Географическая энциклопедия. Почвенные ресурсы рф

по́чвенные ресу́рсывид невозобновляемых природных ресурсов, почвенный покров вне зависимости от форм его использования. Гл. свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота. Состояние почвенных ресурсов определяется характером их эксплуатации (применяемая агротехника, мелиорация, севообороты и др.), уровнем развития науки, энергетическими затратами. Существует закон убывающего плодородия почв, в соответствии с которым из-за изъятия питательных веществ растениями и нарушения процессов почвообразования при длительной монокультуре происходит снижение естественного плодородия почв. Этот процесс нейтрализуется за счёт внесения органических и минеральных удобрений, мелиорации земель (создание искусственного плодородия) и др. мер.
К нач. 21 в. около 2000 млн. га почв деградировало. Осн. причины: водная и ветровая эрозия, химическая деградация (обеднение гумусом, засоление, закисление и пр.). Скорость формирования почв несравнимо меньше скорости их деградации. Так, для образования 1 мм почвенного слоя, напр. чернозёмов, затрачивается более 100 лет, а в результате эрозии почвы за один год сразу может быть разрушено несколько сантиметров верхнего, наиболее плодородного слоя. В то же время интенсификация сельского хозяйства, научно обоснованные агротехнические приёмы, внедрение новых высокоурожайных сортов позволяют получать всё бо́льшие урожаи, что отражает противоположную историческую тенденцию.


Смотреть значение Почвенные Ресурсы в других словарях

Ресурсы Мн. — 1. Средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. 2. Источник чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Информационные Ресурсы — – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Политический словарь

Ресурсы — Средства, запасы, источники дохода, к к-рым можно обратиться в случае необходимости.
Политический словарь

Ресурсы Власти — - реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления власти и ее оснований. Р.в., являясь производными от ее оснований,........
Политический словарь

— Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы,........
Политический словарь

Банковские Ресурсы — разновидность, составная
часть финансовых ресурсов, включающая собственные и
привлеченные средства
банков.
Собственные средства - акционерный и резервный........
Экономический словарь

Валютные Ресурсы — финансовые, денежные ресурсы в виде иностранной валюты и возможных источников ее получения.
Экономический словарь

Вложения В Человеческие Ресурсы — - в современных
условиях становится долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы.
Экономический словарь

Водные Ресурсы — -
запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.
Экономический словарь

Возобновимые Природные Ресурсы — -
природные ресурсы, которые могут быть возмещены или восполнены, либо в ходе естественных, природных процессов, происходящих на планете, либо благодаря специальным........
Экономический словарь

Воспроизводимые Ресурсы — - производственные
ресурсы, обладающие способностью: воспроизводству (
рабочая сила,
оборудование).
Экономический словарь

Вторичные Ресурсы — однократно использованные
материальные ресурсы или их
часть, вновь вовлекаемые в
производство, или
отходы одного производства, находящие применение........
Экономический словарь

Второстепенные Лесные Ресурсы — - недревесные
лесные ресурсы (пни, кора, береста,
хвойная зелень, новогодние елки и др.).
Экономический словарь

Гражданские Трудовые Ресурсы — Все население США, достигшее 16 лет и старше, которое не служит в армии и приравненных к ней институтах (таких, как тюрьмы и психиатрические лечебницы), уже работает по........
Экономический словарь

Депозитные Ресурсы — средства, размещаемые в банках для хранения и использования с условием последующей
выплаты процентов вкладчикам.
Экономический словарь

Дикорастущие И Недревесные Сырьевые Ресурсы Леса — -
ресурсы ягодных растений, грибов, плодовых и орехоносных деревьев, кустарниковых пород, лекарственных видов растений, березового сока, медопродуктивности липовых насаждений.
Экономический словарь

Древесные Ресурсы — - древесина различных пород, заготавливаемая как в процессе рубок главного пользования, так и из насаждений не достигших возраста спелости в порядке рубок ухода, а также........
Экономический словарь

Живые Ресурсы Исключительной Экономической Зоны — - все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракоообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского........
Экономический словарь

Интерспецифические Ресурсы — - уникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной организации.
Экономический словарь

Информационные Ресурсы — - отдельные
документы и отдельные массивы документов,
документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных,........
Экономический словарь

Квазиинвестиционные Ресурсы — - неденежные формы инвестирования (взаимные зачеты долгов предприятий, бартер, накопление средств на "особых" счетах дочерних фирм, денежные суррогаты и др.)
Экономический словарь

Кормовые Ресурсы — - заготавливаемые на лесных
землях травы,
веточный корм,
хвойная зелень и т.д.
Экономический словарь

Лесные Ресурсы — -
совокупность древесной и недревесной продукции леса, а также его полезностей (полезных природных свойств).
Экономический словарь

Материальные Ресурсы — экономические
ресурсы в материально-вещественной форме.
Экономический словарь

Международные Валютные Ресурсы иностранные валюты и другие
активы, прежде всего
золото, которые страна может использовать для покрытия дефицитного платежного
баланса.
Экономический словарь

Неживые Ресурсы Исключительной Экономической Зоны — - минеральные
ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические
элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра,........
Экономический словарь

Несырьевые Ресурсы — - защитные свойства леса (почвозащитные, берегозащитные, климаторегулирующие, рекреационные, биотические, водорегулирующие, санитарно-оздоровительные),
использование........

Это вызвано в первую очередь широкой зональностью страны. На протяжных равнинах России поочередно располагаются разнообразные типы почв: серые и бурые лесные, тундровые, глеевые, черноземы, подзолистые, бурые почвы полупустынь. Субтропическим регионам присущи красноземы и желтоземы.

Также на смену почв влияет и высотная поясность государства. Типы почв классифицируются по таким свойствам как строение, механический состав и плодородие.

Разные виды почв

На севере России, на территории тундры распространены глеевые почвы . Такие почвы содержат много кислорода, они очень переувлажнение, что не дает возможность использовать их для земледелия. Это является главной причиной того, что растительность в зоне тундры весьма скромная и представлена только мхами и кустарниками.

Подзолистые почвы формируются в зоне тайги под хвойными лесами. Таким почвам свойственна повышенная кислотность, которая образуется вследствие разложения хвойных листьев, которые падают на землю. Благодаря обильным осадкам, кислотность таких почв значительно падает, и они становятся весьма плодородными. На территории Восточной Сибири, где в таежных лесах при достаточно малом количестве осадков преобладает многолетняя мерзлота, промыв кислых золистых почв фактически отсутствует.

Плодородие таежных почв можно легко восстановить путем их искусственного удобрения средствами, которые снижают уровень кислотности. Весьма плодородные почвенные ресурсы формируются в зоне лиственных лесов. Бурые и серые лесные почвы богаты зольными элементами, которые легко нейтрализуют органические кислоты. Самые плодородные почвы находятся в зоне лесостепи.

Степные растения постоянно насыщают черноземы органическими веществами, образовывая мощный прослой гумуса, который в некоторых регионах достигает 1 м. Черноземы являются идеальной основой для сельскохозяйственных работ. Из всех видов почв они самые плодородные. Зачастую черноземы не требуют удобрений, так как уже обладают высоким индексом урожайности. Ближе к югу черноземы сменяют каштановые почвы, характерны для засушливой степи.

Каштановые почвы фактически не обладают гумусовыми удобрениями, поэтому не такие плодородные как черноземы. Залегание грунтовых вод причина того, что почвы степных регионов (каштановые, сероземы, серо-бурые) обладают повышенной соленостью.

Особенности почвенных ресурсов России

Россия одна из немногих стран мира, которые полностью обеспечены земельными ресурсами. Однако в соотношение с территорией, плодородных почв могло бы быть значительно больше, так как львиную долю среди них составляют малопродуктивные заболоченные земли Тундры и Тайги. Для сельскохозяйственной деятельности главным образом используются черноземы, серые и бурые лесные почвы.

Для повышения плодородия почв России, ежегодно проводится ряд специальных мероприятий по улучшению состояния почвенных ресурсов, а также их обогащения органическими веществами. В зависимости от зон, виды мелиоративных работ различны: это искусственное осушение заболоченных земель, насыщение минеральными удобрениями, орошение в засушливых регионах.


Почвенный ресурсы - вид потенциально возобновляемых природных ресурсов. Почвенные ресурсы представляют собой запасы качественных, плодородных земель, годных для использования в сельском и лесном хозяйстве как средства производства. Почвенные ресурсы характеризуются постоянством своего месторасположения, взаимосвязью с природными условиями. Земля является продуктом самой природы и возникла за много тысяч лет до появления человека вследствие совокупного действия факторов, которые сформировались на определенной территории. Земля территориально ограничена и не может быть увеличена или вновь создана. Однако ограниченность почвенных ресурсов вовсе не означает ограниченность ее продуктивных свойств. Также они не могут быть заменены другими средствами производства. Среди почвенных ресурсов можно различать три большие группы: 1)продуктивные земли; 2) малопродуктивные земли; 3) непродуктивные. К продуктивным земельным ресурсам относятся пахотные угодья, сады и плантации, луга и пастбища, леса и кустарники; к малопродуктивным земли тундры и лесотундры, болота, пустыни; в группу непродук­тивных земель входят застроенные и нарушенные человеком земли, пески, овраги, ледники и снежники.


Значение данного вида ресурса: Почвенные ресурсы являются неотъемлемой и основным условием жизни и функционирования процесса общественного производства. В аграрном секторе почвенные ресурсы главное средство производства, важнейшая составная часть ресурсной базы земледелия. А характер и качество земель, плодородие сельскохозяйственных угодий определяют эффективность аграрного производства, разрешение продовольственной проблемы, производительность труда в аграрной сфере. Почва главный источник получения сельскохозяйственных продуктов и сырья для некоторых отраслей промышленности. 90% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты животноводства, получаемые за счет выпаса скота на лугах и пастбищах, то эта цифра возрастет до 98%. Но ценность почвы определяется не только ее значением для производства продуктов питания и сырья для промышленности, но и той великой экологической ролью, которую играет почва в жизни биосферы. Через почвенный покров суши эту тончайшую ее поверхностную оболочку идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами.


Запасы: Сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, многолетние насаждения (сады), естественные луга и пастбища. В различных странах мира соотношение пашни и пастбищ в сельскохозяйственных угодьях различно. В настоящее время в мире на пашни приходится около 11% всей площади суши (1350 млн. га) и 24% суши (3335 млн. га) используются в животноводстве. Страны, обладающие наибольшими массивами пахотных земель (млн. га): США 186, Индия 166, Россия 130, Китай 95, Канада 45. Различна обеспеченность регионов пашней в расчете на душу населения (га/чел.): Европа 0,28, Азия 0,15, Африка 0,30, Северная Америка 0,65, Южная Америка 0,49, Австралия 1,87, страны СНГ 0,81.


Размеры использования почвенных ресурсов: Размеры использования почвенных ресурсов более чем велики. Это, конечно, связано с большим значением данного вида ресурсов (о значении было написано ранее). Почва используется каждой страной и в больших количествах, в зависимости от величины принадлежащих им почвенных ресурсов. В наше время использование земель очень динамично и общая картина распространения антро­погенных ландшафтов постоянно меняется. Своеобразное земле­пользование имеет и каждый ландшафтно-географический пояс Земли.


Распространение данных ресурсов: Площадь почвенных ресурсов мира, доступной «для жизни» разнится в различных странах и определяется природно-климатическими условиями и историческими аспектами развития. Так, в 2007 году на 1 жителя России приходилось 12,07 га общей площади земель страны. В Австралии этот показатель существенно выше – 40,4 га на 1 жителя, в Канаде – 32,4 га на 1 жителя, а в США - 3,4 га на 1 жителя. Пахотные земельные ресурсы мира в основном сосредоточены в степных и лесостепных районах. Пашня и многолетние насаждения в составе сельскохозяйственных земельных ресурсов мира планеты занимают около 1,5 млрд.га (11% всей поверхности суши), сенокосы и пастбища – 3,7 млрд.га (23% поверхности суши). Общая площадь пригодных для пахоты земельных ресурсов мира оценивается экспертами в различных источниках от 2,5 до 3,2 млрд.га (т.е. от 18 до 24% от общей поверхности суши). На Европу и Азию (включая Россию) приходится 2,1 млрд. га пашни и пастбищ, или более 40% обрабатываемых земельных ресурсов мира. Россия обладает значительными земельными ресурсами, территория страны занимает 12% суши планеты, а земельный фонд России располагает 3,3% мировых сельскохозяйственных угодий.


Проблемы использования почвенных ресурсов: К началу 21 века около 2000 млн. га почв деградировало. Основные причины: водная и ветровая эрозия, химическая деградация (обеднение гумусом, засоление, закисление и пр.). Проблема экономного, рационального использования и охраны земельных ресурсов в последнее десятилетие стала объектом пристального внимания многочисленных международных организаций. Почва относится к легкоразрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. Естественные враги почвы это водная и ветровая эрозия. Резко усиливает эрозию хозяйственная деятельность человека. Возделывая почву, человек лишает все большие площади земли естественного травяного покрова. Распаханные, не защищенные скрепляющей дерниной почвы подвергаются смыву и размыву. Из-за эрозии урожайность полей снижается на 2040%, поэтому борьба с эрозией важнейшее средство поддержания плодородия, обеспечения высоких урожаев.


Перспективы использования: При условии сохранения существующих технологий обработки земли и мировых темпов роста населения, потенциал сельскохозяйственных земель для производства продуктов питания для человечества может достигнуть своего предела уже к 2050 г. С учетом ограниченности земельных ресурсов мира, ежегодного роста населения планеты, а также высокой степени освоенности пригодных для производства продуктов питания территорий, Россия обладает наибольшим в мире потенциалом развития сельскохозяйственного производства для обеспечения продовольственной безопасности как российского государства, так и планеты в целом. Спасибо за внимание *при составлении презентации использовались ресурсы интернета.

Тип урока и форма учебной деятельности: урок повторения и обобщения знаний, ролевая игра телемост с использованием краеведческого материала.

Задачи урока: повторение и обобщение изученного материала; формирование географического образа малой родины, воспитание географической культуры учащихся.

Цели:

  • Закрепить уровень знаний, умений и навыков, учащихся по изученной теме.
  • Формировать комплекс знаний по теме «Почвы и почвенные ресурсы»;
  • Извлечь полезную информацию из представленных фактов, проанализировать, сравнить, делать выводы, оценить факты с разных точек зрения

Ценностный компонент урока : рассмотреть почву как универсальную ценность с элементами краеведения
Эпиграф: « Береги ее, защищай, заботься о ней, ибо она кормит людей, защищает и заботится о них. Уничтожь ее – и человек погиб». Джон Сторер

Для оформления:

  • В мире мудрых мыслей: Мы наблюдаем теснейшее взаимодействие мира органического и мира неорганического. (В.В.Докучаев)
  • Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей.
  • «Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев)

Участники: географ, эколог, главный агроном, геохимик.

Оборудование: карта почв области и района – атлас Омской области; учебник И.И. Баринова
«Природа России», материал для проведения лабораторной работы: почва, лакмусовая бумажка, раствор хлорида калия, мультимедийная презентация (Приложение 1 ).

Ценностно-смысловое содержание:

  • профориентационная направленность с выбором ролей специалистов,
  • формируется опыт эмоционально-ценностного отношения к себе и миру,
  • направленное развитие личности обучаемого.

Предварительно несколько учеников выбрали себе роли-профессии (биолога, агронома, эколога и др.) и вместе с учителем обсудили, о чем они будут рассказывать в ходе работы. Материал (и текст, и иллюстрации, и слайд презентацию) подбирали и готовили сами ребята, учитель исполнял роль консультанта. Таким образом, в ходе подготовки к уроку учащиеся приобрели опыт творческой деятельности и умений работать ИКТ.

Ролевая игра на уроке сочеталась с включением прямой трансляции со «специалистами» участвующими на уроке, показом слайд – презентации, что помогло ребятам проявить себя в разнообразных формах деятельности. Важна и профориентационная направленность урока с выбором ролей-специалистов. В ходе урока происходило формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к себе и познанию малой родины.

Каждый этап урока сопровождается слайдом из презентации (Приложение 1 ).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, на предыдущих урока вы изучили тему «Почва» сегодня мы познакомимся с почвами нашего района и их использованием. У нас сегодня необычный урок: Вы участники ролевой игры, ваша задача – принять непосредственное участие в повторении пройденного материала и практической части урока, заслушать сообщения учащихся и записать в тетрадь краткие тезисы.
Оценивание: за каждый правильный ответ получают жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитывается, кто набрал больше жетонов, 5 человек с наибольшем количеством жетонов получат оценку «5».

II. Работа по теме урока

– Мы должны вспомнить основные понятия темы: «Почва» – общие сведения

1. – Что называется почвой?

Почва – очень сложное природное тело, для характеристики свойств которого используются самые разнообразные виды анализа.
Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек.
Почва – это рыхлый поверхностный слой земли.

– А может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Назовите, какие существуют почвообразующие факторы.

Это поможет сделать, прочитав стихотворение (почвообразующие факторы выделены курсивом):

Взаимодействуют все страны и народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды
Процессы плодородия вершат!

Край ты наш Омский! Всем ты знаменитый!
Историей, прекрасными людьми !
От лучших черноземов монолиты
Тебя в Париже к славе привели!
У почв, как у людей, – свои задачи:
Рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!

– Назовите основное свойство почвы? (Плодородие)
– Что влияет на плодородие почвы?(Механический,химический состав, структура почвы)

2. Назовите типы почв (работа с картой)

3. Почвенные ресурсы . Земельные, почвенные ресурсы (вспомни определение)

4. Назовите виды мелиорации

5. Назовите ученых , с именами которых связано изучение почвы?

М.В.Ломоносов – первым поставил вопрос о происхождении почвы, и сделал вывод, что почва «происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».
В.В. Докучаев – основоположник учения о почвах.
Горшенин Константин Павлович (1888-1981) – почвовед. Родился 18 июня 1888 года в Самарской губернии. После окончания земской школы и Самарского реального училища, в 1908 году спешно завершает обучение на естественном отделении физико-математического факультета Казанского университета.
Первые научные работы Константина Павловича посвящены изучению почв вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.
В 1920 году Горшенин приехал в Омск, где начал свою педагогическую и научную деятельность на кафедре почвоведения ОмСХИ, а в 1922 он стал зав. кафедрой. В 1921 году вышла его первая книга "К вопросу об эволюции почвенного покрова Западно-Сибирской низменности". Он лично участвовал во многих научных экспедициях по изучению почв Омского Прииртышья, уделяя особое внимание почвам юга области – сибирским черноземам. Научная работа "Почвы черноземной полосы Западной Сибири" (1923) экспонировалась на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве и была награждена медалью.
В 1924 году Константину Павловичу было присвоено звание профессора почвоведения, а в 1936 без защиты диссертации – ученая степень доктора сельскохозяйственных наук. Был проректором по научной работе, деканом агрономического факультета, членом президиума Ассоциации почвоведов, членом редколлегии журнала "Почвоведение", первым редактором журнала "Земля сибирская, дальневосточная". Работа Горшенина "Почвы южной части Сибири" (1955) была отмечена Почвенным институтом им. В.В.Докучаева АН СССР Золотой медалью им. академика В.Р.Вильямса и удостоена Ленинской премии.
Константин Павлович награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и другими правительственными наградами, а также большой Золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

6. Есть ли у почвы враги?

Выступает эколог:

Оказывается, есть. Это ветер, вода, да, та самая вода, которая так нужна растениям животным и человек. Под влиянием природных процессов и хозяйственной деятельности человека происходит механическое разрушение (эрозия) и физико-химическое загрязнение почв.
Почва относится к не возобновляемым природным ресурсам, для ее образования требуются сотни и тысячи лет, а резервы сельскохозяйственных земель на планете исчерпаны. Значит, почву нужно охранять, заботясь о ней, улучшая ее состояние. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законодательством. Важно, чтобы каждый человек планеты видел и выполнял свою роль в решении этой проблемы. Рациональность природопользования состоит именно в том, чтобы включаться в естественный круговорот, а не разрушатьего.
Для того чтобы понять важность данной проблемы, необходимо знать, какие воздействия губительны для почв, какие последствия возможны, как их можно приостановить или уменьшить.

Полезные советы:

  • Для того чтобы избавиться от нитратов, накапливающихся в результате нерационального внесения удобрений, овощи следует варить.
  • При варке картофеля и моркови в воде окажется до 60, у свеклы до 40, у капусты до 70% нитратов, содержащихся в этих продуктах.
  • При солении, мариновании или квашении число нитратов значительно уменьшается (в рассол уходит до 60%).
  • Во избежание восстановления нитратов в нитриты (еще более сильные яды), на хранение следует закладывать хорошо отсортированные, неповрежденные овощи.

7. Почему почву называют «большой многонаселённый дом» (биолог)

Действительно, почва похожа на большой дом, в котором жильцы самые разнообразные: и микроорганизмы, и насекомые, и черви, и зверьки. Так, в одном грамме почвы до 10 млрд. микроорганизмов. Трудно переоценить ту роль, которую они играют в жизнедеятельности всей планеты.

Вопрос. Что случилось бы, если бы микроорганизмы почвы не производили свою работу?

Все отмершие растения содержат массу питательных веществ, которыми другие растения смогут воспользоваться только после того, как микроорганизмы сделают их доступными. В почве живет великое множество микроорганизмов, каждые из них выполняют свою работу, вместе же они повышают плодородие почвы. Кроме того, при разложении микроорганизмами растительных остатков из них выделяются не только питательные соли, нужные растениям, но и углекислый газ. Кроме того, в почве живут различные беспозвоночные, которые, находясь в постоянном движении, перерывают почвы, рыхлят, мельчат остатки растений. Особенно большую работу совершают черви, придавая почве структуру. Почва, прошедшая через их кишечник, слипается, в комки, обеспечивающие наличие в почве крупных и мелких пор, благодаря которым, растения имеют в достатке воды и воздуха, могут нормально дышать и пить.
Структурная почва высыхает гораздо медленнее, чем бесструктурная, способствуя сохранению влаги, так необходимой растениям, т.е. повышается влагоемкость и водопроницаемость почвы.
Лучшим склеивающим, веществом является перегной, поэтому для повышения плодородия ее обогащают перегноем. Особенно эффективны в этом процессе многолетние травы. Кроме того, можно вносить органические удобрения (торф, навоз), которые являются источниками перегноя.

Вопрос. Если в почве нет дождевых червей, о чем это говорит? (О плохой структуре почвы, о необходимости рыхления)

9. Какие почвы присутствуют на территории района? (работа картой)

Таблица 1

Типы и свойства почв

10. Выступает почвовед:

На процесс почвообразования оказывает большое влияние рельеф, состав и характер залегания горных пород, воднотепловой режим местности.
Почвенный покров Исилькульского района очень пестрый. Формирование почв происходит в условиях слабоволнистого рельефа, континентального климата, незначительного стока.
Разнообразие почв объясняется также обилием грунтовых и поверхностных вод.
Более широко представлены в районе черноземные почвы.
Образовались черноземы в условиях недостаточного увлажнения под травянистой растительностью степей.
Черноземы относятся к лучшим почвам, пригодны для посева всех сельскохозяйственных культур.
Подтипы черноземов района: обыкновенный, луговой, карбонатный, солонцеватый.
Наиболее ценен в хозяйственном отношении чернозем обыкновенный, содержащий до 10 % гумуса.
Лугово-черноземные почвы наблюдаются в ложбинах, плоских водосборных понижениях близ озер и болот.
В березовых и осиновых колках распространены серые лесные почвы.
В районе преобладают темно-серые лесные почвы. Обладая благоприятными воднофизическими, химическими свойствами эти почвы являются лучшими среди лесных почв района.
Серые лесные почвы используются в земледелии. Сейчас освоены значительные площади земель, находившихся под лесами.
Своеобразный характер поверхности, наличие засоленных грунтов и высокий уровень минерализации грунтовых вод обусловливают широкое распространение в районе засоленных почв: солончаков, солонцов и солодей.
Рассмотрим эти типы почв более подробно.

Солоди

Развиваются в отрицательных формах рельефа (западины и обширные плоские понижения). Солоди – почвы березовых и осиновых колков или зарослей ивняка, встречаются на лугах и болотах. Образовались почвы из солонцов в результате вымывания солей из верхнего горизонта. Внешне солоди похожи на подзолистые почвы, народное название «беляк».
Основными признаками солодей является наличие в профиле почвы отчетливо выраженного белесового горизонта вмывания А2 с присущей ему плитчатой или слоеватой структурой.

Солонцы

Содержание гумуса в солонцах незначительно. Особенно неблагоприятны физические свойства солонцов. Во влажном состоянии почва набухает, становится вязкой и липкой, плохо водопроницаемой, в сухом состоянии настолько уплотняется, что не поддается обработке.
Солонцы характеризуются низким естественным плодородием. Для их использования необходимы гипсование или глубокое увлажнение. Гипс и карбонаты для улучшения солонцов можно использовать из самого профиля почвы путем глубокой вспашки.

Несмотря на сухость климата, в районе имеются болотные почвы . Формируются они на породах тяжелого механического состава, плохо фильтрующих воду. Болотные почвы используют в основном под пастбища и сенокосы.
В результате хозяйственной деятельности человека, ветровой и водной эрозии почвы разрушаются, плодородие их снижается.

11. Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде?

Воспользуйся моей подсказкой (рассмотреть образцы и сделать вывод)
Если в почве больше частиц глины – почва суглинистая и глинистая – это тяжелые почвы, они плохо промываются, но легко заболачиваются и засоляются. В такие почвы необходимо (особенно в глинистые) вносить песок, чтобы облегчить механический состав.
Легкие почвы – песчаные и супесчаные, легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют обильного полива.
(Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва легкая – песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если трещины неглубокие по внешнему краю – почва суглинистая.. А если трещин нет – то почва глинистая).

12. Могут ли быть почвы кислыми?

Выступление главного научного сотрудника лаборатории геохимии:

Действительно, кислыми бывают лимоны,яблоки и т.д.
А почвы? Оказывается, кислотность почв – один из важнейшихпоказателей, характеризующий ее плодородие. Обуславливается кислотность почвенного раствора наличием в нем положительно заряженных ионов водорода (Н+), а щелочность – отрицательно заряженных гидроксид-ионов (ОН–). С увеличением числа водородных ионов раствор становится кислым, тогда и говорят о кислых почвах. Для большинства сельскохозяйственных культур высокая кислотность неблагоприятно влияет на развитие растений – ухудшается использование растениями питательных веществ из почвы и удобрений.
Проведем лабораторный опыт
Как определить кислотность почвы с помощью индикаторной бумаги?

  • Имеющийся образец почвы (2-3 см куб) смешай с 5-8 мл раствором хлорида калия в фарфоровой чашке.
  • Тщательно перемешай стеклянной палочкой и оставь на 1-2 мин.
  • После этого опусти одну индикаторную бумажку в содержимое чашки на 1-2 сек.
  • Сравни полученную окраску с имеющейся шкалой, определи кислотность.

13. Выступление главного агронома:

Тема почв в наше время очень актуальна так как одной из главных проблем эффективности земледелия области остаётся критическая ситуация в вопросах сохранения плодородия почв. И наш район не исключение.

Задачи: систематическое проведение агрохимических исследований является незаменимым средством контроля за состоянием почвенного плодородия и направленности процессов его изменения, загрязнённостью почв токсичными элементами.
В почвенных образцах определялись кислотность, содержание гумуса, фосфора, калия, микроэлементов, тяжелых металлов.

Общие сведения хозяйстве

Территория Сибирского филиала «ВНИИМК» расположена в южной лесостепной зоне Омской области, в центральной части Исилькульского района. (площадь 4990 га)
Климатические условия на территории хозяйства отличаются континентальностью. Холодные зимы, нередко малоснежные, способствуют промерзанию почвы в отдельные годы до 250 см, а медленнее оттаивание их весной ограничивает деятельность микроорганизмов. Продолжительность безморозного периода 110-120 дней, но в отдельные годы может сокращаться на 15-20 дней. Среднегодовое количество осадков 350 мм, но они крайне неравномерно распределены по периодам.
Рельеф территории хозяйства представляет собой слабоволнистую равнину со слабовыраженным микрорельефом в виде небольших понижений или повышений, а также всевозможных западин.
Основными почвами хозяйства являются чернозёмы обыкновенные и солонцы лугово-чернозёмные.

Агрохимическая характеристика почв

Органическое вещество почвы (гумус) и его содержание является одним из оценочных показателей плодородия почв. Чем больше содержание гумуса, тем благоприятней водный и воздушный режимы почв, выше устойчивость их к техническим нагрузкам, что в конечном итоге сказывается на величине урожая. По данным исследований почв хозяйства содержание гумуса в почве от 2.0 – 6.0 % Необходимо отметить, что содержание гумуса менее 4.0% относятся к критическому уровню для почв черноземного типа, которые определяют основной фон пахотных земель хозяйства.

Агрохимическим обследованием установлены большие различия по содержанию элементов в почвах хозяйства.
Не менее важное значение для жизни растений имеет калий. Егофизиологические функции разнообразны. Калий способствует нормальному течению фотосинтеза, накоплению в растениях ряда витаминов, активизирует работу многих ферментных систем растений. Калий улучшает поступление воды в клетки, снижает процент испарения, что способствует засухоустойчивости растений при кратковременных засухах.
При хорошем калийном питании увеличивается содержание Сахаров в плодах и овощах, крахмала в картофеле, повышается зимостойкость культур, устойчивость хлебов к полеганию.
Существенное влияние на формирование урожая и его качественные показатели, оказывает обеспеченность почв микроэлементами.
Вся площадь пашни имеет низкое содержание цинка, меди, кобальта и марганца. При определенных условиях данные элементы могут оказаться главным фактором в формировании урожая. Высокая обеспеченность бором, молибденом и марганцем.
Реакция почвенной среды оказывает существенное влияние на рост и развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность химических и биологических процессов, обуславливает эффективность применения удобрений.
Как показали результаты химического анализа почвенных образцов – кислотность 6.3 (близкий к нейтральному), что указывает на благоприятную реакцию почвенной среды для возделывания всех районированных сельхозкультур.

Экологическая оценка состояния почв

Повышение требований к сельскохозяйственному производству в экологическом отношении и требований к качеству продукции в условиях рыночной экономики, вызвало необходимость определения в почвах тяжёлых металлов (ТМ). Данные по содержанию ТМ в почве определяет их поступление в растение, а затем и в конечную продукцию. По данным анализов содержание ТМ в пахотном слое почвы позволяет получать экологически чистую продукцию.

Мероприятия по повышению плодородия почв

1. Соблюдение технологии обработки парового поля, решения проблемы борьбы с сорняками, создания хорошей влагообеспеченности культур,
2. Проблему обеспечения сельскохозяйственных культур азотом во многом можно решить расширением посевов бобовых культур, под которые практически не требуется дополнительного применения данного элемента питания.
3. Использование до 30 % соломы на удобрительные цели позволит снизить потери гумуса на 500 т и дополнительно внести азота 16 % фосфора – 8 т и калия – 25 т.
4. В определенной мере проблему органического вещества можно решить за счёт сохранения использования многолетних трав на одном поле до 3-4 лет.
5. Освоение почвозащитной технологии определит снижение потерь гумуса и элементов питания от водной и ветровой эрозии.
В условиях Омской области одна тонна минеральных удобрений, при соблюдении научно-обоснованного применения даёт дополнительно 3-5 тонн зерна, 30-40 тонн силосных культур, 15-20 тонн картофеля и т.д.

Вопрос. Какие виды мелиораций проводят в вашей местности? (Осушение, внесение удобрения, перегноя, правильная обработка полей и т.д.) Почему? (Большая заболоченность и наличие не везде черноземов)

III. Заключение

Итак, почва – это не только многонаселенный дом, но и огромный химический завод, на котором в результате разнообразных химических реакций происходят сложнейшие биохимические процессы, обеспечивающие в конечном итоге жизнь на Земле. Совершенно очевидно, что для повышения производительности данного «производства», необходимо досконально изучить весь «технологический процесс», а вмешиваясь в него, помнить золотое правило; «Не навреди!» Именно в этом и заключается главная роль человека разумного.

IV. Вопросы и задания для работы дома:

  1. Составь план своего приусадебного участка, размещения на нем культур.
  2. Как ты оцениваешь свойства почвы на вашем участке (плотность, структура, цвет, влагоемкость и т.д.) по косвенным наблюдениям (при необходимости уточни данные у родителей)? Как это отражается на плодородии?
  3. Можно ли считать почву на вашем участке плодородной ипочему? Обоснуй свое мнение.

— основа первичного сектора экономики, ведущего сбор промышленного и сельскохозяйственного сырья и первичную его переработку для последующего потребления.

Природные ресурсы включают:

  • Минеральные
  • Земельные
  • Лесные
  • Водные запасы
  • Ресурсы Мирового океана

Ресурсообеспечение выражается соотношением между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

Минеральные ресурсы

Минеральные ресурсы — это совокупность специфических форм минеральных веществ в земной коре, являющихся источником энергии, различных материалов, химических соединений и элементов.

Минеральные ресурсы образуют в мировой экономике базу для производства промышленной продукции. зменения в добыче и потреблении сырья в международной торговле влияют не только на экономическую ситуацию в отдельных странах и регионах, но имеют глобальный характер. За последние 25-30 лет сырьевой сектор значительно изменился вследствие политики развитых стран, пытавшихся преодолеть зависимость от поставок сырья из развивающихся стран и сократить производственные затраты. В этот период активизировались геолого-разведочные работы в развитых странах, в том числе осваивались месторождения в отдаленных и труднодоступных районах, в том числе осуществлялись программы экономии минерального сырья (ресурсосберегающие технологии; использование вторичного сырья, снижение материалоемкости продукции и т. д.) и велись разработки в сфере альтернативной замены традиционных видов сырья, прежде всего энергетического и металлического.

Таким образом, происходит переход мировой экономики с экстенсивного пути развития на интенсивный, сокращающий энерго- и материалоемкость мирового хозяйства .

В то же время высокая обеспеченность минеральными ресурсами хозяйства той или иной страны или их дефицит в конечном счете не являются фактором, определяющим уровень социально-экономического развития . Во многих странах наблюдаются существенные разрывы между уровнем развития производительных сил и обеспеченностью материально-сырьевыми ресурсами (например, в Японии и России).

Промышленная значимость ресурсов определяется следующими требованиями:
  • Технической возможности и экономической рентабельности добычи, транспортировки и переработки.
  • Экологической допускаемости разработки и использования
  • Благоприятности политической и экономической международной ситуации

Размещение минеральных ресурсов характеризуется крайней неравномерностью и высокой концентрацией добычи . На 22 вида минеральных ресурсов приходится более 90% стоимости продукции горно-добывающей промышленности. Однако 70% добычи металлов приходится на 200 крупнейших рудников; более 80% запасов и добычи нефти сосредоточено на 250 месторождениях, что составляет лишь 5% общего числа нефтяных разработок.

В мире выделяется семь стран по разнообразию и объему запасов минеральных ресурсов, обладающих ими:
  • Россия (газ, нефть, уголь, железная руда, алмазы, никель, платина, медь)
  • США (нефть, медь, железная руда, уголь, фосфориты, уран, золото)
  • Китай (уголь, железная руда, вольфрам, нефть, золото)
  • ЮАР (платина, ванадий, хром, марганец, алмазы, золото, уголь, железная руда)
  • Канада (никель, асбест, уран, нефть, уголь, полиметаллы, золото)
  • Австралия (железная руда, нефть, уран, титан, марганец, полиметаллы, бокситы, алмазы, золото)
  • Бразилия (железная руда, цветные металлы)

На промышленно развитые страны приходится около 36% нетопливных минеральных ресурсов мира и 5% нефти.

На территории развивающихся стран находится до 50% нетопливных минеральных ресурсов, почти 65% запасов нефти и 50% природного газа, 90% запасов фосфатов, 86-88% олова и кобальта, более 50% медной руды и никеля. Существенна дифференциация в обеспеченности и размещении полезных ископаемых: подавляющая их часть сосредоточена примерно в 30 развивающихся странах. Среди них выделяются: страны Персидского залива (около 60% запасов нефти), Бразилия (железные и марганцевые руды, бокситы, олово, титан, золото, нефть, редкие металлы), Мексика (нефть, медь, серебро), Чили (медь, молибден), Заир (кобальт, медь, алмазы), Замбия (медь, кобальт), Индонезия (нефть, газ), Алжир (нефть, газ, железная руда), страны Средней Азии (нефть, газ, золото, бокситы).

Из стран с экономикой переходного периода запасами минерального сырья, имеющими мировое значение, обладает Россия, где сосредоточено около 8% мировых запасов нефти, 33% природного газа, 40% угля, 30% — железной руды, 10% — алмазов и платины.

Добыча основных видов минерального сырья* , 2004 г.
Оценка по содержанию полезного компонента
Источник: Mineral Commodity Summaries 2005.U.S. Geological Survey. Wash., 2005.
Вид сырья Измерения Добыча Страны — ведущие в добыче
Нефть млн. т 3800 Саудовская Аравия, Россия США, Иран, Китай, Венесуэла
Газ млрд. куб. м 2700 Россия, Канада, США, Алжир
Уголь млн. т 5400 Китай, США, Россия
Уран тыс. т 45 Канада, Китай, США
Железная руда млн. т 780 Бразилия, Австралия, Китай, Россия, США
Бокситы млн. т 130 Гвинея, Ямайка, Бразилия
Медная руда млн. т 14,5 США, Чили, Россия, Казахстан
Золото т 2500 ЮАР, США, Австралия, Канада
Алмазы млн. карат 70 Конго, Ботсвана, Россия, Австралия, ЮАР
Фосфатные руды млн. т 140 США, Марокко, Китай

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы, почвенный покров — основа сельскохозяйственного производства. Вместе с тем лишь 1/3 земельного фонда планеты — это сельскохозяйственые угодья (4783 млн.га), то есть земли, используемые для производства продуктов питания и сырья для промышленности.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, многолетние насаждения (сады), естественные луга и пастбища. В различных странах мира соотношение пашни и пастбищ в сельскохозяйственных угодьях различно.

В настоящее время в мире на пашни приходится около 11% всей площади суши (1350 млн. га) и 24% суши (3335 млн. га) используются в животноводстве. Страны, обладающие наибольшими массивами пахотных земель (млн. га): США — 186, Индия — 166, Россия — 130, Китай — 95, Канада — 45. Различна обеспеченность регионов пашней в расчете на душу населения (га/чел.): Европа — 0,28, Азия — 0,15, Африка — 0,30, Северная Америка — 0,65, Южная Америка — 0,49, Австралия — 1,87, страны СНГ — 0,81.

Если в развитых странах рост урожайности и продуктивности, сельскохозяйственного производства во многом обеспечивается за счет экстенсивного использования земель, то большая часть наиболее доступных и плодородных земель уже заняты под сельскохозяйственным производством, а те, что остались — малоплодородны.

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в мире, в среднем за 2002-2004 гг.
Источник: FAO Production Yearbook, 2004; Rome, 2004. FAO Yearbook of Fishery Statistics. Rome, 2005; FAO Yearbook of Forest Product. Rome, 2005.
Виды продукции Измерения Производство, сбор Страны — основные производители продукции
Зерновые — всего млн. т 2300 КНР, США, Индия
Картофель и корнеплоды млн. т 715 КНР, Россия, Нигерия
Овощи млн. т 880 КНР, Индия, США
Фрукты млн. т 510 КНР, Индия, США
Сахар сырец млн. т 1500 Бразилия, КНР, США
Кофе зерно млн. т 7,7 Бразилия, Колумбия, Мексика, Индонезия, Эфиопия
Какао-бобы млн. т 3,8 Кот-д`Ивуар, Гана, Бразилия
Хлопчатник, волокно млн. т 65 КНР, США, Индия
Мясо — всего млн. т 265 КНР, США, Бразилия
Молоко коровье, свежее млн. т 560 США, Индия, Россия, Германия, Франция, КНР
Шерсть очищенная — всего тыс. т 1700 КНР, Россия, Казахстан, Австралия, ЮАР
Улов рыбы — всего млн. т 100 Китай, Япония, Перу, Россия
Вывоз древесины млн. куб. м 4000 Россия, США, Бразилия, Канада

Лесные ресурсы

Лесами занято около 4 млрд. га земель (около 30% суши). Четко прослеживается два лесных пояса: северный с преобладанием хвойных пород деревьев и южный (главным образом тропические леса развивающихся стран).

В развитых странах в последние десятилетия в основном из-за кислотных дождей поражены леса на территории около 30 млн. га. Это снижает качество их лесных ресурсов.

Для большинства стран третьего мира также характерно снижение обеспеченности лесными ресурсами (обезлесение территорий). До 11-12 млн. га в год вырубаются под пашни и пастбища, к тому же наиболее ценные породы леса экспортируются в развитые страны. Древесина остается также основным энергоносителем этих стран — 70% всего населения используют древесину как топливо при приготовлении пищи и обогреве жилищ.

Уничтожение лесов имеет катастрофические последствия: сокращается поступление кислорода в атмосферу, усиливается парниковый эффект, меняется климат.

Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира характеризуется следующими данными (га/чел.): Европа — 0,3, Азия — 0,2, Африка — 1,3, Северная Америка — 2,5, Латинская Америка — 2,2, Австралия — 6,4, страны СНГ — 3,0. В России сосредоточено около 60% лесов умеренных широт, однако для промышленного использования пригодно 53% всех лесов станы.

Водные ресурсы

Рациональное использование водных ресурсов, в особенности пресноводных, — одна из острых глобальных проблем мирового хозяйства.

Около 60% общей площади суши на Земле приходится на зоны, где нет достаточного количества пресной воды. Четвертая часть человечества ощущает ее недостаток , а еще свыше 500 млн. жителей страдают от недостатка и плохого качества питьевой воды.

Большая часть вод на земном шаре — это воды Мирового океана — 96% (по объему). На подземные воды приходится около 2%, на ледники — тоже около 2% и только 0,02% приходится на поверхностные воды материков (реки, озера, болота). Запасы же пресных вод составляют 0,6% от всего объема вод .

Современное потребление воды в мире — 3500 куб. км в год, т. е. воды на каждого жителя планеты приходится по 650 куб. м в год.

Пресная вода в основном используется в промышленности — 21% и сельском хозяйстве — 67%. Воды Мирового океана не пригодны не только для питья, но и для технологических нужд, несмотря на достижения современной технологии.

Ресурсы мирового океана

Ресурсы Мирового океана играют все возрастающую роль в развитии производительных сил.

Они включают:
  • биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон);
  • значительные ресурсы минерального сырья;
  • энергетический потенциал;
  • транспортные коммуникации;
  • способности вод океана рассеивать и очищать основную часть поступающих в него отходов химическим, физическим и биологическим воздействием;
  • основной источник ценнейшего и все более дефицитного ресурса — пресной воды (получение которой путем опреснения увеличивается с каждым годом).

Освоение ресурсов океана и его охрана, несомненно, одна из глобальных проблем человечества.

Особое значение для мирового хозяйства имеет использование ресурсов морского шельфа. В настоящее время около 30% добываемой нефти — шельфового происхождения. В ЕС море дает до 90% добываемой нефти, в Австралии — до 50%. Подавляющая часть нефти (85%) на шельфе извлекается на глубине до 100 м. Добычу нефти на шельфе ведут около 60 стран.

Поделиться: