Икона умиление день празднования. Икона «Умиление Пресвятой Богородицы»: история и значение образа

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России , от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.


Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.


В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

В православной вере почитается много икон Пресвятой Богородицы. Чаще можно встретить святыни, где Богоматерь держит на руках младенца.

Но есть светлый образ Девы Марии, изображённый ещё накануне рождения Иисуса Христа, но уже после Благовещения.

Скоро пойдёт она к Елизавете, двоюродной сестре, которая скажет слова, ставшие гимном Богоматери: «Богородица дева, радуйся!». Эту песнь Ей мы поём до сего дня.

Как же выглядит образ Пресвятой Богородицы «Умиление», в чем он помогает, поговорим в данной статье.

Образ Богоматери Умиление

Существует целый иконографический ряд святых образов Богоматери, объединённых под одним названием - «Умиление». Но самая известная из них - это икона «Радость всех Радостей», где дева Мария запечатлена в самый счастливый момент, когда архангел Гавриил принёс благую весть о том, что Ей предстоит родить сына Божьего. Руки Богородицы скрещены в молитвенном жесте, голова чуть наклонена, а глаза полуопущены. Такой лик олицетворяет умиление.

История иконы «Радость всех Радостей»

История иконы Умиление Пресвятой Богородицы насчитывает несколько веков. Первоначальный образ Богородицы «Умиление» был нарисован на холсте, прикреплённом к тонкой доске из кипариса. Эта икона принадлежала Преподобному старцу и чудотворцу Серафиму Саровскому (1759-1833), покровителю и создателю Дивеевской обители. Святой Серафим был прославлен церковью в 1903 году благодаря императору Николаю II и до сих пор является наиболее почитаемым в истории Русской Церкви подвижником православия.

В своей отшельнической жизни Серафим Саровский никогда не разлучался с ликом Богоматери «Умиление», который называл «Радостью всех Радостей» и носил везде с собой в заплечной котомке. Немало чудес принесла та старинная святыня. Даже лампадное масло, находящееся возле лика, обладало целебными свойствами. Преподобный чудотворец смазывал им хворых паломников, что текли к нему рекой за помощью, произносил молитвы к иконе «Умиление», и это помогало выздоровлению.

После своей кончины старец завещал передать любимую святыню Дивеевским сёстрам, где она и находилась более 150 лет. Серафимо-Дивеевская икона считается одним из главных образов, запечатлевших лик Божьей Матери, ведь он свидетельствует о скором рождении сына Бога, Иисуса Христа. Светлый образ пронизан радостью и кротостью, именно такими чувствами, которые испытывала Богоматерь в тот счастливый момент.

История написания и автор оригинала Серафимо-Дивеевского образа неизвестны, а происхождение иконы датируется годами жизни Серафима Саровского, то есть концом XVIII века. После кончины старца, образ хранился в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря. Там построили специальный придел, а под саму икону была вырезана нарядная божница со стеклом (киот). В обители существовала традиция, когда все насельницы во время богослужения вставали за этим киотом с ликом Богородицы. В 1902 году для этой иконы Николай II сделал бесценный дар в виде золочёной ризы и серебряной лампадки.

А в 1991 году подлинная святыня «Умиление» была передана в ведение Московской патриархии и находится в патриаршей резиденции до сих пор. В Дивееском же монастыре вместо оригинала была оставлена точная копия чудотворного образа. Но каждый год в день Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого поста) из Патриаршей церкви подлинник переносится на всеобщее поклонение в Богоявленский (Елоховский) собор. Последние 70 лет именно Богоявленский кафедральный собор является сердцем православной России, центром её духовной жизни.

Увидеть чудесный образ «Умиление», приложиться к любимой иконе Серафима Саровского раз в году могут все желающие.

Другие известные образы Умиление

Со временем с подлинника было сделано большое количество копий, на которых дева Мария изображена по пояс, со сложенными крестообразно руками, чаще всего в голубом покрове. Над головой Девы записаны слова из акафиста - «радуйся невеста неневестная». Изображения говорят о всепрощении и вечной жизни, о смерти во имя любви и спасении всего человечества. Господь уже идёт на землю, чтобы искупить мирские грехи. Известно, что некоторые из этих копий также обладают чудодейственными свойствами, как и оригинал.

Но помимо самой известной «Радости всех Радостей», существует множество образов с изображением Богоматери, под общим названием «Умиление». Есть иконы, где дева Мария изображена не одна, а с младенцем на руках, а её голова с любовью наклонена в его сторону. Маленький Христос тянет к Богородице ручки и приникает щекой к её щеке. Эти святыни пронизаны такой теплотой, какая может быть только между матерью и дитя. Поэтому такие лики тоже относятся к иконографическому образу «Умиление».

В Православной церкви почитаемы несколько видов икон Богородицы. Умиление, от греческого слова «Елеус», означает милосердная, умилившаяся. Иконы из разряда «Елеуса» изображают Богоматерь именно с младенцем на руках. Вот некоторые из них:

Появилась локотская икона совершенно случайно, когда была замечена на календарях, продающихся в обычном магазине, жительницей посёлка Натальей Шишковой. Она сказала продавщице, что негоже так обращаться с фотографиями, на которых есть Богоматерь. На это продавщица ответила, что календари устарели и их всё равно придётся выбросить.

Наталья, истинная верующая христианка, купила два оставшихся календаря с ликом Богородицы, обрезала ненужные даты и развесила эти иконы «Умиление» (фото) в своём доме. Однажды, читая в тишине церковную книгу, женщина почувствовала приятный аромат, но не придала этому значение. А несколько минут спустя, увидела на образе масляное пятно, от него и шло благоухание.

Она посоветовалась со священником местной церкви, который подтвердил частые случаи мироточения образов, находящихся не в храме. Тем временем ароматное мироточение всё увеличивалось, и вскоре мирра потекла с фотографии на стену.

А в праздник великой Пасхи в доме Натальи замироточили все иконы, которых у неё было довольно-таки много. После этого было решено перенести образ в оклад. Сняв его со стены, хозяева с удивлением обнаружили, что мирра покрыла не весь лист, а только лик Божьей Матери. Благоухающее масло пропитало бумагу и с обратной стороны, где проступил образ Всецарицы, а остальная поверхность календаря была сухой. Так появился двойной лик, а икона стала называться двухсторонней.

А ещё по прошествии некоторого времени заметили, что от этого образа происходят исцеления. В дом стали приезжать люди, читать молебны и акафисты. За минувшие годы локотская икона участвовала не раз в крестных ходах. С нею было пройдено по разным городам Руси более 13 тысяч километров и на всём пути шествия мироносный лик Богоматери помогал страждущим справляться с жизненными невзгодами, давал верующим исцеление, а взоры неверующих обращал к Богу.

  • Псково-Печёрский образ «Умиления» , являющийся копией иконы Владимирской Божьей Матери, был написан монахом Арсением Хитрошем в 1521 году. В Псково-Печёрскую обитель икону взял в 1529 году игумен монастыря, преподобный Корнилий. Образ прославился тем, что защищал Псков в 1581 году, когда польский король Стефан обстреливал город огненными ядрами. Один снаряд угодил прямо в икону «Умиление», которую жители крепости вывесили на вершину стены, как единственную Защитницу. Но святыня чудесным образом не пострадала.

Этому же образу присваивается заслуга, когда в 1812 году был отбит у войска Наполеона Бонапарта город Полоцк. Победу русские солдаты и командиры относят именно к помощи чудесной иконы «Умиление».

Известны и другие истории этого образа, связанные с чудодейственными исцелениями от разных недугов, в том числе от слепоты.

На Псково-Печёрском образе Богородица держит маленького Иисуса, прижимающегося к материнской щеке.

Это символизирует бесконечную связь детей и родителей, великую силу сыновней любви.

К такому же типу (Елеус) относятся лики Богородицы:

  • Донской;
  • Владимирской;
  • Ярославской;
  • Гребневской;
  • Почаевской.

Существуют и менее известные разновидности ликов Божьей Матери «Умиление», например «Взыграние Младенца», которая тоже относится к типу «Елеус». Много веков радуют православных своей помощью все эти святыни, неся в образе Богородичной иконы умиление и значение.

Образ Божьей матери Умиление




Помощь святыни

Значение иконы «Умиление» важно для всех. Но в основном образы Божьей Матери принято считать женскими заступницами. Обращаются к святому лику женщины, матери и незамужние девушки . Просят поддержки у Богородицы и мужчины, призывая Её о помощи, вспоминая о своей матери. Икона всем обязательно поможет, надо только верить, и чем сильнее будет вера, тем скорее придёт желаемое .

О чём молятся иконе

Умиление - воплощение самой чистоты, целомудрия и сдержанной радости . Возвышенный образ Богородицы почитается в народе, особенно девицами . Дева Мария может выступать в их искренних молитвах:

  • помощницей в выборе жениха;
  • нравоучительницей целомудрия;
  • наставницей чистых помыслов для неокрепшего девичьего сердца;
  • руководительницей в выборе жизненного пути.

Молятся перед Ней женщины:

  • о крепком браке;
  • желанном зачатии дитя;
  • благополучном родоразрешении.

Чудотворный образ помогает страждущим:

Сегодня многие рукодельницы вышивают своими руками образ «Умиление». Во время этой работы рекомендуется искренне молиться. Известны случаи, когда женщины, которые не могли зачать, после завершения образа узнавали о том, что беременны. А вышитая картина играет ту же роль, что и церковная икона, на которую теперь можно молиться дома.

Основным образом «Умиление» считается Серафимо-Дивеевская икона. Её почитают и устраивают празднование каждый год, 28 июля и 9 декабря . Другие лики Богоматери также почитаются в каждом городе, во всех церквях и храмах:

Кроме этих дней, каждое воскресенье, перед началом службы, все храмы проводят Параклис Божьей Матери (церковные песнопения в Её честь).

Молитвы пред образом Богоматери

Лик Богородицы «Умиление» показывает всем, что любые новости или испытания необходимо встречать со смирением, проявляя кротость и покорность. Отцы и матери обращаются всем сердцем к Богородице с просьбой, чтобы их дети были здоровы и счастливы.

Молитва 1

О, Пресвятая Госпожа, Богородица! Прими мои недостойные молитвы, сохрани от наветов злых и от напрасной смерти, подай радость и в печали место даруй. Избави нас, о Владычица, от всяческого зла, помоги нам, грешным рабам Твоим, защити и встань в своём пришествии за нас пред Сыном Твоим и Христом Богом, и наследниками Их быть нас сподоби, чтоб достичь Царствия Небесного и извечной жизни, со всеми святыми в бесконечные века. Аминь.

Молитва 2

Прими, Пречистая Госпожа, Владычица, сии честные дары, Тебе единственной принесённые от нас, недостойных рабов Твоих. От всех родов избранная, всех тварей земных и небесных высшее явление, будь с нами, Сына Божьего узнавшая и сподобившаяся видеть святое Тело Его и пречистую Кровь Его; тем же свята Ты в родах родов, Богоблаженная, херувимов светлейшая и серафимов честнейшая, сущая Матерь Божья.

И ныне воспетая Пресвятая Богородица, не перестань молиться о нас, недостойных рабах Твоих, избавь нас от всякого совета лукавого и всякого злого обстоятельства, и сохрани нас невреждёнными от ядовитого намерения дьявольского; до конца молитвами своими нас соблюди, яко Твоим заступлением и помощью спасаемся. Слава Тебе, хвала, поклонение и благодарение за всё. Просим у Троицы Единой, Бога и всех Святых, и к Создателю взываем, ныне, присно, и во веки веков. Аминь.

Один из них - «Умиление». На иконах «Умиление» (в греческой традиции - "Елеуса") Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс. Она держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных, на ней Божия Матерь изображена одна. Ее руки крестообразно сложены на груди, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконописи "Елеуса", тем не менее носит идентичное название.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково - Печерская

Псково-Печерская икона Божьей Матери «Умиление» (фото расположено ниже) является списком «Владимирской Богородицы». Ее написал монах Арсений Хитрош в 1521 году. В Псково-Печерский монастырь икона была привезена благочестивыми купцами в 1529-1570 годы, когда игуменом монастыря был преподобный Корнилий. Эта святая икона на весь мир прославилась своей чудодейственной помощью, поддерживая и защищая православных христиан в трудные жизненные моменты.

«Умиление» - Псково-Печерская - относится к иконописному типу "Елеуса", который является самым распространенным в русской иконописи. Здесь изображена Дева Мария, держащая на руках своего Сына Иисуса Христа. Младенец прижимается своей щекой к Богоматери, проявляя высшую степень сыновней любви.

К данному типу относятся такие иконы Богородицы, как Донская, Владимирская, Ярославская, Феодоровская, Жировицкая, Гребневская, Почаевская, Взыскание погибших, Ахренская, Дегтярёвская и др. Одним из образов этого типа является икона Божьей Матери «Умиление» Печерская.

История прославления чудотворной иконы

В 1581 году польский правитель король Стефан Баторий совершил попытку осады Пскова. С колокольни Мирожского монастыря солдаты противоборствующей стороны сбрасывали каленые ядра, одно из которых попало в икону Богородицы «Умиление», висевшую на вершине городской стены. Но образ чудесным образом был сохранен, а ядро упало возле него, не принеся каких-либо повреждений. Проиграв в этой войне, литовское княжество было вынуждено в очередной раз заключить перемирие с Россией.

Благодаря помощи Богородицы было совершено отнятие у французов города Полоцка. Событие произошло 7 октября 1812 года во время Отечественной войны при нашествии войск Наполеона Бонапарта. Командир I корпуса приписывает свою победу именно помощи Богородицы и ее святого образа «Умиление». Икона Божией Матери своей чудодейственной силой помогла одержать очередную победу.

Известны многочисленные случаи помощи этой иконы при чудесном исцелении слепых людей. Вдова, молившаяся Пресвятой Деве Марии, получила выздоровление после горячей молитвы перед иконой «Умиление». Икона Божией Матери прославилась великим чудом. Женщина была слепа на протяжении почти трех лет, а после горячей молитвы перед чудотворным образом прозрела. Также от ослепления был исцелен и крестьянин, не видевший перед этим шесть лет. Кроме того, были отмечены различные случаи выздоровления от тяжелых болезней, происходившие при помощи Богородицы после молитвы перед этим святым образом.

«Умиление» - Серафимо-Дивеевская икона

Икона Божией Матери «Умиление» считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей. Икона эта находилась в келье Серафима Саровского. Он очень глубоко почитал эту икону, называя ее «Всех радостей радость». Стоя на молитве перед образом Богородицы, преподобный мирно отошел ко Господу. Еще при жизни святого перед иконой горела лампада, маслом из которой он помазывал всех приходящих к нему людей, исцеляя от душевных и телесных недугов.

Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз. Над головой надпись слов из акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная!"

История иконы

История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. После смерти Серафима Саровского образ был перенесен в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В послереволюционное время, когда Дивеевская обитель была закрыта, икону Богородицы вывезла в Муром Дивеевская игуменья Александра. В 1991 году чудотворный образ был передан Алексию II - Патриарху Московскому, который поместил икону в патриаршей церкви, где она и находится в настоящее время. Один раз в год чудотворный образ выносят в Богоявленский собор для поклонения. Приложиться к нему можно всем желающим православным христианам. В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа.

Новгородская икона «Умиление»

Жители Новгорода уже на протяжении почти 700 лет почитают другую икону Божией Матери «Умиление». Она известна благодаря многочисленным чудотворениям, происходившим от молитвы ко Пресвятой Богородице.

Пресвятая Дева защищала город от пожаров, разорений и войн. Благодаря горячей сердечной молитве перед этим святым образом многие люди получали исцеления от душевных печалей и телесных болезней. Празднование иконы совершается 8 июля.

Смоленская икона Божией Матери «Умиление»

На смоленской богородичной иконе «Умиление» Святая Дева изображена с руками, крестообразно сложенными на груди. Она любуется на своего Божественного Сына, играющего на складках Ее одежды. Лик Пресвятой Девы исполнен глубокой любовью и одновременной печалью за Своего Сына.

Образ известен миру еще с 1103 года. А прославился он благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы, защитившей Смоленск от нападения польских воинов в начале XVII века.

Чудотворная Икона «Умиление» Божьей Матери, значение для верующих

При молитвенном обращении ко Пресвятой Богородице «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, о примирении враждующих, об избавлении от нашествия врагов и сохранении Российского государства. Но наиболее часто к ней приходят молодые девушки и женщины, изливая многочисленные просьбы о благополучном замужестве, исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей. Любая икона «Умиление» изображает состояние святой души Богородицы: ее нескончаемую любовь к людям, великую чистоту и святость.

Многие христианки после совершения искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое успокоение, веру и надежду в чудодейственную силу Пресвятой Девы. Помогает в этом икона «Умиление» Божьей Матери. Значение этого святого образа заключается в помощи Богородицы всем просящим у нее людям.

Многие православные христианки вышивают иконы Пресвятой Богородицы. В последнее время для этой цели стали чаще использовать бисер. Существует благочестивая традиция посвящать сей труд Пресвятой Деве. Во время вышивания верующие женщины совершают молитву и трудятся с чувством покаяния. В просьбе родить здоровых детей некоторые матери берут на себя труд вышивания икон. Когда икона Божьей Матери «Умиление» бисером готова, ее заключают в застекленную рамку и освящают в православном храме. После этого молятся перед образом в надежде получить просимое.

Гимнография

Известны многие молитвословия, посвященные Пресвятой Богородице. Перед иконой «Умиление» верующие читают акафист. Молитва иконе Божьей Матери «Умиление» содержит глубокий смысл: православные восхваляют Пресвятую Деву, называя Ее Заступницей и Защитницей нашей Страны, Красотой и Славой обители, а также просят сохранить людей от зла, спасти русские города и защитить православный народ от нашествия врагов, землетрясения, потопа, от злых людей и других несчастий. Эту молитву принято произносить, обращаясь за помощью к Пресвятой Деве Марии, в надежде на Ее небесную помощь и поддержку.

Акафист

Акафист иконе Божией Матери «Умиление» содержит преимущественно хвалебные тексты. В нем содержится 13 икосов и кондаков, которые освещают некоторые исторические события, связанные с появлением и прославлением святой иконы. В акафисте также изложены различные просьбы ко Пресвятой Богородице о помощи, защите и молитве за грешный род человеческий. В конце всегда читается заключительная коленопреклонная молитва, исполненная просьб ко Пресвятой Деве Марии о спасении и защите всех людей.

Заключение

Существует несколько различных видов православных икон Божией Матери, именуемых «Умиление»: есть чудотворные, местночтимые и почитаемые образа.
Несмотря на то, что все эти образы разные, у них есть одно общее - они всегда передают безграничную любовь Пресвятой Богородицы к православным христианам и всем людям.

Храм иконы Божией Матери «Умиление» в Москве находится при центре социальной им. В. П. Сербского. Это домовый действующий храм, расположенный по адресу: Хамовники, переулок Кропоткинский, 23. Здесь всегда ждут верующих, желающих помолиться и обрести душевный покой.

Образ Богородицы — самый почитаемый среди христиан. Но особо любят её на Руси. В XII веке был учреждён новый церковный праздник — Покров Богородицы. Икона с её изображением стала главной святыней многих храмов. Пресвятую Деву стали считать покровительницей и защитницей России. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является копией византийского образа, написанной в конце этого столетия.

В XIV веке Москва окончательно становится центром православия на Руси, и Успенский собор в это время получает название "Дом Богородицы".

Истоки иконографии

Первые изображения Божией матери историки относят к началу нашей эры. В катакомбах Прискилы были найдены сюжеты с изображениями Богородицы, которые датируются II веком. Образы Пресвятой Девы на заре христианства наносили на сосуды для благовоний. Такие ампулы, украшенные библейскими сюжетами, были подарены примерно в 600 году королеве лангобардов Теоделинде.

Первые изводы Пречистой Девы

В 431 году Эфесский собор утвердил за Марией вечное право называться Богородицей. После этого знаменательного события появились Иконы Богоматери в привычном для нас виде. Сохранилось несколько образов того периода. На них Дева Мария чаще всего предстаёт сидящей на троне с младенцем на руках.

Изображение Матери Божией встречаются и в ранних мозаиках, которые украшают старые храмы. К таковым можно отнести:

римскую церковь Санта Маджоре (датируется V веком);

церковь VII века Панагия Ангелоктиста, расположенную на Кипре.

Но живописцы из Константинополя смогли придать этому образу особую гармонию. Церковь Святой Софии славится своими мозаиками IX-XII веков, в которых встречаются разные типы иконографии Богородицы. Византия — родина замечательных образов Пресвятой Девы. Одна из таких икон была привезена в Россию. Позже она была названа Владимирской и стала эталоном русской православной иконописи. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является, как уже было сказано, копией византийского образа.

Типы Богородичных икон

В иконографии выделяют 4 основных группы изображений Пречистой девы по основной идее:

«Знамение» (усечённый вариант получил название «Оранта»). Этот иконографический тип считают самым насыщенным по богословскому содержанию. Главная тема здесь — Воплощение.

«Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

«Умиление» - название от греческого «елеус» ("милостивая").

Четвёртый тип условно называют Акафистным. Основная идея таких икон - прославление Матери Божией. Эти образы отличаются большим разнообразием.

Иконографический тип «Знамение»

На изводах этой группы Святая Богородица представлена молящейся. Изображается в полный рост или по пояс. На груди Матери Христа находится медальон с изображением ещё не родившегося Спасителя. Икона молящейся Богородицы символизирует непорочное зачатие Христа, единение матери и Святого младенца. К этому типу относят Ярославскую Оранту, Курскую Коренную, Новгородское «Знамение». Оранта — более простой вариант икон, на которых Богородица представлена без младенца и является символом церкви.

Иконопись «Одигитрия»

Очень распространённый тип Богородичных образов. Такие иконы Богородицы с младенцем воплощают идею о том, что Матерь Божья направляет нас к вере, ко Христу. Богоматерь изображается фронтально оплечно или по пояс, иногда в полный рост. На одной руке она держит младенца, а другой указывает на Иисуса. Этот жест имеет глубокий смысл. Богородица как будто показывает истинный путь - к Богу, к вере.

Христос одной рукой благословляет Мать, а вместе с нею и всех верующих. В другой - держит книгу, развёрнутый или свёрнутый свиток. Реже — державу и скипетр. Наиболее известные иконы Богородицы этого типа: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Петровская, Казанская.

Иконография Богородицы "Умиление"

Такие образы - самые лиричные из тех, на которых изображены Божия Матерь и младенец, обнимающий её за шею. Образы матери и ребёнка — символы Христа и Церкви Христовой.

Разновидность этого типа - «Взыграние». Здесь младенец написан в более свободной позе, одной рукой он касается лика Богородицы.

В таких образах Пресвятая Мария является символом не только материнства, но души, близкой к Богу. Взаимное прикосновение двух ликов - это Христос и Церковь Христова, единение земного и небесного.

Есть ещё одна разновидность этого типа - «Млекопитательница». На этих иконах Богородица кормит младенца Грудью. Так символично изображают духовное питание верующих.

Волоколамская, Владимирская, Ярославская иконы Богородицы относятся к этому типу изображений святого образа.

«Акафистные» иконы Богородицы

Образы этого типа чаще всего несут в себе черты одного из основных, но имеют дополнительные детали и подробности. К ним в иконографии относят такие иконы, как "Неопалимая Купина", Богоматерь - "Живоносный источник", Богоматерь — "Гора Нерукосечная".

Острабрамская-Виленская, "Умягчение злых сердец" — редкие иконы Богородицы, на которых она изображена без младенца. Обычно их тоже относят к «Акафистным». Одна из них, Серафимо-Дивеевская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, была любимым образом Серафима Саровского, причисленного после смерти к лику святых. Сам священник называл её "Радость всех Радостей" и использовал для исцеления пришедших к нему за помощью. А позже перед этим ликом он отошёл в мир иной.

Каноны иконописи Богоматери, значение символов

По православной традиции, для изображения одежд Богородицы используют такие элементы: синяя туника, голубой чепец и вишневый плат на голове, иначе называемый "мафорий". Каждая деталь имеет свой смысл. Три золотых звезды на мафории - тройной символ непорочного зачатия, рождения и смерти, кайма на нём — знак прославления. Сам плат олицетворяет материнство, принадлежность Богу, голубой цвет одежд — девственность.

Известны случаи нарушения традиций. Этим пользуются иконописцы, чтобы особо выделить определённые черты. Например, чтобы подчеркнуть непорочность, Девство Божьей Матери, изображают её в синем плате. Богоматерь Ахтырская - именно такой вариант.

Написание Пречистой Девы без мафория также считается нарушением церковных канонов.

По православным правилам, даже венец, знак царства, принято изображать поверх плата. Так написаны иконы Новодворская, Холмовская. Венец на голове Богородицы пришёл в восточную христианскую иконопись из Западной Европы, на ранних образах голову Матери Божьей покрывал только мафорий.

Русские традиции в иконографии Божией матери

Изображение Пресвятой Девы на троне встречается чаще среди итало-греческих образов. Написание Царицы Небесной, сидящей на троне или в полный рост, в России в основном использовалось в масштабных композициях: во фресках или на иконостасах.

Иконописцы же больше полюбили поясное или оплечное изображение Царицы Небесной. Так создавались изводы более понятные и близкие сердцу. Во многом это можно объяснить особой ролью иконы на Руси: она была и спутником жизни, и святыней, и молельным образом, и семейной ценностью, передававшейся из поколения в поколение. Недаром в народе Богородица воспринималась как заступница, которая способна смягчить гнев Грозного Судии. Причём чем старше образ и «намоленней», тем большую силу он имеет.

Большое количество икон в домах верующих и храмах — отличительная черта земли русской. Многие Богородичные образы считаются здесь чудотворными, что подтверждено многочисленными свидетельствами.

Богоматерь — свидетельница и участница русской истории

Много веков сопровождают историю России иконы Богородицы, значение которых не переоценить. Один маленький пример - икона Феодоровская:

В 1239 году этим образом князь Ярослав благословил сына своего Александра на брак с княжной Параскевной. Эта икона сопровождала Александра во всех его военных походах. Позже именно перед этим ликом Богоматери Святой Александр принял монашество.

В 1613 году пред этим образом Михаил Романов, призванный на царство Земским собором, принял российский престол. Феодоровская Богородица стала свидетельницей обетов верности России, её народу и православной церкви.

В XVIII веке все члены царской семьи обязательно приезжали в Кострому на поклон чудотворному изводу, с которого началась история царской династии Романовых.

Особо нужно упомянуть Владимирскую икону Божьей Матери, подаренную России патриархом из Константинополя Лукой Хризовергом в XII веке. По преданию, молитвы перед этим образом не раз спасали Москву от завоевателей.

Чудотворная сила Богородичных икон

Многие образы Пресвятой Девы Марии считаются чудотворными. Они неотделимы от жизни христиан. Они живут с народом и помогают в горестях.

Некоторые московские чудотворные иконы Богородицы:

Владимирская, хранящаяся в храме Святителя Николая. Считается, что она трижды защитила Русь от врагов. Потому православные чествуют эту икону 3 раза в году: в июне, июле и сентябре.

Тихвинская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, украшающая одноимённый храм в Москве. В 1941 году самолёт с этим образом трижды облетел столицу, после чего наступление фашистов на город было остановлено. Любопытно, что эта церковь не закрывалась даже в советское время.

Икона Богородицы «Милостивая», святыня Зачатьевского женского монастыря, подарившая многим женщинам счастье материнства.

«Взыскание погибших», Иверская Божья Матерь, «Утоли Моя Печали» - только часть чудотворных московских образов Царицы Небесной. Невозможно даже сосчитать, сколько их на необъятной территории России.

Чудотворения Казанской иконы Божией матери

Этот образ заслуживает особого внимания. Казанская икона Богородицы явила чудо уже своим появлением в 1579 году после большого пожара в городе, когда была найдена среди пепелища абсолютно не пострадавшей от огня.

Многочисленные исцеления больных, помощь в делах подарил этот извод верующим. Но самые значимые чудотворения этой иконы связывают русские христиане с защитой отечества от иноземных захватчиков.

Уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович повелел установить в честь неё общероссийский праздник. Случилось это после благополучного рождения наследника российского престола во время всенощной службы в честь Казанской Богородицы. Эту икону стали считать покровительницей царской династии.

Полководец Кутузов, отправляясь на поля сражения Отечественной войны 1812 года, преклонил колени перед этой святыней и просил у неё заступничества. После победы над Наполеоном он преподнёс в дар Казанскому Собору всё отнятое у французов серебро.

Мироточивые молельные образы Божьей Матери

Это одно из самых больших чудес, связанных с иконами. До сих пор не найдено объяснение того, почему мироточат иконы. Но происходит это всегда накануне трагических событий как напоминание о людской греховности и необходимости покаяния. Что же это за явление? На образах появляется благоухающая жидкость, напоминающая миро. Консистенция и цвет её могут быть разными — от прозрачной росы до тягучей тёмной смолы. Любопытно, что мироточат не только образы, написанные на дереве. Это происходит и с фресками, фотографиями, металлическими иконами и даже с ксерокопиями.

И в настоящее время происходят подобные чудеса. Несколько десятков Тираспольских икон начали мироточить в период с 2004 по 2008 год. Это было предупреждение Господа о кровавых событиях Беслана, Грузии, оранжевой революции в Украине.

Один из таких образов, икона Божьей матери «Семистрельная» (другое название - «Умягчение злых сердец»), начала мироточить в мае 1998 года. Продолжается это чудо по сей день.

На защите дома - Святая Богородица

Икона Богородицы обязательно есть в доме верующего, который заботится о безопасности своего жилища.

Считается, что молитвы перед её ликом защищают всех живущих в доме в физическом и духовном плане. С древности повелось размещать над входными дверями в избу икону Богородицы и просить у неё защиты и поддержки. Самые любимые Богородичные изводы: Иверская, Семистрельная, "Нерушимая стена", "Неопалимая Купина" и некоторые другие. Всего насчитывается более 860 наименований икон Божьей Матери. Запомнить их все невозможно, да и не нужно. Выбирая молельный образ, важно прислушаться к своей душе и следовать её советам.

Не только простые верующие, но и царские особы почитали иконы Богородицы. Фото, сделанное в спальне царя Александра, подтверждает это.

Иконы Богородицы с младенцем даруют утешение в печали, избавление от болезней, духовное прозрение только тем, чьи молитвы искренни, а вера непоколебима. Главное, чтобы обращение к Пресвятой Деве шло от чистого сердца, а намерения были добрыми.

Прославление Богоматери

Всеобщая любовь православных к этому святому образу нашла отражение и в большом количестве церковных праздников в её честь. Практически в каждом месяце года найдётся такой день, а порой и несколько. Около 260 чудотворных Богородичных образов упоминается в русском православном календаре.

Значимый православный праздник — Покров Богородицы - стал темой одноимённых икон. На этих изводах Пресвятая Дева изображена в полный рост. В руках перед собой она держит покрывало с изображением Христа или без него. Обретённая в конце XX столетия Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" стала символом возрождения духовности России и напоминанием о значимости этого образа в истории страны. Её всё чаще причисляют к наиболее чтимым русским иконам.

«Умилением» в иконописи называют тип образов, на которых изображена Дева Мария перед рождением младенца или с младенцем Спасителем. Лик Богородицы - светлый, нежный. Глаза полуопущены, руки молитвенно скрещены, голова немного наклонена. Такое положение символично - оно передает кротость, невинность, смирение. Празднования святыни проходят 1 и 10 августа.

Серафимо-Дивеевская икона - «Радость Всех Радостей»

«Радость Всех Радостей» - одна из самых почитаемых икон «Умиление». На ней Дева Мария Изображена одна. Её сын ещё не появился на свет, но Благовещение уже произошло. Она знает, что станет матерью Спасителя.

Изначально икона изображена на холсте. Николай Второй подарил её Преподобному Серафиму Саровскому. Священнослужитель видел души людей, был способен разгадать тайные помыслы и желания. Он всегда молился об исцелении страждущих. Подаренная икона стала его любимой - перед ней он исцелял людей, смазывая их целебным маслом; молясь перед ней, он и умер. Чудотворец называл святыню «Радостью Всех Радостей».

Икона прославилась, как чудотворная. Император приказал сделать для неё богатый оклад - серебряную ризу с золотым теснением.

История «Радости Всех Радостей»

Задолго до своей кончины Преподобный Серафим предвидел, что икона окажется в Дивеевской женской обители. Она считается четвертым уделом Божьей Матери на Земле. Священнослужитель даже оставил этому монастырю определенное количество денег, завещав женщинам потратить их на «устроение кельи для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас». Так и случилось: икона передана обители, по приказу тогдашнего игумена, к монастырю пристроено новое крыло.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский монастырь закрылся. Перед арестом Александр, последний игумен обители, смог спрятать образ и, освободившись, перевезти его в Муром. Там святыню оберегали монахини, каждая из которых перед смертью назначала новую хранительницу. Последняя из них передала «Умиление» тогдашнему Патриарху всея Руси Пимену.

Времена правления большевиков - сложные для любого вероисповедания. Поэтому священнослужитель решил не оставлять изображение святого лика в Москве. Там, как чудотворный, он мог быть уничтожен. Пимен тайно перевез икону в один из поселков области, где она хранилась до 1990 года.

По возрождении православной церкви протоиерей Виктор, настоятель храма, хранивший образ, передал его Патриарху Алексею Второму. Дар до сих пор находится в столице России, при Патриаршем Богоявленском соборе, известном как Елоховская церковь.

Чудотворные списки

Известный список - Псково-Печерский. Икона списана с Владимирского образа «Умиление» в 1521 году. Иконописец - Арсений Хитрош. На списке изображена Богородица с младенцем на руках, который прижимается к ней щекой. Символизм этого образа - огромная любовь детей к родителям.

Список признан чудотворным. В 1581 году польский король напал на Псков, начав сбрасывать раскаленные ядра. Одно из них попало прямо на икону «Умиление», но не принесло ей никакого вреда. Считается, что именно Богородица заступилась за воинов и помогла выстоять перед захватчиками. Она защитила город так же, как мать защищает своего ребенка от всех окружающих проблем.

В Новгороде есть икона «Умиление», перед которой жители молятся уже более 700 лет. Считается, что святыня защищает город от войн и стихийных бедствий.

О чем молятся перед образом

Иконы «Умиление» приобрели славу женских. С чем это связано, доподлинно неизвестно. Скорее всего, с самим символизмом образа, который передает невинность, смирение, милосердие. Значение икон «Умиление» тесно связано с тем, в чем они помогают.

Чаще всего к образам этого типа обращаются со следующими прошениями:

  • Помощь при выборе из всех мужчин того единственного, с которым хочется провести всю жизнь.
  • При проблемах с зачатием ребенка.
  • Богородицу просят, чтобы она передала Богу мольбы об удачном исходе беременности, легких родах.
  • Мать может попросить для своей дочери счастливой женской судьбы - хорошего брака, здоровых детей, бытового благополучия, достатка.
  • Часто родители подростков обращаются с молитвой к образу, чтобы он помог пережить девушке переходный возраст, сохранить целомудрие, добрый нрав. О том же просят сами подростки.
  • Божья Матерь не откажет людям, страдающим от разных недугов.
  • Можно попросить перед святыней об избавлении от гордыни как себя, так и близкого человека.

К «Умилению» обращаются и мужчины, когда им не хватает женского участия, материнской заботы и любви.

Известные чудеса, сотворенные образом Девы Марии

  • 1337 год. В Новгороде царит страшный мор, ежедневно забирающий все больше жизней. От недуга нет никакого спасения, знахари бессильны. В отчаянии все выжившие отправились в Троицкий собор и начали молиться Пресвятой Богородице о том, чтобы она заступилась за них перед Господом и Сыном, прекратив эпидемию. Мольбы были услышаны и вскоре напасть отступила. В честь этого ежегодно выполняется крестный ход из Софийского Собора в Троицкую Обитель.
  • 8 июля 1337 года образ мироточил и парил в воздухе. В связи с этим духовенство организовало крестный ход в Троицкий собор и провело там службу.

Одно из последних чудес произошло в Брянской области, поселке Локоть. Там семья Ремезовых хранит чудотворный список Серафимо-Дивеевской иконы «Умиление». Той, которая когда-то была подарена Преподобному, а после его смерти перенесена в женский монастырь. К ним приехала женщина, которая готовилась к сложной операции по удалению раковой опухоли. Исход такого вмешательства никогда неизвестен, и у пациента есть большие шансы умереть. Страдалица долго и от всего сердца молилась перед иконой, после чего отправилась в больницу. В ходе предоперационной подготовки сделали УЗИ. Исследование показало, что опухоли нет, а пациентка полностью здорова.

Как правильно молиться

При молитвенном обряде нужно помнить следующее:

  • Неважно, сколько раз вы читаете молитву. Важно, чтобы она исходила от чистого сердца, а в душе не было злых помыслов.
  • Молитвы обращают к святому образу, который изображен на иконе. Но прошения адресованы не к нему самому - молящийся просит лик передать его мольбы Господу.
  • Перед молитвой желательно умыться водой, зажечь свечу или лампадку.

Главное, чтобы все, что вы говорите, шло от чистого сердца. Тогда Богородица обязательно услышит вас и поможет. Она, как любая мать, не отказывает своим детям, но требует от них смирения, послушания и веры.

Поделиться: