Что православным нельзя делать в католических храмах. О молитвенном общении с инославными с канонической точки зрения

18.07.2017

Очень часто представители разных конфессий – католики и православные взаимодействуют друг с другом. Они обмениваются опытом и обсуждают вопросы, связанные с современными проблемами общества. Такого рода встречи, как правило, начинаются и оканчиваются совместной молитвой. Возникает вопрос, насколько это правильно? Ведь, известно, что церковь выступает против общей молитвы с людьми другой веры. Итак, попробуем разобраться с этим поподробней.

На что распространяется запрет

Вопреки бытующему мнению, церковные каноны не только накладывают табу на коллективную молитву людей разных конфессий, но и не позволяют этим людям кушать вместе, принимать баню и даже лечиться друг у друга. Следует сказать о том, что когда эти самые правила были приняты, врачи не только лечили больных, но и общались с пациентами, а также традиционно молились при них. Таким образом, получалось, что пациент в любом случае знакомился с ересью врача. Это считалось большим соблазном для неискушенного в богословии индивидума. Именно поэтому нельзя было и мыться в банях вместе с инославными, так как там тоже люди часто заводили беседу между собой, которая могла коснуться вероисповедания. Подобные запреты существуют и по сей день, но они приобрели более современный характер.

Что лежит в основе запрета

Принято считать, что если человек недостаточно тверд в своей вере, то общая молитва с представителями иных конфессий может только ввести в заблуждение и даже изменить его взгляды. Литургия для представителя определенной религии всегда несет конкретный смысл, и поэтому компромисс по поводу коллективной молитвы тут не совсем уместен. Ведь именно тогда теряется истина, а значит, и пропадает сила такой молитвы. Но это совсем не означает, что католики и православные не могут обсуждать общие дела и делиться между собой размышлениями и опытом. Это все разрешено, и даже поощряется церковью.

Между разными верующими должны существовать добрососедские отношения, без унижения и оскорбления друг друга. Если же за общей трапезой собрались люди разных конфессий, то лучше всего, если каждый будет читать молитву согласно своему вероисповеданию. В таком случае не будет измены Богу.

Таким образом, общая молитва с особой другой веры является недопустимой, так как вводит его в заблуждение и привлекает к соблазну. Важно укреплять свою собственную веру, раскрывать ее истинность и красоту.




Наиболее мощная вещь которую католической родители могут сделать для своих детей-это научить их молиться. В зависимости от ребенка, это может быть простой или сложной задачей. Обучая ваших детей молиться, вы...



Шарон Коспер знает важность молитвы. В течение многих лет она начинает свои дни с тихой преданностью, и когда она делает усилие, чтобы провести время в молитве, Шарон замечает разницу. Но в некоторые дни, с тремя...



Каждый знает, что для того, чтобы быть услышанным Богом, нужно молиться. Но не каждый из нас делает это правильно. И дело не в сочетании слов в молитве. Согласитесь, что очень часто мы во время домашней молитвы отвлекаемся...




Экуменизмом нередко называют совместное моление с неправославными. Тут вроде бы для православного человека все ясно. 45-е апостольское правило определяет: “Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви – да будет извержен”.
Но знакомство с историей Церкви и ее святых усложняет восприятие и исполнение этого правила.
Прежде всего – тут четыре разных вопроса:
1. Может ли неправославный присутствовать на нашей службе и пробовать молиться с нами?
Ответ я нахожу у св. Иннокентия Московского: «Инородцам, не принявшим Святого Крещения, если не предвидится, что от них может произойти какое-либо оскорбление святыни или нарушение благопристойности, не только не возбранять быть при отправлении наших богослужений, как-то: вечерни, утрени и молебнов (если они того пожелают), но даже приглашать их к тому. Что же касается до литургии, то хотя по правилам церкви и не должно допускать их к слушанию литургии верных, но так как некогда и послы св. Владимира в Константинополе, будучи язычниками, были допущены к слушанию всей литургии, и это послужило в неизъяснимую пользу целой России, то и ты, по усмотрению, можешь оказывать подобное снисхождение, в надежде спасительного действия святыни на сердца еще омраченные» (Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру, 22) .
Св. Николай Японский готов предоставить православный храм для молитвы протестантов: «18 / 31 января 1901. Утром получил письмо из Иокохамы: «Американская Церковь в Цукидзи слишком мала, чтобы поместить всех желающих присутствовать при мемориальной службе (Memorial service) в субботу, день погребения в Англии Королевы Виктории. Потому нельзя ли устроить сию службу в “Greek Cathedral (нашем Соборе)”, где могли бы участвовать все желающие. Я говорю это только от себя (заключает Loomis), но думаю, что Сэр Клод Макдональд (аглицкий посланник) был бы рад сему». Я тотчас же ответил, что «в субботу у нас самих обычно совершается две службы, с некоторым приготовлением к ним. Это делает невозможным еще третью, и потому, к сожалению, я должен отказать». Лумис и к епископальной Церкви не принадлежит. Если б попросил епископ Одрей, то можно было бы подумать, не дать ли. Мне кажется, я согласился бы дать Собор для поминальной службы такой исключительной важности, какова нынешняя. Но, конечно, с тем, чтобы алтарь открываем не был и по-протестантски Собор убираем не был, то есть скамеек не вносили бы, органа тоже, а пусть бы вошли в Собор, как он есть, и помолились по-своему. Царь Соломон молился, чтобы и «молитва иноплеменников в построенном им храме была услышана», – отчего же и в нашем храме не молиться иноплеменникам?» .
Св. Николай Японский допускает не только присутствие инославных, но и их соучастие в службе по крайней мере в качестве певчих:
«30 апреля 1905. Светлое Христово Воскресенье. Из иностранцев были Rev. Jefferys, американский епископальный миссионер, певший в правом хоре, и The Ven. W-m M. Jefferys, Archdeacon of Little Rock, как значится на карточке, и еще двое; все – до конца богослужения, и потом разговелись вместе с нашими служащими Церкви» . «12 июля 1905. Среда. Праздник Святых Апостолов Петра и Павла. Литургию и после нее молебен совершал соборно с 6-ю иереями. Между тенорами в правом хоре был и Rev. Jefferys, американский епископальный миссионер, всегда аккуратно приходящий петь всенощную, а сегодня певший и обедню» .
Св. Николай не только ставил инославных в хор, но и вводил их в алтарь: «23 января 1910. Воскресенье. Преосвященный Сергий совершал Литургию. Перед богослужением явился английский Bishop (епископ) Cecil и просил показать ему, как у нас совершается Божественная Литургия. Я взял его в Собор, причем он надел фиолетовое платье, поставил его сначала на клиросе, чтоб он видел все, от входа Епископа в Церковь до перехода его в алтарь; потом провел Bishop’а в алтарь, и, по возможности, насколько это прилично было во время богослужения, объяснял ему порядок службы; он при этом имел у себя служебник Литургии Златоуста на греческом языке. По окончании службы он зашел ко мне, убрал свое фиолетовое платье под верхнее и, весьма довольный, что удовлетворил свое любопытство, ушел» .
Так что Архиерейский собор Русской Церкви в 2008 году не сказал ничего модернистского, когда постановил: «в практике Православной Церкви не возбраняется и уважительное присутствие неправославных и неверующих людей в православном храме во время богослужения» (О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 36).
Критики этого решения тут же напомнили, что 6-е правило Лаодикийского Поместного Собора гласит: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Но тут ответ простой: мы чада лаодикийской Церкви или Русской? На каком основании решение поместного (т.е локального, не-Вселенского) собора другой Церкви мы должны ставить выше решения не менее полного собора нашей собственной Церкви?

2. Второй вопрос – может ли православный христианин посещать инославный храм и неправославное служение. Один ответ тут очевиден: по крайней мере как турист – может. Может даже как паломник – если в данном храме находится святыня, чтимая и в православном мире (например, мощи св. Николая в католическом храме г. Бари в Италии или мощи ап. Петра в Риме).

3. Третий вопрос – может ли православный молиться, если рядом с ним молятся неправославные? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден: нет таких ситуаций, которые запрещали бы православному христианину творить свою молитву. Нет таких мест и обстоятельств. «Непрестанно молитесь» - этот апостольский завет не знает исключений (тут возможны только послабления). И чем больше вокруг тебя язычников, тем сильнее ты молись по своему.
Когда буря грозила потопить корабль с пророком Ионой, то все люди, бывшие на корабле «устрашились и взывали каждый к своему богу» (Ионы 1,5). Это не мешало пророку молиться своему, Истинному, Богу.
Сегодня это означает, что если рядом с тобой оказался католик или мусульманин, и они стали молиться по своему – это еще не повод прекратить твою собственную молитву. Если ты в православном храме, а зашел иноверец – продолжай свою службу. Если ты сам зашел в их храм во время их служения – твори свою молитву про себя.
Вот св. Николай Японский, молящийся на протестантской службе: «28 января 1901. Приходил Bishop Awdry поблагодарить за мой визит ему по поводу кончины Королевы Виктории, и вместе известить, когда у них мемориальная служба по сему поводу и пригласить на нее.
– У Вас свита? – спрашивает (сказавши, что служба будет 2 февраля нового стиля в Американской Епископальной Церкви на Цукидзи, по причине маловместимости английской Церкви в «Сиба-сакайчёо», где живет Awdry).
– Я буду один.
– В облачении?
– Не в богослужебном, а в моем епископальном платье.
– Приготовить для Вас место на эстраде?
– Что же я буду там делать? Мне хотелось бы сидеть с простыми верующими; там я внутренно сотворю свою молитву за Королеву, которую душевно уважал» .
Кстати, английская королева Виктория, о кончине котрой идет речь, сама была на панихиде по русскому императору Александру II в православном посольском храме в Лондоне (см. Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М., 1949, Т.2. с.70. Речь болгарского Экзарха митр. Стефана).
Вот митр. Евлогий рассказывает о такой молитве в жизни митрополита Антония (Храповицкого), основателя Зарубежной Церкви: «Года через два, будучи в Брюсселе, я снова, посетил кардинала Мерсье. Он очень изменился по внешности; видно было, что его светлая жизнь догорает. Однако он бодро поддерживал беседу и даже предложил мне послушать знаменитый "малиновый звон". К сожалению, время было позднее, когда по местным правилам колокольня уже заперта. Беседа велась главным образом об организации приютов и школ для бедных русских детей. И было удивительно, с каким интересом больной, изнемогающий старец входил во все обстоятельства этого дела... Года через два, будучи в Брюсселе, я снова, также вместе с народом, служил о нем торжественную панихиду и в своей речи старался начертать его светлый образ и выяснить великое значение его христианской личности и деятельности. За эту "молитву за инославного" я получил замечание Карловацкого Синода, хоть это не помешало митрополиту Антонию поехать в католический костел в Белграде и там поставить свечу за почившего кардинала. Как будто это не была "молитва за инославного"!» (Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1947, с. 576).
4 октября 2007 года патриарх Алексий в парижском Нотр-Даме совершил молебен перед терновым венцом Спасителя. Посыпались обвинения в «совместной молитве с католиками». На самом деле было два раздельных события. Сначала католики кратко помолились перед Венцом, который они изнесли из своего хранилища. Молитва шла по французски. Патриарх Алексий прекрасно знал немецкий, но не галльский язык. Поэтому он не имел возможности присоединиться к молитве католиков. Затем же хор монахов московского Сретенского монастыря запел православные молитвы, под которые Патриарх и подошел к Венцу. В этих молитвах, в свою очередь, вряд ли могли участвовать клирики собора Нотр-Дам, ибо предположить знание ими церковно-славянского языка еще более затруднительно…
В такой ситуации оказывается любой паломник в Иерусалиме. Христиане всех конфессий стоят в общей очереди ко Гробу Господню. И каждый творит молитву по своему. Порой какая-то группа начинает петь свой гимн. Но если рядом с паломниками из России пели паломники из протестантской Кореи – никто не потребует от наших паломников последующего покаяния в экуменизме…
4. Понятно, что инославный и иноверный может быть приглашен к православной молитве и вовлечен в нее. Но может ли быть совместная молитва православного и неправославного?
И такое в истории Церкви бывало. "Через переводчика Абациева о. Иоанн спросил татарку, верует ли она в Бога? Получив утвердительный ответ, о. Иоанн сказал ей: «будем молиться вместе, ты молись по-своему, а я буду молиться по-своему». Когда о. Иоанн кончил молитву, то благословил татарку, перекрестив ее. Затем Абациев с татаркой вместе вышел и, к изумлению обоих, больной муж татарки уже шел навстречу совершенно здоровым. Из этого рассказа видно, что о. Иоанн силою молитвы своей исцелил даже больного магометанина" (Свящ. И. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский http://theme.orthodoxy.ru/saints/ioann.html#21).
Это, конечно, чудо и это слова святого. Может ли подражать ему обычный христианин? Может ли православный вместе с католиком прочесть не специально-католическую молитву, а «Отче наш»? Тут страницы церковной истории, равно как и страницы богословских трактатов разногласят.
В 1768 году Российская Империя и Польша заключили мирный договор. Статья 2-я этого трактата регулировала межконфессиональные отношения в землях, отходящих от Польши к России.
На основании этого Трактата Сенат в 1778 году напомнил губернатору и Синоду:
«Дети от разной веры родителей рождающиеся, сыновья в отцовской, а дочери в материнской вере воспитаны быть должны. Бракосочетание должно совершаться священником той веры, коей будет невеста» (№ 982 от 20 ноября 1778 г // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи в царствование Государыни Императрицы Екатерины Второй. Т.2. 1773-1784. Пг., 1915, с. 291).
В 1797 г. Синод напомнил об этой норме своим постановлением:
«Прика¬зали: как в сообщенном Святейшему Синоду из Правительствующаго Сената 1783-го года Августа от 28-го дня ведении объявлено: что по ведению Святейшаго Синода с требованием предписания рим¬скому унитскому духовенству, дабы оно мужеский пол нашего исповедания с женским полом унитской религии, без сношения с священниками тех церквей, в приходе которых бракосочетающееся живут не венчало, также и по истребованному от бывшаго Белорусскаго Генерал-губернатора Пассека уведомлению, о порядке наблюдаемом в вверенных ему губерниях, как в разсуждении вступления в брак женихов греческаго исповедания с не¬вестами унитской церкви, так и в раз¬суждении близости родства между ими в таковом же случае, Правительствующим Сенатом определено: что хотя в трактате заключенном в 768-м году между Российскою Империею и Речью Посполитою Польскою артикула 2-го в § 10-м и по¬становлено: „бракосочетание между людьми разной веры, то есть католицкой, римской, греческой неунитской и евангелической обоего исповедания не имеют быть ни от кого запрещаемы и препятствуемы"; но однако же содержание и смысл сего по¬становления не распространяются так да¬леко, чтоб сопрягающиеся лица грекорос-сийскаго исповедания могли с иноверными вступать в браки без всякаго разбора такой близости родства, в которой по правиламъ Святых Отец, православною гре¬ческою церковью принятым, бракосочетание возбраняется, почему само по себе уже разумеется, что хотя бракосочетание по силе вышепрописаннаго заключеннаго договора, с иноверными и не возбраняется, однако ж бракосочетающаяся лица грекороссийскаго исповедания, при вступлении в брак с иноверными, относительно до близости сте¬пеней родства, должны наблюдать правила веры ими исповедываемой, ибо как зако¬нами строго запрещено подданным Российским греческаго исповедания переходить в другую веру, то равно запрещается и преступать принятые грекороссийскою цер¬ковью правила; чего для предписано Бело¬русскому Генерал-губернатору, дабы он снесясь с Белорусским Римской церкви архиепископом Сестренцевичем, сделал распоряжение, дабы римское и унитское ду¬ховенство таких браков, в которые будут вступать женихи грекороссийскаго испо¬ведания с невестами римской и унитской религий, кои по содержанию трактата вен¬чаться должны священником той веры, в которой будет состоять невеста, без над¬лежащего о свободности их к браку от российскаго духовенства, у которых в при¬ходе жених будет, осведомления, сами со¬бою не венчали, о сем дано знать из Се¬ната указом и Белорусскому римскому Apxieпископу Сестренцевичу, а от Святей¬шаго Синода требовано, чтобы оный, кому надлежит по ведомству своему сделал предписание, дабы Российское духовенство в случае доходящих до них требований от иновернаго духовенства, об уведом¬лении онаго, относительно близости родства в браки вступающих, справливаясь о том в своих приходах, немедленно давали требуемыя известия без всякаго медления и проволочки; почему Святейшим Cинoдом того же года Сентября от 11-го дня посланными к Преосвященным: Синодальному члену Иннокентию apxieпископу Псков¬скому и кавалеру и покойному Георгию apxiепископу Могилевскому указами надлежащее о том предписание и учинено» (Указ № 122 от 10 августа 1797 г. // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи в царствование Государя Императора Павла Перваго. Пг. 1915, с. 90).
Понятно, что если венчаются люди разных конфессий, на венчании они молятся вместе и об одном и том же. Так что в 18 веке «экуменические молитвы» были в порядке вещей. Наверно, и сегодня в межконфессиональных семьях нельзя запрещать вместе молиться перед обедом. Почитателей монархии и канонов можно спросить: как вы думаете, в 1894 году, когда наследник русского престола Николай Александрович поехал в Дармштадт за невестой, он молился там перед трапезами или нет? Если да – значит, он молился вместе с лютеранами. Если нет – то как принцесса Аликс, человек чрезвычайно серьезно относившийся к вопросам веры, могла выйтй замуж за маловера?
Разным было поведение разных церковных людей в таких ситуациях. Преп. Феодор Студит и в 8 веке считал необходимым буквально соблюдать апостольское правило, воспрещавшее делить пищу с еретиками (причем в сотрапезничестве он отказывал даже императору Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. М., 2003, с. 27). Но даже самые строгие сегодняшние ревнители не вспоминают об этом правиле сегодня, входя в придорожные таверны…
Поэтому вместо перебрасывания канонами и взаимной критики лучше православным следовать в этом вопросе решению Собора 1994 года: «Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях представляется на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности, и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни» (Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. Определение «Об отношении РПЦ к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»).

Каждый человек верит в высшие силы, поэтому большая часть жителей нашей планеты относят себя к той или иной религиозной конфессии. В нашей стране самым распространенным верованием является христианство. Его придерживаются около восьмидесяти процентов россиян. Однако стоит учитывать, что сама религия не едина. Она разделена на несколько течений, каждое из которых представлено в России. Наиболее многочисленными конфессиями являются православие и католицизм. Как известно, между этими двумя течениями на сегодняшний день нет серьезных противоречий, но все же существуют определенные различия. Во многом они касаются католических молитв. Этот вопрос очень интересен не только католикам, но и православным. Они часто пытаются узнать, можно ли им молиться вместе со своими братьями по вере и каковы основные католические молитвы, которыми верующие пользуются ежедневно. Из нашей статьи вы получите доступную информацию по данной теме.

Раскол между христианами

Для того чтобы начать разговор о католических молитвах, необходимо понять, что именно произошло между верующими, разделив их на два часто противоборствующих лагеря. Несмотря на то что католики и православные носят на шее кресты, молятся Иисусу и принимают крещение, эти два течения разделились еще в середине одиннадцатого века.

Раскол начался с разногласий между папой римским и патриархом Константинополя. Их конфликт длился на протяжении долгих лет, но именно к одиннадцатому веку он достиг своего апогея. После неудачной попытки примириться папа римский приказал отлучить патриарха от церкви и объявил это во всеуслышание. В свою очередь глава духовного сообщества Константинополя предал анафеме всех папских легатов.

Данный конфликт затронул всех верующих, разделив их на две большие группы. Только во второй половине двадцатого века католики и православные сняли взаимные обвинения и попытались договориться. Отчасти им это удалось, однако за долгие столетия разница в течениях оказалась настолько заметной, что соединиться воедино им уже не суждено.

На сегодняшний момент разногласия касаются базовых вопросов христианства, поэтому можно сказать, что с одиннадцатого века конфликт только углубился и стал резче. Даже католические молитвы во многом отличаются от ежедневных православных. Но к этой теме мы вернемся чуть позже.

Католики и православные: основные отличия

Противоречия между двумя озвученными нами течениями требуют пристального внимания, ведь иначе разобраться с этим вопросом будет довольно сложно. Главные противоречия двух христианских течений можно изложить в семи пунктах следующего списка:

  • Дева Мария или Матерь Божья? Этот вопрос может вызвать самые ожесточенные споры. Дело в том, что католики в первую очередь превозносят Деву Марию. Они считают, что она была зачата непорочно и взята на небо еще при жизни. А вот православные воспринимают ее исключительно как Мать Сына Божьего и могут рассказать историю ее жизни вплоть до самой смерти.
  • Отношение к браку. Все католические священнослужители принимают целибат. Согласно этому обету, они не имеют права на плотские утехи и тем более не могут позволить себе жениться. Это касается всех уровней священства. В православии белое духовенство должно жениться и заводить детей, но высшие церковные чины могут получить только священники из черного духовенства. К ним относятся монахи, давшие обет безбрачия.
  • Рай, ад и чистилище. По этой теме мнения католиков и православных тоже в корне разнятся. Первые считают, что душа может попасть в ад, рай либо чистилище, где она за определенный промежуток времени очищается от грехов. При этом в чистилище попадают те души, которые не слишком чисты для рая и не слишком отягощены для ада. Православные верят только в ад и рай, причем эти два места представляются им чем-то смутным.
  • Обряд крещения. Православные должны окунуться в купель с головой, а католиков просто поливают водой пригоршнями.
  • Крестное знамение. В первую очередь католика от православного можно отличить по тому, как он крестится. Католикам свойственно делать это пятерней, начиная с левого плеча. Православные же осеняют себя крестным знамением тремя пальцами и справа налево.
  • Контрацепция. У каждой религиозной конфессии имеется свое отношение к вопросу предохранения от нежелательной беременности. Причем порой мнения могут быть диаметрально противоположными. К примеру, католики выступают против любых средств контрацепции. Но православные с ними не согласны, они считают, что в браке допустимо предохранение. Делать это может как мужчина, так и женщина.
  • Папа римский, по глубокому убеждению католиков, непогрешим и представляет на земле самого Иисуса. Главой православной церкви является патриарх, который всего лишь возглавляет верующих и вполне может оступиться.

Как видите, противоречия существуют, но со стороны они не кажутся непреодолимыми. Но в данный список мы не внесли главного - различий в молитвах. Давайте выяснять, чем православная молитва отличается от католической.

Несколько слов о молитвах

Религиоведы утверждают, что верующие двух христианских конфессий имеют различия не только в словах и виде основных молитв, но и самом построении обращения к Богу. Этот вопрос является базовым и показывает, насколько далеко друг от друга ушли эти течения.

Итак, православным предписано общаться к Всевышнему благоговейно. Верующему полагается обращаться к Богу всей своей душой и мыслью, он должен быть полностью сосредоточен на своих мыслях. Причем при входе в храм их необходимо очистить и обратиться внутренним взглядом в сердце. Сама молитва должна быть спокойной, даже сильные чувства и эмоции нельзя выражать нарочито демонстративно. Верующим категорически запрещено представлять различные образы. Если резюмировать все вышесказанное, то можно сказать, что молитва, по мнению авторитетных богословов, должна быть «умно-сердечной».

Католики во время обращения к Богу ставят на первое место эмоции. Они должны идти впереди ума, поэтому в храме допустима некая экзальтация. Для верующих допустимо представлять себе различные образы, которые будут подогревать чувства и эмоции. При этом не возбраняется всячески проявлять себя на глазах других молящихся. Это считается истинным проявлением веры. То есть католики в храме выплескивают все, что находится в их сердце, и лишь потом умом проникаются Божественной благодатью.

В данном разделе нельзя не упомянуть и камень преткновения между католиками и православными - молитву «Символ Веры». Она является базовой для всех христиан, так как в ее тексте перечисляются главные постулаты религии. Их должен понимать и придерживаться каждый верующий. Однако в некоторых словах католичество и православие расходятся, причем они считаются чуть ли не самыми важными во всей молитве.

Католики: список основных молитв

Каждая конфессия подразумевает то, что человек должен обращаться к Богу как можно чаще. При этом каждый раз он должен делать это с открытым сердцем и искренностью. Конечно, никто не запрещает говорить с Всевышним своими словами. Но все же лучше читать при этом специальные молитвы.

Католические молитвы многочисленны и делятся на несколько категорий. Их можно произносить в разных жизненных ситуациях, когда требуется благословение и помощь Бога. Обычно их можно вместить в три крупные группы:

  • Утренние католические молитвы.
  • Дневные обращения к Творцу.
  • Католические вечерние молитвы.

В каждую группу входит довольно много текстов, поэтому запомнить их все наизусть обычному верующему не под силу. И уж тем более тяжело современному человеку так часто обращаться к Богу, поэтому из обширного списка выбирается одна-две ежедневные молитвы.

Также хочется отдельно выделить молитвы по Розарию и новенну. Об этих видах общения с Творцом мы поговорим в следующих разделах статьи.

С чего начинается утро?

Если верующий трепетно относится к своим обязанностям по отношению к Богу, то любой его день обязательно должен начинаться с нескольких молитв. В первую очередь католики возносят хвалу за наступивший день и обращаются к Всевышнему с просьбами о делах насущных.

Первой молитвой после пробуждения читается утреннее славословие. Его текст мы приводим ниже.

Следом можно произнести просьбу к Всевышнему.

После этих двух молитв верующий должен сделать все обычные утренние дела и продумать план действий на день грядущий. Обычно любой человек после пробуждения думает о работе, проблемах и всем том, что будет окружать его за порогом дома. Однако верующие знают, что сам человек слаб и только с Божьей помощью может справиться со всеми своими обязанностями. Поэтому католики перед выходом из квартиры произносят следующую молитву:

Молитвы, произносящиеся в течение дня

День католиков, православных и других людей наполнен суетой, но и в ней не стоит забывать о Всевышнем. Ведь верующие каждый свой шаг стараются делать с Богом и Его благословением. Ранее католики в течение дня могли произносить до десяти разных молитв, это считалось достойным поведением для христианина. Однако сегодня таких требований к верующим католическая церковь не предъявляет. Поэтому среднестатистический католик обычно читает молитвы перед и после еды, а также к Пресвятой Богородице, которая очень сильно почитается во всех христианских течениях.

Трапеза католика должна сопровождаться определенными словами. Они произносятся про себя, причем допустимо читать текст очень быстро.

А вот обращение к Богородице требует более тщательной подготовки. Верующий должен уединиться, сосредоточиться и полностью отрешиться от всех суетных мыслей.

Вечерние молитвы

Вечером католик должен провести анализ прожитого дня, поблагодарить Бога за помощь в делах и попросить прощения за прегрешения. Считается, что верующий ни в коем случае не должен ложиться спать, не примирившись с Творцом. Ведь во сне человек может умереть, а значит, заснуть можно, только покаявшись и успокоив свое сердце.

Многие в обязательном порядке произносят перед сном католическую молитву об усопших. Она является краткой, но очень важной. Ведь таким образом человек показывает, что помнит обо всех своих родственниках и готов к встрече с ними.

Несколько важных молитв

Все, что мы перечислили выше, является, можно сказать, ежедневным ритуалом каждого католика. Однако, помимо этого, верующие с самого детства учат наизусть несколько молитв, которые могут быть применены при любых обстоятельствах.

Католическая молитва к Деве Марии известна каждому верующему. Многие начинают с нее утро и заканчивают ею день, ведь именно Божья Матерь является главной заступницей за любого обиженного.

Текст «Аве, Мария» можно найти в любом молитвослове. На русском языке он звучит таким образом:

Однако большая часть католиков считает правильным читать «Аве, Мария» на латыни. Поэтому мы не могли не привести в статье молитву в этом виде.

Также очень важной для верующего считается католическая молитва к Ангелу-Хранителю. Ее текст короток и предназначен для чтения в разных сложных ситуациях, когда человек чего-то опасается или не может принять какое-то решение.

Третьей основной молитвой для любого католика является молитва «Ангел Господень». Часто она читается в кругу семьи в связи с радостными событиями. Текст молитвы «Ангел Господень» мы приводим в полном варианте.

Новенна: теория и практика

Рассказывая о католических молитвах, нельзя не упоминать о новенне. Эта особая духовная практика вызывает много вопросов у недавно уверовавших католиков, которые только приступают к изучению основ христианства.

Если говорить кратко, то новенна - это девятидневная молитва, читающаяся с определенной целью. Широкое распространение эта практика получила в семнадцатом веке, а возникла она в Испании и Франции.

Сегодня существует несколько категорий подобных молитв, но первыми были новенны к празднику. Изначально верующие за девять дней до Рождества начинали молиться, чтобы прославить Иисуса и Богородицу. Каждый новый день символизировал месяц, который Божий Сын провел в утробе своей Матери. В дальнейшем подобная традиция распространилась и на другие церковные праздники.

Кроме уже названной категории, католики выделяют новенны-прошения, заупокойные и индульгенции. Каждая имеет свой смысл и набор текстов, причем священнослужители всегда предупреждают, что данная практика не имеет ничего общего с магическими заклинаниями, которые должны обязательно сработать.

Духовная практика чтения молитв в течение девяти дней имеет очень глубокий смысл, ведь ее выполнение требует некой подготовки и работы над собой. Всем верующим, которые задумываются о чтении новенны, рекомендуется ответить на вопрос о необходимости этой практики. Как только вы четко поймете, зачем вам эта молитва, можно назначать день и час ее начала. Очень важно на протяжении всех дней читать текст в одно и то же время. Новенну нельзя бросать, не закончив. Если вы пропустили назначенный час, то лучше начать все с самого начала. Служители католической церкви считают, что новенны укрепляют связь с Богом, церковной общиной и очищают душу.

Католическая молитва, Розарий

Молитва по Розарию - это еще один вид духовных практик в католичестве, к которому Церковь призывает паству в периоды, когда зло становится максимально активным. Также считается, что в октябре каждый верующий должен совершать подобную практику. Это касается даже детей, только начинающих постигать азы веры и служения Богу.

Чтобы была понятна суть молитвы, стоит уточнить, что розарий - это классические католические четки с бусинами, медальоном и распятием. Именно по ним и происходит чтение молитв. Считается, что оно имеет очень важный смысл, ведь верующий будто обретает особую связь с Богом, произнося текст и одновременно перебирая бусины.

Историки утверждают, что эта традиция уходит корнями еще в девятый век. Тогда в монастырях монахи, перебирая сто пятьдесят бусин, читали псалмы. Со временем видоизменились и сами четки, и список молитв. Сегодня принято читать следующие тексты:

  • «Отче наш»;
  • «Радуйся, Мария»;
  • «Слава».

Молитва должна сопровождаться полным погружением в себя, размышлением о Боге и различных таинствах.

Значение молитвы Розария трудно преувеличить, католики советуют прибегать к ней в разных жизненных ситуациях. Важно понимать, что данная практика была задумана как:

  • Медитация. Человек, совершающий молитву над четками, проводит большую духовную работу. Он не просто произносит текст, а буквально визуализирует все, что написано в Евангелие, и проникается Божественным благословением.
  • Устная молитва. Никогда не будет лишним еще раз обратиться к Богу, а во время Розария человек делает это множество раз.
  • Созерцание. Сочетание слов и тактильных ощущений запускает в организме особый процесс внутреннего созерцания. Он позволяет лучше понять себя и приблизиться к Творцу.
  • Заступничество. Обычно мы обращаемся к Богу в случаях, когда необходима Его помощь нам или нашим близким. Молитва по Розарию позволяет проникнуться необходимостью просить Творца не только за родных людей, но и за весь мир.

Многие католики утверждают, что подобная духовная практика дает возможность вспомнить и буквально пережить все, что описано в Евангелии.

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры?

А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Помещенные в этой статье ответы основаны на общепринятом церковном мнении и правилах Вселенских соборов.

Зачем православные посещают католические храмы

Во-первых, отметим, что специальных указаний о посещении православными католических храмов в православных церковных правилах нет. По общецерковному мнению, католический храм можно посещать лишь в некоторых случаях.

Ради поклонения святыням, которые почитаются, как в католицизме, так и в православии . К таковым к примеру, относятся мощи святых апостолов Петра и Павла, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, равноапостольной Елены, великомученицы Варвары и др., которые находятся в католических храмах.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Так выглядит статуя Апостола Павла перед входом в римскую базилику

Ради познавательной цели, то есть ради знакомства с искусством — архитектурой, живописью, скульптурой, лепниной.

Однако ходить в католический храм, чтобы помолиться и причаститься Церковь запрещает согласно Документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

В соответствии с 45 и 65 Апостольскими Правилами и с 33 Правилом Лаодикийского Собора евхаристическое общение (совместное участие в богослужении и в Таинстве причастия) между католиками и православными запрещено. Правда совместные моления православных и католических иерархов и священников иногда, как икономия (исключение) иногда проводятся у мощей святых которые почитаются, как католиками, так и православными.

Конечно это вопрос дискуссионный, поскольку по вышеупомянутым правилам таких молений быть не должно. Да и миряне такие моления проводить не должны. Однако есть такие католические храмы, в которых отведено место для православных, например, в Бари у мощей святителя Николая Мирликийского для паломников служат молебнов и даже литургии служат православные священники. В таких богослужениях православному не только можно, но и весьма желательно участвовать.


3 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Тогда православная общественность горячо обсуждала совместное православно-католическое служение. Позже Русская Православная Церковь опровергла совместное служение, заявив, что Патриарх провел лишь краткий совместный молебен

Посещение католических храмов ради молитвенного созерцания святынь может принести православному духовную пользу, если он не будет проявлять простое любопытство к самому храму, как к чуждому молитвенному зданию и сохранит свои религиозные чувства в незамутненности.

В других случаях разрешается помолиться про себя при поклонении святыне и скромно перекреститься на православную икону (если таковая в храме имеется).

Может ли православный ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Священники в этом случае советуют создавать молитвенное место у себя в доме, а еще лучше создавать православную общину и отдельный молитвенный дом для совместных молений.

По церковным правилам миряне могут сами служить краткую литургию, так называемую обедницу, текст которой есть во многих молитвословах. А для причастия приглашать священника с запасными Святыми Дарами. Даже издалека, поскольку отказывать нуждающимся в причастии священники не должны.

Как вести себя православным в католических храмах

Входя в католический храм, православный христианин может перекреститься по своему обычаю. Но перекреститься не ради поклонения данного культового здания, а ради ограждения себя от нечистой силы.


В дверях католического храма обычно стоит емкость с освященной водой. При входе католики, согласно своему обряду, в эту воду опускают пальцы, тем самым подтверждая, что они крещены в католицизме

Требования католиков к внешнему виду прихожан не столь строгие, что и у православных. Тем не менее неприлично заходить в католический храм в шортах или же юбке, по длине похожей на короткие шорты. При этом женщины могут быть в брюках и с непокрытой головой. Мужчины же должны быть без головного убора.

В католических храмах принято сидеть. Для этого в нем имеются специальные скамейки, внизу которых есть небольшие ступени для преклонения коленей. Но православные преклонять колена в католических храмах не должны. Однако самостоятельно помолиться, перекреститься и поставить свечу у мощей общехристианского святого не возбраняется. Также можно перекреститься пред распятием, или у православной иконы.

У православных принято подавать в храмах записки о здравии и упокоении. Однако подать такие записки в католических храмах православные не должны. Ведь это означает пусть косвенное, но участие в их молитве.

В общем, если вы по каким-то причинам все же посетили католический храм, то надо уважать находящихся там католиков, не относиться с предубеждением к их святыням, хоть ми и не разделяем их религиозных убеждений. Главное — всегда и везде мы должны хранить в чистоте и исповедовать нашу Православную веру.

В 2013 году на Межсоборное присутствие вынесена тема поминовения инославных. Она имеет множество нюансов: можно ли поминать на проскомидии, на молебнах, келейно, только живых, которые еще могут присоединиться к Церкви, или усопших тоже, как поминать инославных священнослужителей. Разбираемся в истории вопроса

Василий Великий совершает проскомидию (фреска кафедрального собора в Охриде), 11 век.

Поминовение инославных в современной церковной практике

Кому-то может показаться, что этот вопрос вполне однозначно решен. Кто-то может усомниться в его актуальности. Ведь христиане разных исповеданий имеют свои храмы и молитвенные дома, имеют возможность обращаться с просьбами о молитве к своему духовенству и своим единоверцам. Однако внимание к этой теме отнюдь не случайно.

Во-первых, многие православные христиане имеют родственников и друзей, принадлежащих к другим ветвям христианства. Особую драматичность вопрос приобретает в тех случаях, когда речь идет о уже почивших родителях или близких родственниках. Православным христианам тяжело мириться с невозможностью их церковного поминовения.

Во-вторых, многие инославные христиане в той или степени тянутся к Православной Церкви. Далеко не всегда такой интерес начинается с изучения православной догматики. Не редки случаи, когда возникает внутренняя потребность посетить православный храм, помолиться на службе. Осознание того, что для Православной Церкви они всё-таки не чужие, что за них там в той или иной форме тоже возносят молитвы, может иметь большое значение для дальнейшего самоопределения этих людей.

Отказ принять записку с «неправославным» именем зачастую воспринимается болезненно.

На многих приходах записки с такими именами - редкость. Но клирики, несущие служение в крупных городах, с многонациональным населением, периодически сталкиваются с такой проблемой.

Специфически протестантские или католические имена попадаются не так уж часто; нередко это имена людей, не имеющих никакого отношения к Католической церкви и протестантизму.

Возьмем к примеру имя Эдуард. В советское время были периоды, когда им нередко называли детей - родители, никогда не видевшие ни англиканского, ни католического священника и об английском короле Эдуарде Исповеднике не слышавшие. В православной церкви детей таких (или взрослых) крестили с другими именами. Например, Эдуард Лимонов в крещении Богдан, или Феодот. Часто те, кто хочет помянуть своих друзей, не знают их имя в крещении, и пишут то, которым привыкли их называть. Также, как в записках иногда пишут «Саша», «Таня»…

В Москве в прошлом году циркуляром патриаршего викария архиепископа Истринского Арсения было разрешено поминать православных, крещенных с именами, не встречающимися в русских святцах. Например, можно писать теперь православных сербов Драганов, православных англичан Эдуардов или Одри, и даже православных русских Светлан и Богданов не обязательно переделывать в Фотиний и Феодотов.

Значительно чаще на практике встречаются имена не католиков, а армян. Со стороны последних, как показывает практика, отказ принять записку или совершить требу нередко вызывает просто непонимание, и, как следствие, обиду.

На практике эта проблема решается по-разному. Во многих храмах люди, принимающие записки, бдительно следят за их содержанием. Как правило, это делается не по просьбе священников, а по инициативе самих верующих. «Неправославные» имена в таких случаях просто вычеркиваются. О такой практике с сожалением говорит митрополит Волоколамский Иларион, находя ее неоправданной.

Некоторые священнослужители, опасаясь, с одной стороны, впасть в самочиние, а с другой - погрешить против христианской любви, принимают в каком-то смысле «соломоново решение». Они сохраняют записки с именами инославных христиан и поминают их в келейной молитве. Такая практика, конечно, заслуживает уважения; келейное поминовение никогда не было запрещено, тем более, если речь идет о христианах.

Но является ли такой подход единственно возможным?

Различные подходы к молитве за инославных христиан

Вопрос о том, какими канонами регулируется поминовение инославных, остается открытым. Один из существующих подходов - применение канонов Древней Церкви по аналогии.

То есть те каноны, которые регулировали возможность молитвы о еретиках, применяются к представителям ныне существующих инославных христианских конфессий.

Конечно, такой подход не оставляет места ни для литургического поминовения на проскомидии, ни для возглашения имен инославных на ектении. Особенностью такого подхода является то, что решение канонического вопроса в этом случае целиком и полностью зависит от решения вопроса вероучительного.

А именно: насколько корректно соотнесение заблуждений современных христиан, не пребывающих по тем или иным причинам в лоне Православной Церкви, с последователями древних ересей? Это вопрос до сих пор является предметом обсуждений, причем порой весьма бурных.

Как отмечает, митрополит Волоколамский Иларион («Православие», том II), во время подготовки Поместного Собора 1917 года, когда шло обсуждение возможных форм поминовения инославных, высказывалось мнение, «что никаких древних канонических определений на этот счет не существует: правила, запрещающие молиться вместе с "отщепенцами" или "коснеющими в ереси", не имеют отношения к молитве за усопших инославных, хотя противники такой молитвы и ссылались на них».

Еще один подход характеризуется обращением к исторической практике, причем внимание уделяется в первую очередь относительно недавним прецедентам, когда вполне ясно, что речь идет именно об инославных христианах, а не в принципе о «еретиках».

Особенный интерес представляет здесь позиция святителя Филарета Московского. «Зная некоторых лютеран, - пишет святитель, - имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме».

Знаток церковного устава священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, обращаясь к тому же вопросу, ссылается уже на митрополита Филарета (на тот момент еще не прославленного в лике святых):
«Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдет способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней... так даже и при общественном авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усоп¬ших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами...»

Не будет преувеличением сказать, что в церковной практике такая позиция не закрепилась вовсе, и даже неоднократно подвергалась острой критике. Так, Патриарх Московский Сергий (Старгородский) указывает на тот момент, что поминовение на проскомидии по сути идентично допущению до причастия: «Чрез это поминаемые (на проскомидии - ред .) делаются причастниками Св. Тайн и пользуются плодами такого причастия. Таким образом, если поминовение на проскомидии не пустая проформа, никому ничего не приносящая, то поминать за проскомидией инославных значит допускать их до евхаристического общения, что возможно только после их присоединения к Церкви. Это несравненно важнее, чем помолиться за инославного в частной требе, хотя бы и в слух других богомольцев».

Однако, чуть более, чем через 30 лет после написания Патриархом Сергием этих слов, Синод издал известное постановление, разрешающее в исключительных случаях причастие католиков и старообрядцев: «В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется».

Отдельных указаний относительно церковного поминовения инославных, в том числе и на проскомидии, не было. Тем не менее, отчетливо прослеживается, что именно тот момент, из-за которого Патриарх Сергий считал невозможным поминовение инославных на проскомидии, а именно идентичность такого поминовения причащению, в постановлении оказывался снят: в отдельных случаях причащение возможно.

В 1986 году эта практика была прекращена, однако на Священном Синоде тогда не отменили это решение в принципе (то есть не признали его в принципе неверным, хотя многие на этом настаивали), а лишь «определили отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Полнотой Православия», причем речь шла только о католиках, но не о старообрядцах.

Впрочем, сам Патриарх Сергий считал поминовение инославных возможным - не на проскомидии. Особенное внимание он уделял вопросу поминовения уже почивших инославных христиан, рассматривая опыт как других православных Церквей, так и Русской Церкви.

Патриарх вполне одобрительно отзывается об особом чине поминовения усопших инославных, установленный Греческой Церковью. Этот чин в 1869 году был установлен Константинопольским Патриархом Григорием VI и состоял из «Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными в последовании погребения припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста». Не смотря на то, что даже этот чин подвергался критике за излишнюю «открытость» к инославию, Патриарх Сергий находит его «слишком скудным» и приводит в пример как более подходящее другое, на этот раз уже отечественное, чинопоследование, составленное незадолго до Поместного Собора 1917 года.

По мнению Патриарха, оно не имеет специально православного характера, то есть не содержит своего рода ручательства Церкви за почившего человека (такое ручательство невозможно, так как почивший к Церкви не принадлежал).

Перспектива развития вопроса

Таким образом, мы видим, что в истории Русской Церкви на протяжении последних 200 лет вопрос литургического и внебогослужебного поминовения инославных на практике решался по-разному. Причем от авторитетных церковных авторов звучали как компромиссные, так и диаметрально противоположные суждения.

Внесет ли ясность в этот вопрос рассмотрение проблемы комиссией Межсоборного присутствия? Вероятно, раз тема сформулирована и вынесена на обсуждение столь высокой инстанции, те или иные рекомендации будут приняты. Остается открытым вопрос о форме: будут ли это просто рекомендации, или же четкие предписания.

Сюрпризов, скорее всего, не предвидится. Русская Православная Церковь сейчас в гораздо более сдержанной форме участвует в любых видах экуменической активности. Во внимание принимаются также и настроения внутри самой Церкви, имеет место вполне обоснованное опасение внести в церковное сообщество разделение слишком радикальными решениями.

Поделиться: