экономического образования сделать вывод, что любые сделки, связанные с реализацией гос имущества, не сильно «приветствуются» представителями власти. Например, сделки, которые в финансовом плане превышают 150 млн. рублей, должны утверждаться на уровне правительства или федерации, которая контролирует все вопросы, связанные с государственным имуществом.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий

Читатели, которые интересуются экономикой, скорее всего, догадались, что финансовые ресурсы унитарных предприятий отличаются от финансов других коммерческих организаций. Например, в ситуации, когда организация унитарной формы по результатам деятельности за год демонстрирует снижение суммы чистых активов, и она не смогла «выровнять» показатели в течение 3 месяцев, государственные чиновники принимают решение о ликвидации предприятия. Естественно, в аналогичной ситуации владельцы обычной коммерческой фирмы не будут применять такие радикальные методы решения проблемных вопросов.

Если Вас интересует, какие признаки имеет унитарное предприятие, отличающие его от обычных субъектов предпринимательской деятельности, то следует обратить внимание на распределение прибыли данных организаций. Обычная фирма (ООО, ЗАО или ИП) строит отношение с государственным бюджетом по схеме: получил прибыль – заплати налоги, выплатил зарплату сотрудникам – рассчитайся с фондами, нарушил закон – заплати штраф. Унитарное предприятие, кроме перечисленных платежей, отдает часть своей прибыли в бюджет государства. Механизм распределения полученных доходов должен отображаться в уставных документах организации.

На вопрос, может ли унитарное предприятие быть учредителем ооо, Вы не найдете точного ответа в законодательстве. Теоретически запрета нет, но на практике вряд ли у Вас получиться внести в уставный фонд государственные деньги или имущество. В принципе, ситуация похожа на создание дочерних предприятий (которые, в данном случае, находятся вне закона).

Унитарные предприятия не только отдают часть своей прибыли в бюджет, но и получают из него определенные финансовые средства, как правило, для реализации социальных программ. Если Вы уже составили собственное мнение о том, что такое унитарное предприятие в России, тогда Вас не удивят довольно сложные схемы дотаций, субвенций и субсидий, а также участие в них рассматриваемых организаций. Насколько эффективны подобные схемы в масштабах страны, трудно сказать, тем более что получить реальную информацию с подробными статистическими данными достаточно сложно (несмотря на утверждения государственных чиновников).

Подводя итоги данной темы, можно сказать, что унитарные предприятия играют важную роль в решении социальных проблем, но масштабы данной помощи пока не впечатляют, возможно, в ближайшем будущем мы увидим более эффективную работу представленных организаций.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Унита́рное предприя́тие - особая организационно-правовая форма юридического лица . Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Российская Федерация

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 (ред. от 13.07.2015) № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

УП - коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям .

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ , муниципального - не менее чем 1000 МРОТ .

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит . При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 161-ФЗ от 14.11.2002, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами , поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления . Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

Проведение закупок Государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011. В части расходовании предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, по Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014г). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года №94-ФЗ .

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

СНГ

В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП ), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

Примеры

  • ФГУП «Почта России »
  • ФГУП «Конструкторское бюро "Арсенал" имени М. В. Фрунзе »
  • ФГУП «Космическая связь»
  • ФГУП «НПП ВНИИЭМ »
  • ФГУП «НПЦ газотурбостроения "Салют" »
  • ФГУП «Киноконцерн "Мосфильм" »
  • ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания »
  • ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть »
  • ФГУП « »
  • ФГУП «»

См. также

Напишите отзыв о статье "Унитарное предприятие"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Унитарное предприятие

– Ну, скажи ты этому болвану, – отвечал он на запрос от вотчинного департамента, – чтоб он оставался караулить свои бумаги. Ну что ты спрашиваешь вздор о пожарной команде? Есть лошади – пускай едут во Владимир. Не французам оставлять.
– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
– Верещагин! Он еще не повешен? – крикнул Растопчин. – Привести его ко мне.

К девяти часам утра, когда войска уже двинулись через Москву, никто больше не приходил спрашивать распоряжений графа. Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать.
Граф велел подавать лошадей, чтобы ехать в Сокольники, и, нахмуренный, желтый и молчаливый, сложив руки, сидел в своем кабинете.
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.
Растопчин чувствовал это, и это то раздражало его. Полицеймейстер, которого остановила толпа, вместе с адъютантом, который пришел доложить, что лошади готовы, вошли к графу. Оба были бледны, и полицеймейстер, передав об исполнении своего поручения, сообщил, что на дворе графа стояла огромная толпа народа, желавшая его видеть.
Растопчин, ни слова не отвечая, встал и быстрыми шагами направился в свою роскошную светлую гостиную, подошел к двери балкона, взялся за ручку, оставил ее и перешел к окну, из которого виднее была вся толпа. Высокий малый стоял в передних рядах и с строгим лицом, размахивая рукой, говорил что то. Окровавленный кузнец с мрачным видом стоял подле него. Сквозь закрытые окна слышен был гул голосов.
– Готов экипаж? – сказал Растопчин, отходя от окна.
– Готов, ваше сиятельство, – сказал адъютант.
Растопчин опять подошел к двери балкона.
– Да чего они хотят? – спросил он у полицеймейстера.
– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.
Несколько секунд, пока молодой человек устанавливался на ступеньке, продолжалось молчание. Только в задних рядах сдавливающихся к одному месту людей слышались кряхтенье, стоны, толчки и топот переставляемых ног.
Растопчин, ожидая того, чтобы он остановился на указанном месте, хмурясь потирал рукою лицо.
– Ребята! – сказал Растопчин металлически звонким голосом, – этот человек, Верещагин – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва.
Молодой человек в лисьем тулупчике стоял в покорной позе, сложив кисти рук вместе перед животом и немного согнувшись. Исхудалое, с безнадежным выражением, изуродованное бритою головой молодое лицо его было опущено вниз. При первых словах графа он медленно поднял голову и поглядел снизу на графа, как бы желая что то сказать ему или хоть встретить его взгляд. Но Растопчин не смотрел на него. На длинной тонкой шее молодого человека, как веревка, напружилась и посинела жила за ухом, и вдруг покраснело лицо.
Все глаза были устремлены на него. Он посмотрел на толпу, и, как бы обнадеженный тем выражением, которое он прочел на лицах людей, он печально и робко улыбнулся и, опять опустив голову, поправился ногами на ступеньке.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются особым видом юрлиц. Специфика в первую очередь связана с имущественным положением этих субъектов. Рассмотрим далее, что собой представляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Общая характеристика

Что такое унитарное гос. предприятие и МУП? Как выше было сказано, ключевым критерием выделения этих юрлиц выступает имущественный статус. Считается, что унитарные государственные и муниципальные предприятия - некоммерческие организации. Однако это не совсем так. Эти юрлица могут осуществлять предпринимательскую деятельность , однако она должна находиться строго в рамках целей, для которых они созданы. При этом вся прибыль должна идти на развитие унитарных предприятий. Они обладают определенным имуществом, однако имеют на него ограниченные права. Материальные ценности, вверенные учреждениям, являются неделимыми и не могут распределяться по долям, в том числе между сотрудниками.

Отличительные черты

Для лучшего их понимания отметим основные признаки государственного унитарного предприятия. Юрлицо создается путем выделения определенной части из общего имущества. В качестве собственника выступает государство. И именно за ним сохраняется право полного распоряжения имуществом, переданным в ведение ГУП. Материальные ценности предоставляются в хозяйственное ведение либо оперативное управление. В создаваемых юрлицах не предусматривается членство. Орган управления является единоличным.

Причины создания

Государственные унитарные предприятия, как форма управления государственной собственностью, могут образовываться с целью:

  1. Использования имущества, в отношении которого установлен запрет на приватизацию.
  2. Выполнения мероприятий, связанных с решением социальных задач. К ним в том числе относят реализацию определенной категории продукции и предоставление услуг по минимальной стоимости и организацию товарных и закупочных интервенций по изделиям первой необходимости.
  3. Обеспечения некоторых дотируемых видов работ и ведения убыточных производств.

Это основные цели, для которых может создаваться государственное унитарное предприятие. Значение этого юрлица состоит в решении госзадач на коммерческой основе.

Особенности нормативного регулирования

В положениях ст. 11-115, а также 294-297 ГК регламентировано только юридическое положение предприятий. Правила норм не регулируют правовой статус сотрудников. Обязанности и юридические возможности работников предприятий определяются трудовым законодательством. Вместе с этим в нормах присутствует упоминание о работниках ГУПов и МУПов. Оно связано с имуществом. Как выше было указано, материальные ценности не могут распределяться между сотрудниками. Если же с согласия владельца юрлицо внесло вклад в уставный фонд унитарного предприятия, то он также становится имуществом общества.

Дополнительные характеристики

Муниципальные и унитарные предприятия России должны иметь устав и фирменное наименование. В названии юрлица должно содержаться указание на владельца имущества. В уставе должны присутствовать полные сведения о собственнике. В частности указывается конкретный субъект или орган территориальной власти. Если владельцем выступает РФ, то сведения об этом также должны присутствовать в уставе.

Гражданское право и процесс

Унитарные предприятия, в соответствии с ГК, не несут ответственности по обязательствам владельца имущества. Соответственно, при возникновении споров эти юрлица не будут выступать в качестве ответчиков. Между тем муниципальные унитарные предприятия, равно как и ГУПы, отвечают по своим долгам. Владелец имущества по их обязательствам ответственности не несет. Исключение составляют случаи банкротства, обусловленные действиями собственника.

Формы юрлиц

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть двух видов. Классификация осуществляется в зависимости от типа прав на имущество. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым вверено имущество на праве хозяйственного ведения, образуются по решению уполномоченного института федеральной или территориальной власти.

Устав

Он выступает в качестве учредительного документа. Устав утверждается ведомством, министерством или иным органом, осуществляющим координацию и регулирование работы в соответствующей отрасли. В документе кроме обычных сведений, являющихся обязательными для всех юрлиц, указывается информация о целях и предмете деятельности, величине уставного фонда. Его размер не должен быть меньше 5000-кратного (для ГУПов) или 1000-кратного (для МУПов) МРОТ. Фонд должен быть полностью профинансирован владельцем имущества в трехмесячный срок с даты создания юрлица. Унитарные предприятия считаются единственными коммерческими структурами, которые обладают правами и несут обязанности, прямым образом связанные с деятельностью, указанной в уставе.

Казенные учреждения

При создании таких предприятий имущество передается им в оперативное управление. Владельцем материальных ценностей может быть регион, МО или РФ. В качестве учредительного документа также выступает устав. Он утверждается правительством, региональным или территориальным органом власти. Казенное учреждение не может распоряжаться имуществом, вне зависимости от того, движимое оно или недвижимое, без соответствующего разрешения собственника. Наименование юрлица должно указывать на его тип. По обязательствам казенного предприятия РФ субъект или МО могут нести субсидиарную ответственность. Это допускается в том случае, если имущества учреждения для удовлетворения требований кредиторов недостаточно. Образование и ликвидация муниципального унитарного предприятия, казенного в том числе, осуществляется по решению территориального органа власти. Прекращение деятельности ГУПа производится на основании постановления правительства или регионального уполномоченного органа.

Особенности пользования имуществом

При хозяйственном ведении унитарные предприятия могут распоряжаться вверенными материальными ценностями, доходами, выпускаемой продукцией (предоставляемыми услугами) самостоятельно. При этом должны учитываться ограничения, установленные законодательными и прочими нормативными актами. Оперативное управление предполагает обязательное получение согласия собственника на любые действия с имуществом.

Права владельца

Собственник решает вопросы, касающиеся создания предприятия, определяет цели и предмет его деятельности. В полномочия владельца входит контроль использования имущества по назначению, обеспечения его сохранности. Учредитель решает также вопросы, связанные с ликвидацией или реорганизацией предприятия.

Ограничения

Унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества. В законодательстве установлен запрет для учреждений, имеющих имущество в хозяйственном ведении, выступать в качестве учредителей других аналогичных юрлиц посредством передачи им части материальных ценностей, вверенных им владельцем. Такой порядок обусловливается необходимостью предупредить выход имущества из-под контроля.

Источники образования имущества

В качестве них могут выступать:

  1. Прибыль, которая получена в процессе осуществления своей деятельности.
  2. Имущество, предоставленное по решению владельца в качестве вклада в уставной фонд, или иные материальные ценности, переданные собственником.
  3. Заемные средства. К ним в том числе относят кредиты в банковских и иных финансовых организациях.
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Капвложения и бюджетные дотации.
  6. Доходы (дивиденды), которые поступают от хозяйственных товариществ и обществ, в чьих уставных капиталах участвует юрлицо.
  7. Пожертвования и добровольные взносы граждан, учреждений, организаций.
  8. Прочие источники, существование которых не противоречит законодательству. К ним в том числе относят прибыль от предоставления имущества в аренду другим субъектам.

Совершение сделок

Унитарные предприятия не могут распоряжаться недвижимостью. Реализация объектов осуществляется исключительно по разрешению учредителя. При этом согласование сделок с недвижимостью, стоимость которых больше 150 млн руб., производится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства.

Программы деятельности

Взаимоотношения ГУПов с собственниками регламентируется правительственными постановлениями. Одним из таких актов утверждены правила по разработке программ деятельности рассматриваемых юрлиц и определению прибыли, подлежащей отчислению в бюджет. Часть доходов, как выше было указано, может направляться на развитие предприятия.

Специфика финансовых ресурсов

Одним из ключевых отличий унитарных предприятий от других, в первую очередь акционерных обществ, выступают способы формирования капитала, образования и использования дохода, привлечения заемных и бюджетных средств. Денежный фонд создается за счет оборотных и основных активов, закрепленных за юрлицом. Величина капитала отражается в балансе на дату утверждения учредительного документа (устава). Его функции аналогичны тем, которые выполняет денежный фонд любой другой коммерческой структуры. Кроме того что капитал выступает в качестве материальной основы для осуществления юрлицом его деятельности, он является своеобразным индикатором эффективности его работы. Если по завершении отчетного периода цена чистых активов станет меньше минимального размера, установленного законом на дату регистрации предприятия, и в трехмесячный срок не будет восстановлена, учредитель должен ликвидировать общество. Если за указанный период соответствующего решения принято не было, кредиторы могут потребовать досрочного выполнения либо прекращения обязательств и компенсации причиненных убытков.

Прибыль

Она выступает в качестве одного из важнейших источников финансирования. Прибыль образуется так же, как и в иных коммерческих структурах. Вместе с тем БК расценивает доход унитарных предприятий как источник неналоговых поступлений в бюджет. Ежегодно рассматриваемые юрлица осуществляют обязательные отчисления с полученной прибыли. Порядок, величину и сроки платежей утверждает правительство или региональные/территориальные структуры власти. Средства, оставшиеся после выплаты налогов и прочих отчислений, перераспределяются по фондам материального поощрения, социальных мероприятий и проч. Часть чистого дохода по решению учредителя может направляться на увеличение уставного капитала предприятия.

Направления расходования средств

Чистая прибыль может использоваться:

  1. На внедрение, освоение новых технологий и оборудования, проведение природоохранных мероприятий.
  2. Расширение и развитие финансово-хозяйственной деятельности, увеличение оборотных активов.
  3. Реконструкцию, строительство или обновление ОС.
  4. Выполнение научно-исследовательских мероприятий, изучение рыночной конъюнктуры и спроса.

Унитарные предприятия могут использовать целевые источники финансирования. Такие ассигнования, как правило, направляются на реализацию определенных мероприятий и программ социальной направленности.

Поделиться: