Как нужно писать диктанты. Как научить первоклассника грамотно писать и читать. Методические приемы развития письменной и устной речи первоклассника. (В помощь логопедам, учителям и родителям). Обучение грамотности с помощью переписывания текстов

Сабитова М.К., учитель-логопед МБОУ СОШ №6 города Ноябрьск.

2. “Как безошибочно писать под диктовку и проверять”.

3. “Как не допустить ошибку в словах с разделительным мягким знаком”. (ВЬЮГА СТУЛЬЯ ВОРОБЬИ)

5. Как помочь ребёнку определить мягкий знак в слове.

6. “Как различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, обозначающий мягкость согласного”.

7. “Как правильно, научить определять звукобуквенный состав слова”.

8. “Как избежать пропуска согласной”. (ТОРТ СТР АУС и т.д.)

9. Как подготовить ребёнка к изучению темы: “Безударные гласные в корне”.

Ребёнок, приходя в школу, часто уже умеет читать. Но не всегда он правильно обучен чтению, что ведет к ошибкам в устной и письменной речи и к коррекционной работе – ребёнка нужно переучивать! А переучивать всегда сложнее, чем правильно научить. Поэтому один из правильных способов обучения чтению – это обучение чтению слогов!

Начинаем обучать ребёнка с гласных букв:

(это гласные 1 ряда)

Ребёнок должен видеть букву (можно попросить ребёнка нарисовать её или показать красочно написанную букву), слышать звук (произносим звуки, а не названия букв) и хорошо бы выложить букву из зёрен, палочек, ниток и т.д.

Если возникнут проблемы с изучением буквы Э – можно отложить на более поздний период.

Затем предлагаем ребёнку одну согласную. Например, Н: с этой согласной и с пройденными гласными составляем слоги. Читаем их и печатаем.

НА НО НУ НЫ НЭ

Затем таким же образом с другой согласной составляем слоги. Например, М:

МА МО МУ МЫ МЭ и т.д.

Обращаем внимание ребёнка на порядок букв в слоге. И поясняем, что сначала произносим первую букву, затем вторую. Прочитайте сначала сами правильно слог, затем пусть повторит ребёнок. Не бойтесь на этапе обучения подсказывать ребёнку, как правильно произносить! А вот когда у ребёнка чтение слогов станет автоматическим, тогда и можно проверять знания ребёнка. Помните, сначала научи – затем спрашивай!

Успехов Вам!

3. “Как не допустить ошибку в словах с разделительным мягким знаком”. (ВЬЮГА СТУЛЬЯ ВОРОБЬИ)

Часто ребёнок допускает ошибки в таких словах как ВЬЮГА, ВОРОБЬИ, СТУЛЬЯ и т. д. Ребёнку можно помочь!

Для этого проделаем следующую работу. Предложим ребёнку записать и прочитать слог. Например:

Ребёнок произносит звук [Л] - мягко, затем звучит гласный звук [А].

Произносим согласный звук [Л] – мягко, затем короткий звук [Й] (не название буквы, а продолжительность звучания) и гласный [А].

Произносим слово

Утрировано (особо выделяем в слове ЛЬЯ)

и с ребёнком обнаруживаем, что при произношении этого слова, мы слышим короткий звук [Й].

Значит, в слове присутствует разделительный мягкий знак!

И при письме на это нужно обратить внимание!

Но если ребёнок написал с ошибкой – СТУЛЯ, не беда, попросите ребёнка прочитать то, что он написал и обратите его внимание, что в произношении мягкий звук [Л], затем звук [А]. Звук [Й] выпадает и слово звучит неверно.

Научите ребёнка правильно писать под диктовку слоги:

сравните их по звучанию и написанию. Затем в письмо вводим слово СТУЛЬЯ.

Теперь закрепим, такую же работу проводим со слогами

Произносим, записываем, обращаем внимание, что в слоге

Звук [В] – мягкий, затем следует звук [У].

Звук [В] произносится мягко, затем короткий звук [Й] и следующий звук [У].

Попросите ребёнка вслушаться и покажите на письме, что короткий звук [Й] указывает, что в этом месте – разделительный мягкий знак.

Совсем не обязательно чтобы ребёнок на этом этапе понял термин – разделительный мягкий знак, он может просто его услышать и поясните, что в дальнейшем ребёнок познакомится с правилом. И теперь можно записать под диктовку слово ВЬЮГА, обратите внимание, в каком месте слова короткий звук [Й]!

Затем можно проработать

БИ БЬИ ВОРОБЬИ

МЯ МЬЯ СЕМЬЯ и др.

Теперь наш первоклассник услышит и правильно запишет подобные слова. Успехов!

В следующий раз я научу Вас различать мягкий знак обозначающий мягкость согласного и разделительный мягкий знак.

Это нужно, чтобы ребёнок не путал произношения и написания таких слов. Вы увидите как это доступно и понятно даже для первоклассника

Я Ё Ю И Е”.

(с мягкими согласными)

Первоклассник не сразу может правильно прочитать слоги с мягкими согласными. Например, слог МЯ, но помочь ребёнку можно!

Ваш ребёнок уже читает такие слоги, как

МА МО МУ МЫ МЭ

Обратите внимание ребёнка, что в этих слогах согласный звучит твёрдо.

Можно сказать, что так говорит большой медведь.

Он произносит слоги твёрдо!

А теперь послушай, как говорит маленький медведь!

Он произносит слоги мягко! Давай, дружок, сравним!

Обратите внимание ребёнка на разность в произношении и написании!

МА – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЯ - произносит маленький медведь, (мягко).

МО - произносит большой медведь, (твёрдо).

МЁ - произносит маленький медведь, (мягко).

МУ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЮ – произносит маленький медведь, (мягко).

МЫ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МИ – произносит маленький медведь, (мягко).

МЭ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЕ – произносит маленький медведь, (мягко).

Поиграйте с ребёнком, проговаривайте слоги с твёрдой согласной. Вы большой медведь, а ребёнок маленький. Затем поменяйтесь ролями. Составьте слова с этими слогами, предложения, сочините сказку! Наша цель, чтобы ребёнок услышал, что перед гласными 2 ряда

согласные звучат мягко!

(на письме обратите внимание ребёнка, что между согласной и гласной

2 ряда мягкого знака нет)

Обратите внимание, как ваш ребёнок запоминает лучше: зрительно, на слух или через тактильные ощущения (прикасаясь, ощупывая). Можно нарисовать, пропеть, вырезать из мягкой материи или твёрдой бумаги. Включайте свою фантазию. Успехов!

7. “Как правильно, научить определять звукобуквенный состав слова”.

Чтобы ребёнок грамотно писал, необходимо научить его правильно определять звукобуквенный состав слова!

Используя метод проговаривания, нужно научить ребёнка слышать каждый последующий звук в слове.

Работаем с односложными словами (с одной гласной).

ДОМ МОХ ШАР

Например, слово ШАР нужно произнести 3 раза, каждый раз последовательно выделяя голосом звуки.

Послушай слово. Назови звук, который я выделяю голосом.

Найдите эти буквы в разрезной азбуке и положите перед собой по порядку, прочитайте слово.

Таким же образом работаем со словами

ЖУК СЫР МАК РОТ НОС.
Затем со словами, состоящими из 2 слогов, из 3 слогов, и т.д.

Именно эта работа одна из самых важных! Не ленитесь, и Ваш ребёнок будет самым грамотным! Успехов!

8. “Как избежать пропуска согласной”.

(ТОРТ СТР АУС и т.д.)

Если в слове встречаются две, три согласные стоящие рядом – это стечение согласных - опасное место в слове! Избежать пропуска согласной можно, если проделать следующую работу.

Например:

КЛЮЧ ФЛАГ СТОЛ КРОТ ТОРТ КУСТ

Слово проговаривает взрослый, ребёнок повторяет. Затем, выделяем гласную и две согласные стоящие рядом. Произносим часть слова, чётко проговаривая согласные стоящие рядом, и записываем.

КЛЮ ФЛА СТО КРО ОР Т УС Т

ОШ КА КРЫ СТРА

Подчёркнутые буквы читаем слитно, образуя слог,

не подчёркнутые, произносим звуки отдельно, по-порядку.

Пишем под диктовку часть слова, затем всё слово.

СТРА СТРАУС

Таким образом, можно избежать пропуска согласной в слове.

Желаю успехов!

9. Как подготовить ребёнка к изучению темы:

“Безударные гласные в корне”.

Чтобы ребёнок безошибочно определял безударную гласную в слове, легко подбирал проверочное слово, владел приёмами словообразования и расширял свой словарный запас, необходимо проводить следующую подготовительную работу.

Отхлопать ритмический рисунок слова, соотнести его с самим словом: хлопаем Х – громко, х – тихо.

Х СЫР (один слог, одна гласная – ударная)

Х х РЫБА (ударная гласная в 1 слоге) и т. д.

Х – хлопаем громко, одновременно произносим слог РЫ, звук Ы звучит долго, он ударный.

х – хлопаем тихо, одновременно произносим слог БА

Таким же образом отхлопываем следующие слова, выделяя голосом ударный слог:

х Х РУКА (ударная гласная во 2 слоге)

х Х ЛЕСОК (ударная гласная во 2 слоге)

х Х х РАКЕТА (ударная гласная во 2 слоге)

х Х х СНЕЖИНКА (ударная гласная во 2 слоге)

Х х х БАБУШКА (ударная гласная в 1 слоге)

х х Х ПЕТУШОК (ударная гласная в 3 слоге)

х х Х х КАЛЕНДАРИК (ударная гласная в 3 слоге)

Научившись выделять ударный слог в слове, ребёнок легко найдёт ударную гласную. А затем и безударную гласную в корне. Обратите внимание ребёнка, что именно в корне.

Затем необходимо, с ребёнком образовать ряд родственных слов.

Например:

ЛЕС ЛЕСОК ЛЕСНИК ЛЕСНОЙ

ДОМ ДОМИК ДОМИЩЕ ДОМОВОЙ ДОМАШНИЙ

СТОЛ СТОЛИК СТОЛЯР СТОЛОВАЯ НАСТОЛЬНАЯ

ГУСЬ ГУСАК ГУСЫНЯ ГУСЁНОК ГУСЁНЫШ ГУСЯТИНА и т.д.

СНЕЖОК СНЕЖИНКА СНЕГОВОЙ СНЕЖНЫЙ ПОДСНЕЖНИК

Вышеуказанным способом найдите ударную гласную и покажите безударные гласные. Затем найдите ту, что в корне. Обратите внимание ребёнка на то,

что безударную гласную в корне, мы слышим и пишем – по-разному,

что гласную под ударением, слышим и пишем - одинаково

Например:

Слышим ударный гласный звук О - пишем гласную букву О.

Слышим безударный гласный звук И - пишем гласную букву Е, так как, проверили словом ЛЕС, в котором под ударением гласная Е.

Можете в помощь взять словарик “Однокоренные слова”, там Вы найдёте много примеров. Начинайте с самых простых и поясните толкование незнакомых слов.

Ваш ребёнок обогатит словарный запас, и из ряда родственных слов, найдёт проверочное слово.

И теперь Ваш ребёнок, без труда справится с одной из важных тем русского языка “Безударные гласные в корне”. Успехов Вам.

10. Как подготовить ребёнка к контрольной работе.

Нас радуют успехи детей! Наши дети – самые умные! У них большое количество знаний! Но они должны, научится их применять! И тогда, наша Любовь и Знания, помогут им занять Достойное место в Жизни!

Выполняя контрольную работу, ребёнок должен продемонстрировать знания, которые он получил - в лучшем виде! В дальнейшем, это умение сдавать экзамены и в школе, и в институте, держать экзамен “по - жизни”.

Первое и самое важное - учить ребёнка самостоятельности в учебе:

а) учить - самостоятельно выполнять домашнюю работу;

в) нам, взрослым - терпеливо ждать, пока ребёнок сам справится с заданием;

г) попросить найти свои ошибки и исправить их;

Хороший метод развития внимательности, когда ребёнок побуквенно проверяет небольшой текст, в котором есть ошибки и исправляет их. Сначала ученик учится находить чужие ошибки, а затем научится видеть и свои. Но и, безусловно, ребёнка нужно научить диктовать себе слова – как они пишутся, а не как произносятся. Таким же образом, проверять написанное. Только так, обучая процессу:

как находить ошибку; как правильно диктовать и проверять,

ребенок пошагово учится проверять свою работу. А в совокупности с психологической мотивацией ученика: убедить его в том, что при контрольных работах нужно быть особенно собранным и уметь показать знания, полученные ранее - это даёт хороший результат.

В задании попросите объяснить Вам, что нужно сделать. Дождитесь, пока ребёнок поймёт, если не понял, пусть прочитает ещё раз и т. д. пока не поймёт. Можно поиграть: Вы – ученик и не понимаете задание, а ребёнок – учитель и старается Вам объяснить. Если встретились незнакомые слова, поясните их значение.

Учитывайте темперамент: холерики могут выполнить задание быстро, но с ошибками – больше развиваем внимательность

(можно попросит подчеркнуть все буквы, например А, на заданной странице и др.)

Флегматики – выполняют медленно, но стараются всё сделать основательно. Здесь важно автоматизировать работу с большим терпением, так как если сразу требовать писать быстрее, то ребёнок будет допускать ошибки. Вначале придётся ждать дольше, а далее установить время, за которое ребёнок должен выполнить задание, постепенно уменьшая его.

Радуйтесь вместе с ребёнком тому, что он сам нашёл и исправил ошибку – “на ошибках учатся”.

У ребёнка должен быть мотив, для чего и с какой целью он учится. Часто ребёнок старается учиться хорошо, чтобы порадовать маму, папу. Любовь родителей к ребёнку и ребёнка к родителям - это сильнейший стимул.

Если вы регулярно помогали первокласснику, то постепенно учите его самостоятельности. Дозировано давайте самостоятельную работу и обязательно поощряйте ребёнка даже за малый успех.

Наши дети хорошо чувствуют профессиональное объяснение и иногда могут не согласиться с вашим объяснением, не огорчайтесь, а попросите ребёнка рассказать, как они выполняют задание в школе. И пусть он выполняет также.

Самое главное – научить ребёнка учиться.

Выполняя самостоятельно посильное задание - ребёнок радуется своему успеху и захочет выполнить более сложное задание, у него появится азарт!

Чем и нужно воспользоваться, не упуская момент - создать творческую атмосферу самостоятельной работы!

Научившись самостоятельности в учёбе, Ваш ребёнок с успехом справится с любой контрольной работой!

11. Как помочь ребёнку сочинять рассказы.

В будущем ученику предстоит писать сочинения, изложения и др. Тексты которых состоят из связанных между собой по смыслу предложений. И если мы научим правильно конструировать предложение и распространять его, то ученик без трудностей, справится с данной задачей. Можно помочь ребёнку в этом следующим образом.

Каждый первоклассник может составить простое предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого. Чаще это существительное и глагол. Например:

ДЕВОЧКА РИСУЕТ.

рисует (КОГО?)

ДЕВОЧКА РИСУЕТ КЛОУНА.

рисует (ЧЕМ?)

ДЕВОЧКА РИСУЕТ КЛОУНА КАРАНДАШАМИ.

клоуна (КАКОГО?)

ДЕВОЧКА РИСУЕТ ЗАБАВНОГО КЛОУНА КАРАНДАШАМИ.

карандашами (КАКИМИ?)

ДЕВОЧКА РИСУЕТ ЗАБАВНОГО КЛОУНА ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ.

Мы распространили предложение! Таким же образом можно распространять любое простое предложение. Вначале помогайте ребёнку вопросами, затем, пусть ребёнок делает это – самостоятельно.

Например:

Мальчик делает лодочку. (кому?)

Мальчик девочке делает лодочку. (какую?)

Мальчик девочке делает бумажную лодочку. (какой?)

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

Белочка грызёт. (что?)

Белочка грызёт орешки. (какая?)

Пушистая белочка грызёт орешки. (где?)

На сосне пушистая белочка грызёт орешки.

Здесь нужно обратить внимание на правильную связь слов в предложении, то есть, правильные окончания.

Таким образом, мы учим ребёнка, правильно конструировать предложение, уметь задавать вопросы, что немало важно, и обогащаем словарный запас ребёнка.

Чем больше прилагательных ребёнок использует, тем ярче и образней его речь. Можно помочь ему, используя словарь синонимов и др. Хорошо развивают речь и учат ребёнка словообразованию - ряды однокоренных слов. Например:

САД - САДОВНИК - САДОВОД - РАССАДА - ПОСАДКА

ВОДА – ВОДИЦА – ПОДВОДНИК –ВОДОЛАЗ – ВОДОПАД - ВОДИЧКА

Синонимов:

Хороший, неплохой, недурной, отменный, отличный, завидный,

первоклассный, стоящий, качественный, классный, что надо.

Чуткий, отзывчивый, внимательный и др.

Таким образом, мы даём ученику “инструмент” для выражения мысли.

Вот такая нехитрая работа поможет ребёнку развить речь.

Любой диктант – это кошмар для школьника, да и не только. Но в диктантах на самом деле ничего страшного нет, если вы умеете их писать. К тому же, есть еще и обучающие диктанты , а не только контрольные . Учителя должны время от времени проводить обучающие диктанты, чтобы ученики чему-то учились, а уже потом проверять их. Но если ваш учитель не делает такого, то вы легко можете сами подготовиться к написанию под диктовку.

Как правильно подготовиться? Для этого можете приобрести специальные аудио записи , на которых в формате mp3 записаны тексты. И все, что от вас требуется – это практиковаться. Или же попросите любого человека, чтобы он выступил в роли учителя.

На самом деле, если вы хотите , вам необходимо знать правописание и русский язык . Чтобы грамотно писать, нужно много читать. Если вы будете это делать, то слова из текстов будут запоминаться, и потом будет больше вероятности без ошибочного написания. Еще один способ – это читать слова по слогам, обращая внимание на каждый слог. Делайте такие тренировки хотя бы два раза в неделю и берите сложные слова. Раньше люди советовали просто переписывать тексты, то есть читать вслух и записывать, это тоже может помочь.

Важно! Во время диктанта сосредоточиться и не волноваться . Это также причина, из-за которой должны проводиться обучающие диктанты. Это поможет закрепить ваши знания и выработать привычку писать во время стресса. Репетиция позволяет преодолеть эмоции и избавить от ошибок, которые они, наверняка, сделают в условиях стресса.

  • Прослушайте текст полностью и постарайтесь определить его общую структуру, стиль и прочее. Это позволит вам правильно распределить пунктуационные знаки. Если вы слышите текст впервые, то в этот момент он лучше всего закладывается в голове.
  • Когда вам читают текст, вы должны автоматически представить себе, как он пишется. Как только начали читать, вы должны думать об этом.
  • Когда дают время на проверку, вам нужно для начала проверить орфографию, затем пунктуацию. Двигайтесь от конца к началу, чтобы смысл текста вас не отвлекал.
  • Когда проверяете, постарайтесь читать текст, будто вы его в первый раз видите, и если ничего не заставляет задуматься и не привлекает внимание, смело сдавайте его.

Видео урок

Грамотное написание текстов - одна из многочисленных составляющих общей культуры человека. Навыки грамотного письма должны формироваться еще в начальной школе. Но что делать, если время упущено, и будучи уже в выпускном классе или студентом, вы не можете похвастаться грамотным написанием?

Догнать упущенное в детстве можно только упорным трудом.

Но и отчаиваться не стоит.

Регулярные тренировки и соблюдение нескольких правил помогут справиться с диктантом каждому.

Как готовиться к диктанту?

Подготовка к диктанту состоит из нескольких этапов, регулярное выполнение которых приведет к желаемому результату:

  1. Чтение. Насыщенность современного мира новейшими технологиями привели к тому, что чтению отводится все меньше времени. Тем не менее, именно регулярное чтение художественной литературы, публицистических статей и даже учебников играет немаловажную роль в формировании грамотного письма.

    Зрительная память способствует непроизвольному запоминанию правильного написания слов, которое «всплывет» в нужный момент. Поэтому, если есть проблема с написанием диктантов, следует каждый день хоть немного времени уделять чтению.

  2. Правила. Анализируя свои неудачные диктанты, следует составить список наиболее частых ошибок, и выучить соответствующие правила (чаще всего, это правила написания «е» или «и», удвоенная согласная, правила пунктуации).
  3. Упражнения. Современные пособия подготовки к экзаменам по русскому языку содержат много упражнений к каждому грамматическому правилу. Выполняя их, вы сформируете навыки правильного написания.
  4. Тренировки. Иногда, человек, знающий правила и успешно их применяющий при выполнении грамматических упражнений, при написании диктантов делает ошибки по данной теме. В таком случае следует ежедневно тренироваться в написании текстов под диктовку кого-то из родных или друзей, или записанные на аудио носители.

Как написать работу без ошибок

При написании диктантов следует придерживаться нескольких основных правил:

  1. При первичном чтении текста слушайте внимательно, определяя его структуру и смысловые части.
  2. Для правильной расстановки знаков препинания, следует стремиться к определению строения каждого предложения при его первом чтении.
  3. Если при написании предложения вы столкнулись с определенными трудностями, не останавливайтесь на возможной ошибке, к ней можно будет вернуться во время, выделенное для проверки.
  4. Внимательно проверяйте каждое слово, пунктуацию каждого предложения. В конце еще раз перечитайте текст полностью.

Еще одним важным правилом написания диктанта является внимание и полная сосредоточенность на работе.

Усердная подготовка не пройдет даром. При постоянных тренировках вы заметите, что написать хорошо диктант совсем не трудно.

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

Как написать диктант без ошибок? Как научиться писать без ошибок?

    Русский язык очень сложен. И сколько ни изучай правила, всегда есть исключения. Когда пишется диктант, то, естественно, заранее подбирается такой текст, чтобы все предложения соответствовали тематике изучаемого материала. И тут достаточно как следует выучить правила, но нет никакой гарантии, что в диктанте не попадутся слова, которые вы не знаете, как правильно писать. Что делать? Мой большой опыт говорит только одно. Нужно больше читать. Нужно больше писать. Когда мы это делаем мы запоминаем слова. Когда мы расставляем знаки препинания, мы запоминаем, как это делать правильно. В результате мы становимся грамотнее, не всегда точно зная, почему именно так пишется то или иное слово. Просто знаем, как правильно и все. Вот поэтому грамотные учителя заставляют школьников больше читать и писать, делая упор на сочинения, рефераты, доклады. А глупые дети не понимая этого, все переписывают из интернета, не вникая в смысл текстов.

    Я родилась в Германии и выучила русский язык уже здесь, поэтому очень сложно писать по русскому, но вс таки я стараюсь. Вот установила себе в браузер дополнение, чтобы текст, который я пишу, сразу проверялся на ошибки. Получается неплохо, по моему. Чтобы правильно учиться писать диктанты, надо просто чаще писать под диктовку. У меня есть записи русских рассказов и сказок на аудио, я слушаю и пишу, а родители потом проверяют, правильно или нет.

    Для того, чтоб научиться правильно писать диктанты, нужно учить правила русского (или любого другого) языка. И кроме правил еще нужно иметь практику написания диктантов. Моя учительница называла это выписаться. Когда мне нужно было исправить четверку (по 5-бальной системе) по русскому языку, я несколько месяцев переписывала тексты из сборника диктантов. Каждый день.

    А еще нужно научиться внимательно проверять написанное и самому замечать свои ошибки.

    Писать, писать,... и еще раз писать! Сам так готовился: посадил младшую сестру, она диктовала, а я писал все диктанты подряд. Потом анализировал ошибки и делал выводы.

    P.S. Диктанты можно тут посмотреть (http://dicktanty.ru/)

    Мне в школе диктанты легко давались. У меня были только слуховые ошибки (плохо слышу, писала не те слова). Я просто всегда если затруднялась как писать, придумывала проверочное слово, и все становилось понятно. Очень важно много читать, а пока небыло компьютера лет до 14,читала я очень много. Многие слова были в памяти.

    Попробуйте бесплатную компьютерную программу для обучению написанию диктантов Linguistic Gym https://sites.google.com/site/linguisticgym/home/lang-ru . Для выполнения упражнения достаточно иметь текст и соответствующий ему аудио файл. Программа разбивает аудио на фразы и останавливается после проговаривания каждой, позволяя пользователю впечатать в текстовое поле то, что он услышал. Программу можно использовать не только для русского, но и для любого иностранного языка с письмом слева направо.

    Лично мне диктанты всегда давались очень легко. Но объяснить это не так просто, потому что правила я никогда не учил. То, что я пишу практически без ошибок - скорее всего является результатом того, что я всегда очень много читал. Вероятно, моей грамотностью я обязан именно постоянному чтению, а не изучению правил русского языка. Кстати, с немецким языком то же самое - в школе писал более грамотно, чем все остальные ученики, хотя они как местные немцы по идее должны были бы знать свой родной язык лучше.

    Чтобы написать диктант без ошибок, для начала надо сконцентрироваться на том, что сейчас ты пишешь диктант , то есть предельно сосредоточиться , а также иметь положительный настрой , некий оптимизм , психологи называют его положительной установкой. Имея вс это, потом уже можно говорить о знании правил русского языка, о том, что нужно много читать, о том, что нужно проверять себя после диктанта. Не имея всего этого нет смысла в том, что человек знает всю книгу правил русского языка, много читает и т.п., если его мысли не о том, чтобы написать диктант на отлично или хорошо, а о соседке по парте Насте, или о том, что сейчас он придет домой и опять будет играть в Сталкер.

    Первое, что помогает, это чтение литературы. У многих срабатывает зрительная память. У меня была одноклассница, которая училась посредственно, правил не знала, но диктанты писала почти всегда на 5. Вот так. Ну, конечно, нужно знать правила языка, уметь слышать интонацию диктующего, быть внимательным.

    Я в школе вообще неплохо училась, но почему-то именно правописание давалось мне трудно. Я помню, что учительница русского языка и литературы тоже советовала мне больше читать. Но я итак немало читала, и вс равно было сложно. Возможно, своего рода дислексия или что-то в этом роде.

    Чтобы научиться писать диктант без ошибок надо тренироваться писать их по 2 диктанта в неделю 10-120 слов в зависимости от сложности данного. На вторую часть вопроса надо знать правило постановки знаков препинания, и постараться почувствовать их интонационно.

    грамотность либо есть,либо ее нет,конечно,главное читать и писать постоянно.

Поделиться: