Герой времени все о произведении. Анализ произведения «Герой нашего времени» М. Лермонтова. Герой нашего времени краткое сочинение

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (содержательный анализ) | Лекция №34

    ✪ ГЕРОЙ нашего времени. Михаил Лермонтов

    ✪ Лермонтов. Сложность Печорина в «Герое нашего времени». Русская классика. Начало

    ✪ «Герой нашего времени». История создания. Композиция | Русская литература 9 класс #30 | Инфоурок

    ✪ "Герой нашего времени" / Краткое содержание и разбор

    Субтитры

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина )
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок глав

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Фаталист
  4. Максим Максимыч
  5. Предисловие к "Журналу Печорина"

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня (благодаря помощи Азамата) и похищения Бэлы, любимой дочери местного князя (также при помощи Азамата в обмен на коня Казбича), что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибает Бэла, а также её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей - Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем бандитской деятельности. Он поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов , но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает, и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

Печорин

Печорин - петербуржец. Военный, как по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте двадцати трёх лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры , имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги , так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209-211). Печорин - личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе «Максим Максимыч»: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…».

Публикация

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в г.

  • «Бэла» была написана в г. Первая публикация - в «Отечественных записках» , март , т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых Михаил Врубель (1890-1891) , Илья Репин , Евгений Лансере , Валентин Серов (1891), Леонид Фейнберг , Михаил Зичи () , Пётр Боклевский , Дементий Шмаринов (1941), Николай Дубовский (1890) и Владимир Бехтеев (1939).

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Александром Бестужевым-Марлинским .
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона , а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник» .
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место - Пятигорск. А также некоторые герои находятся в Кисловодске.

Кавказские народы в романе

Лермонтов, будучи офицером русской армии, ведшей боевые действия на Кавказе, весьма близко был знаком как с армейской жизнью, так и с бытом и обычаями местного населения. При написании романа эти знания были широко использованы писателем, картина жизни на Кавказе в 1830-е годы воспроизведена весьма подробно, как с помощью описания традиций местного населения, так и отношений между русскими и кавказцами. Уже в начале «Бэлы» Максим Максимыч проявляет характерный взгляд русского офицера на местное население, как на «азиатов-плутов, которые дерут деньги на водку с проезжающих». Кабардинцы и чеченцы определяются Максим Максимычем как «разбойники и голыши, зато отчаянные башки», при этом они противопоставляются осетинам , которых штабс-капитан характеризует как «преглупый народ, неспособный ни к какому образованию, у которого даже порядочного кинжала ни на ком не увидишь».

Более подробно в «Бэле» Лермонтов останавливается на жизни черкесов , фактически этому посвящена почти вся эта глава.

Экранизации

Год Производство Название Режиссёр Печорин Примечание

Госкинпром Грузии

Княжна Мери Владимир Барский Николай Прозоровский

Госкинпром Грузии

Бэла Владимир Барский Николай Прозоровский Черно-белая, немая костюмная драма по одноименной главе из романа

Госкинпром Грузии

Максим Максимыч Владимир Барский Николай Прозоровский Черно-белая, немая костюмная драма по главам «Максим Максимыч», «Тамань» и «Фаталист» из романа

Повествование в любом художественном произведении всегда подчинено замыслу автора. В романе Лермонтова и сюжет, и характеры героев, и события направлены на раскрытие «истории души человеческой». Именно поэтому при знакомстве с произведением «Герой нашего времени» анализ романа представляется необходимым. Нам, читателям, важно понять, почему Печорин таков, каков есть, почему, вызывая так мало симпатий в начале повествования, интересует нас по мере знакомства с ним все больше и острее?

Ответить на эти вопросы возможно, шаг за шагом рассматривая поступки и мысли Печорина, следуя глава за главой вслед за замыслом автора.

Глава «Бэла»

Лермонтов не случайно выбирает для повести форму «рассказа в рассказе» – именно рассказчик, «подстрекаемый любопытством» и жаждущий интересных историй о необычном крае, где «кругом народ дикий, любопытный; каждый день опасность, случаи бывают чудные», готовит нас к появлению главного героя. О «странном» молодом человеке, с которым пришлось служить, повествует нам штабс-капитан Максим Максимыч, случайный попутчик автора путевых записок.

«Простота и безыскусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением», – писал критик Белинский, и анализ главы «Бэла» полностью подтверждает им сказанное.

Главный герой заинтриговывает нас с первой главы. Характер его и поведение противоречивы и непредсказуемы. Бесхитростный Максим Максимыч считает, что Печорин – из тех людей, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» Одна из таких «необыкновенных вещей» – история с Бэлой.

Мы слушаем о событиях, следим за героями, с которыми связан Григорий, – каждый из них как будто оттеняет, «проявляет» черты его натуры. С одной стороны, Печорин, без сомнения, силен, смел, люди подчиняются его обаянию. Но и другая сторона характера бесспорна: он так занят собой, что проходит через жизни людей, ломая их. Выдергивает по мимолетной прихоти Бэлу из ее родной стихии; играя на слабых сторонах, заставляет Азамата предать собственную семью; лишает Казбича того, что ему дорого. По собственному признанию, имеет «воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».

Нам, так же, как и простодушному Максим Максимычу, ведущему рассказ, непонятны мотивы поступков Печорина.

И, хотя герой романа не вызывает пока симпатий, привлекают внимание штрихи, выбивающиеся из портрета, который мы, читатели, уже составили. Почему «он поднял голову и засмеялся так», что у штабс-капитана «пробежал мороз по коже», почему «был долго нездоров, исхудал» после смерти Бэлы?

Повесть «Максим Максимыч»

О главном герое в следующий раз мы услышим от автора путевых записок, молодого офицера, и это неслучайно. В отличие от штабс-капитана, который искренне привязан к Печорину, но в силу социального положения и разности взглядов (они ведь из разных эпох!) не может объяснить причины поступков Григория, рассказчик примерно одного возраста с ним и явно из одной среды. Внимательный взгляд молодого офицера не пропускает ни одной детали в портрете Печорина, и портрет этот – в первую очередь психологический. Мы снова отмечаем противоречивость образа, непостижимое переплетение черт то силы, то слабости.

Не побежденное жизнью крепкое сложение – и внезапная «нервическая слабость стана», когда Печорин сел, небрежная, ленивая походка – и явный признак скрытности – «не размахивал руками», ослепительно чистое белье – и запачканные перчатки, женская нежность кожи – и следы морщин. А главное в облике – глаза: «они не смеялись, когда он смеялся», « сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск…ослепительный, но холодный»; а взгляд был «равнодушно спокоен».

То, как ведет себя Печорин во время встречи с Максим Максимычем, обескураживает. Если слушать только реплики, то все правила общения с добрым старым знакомым соблюдены: «Как я рад. Ну, как вы поживаете?», «Благодарю, что не забыли». Но холодность при разговоре, односложные ответы, принужденное зевание показывают, что Печорину в тягость встреча, он не хочет вспоминать прошлое. Равнодушие и эгоизм этого человека ранят Максима Максимовича, неприятны рассказчику, отталкивают читателя. Все время после истории с Бэлой Григорий «скучал», теперь отправляется в Персию, – и снова непонятен и странен нам герой, глубоко погруженный в свои мысли, отталкивающий свое прошлое, человека, который привязан к нему. Есть ли в этом мире что-то, что ему дорого?

Журнал Печорина

В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максим Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащем к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков.

Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих».
«Чудесным рассказом» считал «Тамань»» А.П.Чехов, «какая прелесть «Тамань!», – так оценивал ее И.Тургенев.

Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так все в нем точно и романтично. Его влечет тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.

«Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.

Ундина, в которой «все было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежду на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»

«Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьезной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы. Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».

Приобретенный в Тамани опыт – горек, и Григорий старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих»,- таков итог исканий и чаяний автора журнала.

Печорин и «водяное общество»

Следуя за страницами журнала Печорина, мы видим героя в среде людей одного с ним круга. Многообразно раскрывается в повести «Княжна Мери» характер «героя времени», его психология.

«Отрадное» чувство появляется в душе Григория, когда он наблюдает за природой, вдыхает свежий воздух, оказавшись в Пятигорске: «зачем тут страсти, желания, сожаления?». Тем контрастнее воспринимаются события, происходящие с главным героем. Общество, в котором вращается Печорин, не является ему близким, люди вызывают иронию своим стремление «казаться», внешним лоском без внутреннего содержания. Но и само «водяное общество» не принимает молодого офицера, слишком отличающегося от всех.

Наше внимание среди других привлекает Грушницкий, давний знакомый Печорина: слишком непримирим герой в отношении к нему, а ведь порой он ведет себя, как и юный офицер. Герои похожи, но и противоположны одновременно. Один из них стремится к показной деятельности, второй не находит себе достойной, один беспомощен и слаб – другой всемогущ в силе подчинения своей власти окружающих. Печорин находится в конфликте с обществом, и именно Грушницкий – часть это общества. Слабость характера – не порок, пока не приводит к подлости. Клевета, распущенная старым знакомым, ранит Григория, но жестоким делает его низость поступка человека, готового к обману на дуэли. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия», но «самолюбие и слабость характера» восторжествовали, оказались сильнее честности. Грушницкий погибает, но торжества победителя у Печорина нет, только горечь и пустота.

На протяжении всех событий «Княжны Мери» рядом с главным героем – еще один персонаж, помогающий нам увидеть глубже и полнее характер Печорина. Доктор Вернер, на первый взгляд очень похож на самого Григория. Став приятелями, “читая в душе друг друга”, два этих человека так и не сблизились. Размышления Печорина о невозможности дружбы подталкивает нас к пониманию причины: дружеские отношения не могут возникнуть там, где главенствует равнодушие и себялюбие, где есть привычка «смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе».

Индивидуализм героя мы обнаруживаем в каждом поступке, в любом действии: упоение от сознания власти над Верой, изобретательность, с которой Григорий старается завладеть сердцем наивной княжны, «игра» с Грушницким. Понимает ли герой мотивы своих поступков и импульсов, верно ли их оценивает? «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Так может писать только человек, осознающий малейшие движения своей души, а значит, индивидуалистическая суть собственного характера – не тайна для Печорина. Более того, взгляд «на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы…» – основа его мировоззрения.

Но потому Печорин и «герой времени», что является частью эпохи, ему присуще постоянное раздвоение духа, тонкий самоанализ. Идя за принципом индивидуализма, Григорий создает собственную теорию счастья. «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха…Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». Но и она не может сделать героя счастливым, нет ощущения превосходства и могущества в его душе. Мало того, размышляя о пустоте бытия, о не отпускающей скуке, Печорин приходит к выводу о цели, для которой родился и которую не смог постичь: «верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Увидев главного героя глазами Максим Максимыча, офицера-рассказчика, читая страницы журнала, мы, кажется, узнаем о нем так много, что постигли «историю души человеческой».

«Я люблю сомневаться во всем»

Сможет ли заключительная глава романа добавить к образу героя новые штрихи? Печорин и поручик Вулич, заключившие пари о том, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому заранее назначена роковая минута», очень похожи. Оба они замкнуты, с легкостью подчиняют себе людей, их волнует вопрос неизбежности судьбы. «Нет предопределения»,- таково мнение Григория. Вулич же, человек страстей, убежден в другом.

Поверив после выстрела поручика на какой-то момент в предопределение, – «доказательство было разительно», «я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону…», -повествует автор журнала. Испытывая судьбу, Печорин смел и решителен, рискует жизнью. А в дневнике иронически замечает: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем, или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»

Только теперь мы видим истинное убеждение Печорина: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». И здесь Печорин верен своему времени – он готов пересматривать ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Печорин не идет следом за «людьми премудрыми», отвергает их веру. Сопоставляя предков и потомков, к которым относит себя, приходит к выводу о неспособности «более к великим жертвам для блага человечества». Веры нет, но нет и ничего, что можно было бы найти взамен. Остается одно: человек – сам творец своей судьбы, он может полагаться только на собственное «я». Индивидуализм Печорина берет начало в безверии, он – стремление ответить на вопросы о смысле жизни, предназначении человека.

Анализ произведения «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет углубиться и проникнуть в «историю души человеческой», понять характер и необыкновенность образа Печорина и самому читателю задуматься над вечными вопросами бытия.

Тест по произведению

Роман «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» -- социально-психологический роман -- по глубокому психологизму в раскрытии образа главного героя и по широте и многообразию отраженной в нем социальный действительности. Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов исследует личность, сформированную данным веком. Но портрет поколения дается не только в образе Печорина -- каждый персонаж оказывается представителем своего времени, определенным социально-психологическим типом.

Но «герой времени» именно Печорин. Такие качества, как хандра, «охлажденный» взгляд на жизнь, постоянный самоанализ, эгоцентризм, отсутствие душевного равновесия, сближают Печорина с лучшими представителями поколения дворянской молодежи 30-х гг.

Смысл названия многопланов: автор указывает, во-первых, на то, что в произведении поставлена проблема «человек и эпоха», его сформировавшая, во-вторых, на то, что в центре романа -- внутренний мир (психологический портрет) личности, в которой сконцентрированы все характерные черты, -- и достоинства, и недостатки его современников. И наконец, еще один смысл названия: герой, которого заслуживает его время, его эпоха.

Очевидна связь романа с произведениями романтизма. Именно романтизм открыл в литературе внутренний мир человека как основной объект изображения. Но романтиков, как правило, интересовала уже сложившаяся яркая личность. Лермонтова же занимает «история души человеческой», так как душа, как и характер человека, формируется всю жизнь, с одной стороны, в соответствии с его страстями и убеждениями, с другой -- в зависимости от эпохи и общества.

Роман состоит из пяти самостоятельных глав, объединенных фигурой Печорина, общей темой, авторской идеей. Впечатление «разорванности» повествования отражает мысль о «разорванности» жизни героя, отсутствии в ней объединяющего начала, большой цели, в движении к которой мог бы выстраиваться его жизненный путь. Вся жизнь Печорина проходит в погоне за новой целью, которая каждый раз приводит к разочарованию. Этот вечный поиск отражает не только особенности данного конкретно-исторического характера, но и саму эпоху с ее драматическими исканиями человеческого духа.

Все художественные средства романа (построение, система образов, ситуации, в которых действует главный герой, лексика и т. д.) подчинены главной задаче -- раскрытию внутреннего мира Печорина.

Особенность построения романа состоит в том, что хронологическая последовательность событий (фабула) не соответствует последовательности глав в романе.

Фабула. «Тамань» (Печорин едет к новому месту службы -- на Кавказ) -- «Княжна Мери» (Печорин приезжает в Пятигорск) -- «Фаталист» -- «Бэла» (за дуэль с Грушницким Печорин сослан в крепость к Максиму Максимычу, на линию боевых действий. Из крепости отряд производит боевые вылазки) -- «Максим Мак-симыч» (Печорин вышел в отставку, едет в путешествие) -- Предисловие к «Журналу».

Последовательность глав в романе. «Бэла» (один случай из жизни Печорина, рассказанный доброжелательным, но глубоко чуждым ему по духу человеком), «Максим Максимыч» (рассказчик, странствующий офицер одного поколения и круга с Печориным, дает его психологический портрет. В этой главе обнаруживаются общие закономерности поведения и характера этого «странного человека». Читатель понимает, что героя постигла духовная катастрофа) -- «Журнал Печорина» (дневник героя, в котором он анализирует свои чувства и поступки, является ответом на вопрос: почему так трагично сложилась жизнь незаурядного человека?).

Подчеркнуто разорванная хронологическая последовательность и смена рассказчика (автор -- Максим Максимыч -- сам Печорин) не только постепенно открывают героя читателю, но и все больше оправдывают Печорина. От рассмотрения следствий к выявлению причин идет раскрытие истинного отношения автора к герою, от рассмотрения внешних примет -- к внутренней жизни.

Действие романа происходит в необычных для петербургского дворянина условиях, что ярче выделяет характерное в его личности и поведении. Присутствует в романе и привычная для него среда -- высший свет, превратившийся на Кавказе в «водяное общество».

Главный герой романа Печорин -- «натура неординарная». Его портрет дает нам представление о нем, как о человеке, наделенном душевной силой, интеллектом, сложным внутренним миром. Натура Печорина противоречива: у него проницательный ум, он умеет разбираться в людях, остроумен, смел, обладает силой воли, настойчивостью, тонким поэтическим восприятием природы. С этим богатым душевным потенциалом контрастирует мелочность его жизненных целей: Печорин растрачивает силы по пустякам. Поразительны его эгоизм и индивидуализм (он исходит в своих поступках только из своих желаний, занимается только собой).

Основа личности Печорина -- «духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда какой-то более полноценной жизни» (В.Г. Белинский). Именно напряженную духовную жизнь Печорин считает истинной. Несмотря на постоянные заявления о равнодушии к радостям и бедам человеческим, в журнале Печорина звучит поразительный интерес к жизни, к миру, к людям. В людях ему важны индивидуальность, истинное лицо человека, а не маска. Печорин -- натура активная, он не просто наблюдает, а постоянно действует и строго анализирует свои поступки, изучает мотивы поведения других людей. Главное для него -- выявить, раскрыть, разоблачить суть данного человека. Для этого Печорин то и дело провоцирует экстремальные ситуации: ставит человека перед внутренним выбором (цель как бы гуманная -- помочь человеку осознать свою истинную человеческую суть, но гуманны ли средства?). Результатом его экспериментов становится, как правило, бескомпромиссная оценка и часто -- жестокое наказание «подопытного» за неправильный выбор (надо ли было убивать Грушницкого?). Печорину необходимо общение с людьми, но, будучи личностью яркой, неординарной, он предъявляет к окружающим завышенные требования. В итоге -- разочарованность в людях, в их несовершенстве.

Сам Печорин внутренне независим, он не подчиняется ничьей воле. Его деятельной натуре недостаточно будничного течения жизни, он сам начинает искать себе приключения, провоцировать события, вмешиваться в жизнь окружающих, это часто нарушает привычный порядок вещей, приводит к взрыву, конфликту.

Так, Печорин вмешался в жизнь «честных контрабандистов», вынудил их «отбыть в неизвестность». Он сделал несчастной Мери, стал виновником гибели Грушницкого, круто изменил жизнь Бэлы, предопределив трагизм ее судьбы. При этом Печорин не злодей, его побуждения по большей части благородны. Душевная неуспокоенность, состояние вечного поиска, жажда иной, более полноценной жизни не позволяют герою остановиться, удовлетвориться тем, что есть. Он стремится вперед, не признавая такие вечные ценности, как семья, дом, поэтому рушит их и в чужих судьбах. Часто, сам того не желая, он приносит страдание тем людям, с которыми близко общается, будто его преследует злой рок. Осознание этого заставляет страдать и самого Печорина.

Раскрытию характера главного героя подчинена вся система образов романа. Находясь в центре событий на протяжении всего повествования, Печорин сопоставляется со всеми остальными персонажами. С каждым его можно соотнести по сходству или контрасту каких-либо особенностей личности; такая «зеркальная» система образов помогает лучше понять глубокий и многогранный характер Печорина.

Например, с горцами его сближают действенность, готовность к риску. Однако Печорину не хватает их гармонии с природой, со своей средой, цельности их характеров. Но и то, и другое у этих людей основано на патриархальности, силе традиций, а не на развитом самосознании, которым обладает главный герой.

Человечность, доброжелательность Максима Максимыча контрастируют с эгоизмом Печорина. Но у «добрейшего штабс-капитана» полностью отсутствует осознание себя как личности, у него нет критического отношения к действительности, он, не рассуждая, выполняет свой долг. Печорин же подвергает глубокому анализу и свои поступки, и действия других людей.

Грушницкий -- в чем-то пародия на истинную драму Печорина. Недалекий и самодовольный, он носит маску высокой разочарованности, претендует на необыкновенные страсти, в то время как Печорин старательно скрывает мучительную тоску и «силы необъятные» своей противоречивой души.

Вернер, как и Печорин, поражает «странным сплетением противоречивых наклонностей», отпечатком в «чертах» лица «души испытанной и высокой». С Печориным Вернера сближают интеллект, знание «живых струн» человеческих, критическая направленность ума, гуманные чувства. Но в отличие от Печорина он не способен к активному вторжению в действительность, у него нет печоривской последовательности и действенной решимости.

Образы Мери и Веры важны для выявления разных граней отношения Печорина к любви как к сильнейшему человеческому чувству. С Мери это утонченная и жестокая «наука страсти нежной», игра в любовь, где проявляется светская испорченность Печорина. И здесь же мы видим способность героя искренне увлекаться малейшими проблесками внутренней душевной красоты в человеке. Образ Веры наиболее лиричен в романе. С Печориным ее роднит приобщенность к миру неведомых большинству духовно-нравственных ценностей. Как и Печорин, она неспособна променять свое глубоко скрываемое несчастье на чисто внешнее благополучие. В отношениях с Верой герой наиболее противоречив. Именно здесь максимально проявляется суть его взаимоотношений с людьми. Для Печорина (с его беспокойной деятельной натурой, поисками «назначенья высокого») семейная жизнь невозможна -- это остановка, а значит -- смерть души.

Вулича с Печориным сближает неординарность натуры, склонность к «игре» как своей, так и чужой жизнью, но в отличие от Печорина он -- истинный фаталист, целиком верящий в рок, в судьбу. Для Печорина же, кроме предопределения, не менее важны воля и свободный выбор человека.

Проблематика романа. Размышления о предопределенности судьбы человека, о соотношении свободы воли и необходимости, о цели и смысле человеческой жизни занимают центральное место в проблематике романа. И автора и Печорина интересует, как соотносятся обстоятельства (общественные, исторические), которые формируют личность, ее мысли и желания, и индивидуальная воля, ответственность человека за свое поведение.

Для Лермонтова нет однозначного ответа на вопрос: существует ли предопределенность, судьба?

Он признает и общие законы времени, действительности, и свободный выбор личности. Хотя моральные пороки и мелочные действия Печорина вызваны несовершенством общественных отношений, Лермонтов не освобождает героя от личной ответственности. В какие бы тяжелые условия жизнь ни ставила человека, он обязан уважать окружающих людей, считает писатель. Эту нравственную норму Печорин нарушает. Он эгоист и презирает людей, поэтому приносит зло. Все силы его души замкнуты на самоанализе, что уродует душу, притупляет живые чувства, жажду жизни. А по мнению Лермонтова, разум и воля человека зависят от его нравственного чувства.

Трагичность судьбы Печорина, контраст его удач в отдельных эпизодах с ощущением пустоты жизни в целом связаны с ведущей темой романа -- размышлением о предназначении человека, о его возможности самореализоваться, выразить себя. Печорин так и не разгадал своего «высокого предназначения». «Бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду». «Дух его созрел для новых чувств и новых дум. Но он не находит разумного применения своим недюжинным силам, для него все старое разрушено, а нового еще нет» (В.Г. Белинский). Трагедия Печорина -- это трагедия незаурядного человека эпохи безвременья.

«Герой нашего времени» -- это грустная дума о нашем поколении», -- писал Белинский.

Язык романа «Герой нашего времени» отличает полифоничность звучания. Мы слышим нескольких рассказчиков: автора, Максима Макси-мыча, Печорина, а также других персонажей -- Казбича, Азамата, Вернера, Грушницкого. Язык каждого действующего лица индивидуализирован. Например, Максим Максимыч, человек «простого» происхождения, изъясняется грубовато, иногда неграмотно; в его речи много разговорных, просторечных слов («вишь», «шныряет», «рожа»).

Ведущая роль рассказчика принадлежит Печорину, его характер определяет особенности авторской речи. Печорин эмоционален и склонен к самоанализу -- это задает общий тон роману. Напряженность переживаний передается обрывками фраз, пропусками слов: «Мери не вышла -- больна». Фразы строятся по принципу противопоставления, порой они парадоксальны: «Я иногда себя презираю -- не оттого ли я презираю и других», «...Я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире». Эмоциональность Печорина передается также через многочисленные вопросительные и восклицательные предложения.

Лермонтов использует прием многозначности, недоговоренности: «Бедняжка! радуется, что у него нет дочерей...» Фразу додумывает сам читатель, знающий ситуацию с точки зрения Печорина-рассказчика. Изобразительные средства романа максимально точны и выразительны -- «как кошка вцепилась в мою одежду», «воздух чист, как поцелуй ребенка». Интересно, что в авторской речи Лермонтов практически не использует иностранные слова вместо русских. Редкие галлицизмы звучат либо в таком случае, как: « болезнь не русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия», либо, и чаще всего, с ироническим оттенком: -- похвалил Грушницкий пение Мери (плохое, по мнению Печорина).

Лермонтов, сближая лексику персонажей с разговорной, просторечной, не использует даже такие книжные выражения, как «сей», «токмо», «ибо», которые еще встречаются у Пушкина.

Поделиться: