Храм Св. Николая Чудотворца в Подкопаях что на Кулишках. Церковь николая чудотворца в подкопаях

Москва, Подкопаевский переулок 15/9
Проезд: Метро: "Китай-Город", выход к ул. Солянка
Год постройки: 1625.
Церковь. Действует.

Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского.
В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке.После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. В 1858 г. храм свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором.
Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма.В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Храм был закрыт в 30-ые годы.
Возвращенный Церкви в 1991 г., храм свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет.

Часовня Николая Чудотворца в Подкопаях
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях
Москва, Подколокольный переулок, 9 Часовня. Действует.
Освящена в честь: Николая Чудотворца

Год постройки:Между 1885 и 1887. В 1885 году у храма Николая Чудотворца в Подкопаях на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году. В советское время к алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года. Через некоторое время на Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, Святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 - 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей - иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления - 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Адрес: Подкопаевский пер., 15/9

Как добраться до церкви Николая Чудотворца в Подкопаях: ст. метро Китай-город

Церковь святого Николая в Подкопаях находится в Басманном районе Москвы, на углу Подколокольного и Подкопаевского переулков, вблизи Хитровской площади. В Москве Николаю угоднику посвящено большое количество храмов, церковь Николая Чудотворца в Подкопаях, которую также называют Николая в Подкопаеве или даже Николай Подкопай – одна из многих. Главный престол церкви освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, еще в храме действуют приделы Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

В документальных источниках церковь Николая Чудотворца в Подкопаях впервые встречается в 1493 году. Запись была сделана в связи с тем, что именно сюда переселился великий князь Иван III после того, как во время пожара сгорели его кремлевские палаты. Уже в 1686 году при церкви появился погост, и известно, что храм в это время был каменным.

По поводу происхождения названия Подкопаи существует несколько предположений. Возможно, что это название появилось благодаря человеку с фамилией Подкопаев, который имел какое-либо отношение к строительству древней церкви. По старинному преданию, которое можно принять за вторую версию, однажды воры совершили подкоп под церковную стену, влезли внутрь и похитили серебряную ризу с иконы святого Николая. Когда похитители возвращались с добычей обратно, один из них будто бы был задавлен камнями, поток что подкоп рухнул. Еще одна легенда рассказывает как один богатый купец, бывший церковным старостой, ежедневно молился святому Николаю, а, когда на него обрушились неприятности и он разорился, то обратился к святому со словами укоризны. В ответ на это Николай Чудотворец будто бы разрешил купцу сделать подкоп и снять ризу с его иконы, чтобы она помогла ему вернуть благополучие. Позже, когда купец вновь "встал на ноги", он сделал новую ризу для иконы св. Николая, а церковь с тех пор стали называть Подкопаевской. Ближе к реальности версия, которая объясняет происхождение названия тем фактом, что раньше на этом месте, на берегах реки Рачки, существовал карьер, в котором добывали глину. Кроме того, когда во время последней реставрации церкви в ней вскрывали пол, то под храмом обнаружилось сводчатое помещение, с засыпанными подземными ходами, ведущими в разные стороны.

Исследования, проведенные при восстановительных работах, показали, что существующий сейчас четверик церкви был построен приблизительно в 1550-е годы. Он возведен из тонкого кирпича, который называют Грозненским маломером – его использовали для строительства приделов кремлевского Благовещенского собора в период правления Ивана Грозного. Позднее храм Николая Чудотворца несколько раз перестраивали. Первый раз в период с середины 17 века по начало 18, в это время был установлен шестигранный барабан купола, который и сейчас служит украшением этого храма. Затем церковь перестраивали в 1750-1759. На средства, пожертвованные прихожанами, была достроена колокольня и отдельная кладовая палата. Вход в церковь Николая Чудотворца в те годы находилася не со стороны Подкопаевского переулка, как сейчас, а со стороны Подколокольного.

Храм святого Николая в Подкопаях сильно пострадал во время нашествия армии Наполеона на Москву, и из-за отсутствия прихода был закрыт. Почти 50 лет эта московская церковь бездействовала, и лишь в 1855 году ее передали Александрийскому патриархату для организации подворья. В связи с этим событием церковь Николая Чудотворца начали восстанавливать по проекту Н.И. Козловского (1855-1858 гг.). С тех пор храм превратился в Александрийское подворье. Его снабдили утварью, и в 1858 году по окончанию восстановительных работ, его освятили митрополит Филарет Московский и епископ Никанор Фиваидский. Спустя несколько лет с восточной стороны к церкви пристроили шатровую часовню, что послужило завершающим штрихом в формировании архитектурного ансамбля храма. Средства на постройку часовни предоставил настоятель Александрийского подворья Архимандрит Геннадий.

В послереволюционные годы в церкви зарегистрировалась греческая община, что помогло избежать закрытия храма. После роспуска общины (1926 г.) в храме расположилась женская монашеская община, руководили которой отец Андрей (в миру Борис Яковлевич Эльбсон) и отец Петр Петриков, пришедшие сюда из Оптиной пустыни.

В 1931 году священников церкви Николая Чудотворца в Покопаях, а также активных прихожан арестовали, но храму снова удалось избежать закрытия. На этот раз судьбой церкви озаботился представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, отец Василиий Демаполо. В 1937 году священников и некоторых инокинь арестовали и расстреляли, храм закрыли, долгие десятилетия здесь работал гальванический цех.

В 1991 году храм Николая Чудотворца в Подкопаях вернули церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас мы можем увидеть, раскрытые реставраторами фрагменты декора 17-18 века. При церкви работает воскресная детская школа, а также взрослая православная школа риторики.


Историческая справка:

1493 г. – первое документальное упоминание о церкви Николая Чудотворца в Москве
1686 г. - при церкви появился погост
1700 г. – церковь святого Николая перестраивают
1750-1759 г.г. - на средства, пожертвованные прихожанами, была достроена колокольня и отдельная кладовая палата
1812 г. – храм был значительно разрушен во время пожара и упразднен
1855 г. – церковь святого Николая в Подкопаях передали Александрийскому патриархату для организации подворья
1855-1858 гг. - церковь Николая Чудотворца начали восстанавливать по проекту Н.И. Козловского
1858 г. - по окончанию восстановительных работ церковь освятили митрополит Филарет Московский и епископ Никанор Фиваидский
20-е г. 20 в. – в храме зарегистрировалась греческая община
1926 г. – греческая община была распущена
1931 г. – при церкви организовалась женская монашеская община
1937 г. - священников и некоторых инокинь арестовали и расстреляли, храм закрыли
1991 г. - храм Николая Чудотворца в Подкопаях вернули церкви

1882. Храм святителя Николая Чудотворца в Подкопаях. Из альбомов Найдёнова


Храм святителя Никоаля Чудотворца в Подкопаях - православный храм Богоявленского Благочиния Московской епархии.

Храм расположен в Белом городе в Басманном районе (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитрвоской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.

Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки . «Кулишки» (правильнее кулижки ) - старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы . В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы вся территория бывшего Воспитательного дома.

Из истории:

  • В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в 18 веке она была спрятана в трубу). В 15 веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой цервью, освящённой во имя Святого кеязя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трёхсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как Храм Трёх святителей на кулишках .
  • Село Подкопаевл два раза упоминается великокняжеским летописцем в 1493, когда государь и великий князь Иван III после сильнейшего пожара, истребившего его дворец в Кремле, некоторое время жил у церкви Николы в Подкопаях, пока не был выстроен новый дворец.
  • Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
  • По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
  • Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
  • Известен также рассказ, опубликованный Сергеем нипусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
  • Ещё одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
  • Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван 3 Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
  • Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
  • Он сложен из так называемого Грозненского маломера, - тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
  • Упоминается каменной в 1657 году.
  • В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.
  • В 1722 году при церкви было 2 престола: во имя иконы Казанской Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.
  • В 18 веке - начале 19 века главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери.
  • В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка храма.
  • В 1748 году церковь пострадала от пожара. В 1750 году на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Михайловича Губина был обновлен Казанский придел.
  • В 1759 году была построена существующая колокольня.
  • В церкви до нашествия французов было три престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, Св. Николая Чудотворца и Св. Мученицы Екатерины.
  • В 1812 году церковь пострадала от нашествия французов. После разорения храм был приписан к Иоанно-Предтеченской церкви Ивановского монастыря, был частично восстановлен (придел Св. Николая Чудотворца просуществовал до 1842 года после чего из-за ветхости был закрыт).
  • В 1855 году церковь была передана под Александрийское патриаршее подворье. Никольскую церковь восстановили по проекту архитектора Н.И.Козловского иждивением московских купцов - ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина.
  • Новые иконостасы выполнил резчик В. И. Астафьев и золотарь Дмитрий Иванов, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо - иконописец Рогожин; утварь работы Фадеева.
  • В 1874 и 1889 гг. церковь была обновлена на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева; освящения церкви - 6 декабря 1874 г. и 8 тюля 1889 г.
  • В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.
  • Церковь Св. Николая Чудотворца является Объектом культурного наследия, охранный N114.
  • Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году.
  • Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи - закрашены. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Каменный 1-этажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.
  • Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
  • Церковь возвращена верующим и вновь освящена 29 сентября в 1991 году.
  • На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.
  • В ходе реставрации 1994-1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошником 17 века века.
  • При обследовании четверика 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из "грозненского маломера", датированная реставраторами 1550 годами.
  • При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

«Никола Подкопай» - так в народе назывался храм Святителя Николая в Подкопаевском переулке. Существует несколько версий происхождения столь необычного топонима. Самое простое объяснение – это существование в XV веке села Подкопаева. А самые интересные версии связаны, конечно, с подкопами, разбойниками и чудесами.

Так, недавно выяснилось, что под храмом существует заброшенное подземное помещение с ведущими в него ходами, неизвестно кем и когда выкопанными. По другой версии, через подкоп в храм пытались проникнуть грабители. Согласно еще одной легенде, подкоп разрешил сделать разорившемуся купцу сам Никола Угодник, явившийся во сне. Спаситель велел купцу снять богатый оклад с его образа, поправить с его помощью свое финансовое положение, но потом сделать точно такой же и установить на место, если купец разбогатеет.

Первое упоминание о Никольской церкви в Подкопаево относится к концу XV века, в середине XVI столетия он перестраивался, а еще через сто лет уже был упомянут как каменный. Примерно в середине XVIII века к храму была пристроена колокольня.

В 1812 году храм был разорен французами и потом несколько десятилетий оставался без ремонта. «Второе рождение» храма произошло в 1855 году, когда он был отведен для устройства Александрийского патриаршего подворья. Восстановлением храма руководил архитектор Николай Козловский, а финансировали работы прихожане из купцов Николай Каулин и Алексей Шевелкин. Следующее обновление Никольской церкви состоялось во второй половине XIX века – в том числе была построена часовня Николая Чудотворца, средства предоставил настоятель подворья архимандрит Геннадий.

«Никола Подкопай» был закрыт в 1929 году. Его здание было лишено глав и крестов, священники и некоторые прихожане были арестованы. До 90-х годов здание принадлежало предприятию химической промышленности, открывшему в нем инструментальный цех. Тогда же, в 90-е была начата реставрация храма. В настоящее время храм действует и является объектом культурного наследия РФ.

По главному престолу храм также может называться Казанским (в честь Казанской иконы Божией Матери). Именем Николая Чудотворца освящен один из его приделов, а второй был устроен в честь Сергия Радонежского.

Поделиться: