Молитва о некрещеных усопших. О молитве за умерших некрещеными: не оставлять надежды

Количество записей: 79

Добрый день. У меня 2 вопроса (похожих). 1) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве самоубийц? 2) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве тех, кто, возможно, не был крещен (никто не знает, был ли он крещен, но он, говорят, всегда любил рисовать кресты и любил Бога, я его не знал, он умер более 20 лет назад, молодым. Его жена взяла на себя смелость отпеть его)?

Станислав

Здравствуйте, Станислав. Дома можно поминать кого угодно и как угодно, но не надо забывать предупреждение Апостола – все позволительно, но не все на пользу. Молитесь за тех, кого Вы лично знаете или знали. Преимущественно же за тех, кто сам Вас об этом попросил, или Вы предложили, а он согласился. Уважайте свободу личности.

иерей Александр Белослюдов

Скажите, пожалуйста, можно ли подавать в один день молебен о здравии родных и о упокоении усопших?

Наташа

Наташа, конечно можно. Церковь ежедневно молиться и о здравии, и о упокоении. Ежедневно в одном храме и крестят, и отпевают, встречают в новую жизнь и провожают в новую жизнь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Моя знакомая попала в аварию, в тяжелом состоянии лежит в больнице. Она занимается благотворительностью по всей Челябинской области: Наталья Кузнецова, директор телеканала 74RU, две недели назад из детского дома взяла девочку. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать для неё, кроме записок о здравии? Какие молитвы читать? Могу организовать коллективную молитву, подскажите, какую. Спасибо!

Оксана

Оксана, лучше всего – подавайте о ней почаще записки на Литургию, это самая большая духовная помощь человеку. А кроме того, заказывайте молебны о здравии. Что же касается других молитв, то Вы можете читать дома о ней Псалтирь и на «Славах» поминать ее о здравии.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Помогите мне. Я русская. Жених мусульманин. Могу ли я в нашей церкви за него молоться и ставить свечи? Спасибо.

татьяна

Здравствуйте, Татьяна. в записках некрещеных писать не следует, а сами Вы можете молиться и ставить свечи с молитвой. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, скажите пожалуйста, если человеку заказали службу - сорокоуст о здравии, должны начинать читать завтра, а человек сегодня умер, как быть и что в этом случае делать?

Мосейчук Анастасия

Анастасия, ничего страшного, у Бога все живы. По возможности сходите в ту церковь и попросите переписать сорокоуст из здравия в упокоение.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Огромное спасибо за необычайно полезные советы, нашла для себя много того, что считаю очень важным. У меня такой вопрос: я довольно долго подавала записки о здравии одного человека, полагая, что он крещен. Выяснить, так ли это, возможности не было. Человек этот впоследствии принял крещение. Грех ли то, что его поминали в церковной молитве? Спасибо заранее за ответ!

Анастасия

Анастасия, лучше быть уверенными в том, что человек крещен. Конечно, ели мы молимся по незнанию за некрещеного человека, это не грех, но лучше всегда уточнять и узнавать, если есть сомнения.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка! Я спрашивал у одного священника, можно ли мне молиться за некрещеных. Он сказал, что у некрещеных нет имени, и за них лучше не молиться. Сейчас со мной враждует одна женщина, и я думаю, что она оккультистка. Она, скорее всего, некрещеная и я не знаю, молиться ли за нее или нет. В Евангелии написано, что нужно молиться за своих врагов. А в какой-то православной газете писали, что нельзя молиться за оккультистов, колдунов, экстрасенсов, что нужно любить своих врагов и ненавидеть врагов Господа. Скажите, пожалуйста, если враждует со мной оккультист, то молиться ли за него (например, при чтении Псалтири), или просто просить Господа, чтобы уберег меня от него? И если мой враг алкоголик, гопник, уголовник и т. п., то за такого человека молиться, или тоже только просить Господа оградить от него?

Божие на Вас благословение! За некрещеных и за врагов просто необходимо молиться, в этом суть христианства (только за некрещеных – в своей личной, а не церковной молитве). Тем более, что имя у них есть. Не нужно придавать имени такую сверхмистическую, даже оккультную значимость. Если следовать тому мнению, о котором Вы пишете, то выходит, что если я еду по трассе, вижу аварию, молюсь за раненых и погибших, то моя молитва не доходит до Господа? Господь всеведущ, Он везде, Он заповедал нам любить ближних, а ближний – это не только тот, кого любим мы и кто любит нас, но в первую очередь тот, кто не любим нами и не любит нас. Главный враг Господа – это мы сами. Оскорбляем Его своими поступками, распинаем своими грехами. С собой и нужно бороться в первую очередь. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста: у меня бабушка болела, я пришла в храм, подошла к иконе Николая Чудотворца, зажгла свечу, и у меня пошел внутренний монолог к святому о том, чтобы Господь облегчил страдания бабушке и может, бабушке легче будет на небесах. И меня как ошпарило от последней мысли, что я пожелала смерти, тут же отогнала те мысли, поставила свечу за здравие, чтобы стало легче бабушке, попросила прощения за эти мысли. Очень переживаю.

Наталья

Наталья, не надо так шарахаться от своих собственных мыслей, это может привести к нервным расстройствам. Бороться с мыслями, очищать помыслы надо частой исповедью, причем как в поступках, так и в самих помыслах.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Не могли бы Вы объяснить мне ту странность, что когда я прошу о чем-то важном для моей семьи или за здоровье родственников, то все становится только хуже? Была у Матронушки, просила, чтобы бизнес наш семейный процветал - тут же нас предал партнер и все забрал у нас. В другой раз просила за здоровье деда - вскоре он умер, просила за здоровье бабушки дома перед иконой - у нее на следующий день новая болячка появилась! Но в тоже время, когда мне совсем плохо и я слезно дома перед иконой что-то для себя попрошу, то Бог мне это дает. Я уже боюсь просить за родных моих и за новое наше дело, которое и так еле держится. Помогите, чем сможете. Спасибо

Любовь

Любовь, просите лучше о духовном, а не о материальном. В конце концов, не так уж важно, как мы проживем эту жизнь – с бизнесом или без бизнеса, здоровые или даже больные – важно, что будет в конце нее. Вот об этом и просите. А если Вам что-то в жизненном пути будет необходимо, Господь Вам подаст. Мысленно сосредоточьтесь на цели Вашего странствования, а не на тех ботинках, в которых идете.

игумен Никон (Головко)

Как правильно поставить свечу: сначала за упокой, а потом за здравии, или наоборот?

Елена

Елена, это не имеет никакого значения. Как Вам больше нравится. Главное - помолиться за своих родственников и близких людей о здравии и о упокоении.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос: моя бабушка была католичка, имя у нее тоже не православное - Филумена. А также я не знаю вероисповедание прабабушки и прадедушки. Можно ли за них читать псалтырь? И второй вопрос. Можно ли читать псалтырь и о здравии и об упокоении одновременно?

Наталия

Наталья, я выскажу в данном случае свое личное мнение: я думаю, что за усопших родственников, если они принадлежали к католичеству, помолиться можно, это – дело милосердия. В конце концов, они все же христиане, пусть и заблуждались, но верили в Спасителя. Поэтому мне думается, что и Псалтирь о них почитать можно. Что касается чтения Псалтири и о здравии, и о упокоении одновременно, то делать так можно, но только на разных «Славах» кафизмы, то есть на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник, если таковой есть, на второй «Славе» - о здравии все родные и близкие, а на третьей – все-все о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

игумен Никон (Головко)

В родительскую субботу в церкви проходит литургия об упокоении, а о здравии упоминают в этот день в молитвах? Извините если выразилась не совсем правильно.

Светлана

Здравствуйте, Светлана! В любой день, когда совершается Литургия (в том числе и в родительскую субботу), священник поминает и живых, и усопших православных христиан. Происходит это на проскомидии (часть литургии, когда читаются часы). Поэтому записки Вы можете подать и о здравии, и об упокоении. А вот вслух, на ектении, в родительские субботы обычно поминают только усопших.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Какие последствия будут, если поставил свечи о здравии всех родных возле иконы, где ставят свечи за упокой, по незнанию?!

Василий

Василий, главное - не свечи ставить, а жить церковной жизнью. Нужно регулярно исповедоваться и причащаться. Вот если Вы этого не будете делать, тогда в жизни вечной будут плохие последствия. А от того, что Вы поставили свечку не туда по незнанию, ничего не будет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, я когда-то делала приворот, грех этот на исповеди говорила, но где-то еще читала, что нужно заказывать вроде бы записки за здравие человека, на которого был совершен приворот. Если это так, то какие именно записки, молебен или что-то другое?

ирина

Ирина, конечно, если Вы причинили духовный вред человеку, то надо помочь ему – очень хорошо писать имя того человека в записках. Лучше всего подавать заказные записки на Божественную литургию, а если нет возможности бывать в храме каждый день, то можно подать записку на полгода или год.

игумен Никон (Головко)

Добрый день. По незнанию в храме заказала молебен о здравии для некрещеных близких. Теперь переживаю. Подскажите, пожалуйста, как быть? Спасибо.

Елена

В храме молятся поименно только за членов Церкви Христовой. Но Ваша ошибка не столь велика, чтобы сильно переживать. Молитесь за своих близких дома, подавайте милостыню. Бог простит!

протоиерей Максим Хижий

Я узнала о болезни дяди, сказали, что у него инсульт. Я заказала молебен и Псалтырь как для болящего. И только потом выяснилось, что болезнь связана с алкоголем. Просто мне сказали, что на людей, чьи болезни от алкогольной зависимости, не принято заказывать молебны как о болящих. Просветите, пожалуйста, по этому вопросу. Заранее благодарна.

Татьяна

Дорогая Татьяна, Вы правильно сделали, что заказали молитву о Вашем родственнике. Не менее важно и самой молиться о нем. Печально, конечно, что Ваш дядя страдает алкоголизмом, но молиться о нем можно и даже нужно, причем именно как о болящем, раз он болеет. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

История из жизни. Умирает дедушка, старый-старый. Почти до 92 лет дожил. Однако так и не стал православным человеком. В том смысле, что не крестился.

Бабушка - вдова очень расстроена, ведь дедушку и не отпевали, и крест на могилу поставить нельзя. Но она не задумывается о том, как помочь своему покойному супругу. Скорбит из-за того, что не отпели, но не скорбит о дальнейшей участи усопшего.

А между тем как помочь покойным некрещеным? Есть ли специальные молитвы за некрещеных усопших? Давайте поговорим об этом в статье.

Что такое крещение?

Сейчас возникла мода на крещение. Как бы страшно это ни звучало, однако так. Почему мода? Потому что детей крестят, и на этом все. Про то, что надо ходить в храм и подносить ребенка к причастию, забывается. И хорошо, если крест с новоиспеченного раба Божия не снимут, как только выйдут за пределы церкви.

Возникает вопрос: какой смысл в крещении тогда? Окрестить ребенка по принципу "чтобы было"? Зачем крестить, если родители от веры далеки и крестные чаще всего тоже? Что дает это крещение?

Почему-то родители таким вопросом не задаются. Надо и все тут. Кому надо, зачем надо и для чего - совершенно непонятно. И это совершенно дико, Господи помилуй. Не задумываться над целью совершаемого действия, но обязательно сделать.

Однако мы отвлеклись. Что такое крещение? Это одно из семи церковных таинств. Почему таинство? Потому что при крещении на человека незримым для нас образом сходит благодать Божья. Крещение - это рождение духовное для вечной жизни.

А что с некрещеными?

Если человек умер некрещеным, он не попадет в Царство Божье? Это очень сложный вопрос, ответить на который может только духовно опытный священник. Родственники покойного должны задуматься, как помочь ему.

По правилам церкви некрещеных запрещено поминать на литургии. За них нельзя подавать записки, заказывать панихиды и сорокоуст. Это объясняется тем, что человек не родился для жизни вечной, не стал христианином. Тяжелее всего это сознавать родственникам тех, кто добровольно не желал креститься, хотя знал о Боге, но отвергал его.

Есть ли молитва за некрещеных усопших или за них нельзя молиться вообще? Об этом узнаем чуть позже. А сейчас поговорим о умерших без крещения младенцах.

Если ребенок умер некрещеным

Еще одна история из жизни. У молодой пары долго не было детей. Наконец жена забеременела. Радости не было предела.

Подошел срок рожать, а у будущей матери возникло нехорошее предчувствие. Она была уверена в том, что из роддома не вернется. Муж утешал, мол, все это страхи перед родами.

Роды были тяжелыми, ребенок застрял в родовых путях. Врачи приняли решение о кесаревом сечении. Не успели, новорожденная девочка задохнулась. Так и не увидев этот мир.

О чем переживает ее совсем еще молодая и верующая мама? О том, что не смогла окрестить дочку. Похоронить похоронили, но некрещеную.

Есть ли молитва за усопших некрещеных младенцев? Можно их поминать в церкви? Они же не виноваты в том, что родители не успели окрестить. Увы, но в церкви молиться за некрещеных деток нельзя. Можно поминать их в домашней молитве, но не более. Равно как и крест на такие могилы не ставят по причине того, что ребенок не родился духовно для вечной жизни.

Покойные родители

В начале статьи приводился пример с некрещеным дедушкой. Сколько таких дедушек и бабушек умирает ежедневно?

Если вспомнить Советский Союз с его религиозными запретами, то можно утверждать, что не одно поколение ушло на тот свет некрещеным. Как быть их детям? Отпеть заочно родителей нельзя, молитвы за некрещеных усопших родителей не существует, в церкви их не помянуть. Что делать? Поминать их в домашней молитве, просить Бога о прощении грехов умерших родителей и облегчении их участи в жизни вечной.

Кто-то удивится слову "отпеть". Как отпевать-то, если умерли давно? Существует практика заочного отпевания. После того как СССР распался, люди бросились в храмы - отпевать своих умерших близких. Такая практика существует уже давно, но мало кто знает о ней.

Как облегчить участь некрещеных?

Имеется в виду загробную. Как помочь им, если молитвы за некрещеных усопших перед Богом как таковой нет?

Поминать в домашней молитве. Когда мы читаем утреннее правило, в конце идут две молитвы: за живых и за мертвых. Мы перечисляем имена родных. Для живых просим помощи здесь, для мертвых - прощения грехов их и жизни вечной. Для некрещеных покойных близких следует просить облегчения загробной участи.

о некрещеных и самоубийцах

У оптинского старца Льва (Леонида) был ученик Павел. Отец Павла покончил жизнь самоубийством, и его верующий сын очень переживал. Утешал его старец и учил, как нужно

Текст молитвы оптинских старцев за некрещеных усопших:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Таким образом, мы видим, что молиться за них дома не является грехом. Господь милосерден, и по милости своей способен облегчить участь умершего некрещеным.

Как хоронят некрещеных?

Итак, есть ли молитва за некрещеных усопших, мы выяснили. Текст приведен выше. А как хоронят их? Неужели за воротами кладбища?

Раньше их хоронили так же, как самоубийц, - за кладбищенской оградой. Сейчас времена изменились, некрещеных хоронят на кладбище. Но с некоторыми оговорками:

  • Их не отпевают.
  • Им не ставят кресты.
  • На могилу некрещеного не приглашают священника для совершения панихиды или литии.

То есть пришел человек на могилу к некрещеному родственнику - вполне допустимо помолиться самостоятельно и помянуть его. Но заходить в церковь, подавать записки и ставить свечи за эту душу нельзя.

В России плотно прижилась традиция оставлять на могиле стакан водки и кусок черного хлеба. Традиция эта, мягко говоря, странная. Крещеных людей так не поминают, да и некрещеных не нужно. Это неуважение к покойнику, чтобы там ни говорила русская традиция.

Служба святому Уару

Есть молитва св. Уару за некрещеных усопших? Да, есть такая. Но что странно, в некоторых храмах раньше служили службы ему, прося за тех покойников, которые не приняли крещения. Но это неверно, особенно если служба неканоническая, то есть переделанная.

Этим занимались нечистые на руку священники. Они уверяли неграмотных духовно прихожан, что за некрещеных можно и записки подать, и панихиду заказать, и службу Уару отслужить. Это в корне неверно.

Церковь молится лишь за верных своих, за рабов Божьих. Даже в домашней молитве за усопших можно видеть строку, в которой сказано: "... и всех православных христиан". Ключевая фраза - "православных христиан". Некрещеный человек может быть православным христианином, если над ним не совершалось таинства крещения?

Это ни в коем случае не значит, что, если человек не крещен, он плохой. Вероятно, что он прожил жизнь в тысячу раз лучше крещеного человека и творил такие дела милосердия, какие и православным не снились. Но закон есть закон. Церковь ставит некрещеных в один ряд с иноверцами. Поэтому молитва за некрещеных усопших в храме не совершается. И тут совершенно не причем. К слову, эта "служба" уже пару десятилетий не издается.

Можно ли поминать некрещеных в церкви мысленно?

То, что молитва за некрещеных усопших в церкви не осуществляется, это понятно. Равно как и то, что записки подавать за них нельзя, панихиды заказывать - тоже. Но почему бы не помолиться за усопших близких мысленно, находясь в храме? Это же не возбраняется?

Увы, но возбраняется. В церкви молятся только за православных христиан, за тех, кто был крещен в лоне ее. Если человек по каким-то причинам не принял таинство крещения, его нельзя поминать во время литургии даже мысленно. Подчеркиваем: во время литургии, когда идет особая служба.

Однако есть одно большое но. Это священники. И лучше обратиться за помощью к ним. Кто-то откажет в молитве, так как человек был некрещеным. А кто-то помолится.

Резюмируем

Основная цель статьи - рассказать читателю о молитве за некрещеных усопших. Основные аспекты:

  • Некрещеных нельзя отпевать и ставить на их могилы кресты.
  • О них не молятся в церкви.
  • Запрещено подавать записки за тех, кто умер, так и не приняв таинства крещения.
  • Сорокоуст и панихида по ним не служатся.
  • Церковь приравнивает некрещеных к иноверцам.
  • Поминают их только в домашней молитве.

Господи, помилуй, как же помочь тогда им? Неужели одной утренней молитвы достаточно для того, чтобы облегчить участь усопшего некрещеного?

Об этом стоит поговорить со священником. По его разрешению читать дополнительные молитвы, или акафисты. Но в таком деле нельзя молиться самочинно. Слишком это серьезно, а искушения еще никто не отменял.

Заключение

Мы рассмотрели основные вопросы, которые ставились в аннотации статьи. Дали на них ответ. И теперь стало понятно, почему не поминает церковь некрещеных усопших и как можно им помочь здесь.

Стоит ли вообще молиться за них, если это чревато искушениями? Обдуманно, посоветовавшись с батюшкой, если речь идет о дополнительных молитвах. Поминать в домашней не только можно, но и нужно. Читать Псалтырь и молиться, чтобы облегчить участь усопшего - прямая обязанность наша.

Несмотря на неоднозначное отношение церкви к заблудшим душам, молитва о некрещеных умерших также действует. Многие священнослужители отмечают, что любой человек достоин защиты Господа.

Однако известно, что церковь отвергает некрещеные души, как таковые, запрещая заказывать литургии об усопшем человеке, отказавшемся войти в лоно православия. Вы можете воспользоваться лишь возможностью прочесть частную мольбу об умершем, будучи вне влияния церкви.

Возносить молебны за усопших некрещеных можно каждому, кто желает подарить им заслуженный покой в другом мире.

Молясь за усопшую душу, Вы оказываете поддержку не только для умерших, но также себе. Сила молитвы позволяет умалить степень скорби о достойном человеке, занимавшем значительное место в Вашей жизни.

Ученые тоже отмечают необходимость возносить молебны. Согласно одной из существующих теорий, молитва обладает особым воздействием на сознание каждого, кто прочтет ее, благодаря наличию особому сочетанию звуков. Нейролингвистическое программирование открывает удивительные свойства молитв за некрещеную душу, применяемых столетиями тысячами людей.

В интернете можно прочесть огромное количество реальных случаев, когда благодаря молебнам действительно улучшалась участь некрещеных людей, явившихся затем с благодарностью во снах к близкому человеку, вознёсшему ее. Случается так, что покойные являются во сне и просят близких помолиться о них, дабы обрести покой. Не стоит этого пугаться. Если такие сны снятся и Вам - не отказывайте почившему: это - самое малое, что Вы можете для него сделать.

Молитесь Богу нашему о заблудших

Но кому молиться за души усопших, не принявших крещения православного? Церковнослужители отмечают, что молиться за некрещеных возможно не только святым, но даже Господу Богу нашему. Возносимые молитвы обязательно дойдут до адресата, ведь каждый, праведно проживший земную жизнь, имеет право на прощение Божие и покровительство.

Молиться можно даже о людях, отступивших от веры, перешедших в иное вероисповедание, или изначально его представлявших. Кстати, в православной церкви до сих пор нет единого мнения на тему того, считать ли католиков крещёными христианами или же нет.

Существует множество преданий о святом мученике Уаре, покровителе заблудших. Согласно церковным источникам, однажды он явился верующей по имени Клеопатра, заявив, будто испросил прощение грехов всем ее умершим предкам. Отсюда и стали христиане испрашивать у Уара прощение грехов для некрещеных умерших.

При жизни Уар был славен многими благими делами. Обладая возможностями помогать несчастным христианам, преданным заточению за веру свою, он всячески старался облегчить их участь.

Небо поможет всем

Возносить молебны об некрещеных умерших можно и нужно, ведь душе умершего легче, когда её поминают у иконы. И пусть это будет икона у домашнего алтаря, для умершего это не имеет значения.

Существуют молитвы:

За некрещеных к Богу:

Молитва Льва Оптинского

«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя.»

За некрещеные души к святому мученику Уару:

Молитва святому мученику Уару

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.»

Сила веры - действует при любых обстоятельствах

Церковь запрещает заказывать литургии об некрещеном, однако, желающие могут воспользоваться силой частной молитвы, произносимой вне церкви. Но будьте осторожны: есть мнение, что некрещеные сделали свой выбор, и молитвами о их душах, обращёнными к великим мученикам, можно навредить себе.

Обращайтесь с молебном тогда, когда сами того захотите.

Слова должны полностью соответствовать Вашим желаниям, только тогда они сбудутся. Кроме того, необходимо строго соблюдать еще одно условие - Вера. Наличие искренней веры способно творить настоящие чудеса, даруя мир некрещеным усопшим и живым на Земле.

Видео: Молитва о некрещеных умерших

(1 голос : 5 из 5 )

Ни один священник его отпевать не хотел - Как, самоубийца, да еще некрещеный? А этот, про которого прослышала Анна, подумал-подумал и согласился. Ничего, говорит, что некрещеный. Мы его заочно покрестим и заодно сразу же и отпоем.
Олеся Николаева. «Мене, текел, фарес»

Протоиерей Константин Буфеев

О неуставной службе мученику Уару

В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению»

Предстоятель Русской Церкви справедливо указал на то важное каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.

Однако не житие святого мученика Уара дает основание к тем искажениям православного благочестия, о которых говорил Патриарх. Никто же не молится о язычниках, прибегая к помощи пророка Ионы, хотя корабельщики просили его: востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем ().

Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней .

Так, под 19 октября приведены две службы мученику Уару - уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно. Святой мученик прославляется купно с пророком Иоилем. Главный мотив богослужения можно выразить тропарем канона: «даждь молитвами твоими нам разрешение грехов, жития исправление, Уаре» (Песнь 9, c. 469).

Вторая же служба - о которой Типикон вовсе не упоминает - начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения» .

По поводу такого названия следует заметить следующее.

Во-первых, представлена не просто служба в честь такого-то Божия угодника, как это бывает в Минее всегда, но заявляется определенная цель, как бы сверхзадача: прославить Уара именно как молитвенника за некрещеных «Клеопатриных прародителей» .

Для сравнения предположим, что некто захотел бы составить новую альтернативную службу «празднику Усекновения честной главы Иоанна Крестителя, емуже дана бысть благодать исцеляти от головной боли» - на том основании, что, дескать, молитва Предтече помогает при боли в голове. Либо кто-то составил бы новую службу «святителю Николаю, емуже дана бысть благодать избавление даровати воеводам неправедную смерть прияти имущим». Хотя Церковь такими словами и воспевает (Акафист, икос 6-й) Мирликийского чудотворца, это не дает оснований данный один-единственный эпизод из жизни святителя Николы делать определяющим в содержании и названии службы святому. Точно так же не следовало бы уже в названии службы обеднять обилие дарований славного мученика и чудотворца Уара.

Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.

Вспомним, что говорит житие. После мученической кончины Уара Клеопатра тайно похитила его тело и вместо своего умершего мужа взяла «…мощи святого Уара, принесла их, как некую драгоценность, из Египта в Палестину и в своем селении, называемом Эдра, которое находилось около Фавора, положила с своими предками» . Через некоторое время святой Уар явился во сне Клеопатре и сказал: «Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их» .

В-третьих, если даже допустить, что среди Клеопатриных сродников и были некрещеные и неверующие во Христа люди, они Промыслом Божиим оказались в склепе, освященном благодатью, исходящей от мощей святого Уара: «Земля на нейже терпеливейшее тело твое, мудре, лежит, Божественне освятися» (Канон, Песнь 9-я уставной службы, c. 469).Бог всесилен даже воскресить мертвых от прикосновения к мощам угодников Своих, как это было со святым пророком Елиссеем: повергоша мужа во гробе Елиссеове и впаде тело человека мертва, и прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе, и воста на ноги своя ().

Никому, правда, еще пока не пришло в голову составить новую службу «пророку Елиссею, емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя» .

Заметим также, что если в фамильном склепе и находились некрещеные сродники, ни сама Клеопатра не молилась об их спасении Христу, ни у святого мученика Уара не просила об этом молитв. Ходатайство свое пред Господом мученик осуществлял, предстоя престолу Вседержителя, а вовсе не советуясь с живущими на грешной земле.

Рассмотрим содержание богослужебного текста неуставной службы мученику Уару по Минее .

Стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни утверждают про святого Уара, будто «егоже молитвами прощает умершия язычники Владыка Христос» . «Невернии избавляются умершия и от мест адовых свобождаются молитвами Уара мученика» .

Из такого более чем сомнительного тезиса вытекает следующее первое робкое прошение: «Приими жалость нашу, мучениче, да помянеши во тьме и сени смертней седящия осужденныя, яже от нас сродники, и Господа Бога да умолиши исполнити о них наша прошения» .

На велицей вечерни в стихирах на «Господи, воззвах»эта тема развивается с большим дерзновением: «умоли Христа Бога всяческих ущедрити наша сродники, веры и Крещения не достигшия , помиловати оных и спасти души наша» .

В конце стихир приведен «славник» объемом более чем на полстраницы, в котором содержатся такие «настоящия вопления» : «Воспомяни… веры и Крещения святаго православно не достигшия, но тако в недоумениих, яко и в прекословиих, обольщенныя и всеразлично падшия, услыши, великомучиниче, настоящия вопления, и умоли дати утесненным оным прощение, и отпущение, и от скорбных избавление» .

Тема вымаливания неверующих и некрещеных усиливается в стихирах «на литии».

«…Помяни наша сродники… яже инославием отчужденныя умершия, неверныя и некрещеныя , и моли Христа Бога даровати сим прощение и отпущение» .

«Еже за неправославных умоление , умерших уже многолетне… и ныне прилежно помолися, мучениче, от затвор адских избавити и от горести свободити непреходныя, иже… спасительнаго же порождения не приемшия и Православныя веры отчужденныя , ускори убо еже испросити оным от Христа Бога прощение и отпущение, и велию милость» .

В «славнике» стихир «на стиховне» вновь утверждается о Клеопатре, что «сия обретает своя неверныя сродники, молитвами славнаго мученика от горести вечных мук избавлены». Это дает составителю канона основание к молитвенному воззванию: «Темже и наша родители и ближники ихже, жалеюще, печемся яже веры и Крещения святаго отчужденныя …испросити у Христа Бога плачу их пременение, и от тьмы безконечныя милостивое избавление» .

В стихире по 50-м псалме содержится прошение: «…избавити наша неверныя сродники и прародители и всех, о нихже молимся, от лютаго и горькаго томления» .

В каноне службы тема молитвенного ходатайства к мученику Уару за некрещеных усиливается никогда не встречающимся в иных известных церковных текстах обращением с тем же прошением к Самой Божией Матери отмаливать всех без исключения некрещеных и инославных умерших.

«Избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещеныя сродники… и подаждь оным избавление и велию милость» (Богородичен седален, c. 479).

«…Ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим» (Песнь 9, c. 484).

Не только Пресвятая Богородица, но и ангельские чины подвигаются на молитву за неверных: «Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно… неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым еже даровати сим от Господа прощение и велию милость» (Песнь 3, c. 478.

В союзники и помощники мученику Уару канон предлагает иных святых:

«Яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия , ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия » (Песнь 8, c. 483). Прошение это примечательно, поскольку обязывает не одного мученика Уара, но целый собор святых угодников Божиих просить о спасении некрещеных: «Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славного Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй» (Песнь 8, c. 483).

Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским: Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? ().

Митрополит писал: «Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием , т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову» . Он приводит выдержку из 5 Правила VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения ». В этой связи владыка Макарий замечает: «Умершие в смерт­ных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской» .

Постановления Лаодикийского Поместного Собора однозначно запрещают молитву за живых еретиков: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем » (Правило 33). «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними » (Правило 37). Тот же Лаодикийский Собор запрещает членам Церкви молитвенное поминовение умерших, погребенных на неправославных кладбищах: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время » (Правило 9). В толковании на это Правило епископ отмечал: «Данное правило Лаодикийского Собора воспрещает православному или, как сказано в тексте “церковным”, каждому принадлежащему к Церкви, посещать ради молитвы и богослужения такие еретические места, так как в противном случае его можно заподозрить в склонности к той или иной ереси и не считать православным по убеждению» .

В свете этого становится понятной древняя и повсеместная традиция отделять православные кладбища от прочих - немецких, татарских, еврейских, армянских. Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде лежащих и повсюду православных » . За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится.

Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» (Ответ 14). Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению» .

Примечательно, что в то время, как Святые Отцы запрещают молиться за живых и мертвых еретиков, они положительно решают вопрос о возможности церковной молитвы за отступников, по немощи и малодушию не выдержавших испытания во время гонений: «или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждею, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением и напоследок преодоленных немощию плоти». «За таковых, - постановляет святитель , - когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений - праведно есть согласитися с ним» (см.: Книга правил, правило 11). Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге… нимало не вредно ни для кого» [Там же].

Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью.

Единственный случай литургического предстательства за некрещеных - молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные - это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается.

Писал: «Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным . Ибо для отшедших без веры , споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал» .

В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого . В «Настольной книге священно-церковнослужителей» указывается: «Запрещается погребение иноверцев по обряду Православной Церкви ; но если умрет иноверец христианского исповедания и не „будет священника или пастора ни того исповедания, к которому умерший принадлежал, ни иного, то проводить труп с места до кладбища обязан священник православного исповедания по правилам, в своде церковных законов означенным», согласно которым священнику следует усопшего „«провождать с места до кладбища в ризах и епитрахили и опускать в землю при пении стиха: Святый Боже » (Указ Святейшего Синода от 24 августа 1797 г.)» .

Святитель в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил. Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Более требовать нет права» .

Настольная книга поясняет также следующее: «Обязательность для православного священника погребения иноверца христианского исповедания обусловливается отсутствием духовнаго лица других христианских исповеданий, в чем православный священник и должен убедиться, прежде чем исполнит просьбу о погребении им иноверца (Церковный вестник. 1906, 20).

Святейшим Синодом в определении от 10–15 марта 1847 года было постановлено: 1) при погребении военных чинов римско-католическаго, лютеранскаго и реформатскаго исповеданий православное духовенство может, по приглашению, исполнять только то , что сказано в указе Св. Синода 24 авг. 1797 г. (провожать до кладбища с пением Трисвятого. - свящ. К.Б. ); 2) православное духовенство не имеет права отпевать таковых умерших по чиноположению Православной Церкви; 3) тело умершаго иноверца христианскаго исповедания не может быть вносимо пред погребением в православную церковь ; 4) полковое православное духовенство по таковым чинам не может совершать домовых панихид и включать их в церковное поминовение (Дело Архива Св. Синода 1847 г., 2513)» .

Такая норма благочестия, запрещающая отпевать инославных, соблюдалась повсеместно во всех поместных Православных Церквах. Однако в середине XIX века это положение было нарушено.»Константинопольский патриарх Григорий VI в 1869 году установил особый чин погребения усопших неправославных, принятый и Еллинским Синодом. Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста» .

В самом принятии этого чина нельзя не усмотреть отступления от святоотеческой традиции. Данное нововведение проводилось у греков параллельно с принятием нового, изданного в Афинах в 1864 году так называемого «Типикона Великой Константинопольской Церкви», суть которого сводилась к реформированию и сокращению уставного богослужения. Дух модернизма, расшатывающий устои Православия, подвигал составлять подобные чинопоследования и в Русской Православной Церкви. Как отмечал протоиерей ,»перед самой революцией в петроградской Синодальной типографии было напечатано особой брошюрой славянским шрифтом “Чинопоследование над усопшим неправославным”. Этот чин указывается совершать и вместо панихиды, с опущением прокимна, Апостола и Евангелия» .

Само это «Чинопоследование над усопшим неправославным» появилось в нашей Церкви как проявление революционно-демократических и обновленческих умонастроений, пленявших в начале XX века умы иных богословов и священнослужителей. Его текст совершенно не может быть оправдан с позиции церковно-канонической. Текст этого «Чинопоследования» в Требнике содержит ряд нелепостей.

Так, например, в начале «Чинопоследования» сказано: «Аще некия ради благословныя вины , прилучится священнику православному совершати погребение тела усопшаго неправославного » . Выше мы уже показали, что церковные каноны никакой «благословныя вины» здесь не допускают.

После обычного молитвенного начала «Чинопоследование» приводит Псалом 87, в котором содержатся, в частности, такие слова: Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней (). Если уточнить, что церковно-славянское слово еда означает «разве, неужели», Псалом станет обличением читающим его над неправославным умершим.

После этого приводится Псалом 118, воспевающий ходящих в Законе Господнем (). Святитель в толковании на этот Псалом приводит святоотеческое суждение: «Не те блаженные, которые пятнают себя грехом в развращении века, но те, которые непорочни в пути и ходят в Законе Господни» .

Справедливости ради следует отметить, что в изданиях Требника последних десяти-пятнадцати лет это «Чинопоследование» уже не печатается.

Правильной с точки зрения православного традиционного отношения к рассматриваемому вопросу следует считать позицию монаха Митрофана, издавшего в 1897 году книгу «Загробная жизнь». Приведем из нее несколько цитат.

«Наша св. Церковь об усопших молится так: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, преставившихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан”. Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении. Следовательно, нет союза и общения с умершими нехристианами и с неправославными … Для истинного христианина, кроме самоубийства, никакой род смерти не расторгает союза и общения с живым - с Церковью… О нем молятся святые, молятся и живые, как о живом члене единого живого тела».

«Испросим, все ли находящиеся в аде могут через наши молитвы получить освобождение? Церковь молится о всех умерших, но только умершие в истинной вере непременно получат освобождение от адских мук. Душа, пребывая в теле, обязана и сама заранее позаботиться о будущей своей жизни, должна заслужить, чтобы по переходе в загробную жизнь ходатайство живых могло доставить ей облегчение и спасение».

«Грехи, составляющие хулу на Духа Святого, то есть неверие , ожесточение, отступничество , нераскаяние и им подобные, делают человека вечно погибшим, и таким умершим ходатайства Церкви и живых нисколько не помогут, потому что они жили и умерли вне общения с Церковью . Да о таковых Церковь уже и не молится » .

Здесь автор, очевидно, имеет в виду слова Евангелия: Иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (). Из этих слов Спасителя многие естественно заключали, что в принципе отпущение грехов возможно и по смерти грешника. Митрополит в этой связи замечает: «О скончавшихся с хулою на Духа Святаго , или, что то же, в смертном грехе, и не раскаявшихся Церковь не молится , и вот потому-то, как сказал Спаситель, хула на Духа Святаго не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий» .

Преподобный не допускал открытогопоминовения на литургии усопших еретиков-иконоборцев .

Приведем ряд высказываний Святых Отцов, в которых они, призывая к молитве за умерших, не допускали ее церковного совершения за скончавшихся вне церковного общения - еретиков и некрещеных.

: «Вся Церковь соблюдает это, как преданное от Отцев, чтобы за скончавшихся в общении тела и крови Христовой молиться , когда воспоминаются они в свое время при самом жертвоприношении» .

Святитель : «Это есть дело весьма богоугодное и полезное - при божественном и преславном таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере » .

Преподобный : «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земный, ученики и божественные Апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших » .

Святитель Иоанн Златоуст : «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками, и когда предлежит страшная жертва: как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли » .

О поминовении неправославных в домашней молитве

В приведенных нами вначале словах Святейшего Патриарха Алексия на Московском епархиальном собрании 2003 года отмечалось, что лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных, но «за богослужением мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения» . Это разделение на церковную и частную молитву существенно.

Капитальный труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» составил новомученик , епископ Ковров­ский. В разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки в иноверии умерших» он пишет: «Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим, находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом» .

Однако этот раздел, равно как и разделы «Молитва о некрещеных и мертворожденных младенцах» и «Молитва о самоубийцах», владыка Афанасий помещает в главе IV - «Поминовение усопших на домашней молитве ». Он справедливо пишет: «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных» .

При этом об уставном общественном богослужении он замечает: «Все заупокойные последования точно определены в своем составе, точно назначено и время, когда они могут или не могут быть совершаемы. И этих установленных Святою Церковью пределов никто не имеет права преступать» .

Итак, в церковном собрании, возглавляемом священником или епископом, нет никакой возможности легально молиться за некрещеных (равно как за неправославных и самоубийц). Отметим, что в трактате епископа Афанасия разбирается как уставное богослужение, так и службы по Требнику (чинопоследование отпевания, панихиды). При этом в первых трех главах никаких упоминаний о службе мученику Уару нет. Примечательно, что сам Владыка пишет в начале IV главы: «Мы коснулись всех разнообразных случаев, когда Святая Церковь разрешает или сама призывает, иногда усиленно призывает к молитве об усопших. Но все доселе перечисленные случаи поминовения усопших совершаются с иереем» . Таким образом, рассмотренное нами чинопоследование бденной неуставной службы мученику Уару не может быть признано ни православным богослужебным текстом, ни чином Православного Требника.

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, высказывались многие Святые Отцы.

Преподобный находил возможным за таковых поминовение лишь тайное: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» .

Преподобный старец , не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» .

Преподобный старец писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует , а сестра и родные могут молиться о нем келейно , как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом» .

Приведенные нами свидетельства Святых Отцов заставляют, в полном согласии со словом Святейшего Патриарха Алексия II, ставить в нашей Церкви вопрос об упразднении из годового богослужебного круга не предусмотренной Типиконом неуставной бденной службы мученику Уару, как противоречащей каноническим церковным нормам.

По всей вероятности, только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах.

Литература

1. , преп. Собрание писем к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909.

2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995.

3. Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993.

4. , свят. Жития святых. Октябрь. 1993.

5. Журнал Московской Патриархии. 2004, № 2.

6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857.

7. Минея. Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980.

8. Митрофан, монах . Загробная жизнь. СПб., 1897; Киев, 1992.

9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Ч. 4. М., 1992.

10. , епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

11. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977.

12. Требник. Ч. 3. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984.

13. Феодор Студит, преп. Творения. Т. II. СПб., 1908.

14. , свят. Толкование на 118 Псалом. М., 1891.

15. , прот. Церковное право. М., 1996.

Большая трагедия, если человек умирает, не будучи крещенным. Этого уже не исправить. И по церковным законам отпевать его в храме, поминать на Литургии - нельзя. Но всегда у близких остается право личной молитвы о некрещеных умерших. Как же это лучше делать?


Что происходит после смерти

Если человек совсем отвергался Господа при жизни, молиться за него слишком усердно не надо. Бывали случаи, когда покойники являлись и просили не молиться за них. В любом случае, поговорите со священником, он посоветует, что делать в конкретной ситуации. Но бывает так, что люди с уважением относятся к вере, проявляют желание креститься, просто не успевают этого сделать. Тогда молиться можно и нужно.

Каждая душа после смерти идет на частный суд, который состоится на 40-й день после смерти. Считается, что молитвы о некрещеных умерших помогают душе покойного проходить воздушные мытарства и способы даже облегчить его участь. В самый день смерти можно:

  • прочесть 17 кафизму - псалмы и необходимые молитвы об упокоении;
  • на кладбище совершить мирской чин литии;
  • поставить свечу в храме и помолиться.

Заказать панихиду и церковное поминание нельзя. Это делается потому, что человек сам при жизни не выражал желания принадлежать к Церкви, отвергался Бога.


Какие еще молитвы можно читать

Существует почитание мученика Уара, который якобы обладал благодатью молиться за некрещеных. Ему составлена даже служба, только она неканоническая, т. е. официально церковью не признается. Церковная молитва о некрещеных усопших хотя некоторыми священниками сейчас допускается (за вознаграждение), нарушает все каноны. Читать или нет канон за умерших мученику Уару - это личное дело каждого.

Святые отцы также советуют подавать милостыню за тех, кто умер без покаяния, не приняв Христа.


Если умер младенец

Великое горе - потеря маленького ребенка. Но Святая церковь верит, что все младенцы оказываются в раю. Об этом написано в Евангелии. Молитва о некрещеных младенцах совершается также частным порядком, как и о других людях, не ставших членами Церкви. Дети, хотя и не имеют сознательных плохих поступков, все же несут на себе печать первородного греха Адама и Евы. Вот почему Церковь считает необходимым крестить маленьких детей.

Может показаться несправедливым, что дитя не познало жизни. Но ведь нам неизвестно, как сложилась бы его судьба. Считается, что Господь забирает к Себе, чтобы уберечь человека от более страшной беды, это касается и детей. Надо верить в благость Божию, не отчаиваться и благодарить за все, хотя это бывает и сложно.

Молитва Льва Оптинского об умерших некрещенными

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.

Молитва о некрещеных усопших was last modified: Июль 7th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Поделиться: