Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы. Московский государственный университет печати

Расширить знания о СПП, средствах связи в СПП, формировать умения находить главное и придаточное предложение и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса, определять средства связи. Развивать умение находить СПП в тексте, выяснять их роль, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Воспитывать стремление к совершенствованию грамотной устной и письменной речи.




А) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать. б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс. г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор. Ответ: а, в.


А) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. в) Цвели кувшинки и было много камыша. г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег. Ответ: б.


А) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.) б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.) в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.) г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.) Ответ: б.








Сложноподчинённые предложения – это … предложения,... части которого соединены … связью, поэтому оно состоит из... и... частей.... часть присоединяется к... при помощи...,... слов и интонации. Союзы и... слова входят в... часть. Придаточная часть может стоять...,... и... главного предложения.






Союз: - служебная часть речи; - не отвечает на вопрос; - союз можно в некоторых случаях опустить; - можно заменить другим союзом; - не является членом предложения. Союзные слова: - союзное слово опустить нельзя; - являются членами предложения; - на союзное слово падает логическое удазрение; - придаточную часть с союзным словом можно преобразовать в вопросительное предложение.


Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.


1. Писатель должен много писать, но должен спешить. 2. В поезде экстренной работы не было, и часть персонала разошлась. 3. Все только и говорили о том, что произошло вчера в городе. 4. Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю как ставить сети. 5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце. 6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип канатов. 7.Холодно, так что надо одеться потеплее. 8.Пётр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл. 9. Когда из школы пришёл брат, семья села обедать. 10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.



Тема. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. (9 класс)


Тип урока. Открытие новых знаний.

Цели урока:

1.Сформировать понятие о средствах связи в сложноподчиненном предложении.

2. Формировать умение находить средства связи в сложноподчиненном предложении и разграничивать подчинительные союзы и союзные слова.

3.Совершенствовать пунктуационные умения, навыки составления графических схем сложноподчиненных предложений.

Демонстрационный материал.

1.Задания для актуализации знаний.

Что, когда, который, чей, потому что, откуда, кто, куда, где, какой, если, пока, как.

2.Задание для пробного действия.

1)Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

3.Таблица «Приемы разграничения подчинительных союзов и союзных слов».

Подчинительные союзы

4. Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

есть нет

а) является союзом

3. Использовать 3 приема:

да нет

союзное слово союз

5.Задание для первичного закрепления.

Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

6.

1 вариант.

    Марина видела как идет подготовка к выставке.

    Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

    Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща.

2 вариант.

7.

1 вариант.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая роща.

2 вариант.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»): продолжить знакомство с группами сложных предложений.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную

деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1.

1. Диалог.

Здравствуйте, ребята! Какую тему мы с вами изучаем? (Сложное предложение).

Какой группе сложных предложение были посвящены предыдущие уроки? (На прошлых уроках мы изучали группу сложносочиненных предложений).

Каковы ваши предположения по теме сегодняшнего урока? (Я предполагаю, что сегодня мы будем изучать сложноподчиненные предложения)

Почему вы так думаете? (1. Не знаю. 2.Посмотрел в учебнике. 3. Это следующая группа сложных союзных предложений)

2. Обобщение.

Вы правы. Мы действительно начинаем изучение большой темы – «Сложноподчиненные предложения».

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

    Организовать актуализацию учебного содержания, достаточного для построения нового знания: повторить признаки сложноподчиненного предложения, признаки различения самостоятельных и служебных частей речи

    Зафиксировать актуализированное содержание в речи.

    Зафиксировать актуализированное содержание в знаках.

    Организовать обобщение актуализированных знаний.

    Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: наблюдение, сравнение, анализ, классификация, обобщение.

    Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

    Организовать выполнение индивидуального пробного учебного действия.

    Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Диалог.

С чего начнем работу? (С повторение того, что нам сегодня потребуется для открытия нового знания. Сначала необходимо повторить признаки сложноподчиненного предложения. Мы должны дать определение сложноподчиненного предложения).

2. Повторение признаков СПП.

Кто может дать определение сложноподчиненного предложения? (1. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений. 2. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений, связанных между собой подчинительными союзами. 3. СПП – это сложное союзное ПР, части которого соединены подчинительной связью и которое состоит из главного и придаточного предложений).

Исходя из данных определений, кто может обобщить признаки СПП и показать их в виде графической схемы? (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).

а)

, союз …

главное ср-во придаточное

ПР связи ПР

В чем состоит различие между главным и придаточным предложениями? (Придаточное зависит от главного, к придаточному ставится вопрос от главного, средство связи находится в придаточном ПР).

Только ли такая структура СПП бывает? Покажите графическими схемами. (Два ученика работают на доске, остальные – в тетрадях).

б) в)

Напомним друг другу пунктуационное правило для СПП и функции запятой в СПП? (В СПП главное и придаточное ПР разделяются запятой. Если придаточное ПР стоит внутри главного ПР, то оно выделяется запятыми. Функции запятой: разделительная и выделительная).

Молодцы! Идем по пути повторения дальше.

3.Повторение признаков различения служебных и самостоятельных частей речи.

Распределите слова на три группы. Сформулируйте основание, по которому вы сгруппировали слова. (По принадлежности к определенной части речи)

что что когда

когда который откуда

если чей куда

потому что кто где

пока какой как

как

подчинит-е относительные наречия

союзы местоимения

служебная часть самостоятельные части речи

речи

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Как вы думаете, какое отношение имеет этот материал повторения к нашей теме? (Слова данных частей речи являются средствами связи с СПП).

Молодцы! Итак, назовите, какие слова используются в качестве средств связи в СПП? (1.Это подчинительные союзы, относительные местоимения и наречия. 2.Это подчинительные союзы и союзные слова).

Что же мы повторили? (Признаки СПП и средства связи в СПП).

Что вы должны сделать дальше? (Выполнить пробное действие).

4. Индивидуальное задание с затруднением (пробное действие).

Записать предложения под диктовку. Найти и определить средство связи в каждом СПП, графически обвести, подписать.

1) Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

2) Все, что составляет душевный мир лирики А.С.Пушкина, отражено и в его поэмах.

Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти и определить средства связи в СПП)

Кто выполнил это задание полностью? Вы можете обосновать свой выбор?

(1 гр. – в каждом этом СПП есть средство связи слово «что» - это подчинительный союз.

2 гр. – в каждом СПП средство связи – слово «что», но в 1-м ПР это подчинительный союз, а во 2-м ПР – это союзное слова. Я не могу это обосновать).

III . Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать выявление и фиксацию во внешней речи места затруднения;

3) организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения;

4) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3

Какое задание вы выполняли? (Определяли средство связи в СПП).

В чем заключалось ваше затруднение? (Не смогли различить, когда слово «что» является подчинительным союзом, а когда – союзным словом)

Почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем, по каким признакам различаются омонимичные подчинительные союзы и союзные слова).

Какова цель нашей деятельности?

Цель урока:

(1.Сформулировать приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.

2. Вывести алгоритм определения средств связи в СПП.

3. Учиться определять средства связи в СПП с применением алгоритма.)

Тема урока:

Какова тема урока? (Средства связи в сложноподчиненном предложении.Подчинительные союзы и союзные слова) (Тема записывается на доске и в тетрадях).

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

    организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа выхода из затруднения по определению средств связи в СПП;

    построить план достижения цели деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 4

Каким образом предлагаете решить 1-ю и 2-ю цели уроков? (1.Прочитать материал в учебнике. 2. Спросить у учителя. 3. Самостоятельно проанализировать языковой материал).

Какой путь все же интереснее и продуктивнее? (Открыть новое знание самим на основе наблюдения и анализа языкового материала).

V . Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом на открытие нового знания: приемы различения омонимичных союзов и союзных слов и определения средств связи в СПП;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднений;

5) организовать уточнение общего характера нового знания.

Я предлагаю вам провести следующие действия по наблюдению и анализу средств связи в сложноподчиненных предложениях из задания пробного действия для их разграничения.

1. Наблюдение над материалом, анализ предложений, сопоставление языковых явлений, побуждающий к открытию новых знаний диалог.

Учитель

Что мы выяснили из пробного действия?

Как вы можете обосновать эту точку зрения?

Попробуйте определить.

Какой частью речи является это союзное слово?

Давайте проведем лингвистический эксперимент: попробуйте опустить в ПР союз и союзное слово. Что получилось? Какой вывод можете сделать?

Ещё раз вслух прочитайте эти предложения. Какие различия вы заметили в интонационном плане этих предложений?

Для чего мы провели с вами сопоставительную работу? Какую цель решали?

На основе проведенных наблюдений, сопоставлений и анализа назовите приемы разграничения союзов и союзных слов и зафиксируйте ваши выводы в письменном виде, составив таблицу.

1гр.: слово «что» - союз

2 гр.: слово «что» в 1-ом ПР – союз, во 2-ом ПР – союзное слово. Это слова разных частей речи.

Нужно определить значение и синтаксическую функцию.

В 1-ом ПР слово «что» не имеет самостоятельного значения, к нему нельзя поставить вопрос, не является членом предложения. Значит, это - союз.

Во 2-ом ПР слово «что» 1) отвечает на вопрос что?2) оно заменяет слово «всё» из главного ПР, обозначает предмет (содержание, настроение, переживание, оценка и т.п.), 3) является подлежащим. Значит, это - союзное слово.

Слово «что» - это относительное местоимение.

Читают ПР без средств связи. Вывод: союз опустить в 1-ом ПР можно. Союзное слово во 2-ом ПР – нельзя опустить.

В 1-ом ПР на слово «что» логическое ударение не падает, а во 2-ом ПР на слово «что» падает логическое ударение.

Выявляли приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.

Называют приёмы и составляют таблицу.

2 . Самостоятельное формулирование приемов разграничения подчинительных союзов и союзных слов. Составление таблицы.

Подчинительные союзы

3. Сравнение самостоятельно выведенных признаков СПП и приемов разграничения союзов и союзных слов в качестве средств связи в СПП с материалом учебника.

1) Чтение текста учебника в рамке на с.50.

2) Фронтальная беседа по материалу текста учебника:

Какую новую для себя информацию вы выделили?

Сравните предложенные в тексте приемы разграничения союзов и союзных слов с установленными вами. Есть ли какие-то добавления, замечания?

Всегда ли, на ваш взгляд, представляет сложность разграничение союзов и союзных слов? (Сложность возникает только в случае омонимии служебных и самостоятельных частей речи – союз и относительное местоимение «что» , союз и наречие «как» и «когда» .Именно для них необходимо применять и другие приемы разграничения);

В каких случаях достаточно только первого приема? (1. Являются служебной или самостоятельной частью речи - подчинительными союзами, относительными местоимениями или наречиями. 2. Есть слова, которые всегда являются только подчинительными союзами, есть слова, которые всегда являются или относительными местоимениями, или наречиями. Трудность в их разграничении как союзов и союзных слов не возникает);

Для каких слов недостаточно первого приема? (Если в роли средств связи используются слова «что», «как», «когда»);

Что же нужно сейчас сделать, чтобы правильно определить средства связи в СПП? (Составить алгоритм).

4. Составление алгоритма для определения средств связи в СПП (Запись на доске и в тетрадях) Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

1. Найти средство связи в придаточной части.

2. Определить, если у слова омонимы среди служебных и знаменательных

частей речи (что, как, когда)

есть нет

использовать 1-й приём и сделать вывод:

а) является союзом

б) является союзным словом (отн.мест. или нареч.)

3. Использовать 3 приема:

Является членом предложения;

Имеет значение, можно заменить словом самостоятельной части речи;

Может иметь логическое ударение

да нет

союзное слово союз

5. Фиксация преодоления затруднения.

Какое было затруднение? (Не смогли разграничить слово «что» в роли подчинительного союза и союзного слова).

Теперь вы сможете преодолеть это затруднение и правильно определить средство связи в СПП с омонимичными частями речи? Что вам в этом поможет? (Сможем разграничить омонимичные слова в роли средств связи СПП, т.к. вывели алгоритм определения средств связи в СПП).

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;

2) организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении типовых заданий с проговариванием во внешней речи:

Фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 5

1. Диалог.

Напомните следующую цель нашей деятельности на уроке? (Учиться определять средства связи в СПП с применением составленного алгоритма).

Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.

2. Устная работа. Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

1) Многие стихотворения А.С.Пушкина, которые написаны в жанре дружеского послания, посвящены лицеистам.

2) В стихотворениях петербургского периода поэт утверждал, что свобода – абсолютная общечеловеческая ценность.

3) Лирика любви А.С.Пушкина восхитительна, потому что в ней выражено представление поэта о Женщине как источнике красоты и гармонии.

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

    организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки;

    по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия;

    создать условия для ситуации успеха каждого ученика.

Организация учебного процесса на этапе 7

Как проверим, усвоили вы алгоритм определения средств связи в СПП? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки).

1.Выполнение самостоятельной работы (по вариантам)

2. Самопроверка по эталону.

3.Самооценка: нет ошибок – «отлично», одна ошибка – «хорошо», две ошибки – «удовлетворительно».

VIII .Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными темами: различение сложноподчиненные предложения от других типов предложений, анализ средств связи в каждом виде сложных предложений, составление грамматических схем;

2) совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях.

Организация учебного процесса на этапе 8

Что мы должны делать дальше? (Необходимо выполнить задания на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока).

1.Выполнение тестовых заданий с анализом предложений.

1) Укажите СПП, докажите свой выбор. Охарактеризуйте остальные предложения. (Знаки препинания не расставлены)

1. В корзине лежали грибы, и пестрели мелкие цветы

2. Раньше я радовался солнцу и любил больше всего лето.

3. Бледный свет, похожий на чуть разбавленный синькой воздух, заливал восточную часть горизонта.

4. В том краю, где желтая крапива и сухой плетень, приютилась к вербам сиротливо избы деревень.

Дополнительно: объяснить постановку необходимых знаков препинания в данных предложениях.

2) Укажите, в какой строке даны слова, которые могут быть и союзами, и союзными словами.

1. Чтобы, потому что, словно, если.

2. Что, как, когда.

3. Оттого что, чей, до тех пор как.

4. Едва, где, который, ввиду того что.

Дополнительно: охарактеризовать слова других рядов с точки зрения средств связи.

3)Укажите СПП, в котором средством связи является союзное слово. Докажите свой выбор. (Знаки препинания не расставлены)

1. Кто смел, тот и уверен в себе.

2. Синее утро вставало за окном, когда мы стали расходиться.

3. В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.

4. Приглушенными были голоса ручьев, словно они только ещё разучивали свои песни.

Дополнительно: объясните знаки препинания, составив графические схемы СПП.

- Чем отличаются данные задания от задания самостоятельной работы? (В данном случае необходимо было анализировать СПП в системе других видов простых, простых осложненных и сложносочиненных предложений, нужно было выполнять пунктуационный разбор разных видов предложений: простых и сложных).

IX . Рефлексия учебной деятельности. Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) организовать обсуждение и запись домашних заданий.

Организация учебного процесса на этапе 9

1.Обобщающий диалог с учащимися.

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. - В чем состояло затруднение при открытии новых знаний? (Не смогли определить или обосновать средства связи в СПП). - Какие цели ставили в своей деятельности? - Каким способом мы открывали новое знание?

- Что нового узнали? (1. Узнали, что одни средства связи в СПП могут быть только подчинительными союзами, другие – только союзными словами, в роли которых используются относительные местоимения и наречия, третьи – и союзами, и союзными словами: что, как, когда. 2. Узнали о приемах различения омонимичных союзов и союзных слов).

- Какие разделы морфологии нужно знать при изучении сложноподчиненного предложения?

2. Рефлексия.

- Была ли работа успешной? Достигли ли вы поставленных целей? Сможете определить средства связи в СПП и различить омонимичные части речи в роли средств связи?

3.Обсуждение и запись домашнего задания.

- А теперь ваши прогнозы на домашнее задание? (Нужно выучить теоретический материал, выполнить практическое задание).

1) Выучить текст в рамке на с.50, алгоритм по тетради.

2) Выписать из разных учебников 5 СПП, состоящих из 2-х ПР, с разными средствами связи. Составить схемы.

1в. – из учебника истории; 4в. – из учебника физики;

2в. – из учебника обществознания; 5в. – из учебника математики;

3в. – из учебника географии; 6в. – из учебника литературы.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

1)Марина видела как идет подготовка к выставке.

2)Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

3) Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

1) Марина видела как идет подготовка к выставке.

2) Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

3) Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

    вариант.

1) Марина видела, как (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – хорошо, имеет лог. удар.) идет подготовка к выставке.

2) Хотя (союз, не имеет омонима), постояльцы были напуганы, они ничего никому не сказали.

роща.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

2 вариант.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) сидели и тихо разговаривали гости, была очень просторной и светлой.

2) Калатуров сюда пришел, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – завтра, имеет лог. удар.) вернется экспедиция.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

    вариант.

1)Марина видела, как (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – хорошо, имеет лог. удар.) идет подготовка к выставке.

2) Хотя (союз, не имеет омонима), постояльцы были напуганы, они ничего никому не сказали.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая

роща.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

2 вариант.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) сидели и тихо разговаривали гости, была очень просторной и светлой.

2) Калатуров сюда пришел, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – завтра, имеет лог. удар.) вернется экспедиция.


Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»

Технология деятельностного метода «Школа - 2100»

Урок открытия новых знаний

«Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова»

(Урок русского языка в 9 классе)

Разработала и провела учитель 1 квалификационной категории Мосенкова Елена Владимировна

Альметьевск, 2012

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:

Личные местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2) указательные местоимения 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Частицы
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это:

  • § подчинительные союзы,
  • § относительные (союзные) слова,
  • § соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия).
  • § Интонация

Средства связи простых предложений в СПП:

  • § Подчинительные союзы;
  • § Союзные слова;
  • § Интонация;
  • § Указательные слова в главном предложении;
  • § Неполнота одного из предложений;
  • § Повторяющиеся слова и местоимения и др

Соотносительные (указательные) слова. В качестве соотносительных слов в главной части обычно употребляются указательные местоимения различных лексико-морфологических разрядов и местоименные наречия: тот, такой; там, туда, оттуда, тогда, так, потому, оттого и др.

Находясь в главной части, указательные слова формально завершают ее, занимают место необходимого по смыслу члена, но в то же время, не являясь полно знаменательными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. При этом уже само наличие указательного слова в главной части лишает его смысловой независимости, заставляет ждать продолжения -- соответствующей придаточной части. Например: Но я делал то, что считал необходимым (Горький); Она столько рассказывала им [врачам] о своих недомоганиях, что ее немедленно клали в больницу и начинали делать различные исследования (Панова) и т. п.

В роли соотносительных слов могут выступать и другие местоимения и местоименные наречия: указательные (этот), определительные {все, всё, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.), отрицательные (никто, ничто, нигде и др.), неопределенные (кто- то, что-то, где-то и др.), однако они при этом сохраняют и свойственные им значения (обобщения, неопределенности и др.). Например: Он писал всюду, где его заставала жажда писать (Паустовский); Каждому , кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган -- это почти точное описание Севастополя... (Паустовский); Похоже на то, как будто я трушу, но это не трусость, а что-то другое, чего я не в состоянии ни назвать, ни описать (Чехов).

Во всех предложениях нерасчлененной структуры соотносительные слова с союзом не сливаются.

В сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры соотносительные слова, как и придаточные, имеют значения внешних обстоятельств и относятся ко всей главной части или к одному из ее предикатов. Это создает условия для перемещения соотносительных слов в придаточную часть и слияния их с подчинительными союзами; при этом возникают союзы более тонких, дифференцированных значений. В одних случаях указательные слова окончательно слились с союзами, образовав неделимое единство (союзы так как, так что); в других -- сохраняется возможность акцентирования указательного слова в главной части (союзы потому что, для того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, после того как и др.). Например: 1) Талант создан, чтобы давать людям радость, а совсем не... для того, чтобы этот талант разрастался, как ядовитый гриб (Паустовский) и Она положила на раскрытую книгу морской полыни, для того чтобы ветер не переворачивал страницы... (Паустовский); 2) Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и начал размещаться по квартирам (Н. Островский) и После того как взошло солнце, снова задремал и проснулся часов около семи от полнозвучного орудийного выстрела (Шолохов).

В современном литературном языке все чаще употребляются в качестве соотносительных слов имена существительные, по своему лексическому значению сходные со значением придаточных, а также цельные сочетания таких существительных с указательными местоимениями. Так, в роли соотносительных слов употребляются такие существительные и словосочетания: при условии (что, если, когда), в то время (когда), в том случае (когда, если), по той при- чине (что), с той целью (чтобы) и др. Например : Степан сам грозил прийти в Вешенскую, в случае если Аксинья не явится в сотню (Шолохов).

Необходимость употребления в главном предложении соотносительных слов обусловливается не только их ролью в организации связи главной и придаточной частей в определенных моделях, но и целым рядом других, общих для всех сложноподчиненных предложений причин:

  • 1. Соотносительные слова употребляются в главной части, если придаточные соотносятся как однородные с другими членами главной части. Например: Обеспокоенный анонимным письмом и тем, что каждое утро какие-то мужики приходили в людскую и кухню... я работал вяло и неуспешно (Чехов).
  • 2. При отрицании, усилении, выделении или ограничении с по- мощью специальных частиц не, только, лишь, даже, же и др. того, о чем говорится в придаточной части. Например: Я в мастерские иду не для того, чтобы мешать работать Цветаеву (Н. Островский); Я всегда замечал, что людям нравятся интересные рассказы толь- ко потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь (Горький). При выражении с помощью вводных слов отношения к тому, о чем говорится в придаточной части. Например: Подобные факты происходят, должно быть, потому, что до сих пор учет не поставлен на должную высоту (Из газет).
  • 3. Общим условием употребления указательных слов, хотя и не столь обязательным, является включение придаточной части в обо- рот, имеющий уточнительное значение. Например: Ведь и Михаил Леонтьевич, тот, с которым мы теперь беседовали на лавочке, оказывается Зимний штурмовал... (Солоухин); На голой акации, там, где качалась тень от крыши, топорщились перышками, теснились, хвастались друг перед другом воробьи (А. Н. Толстой).

Наоборот, условием, запрещающим употребление указательных слов, является присоединительное значение придаточной части или оттенки присоединительного значения, которые могут появляться в различных типах сложноподчиненного предложения. Указательное слово, входящее в состав главной части как посредник придаточной, прямо противоречит самой идее присоединения (добавочного сообщения, замечания по поводу). Так, нельзя употребить указательное слово в сложноподчиненных предложениях с придаточной присоединительной частью (типа: Отца долго не было, что нас всех очень беспокоило) , а также в предложениях, где придаточная часть имеет присоединительный оттенок и присоединяется союзами так что, благо, ибо, лишь бы, только бы, как с частицей и, союзными словами где, куда, откуда с частицей и. Например: Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Лесков). Придаточная часть в таких случаях может быть только в постпозиции.

Поделиться: