Икона пресвятой богородицы умиление значение. Икона Божией Матери Умиление — значение и в чем помогает

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции — «Елеуса»). Елеуса (греч. Ελεούσα - милостивая от έλεος - сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца — Спасителя — на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных — на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов - лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому , была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения — приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Православная Икона «Умиление» с изображением Пресвятой Богородицы отличается от других светлым ликом и умилительно-восторженным выражением, это связано с великим значением иконы – запечатлением счастливого мига до рождения младенца, однако после Благовещения.

Пресвятая Богородица изображена на холсте в тот миг, когда ангел Гавриил сообщил ей, что она приведет в мир Сына Божьего. Значение иконы – умиление, благоденствие, чудо – которые должны свершиться и перед этим дивом.

Именно поэтому перед ней получают исцеление самые тяжелые больные не только телом, но и сердцем. Все лицо Марии светиться восторгом и счастьем, а глаза скромно потуплены, что говорит о смирении перед Богом в любых желаниях Его.

В чем помогает «Умиление»?

Икона считается женской, ею желательно оберегать жизнь молодых женщин и девочек. Она помогает пережить сложный пубертатный период, покровительствует в зачатии и родах, сохранении чистоты, добром нраве и целомудрии девушки. Желание получить исцеление от недуга, просьбы о счастливой судьбе дочерям, женском счастье и удачном замужестве приводят людей к лику «Умиление».

Изначально икона была изображена на холсте, и прикреплена к кипарисовой доске. Роскошную ризу и праздничный венец из драгоценных камней и жемчужин презентовал Николай второй.

Изначально хозяином чудотворной иконы был Преподобный Серафим Саровский. Он молился ей об исцелении болезней людей, которые приходили к нему за помощью.

Преподобный Серафим мог видеть сердца и души людей, поэтому помогал им. Маслом лампадки, горевшей у лика Богородицы, он смазывал больных, и они выздоравливали.

Сам Серафим называл икону «Радость всех Радостей» – это наиболее точное отображение самого счастливого и чудесного мига на лице Матери Божьей.

Оригинал иконы находится в келье Преподобного Серафима. С иконы монахини сделали много копий, некоторые из которых переняли на себя чудодейственную силу оригинала. Существует утверждение, что икона помогает всем людям по их вере – чем сильнее вера человека, тем ощутимее помощь Божией Матери.

Умер Преподобный перед этой же иконой. Серафим Саровский завещал «Умиление» сестрам Дивеевского монастыря.

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

«Умилением» в иконописи называют тип образов, на которых изображена Дева Мария перед рождением младенца или с младенцем Спасителем. Лик Богородицы - светлый, нежный. Глаза полуопущены, руки молитвенно скрещены, голова немного наклонена. Такое положение символично - оно передает кротость, невинность, смирение. Празднования святыни проходят 1 и 10 августа.

Серафимо-Дивеевская икона - «Радость Всех Радостей»

«Радость Всех Радостей» - одна из самых почитаемых икон «Умиление». На ней Дева Мария Изображена одна. Её сын ещё не появился на свет, но Благовещение уже произошло. Она знает, что станет матерью Спасителя.

Изначально икона изображена на холсте. Николай Второй подарил её Преподобному Серафиму Саровскому. Священнослужитель видел души людей, был способен разгадать тайные помыслы и желания. Он всегда молился об исцелении страждущих. Подаренная икона стала его любимой - перед ней он исцелял людей, смазывая их целебным маслом; молясь перед ней, он и умер. Чудотворец называл святыню «Радостью Всех Радостей».

Икона прославилась, как чудотворная. Император приказал сделать для неё богатый оклад - серебряную ризу с золотым теснением.

История «Радости Всех Радостей»

Задолго до своей кончины Преподобный Серафим предвидел, что икона окажется в Дивеевской женской обители. Она считается четвертым уделом Божьей Матери на Земле. Священнослужитель даже оставил этому монастырю определенное количество денег, завещав женщинам потратить их на «устроение кельи для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас». Так и случилось: икона передана обители, по приказу тогдашнего игумена, к монастырю пристроено новое крыло.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский монастырь закрылся. Перед арестом Александр, последний игумен обители, смог спрятать образ и, освободившись, перевезти его в Муром. Там святыню оберегали монахини, каждая из которых перед смертью назначала новую хранительницу. Последняя из них передала «Умиление» тогдашнему Патриарху всея Руси Пимену.

Времена правления большевиков - сложные для любого вероисповедания. Поэтому священнослужитель решил не оставлять изображение святого лика в Москве. Там, как чудотворный, он мог быть уничтожен. Пимен тайно перевез икону в один из поселков области, где она хранилась до 1990 года.

По возрождении православной церкви протоиерей Виктор, настоятель храма, хранивший образ, передал его Патриарху Алексею Второму. Дар до сих пор находится в столице России, при Патриаршем Богоявленском соборе, известном как Елоховская церковь.

Чудотворные списки

Известный список - Псково-Печерский. Икона списана с Владимирского образа «Умиление» в 1521 году. Иконописец - Арсений Хитрош. На списке изображена Богородица с младенцем на руках, который прижимается к ней щекой. Символизм этого образа - огромная любовь детей к родителям.

Список признан чудотворным. В 1581 году польский король напал на Псков, начав сбрасывать раскаленные ядра. Одно из них попало прямо на икону «Умиление», но не принесло ей никакого вреда. Считается, что именно Богородица заступилась за воинов и помогла выстоять перед захватчиками. Она защитила город так же, как мать защищает своего ребенка от всех окружающих проблем.

В Новгороде есть икона «Умиление», перед которой жители молятся уже более 700 лет. Считается, что святыня защищает город от войн и стихийных бедствий.

О чем молятся перед образом

Иконы «Умиление» приобрели славу женских. С чем это связано, доподлинно неизвестно. Скорее всего, с самим символизмом образа, который передает невинность, смирение, милосердие. Значение икон «Умиление» тесно связано с тем, в чем они помогают.

Чаще всего к образам этого типа обращаются со следующими прошениями:

  • Помощь при выборе из всех мужчин того единственного, с которым хочется провести всю жизнь.
  • При проблемах с зачатием ребенка.
  • Богородицу просят, чтобы она передала Богу мольбы об удачном исходе беременности, легких родах.
  • Мать может попросить для своей дочери счастливой женской судьбы - хорошего брака, здоровых детей, бытового благополучия, достатка.
  • Часто родители подростков обращаются с молитвой к образу, чтобы он помог пережить девушке переходный возраст, сохранить целомудрие, добрый нрав. О том же просят сами подростки.
  • Божья Матерь не откажет людям, страдающим от разных недугов.
  • Можно попросить перед святыней об избавлении от гордыни как себя, так и близкого человека.

К «Умилению» обращаются и мужчины, когда им не хватает женского участия, материнской заботы и любви.

Известные чудеса, сотворенные образом Девы Марии

  • 1337 год. В Новгороде царит страшный мор, ежедневно забирающий все больше жизней. От недуга нет никакого спасения, знахари бессильны. В отчаянии все выжившие отправились в Троицкий собор и начали молиться Пресвятой Богородице о том, чтобы она заступилась за них перед Господом и Сыном, прекратив эпидемию. Мольбы были услышаны и вскоре напасть отступила. В честь этого ежегодно выполняется крестный ход из Софийского Собора в Троицкую Обитель.
  • 8 июля 1337 года образ мироточил и парил в воздухе. В связи с этим духовенство организовало крестный ход в Троицкий собор и провело там службу.

Одно из последних чудес произошло в Брянской области, поселке Локоть. Там семья Ремезовых хранит чудотворный список Серафимо-Дивеевской иконы «Умиление». Той, которая когда-то была подарена Преподобному, а после его смерти перенесена в женский монастырь. К ним приехала женщина, которая готовилась к сложной операции по удалению раковой опухоли. Исход такого вмешательства никогда неизвестен, и у пациента есть большие шансы умереть. Страдалица долго и от всего сердца молилась перед иконой, после чего отправилась в больницу. В ходе предоперационной подготовки сделали УЗИ. Исследование показало, что опухоли нет, а пациентка полностью здорова.

Как правильно молиться

При молитвенном обряде нужно помнить следующее:

  • Неважно, сколько раз вы читаете молитву. Важно, чтобы она исходила от чистого сердца, а в душе не было злых помыслов.
  • Молитвы обращают к святому образу, который изображен на иконе. Но прошения адресованы не к нему самому - молящийся просит лик передать его мольбы Господу.
  • Перед молитвой желательно умыться водой, зажечь свечу или лампадку.

Главное, чтобы все, что вы говорите, шло от чистого сердца. Тогда Богородица обязательно услышит вас и поможет. Она, как любая мать, не отказывает своим детям, но требует от них смирения, послушания и веры.

Всем знакома икона «Умиление»: каково ее значение, в чем она помогает? Один из древнейших изографических сюжетов, по преданию, был написан еще евангелистом Лукой. Богородица уже тогда олицетворяла Церковь во всех ее символических значениях.

Это надежда, непрерывная связь людей с Небом, не утраченная возможность прощения и спасения, стойкость и преданность Богу в самых страшных испытаниях. И одновременно – бесконечная снисходительность, помощь, наставление, принятие, утешение, ласка и безусловная любовь.

Образ совершенно гениально и естественно говорит обо всех этих вещах на языке семейных отношений. Поэтому и откликаются на нее все сердца, как на материнский поцелуй. В греческой традиции этот образ так и называется «гликофилуса», что означает «сладкое лобзание». У нас же закрепилось обозначение «умиление» или по-гречески «елеуса».

К нему восходят многие из известных изображений Богородицы: например, Владимирская , Псково-Печерская, Донская, Феодоровская и Ярославская. Непростую судьбу русского православия разделил особый вид «елеусы» – Серафимо-Дивеевская.

История иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Оригинальное изображение дошло до наших дней. Изначально это была келейная икона преподобного Серафима Саровского. «Радостью радостей» была она для великого подвижника, перед нею долгие годы он молился, маслом от ее лампады исцелял многих людей и на коленях перед ней же отошел к Богу.

Что представляет собой оригинал — рисунок маслом, обтянутый холстом, на кипарисовой доске. Создан во второй половине XVIII столетия наподобие Остробрамской иконы Божьей Матери, одинаково почитаемой православными и католиками.

Дева Мария изображена здесь в момент Благовещения. Икона выглядит как погрудный портрет молодой женщины: все внимание зрителя притягивает девичье лицо. Но женские глаза полуопущены – девушка в себе переживает вверенную ей великую весть, одновременно радостную и страшную. Скрещенные на груди руки также подчеркивают ее избранность и одиночество среди остальных человеческих матерей, являясь еще и жестом смирения перед Божьим замыслом.

Серафим Саровский завещал образ сестрам Мельничной общины в основанном им же Дивеевском монастыре. В местном Троицком соборе образ Богоматери и пребывал до двадцать пятого года XX века, прослыв чудотворным, как и многие списки с него.

Ближе к тридцатому году обитель «зачистили». Избежавшая расстрела игуменья Александра вывезла икону вместе с окладом в Муром. Следующим хранителем реликвии с начала ВОВ и до самой своей смерти стала монахиня Мария (в миру — Баринова), ее сменил патриарх Пимен. Тот спрятал ее в семье протоиерея Виктора Шаповальникова из поселка Кратово под Москвой.

С начала семидесятых к нему в течение почти 20 лет тайно приходили верующие: святой образ по-прежнему даровал чудеса и исцеления. Наконец, в 1991 году наследие Саровского перешло к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Отныне обретенное «Умиление» украшает столичный Патриарший Богоявленский собор.

О чем молятся перед иконой

К ней надлежит обращаться всем душам, пребывающим в тяжелой болезни, печалях или унынии. Пресвятая Богородица всех слышит, спасает от греховных помыслов и страха перед жизненными трудностями.

Чаще всего к Ней обращаются женщины, но и мужчинам не следует стесняться обращаться к елеусе за утешением и ободрением. Лик посылает помощь защитникам и воспитателям детей, попечителям и опекунам. Перед ним же родителям принято просить охранить своих детей от искушений отрочества.

Он часто становится последней надеждой для женщин, отчаявшихся зачать дитя. А женщины, уже готовящиеся стать родительницами, просят перед «Умилением» ниспослать благополучные беременность и роды.

Женатые пары могут просить у Невесты Неневестной об укреплении семейных уз, а молодые люди – о подсказке в выборе жизненного пути, сохранении духовной чистоты или будущем удачном браке.

Молитва перед иконой «Умиление»

Молящийся просит деву Марию защитить его от клеветы злых людей, преждевременной смерти без покаяния, от всех бед, напастей и скорбей, подать радость вместо печали в ответ на молитвенное усердие.

Произносящий священный текст умоляет удостоить его наследовать Царствие Небесное.

В тексте другой молитвы говорящий обращается к Богородице будто к заботливой матери, защищающей непослушное дитя от гнева сурового Бога-отца. Она названа подательницей душеспасительных даров (искреннего покаяния и богоугодного умиления) и утешительницей. Родительница Христова наделена способностью ниспосылать покаянные слезы, возрождающие бессмертную душу человека из греха.

От нее просят помощи, необходимой для жизни временной и вечной. Умоляют «умирить мир», охранить храм, даровать безмятежность и изобилие земных плодов, а также замолвить милостивое слово за грешную душу в день ее встречи с Создателем, помочь войти в Царство Небесное.

В третьем гласе кондака молящийся уподобляет себя бесплодной смоковнице, не дающей миру даров, но все же живой – и мучающейся страхом быть срубленной. С надеждой смотрит он на икону, моля Благосердую Владычицу об «умилении» – смягчении собственного грешного «каменного» сердца, пробуждении в нем христианского сострадания, желания и способности дарить любовь.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Ежегодно в пятую седмицу Великого поста, на праздник похвалы Пресвятой Богородицы, елеусу выносят из Патриаршего Богоявленского собора.

Каждый пришедший в храм в субботу пятой недели Великой Четыредесятницы может прикоснуться к древней святыне. Тогда же перед священным изображением читается соответствующий акафист .

Кроме того хвалебный хор в честь Заступницы людей перед иконами типа «Умиление» исполняют во всех церквях 22 декабря, 1 и 10 августа.

Заключение

Трудно кратко выразить все значение этого иконописного сюжета для верующего человека. Пожалуй, больше всего подходит слово «надежда». Именно внутренняя уверенность христианки в благости Божьего замысла и ее смиренное доверие Ему сообщает изображению девы Марии такой величественный покой, которого так не хватает современному человеку.

Поделиться: