Монтаж сборных железобетонных труб. Все о трубах в строительстве. Стыки железобетонных труб

Бетонные и железобетонные трубы укладывают на естественное или искусственное основание. Стыки напорных труб (раструбные или муфто­вые) заделывают резиновыми уплотнительными кольцами, а безнапорных (раструбные или фальцевые) - смоляной или битумизированной прядью, асбестоцементным или цементным замком, а также асфальтовой мастикой. Перед укладкой труб в траншею их так же, как и муфты, в ходе приемки подвергают наружному осмотру для выявления дефектов и проверки разме­ров.

Монтаж напорных трубопроводов. Напорные трубопроводы мон­тируют из раструбных и гладких железобетонных напорных труб на муфто­вых соединениях, что вносит разнообразие в технологию работ по их про­кладке.

Монтаж трубопроводов из раструбных труб ведут в такой последо­вательности: доставка труб и раскладка их вдоль траншеи, подача их на ме­сто укладки, подготовка конца трубы и установка на него резинового коль­ца; введение его вместе с кольцом в раструб ранее уложенной трубы; придание уложенной трубе проектного положения; окончательная заделка стыка; предварительное испытание готового незасыпанного участка трубопровода (а при трубах больших диаметров только стыковых соединений); засыпка этого участка; окончательное его испытание.

Монтаж труб ведут стреловыми кранами, причем трубы с бермы траншеи подают раструбами вперед по ходу монтажа и обязательно против течения жидкости. Перед укладкой первой трубы в начале трассы устанав­ливают бетонный упор, обеспечивающий устойчивое положение первым двум-трем трубам при их соединении в раструб.

Рекомендуемая схема расстановки механизмов, рабочих-монтажни­ков и раскладки труб при монтаже трубопроводов показана на рис. 6.11, а. При укладке трубы вначале по шаблону отмечают на ее гладком конце глу­бину заводки его в раструб уложенной трубы. Установив кран по середине укладываемой трубы и застропив ее полуавтоматическим захватом (рис. 6.11, в, г, д, е) или с помощью стропов либо траверсы, трубу подают в траншею (рис. 6.11, е). На высоте 0,5 м от ее дна опускание трубы приостанавливают и на гладкий конец ее надевают резиновое кольцо, после чего за­водят ее в раструб ранее уложенной трубы и опускают на подготовленное основание. При этом особое внимание уделяют центрированию втулочного конца вводимой трубы с резиновым кольцом относительно заходной фаски раструба ранее уложенной трубы.

Для выверки положения укладываемой трубы на ее лоток опирают ходовую визирку и затем следят, чтобы верх этой визирки находился на об­щей линии визирования с двумя неподвижными визирками на обносках (рис. 6.11, е). После выверки трубы по вертикали с нее снимают захват, ос­вобождают кран для монтажа следующей трубы и приступают к выверке положения трубы в плане. С этой целью устанавливают по отвесу инвентар­ные вешки (рис. 6.11, з): одну из них на конец укладываемой трубы, а дру­гую - на ранее уложенную. По установленной в колодце или на смонтиро­ванном участке трубопровода неподвижной вешке проверяют правильность укладки трубы в плане (рис. 6.11, е). При необходимости ее смещают в нуж­ную сторону.


В заключение с помощью натяжного приспособления (рис. 6.11, и) вводят гладкий конец трубы в раструб ранее уложенной, следя при этом за равномерностью закатывания резинового кольца в раструбную щель. При этом нельзя допускать, чтобы торец втулочного конца был задвинут в рас­труб до полного упора; между ними должен быть оставлен зазор (для чего и делается разметка), причем для труб диаметром до 1000 мм - величиной 15 мм, а для труб больших диаметров - 20 мм. Соединив трубы, снимают натяжное приспособление и подбивают трубу с боков грунтом на высоту 1/4 ее диаметра с послойным его уплотнением ручными трамбовками.

Рис. 6.11 - Основные рабочие операции при монтаже трубопровода из железобетонных рас­трубных труб

а-общая схема организации работ (Т-1, Т-2, Т-З.Т-4, Т-5 - рабочие места тру­боукладчиков), б - разметка гладкого (втулочного) конца трубы шаблоном, в, г - строповка тру­бы и опускание ее в траншею с помощью клещевого захвата, д - введение гладкого конца тру­бы в раструб, е - выверка положения трубы в плане по вешкам, ж - центрирование трубы, з - инвентарная вешка с отвесом; и - натяжное устройство, 1 – трубы, 2 – кран, 3 – траншея, 4 - клещевой захват, 5 - уложенная раструбная труба, 6 - укладываемая труба, 7 - приямки; 8 - лестница, 9 - неподвижные визирки, 10 - переносная (ходовая) визирка, 11 - инвентарные вешки, 12 - натяжной винт, 13 - балка, 14 - тяга, 15 - распорка

При монтаже трубопроводов из раструбных железобетонных труб наиболее трудоемкой операцией является введение втулочного конца трубы с резиновым кольцом в раструб ранее уложенной. Для облегчения ее приме­няют различные приспособления, устройства и механизмы. В частности, ис­пользуют двух-трехтросовые наружные натяжные приспособления (рис. 6.12, а, б), реечные и гидравлические домкраты (рис. 6.12, в), внутрен­ние натяжные приспособления, рычажные и шестеренчатые лебедки (рис. 6.12, г, д), бульдозеры и экскаваторы (рис. 6.12, е, ж).

Для монтажа труб диаметром 500, 700, 900 мм применяют также уни­версальное гидравлическое приспособление (рис. 6.12, и), которое закреп­ляют на трубе, а затем вместе с нею опускают в траншею. Проверив точ­ность центрирования трубы и правильность расположения резинового коль­ца, трубу стыкуют с трубопроводом.

При выборе способа монтажа труб учитывают наличие необходимо­го оборудования и механизмов, а также условия строительства трубопрово­да. Монтаж труб с помощью бульдозера (рис. 6.12, е; 6.13) может производиться в том случае, если бульдозер используется при планировке (зачистке) дна траншеи, т.е. когда совмещаются эти две операции. Способ монтажа трубопро­вода с помощью внутреннего натяжного устройства рекомендуется приме­нять для труб диаметром 800 мм и более.

Монтаж трубопровода с помощью ковша экскаватора (см. рис. 6.12, ж) ведут при прокладке труб в водонасыщенных грунтах или в стесненных городских условиях строительства, когда траншею отрывают по мере про­кладки труб, и экскаватор, расположенный рядом, используют для их мон­тажа поворотом ковша.

Применяемые средства механизации монтажа железобетонных и бе­тонных трубопроводов зависят в основном от типа стыкового соединения и диаметра труб. Тип стыкового соединения определяет технические требова­ния к монтажному оборудованию, а диаметр труб и размеры траншеи - воз­можные схемы размещения монтажного оборудования и вытекающие отсю­да технологические схемы производства монтажных работ.

Основными техническими требованиями к оборудованию для монта­жа труб на резиновых уплотнительных кольцах являются: обеспечение со­осности труб и создание необходимого осевого усилия для их стыковки.

При монтаже труб с раструбно-винтовым соединением нужно обеспечить завинчивание укладываемой трубы в ранее уложенную. Для монтажа труб с зачеканкой стыковых соединений следует обеспечить меха­низированное уплотнение волокнистых материалов в раструбной щели.

Рис. 6.12 - Способы монтажа рас­трубных напорных желлезобетонных труб и применяемые для зтого приспособления

1 - уложенная и укладываемая трубы, 2 – полухомут, 3 – резиновое кольцо, 4 – трос, 5,6 - упорная и рабочая балки, 7 - натяжной винт, 8 - фрнкционно-храповое устройство, 9 - шарнир­ный хомут, 10 - регулировочные крестовины, 13 – трещотка, 14 - бе­тонный упор, 15 – гидроцилиндры, 18 - кран-трубоукладчик, 19 - рас­труб, 20 - рычажная лебедка, 21 – блоки, 22 - трос к лебедке, 23 - упорный брус, 24 - бульдозер или трактор, 25 - ковш экскаватора, 26 - съемный и ремонтный хому­ты, 27 - опорная обойма, 28 - толка­тель, 30 - ремонтно-резиновое коль­цо, 31 – болты, 32 – траверса, 33 – рычаги, 34 пластина, 35 - зажимные колодки, 36 – захват для труб, 37 - крюк


Рис. 6.13 - Монтаж железобетонных труб диаметром 1000 - 1200 мм с помо­щью бульдозера: 1,2 - уложенная и укладываемая трубы, 3 - бульдозер, 4 - монтажный кран, 5 - раскладка труб

Монтаж бетонных и железобетонных труб в настоящее время ведут в основном по двум технологическим схемам. При первой применяют навес­ное оборудование к крану-трубоукладчику для выполнения всех операций: захвата трубы на берме и ее спуска на дно траншеи, центровки укладывае­мой трубы к уложенному участку трубопровода и стыковки труб. Вторая схема предусматривает выполнение центровочных и стыковочных операций базовой машиной с соответствующим оборудованием, перемещающейся по дну траншеи. Каждая из этих схем имеет свои области применения, обус­ловленные длиной и диаметром труб и шириной траншеи. При сходных па­раметрах преимуществом первой схемы является совмещение выполнения такелажных и стыковочных операций одной машиной (при условии предва­рительной отрывки приямков и устройства выкружки). Преимуществом второй схемы является возможность совмещения в одной машине оборудо­вания для отрывки приямков и устройства выкружки с оборудованием для стыковки труб.

Недостатком даннх методов монтажа железобетонных труб (особенно больших диаметров 1000, 1200 мм) является сложность обеспечения точной соосности при монтаже укладываемой и ранее уложенной трубы. Обычно укладываемую трубу поддерживают на весу грузоподъемным механизмом, а другим меха­низмом (трактором, экскаватором) создают продольное усилие, обеспечива­ющее ввод гладкого конца в раструб уложенной трубы. При этом сложно обеспечить в стыке одинаковый кольцевой зазор между поверхностью гладкого конца трубы и внутренней поверхностью раструба и как следствие может происходить перекручивание резинового кольца.

Навесное оборудование для механизированного монтажа железобе­тонных труб на резиновых уплотнительных кольцах (рис 6.14, а), исключающее указанные недостатки, конструктивно выполнено в виде грузонесущей балки с подвеской к крюку крана-трубоукладчика. На балке размещены два захвата укладыва­емой трубы, захват ранее уложенной и привод горизонтальной подачи укла­дываемой трубы.

Для монтажа железобетонных безнапорных труб с раструбно-винтовым соединением применяется навесное оборудование (рис 6.14, б), которое состоит из рамы, роликовых захватов укладываемой трубы, захвата ранее уложенной трубы. К раме жестко прикреплены упоры, сопрягаемые с раструбом и втулочной частью уложенной трубы.

Рис. 6.14 – Схемы навесного устройства - для монтажа железобетонных труб на резиновых уплотнительных кольцах (а), для монтажа труб с раструбно-винтовым соединением (б) и траншейной машины для монтажа раструбных труб (в)

1 – упор-фиксатор, 2 – фиксаторы трубы, 3, 9 – гидроцилиндры, 4 – траверса, 5 – скоба, 6 – втулка направляющая, 7 – шток, 8 – труба ранее уложенная, 10 – захваты, 11 – труба укладываемая, 12 – фиксатор клиновой, 13 – рама, 14 – привод вращения и осевой подачи трубы, 15 – роликовые захваты, 16 – захват ранее уложенной трубы, 17 - труботолкающая поперечная балка на горизонтальной раме, 18 – грейферный ковш приямкокопателя, 19 – наклонная стрела приямкокопателя, 20 – плужный ложекопатель, 21 – дорожный уплотнитель, 22 – ложе, 23 – приямок, 24 – окно для пропуска ковша в забой, 25 – пассивный боковой рассеиватель, 26 - отвал

Для механизированной зачеканки раструбных труб волокнисты­ми материалами используют специальное устройство, которое содержит съемный узел зачеканки.

Для механизи­рованной заделки стыков раструбных труб большого диаметра используют устройства у которого чеканочная втулка снабжена вибровозбудителями, что обеспечи­вает повышенное качество запрессовки волокнистого материала в раструб­ную щель соединяемых труб.

Конструктивная схема специальной траншейной машины для монта­жа раструбных труб приведена на рис 6.14, в.

Для обеспечения водонепроницаемости стыковых соединений нельзя допускать эллипсности труб, раструбов и муфт или плохого качества их по­верхности, а также применять некачественные кольца. Основные требования, предъявляемые к качеству монтажа железобетонных трубопроводов: в процессе стыковки необходимо проверять равно­мерность размещения резинового кольца и его закатывания. Если наблюда­ется в некоторой части окружности отставание, необходимо «припудрить» в этом месте кольцо цементом, исключить дальнейшее неравномерное зака­тывание кольца; по мере укладки труб необходимо проверять прямолиней­ность трубопровода; в процессе монтажа нужно следить, чтобы внутренняя поверхность трубопровода не загрязнялась, внутри не оставались посторон­ние предметы. При перерывах в работе концы уложенного трубопровода следует закрывать заглушками.

Кольца в щели раструбных и муфтовых соединений должны быть об­жаты на 40 - 50% толщины их сечений. Нельзя допускать их перекручива­ния. При нарушении герметичности (водонепроницаемости) стыков их ре­монтируют, для чего устанавливают дополнительные резиновые кольца или их отрезки на дефектное место с помощью специального съемного хомута (рис. 6.12, з).

Монтаж трубопроводов с муфтовыми стыковыми соединениями. После центровки и проверки правильности укладки труб по шнуру, отвесу и визирке на концах соединяемых труб делают разметку рисками, определя­ющими начальное положение резиновых колец, расстояния а и б. При мон­таже труб муфту устанавливают в исходное положение так, чтобы ее торец с рабочей стороны совпадал с нанесенной на трубе риской. Резиновое коль­цо размещают около рабочего кольца муфты, которое затем с помощью ко­нопатки вводят в коническую щель муфты заподлицо с ее торцом. Одновре­менно на вторую трубу надевают другое резиновое кольцо, размещая его на расстоянии б от ее торца.

Далее с помощью монтажных приспособлений муфту продвигают в сторону стыкуемой трубы с одновременным закатыванием первого резино­вого кольца. По достижении муфтой на второй трубе риски б от ее торца в щель муфты вводят второе резиновое кольцо, благодаря чему обеспечивает­ся необходимое конечное положение резиновых колец в стыке и его водоне­проницаемость. Последовательность монтажа стыков труб с применением безбуртовых и однобуртовых муфт показана на рис. 6.15.

Расстояния а, б и их фиксирующие конечное положение муфты и ре­зиновых колец расстояния в, г, д приведены в приложении 3.

Рис. 6.15 – Монтаж стыков труб с применением безбуртовых (а) и однобуртовых (б) муфт: I – первая стадия монтажа и начальное положение первого резинового кольца; II – вторая стадия и начальное положение второго резинового кольца; III – конечное положение муфты и резиновых колец в смонтированном стыке

Монтаж безнапорных трубопроводов осуществляют из бетонных и железобетонных труб на раструбных, муфтовых или фальцевых стыковых соединениях. Стыки раструбных труб уплотняют пеньковой прядью или другими герметиками с заделкой асбестоцементом или резиновыми кольца­ми, а фальцевых труб - асфальтовой мастикой, битумно-резиновыми про­кладками и другими герметиками с заделкой цементно-песчаным раство­ром.

Безнапорные раструбные и муфтовые трубы соединяют с зазором между гладким концом трубы и поверхностью раструба, равным 10 и 15 мм, для труб диаметром соответственно 700 и более 700 мм. Монтаж безнапор­ных трубопроводов из раструбных и муфтовых труб с уплотнением резиновыми кольцами ведут теми же методами, что и напорных. Заделку стыков пеньковой прядью производят путем конопатки раструба на половину его глубины двумя-тремя витками просмоленной или битуминизированной пеньковой пряди с зачеканкой асбестоцементной смесью.

Стыки трубопровода из фальцевых безнапорных труб диаметром более 1000 мм заделывают по всему периметру пеньковой прядью и затирают це­ментным раствором состава 1:1 с устройством снаружи пояса из этого рас­твора.

Монтаж труб краном с помощью монтажной скобы ведут в такой по­следовательности: размечают положение трубы на основании; стропуют трубу и опускают ее в траншею; укладывают трубу на основание и выверя­ют ее положение; конопатят смоляной прядью и заделывают цементным раствором; обертывают стык арматурной сеткой и омоноличивают его. Сты­ки труб диаметром 2000 - 4000 мм, укладываемых на бетонное и железобе­тонное основание, заделывают торкретом по арматурной сетке.

Главное управление по жилищному и гражданскому строительству в г. Москве

ГЛАВМОССТРОЙ при МОСГОРИСПОЛКОМЕ

ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НА УКЛАДКУ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ
БОЛЬШИХ ДИАМЕТРОВ (1,0-2,5 м) ДЛЯ
БЕЗНАПОРНЫХ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
И ВОДОСТОЧНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ

ВСН-27-61

Москва - 1962

«Временные технические указания на укладку железобетонных труб больших диаметров (1,0-2,5 м) для безнапорных канализационных каналов и водосточных коллекторов» разработаны лабораторией дорожно-мостового и подземного строительства НИИМосстроя (руководитель лаборатории Л. Аксельрод, научные сотрудники В. Сахаров и Г. Мощевитин) и согласованы с Управлением дорожно-мостового строительства Главмосстроя, Управлением водопроводно-канализационного хозяйства и Управлением благоустройства Исполкома Моссовета.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Временные технические указания являются дополнением к «Техническим правилам на проектирование, строительство и приемку в эксплуатацию канализационных трубопроводов в г. Москве» (ТПК-1-57) и предусматривают правила строительства безнапорных канализационных и водосточных трубопроводов из железобетонных труб диаметром от 1,0 до 2,5. Они обязательны для всех строительных организаций Главмосстроя.

2. Трубы для строительства водосточных и канализационных коллекторов должны отвечать требованиям действующего ГОСТа 6482-53 и технических условий, утвержденных Главмоспромстройматериалами.

3. На стройплощадке трубы принимают по заводским документам, а также по наружному осмотру уполномоченные для этих целей лица.

На каждую трубу завод должен представлять паспорт установленной формы. На внутренней и наружной поверхностях каждой трубы несмываемой краской должны быть четко нанесены следующие маркировочные знаки: марка трубы, дата изготовления, наименование завода-изготовителя, штамп ОТК.

Трубы должны быть забракованы, если они не отвечают действующим техническим условиям.

Особо следует обратить внимание на недопустимость:

а) изломов и трещин, проходящий через всю толщину стенки ствола трубы или раструба;

б) на концах труб более двух околов длиной более 5 см по образующей или окружности трубы;

в) раковистого строения бетона, указывающего на недостаточную его плотность;

г) наличия выступающей из бетона или обнаженной арматуры.

Трубы без маркировки и паспорта принимать не разрешается.

4. Перед укладкой труб выщербины и другие мелкие дефекты, которые не препятствуют применению труб, должна заделать цементным раствором организация, ведущая монтаж.

5. Все строительно-монтажные работы по укладке труб выполняются в соответствии с требованиями «Технических указаний на производство и приемку работ по устройству наружных трубопроводов водоснабжения и канализации» (СН-161-61), указаниями «Правил техники безопасности для строительно-монтажных работ» Госстроя СССР (1958 г.), «Инструктивных указаний по технике безопасности при производстве подземных работ» Главмосстроя (1958 г.).

Геодезические работы при разбивке трассы и монтаже труб следует производить только проверенными инструментами, имеющими паспорта и справки о дате последней проверки.

II. РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ

6. Разработка и приемка траншей и котлованов должны производиться в соответствии с техническими правилами производства земляных и буровзрывных работ (СНиП, ч. III), а также настоящими Техническими указаниями.

7. Ширина траншеи по дну для труб диаметром 1 м при глубине траншеи до 3 м (с креплением и без крепления) принимается равной внешнему диаметру плюс 1,0 м*; при глубине более 3 м и креплении стенок траншеи на каждый метр глубины добавляется к ширине траншеи по 0,2 м. Ширина траншеи по дну для труб диаметром более 1,0 м принимается согласно указаниям СН-161-61, § 34 равной внешнему диаметру плюс 1,5 м.

При необходимости устройства дренажных лотков или специальных водоотливных приспособлений, сложных искусственных оснований под трубопроводы, а также наличии вблизи траншеи подземных сооружений ширина траншей определяется проектом.

_________________

* Согласно СН-49-59, часть IV, том 1, глава IV-В-1, п. 76.

8. В грунтах естественной влажности траншеи роют с откосами, либо с креплением стенок.

Крутизна откосов траншей, разрабатываемых без креплений, должна соответствовать данным, приведенным в .

Таблица 1

9. Траншеи глубиной до 3 м необходимо, как правило, крепить, руководствуясь указаниями действующих технических условий («Инструктивные указания по технике безопасности при производстве подземных работ», прил. 4, изд. НИИМосстроя, 1958 г.), а глубиной более 3 м - по индивидуальным проектам.

При проектировании конструкций креплений необходимо предусматривать возможность протаскивания труб вдоль траншей.

10. При разработке траншей экскаватором «недобор» грунта допускается на глубину не более 0,2 м; «перебор», как правило, не допускается.

В случае «перебора» на дно траншеи подсыпают слой песка до проектной отметки. Степень уплотнения песка должна быть не ниже коэффициента 0,95.

11. Подчищать дно траншеи до проектных отметок, а также рыть приямки для раструбных и фальцевых стыковых соединений следует непосредственно перед укладкой труб.

Размеры приямков для монтажа стыков соединений труб следующие: длина 1,1 м, ширина D + 1,1 м и глубина 0,4 м,

где D - наружный диаметр раструба или фальца.

После укладки труб приямки засыпают песком и уплотняют. Коэффициент уплотнения должен быть не ниже 0,95

12. Отвалы грунта размещают, как правило, с одной стороны траншеи на расстоянии не менее 0,5 м от бровки.

13. От затопления и размыва поверхностными водами траншеи должны быть защищены отвалами грунта с нагорной стороны, соответствующей планировкой примыкающей территории, а в необходимых случаях водоотводными нагорными канавами, оградительными обвалованиями и др.

14. Разработка траншей ниже горизонта грунтовых вод должна производиться после искусственного понижения уровня грунтовых вод.

15. Искусственное водопонижение при рытье траншеи должно обеспечивать удаление воды при выполнении следующих работ: подготовка естественного или искусственного основания под трубопроводы, зачистка траншей и котлованов, укладка трубопроводов, заделка стыковых соединений, испытание трубопроводов (при незасыпанных траншеях), засыпка траншей.

16. Водоотлив из траншей должен быть организован таким образом, чтобы грунты основания не разрыхлялись восходящим током грунтовых вод.

17. В пучинистых пылеватых, глинистых и суглинистых грунтах дно траншеи следует предохранять от промерзания до укладки труб и непосредственно после укладки или испытания.

Для уменьшения глубины промерзания грунта на объектах, намеченных к строительству зимой, необходимо осенью (не позднее 15 октября) провести вспашку грунта по габаритам траншеи.

Для предохранения основания от промерзания уложенные трубы необходимо сразу засыпать грунтом на высоту не менее 0,5 м над их верхом, а концы труб и колодцы закрывать деревянными щитами.

Примечание. При сухих песчаных и гравелистых грунтах дно траншеи можно не предохранять от промерзания.

18. При рытье траншей в пластичных глинах, а также водонасыщенных грунтах с водопонижением должны быть приняты меры для предупреждения просадок грунта за пределами траншей из-за выноса или оплывания грунта. Необходимо вести наблюдение за просадками сооружений и зданий, расположенных вблизи трассы трубопровода.

Просадки поверхности земли за пределами крепления траншеи не должны превышать 0,5 % ее глубины, при этом их распространение в стороны от траншеи не должно быть более величины, равной глубине траншеи.

III. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ ПОД ТРУБЫ

19. В песчаный грунтах устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи ( , тип I) производится по шаблону. Поверхность профиля ложа очищается от камней. Не допускается укладка труб на переувлажненное грунтовое основание.

20. При устройстве песчаного основания в глинистых и суглинистых грунтах толщина слоя песка под трубой должна быть не менее 10 см ( , тип II).

Тип I

Рис. 1. Устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи:

тип I - в песчаных грунтах; тип II - в глинистых и суглинистых грунтах

21. Монолитные и сборные бетонные и железобетонные основания под трубы выполняются в соответствии с требованиями проекта.

IV. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТРУБ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

22. Железобетонные трубы должны быть разложены вдоль трассы трубопровода в радиусе действия крана, осуществляющего монтаж, на расстоянии не менее 3 м от бровки траншеи

23. В случае невозможности разгрузки труб вдоль трассы они хранятся на приобъектном складе раздельно по диаметрам и заводским маркам.

Трубы диаметром до 1,7 м включительно разрешается хранить штабелями не более чем в два ряда, причем каждая труба должна укладываться на деревянные подкладки. Трубы диаметром свыше 1,7 м хранятся в вертикальном положении.

24. Транспортировать трубы по трассе разрешается на автомашинах либо на волокушах тракторами.

Запрещается перемещать трубы волоком или перекатывать.

25. Трубы диаметром до 1,7 м включительно следует перевозить в горизонтальном положении. Концы труб при перевозке не должны свисать более чем на 0,5 м. Трубы диаметром свыше 1,7 м (до 2,5 м) перевозят в вертикальном положении.

V. УКЛАДКА ТРУБ

26. Трубы укладывают на предусмотренное проектом основание, очищенное от обвалившегося грунта и осушенное.

Примечание. Трубы следует укладывать в соответствии с метками завода, фиксирующими положение лотка и шелыги.

27. Подтаскивать трубы к месту укладки и опускать в траншею разрешается тросом, застропованным посредине с наружной стороны трубы, или с помощью специальных захватных приспособлений.

28. Опускать трубы в траншею следует стреловыми кранами, трубоукладчиками или козловыми кранами.

Рис. 2.

29. Для определения вылета стрелы крана () при укладке труб в траншею с откосами рекомендуется пользоваться следующей формулой:

L = а + б + в,

где L - вылет стрелы в м;

а - расстояние в м от оси трубопровода до бровки траншеи. При траншее с вертикальными стенками величину «а» следует брать равной глубине траншей плюс половина ширины траншеи по дну;

б - расстояние от бровки траншеи до выносных опор крана («б» принимается равным 0,7-1,0 м);

в - расстояние от выносных опор до оси вращения крана, принимаемое для:

крана К-51 - 1,4 м

крана К-102 - 2,8 м

крана К-252 - 3,85 м

Примечание. Справочные данные о весе труб приводятся в . Грузоподъемность кранов и трубоукладчиков, имеющихся в Главмосстрое на 1962 г., дана в .

30. Трубы, как правило, следует укладывать снизу вверх по уклону раструбами вперед, причем гладкий конец трубы вставлять в раструб уже уложенной, а гребень фальцевых труб - в паз уложенной трубы.

31. Перед стыкованием внутренние и наружные поверхности концов труб должны быть очищены от льда, снега, грязи и наплывов раствора и бетона.

Трубы на прямом участке должны быть центрованы так, чтобы в любом месте периметра ширина раструбной щели была бы не менее 10 мм, а зазор между гладкими концами и упорной частью раструба - не более 15 мм.

VI. ЗАДЕЛКА СТЫКОВ

32. Заделка стыков труб должна вестись с отставанием от места укладки не менее чем на 2-3 трубы.

33. Заделка стыков раструбных железобетонных труб для канализации должна начинаться с конопатки раструба на половину его глубины с внешней стороны трубы двумя витками просмоленного каната или пряди с последующей чеканкой увлажненной асбоцементной смесью со стороны торца раструба. С внутренней стороны трубы раструб заделывают цементным раствором ( , а) состава 1:3.

При заделке стыков раструбных железобетонных труб для водостоков вначале конопатят кольцевой зазор на половину его глубины просмоленным канатом или прядью. С внутренней и наружной стороны труб зазоры заделывают и затирают цементным раствором состава 1:3 (по весу) без чеканки ( , б). Внутренняя поверхность заделки должна быть ровной и гладкой.

34. Просмоленным канатом (ГОСТ 483-55) трубы конопатят с наружной стороны. Эту операцию можно выполнять пневматическими чеканочными молотками Р-1, Р-2 и Р-3 или вручную (с помощью чеканки и молотка весом 0,5-1,0 кг).

35. Асбоцементной смесью раструбы заделывают слоями толщиной не более 20 мм с расчеканкой каждого слоя в отдельности. Уплотнять асбоцементную смесь можно пневматическим чеканочным молотком Р-1 или вручную, начиная с нижней части трубы. Раструб заполняется асбоцементом заподлицо с торцом.

Рис. 3. Стыки труб:

а - канализационных; б - водосточных; 1 - конопатка просмоленным канатом или прядью; 2 и 5-заделка цементным раствором с внутренней стороны трубы; 3 - заделка асбоцементной смесью с наружной стороны трубы; 4 - заделка цементным раствором с наружной стороны трубы

Состав асбоцементной смеси (по весу):

асбестовое волокно не ниже IV сорта - 25-30 %;

портландцемент марки не ниже 400 - 70-75 %.

Вода должна добавляться в готовую и перемешанную смесь в количестве 10-12 % от веса сухой асбоцементной смеси набрызгом (смесь должна быть такой влажности, чтобы после сжатия в руке она не рассыпалась).

Зимой при заделке раструбов асбоцементом необходимо соблюдать следующие правила:

а) при отрицательных температурах воздуха сухая асбоцементная смесь должна затворяться сухим мелкокристаллическим снегом или дробленые льдом в количестве 10-12% от веса смеси. Смесь цемента с асбестом до затворения должна быть охлаждена до температуры наружного воздуха и перемешиваться со снегом деревянной лопатой;

б) при температуре воздуха близкой к нулю асбоцементная смесь в теплом помещении должна затворяться холодной водой. При затворении на открытом воздухе следует применять воду с температурой 50-60°.

36. Изнутри трубы швы заделывают после засыпки трубопровода грунтом. В зимнее время в цементный раствор добавляют один из следующих ускорителей твердения: хлористый кальций - 3 % от веса воды; хлористый натрий – 5 % от веса воды, жидкое стекло - 4-5 % от веса цемента. Цемент должен иметь марку не ниже 400.

37. После зачеканки асбоцементные стыки должны быть укрыты мешковиной и увлажнены в течение 1-2 суток.

38. Фальцевые стыки труб заделывают следующим образом:

а) при зазорах 15-20 мм стык с внутренней стороны трубы зачеканивают асбоцементной смесью (30 % асбоцементной крошки, 70% портландцемента марки 400 и 10-12 % воды от веса сухой смеси), а с наружной заделывают цементным раствором;

б) при зазорах от 20 мм и выше стыки заделывают снаружи трубы устройством армированной бетонной муфты, а изнутри - цементно-песчаным раствором состава 1:3.

VII. ЗАСЫПКА ТРАНШЕЙ

39. Траншеи засыпают в соответствии с «Техническими правилами на возведение насыпей и засыпку траншей в г. Москве» (утверждены решением Исполкома Моссовета от 22 декабря 1958 г. за № 70/50).

40. В зависимости от расположения по отношению к проезжей части траншеи засыпают:

а) в пределах проезжей части действующих, строящихся и реконструируемых городских дорог - на всю высоту песком, степень уплотнения которого не должна быть ниже коэффициента 0,98;

б) вне проезжей части городских дорог, на дворовых территориях, на газонах и скверах (если нет специальных указаний в проекте) «пазухи» - песком до половины трубы, а всю остальную часть траншеи - местными грунтами. Степень уплотнения песка при засыпке «пазух» должна быть не ниже коэффициента 0,95.

41. При засыпке траншей необходимо принять меры, предупреждающие смещение и повреждение труб сбрасываемым грунтом. Сбрасывать грунт в траншею бульдозером можно только после подбивки «пазух» трубопроводов и подсыпки труб грунтом на высоту 20-25 см над верхом трубы.

«Пазухи» засыпают песком послойно и уплотняют каждый слой плоскими ручными трамбовками, вибраторами и другими механизмами, обеспечивающими сохранность труб от повреждений. Уплотнение последующих слоев грунта должно быть механизировано.

Для уплотнения поверхностного слоя грунта можно применять самоходные катки с гладкими вальцами и вибрационные машины.

Примечание. Для катков и вибрационных машин высота засыпки песком или грунтом над верхом трубы должна быть не менее 1 м. Для других уплотняющих машин минимальную высоту засыпки над верхом трубы должна устанавливать проектная организация.

42. Гидравлический способ уплотнения грунта путем затопления траншей водой или намыва может применяться для песчаных грунтов. При этом способе производства работ должно быть обеспечено удаление воды из траншеи. Если отвод воды из траншеи обеспечить невозможно, применение гидравлического способа запрещается.

43. Разборка креплений траншей по ходу обратной засыпки производится с обязательным принятием мер против обрушения грунта.

Примечание. Если разборка креплений может привести к повреждению трубопровода, осадке расположенных вблизи зданий и сооружений или опасна для жизни работающих, то засыпать траншеи допускается без разборки креплений. Необходимость оставления креплений в грунте должна быть оформлена актом.

44. В зимних условиях траншеи засыпают в зависимости от территории, на которой расположена траншея:

а) в пределах проезжей части городских дорог - талым песком с уплотнением на всю высоту траншеи;

б) вне пределов проезжей части - талым песком с уплотнением на высоту 0,5 м от верха труб. Верхнюю часть траншеи засыпают местным грунтом, если нет специальных указаний в проекте.

VIII. ПРИЕМКА ТРУБОПРОВОДОВ

45. Предварительная приемка безнапорных трубопроводов для водостоков и канализации должна сопровождаться:

а) приемкой скрытых работ с составлением акта;

б) тщательным осмотром уложенных труб изнутри,

в) проверкой прямолинейности трубопровода на участке между двумя смежными колодцами;

г) инструментальной проверкой отметок лотка в колодцах:

д) визуальной проверкой на герметичность стыковых соединений и сопряжений труб с колодцами.

46. Высота отдельных «застойных» мест, обнаруживаемые путем пробного пуска воды, не должна превышать 20 мм для труб диаметром от 1,0 до 2,5 м включительно.

47. Отклонение оси труб от прямой между двумя смежными колодцами не должно превышать 20 см на интервале 100 м.

48. Отклонение отметок лотков в колодцах от проектных не должно превышать ±5 мм.

49. Трубопроводы для канализации проверяются на герметичность.

В сухих грунтах трубопроводы испытывают на утечку воды путем наполнения колодца водой с верховой стороны участка. При высоких колодцах высота заполнения должна быть не менее 4 м над шелыгой.

Утечка воды не должна превышать величин, указанных в . Испытание может производиться при полной или частичной засыпке труб грунтом. Минимальная высота засыпки должна быть не менее чем до половины диаметра трубы.

В мокрых грунтах трубопроводы испытываются на поступление воды при естественном горизонте грунтовых вод. При уровне грунтовых вод над шелыгой 2 м поступление не должно превышать величин, указанных в .

Таблица 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сортамент железобетонных труб больших диаметров, изготавливаемых управлением Главмоспромстройматериалы (на 1962 год)

Завод-изготовитель

Внутренний условный диаметр, мм

Внутренний фактический диаметр, мм

Тип трубы

Толшина стенки, мм

Длина, мм

Тип соединений

Вес трубы, т

Примечание

Московский завод железобетонных труб (Филевский)

Нормальной прочности

Повышенной прочности

Нормальной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Раструбы

Повышенной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Подлежат выпуску в 1962 г.

Нормальной прочности

Подлежат выпуску в 1962 г.

Нормальной прочности

Нормальной прочности

Примечание. Адреса:

Московского завода железобетонных труб - г. Москва, Г-87, Береговой проезд, дом 2, тел. Г 9-31-23.

ЖБИ № 15 - г. Москва, Ж-88, Ст. Остаповское шоссе, дом 83, тел. Ж 2-56-04.

ЖБИ № 13 - г. Москва, Б-319, Отцевский проезд, дом 9а, тел. Д 7-59-16.

Трубы нормальной прочности предназначаются для укладки на глубину 4 м над верхом трубы, трубы повышенной прочности - на 6 м над верхом трубы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Грузоподъемность кранов в зависимости от вылета стрелы

Наименование механизмов

Максимальный вылет стрелы, м

Вылет стрелы, м

Грузоподъемность крана (в опорных домкратах), т

А. Автокраны грузоподъемностью 5 т (К-51, К-52)

Б. Пневмоколесные краны:

грузоподъемностью 10 т (К-102, К-104, Лорейн, Ортон)

грузоподъемностью 25 т (К-252, К-255)

В. Краны на гусеничном ходу:

грузоподъемностью 15 т (Э-753, Э-754, Э-801, Э-1004, Харни Шветер)

грузоподъемностью 20 т (Э-1252, Э-1254)

Г. Трубоукладчик Т-Л-3

Трактор С-80


Общие положения. Малые водопропускные сооружения: мосты длиной до 25 м и трубы относятся к числу массовых объектов железнодорож­ного строительства. Количество малых водопропускных со­оружений на I км пути зависит от формы рельефа местности. Так, для железных дорог Урала и Восточной Сибири коли­чество малых мостов (числитель) и труб (знаменатель) состав­ляет: при равнинном рельефе - 0,1/0,24, при холмистом - 0,14/0,53, при горном рельефе - 0,21/0,9 штук/км, а доля их от общего числа водопропускных сооружений N: 26/58, 18/74,6 и 15,5/79,5% соответственно.

Таким образом, в сумме малые мосты и трубы составляют от 84 до 95% N. Возводят малые мосты и трубы по типовым проек­там из конструкций заводского изготовления. Наибольшее распространение в последние годы получили круглые сборные железобетонные трубы отверстиями 1,0, 1,5 и 2,0 м в одно- двух- и трехочковом исполнении; прямоугольные сборные железобетонные трубы отверстиями 1,0; 1,5; 2,0; 3,0, 4,0 м в одно- и двухочковом исполнении; прямоугольные бетонные трубы отверстиями 2, 3, 4, 5 и 6 м; гофрированные металлические трубы отверстиями 1,0; 1,5; 2,0 и 3,0 м.

Труба состоит из входного оголовка, тела трубы и выходного оголовка (рис. 9.4). И оголовки, и тело трубы монтируются из отдельных блоков. Фундаменты бывают трех типов. На прочных основаниях, например скальных, применяют фунда­менты I типа, состоящие только из лекальных блоков (для круг­лых труб) или плит (для прямоугольных труб). На сравнитель­но слабых основаниях устраивают фундаменты из монолитно­го бетона - III типа. В прочих условиях применяют фундаменты II типа, отличающиеся от фундаментов I типа до­полнительным нижним рядом прямоугольных блоков. Фунда­мент под оголовками устраивают на большую глубину. Труба состоит из звеньев длиной 1 м и блоков оголовков. Масса мон­тажных элементов типовых железобетонных труб: блоков фун­даментов 0,75…4 т, звеньев круглых 0,9…4,2 т, прямоугольных 3,5…10,3 т, частей оголовков 2,4…6,9 т. Фундаментные блоки ук­ладываются краном на слой щебеночной (песчано-гравийной) подготовки толщиной 0,10…0,20 м.

Рис. 9.4. Сборные железнобетонные трубы:

а - круглая; б - прямоугольная; / - портальная стенка оголовка; 2 - звенья; 3 - коническое звено; 4 - откосное крыло оголовка; 5 - фунда­ментные плиты оголовка; 6 - щебеночная подготовка; 7 - блоки фунда­мента; 8 - лекальные блоки; 9 - плиты фундамента; 10 - лоток

Металлические бесфундаменптые трубы монтируют из гоф­рированных элементов заводского изготовления, выпускаемых в обычном и северном исполнении. Элементы из стали толщиной 1,5…2,5 мм имеют гофры (гребни) высотой 32,5 мм с шагом 130,0 мм. С помощью болтов элементы объединяют в звенья. Для защиты от коррозии элементы труб покрывают слоем цин­ка и специальными битумными мастиками или полимерными эмалями. Укладывают трубы на песчаную или песчано-гравийную подушку толщиной не менее 0,40 м с размером частиц не крупнее 50 мм. Гофрированные трубы устраиваются, как пра­вило, без оголовков. На концевых участках трубы устраивают противофильтрационные подрусловые экраны - водонепрони­цаемые перемычки из глинистого грунта, глинощебня, бетона и других материалов.

Комплекс работ по строительству водопропускных труб включает: подготовительные работы, устройство котлованов, подготовку оснований под фундаменты, устройство фундаментов, монтаж тела труб, гидроизоляцию. До начала сооружения труб проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту строительной организации в присутствии заказчика точку пересече­ния оси насыпи и продольной оси трубы, необходимое количество створных знаков, закрепляющих продольную осб трубы и высотный репер (рис. 9.5), расчистить и спланировать строитель­ную площадку, устроить водоотводы и подъезды, завести и раз­местить материалы по заранее разработанному и вычерченному в масштабе 1:500 или 1:200 плану строительной площадки. План строительной площадки (рис. 9.6) составляют на основе решений, принятых в типовом проекте производства работ.

Рис. 9.5. Схема закрепления местоположения трубы на трассе:

1 – выносные столбы (колья); 2 – точка и сторожок с надписью «ось», «пикет» и «плюс»; 3 – репер

Рис. 9.6. План строительной площадки при сооружении прямоугольной трубы:

1 – звенья тела трубы и оголовков; 2 – блоки откосных крыльев; 3 – фундаментные плиты; 4 – ящик с цементом; 5 – бак с водой; 6 – песок; 7 – щебень; 8 – бетономешалка; 9 – электростанция; 10 – вагончик для хранения инструмента; I СТ, II СТ, III CT – места стоянки крана при ведении монтажных работ; α min , α max – минимальный и максимальный углы поворота стрелы крана при монтаже звеньев тела трубы; l стрелы – максимальный вылет стрелы, при котором возможна установка звеньев тела трубы

От оси трубы намечают и закрепляют металлическими колья­ми контур котлована. В зависимости от объемов работ, характе­ра грунтов, формы котлована и других местных условий разра­ботку грунтов в котловане предусматривают: бульдозерами, гидравлическими экскаваторами обратная лопата с ковшом ем­костью 0,15…0,65 м 3 или кранами с грейферным оборудованием. При рытье котлованов под водой и в неустойчивых водонасыщенных грунтах устраивают грунтовые перемычки, бездонные ящики или шпунтовые ограждения с водоотливом. Верх шпун­тового ограждения должен быть на 0,2…0,4 м выше максималь­ного уровня грунтовых вод, а для русловых опор - на 0,7 м выше принятого рабочего горизонта воды в реке. Зимой при ес­тественном замораживании грунтов допускается разработка кот­лованов глубиной до 4 м без крепления. Котлованы разрабаты­ваются с недобором до проектных отметок на 10…20 см. Окончательную зачистку дна котлована производят вручную непосредственно перед монтажом фундамента. Котлованы длиной более 20 м в неустойчивых грунтах и при наличии грунтовых вод разрабатывают посекционно. Дно котлована в продольном направлении под блочный фундамент трубы планируют по дуге окружности. При этом величина строительного подъема зависит от вида грунта и высоты насыпи. Строительный подъем по оси насыпи для оснований из супеси, суглинка и глин принимается равным 1/40, а при песчаных и гравийных грунтах - 1/80 высоты насыпи. После приемки котлована устраивается щебеночная подготовка. Щебень завозят автосамосвалами и выгружают в бадьи, а затем краном в котлован слоем толщиной 10 см и уп­лотняют пневмотрамбовками. Отметки верха щебня проверяют нивелиром. Разравнивают щебень вручную лопатами.

Монтаж железобетонных труб. До начала монтажных работ на расстоянии I м от котлована устраивают обноску из досок и брусьев, обозначая на ней ось трубы, контуры фундамента и другие размеры.

Монтаж труб начинают с монтажа фундамента в направле­нии от выходного к входному оголовку. Вначале укладывают краном нижний ряд блоков фундамента оголовков до уровня подошвы фундамента тела трубы. Затем заполняют песчано-гравийной смесью и заливают цементным раствором скосы мелкой части котлована с более глубокой. Блоки верхней части фундамента укладывают рядами. При секционной разработке котлована монтаж фундамента ведут на всю высоту в пределах секции. Очищенные от грязи блоки укладывают на слой цемен­тного раствора марки не ниже 150 толщиной 1…2 см. Отклоне­ние в рядах по высоте не должны превышать 5 мм. Вертикаль­ные швы между блоками заливаются раствором. В процессе монтажа проверяют горизонтальность рядов в пределах секции и уклон трубы. Засыпку пазух котлована производят после приемки фундамента. Засыпку ведут слоями толщиной 15…20 см с тщательным уплотнением грунта в каждом слое электротрам­бовками. Монтаж фундаментов труб на косогорных участках производится секциями длиной по 3…4 м, начиная с фундамента выходного оголовка

Монтаж оголовков и тела трубы начинают с выходного ого­ловка. Вначале устанавливают блоки оголовка. При установке портальных стенок и откосных крыльев оголовка используются расчалки или инвентарные подкосы. Затем монтируют звенья трубы, используя специальные хомуты или скобы. Круглые зве­нья устанавливают на лекальные блоки. Для обеспечения необ­ходимого зазора 2 см звенья укладывают на деревянные клинья. Раствор с осадкой конуса 11…13 см сначала укладывают и уплот­няют с одной стороны звена, добиваясь появления его с другой стороны. Недостающее количество раствора дополняют.

При укладке звеньев прямоугольных труб необходимо обес­печить их плотное опирание на фундаментные плиты. Нельзя подбивать или подклинивать звенья щебнем. Это может приве­сти к повреждению и даже к разрушению звеньев. Между звень­ями труб оставляют швы шириной 1 см, а между секциями (3…4 звена) - 3 см. Мешающие монтажные петли срезают авто­геном. Срубать и загибать петли запрещается.

Швы между звеньями заполняют паклей, пропитанной биту­мом (рис. 9.7). А затем все швы, кроме деформационных, с внут­ренней стороны заполняют цементным раствором марки 300. С наружной стороны их заливают битумом. Перед гидроизоля­цией производится очистка поверхности трубы.

В качестве оклеенной гидроизоляции применяют ткань, пропи­танную битумом, или стеклосетку, два слоя которой укладыва­ют на слой горячей битумной мастики и ею же покрывают уло­женные слои сверху.

Обмазочная гидроизоляция состоит из двух слоев горячей или холодной битумной мастики толщиной 1,5…3 мм. Ее наносят на загрунтованную лаком поверхность трубы. При производстве ра­бот в зимнее время применяют внутренний обогрев трубы. Торцы трубы закрывают щитами, а ее наружную поверхность утепляют.

Рис. 9.7. Оклеенная и обмазочная гидроизоляция:

а - шов нал звеньями труб; б - межсекционный шов труб на фундамен­тах; 1 - звено; 2 - оклеенная изоляция звена; 3 - битумная мастика; 4 - обмазка; 5 - пакля; 6 - расшивка швов

Смонтированную трубу засыпают грунтом. Высота засыпки должна быть на 0,5 м выше трубы, а ширина поверху - рав­няться ширине блока трубы, крутизна откосов не круче 1:1. За­сыпку ведут слоями с уплотнением грунта электротрамбовками и катками на пневмошинах. В зимнее время толщину засыпки над трубой увеличивают до 1 м и ведут ее талым, а лучше дрени­рующим грунтом. При этом следят, чтобы в грунт засыпки не попали крупные камни, мерзлые комья грунта, льдины и снег.

Укрепительные и отделочные работы производят после от­сыпки земляного полотна до проектных отметок в соответствии с проектом.

Работы по монтажу трубы ведет поточным способом комплек­сная бригада, состоящая из трех звеньев по 4 человека. Первое звено выполняет подготовительные и земляные работы, второе - монтажные, третье - гидроизоляционные и засыпку трубы грун­том. Члены бригады должны владеть несколькими профессиями.

Средства механизации - бульдозеры, самоходные стреловые краны грузоподъемностью до 15 т, бетоносмесители вместимос­тью до 100 л, передвижные электростанции мощностью до 8 кВт, автомобили, насосные установки, передвижные агрегаты для ра­зогрева битума, вибраторы и электротрамбовки, катки и др.

Монтаж металлических водопропускных труб. По спланированному и зачищенному дну котлована отсыпа­ют и уплотняют песчаную подушку шириной на 1 м превышаю­щей диаметр трубы и толщиной не менее 0,4 м (рис. 9.8). Песок из автосамосвалов выгружают в котлован, планируют бульдозе­ром и уплотняют катками или гружеными автосамосвалами.

Рис. 9.8. Отсыпка подушки под металлическую трубу:

а - в два этапа; 6 - с предварительным устройством ложа; в - с отсыпкой нулевого слоя; 1 - часть подушки, отсыпанная до укладки трубы; 2 - то же после укладки; 3 - нулевой слой

В процессе сооружения подушки устраивают необходимый строительный подъем лотка трубы. После устройства основания устраивают противофильтрационные экраны под крайними зве­ньями трубы длиной 2,8 м. Толщина и ширина экранов должны соответствовать размерам подушки. Для образования экранов основание под крайними звеньями разрыхляют, добавляют це­мент, тщательно перемешивают и уплотняют вручную трамбов­ками. Затем производят окончательную планировку основания и, пользуясь обноской, натягивают по оси трубы шнур.

Монтируют трубу из отдельных элементов или после предва­рительной сборки секций, которые собирают либо на централизо­ванной сборочной базе, либо на месте строительства трубы. Дли­на секций определяется возможностями имеющегося в наличии транспорта. При погрузке и разгрузке элементов и секций трубы пользуются пеньковыми канатами, а при стальных стропах - прокладками из брезента, предотвращающими повреждения по­крытия. Запрещается цеплять элементы крюками стропов через имеющиеся отверстия, сбрасывать с высоты пакеты и секции. При сборке трубы из отдельных элементов, имеющих три стандартных элемента в звене, сначала укладывают по оси трубы нижние элементы на длину секции или трубы, соеди­няя их 3…4 болтами. Продоль­ные швы четных звеньев долж­ны находиться на одной линии, а нечетных - на другой (рис. 9.9). Затем монтируют два других элемента звена также на 3…4 болта по середине продольного шва. Центровку отверстий выполняют с помощью ло­миков, вставляя их в рядом расположенные отверстия. Через три звена от собираемого ставят и затягивают все болты. При сборке труб большого диаметра для временного крепления эле­ментов применяют поперечные стяжки.

Рис. 9.9. Размещение стыков элементов 1…6 трубы

При предварительной сборке секций из звеньев элементы ус­танавливают в вертикальные положения и соединяют между собой 3…4 болтами. Собранные звенья соединяют по три, а трехзвенные секции связывают одним промежуточным звеном, получая одну семизвенную монтажную секцию или плеть. Сек­ции трубы краном устанавливают на спрофилированное осно­вание на деревянные подкладки так, чтобы продольные швы соединяемых торцов секций имели одинаковый нахлест и были расположены на одном уровне. Расстояние между торцами сек­ций должно быть равно полезной ширине элемента - 910 мм. Затем секции соединяют между собой стандартными соедини­тельными элементами. Стыки выполняют в нахлестку так же, как при объединении звеньев.

Для придания жесткости по концам трубы устанавливают окаймляющие уголки 40x40x4 мм длиной 4,7 м, которые кре­пятся к звеньям с помощью болтов.

По завершении проверки качества монтажных работ и очис­тки поверхности трубы производится дополнительное гидро­изоляционное покрытие из битумных мастик. На покрытие 1 м 2 поверхности расходуется 0,3…0,4 кг битумного лака и 2…3 кг ма­стики. Грунтовку лаком производят краскораспылителем, избегая сгустков, подтеков и пузырей. Не позднее суток нано­сят слой битумной мастики толщиной 2 мм при помощи пере­движной битумной установки. Качество гидроизоляционных работ оформляется актом. После устранения недостатков, но не позднее трех суток производится засыпка трубы грунтом. За­сыпку гофрированных металлических труб производят песча­ным и крупноблочным грунтом с размером частиц до 50 мм. Засыпку на высоту 0,5 м над верхом трубы делают одновремен­но с обеих сторон одинаковыми слоями с тщательным уплот­нением каждого слоя. Уплотняют грунт машиной виброудар­ного действия. Для лучшего уплотнения грунта вблизи трубы отсыпку ведут наклонными слоями (рис. 9.10). При высоте засыпки над верхом трубы 0,5 м нагрузка от машин, проходящих над трубой, не должна превышать 98 кН, при высоте засыпки 0,8 м - 108…196 кН.

Нормативное время на сборку секций из отдельных элементов - 4,8 чел.-ч на 1 м трубы, на укладку секций на деревянные про­кладки - 1,26 чел.-ч на 1 секцию, на сборку трубы из секций - 6,5 чел.-ч на 1 стык, на установку окаймляющего уголка - 1,4 чел.-ч на 1 оголовок, на устройство дополнительного защитного слоя битум­ной мастикой - 0,3 чел.-ч на 1 м 2 поверхности трубы, на устрой­ство противофильтрационного экрана - 0,99 чел.-ч на 1 м 3 (Е5-3).

Для устройства одной трубы диаметром 1,5 м и длиной 26,5 м потребуется 7 ч, включая разбивочные и подготовительные работы.

Рис. 9.10. Засыпка металлической трубы наклонными слоями и уплотнение:

1 - труба; 2 - линия наибольшего приближения к трубе; 3 - виброудар­ная машина; 4 - пулевой слой

ЕНиР

§ Е9-2-6. Укладка железобетонных и бетонных трубопроводов

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена заделка зазоров между упорной поверхностью раструбов и торцами труб в трубопроводах диаметром 1000 мм и св. цементным раствором, В водосточных трубопроводах раструбная рабочая щель на всю глубину заделывается цементным раствором. Глубина заделки раструбных соединений приведена в табл.1.

Таблица 1

Глубина заделки, мм
Диаметр труб, мм при применении пеньковой или сизальской пряди при устройстве замка
100-150 25 (35) 25
200-250 40 (50) 40
400-600 50 (60) 50
800-1600 55 (65) 55
2400 70 (80) 70

Таблица 2

Состав звена Диаметр труб, мм, до
400 800 1400 3500
Монтажник наружных трубопроводов

6 разр.

1
5 « 1
4 « 2 2 2 2
3 « 1 2 2 3
2 « 1 1 1 1

ПРИ УКЛАДКЕ ФАЛЬЦЕВЫХ ТРУБ

Состав работы



3. Устройство монолитного железобетонного пояска на стыках с установкой арматуры и опалубки, укладкой готовой бетонной смеси с уплотнением и последующей разборкой опалубки (для канализационных труб) или устройство бетонного пояска (для водосточных труб).
4. Заделка стыков с внутренней стороны готовым цементным раствором с железнением (в трубах диаметром 1000 мм и свыше).

ДЛЯ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Таблица 3

Диаметр труб, мм, до Траншеи В том числе заделка
с распорами без распор стыков
400 1
500 2
600 3
800 4
1000 5
1200 6
1400 7
1600 8
2000 9
2400 10
3000 11
3500 12
а б в

ДЛЯ ВОДОСТОЧНЫХ СЕТЕЙ

Таблица 4

Нормы времени и расценки на 1 м трубопровода

Диаметр труб, мм, до Траншеи В том числе заделка
с распорами без распор стыков
400 1
500 2
600 3
800 4
1000 5
1200 6
1400 7
1600 8
2000 9
2400 10
3000 11
3500 12
а б в

ПРИ УКЛАДКЕ РАСТРУБНЫХ ТРУБ

Состав работы

1. Строповка и опускание труб в траншею с перекреплением распор (в траншеях с распорами).
2. Укладка труб на основание по заданному уклону с закреплением на месте подбивкой грунта или готовой бетонной смесью.
3. Уплотнение раструбных соединений пеньковой смоляной или битуминизированной прядью с заготовкой ее и устройство замка из асбестоцементной смеси (при укладке канализационных труб) или заделка раструбной щели на всю глубину цементным раствором (при укладке водосточных труб).
4. Заделка стыков с внутренней стороны (в трубах диаметром 1000 мм и св.) готовым цементным раствором.

ДЛЯ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Таблица 5

Нормы времени и расценки на 1 м трубопровода

Диаметр труб, мм, до Траншеи В том числе заделка
с распорами без распор раструбов
400 1
500 2
600 3
800 4
1000 5
1200 6
1400 7
1600 8
2000 9
2400 10
а б в

ДЛЯ ВОДОСТОЧНЫХ СЕТЕЙ

Таблица 6

Нормы времени и расценки на 1 м трубопровода

Диаметр труб, мм, до Траншеи В том числе заделка
с распорами без распор раструбов
400 1
500 2
600 3
800 4
1000 5
1200 6
1400 7
1600 8
2000 9
2400 10
а б в

Примечание. При укладке напорных железобетонных раструбных труб с резиновыми уплотнительными кольцами Нормы времени и Расценки табл.5 граф «а» и «б» умножать на 1,15 (ПР-1).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ
« ОРГТРАНССТРОЙ»

МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ
ДИАМЕТРОМ 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана с учетом прогрессивных методов организации строительства и производства работ, а также методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.

В технологической карте предусмотрено строительство одноочковой сборной железобетонной трубы диаметром 1 м , длиной 26,28 м под автомобильную дорогу (при высоте насыпи от 4 до 7 м ).

Конструкция трубы принята по «Типовому проекту (501 Ж-5) сборных унифицированных бетонных водопропускных труб для железных и автомобильных дорог» Главтранспроекта, утвержденному приказом МПС и Минтрансстроя от 8 июля 1966 г. № , инв. № 101/1.

Трубу монтируют из сборных железобетонных элементов:

фундамент - из лекальных блоков, укладываемых по щебеночной подготовке;

тело трубы - из звеньев длиной 1 м ;

оголовки с открылками - из отдельных блоков.

Укрепление русла у оголовков в технологической карте не предусмотрено.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

В состав работ по строительству трубы входят:

подготовка строительной площадки;

разбивочные работы;

прием и размещение оборудования, материалов и конструкций на строительной площадке;

устройство котлована под фундамент трубы и оголовки;

устройство щебеночной подготовки;

монтаж, блоков фундамента, оголовков и звеньев трубы;

заполнение пазух котлована грунтом;

бетонирование лотков в пределах оголовков;

гидроизоляционные работы;

засыпка трубы грунтом.

Подготовка строительной площадки

Площадку в зоне строительства трубы (на расстоянии не менее 10 м в каждую сторону от оси трубы) планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы.

У выходного оголовка естественное русло расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают русло грунтом и устраивают обводную канаву или обвалование строительной площадки. Эти меры должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод от котлована.

Для завоза оборудования, бетонных блоков и материалов бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги, обеспечивающие свободный проезд по кольцевой схеме движения.

Разбивочные работы

Положение трубы определяется проектом дороги. Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту производителям работ точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную четырьмя выносными кольями (рис. ), а также высотный репер.

Промерами по оси трубы намечают контур котлована и обозначают его колышками.

На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок или брусьев (рис. ) и обозначают на ней продольную ось трубы и положение оголовков, открылков, секций фундамента.

Обноска по возможности должна быть заглублена в землю для предохранения от повреждений бульдозером или экскаватором.

Последовательность монтажа блоков и звеньев трубы

Стоянка крана

Монтажный номер

Марна элемента (№ блока)

Вес блока, т

Максимальный вылет стрелы, м

Монтаж блоков выходного оголовка (портал и открылки)

Устройство гравийно-песчаной подготовки под выходной оголовок

Укладка лекального блока фундамента

Монтаж конического звена и звеньев трубы

Укладка лекальных блоков фундамента

Монтаж звеньев трубы

Укладка лекальных блоков

Монтаж звеньев трубы

Монтаж блоков входного оголовка

Устройство гравийно-песчаной подготовки под входной оголовок

Установка лекальных блоков фундамента

Монтаж звеньев трубы и конического звена



Монтажники 4 разр. - 1 и 3 разр. - 1 принимают блоки и звенья и устанавливают их при помощи оттяжек и ломиков в проектное положение.

Монтажник 3 разр. осматривает и очищает блоки и звенья, стропует их для подачи в котлован. Монтажник 2 разр. заполняет вертикальные швы лекальных блоков фундамента пескоцементным раствором перед установкой звеньев. После установки и раскрепления блоков оголовков звено в полном составе производит работы по заполнению пространства за портальным блоком и основания под лотки гравийно-песчаной смесью.

Перед установкой последних звеньев трубы монтажник 2 разр. приступает к подливке цементного раствора под звенья трубы при помощи плоской воронки (см. рис. ). Работу он кончает сразу же после установки последних звеньев трубы. Затем переходит на другую трубу.

Рабочие звена изолировщиков, работая по два на каждом оголовке, бетонируют лотки у выходного и входного оголовков. Бетонную смесь доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на песчано-гравийную подготовку, лопатами распределяют ровным слоем и уплотняют поверхностным вибратором. Поверхность свежеуложенного бетона заглаживают терками и засыпают песком. Сразу после устройства лотков рабочие звена засыпают одновременно с обеих сторон пазухи котлована. Грунт надвигают бульдозером Д-271, в труднодоступных местах подбрасывают вручную, а затем лопатами ровным слоем распределяют в пазухах котлована и уплотняют электротрамбовками С-690. Звено изолировщиков выполняет также работы по заделке швов между звеньями и блоками оголовков, устройству оклеечной и обмазочной гидроизоляции трубы, а также засыпку трубы грунтом на высоту 0,5 м .

Два гидроизолировщика 3 и 2 разр. делают из пакли жгуты, окунают их в битум и законопачивают швы между звеньями. Затем они приступают к зачеканке швов изнутри цементным раствором с расшивкой швов. Работы они ведут от середины трубы к краям, устанавливая под верхнюю часть каждого шва легкие переносные кружала (см. рис. ), поддерживающие раствор в шве.

Вслед за ними два гидроизолировщика 4 и 2 разр. устраивают оклеечную изоляцию швов. Для этого один раскраивает полотнища из битуминизированной ткани на полосы шириной 25 см , в это время другой рабочий подносит мастику, подливает на стык тонкой струей из черпака со сливным приспособлением горячую битумную мастику и оба наклеивают битуминизированную ткань.

Это же звено устраивает обмазочную изоляцию при помощи распылительного агрегата или автогудронатора.

Засыпку трубы грунтом производит все звено при помощи экскаватора Э-302, оборудованного грейфером. Рабочие послойно уплотняют грунт электротрамбовками С-690.

Машинисты машин обязаны в начале смены (или в начале работы при малом объеме работ) проверить готовность машин к работе, устранить мелкие неисправности, заправить машину горючим и водой, в процессе работы управлять машиной, а в конце смены (или работы) очистить машину и сообщить механику о замеченных недостатках. Машинист крана до начала работ обязан проверить и опробовать такелаж и монтажное оборудование.

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА СООРУЖЕНИЕ СБОРНОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ ОТВЕРСТИЕМ 1 м, ДЛИНОЙ 26,28 м

Шифр норм и расценок

Описание работ

Состав звена

Единица измерения

Объем работ

Норма времени, чел-ч

Расценка, руб.-коп.

Нормативное время на полный объем работ, чел-ч

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

А. Подготовительные работы

ЕНиР, 2-1-24, № 6а

Планировка стройплощадки бульдозером за 3 прохода по одному следу

Машинист 5 разр. - 1

100 м 2

Повременно

Разбивка сооружения с выноской осей и устройством обноски

2 разр. - 1

чел-ч

Прием инструмента, приспособлений и оборудования и их установка, устройство освещения строительной площадки

Монтажники конструкций: 3 разр. - 1

1 разр. - 1

чел-ч

ЕНиР, 4-4-92, № 1

Разгрузка и сортировка блоков оголовков

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

ЕНиР, 4-4-92, № 3

Разгрузка и сортировка лекальных блоков

ЕНиР, 4-4-92, № 6

Разгрузка и сортировка звеньев трубы

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

Итого

Б. Земляные работы

а) Рытье котлована

ЕНиР, 2-1-15, табл. 2, № 56+д

Разработка грунта II группы бульдозером Д-271 (при перемещении его до 20 м )

Машинист 5 разр. - 1

100 м 3

ЕНиР, 2-1-10А, табл. 3, № 3з

Разработка грунта II группы экскаватором Э-302 навымет

Машинист 4 разр. - 1

100 м 3

ЕНиР, 2-1-15, табл. 2, № 56+д, прим. 3, К = 0,85

Перемещение грунта II группы бульдозером Д-271 на расстояние 20 м

Машинист 5 разр. - 1

100 м 3

ЕНиР, 2-1-31, табл. 2, № 1е, прим. 3а, К = 1,2

Доработка грунта II группы в котловане вручную после разработки его экскаватором и бульдозером

Землекоп 2 разр. - 1

ЕНиР, 2-1-46, № 26, К = 1,2 по 2-1-31, прим. 3б

Зачистка дна котлована в грунтах II группы вручную со срезкой неровностей, засыпкой углублений с уплотнением грунта, проверкой спланированной поверхности по шаблону

Землекоп 2 разр. - 1

100 м 2

б) Засыпка пазух котлована и трубы

ЕНиР, 2-1-15, табл. 2, № 56+д, прим. 3, К = 0,85

Перемещение грунта II группы бульдозером Д-271 на расстояние 20 м

Машинист 5 разр. - 1

100 м 3

ЕНиР, 2-1-44, табл. 1, № 26

Засыпка грунтом пазух котлована вручную с трамбованием

Землекопы: 2 разр. - 1

1 разр. - 1

Применительно ЕНиР, 2-1-45, табл. 3, № 2а, К = 1,2

Трамбование грунта II группы электротрамбовками после обратной засыпки слоями по 15 см

Землекоп 3 разр. - 1

100 м 2

ЕНиР, 2-1-12, табл. 3, № 1в

Засыпка трубы грунтом на высоту 0,5 м экскаватором Э-302, оборудованным грейферным ковшом

Машинист экскаватора 5 разр. - 1

100 м 3

Применительно ЕНиР, 2-1-45, табл. 3, № 1а, К = 1,2

Трамбование грунта электротрамбовками при засыпке трубы слоями толщиной 20 см (66 м 3 : 0,2 м = 330 м 2 )

Землекоп 3 разр. - 1

100 м 2

Итого

Всего по земляным работам

В. Устройство двух оголовков

ЕНиР, 4-4-88, № 56

Устройство гравийно-песчаной подготовки под скосы и лотки оголовков слоями по 15 см (11,8: 0,15 = 79 м 2 )

3 разр. - 1

2 разр. - 1

100 м 2

ЕНиР, 4-4-88, № 4А

Устройство щебеночной подготовки толщиной 0,1 м (1,2: 0,1 = 12 м 2 )

100 м 2

ЕНиР, 4-4-91, табл. 2, № 1б

Установка краном лекальных блоков № 24 весом 1,5 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-94, № 2б

Установка краном конических звеньев № 27 весом 1,3 т

Машинист крана 6 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-93, № 1

Установка краном блока № 35 портальной стенки весом 3 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 2

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-93, № 5

Установка краном блоков № 39п, л откосных крыльев весом 3,1 т

ЕНиР, 4-4-99, № 1

Конопатка швов звеньев с портальными стенками паклей, пропитанной битумом

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-99, № 3

Устройство изоляции стыка

3 разр. - 1

ЕНиР, 4-4-99, № 2

Заделка цементным раствором швов между коническим звеном и портальной стенкой оголовка

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-97, № 2

Конопатка вертикальных швов между блоками портальной стенки и откосных крыльев оголовка

1 м шва

ЕНиР, 4-4-97, № 4

Заполнение вертикальных швов между блоками оголовков цементным раствором

Монтажники конструкций: 4 разр.- 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-97, № 7

Расшивка швов между блоками оголовков

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-101, № 1

Устройство обмазочной изоляции

Гидроизолировщики: 3 разр. - 2

Итого на 2 оголовка

Г. Монтаж звеньев и труб и устройство фундаментов

а) Секция длиной 2,01 м

ЕНиР, 4-4-88, № 4а

Устройство щебеночной подготовки при толщине слоя 0,1 м

Дорожные рабочие: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

2 разр. - 1

ЕНиР, 4-4-91, № 1б, табл. 2

Укладка краном лекального блока № 4 фундамента тела трубы весом 1,9 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-94, № 2б

Установка краном звеньев трубы весом 1,1 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 2

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-99 № 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-99, № 3

Устройство оклеечной изоляции стыка

Гидроизолировщики: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-101, № 1

ЕНиР, 4-4-99, № 2

1 м шва

Итого на секцию

Всего на 2 секции

б) Секция длиной 3,02 м

ЕНиР, 4-4-88, № 4а

Устройство щебеночной подготовки при толщине слоя 0,1 м

Дорожные рабочие: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

2 разр. - 1

ЕНиР, 4-4-91, табл. 2, № 16

Укладка краном лекального блока № 5 фундамента тела трубы весом 1,4 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-94, № 26

Укладка краном звеньев трубы весом 1,1 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 2

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-99, № 3

Устройство оклеечных изоляций стыка

Гидроизолировщики: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-99, № 1

Конопатка швов звеньев трубы паклей, пропитанной битумом

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-101, № 1

Устройство обмазочной гидроизоляции

Гидроизолировщики 3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-99, № 2

Заделка швов цементным раствором

Монтажник конструкций 4 разр. - 1

1 м шва

Итого

Всего на 5 секций

Всего на 7 секций трубы

Д. Устройство лотков у оголовков

ЕНиР, 4-4-98

Бетонирование лотков у входного и выходного оголовков толщиной 20 см

Бетонщики: 4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 17-31, № 1 + 3

Уход за свежеуложенным бетоном

Дорожный рабочий 1 разр. - 1

100 м 2

Итого

Всего на трубу

В том числе: на работу звена № 1 (I цикл)

№№ 1 - 10, 17; 29; 36

Конические звенья № 27

Круглые звенья № 13

Блоки портальной стенки № 35

Блоки откосных стенок № 39л и № 39п

Бетонная смесь М-150

Цементный раствор М-150

Экскаватор, оборудованный обратной лопатой и грейфером

Бульдозер

Передвижная электростанция

Передвижной распылительный агрегат

Поверхностный вибратор

Электротрамбовки

Копальные лопаты ЛКО-1

Подборочные лопаты ЛП-1

Топоры плотничные

Переносные кружала

Пила поперечная

Уровень длиной 1 м

Рулетка РС-20

Стальные шуровки

ЦНИИС Минтрансстроя

Плоские воронки

Стальные конопатки

Емкость для воды

Емкость для битумного лака

Рейки для нивелира

Мастерки (кельмы)

Поделиться: