Краткое содержание повести уроки французского. Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г. Значение творчества Распутина

Год издания книги: 1873

Повесть была написана в 1872-1873 годах и экранизирована дважды в 1963 году и в 1990 году. Изначально она имела название «Черноземный Телемак». Также произведение входит в цикл легенд о русских праведниках. Мотив путешествий главного героя напоминает .

Повести «Очарованный странник» краткое содержание

Глава 1

В повести Лескова «Очарованный странник» повествование ведется от первого лица. Путешествуя, главный герой становится свидетелем спора соседей по лодке о ссылках в Корелу. И в спор вступает неизвестный пассажир, которого ранее никто не заметил. Это был дюжий мужчина с открытым, смуглым лицом и густыми волосами цвета свинца. Одетый в послушничий подрясник с широким монастырским поясом и в высокий черный колпачок. Незнакомец держался самоуверенно и смело. Разговор шел о прощении самоубийцам их грехов. Богатырь — послушник говорит, что знает человека, который может исправить положение семьи самоубийцы одним манером, а после рассказывает историю о том, как происходит прощение. В ходе разговоры выясняется, что неизвестный пассажир инок и кон эсер (знаток в лошадях), и в доказательство рассказывает, как укрощал самую подлую лошадь, которая чуть не съела «бешеного укротителя» — англичанина Рарея. И далее пассажиры просят неизвестного собеседника рассказать им историю его жизни.

Глава 2

Иван Флягин в повести «Очарованный» странник начинает рассказывать свою историю с самого начала. Родился крепостным в подчинении у графа К. и звали его не Иван Флягин, а Голован, потому, как родился он с необыкновенно большой головой. Жил на кучерском дворе с отцом, Северьяном Иванычем, и именно там научился обращаться с конями. Упоминает о том, как полоснул кнутом спящего на возе послушника, тот выпал с воза, зацепился ногами за вожжи и лошади тащили его по земле. Когда остановились и подошли ближе, старик был мертв. Флягин говорит будто умерший послушник приходил к нему во сне в тот день.

Рассказывает, как вместе с экипажем упал в пропасть, но ему необычайно повезло остаться в живых и еще спасти своего хозяина и его жену. И как его нашел здоровый мужик, который позже отвез Голована в Воронеж к графу. А граф в благодарность за спасение был готов на все что угодно, да Иван выбрал лишь губную гармонь, на которой не умел играть.

Глава 3

В третьей главе Лескова «Очарованный странник» кратком содержании вы узнаете, как после возвращения из Воронежа у Ивана в конюшне завелись голубь с голубкой, а вскоре и голубята. Была лишь одна проблема: кошка все время крала голубят. И Флягин решил проучить кошку, поймал ее, построив на окне силок, после выпорол отрубил топориком хвост. И так он был горд собой, что этот хвост приколотил у своего окна. Вскоре на конюшню забегает горничная и кричит что, то была ее кошка. Флягин растерялся, схватил метлу и ударил ее по талии. Судили его строго: выпороли и отправили бить камни для дорожки. Думал Голован, как покончить с мучениями и нашел лишь один выход — покончить с жизнью. Только повеситься ему не удалось, спас его цыган и позвал с ними жить. Так и стал Иван как главный герой разбойником.

Глава 4

Цыган оказался хитрым, попросил Ивана, в доказательство своей верности, украсть пару лошадей. Лошадей они продали, деньги разделили, но не поровну. Из-за этого поругались Голован с цыганом и разошлись. После герой решил объявится и пошел к заседателю, но на месте его не застал. Рассказал свою историю писарю, а тот, назвав Ивана дураком, выписал ему отпускной вид в Николаев, взамен на рубль, сережку и крест серебряный. В городе взяли его в няньки. Нянчился он с девочкой год, а к лету Иван заметил, что ножки у нее колесом идут. Отвел к врачу. Не нравилась ему его работа, скучно было. Однажды уснул нянька на пляже, просыпается, а девочку неизвестная дама держит, и говорит, что она мать ребенка и просит отдать ее. Иван не согласился, но разрешил тайно нянчить девочку на пляже, а барину своему об этом не сказал. Дальше автор описывает, как Флягин решает спровоцировать офицера, который был мужем барыни, на драку.

Глава 5

Офицер предлагал Ивану за ребенка деньги, тот отказался. А после толкнул офицера, который хоть и был военным не смог победить дюжего героя. В этот момент прибежал барин с криками: «Держи их!». Видя страдания молодой женщины, Флягин отдал дитя матери. Эта история закончилась тем, то барыня с офицером и Иваном сбежали в Пензу, далее их дороги разошлись. Герой пошел в трактир, выпил чаю, а после увидел, как татары торгуют лошадьми. Иван стал свидетелем дуэли между двумя татарами, которые стали нагайками стегать друг друга. Победителю доставалась невероятной красивая, статная кобылка.

Глава 6

На продажу был выставлен дорогой породистый жеребенок, который скачет, словно птица летит. Стали господа за него торговаться. Офицер, которому Иван ребенка отдал, тоже был свидетелем лошадиных торгов и очень хотел этого коня. Флягин решил помочь ремонтеру, вступил в дуэль с татарином. Во время битвы с батыром Ивану помог грош, который тот держал во рту, чтоб не чувствовать боли. В итоге победил и убил татарина. Полиция судить его хотела, да только Иван Северьяныч спрятался за татар и ушел с ними в степь и десять лет там провел. Далее рассказывает герой повести «Очарованный странник», как его «подщетинили» — на ступнях кожу подрезали и рубленного конного волоса насыпали, чтобы не сбежал.

Глава 7

Спустя какое-то пошел Иван жить в другое племя татарское. Говорит Северьяныч, что десять лет провел в степи, обзавелся женами и детьми, которых не признавал, так как они были не крещенные. Тосковал по родным землям, молился много и плакал. А дальше посыпались вопросы на рассказчика, как удалось ему сбежать из татарской степи.

Глава 8

Главный герой совсем уж было отчаялся вернутся на родину. Но тут в их поселение явились два муллы, божьему слову татар учить. Иван умолял их забрать его с собой, да те все отказывались. А после Иван одного из миссионеров мертвым нашел. Упомянул также Иван в своем рассказе о Талафе – его спасителе.

Глава 9

Прошел год, как татары избавились от христианских миссионеров и в лагерь приехали двое мужчин. Одетые в непонятную одежду, они говорили на странном языке и хотели купить лошадей. Сказали, что их бог -Талафа, прислал с путниками огонь. Ночью Иван проснулся от неизвестных звуков, которые до смерти пугали татар. В то время, прибывшие в лагерь иностранцы, выпустили коней и скрылись. Приезжие люди забыли ящик, в котором были фейерверки. Через несколько дней герой пустил самый большой фейерверк и под его прикрытием сбежал. Все пешком шел, через несколько дней встретил русских, поговорил с ними, водки выпил, а когда те заснули, ушел в Астрахань. Заработал немного денег и запил, очнулся уже в своей губернии. Его высекли и доставили графу К., а тот не захотел держать Ивана при себе, выдал ему паспорт и отпустил.

Глава 10

Иван Северьяныч отправился на ярмарку. Стал разным людям помогать, лошадей покупать и этим себе на жизнь зарабатывать. Один князь разглядел в нем особый дар и предложил герою стать конэсером и работать на него, Иван согласился. Они прожили вместе три года и зарабатывали достаточно, а главное — доверяли друг другу. Лишь одна проблема была Флягин пил, и в эти тяжелые дни князь лишал его денег, а в свою очередь Иван забирал деньги у князя, когда тот проигрывал в карты.

Глава 11

Далее в повести Лескова «Очарованный странник» содержании по главам Иван Флягин рассказывает историю о своем последнем выходе (запое). Положение Ивана было затруднительным, так как при себе он имел деньги князя. Денег было много и опасаясь за их сохранность, решил Иван спрятал деньги в стене с рисунком Страшного суда в церкви. После отправился в трактир, где он познакомился с нищим, который мог есть стекло, и уверял что обладаем «магнетизмом». К вечеру оба напились до беспамятства.

Глава 12

Когда Ивана выставили за дверь, он первым делом проверил кошелек. Все подозревал нового знакомого в воровстве. А «магнитизер» все нашептывал какие-то заклинания, а потом сунул в рот Флягину сахар со словами, что этот сахар волшебный. После довел Ивана до дома из которого играла музыка и исчез. Сквозь пелену опьянения Флягин видел, как цыган давал нищему деньги.

Глава 13

Флягин заслушался на крыльце того дома, так прекрасно пел кто-то внутри. Цыган и пригласил его зайти. В зале находилось много богатых ремонтеров, уже знакомых герою. Иван был так поражен красотой цыганки — Груши, что ему весть ум отняло. Цыганка ходила по залу с подносом и пела грустный романс. Иван кинул ей сторублевку, и девушка поцеловала его. Никогда в жизни не видел герой никого более прекрасного, стал деньги из-за пазухи доставать и бросать ей под ноги, так потратил все на Грушеньку.

Глава 14

В 14 главе повести Лескова «Очарованный странник» читать можете о дальнейшей судьбе Ивана Флягина. С тех пор Иван ни одной рюмки не выпил. Поначалу Князь разозлился, что Иван все его деньги истратил, а потом признал, что он такой же беспутный, как и Флягин. На утро герой проснулся с белой горячкой в лазарете, а как выздоровел пошел к князю отрабатывать деньги. И узнал, что тот полсотни тысяч отдал, лишь бы Грушу из табора выкупить.

Глава 15

Однако Груша быстро надоела переменчивому князю, который все чаще где-то пропадал. Ее съедала ревность, своими терзаниями Груша делилась с Голованом. Вскоре она попросила Флягина проследить за ее возлюбленным. Иван отправился в город якобы купить лекарства для лошадей, и остановился в доме Евгении Семеновны — прошлой любви князя. Пока герой пил чай, приезжает князь и Иван прячется в гардеробной. Князь просит няньку и свою дочку покататься в карете.

Глава 16

Тем временем князь просит барыню заложить свой дом, чтобы одолжить ему денег на фабрику. Также в разговоре упоминает, что купит Ивану дом и женит на Грушеньке. После князь отправил Голована на ярмарку, где герой понабирал заказов для фабрики. Вернулся, а Груша пропала, Флягин очень переживал за нее и боялся, как бы князь не погубил цыганку. В день свадьбы князя, Иван был совсем подавлен, скучал за Грушей. Пошел на берег и стал звать свою возлюбленную, и даже стало ему казаться словно к нему кто-то бежит, то была Груша.

Глава 17

Иван увидел, как она переменилась, что красота ее пропала, одни глаза остались. Девушка выглядела очень плохо и была в отчаянии из-за безразличия князя. Груша говорит, что умирать пришла. Рассказывает, что князь ее под охрану засадил, и цыганка грозится перерезать его невесте горло.

Глава 18

Молодая цыганка рассказала, как князь увез ее в лесную чащу и приказал трем девкам-однодворкам следить за ней. Вот только Груше удалось обмануть их во время игры и сбежать. Девушка просила Ивана убить ее, и тем самым доказать свою любовь и преданность. Груша говорит, что у нее нет сил жить и мучиться, видя измену князя и над ней надругательство. А если она сама себя решит, то навеки погубит свою душу…От переживания его трясла крупная дрожь и Флягин не смог ножом ее ударить. Но в реку с крутизны спихнул, и цыганка утонула.

Глава 19

Флягин в страхе бежал в неизвестном для себя направлении и встретил старушку со старичком. Они рассказали, что их сына хотят в армию забрать. Иван, желая искупить свои грех, соглашается пойти вместо него и кличут его теперь Петр Сердюков. Долго герой служил на Кавказе, лет пятнадцать. В одном сражении Иван переплыл реку под татарскими пулями и навел мост. За это ему вручили офицерский чин, но карьера офицера не сложилась. И Иван Северьяныч отправился в монастырь кучером.

Глава 20

Повесть «Очарованный странник» заканчивается рассказом Ивана Флягина о том, как часто в монастыре ему докучали бесы, и как герой с ними боролся молитвами да суровым постом. Через некоторое время Игумен отправил Ивана в Соловки богомольцем. В этом путешествии и рассказал Флягин, пассажирам лодки, историю всей своей жизни.

Повесть «Очарованный странник» на сайте Топ книг

Повесть Лескова «Очарованный странник» читать настолько популярно, что это позволило ей попасть в наш рейтинг . Кроме того, она заняла высокое место среди . И если учитывать, что произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник» представлено в школьной программе, то это далеко не предел и мы его еще не раз увидим среди в рейтингах нашего сайта.

Повесть Лескова «Очарованный странник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования – Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

Главные герои

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева , у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки , которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

Глава первая

Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму» с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец» – бывший конэсер, который был «в лошадях знаток» и имел дар «бешеного укротителя» .

Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию» – «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть» .

Глава вторая

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин» в сокращении рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании» и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии» . Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован» . Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми.

Со временем Ивана «подсадили форейтором» в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради» , засек на смерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан» , а после пересказал ему «знамение»: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы» .

Через время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить» . Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.

Глава четвертая

По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый» . Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он безпаспортный, и герой угодит в степь.

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль – стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку» , «запорол» Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили» – подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.

Глава седьмая

Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи» , от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров» . «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают» . «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет» .

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы, подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк» .

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела» , пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы» – мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести» . Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава двенадцатая

От действий «магнетизера» Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках» , а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку, и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал» , лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.

Глава пятнадцатая

Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома, с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван как мог ее развлекал и утешал. Всем кроме Груши было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна» , у которой от князя была дочь Людочка.

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Головин занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь» , но она сбежала.

Глава восемнадцатая

Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок» , следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то, играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть – так она и вернулась.

Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя – будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. И Головин, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.

Глава девятнадцатая

Головин, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок – его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Головин пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали, за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию» , чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.

«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом» .

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем – то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 6120.

«Уроки французского» - рассказ русского писателя Валентина Распутина 1973 года. В произведении автор рассказывает о своей жизни, о своих взлётах, падениях.

«Уроки французского» краткое содержание читать

События рассказа случились в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет.

Главный герой - одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование. Мальчик был старшим в семье из трех детей, отца у них не было. Мать с трудом находила хоть какие-то крохи еды, чтобы прокормить детей, а он ей помогал. Порой зерна овса и глазки проросшей картошки были единственным, что они «сажали» в своем животе. До одиннадцати лет он жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», в деревне «признавался за грамотея», писал за старух и читал письма, проверял облигации.

Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, об был вынужден уехать в райцентр. В это тяжёлое время мать собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод ещё сильнее, потому что в деревне легче найти себе еду, а в городе всё нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тёти Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился на одни пятёрки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

В свой очередной приезд мама заметила, что мальчик сильно исхудал. Она думала, что это от переживаний и скуки по дому, хотела даже забрать его домой. Но мысль, что придется оставить учебу останавливала. На самом деле такое недоедание было связано с тем, что часть присланных мамой продуктов куда-то пропадала, а мальчик не мог понять куда. Он подозревал тетю Надю, которой нужно было накормить трех детишек, но никому не говорил. В отличие от деревни, здесь даже рыбу нормальную нельзя было словить или съедобных корешков накопать, так он и оставался сутками голодный. Зачастую его ужином была лишь кружка кипятка.

Однажды главный герой узнаёт, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими ребятами. Правила были просты. Монеты складывались стопкой, решкой вверх. Для того, чтобы выиграть нужно было ударить по стопке так, чтобы как можно больше монет перевернулось орлом вверх. Это и был выигрыш. Туда ходил и одноклассник мальчика – суетливый Тишкин. Играть научились быстро, но выигрыш всегда был мизерный. Больше всех выигрывал Вадик, так как жульничал. Когда мальчик попытался уличить его в этом, тот его избил.

На следующий день мальчик приходит в школу весь избитый, и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор. Лидия Михайловна думала, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. После этого ее отношение изменилось, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из застенчивости и гордости.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он не хотел принимать помощи благородной учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой (макаронами, сахаром и гематогеном), но он отдал её обратно, так как понимал, что мать такие продукты не может позволить ему купить, а от постороннего человека он это принять не мог.

Тогда Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением, и даже не разобрался по существу, что заставило её пойти на это. Женщину увольняют и она уезжает к себе на Кубань, но учительница не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна - добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нем.

«Уроки французского» краткое содержание для читательского дневника

Дело было в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет. Даже в деревне жить трудно. Рассказчик — мальчик 11 лет, он уезжает в районный центр учиться, потому что в его деревне только начальная школа. Он пятиклассник. Все время хочется есть, но он понимает, что мать не может помочь деньгами. Мальчик начинает играть в игру на деньги, но местные мальчишки играют нечестно, однажды его избивают за правду. Молоденькая учительница, которая сразу поняла причину его игры в «чику» назначает ему дополнительные занятия по французскому языку у себя дома. Она всегда готовила ужин от которого мальчик всегда отказывался и убегал. Тогда Лидия Михайловна, предложила ему играть в «замеряшки» на деньги, она поддавалась, чтобы он выигрывал деньги на молоко. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань. А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.
«Уроки французского» — рассказ о добрых и отзывчивых людях.

История создания

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», - писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее - Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые- семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события - случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, - уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина - два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» - реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -- поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1. «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой - макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать - снимать квартиру.
Полуторка - грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная - род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать - похлебать.
Гольный кипяточек - чистый, без примесей.
Вякать - болтать, говорить.
Тюкать - несильно ударять.
Хлюзда - плут, обманщик, шулер.
Притайка - то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг - моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель - учитель жизни».

Поделиться: