Икона умиление пресвятой богородицы значение в чем. Значение иконы «Умиление» Пресвятой Богородицы фото и видео

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» очень почитаема в православии. Она передаёт самый счастливый момент Божьей Матери – после Благовещения, но ещё до рождения Иисуса, в то мгновение, когда принёс весть о том, что ей предстоит стать матерью Сына Божьего. Небесная Заступница изображена со светлым восторженным ликом. Руки скрещены в молитвенном жесте, голова немного наклонена, глаза полуопущены – всё говорит о мягкосердечности, целомудрии и сдержанности Девы Марии.

Значение иконы

Это очень трогательный и нежный образ, православные верят, что он оберегает от уныния и подавленного состояния, которое появляется в ответ на испытания и потрясения, возникающие в человеческой жизни.

О чём можно просить икону «Умиление»

  • Перед образом молятся об избавлении от различных болезней и недугов, освобождении от душевных переживаний и забот.
  • Подросткам святыня помогает справиться с проблемами переходного возраста.
  • Женщинам икона способствует быстрому зачатию и лёгким родам.
  • Девушкам помогает встретить достойного мужчину и обрести счастье.
  • Матери могут молиться, чтобы их дочери удачно вышли замуж и были счастливы в браке.

Кроме этого, можно молиться об умягчении и умилении злых сердец и избавлении от дурных и безнравственных мыслей, достижении мира и покоя в душе .

Но в первую очередь эту святыню считают женской , её помощь в большей мере направлена на женщин, она оберегает их, помогает хранить добрый нрав, чистоту и целомудренность – то, что олицетворяет Пресвятая Богородица на чудотворном образе.

Почитание образа Значение, которое имеет эта святыня, очень важно для православного христианина, поэтому её почитают в большинстве храмов и церквей.

Празднование её устраивают в следующие дни:

  • 22 декабря (н. ст.) / 9 декабря (ст. ст.);
  • 1 августа (н. ст.) / 19 июля (ст. ст.);
  • 10 августа (н. ст.) / 28 июля (ст. ст.).

История иконы и места её хранения

Святой образ Божьей Матери Умиление, выполненный на холсте, прикреплённом к кипарисовой доске, хранился в келье святого Серафима Саровского . Он называл икону «Всех Радостей Радость» и видел в ней великую силу. Император Николай II преподнёс в дар этому образу ризу и венец из драгоценных камней и жемчуга. Преподобный Серафим Саровский славился своим умением видеть чистоту душ и сердец, он просил у Богородицы излечения всех православных, обратившихся к нему за помощью. Маслом, которое горело в лампадке возле иконы «Умиление», святой Серафим исцелял больных. Возле этого же образа святой и умер в 1833 году, стоя на коленях в молитве.

Святыню Пресвятой Серафим завещал Дивеевскому монастырю . С 1991 года она размещена в патриаршей церкви в Москве, но ежегодно её переносят в Богоявленский собор , чтобы поклониться ей мог любой желающий. Это самая почитаемая в истории православия икона «Умиления». Со святого образа было сделано немало списков и копий, причём многие из них получили целебные свойства не меньшие, чем оригинальная икона.

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» также находится в соборе в Голицыне . Этот список XIX века в 1960-х годах был передан монахиней Серафимо-Дивеевского монастыря иконописцу А. Арцыбушеву, а тот через 40 лет передал его собору. Не менее чтимый список хранится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. Он известен своими чудотворными свойствами, хотя написан монахинями монастыря сравнительно недавно – в конце XIX – начале XX века. Этот лик особенно почитается 9 декабря и 28 июля, еженедельно по воскресеньям перед службой возле святыни проводят церковное песнопение.

Очень известная икона Богородицы «Умиление» - Псково-Печерская , список Владимирской Богородицы, написанная в 1521 году. На ней Богородица уже держит на руках младенца Иисуса. Этот образ имеет огромную силу. Когда в XVI веке на Псков напали поляки и стали забрасывать город калёными ядрами, одно из них попало в икону, но не повредило её. Именно эта святыня защитила город и не позволила врагу взять его. В Википедии можно найти полный список почитаемых и известных икон и списков «Умиление», начиная с новгородского образа XII века. Перед иконой «Умиление Божьей Матери» читают две молитвы:

  • «О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша…»;
  • «Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары…»;

а также акафист первый Пресвятой Богородице пред иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская.

Чудеса иконы «Умиление»

Множество чудес связано с этой святыней. В 1337 году, как гласит история, образ «Умиление» спас Новгород от страшного мора, когда отчаявшиеся жители собрались в Троицком соборе и со слезами стали читать Небесной Заступнице о спасении от гибели. Пресвятая Дева Мария всегда исполняет просьбы, которые идут от чистого сердца, поэтому вскоре смерть отступила от города, а люди в память об этом чуде каждый год шествовали крестным ходом из Софийского собора в Троицкий. В том же году случилось и другое чудо – икона стала мироточить и парить в воздухе. Новгородская икона «Умиление» почитаема более 700 лет. Жители считают, что именно она бережёт город от напастей, войн и т. п.

В наши времена образ не устаёт совершать чудеса и исцелять больных. Образ Пресвятой Богородицы «Умиление» может мироточить, издавая запах цветов, не только будучи написанной на дереве. Мироточат списки, фрески, фото икон и т. п. – это одно из величайших чудес, которые творит образ Богородицы.

В посёлке Локоть Брянской области одна из семей хранит уникальную двустороннюю икону Дивеевской Божьей Матери. Она была сделана из церковного календаря. Некоторое время она просто висела на стене в доме, но затем начала мироточить. Почувствовав невероятное благоухание, исходившее от изображения, хозяйка дома сняла его со стены и увидела, что на обратной стороне проявился второй лик Богоматери. Образу сделали двойную ризу, священник пропел над ним акафист. С тех пор икона постоянно мироточит, исключая время Великого поста. Мироточат также другие иконы и растения, которые прихожане оставляют перед ней.

Известен случай невероятного исцеления, которое даровало локотское изображение Божьей Матери «Умиление» онкологической больной. Перед операцией она долгое время молилась у иконы о благополучном исходе хирургического вмешательства. Однако, оно не понадобилось – после молитв больная отправилась в больницу, где при предоперационном обследовании врачи обнаружили, что она практически здорова. В этом великое значение образа – исцелять больных, которые обращаются к нему с молитвой.



СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России , от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.


Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.


В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Образ Богородицы — самый почитаемый среди христиан. Но особо любят её на Руси. В XII веке был учреждён новый церковный праздник — Покров Богородицы. Икона с её изображением стала главной святыней многих храмов. Пресвятую Деву стали считать покровительницей и защитницей России. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является копией византийского образа, написанной в конце этого столетия.

В XIV веке Москва окончательно становится центром православия на Руси, и Успенский собор в это время получает название "Дом Богородицы".

Истоки иконографии

Первые изображения Божией матери историки относят к началу нашей эры. В катакомбах Прискилы были найдены сюжеты с изображениями Богородицы, которые датируются II веком. Образы Пресвятой Девы на заре христианства наносили на сосуды для благовоний. Такие ампулы, украшенные библейскими сюжетами, были подарены примерно в 600 году королеве лангобардов Теоделинде.

Первые изводы Пречистой Девы

В 431 году Эфесский собор утвердил за Марией вечное право называться Богородицей. После этого знаменательного события появились Иконы Богоматери в привычном для нас виде. Сохранилось несколько образов того периода. На них Дева Мария чаще всего предстаёт сидящей на троне с младенцем на руках.

Изображение Матери Божией встречаются и в ранних мозаиках, которые украшают старые храмы. К таковым можно отнести:

римскую церковь Санта Маджоре (датируется V веком);

церковь VII века Панагия Ангелоктиста, расположенную на Кипре.

Но живописцы из Константинополя смогли придать этому образу особую гармонию. Церковь Святой Софии славится своими мозаиками IX-XII веков, в которых встречаются разные типы иконографии Богородицы. Византия — родина замечательных образов Пресвятой Девы. Одна из таких икон была привезена в Россию. Позже она была названа Владимирской и стала эталоном русской православной иконописи. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является, как уже было сказано, копией византийского образа.

Типы Богородичных икон

В иконографии выделяют 4 основных группы изображений Пречистой девы по основной идее:

«Знамение» (усечённый вариант получил название «Оранта»). Этот иконографический тип считают самым насыщенным по богословскому содержанию. Главная тема здесь — Воплощение.

«Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

«Умиление» - название от греческого «елеус» ("милостивая").

Четвёртый тип условно называют Акафистным. Основная идея таких икон - прославление Матери Божией. Эти образы отличаются большим разнообразием.

Иконографический тип «Знамение»

На изводах этой группы Святая Богородица представлена молящейся. Изображается в полный рост или по пояс. На груди Матери Христа находится медальон с изображением ещё не родившегося Спасителя. Икона молящейся Богородицы символизирует непорочное зачатие Христа, единение матери и Святого младенца. К этому типу относят Ярославскую Оранту, Курскую Коренную, Новгородское «Знамение». Оранта — более простой вариант икон, на которых Богородица представлена без младенца и является символом церкви.

Иконопись «Одигитрия»

Очень распространённый тип Богородичных образов. Такие иконы Богородицы с младенцем воплощают идею о том, что Матерь Божья направляет нас к вере, ко Христу. Богоматерь изображается фронтально оплечно или по пояс, иногда в полный рост. На одной руке она держит младенца, а другой указывает на Иисуса. Этот жест имеет глубокий смысл. Богородица как будто показывает истинный путь - к Богу, к вере.

Христос одной рукой благословляет Мать, а вместе с нею и всех верующих. В другой - держит книгу, развёрнутый или свёрнутый свиток. Реже — державу и скипетр. Наиболее известные иконы Богородицы этого типа: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Петровская, Казанская.

Иконография Богородицы "Умиление"

Такие образы - самые лиричные из тех, на которых изображены Божия Матерь и младенец, обнимающий её за шею. Образы матери и ребёнка — символы Христа и Церкви Христовой.

Разновидность этого типа - «Взыграние». Здесь младенец написан в более свободной позе, одной рукой он касается лика Богородицы.

В таких образах Пресвятая Мария является символом не только материнства, но души, близкой к Богу. Взаимное прикосновение двух ликов - это Христос и Церковь Христова, единение земного и небесного.

Есть ещё одна разновидность этого типа - «Млекопитательница». На этих иконах Богородица кормит младенца Грудью. Так символично изображают духовное питание верующих.

Волоколамская, Владимирская, Ярославская иконы Богородицы относятся к этому типу изображений святого образа.

«Акафистные» иконы Богородицы

Образы этого типа чаще всего несут в себе черты одного из основных, но имеют дополнительные детали и подробности. К ним в иконографии относят такие иконы, как "Неопалимая Купина", Богоматерь - "Живоносный источник", Богоматерь — "Гора Нерукосечная".

Острабрамская-Виленская, "Умягчение злых сердец" — редкие иконы Богородицы, на которых она изображена без младенца. Обычно их тоже относят к «Акафистным». Одна из них, Серафимо-Дивеевская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, была любимым образом Серафима Саровского, причисленного после смерти к лику святых. Сам священник называл её "Радость всех Радостей" и использовал для исцеления пришедших к нему за помощью. А позже перед этим ликом он отошёл в мир иной.

Каноны иконописи Богоматери, значение символов

По православной традиции, для изображения одежд Богородицы используют такие элементы: синяя туника, голубой чепец и вишневый плат на голове, иначе называемый "мафорий". Каждая деталь имеет свой смысл. Три золотых звезды на мафории - тройной символ непорочного зачатия, рождения и смерти, кайма на нём — знак прославления. Сам плат олицетворяет материнство, принадлежность Богу, голубой цвет одежд — девственность.

Известны случаи нарушения традиций. Этим пользуются иконописцы, чтобы особо выделить определённые черты. Например, чтобы подчеркнуть непорочность, Девство Божьей Матери, изображают её в синем плате. Богоматерь Ахтырская - именно такой вариант.

Написание Пречистой Девы без мафория также считается нарушением церковных канонов.

По православным правилам, даже венец, знак царства, принято изображать поверх плата. Так написаны иконы Новодворская, Холмовская. Венец на голове Богородицы пришёл в восточную христианскую иконопись из Западной Европы, на ранних образах голову Матери Божьей покрывал только мафорий.

Русские традиции в иконографии Божией матери

Изображение Пресвятой Девы на троне встречается чаще среди итало-греческих образов. Написание Царицы Небесной, сидящей на троне или в полный рост, в России в основном использовалось в масштабных композициях: во фресках или на иконостасах.

Иконописцы же больше полюбили поясное или оплечное изображение Царицы Небесной. Так создавались изводы более понятные и близкие сердцу. Во многом это можно объяснить особой ролью иконы на Руси: она была и спутником жизни, и святыней, и молельным образом, и семейной ценностью, передававшейся из поколения в поколение. Недаром в народе Богородица воспринималась как заступница, которая способна смягчить гнев Грозного Судии. Причём чем старше образ и «намоленней», тем большую силу он имеет.

Большое количество икон в домах верующих и храмах — отличительная черта земли русской. Многие Богородичные образы считаются здесь чудотворными, что подтверждено многочисленными свидетельствами.

Богоматерь — свидетельница и участница русской истории

Много веков сопровождают историю России иконы Богородицы, значение которых не переоценить. Один маленький пример - икона Феодоровская:

В 1239 году этим образом князь Ярослав благословил сына своего Александра на брак с княжной Параскевной. Эта икона сопровождала Александра во всех его военных походах. Позже именно перед этим ликом Богоматери Святой Александр принял монашество.

В 1613 году пред этим образом Михаил Романов, призванный на царство Земским собором, принял российский престол. Феодоровская Богородица стала свидетельницей обетов верности России, её народу и православной церкви.

В XVIII веке все члены царской семьи обязательно приезжали в Кострому на поклон чудотворному изводу, с которого началась история царской династии Романовых.

Особо нужно упомянуть Владимирскую икону Божьей Матери, подаренную России патриархом из Константинополя Лукой Хризовергом в XII веке. По преданию, молитвы перед этим образом не раз спасали Москву от завоевателей.

Чудотворная сила Богородичных икон

Многие образы Пресвятой Девы Марии считаются чудотворными. Они неотделимы от жизни христиан. Они живут с народом и помогают в горестях.

Некоторые московские чудотворные иконы Богородицы:

Владимирская, хранящаяся в храме Святителя Николая. Считается, что она трижды защитила Русь от врагов. Потому православные чествуют эту икону 3 раза в году: в июне, июле и сентябре.

Тихвинская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, украшающая одноимённый храм в Москве. В 1941 году самолёт с этим образом трижды облетел столицу, после чего наступление фашистов на город было остановлено. Любопытно, что эта церковь не закрывалась даже в советское время.

Икона Богородицы «Милостивая», святыня Зачатьевского женского монастыря, подарившая многим женщинам счастье материнства.

«Взыскание погибших», Иверская Божья Матерь, «Утоли Моя Печали» - только часть чудотворных московских образов Царицы Небесной. Невозможно даже сосчитать, сколько их на необъятной территории России.

Чудотворения Казанской иконы Божией матери

Этот образ заслуживает особого внимания. Казанская икона Богородицы явила чудо уже своим появлением в 1579 году после большого пожара в городе, когда была найдена среди пепелища абсолютно не пострадавшей от огня.

Многочисленные исцеления больных, помощь в делах подарил этот извод верующим. Но самые значимые чудотворения этой иконы связывают русские христиане с защитой отечества от иноземных захватчиков.

Уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович повелел установить в честь неё общероссийский праздник. Случилось это после благополучного рождения наследника российского престола во время всенощной службы в честь Казанской Богородицы. Эту икону стали считать покровительницей царской династии.

Полководец Кутузов, отправляясь на поля сражения Отечественной войны 1812 года, преклонил колени перед этой святыней и просил у неё заступничества. После победы над Наполеоном он преподнёс в дар Казанскому Собору всё отнятое у французов серебро.

Мироточивые молельные образы Божьей Матери

Это одно из самых больших чудес, связанных с иконами. До сих пор не найдено объяснение того, почему мироточат иконы. Но происходит это всегда накануне трагических событий как напоминание о людской греховности и необходимости покаяния. Что же это за явление? На образах появляется благоухающая жидкость, напоминающая миро. Консистенция и цвет её могут быть разными — от прозрачной росы до тягучей тёмной смолы. Любопытно, что мироточат не только образы, написанные на дереве. Это происходит и с фресками, фотографиями, металлическими иконами и даже с ксерокопиями.

И в настоящее время происходят подобные чудеса. Несколько десятков Тираспольских икон начали мироточить в период с 2004 по 2008 год. Это было предупреждение Господа о кровавых событиях Беслана, Грузии, оранжевой революции в Украине.

Один из таких образов, икона Божьей матери «Семистрельная» (другое название - «Умягчение злых сердец»), начала мироточить в мае 1998 года. Продолжается это чудо по сей день.

На защите дома - Святая Богородица

Икона Богородицы обязательно есть в доме верующего, который заботится о безопасности своего жилища.

Считается, что молитвы перед её ликом защищают всех живущих в доме в физическом и духовном плане. С древности повелось размещать над входными дверями в избу икону Богородицы и просить у неё защиты и поддержки. Самые любимые Богородичные изводы: Иверская, Семистрельная, "Нерушимая стена", "Неопалимая Купина" и некоторые другие. Всего насчитывается более 860 наименований икон Божьей Матери. Запомнить их все невозможно, да и не нужно. Выбирая молельный образ, важно прислушаться к своей душе и следовать её советам.

Не только простые верующие, но и царские особы почитали иконы Богородицы. Фото, сделанное в спальне царя Александра, подтверждает это.

Иконы Богородицы с младенцем даруют утешение в печали, избавление от болезней, духовное прозрение только тем, чьи молитвы искренни, а вера непоколебима. Главное, чтобы обращение к Пресвятой Деве шло от чистого сердца, а намерения были добрыми.

Прославление Богоматери

Всеобщая любовь православных к этому святому образу нашла отражение и в большом количестве церковных праздников в её честь. Практически в каждом месяце года найдётся такой день, а порой и несколько. Около 260 чудотворных Богородичных образов упоминается в русском православном календаре.

Значимый православный праздник — Покров Богородицы - стал темой одноимённых икон. На этих изводах Пресвятая Дева изображена в полный рост. В руках перед собой она держит покрывало с изображением Христа или без него. Обретённая в конце XX столетия Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" стала символом возрождения духовности России и напоминанием о значимости этого образа в истории страны. Её всё чаще причисляют к наиболее чтимым русским иконам.

На иконе «Умиление» Божья Матерь запечатлена в счастливый миг до рождения младенца, но после Благовещения. Выделяется она своим светлым ликом и восторженным выражением лица. У Марии полуопущенные глаза, молитвенно скрещенные руки и немного наклонена голова, все это символизирует кротость, смирение и целомудрие. Богородица изображена в момент, когда ангел Гавриил сообщает ей о том, что ей суждено родить Сына Божьего. День иконы празднуется 1 и 10 августа.

Изначально лик был изображен на холсте, который прикреплен к кипарисовой доске. Презентовал ее Николай второй Преподобному Серафиму Саровскому. Он имел способности видеть сердца и души людей, поэтому и молился об их исцелении. Масло из лампадки, которая горела возле образа, обладало целебными свойствами. Преподобный смазывал им больных, что способствовало их выздоровлению. Серафим называл эту икону «Радость всех Радостей». Преподобный умер стоящим на коленях прямо перед иконой. В 1991 году образ был передан Московскому Патриарху Алексию II, который поместил ее в патриаршей церкви. Каждый год икону переносят в Богоявленский собор, где проходит поклонение. Со временем было сделано огромное количество копий и некоторые из них также обладают чудодейственной силой.

В чем помогает икона «Умиление» и ее значение

В общем, образ считается женским, поэтому его сила направлена на то, чтобы оберегать представительниц прекрасного пола. Благодаря использованию иконы девушка может сохранить чистоту, добрый нрав и целомудрие. Считается, что образ помогает всем и главное, вера, причем, чем она сильнее, тем быстрее осуществится желаемое.

О чем молятся иконе «Умиление»:

  1. Молитва к этой иконе помогает легче пережить пубертатный период, способствует зачатию и легким родам.
  2. Образ помогает избавиться от различных заболеваний.
  3. Матери обращаются к Божьей Матери с просьбой о счастливой жизни своих дочерей, чтобы они нашли достойного спутника жизни и были счастливы.
  4. Если обращаться к образу, то можно избавиться от дурных мыслей, душевных переживаний и достичь .

Сегодня многие девушки предпочитают вышивать икону «Умиление». Во время самого процесса рекомендуется молиться и обращаться к Богородице. Трудиться нужно с чувством покаяния в хорошем настроении и без дурных мыслей. Многие женщины, которые не могли забеременеть, сразу после завершения работы узнавали о том, что находятся в положении. Вышитые картины играют роль обычной иконы, на которую можно молиться.

Молитва иконе «Умиление» звучит так:

«О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь».

Другие иконы Божьей Матери «Умиление» и их значение

Одна из известных икон Божией Матери «Умиление» – Псково-Печерская. Она является списком «Владимирской Богородицы». Написана она была в 1521 году монахом Арсением Хитрошем. Эта икона относится к типу «Елеуса». На ней изображена Богородица, которая на руках держит Иисуса. Младенец прижимается к матери щекой, что символизирует огромную силу любви детей к родителям.

Образ прославился на весь мир благодаря своей чудодейственной силе. Она защищала христиан в самые трудные периоды жизни. В 1581 году польский король решил завоевать Псков и начал сбрасывать на город каленые ядра. Один снаряд попал прямо в икону Богородицы «Умиление», но она никак не пострадала. Считается, что именно лик Богородицы помог выстоять перед напором польского войска. Согласно существующим легендам, образ Божьей Матери помог отнять у французов Полоцк. Еще известно много историй, когда чудодейственная помогала людям справиться с разными недугами.

Большое значение имеет Новгородская икона «Умиление». Этому образу Жители Новгорода поклоняются уже больше 700 лет. Он защищает город от различных напастей, к примеру, пожаров, войн и т.п. Празднование этой иконы проходит 8 июля.

Поделиться: