Игнатич матренин двор. Образ и характеристика рассказчика игнатича в рассказе матренин двор солженицына сочинение. Тест по произведению

В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку. Обретя свободу, стремится уехать в провинциальную глушь, где было бы не обидно жить и умереть. Он мечтает о месте, не изуродованном цивилизацией, ища покоя и тишины.

В этих поисках он устраивается на работу учителем математики в поселке Торфопродукт. Узнав название поселка, вспоминает Тургенева, который воспел великий и могучий русский язык, помогающий вынести все то, что творилось на родине. Но как ему нравится мурлычущий говор Матрены, к которой он устраивается постояльцем в соседней деревне Тальново. Его устраивает незатейливый уклад жизни его хозяйки.

Он неприхотлив в быту, привык питаться как на фронте дважды в день скудной пищей, приготовленною в печи из «картови необлупленной» или «картонного» супа. Спит на мешке, набитом соломой, укрывшись делившей его тяготы телогрейкой. Делит свое жилище с другими обитателями избы: мышами и тараканами. Их шуршание по ночам за обоями напоминает ему таинственный шум океанского прибоя. После пережитого Игнатич ценит другое: уединение и ненавязчивое присутствие Матрены, простую заботу, ее интересные, порой даже изумляющие своей трагичностью или житейской несправедливостью, рассказы, в которых он чувствует суть настоящего, народного, почти былинного. И радуется отсутствию горлопанящего о народных достижениях радио. Ему не приятно вторжение чужих в его жизнь. Оттого пугает ночной визит людей в шинелях. Игнатич понимает, что это сулит беду.

Общаясь с Матреной, не перестает удивляться ее терпению, схожему с христианским смирением, способности не таить зла, умению радоваться. Тем более, что самую большую радость ей приносила работа. Он понимает, что она удивительный человек, хотя деревенские считали ее дурочкой: хозяйством не обзаводится, денег за работу не берет. Но только после трагической гибели Матрены к нему приходит осознание праведности ее жизни, потому что грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки, которая хоть мышей давила. И винит себя за то, что укорит Матрену за свою испачканную телогрейку.

То, о чем повествует Игнатич, созвучно с творчеством многих писателей. Само имя Матрена, ее загубленная жизнь, трудолюбие, бескорыстие напоминают судьбу некрасовских героинь. Особенно красноречивы эпизоды с конем и ее поведением на пожаре.

Наблюдательность рассказчика подсказывает, что у него есть и другое предназначение, хотя по сюжету он просто учитель. Он исследователь «нутряной» России. А ночные бдения и занятия, которым старалась не мешать Матрена, подсказывают, что он еще и писатель. Это затворничество напоминает пушкинские образы: покой, уединение, ветхую избушку и старушку.

Сочинение на тему Рассказчик Игнатич

Игнатич, в произведении Солженицына «Матренин двор», является автобиографичным персонажем. Историю его жизни можно уловить из различных кусочков текста. Он постоялец Матрены, являющейся главной героиней рассказа. Мужчина одинок, и хоть в произведении не указан возраст, по его собственным цитатам можно понять, что у него была довольно насыщенная жизнь.

У главной героини он оказывается потому, что хотел затеряться на своей родине, спрятавшись от всех в какой-нибудь глуши. Когда-то, пусть указано это было лишь намеками, герой служил на фронте. От тех времен в нем остались привычка есть дважды в день и опаска людей в форме, приходящих в позднее время. На десять лет герой был сослан в солнечный, пустынный и жаркий Казахстан. После фронта мужчина долгое время сидел в тюрьме. Однако, причину рассказчик так и не назвал.

Рассказчика Игнатича, Матрена зовет его Игнатьичем, вполне устраивает быт и условия жизни главной героини. При поиске достаточно тихого места он прибыл в Торфопродукт, где милая дама подсказала ему путь к тихой деревушке под названием Тальново. Именно там Игнатич и решил обосноваться.

Он был преподавателем математики, а потому получал достаточно, чтобы снять хорошее жильё, однако сделать это было не так-то просто. Наконец, он поселился на окраине в доме милой и тихой старушки. Матрена не мешала своему квартиранту по вечерам и не донимала вопросами. Это нравилось мужчине, и привело к тому, что главные герои хорошо сдружились. Матрена стала для рассказчика родным человеком и когда ее не стало, он переживал это довольно остро.

Игнатичу пришлось переехать к ее золовке. Но он не переставал вспоминать Матрену. Как пытался сделать ее фото, а она менялась в лице. Только после того, как старушки не стало рассказчик понял, насколько она была важна для села.

Этот мужчина – человек спокойный, совестливый и чистосердечный. Игнатич не любит лгать и ответственно относится к своей работе. Любящий тишину, он сам обронил фразу о том, что хотел бы жить в деревне подальше от железной дороги, и постоянно слушать эту тишину и покой.

Вариант 3

Чтобы изобразить влияние тоталитаризма на обычного человека, писатель написал рассказ «Матренин двор». Главным героем творения является рассказчик Игнатич. Автор не дает полного описания рассказчику. Обратив внимания на детали в рассказе, можно догадаться, что рассказчик вынес многое. Он участвовал в войне, на себе испытал пытки и жизнь в лагере. Игнатич питался всего 2 раза в день, даже после окончания войны. Он не мог терпеть ночные посещения людей в военной одежде. Рассказчик принял решение спрятаться в России и случайно попал в дом к Матрене. Игнатич искал душевную гармонию и покой. Он хотел полностью отдалиться от общества, которое исковеркало его судьбу. Он стал избегать железной дороги, отказывался слушать радио и читать новости, связанные с правительством.

У Матрены рассказчик находит то, что искал долгие годы. Он приобрел людей, родственных по душе. Герой приобрел успокоение и рассказал Матрене о жизни, проведенной в тюрьме. Их роднили трагическая судьба и нравственные отношения. Как и Матрена, Игнатич воспринимал пищу как средство существования. Он постоянно испытывал чувство одиночества как героиня.

Также рассказчик нашел общее сходство в манерах разговора и речи. Речь женщины была наполнена старыми народными словами и диалектной лексикой. Матрена была простой русской крестьянкой. Рассказчик употреблял народные слова с использованием просторечия и диалекта.

Герой дает полное описание Матрене. Игнатич мог заметить великодушие, добросердечие, усердие и душевное благородство людей. Такими чертами характера обладал и сам рассказчик. Герой описал родных и их поведение на похоронах Матрены. Он ощущает их корысть, лицемерие и ложь. В конце рассказа Игнатич испытывает странное чувство вины за то, что не смог постигнуть духовный мир Матрены. Чувство вины он начал испытывать только после ее кончины. И не смог оценить героиню по достоинству. Наблюдая за героем, читатели могут понять всю суть общенародного нрава, присущего Игнатичу. Его жизнь никак не отличается от судьбы человека 20 столетия.

«Солженицын урок» - Оформление урока. Художественные образы в иллюстрациях к рассказам. Быков Дмитрий «Утенок». Учащиеся представляют свои сочинения, в которых делятся впечатлениями от прочитанных миниатюр. «Шарик». «Нам нужна воля. Леготина Екатерина «Лиственница». «Мы-то не умрем». Начало урока. «Лиственница». «Молния».

«Александр Солженицын» - А.И.Солженицын у Чуковских в Переделкино. Зек Солженицын на строительстве дома у Калужской заставы. Ст. лейтенант Солженицын. А. И. Солженицын. Лейтенант Солженицын (слева) с командиром артдивизиона. Александр Солженицын. А. И. Солженицын (сразу после выхода), 1953. Брянский фронт. 1943 г. Александр Исаевич Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича» - Но люди и здесь живут. Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Студентка – с 1935г. «Остаться человеком …» (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). Буйновский – с 1950г. Кильгидис –с 1949г. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Шухов – с 1943г. Тюрин –с 1930г. «Один день Ивана Денисовича».

«Солженицын Матрёнин двор» - Откроем Новый Завет: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут… А. И Солженицын «Крохотки» «На родине Есенина». ПРАВЕДНИК – праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник… Урок-размышление «Не стоит село без праведника» по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» (1959 г., опубликован в журнале «Новый мир», 1964 г.).

«Солженицын литература» - Книги а.И. Солженицына. А. И. Солженицын (1918-2008) ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ. Эпилог. Быстрый, легкий, сильный, очень русский… Успех. Пока на передовой тихо… Юный Солженицын - староста класса, любитель футбола, поклонник театра. В 60-е годы Солженицын был известен в "самиздате" как писатель, прозаик, беллетрист.

«Жить не по лжи» - Безнравственности: предательство цинизм эгоизм корыстолюбие приспособленчество. «Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Портрет Матрёны. Эпиграф: Подготовительная работа учащихся. Причины смерти Матрёны. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Ни город. Художественная деталь:

Всего в теме 13 презентаций

А. И. Солженицын — свидетель многих трагиче-ских событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего.

Стремясь изобразить характерные черты эпохи то-талитаризма и ее влияние на судьбу рядового челове-ка, Солженицын создает очень интересный образ рас-сказчика в рассказе «Матренин двор». Автор не опи-сывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое ла-герь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей за-держке «годков на десять», на нем лагерная телогрей-ка, у него привычка питаться два раза в сутки, «как на фронте», он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и «даже электриком на порядочное строительство» его бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказ-чик стремится «затесаться и затеряться в самой нут-ряной России», он истерзан судьбой, ищет гармонии и покоя, душевного равновесия. Он стремится удалить-ся подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государст-во, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад ха-рактера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, «что много лет провел в тюрь-ме». Их роднит трагичность судеб, отношение к жиз-ни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык «не в еде находить смысл по-вседневного существования». Он так же, как и она, одинок. «Я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал »,— говорит он о себе.

Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матре-ны она полна просторечными и устаревшими слова-ми, многие из которых придуманы ею самой, диа-лектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представля-ет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, зна-чит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью опи-сывает поведение Матрениной родни на похоронах ге-роини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лице-мерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Мат-рены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоин-ству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы по-нимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба — типичная судьба человека того времени.

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Тема

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части , рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части , рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу» , настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1601.

И краткое содержание ] повествование звучит как внутренняя речь Шухова . В «Случае на станции Кочетовка » рассказ ведет как бы стоящий за кулисами автор. В «Матрёнином дворе» рассказчик – одно из действующих лиц, свидетель и комментатор совершающихся на его глазах событий. Это, несомненно, автопортрет, но замаскированный и поднятый до уровня некоего обобщения.

Александр Солженицын. Матренин Двор. Читает автор

«Рассказ полностью автобиографичен», – говорится в примечаниях к «Матрёнину двору». Однако ведь не случайно повествователя Солженицын называет Игнатич, а не Исаич. Писатель отделяет себя от своего героя, несмотря на их явную и несомненную близость. Выражается она не только в сходстве биографий, но прежде всего в лирической тональности всего повествования. Душа автора так и светится в каждом слове: в оценке людей и событий, в общих раздумьях о жизни и смерти, о добре и зле. И слышится на протяжении всего рассказа какая-то непередаваемая словами, за душу хватающая мелодия – чистая, высокая и печальная.

В системе образов «Матрёнина двора» учитель Игнатич – лицо не менее значительное, нежели сама Матрёна .

Представляется слишком узкой трактовка рассказа как произведения, прославляющего так называемое «патриархальное» крестьянство. Понятие праведничества вряд ли можно ограничить рамками той или иной социальной среды. Это понятие совсем из другой области – из сферы нравственной. И в рассказе Солженицына рядом с праведницей-крестьянкой стоит другой праведник – многострадальный русский интеллигент. Несмотря на различие культурных традиций, психологии, интересов, интеллектуального уровня, есть нечто главное, что сближает этих людей и связывает светлыми нитями духовного родства .

Прежде всего, к Игнатичу применимы слова, сказанные о героине рассказа: «Наворочено было много несправедливостей с Матрёной». Жертвой несправедливостей оказался и он. О прошлом этого человека говорится скупо, но и сказанного достаточно. Мимоходом упоминается, что он много лет просидел в тюрьме , что туго ему там приходилось («Телогрейка эта была мне память, она грела меня в тяжелые годы».) Ассоциации с пережитым вызывают и слова, как бы брошенные между прочим: «Неприятно это очень, когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях».

Особенно глубоко в мир рассказчика помогает проникнуть самое начало «Матрёнина двора». О перенесенных им страданиях, о том, как лагерь перевернул душу, обогатил горьким опытом, искалечил болью, научил по-новому воспринимать жизнь, – обо всем этом прямо ничего не говорится. Но между строк раскрывается мироощущение автора-повествователя, просветленное в горниле страданий.

По мысли протоиерея А. Шмемана, приобретенный Солженицыным опыт войны , опыт тюрьмы и опыт возвращения на свободу, – это опыт целого поколения. В двух предыдущих рассказах, – можем мы продолжить эту мысль, – запечатлен опыт тюрьмы и войны. В «Матрёнином дворе» запечатлен «опыт возвращения из тюрьмы, из концлагеря в жизнь, в свой мир, переставший быть "своим"». Во всей ткани рассказа, в каждой клеточке его отражено «это возвращение в жизнь с выстраданной отрешенностью от нее, с мучительным ясновидением правды, способностью по-новому, свободно видеть и оценивать все на выверенных страданием весах совести...» .

Глубоко и точно раскрыт в этих словах, сказанных об авторе рассказа, духовный мир учителя Игнатича. Именно такого рода новое видение жизни и привело его в деревенскую глушь, помогло найти и оценить Матрёну.

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять», – так после краткого вступления начинается рассказ о судьбе двух праведников.

Как и Матрёна, автор-повествователь один во всем мире. Но душа его полна любви. Не к какому-то человеку, а к России, по которой он истосковался, к ее людям, языку, природе. Он говорит: «Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила».

В сердце Матрёны неосознанно таится та же любовь. Вспомним ее желание сфотографироваться у старинного стана. «Видно, привлекало ее изобразить себя в старине», – замечает автор. Вспомним ее манеру говорить в стиле старинных причетов и песен. Этих двух, казалось бы, столь разных людей сближает внутренняя принадлежность к той древней духовной культуре, которую вытеснила и вечная забота о куске хлеба, и пришедшая на место старой – нынешняя лжекультура.

Игнатичу бесконечно дорог мир, с которым связана вся жизнь Матрёны. Жадно вслушивается он в звуки родной речи. Слова женщины, продававшей молоко, «были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии », – рассказывает автор о поисках уголка, где хотелось ему поселиться. И названия окрестных деревень веселят его душу: «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию». Так пошел он за родным словом, как Иванушка в сказке за путеводным клубочком, и привело его это слово в избу Матрёны. Здесь одинокий, усталый человек обрел родную душу и желанный покой.

Люблю песчаный косогор.
Перед избушкой две рябины;
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых...

«Милей этого места, – вспоминает рассказчик, – мне не приглянулось во всей деревне; две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки...». Даже не столько совпадение деталей, сколько общая тональность обоих пейзажей свидетельствует о сходных чувствах писателя и поэта. Сходен в чем-то и их скромный жизненный идеал. Пушкин говорит:

Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

В этих словах – и усталость от жизни, и тоска по независимости, столь естественная для «усталого раба», и пренебрежение к материальным благам. И Игнатич счастлив горьким счастьем бывшего зэка, «усталого раба», обретя тихий угол и родную душу. Идеальной хозяйкой (хотя и не в пушкинском значении этого слова) стала для него Матрёна.

Внутренняя близость постояльца и хозяйки двора проявляется прежде всего в равнодушии к житейским мелочам: к еде, к вещам, к тому, что принято называть «добром». Он прекрасно себя чувствует в бедной Матрёниной избе, безропотно ест изо дня в день «картовь и суп картонный», потому что его, как и Матрёну, жизнь научила «не в еде находить смысл повседневного существования». Ценит он нечто куда более важное: «Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица».

Их быт, привычки, потребности сходны даже в мелочах. Так, Матрёна укрывается «неопределенным темным тряпьем». Игнатич – тулупом да лагерной телогрейкой, «а снизу мешок, набитый соломой».

Сближает этих двух людей и отношение к труду. Матрёна с утра до вечера была чем-то занята. И ее постояльца мы видим обычно склонившимся над тетрадями, что-то пишущим или читающим допоздна. Для Матрёны работа – лучшее лекарство. Поломав спину на чужом огороде и не взяв за свой труд ни копейки, она рассказывает: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!». И Игнатич любит свое дело. Обоим чужд тот стиль работы, который установился во всех сферах – и в колхозе, и в школе. Вспомним слова Матрёны: «А только ни к столбу, ни к перилу у нас работа...» И честный учитель не хочет участвовать в нелепой борьбе за высокий процент успеваемости: «...обманывать я не могу, иначе развалю весь класс, и превращусь в балаболку, и наплевать должен буду на весь свой труд и звание свое».

Публикуя «Матрёнин двор» в 1963 году, Солженицын скрывал свое подпольное писательское прошлое и поэтому убрал из рассказа детали, свидетельствующие о том, что его Игнатич был не только учителем, но и писателем. Теперь эти детали восстановлены. Изба Матрёны, оказывается, привлекала его тем, что хозяйка была одинока, что по бедности не имела радио. Это создавало условия для его потаенной работы. (Солженицын как раз в ту пору писал роман «В круге первом»). Матрёна хороша была и тем, что не мешала его «долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». А обычные его занятия вот какие: «поздно вечером /... / писал свое в тишине избы под шорох тараканов и постук ходиков».

Вся жизнь Игнатича – жизнь подвижника. Угол, занимаемый им в избе, напоминает одинокую келью: «мирный настольный свет над книгами и тетрадями», «суровая койка отшельника». Пройдя долгий путь страданий, наконец обрел человек желанный покой...

Но в мир этот неожиданно врывается смерть и все разрушает.

Описание ночи Матрёниной гибели проникнуто каким-то мистическим ужасом, словно речь идет не о смерти старой, никому не нужной крестьянки, а о всемирной катастрофе. «Не только тьма, но глубокая какая-то тишина опустилась на деревню». Даже кухонька, где происходила попойка, кажется ареной рокового бедствия: «Это было застывшее побоище /... / Все было мертво. И только тараканы спокойно ползали по полю битвы». О фикусах сказано, как о живых свидетелях несчастья: «толпа испуганных фикусов».

Да и мыши – словно уже и не мыши: «Мыши пищали, стонали почти, и все бегали, бегали. Уставшей бессвязной головой нельзя было отделаться от невольного трепета – как будто Матрёна невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Все горе Игнатича вылилось в трех словах: «Убит родной человек». Он не плачет над прахом Матрёны, не произносит надгробных речей. Но так и видишь его одинокую фигуру среди родственников и односельчан покойной – его пронзительные глаза, скорбный рот...

Весь рассказ, и особенно концовка его – поминальное слово над прахом усопшей праведницы. В этом слове – светлый мир ее души. В этом слове – и его душа.

Рисует ли он лицо Матрёны, говорит ли о ее равнодушии к нарядам, в словах выражаются его самые заветные мысли. И слышится голос праведника, голос проповедника: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей...»; «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».

Отрывок из книги М. Шнеерсон «Александр Солженицын. Очерки творчества».

Поделиться: