Десятибалльная система: значения отметок. Системы школьных оценок: плюсы и минусы

Как родителям понять, хорошо ли учится их ребенок [предлагаем обсудить!]

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Изменить размер текста: A A

Десятибалльная система в белорусской школе существует уже почти 15 лет. Но до сих пор большинство родителей и дедушек-бабушек не очень хорошо в ней ориентируются: шестерка - это хорошая отметка? И почему некоторые учителя заявляют, что 10 баллов - это отметка только для вундеркиндов?

В начале очередного учебного года мы попробовали разобраться в школьных отметках вместе со специалистами Национального института образования - начальником управления мониторинга качества образования Валентиной Гинчук и заведующими лабораторией математического и естественнонаучного образования Натальей Костюкович, лабораторией начального образования Еленой Гулецкой. Нашим экспертам мы и задали наивные вопросы о десятибалльной системе.

МОЖНО ЛИ СРАВНИВАТЬ ОТМЕТКИ ДЕСЯТИБАЛЛЬНОЙ И ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМ?

Специалисты настаивают, что делать этого нельзя. А все потому, что принципы оценивания совершенно разные.

В основе десятибалльной системы оценивания - уровни усвоения учебного материала, - поясняет Валентина Васильевна.

Всего есть пять таких уровней:

Первый уровень, низкий (1 - 2 балла) - предполагает только узнавание учебного материала.

Второй уровень, удовлетворительный (3 - 4 балла) - воспроизведение учебного материала по памяти.

Третий, средний (5 - 6 баллов) - осознанное воспроизведение учебного материала (на уровне понимания).

Четвертый, достаточный (7 - 8 баллов) - применение знаний в знакомой ситуации по образцу.

Пятый, высокий (9 - 10 баллов) - применение усвоенных знаний и умений в незнакомой ситуации, для решения новых нестандартных задач.

При десятибалльной системе даже выученный наизусть параграф учебника не гарантирует получение десятки, - говорит Валентина Гинчук. - Однако десятибалльная система позволяет более объективно оценить знания школьников. При пятибалльной системе один ученик ответил на вопрос идеально, использовал дополнительную литературу и высказал свою точку зрения. Ему поставили пятерку. Другой ученик четко воспроизвел текст параграфа и не более! А получил ту же пятерку.

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ УЧИТЕЛЯ НЕ СТАВЯТ 10 БАЛЛОВ?

Учитель должен пользоваться всем набором отметок, - утверждает Валентина Гинчук. - И должен создать условия, составить или подобрать соответствующие задания, которые позволят ученику ответить на 10 баллов. Ставить десятку за задания третьего уровня (пересказ выученного материала из учебника) непрофессионально, нельзя также ограничивать возможность получить десятку.

МОЖЕТ ЛИ КОНТРОЛЬНАЯ работа ПРЕДПОЛАГАТЬ МАКСИМУМ 7 БАЛЛОВ?

Учитель может проводить поурочный и тематический контроль, когда проверяет и оценивает знания учеников на отдельном уроке или по целой теме, которая может изучаться и несколько уроков. Это значит, что отметки учитель может ставить и на отдельных уроках, и после изучения всей темы. К слову, нормативными документами определено количество обязательных контрольных работ за весь учебный год по предметам “Беларуская мова “, ”Беларуская літаратура“, ”Русский язык“, ”Русская литература“, ”Математика“, ”Информатика“, ”Физика“, ”Астрономия“, ”Химия“ и ”Биология“.

При поурочном контроле учитель оценивает не только уровень усвоения учебного материала, но и старание ученика, его мотивацию, стремление к достижению поставленной цели. А вот при тематическом контроле обычно оценивается только результат.

Контрольные работы, за которые учитель собирается выставить отметку в журнал, должны быть составлены таким образом, чтобы в них были задания всех пяти уровней. Ведь за контрольную, в которой нет заданий пятого уровня, нельзя поставить 10 баллов, даже если она решена верно и полностью.

Каждый учитель самостоятельно определяет периодичность оценивания достижений каждого ученика. Учитель-профессионал понимает, что проверять и оценивать знания надо на каждом уроке. Перед изучением нового материала стоит провести диагностику уже усвоенных знаний, которые необходимы для изучения новой темы. В конце урока - оценить знания, усвоенные на уроке. Для этого учитель может составлять задания, тесты, которые не соответствуют пяти уровням. Цель такой оценки - выявить, усвоены ли на уроке основные элементы нового учебного материала и, если надо, подкорректировать свою работу. Однако выставлять отметки за результаты выполнения таких заданий и тестов в журнал не стоит, - поясняет Валентина Васильевна. - Особенно если не была дана возможность получить 10 баллов.

КАК ВЫВОДЯТСЯ ЧЕТВЕРТНЫЕ И ГОДОВЫЕ ОТМЕТКИ?

В нормативных документах записано, что отметка за четверть - это среднее арифметическое отметок, полученных за тематический контроль с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению учителя) балла, полученного на уроках.

Годовая отметка - среднее арифметическое четвертных отметок с учетом динамики учебных достижений ученика на конец учебного года. К примеру, за четверти ученик получил 6, 6, 9, 9, среднее арифметическое - 7,5. Динамика положительная, поэтому годовая отметка будет 8 баллов. А если ученик получал отметки в обратном порядке - 9, 9, 6, 6, то учитель, скорее, поставит за год семерку. Ведь ребенок к концу года стал учиться хуже.

ЕСТЬ ЛИ В десятибалльной системе НЕУД?

В десятибалльной системе все отметки положительные. Каждая отметка означает определенный уровень учебных достижений. И единицу тоже нужно заработать.

При отсутствии учебных достижений и результатов ученику ставится 0 баллов.

ЧТО ПОЛУЧИТ УЧЕНИК ЗА ОДНУ РЕШЕННУЮ ЗАДАЧУ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ?

Представим контрольную работу из 10 заданий, где есть задачи всех пяти уровней. Тогда за решенную только первую задачу ученик получит 1 балл, - поясняет Наталья Владимировна Костюкович.

А если он решил только шестую задачу? Оказывается, каждое задание оценивается определенной суммой баллов. У учителей есть шкалы, определяющие максимальное количество баллов за каждое задание, и шкалы перевода этих баллов в отметку. К примеру, за правильно выполненное единственное шестое задание (в контрольной работе из 10 заданий) ученик получит 5 баллов.

МОЖНО ЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧИТЬ 10 БАЛЛОВ?

В первых двух классах отметки ребятишкам не ставят вообще. Но как в 8 - 9 лет применять знания в незнакомой ситуации, решать нестандартные задачи?

На самом деле в начальной школе немного другая система оценивания, - объясняет Елена Гулецкая.

По русскому и белорусскому языкам, например, существуют разные виды письменных контрольных работ: списывание (1 - 2-е классы), контрольный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольный словарный диктант, тематическая контрольная работа, тематический разноуровневый тест. Сочинения и изложения в начальной школе носят исключительно обучающий характер, то есть отметки за них не влияют на итоговый балл.

Каждый вид письменной работы оценивается по-своему.

Чтобы получить 10 баллов за классную (домашнюю) работу, контрольный диктант, нужно их написать без ошибок или с одним-двумя исправлениями на месте негрубых ошибок. Словарный диктант, тематическая контрольная работа оцениваются 10 баллами, если они написаны без ошибок и исправлений.

КСТАТИ

Родители тоже могут решать контрольные работы

На национальном образовательном портале adu.by в разделе «Электронное обучение» размещены электронные образовательные ресурсы по всем учебным предметам для 1 - 11-х классов, в том числе контрольно-измерительные материалы: тесты, задания, контрольные работы по всем темам. Эти материалы могут использовать для работы учителя. Но и родители, и ученики тоже могут заглянуть в этот раздел. Электронный ресурс позволяет подготовиться к предстоящей контрольной работе: решить накануне похожую (по сложности, структуре, количеству заданий) контрольную работу по изученной теме, выявить пробелы и повторить необходимый учебный материал.

БУДЬ В КУРСЕ

КАК ВЫСТАВЛЯЮТСЯ КОНКРЕТНЫЕ БАЛЛЫ?

Мы попробуем объяснить это на примере истории и математики.

1 балл - ученик узнает изученные понятия, события среди предложенных вариантов ответа. Например, среди четырех дат узнает дату начала Великой Отечественной войны, а среди предложенных геометрических фигур - параллелограмм.

2 балла - различает изученные объекты. Например, в предложенном учителем перечне исторических событий узнает, какие из них относятся к Первой мировой войне, а какие - к Великой Отечественной войне.

В математике узнает, например, формулу движения среди других формул.

Если ученик пользуется учебником только под руководством учителя, он получает 1 или 2 балла.

3 балла - ученик механически (не всегда понимая) заучил небольшую часть материала и воспроизводит ее, называет отдельные события, исторические личности, пересказывает отдельные фрагменты. Может допускать при этом ошибки, быть непоследовательным.

Знает математическую формулу, но не может ее применить для решения примера или уравнения.

4 балла - воспроизводит по памяти выученную часть учебного материала, делает это вполне самостоятельно, без подсказок учителя. Но на уточняющий вопрос не отвечает, потому что заучил текст механически.

Знает, что у параллелограмма две пары параллельных сторон. Но не может это доказать.

Если ученику нужна помощь учителя при работе с учебником, он получит 3 или 4 балла.

5 баллов - пересказывает значительную часть материала, может охарактеризовать изученное событие, явление по предложенному плану. При этом может допускать несущественные ошибки, погрешности, которые не ведут к искажению содержания.

Может, к примеру, найти площадь параллелограмма, но с ошибками.

6 баллов - без ошибок воспроизводит изученный материал в полном объеме; правильно использует терминологию. (В советские времена за такое поставили бы пятерку. - Ред. ).

Может решать типовые простейшие задачи, уравнения по известному алгоритму.

Если ученик может самостоятельно пользоваться учебником и выполнять задания по образцу из учебника, он получит 5 или 6 баллов.

7 баллов - оперирует учебным материалом в знакомой ситуации. Например, умеет конкретизировать изученные понятия и выводы примерами, анализировать исторические факты и объяснять выводы, которые содержатся в учебнике. При этом может допускать несущественные ошибки, давать неполный ответ.

По математике решает задачи не в один, а два шага. Дает обоснования, почему у параллелограмма параллельные стороны равны.

8 баллов - то же, что и на 7 баллов, но без ошибок и полно. Ученик может обобщить изученный материал, сделать вывод. Использует для ответа ранее изученный материал по предмету.

Самостоятельно решает типовые задачи в три-четыре шага, дает верный ответ с полным обоснованием каждого шага.

Если ученик самостоятельно выполняет задания по усвоенному алгоритму, он может получить 7 или 8 баллов.

9 баллов - применяет усвоенные знания и умения в новой, нетипичной ситуации. Например, дает оценку историческим фактам, используя знания, в том числе по другим учебным предметам. Выполняет задания проблемного и преобразовательного характера.

Может решать нетиповые нетрафаретные задачи, применяет полученные знания в незнакомой ситуации, то есть может самостоятельно построить алгоритм решения задачи.

10 баллов - самостоятельно выполняет творческие задания проблемного и преобразовательного характера, которые предполагают самостоятельное конструирование способа решения задания, поиск и работу с несколькими источниками; свободно оперирует изученным материалом; формулирует и аргументирует свою точку зрения об исторических событиях; готовит сообщения, эссе. То есть скачать материал из интернета и просто зачитать его перед классом для десятки мало.

Владеет приемами математического моделирования, находит рациональные способы решения задач, решает творческие задачи. Такой ученик решит любую контрольную, но сделает это так, что поразит даже учителя.

В учебных заведениях разных стран системы оценивания знаний различаются. В России в школах, а также высших и средних учебных заведения используется пятибалльная система оценивания.

В большинстве российских школ уже не одно десятилетие практикуется пятибалльная система оценивания. Она привычна как учащимся, так и родителям, преподавателям. Однако в настоящее время все чаще возникают вопросы о реформе системы оценивания.

Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся с помощью таких оценок, как: 5 – отлично – используется в случае глубоко усвоения материала, убедительного ответа, отсутствия ошибок, 4 – хорошо – ставится в том случае, когда материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности, 3- удовлетворительно – используется при наличии некоторых знаний, которые ученик не может точно изложить, допускает ошибки, 2 – неудовлетворительно – свидетельствует о плохом понимании материала и 1. На практике такую оценку, как 1 практически не используют, поэтому и конкретного определения для нее нет. Теоретически оценка 1 свидетельствует об отсутствии представления о материале.

Также особенностью такой системы является то, что в качестве итоговой оценки не может быть выставлена 1 или 2. Часто вместо того, чтобы выставить ученику неудовлетворительную оценку, преподаватель предлагает сразу ее исправить. Также часто к цифрам добавляются плюсы или минусы. Они также используются только для промежуточных оценок.

Критериями оценивания являются уровень знаний учащегося, а также сравнение с шаблоном выполнения определенных заданий. Число выполненных заданий, развернутость ответа, предмет также влияют на определение конечной оценки. Для письменных и устных ответов также существуют отдельные критерии выбора. Нередко личные эмоции преподавателя влияют на оценку.

Плюсы пятибалльной системы оценивания

  • Пятибалльная система оценивания привычна и знакома многим . Поэтому у родителей и учеников не возникает вопросов о критериях оценивания. Это является основным преимуществом данной системы.
  • Также преимуществом является достаточная простота критериев оценки . В отличии от других способов оценивания, которые используют большее количество оценок, пятибалльная шкала включает не так много критериев, по которым определяется глубина понимания материала. Это занимает меньше времени на ответ ученика, а также на проверку работы преподавателем.
  • Для того, чтобы определить верную оценку при десятибалльной системе оценивания, преподавателю необходимо задавать ученику множество дополнительных вопросов. При этом пятибалльная система предлагает конкретный уровень знаний для каждой оценки.
  • Наличие большого числа оценок размывает грани между ними. Так, например, в пятибалльной системе оценивания существует большая разница между 5 и 3. Если взять десятибалльную систему оценивания, то разницу между 5 и 7, например, сложно выявить не только ученику, но и преподавателю.

Недостатки пятибалльной системы

  • В настоящее время возникает все больше споров о необходимости реформирования системы оценивания. Многие учебные заведения, прежде всего частные школы, переходят на другие системы оценки знаний.
  • В качестве основных недостатков называется неиспользование на практике таких оценок, как 2 и Такие оценки говорят о плохом усвоении материала, или же вообще отсутствии знаний по некоторым темам. Поэтому в качестве итоговой оценки не могут быть использованы.
  • Использование такие оценок, как 5-, 3+ снижают точность результата. Такие оценки также не используются в качестве итоговых, однако как промежуточные выставляются часто. Шкала оценок с большим диапазоном оценок позволяет конкретнее и объективнее оценивать знания.
  • Большим недостатком пятибалльной шкалы является отличие от многих современных способов оценки знаний. Самый яркий пример – Единый Государственный Экзамен. Он является обязательным для выпускников каждой школы, от его результатов зависит дальнейшее обучение ребенка. При этом шкала оценивания на ЕГЭ является 100-балльной . Поэтому у учеников и родителей нередко возникают проблемы с анализом результатов экзамена, так как для них привычна пятибалльная шкала.
  • Недостатком всех балльных систем оценки многие специалисты называют отсутствие оценки прогресса ученика . Баллы выставляются только для конкретной работы, используются строгие критерии. При этом предыдущий уровень знаний ученика не учитывается. Это не позволяет преподавателю оценить прогресс ученика. Он вынужден оценивать только конкретную работу, учитывая при этом единые критерии. Также при выставлении оценки нередко помимо знаний оценивается поведение ученика, его отношения с преподавателем. Поэтому оценка не дает точной характеристики глубины знаний ученика.

Система образования с каждым годом претерпевает многие изменений. Поэтому пятибалльная система оценки знаний становится все менее актуальной. Не один год специалисты спорят о необходимости ее реформирования.

Большинство зарубежных стран используют другие системы оценки, которые также имеют свои преимущества и недостатки. На сегодняшний день остро стоит вопрос отмены вообще какой-либо балльной системы, так как оценки нередко становятся поводом для сильных стрессов учеников. При этом оценки не могут дать точной характеристики уровня знаний ребенка, а также не учитывают его прогресс.

Анализируя существующие инновационные процессы в образовании, которые касаются фактически всех его сторон, нельзя оставить без внимания проблему оценивания достижений учащихся, которая тоже должна претерпеть изменения. В своей работе я попыталась показать, как безболезненно перейти от существующей системы оценивания к более продуктивной- десятибалльный. На начальном этапе я подробно ознакомила обучающихся с новой системой оценивания и критериями выставления отметок. Совместно с ребятами анализировали некоторые виды деятельности и выставляли отметки как по 5-ти балльной, так и по 10-ти балльной шкале.

Такая система оценивания позволяет:

· расширить существующие рамки отслеживания знаний обучающихся;

· более объективно оценивать достижения обучающихся;

· содействует становлению и развитию самоанализа и самооценки;

· более наглядно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;

· ориентировать обучающихся на успех;

· формировать интерес к учёбе.

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной.

Проблема достоверной оценки ЗУНов учащихся чрезвычайно важна и значима для образовательной системы.

Проблемой оценки ЗУНов учащихся представлены в трудах таких методистов, как Зайцев В., Симонов В.П., Черенков Е.Г.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценочные суждения в виде вербальных оценок, довольно куцы и сухи, что не позволяет оценивать многообразие учебного труда обучающегося.

Я попыталась отобразить несовершенство существующей пятибалльной системы (хотя фактически происходит использование только трёх положительных отметок, выставляемых в аттестатах), как различить такие показатели «знает весь программный материал», «знает весть требуемый программный материал».

А также возможность использования десятибалльной шкалы оценивания, где отметки «1», «2», «3»- являются положительными.

Возможность стимулирования ЗУНов при использовании более точной, в оценочных суждениях, десятибалльной системы оценивания.

Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Это компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение учителя невозможны при использовании фактически трёхбалльной шкалы, а необходима, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная. В противном случае учителя вынуждены суррогатную шкалу (баллы трёхбалльной шкалы дополняемые ими знаками «плюс» и «минус») и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности.

Баллами «3», «4», «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимнастических классов и классов для одарённых детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьёзным противоречием. Следствием этого становится недостоверность оценки обученности человека в целом.

10-балльная шкала

Основные показатели СОУ(степень обученности учащихся)

Обученность в %

1 балл- очень слабо

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски.

Различие, распознавание (уровень знакомства)

2 балла- слабо

Отличает какой-либо процесс или объект от их аналогов тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

3балла- посредственно

Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание)

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4балла- удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, математических и иных формул, однако затрудняется что-либо объяснить.

От 10% до 16%

5баллов- недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

От 17% до 25%

Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов- хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, осознанность усвоенных теоретических знаний, способность к самостоятельным выводам.

От 26% до 36%

7 баллов- очень хорошо

Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять в простых случаях.

От 37% до 49%

Элементарные умения (репродуктивный уровень)

8 баллов- отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.

1. Более эффективно использовать всё многообразие оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-воспитательной деятельности.

2. Преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они тоже являются положительными и их надо определённым образом «заработать».

3. Создать «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия пребывания в учебных заведениях.

4. Ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности их детей на основе простой и понятной им методике оценивания.

Трудности переходного периода от трёхбалльной шкалы к десятибалльной возникают только при выдачи документов об образовании, но они легко преодолимы.

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

Пятибалльная шкала

1 балл- очень слабо

«2+» (очень слабо)

3балла (удовлетворительно)

2 балла- слабо

«3-» (слабо)

3балла- посредственно

«3» (посредственно)

4балла- удовлетворительно

«3+» (удовлетворительно)

5баллов- недостаточно хорошо

«4-» (недостаточно хорошо)

4 балла (хорошо)

6 баллов- хорошо

«4» (хорошо)

7баллов- очень хорошо

«4+» (очень хорошо)

8 баллов- отлично

«5-» (отлично с минусом)

5 баллов (отлично)

9 баллов- великолепно

«5» (отлично)

10 баллов-прекрасно

«5+» (прекрасно, как исключение)

Эта таблица позволяет (пока существует пятибалльная, а фактически трёхбалльная шкала) выставлять итоговые оценки в аттестаты в соответствии с ней, т.е. в соответствии с пока существующим государственным эталоном. [Зайцев В. Стимулирует ли отметка // Народное образование-1991 №11 с. 32-33.]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема оценивания учебных достижений

Анализируя существующие инновационные процессы в образовании, которые касаются фактически всех его сторон, нельзя оставить без внимания проблему оценивания достижений учащихся, которая тоже должна претерпеть изменения. В своей работе я попыталась показать, как безболезненно перейти от существующей системы оценивания к более продуктивной- десятибалльный. На начальном этапе я подробно ознакомила обучающихся с новой системой оценивания и критериями выставления отметок. Совместно с ребятами анализировали некоторые виды деятельности и выставляли отметки как по 5-ти балльной, так и по 10-ти балльной шкале.

Такая система оценивания позволяет:

  1. расширить существующие рамки отслеживания знаний обучающихся;
  2. более объективно оценивать достижения обучающихся;
  3. содействует становлению и развитию самоанализа и самооценки;
  4. более наглядно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
  5. ориентировать обучающихся на успех;
  6. формировать интерес к учёбе.

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной.

Проблема достоверной оценки ЗУНов учащихся чрезвычайно важна и значима для образовательной системы.

Проблемой оценки ЗУНов учащихся представлены в трудах таких методистов, как Зайцев В., Симонов В.П., Черенков Е.Г.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценочные суждения в виде вербальных оценок, довольно куцы и сухи, что не позволяет оценивать многообразие учебного труда обучающегося.

Я попыталась отобразить несовершенство существующей пятибалльной системы (хотя фактически происходит использование только трёх положительных отметок, выставляемых в аттестатах), как различить такие показатели «знает весь программный материал», «знает весть требуемый программный материал».

А также возможность использования десятибалльной шкалы оценивания, где отметки «1», «2», «3»- являются положительными.

Возможность стимулирования ЗУНов при использовании более точной, в оценочных суждениях, десятибалльной системы оценивания.

Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Это компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение учителя невозможны при использовании фактически трёхбалльной шкалы, а необходима, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная. В противном случае учителя вынуждены суррогатную шкалу (баллы трёхбалльной шкалы дополняемые ими знаками «плюс» и «минус») и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности.

Баллами «3», «4», «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимнастических классов и классов для одарённых детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьёзным противоречием. Следствием этого становится недостоверность оценки обученности человека в целом.

Структура и содержание десятибалльной системы оценки степени обученности учащихся, которая служит основой для разработки таких шкал по различным учебным предметам.

10-балльная шкала

Основные показатели СОУ(степень обученности учащихся)

Обученность в %

Уровни.

1 балл- очень слабо

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски.

Около 1 %

Различие, распознавание (уровень знакомства)

2 балла- слабо

Отличает какой-либо процесс или объект от их аналогов тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

От 2%до 4 %

3балла- посредственно

Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание)

От 5% до 9%

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4балла- удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, математических и иных формул, однако затрудняется что-либо объяснить.

От 10% до 16%

5баллов- недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

От 17% до 25%

Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов- хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, осознанность усвоенных теоретических знаний, способность к самостоятельным выводам.

От 26% до 36%

7 баллов- очень хорошо

Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять в простых случаях.

От 37% до 49%

Элементарные умения (репродуктивный уровень)

8 баллов- отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.

Использование на практике десятибалльной шкалы позволяет:

  1. Более эффективно использовать всё многообразие оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-воспитательной деятельности.
  2. Преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они тоже являются положительными и их надо определённым образом «заработать».
  3. Создать «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия пребывания в учебных заведениях.
  4. Ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности их детей на основе простой и понятной им методике оценивания.

Трудности переходного периода от трёхбалльной шкалы к десятибалльной возникают только при выдачи документов об образовании, но они легко преодолимы.

Взаимосвязь десятибалльной шкалы с существующей и суррогатной шкалами.

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

Пятибалльная шкала

1 балл- очень слабо

«2+» (очень слабо)

3балла (удовлетворительно)

2 балла- слабо

«3-» (слабо)

3балла- посредственно

«3» (посредственно)

4балла- удовлетворительно

«3+» (удовлетворительно)

5баллов- недостаточно хорошо

«4-» (недостаточно хорошо)

4 балла (хорошо)

6 баллов- хорошо

«4» (хорошо)

7баллов- очень хорошо

«4+» (очень хорошо)

8 баллов- отлично

«5-» (отлично с минусом)

5 баллов (отлично)

9 баллов- великолепно

«5» (отлично)

10 баллов-прекрасно

«5+» (прекрасно, как исключение)

Эта таблица позволяет (пока существует пятибалльная, а фактически трёхбалльная шкала) выставлять итоговые оценки в аттестаты в соответствии с ней, т.е. в соответствии с пока существующим государственным эталоном. [Зайцев В. Стимулирует ли отметка // Народное образование-1991 №11 с. 32-33.]


Систе́ма оце́нивания зна́ний - система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся , важнейший элемент образовательного процесса .

В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах принято использовать цифровые обозначения разрядов, причём допускаются дробные оценки, другие шкалы (например, в США) по традиции имеют дело с буквенными обозначениями. Американская шкала также имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценкам A и A+ соответствует балл 5. Буквенные обозначения, к слову, являются еще аббревиатурами и имеют свое процентное соотношение (применяется для рейтинговой оценочной системы и для ведения ранга/класса учащегося и не только), а именно:

Оценка (Процент) Описание аббревиатуры Описание Аналог русской оценки
O (100) The best of the best/Outland/Prime leader Лучший из лучших/Запредельно/Первый из лидеров 5+
S (93-99) Supreme Высший 5
A (85-92) Artful Искусно 4
B (77-84) Beautiful/Brilliant Прекрасно/Блестяще 4-
C (70-76) Creditable Похвально 3+
D (63-69) Diversly Разнообразно 3
E (50-62) Enough Достаточно 3-
F (1-49) Fail Провал 2
U (0) Unhonest/Unfair Нечестный/Недобросовестный 1

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Магистерская программа «Статистическая теория обучения»

    Обновленная программа // Ответы на комментарии

    ✪ Как бы я изменил систему оценивания в университете? Кафедра мнений

    ✪ Средства оценки результатов профобразования

    ✪ Математика (2 класс) - Письменное сложение двузначных чисел с переходом через десяток

    Субтитры

Международные системы оценивания знаний

Большинство стран имеет национальную систему школьных оценок в своих школах. Также существуют и стандартные международные системы оценивания знаний.

Международный бакалавриат

В настоящее время программа GPA не существует отдельно от программы Международного бакалавриата. Системы IB Diploma и IB MYP ввели единую шкалу оценок от 1 до 7, где 7 - высшая оценка, 1 - низшая. Оценки всегда являются целыми числами.

Страны СНГ, Российская империя и СССР

В истории российского просвещения изначально как и в Европе существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии ( г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой, причём направление шкалы установилось противоположным германскому.

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России ещё в начале XIX века . Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г.) Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре - когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения : «1» - слабые успехи; «2» - посредственные; «3» - достаточные; «4» - хорошие; «5» - отличные. В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу). Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России и многих странах постсоветского пространства, хотя в последние годы заметился отход от неё:

  • Республика Беларусь перешла на 10-балльную шкалу ;
  • Украина на 12-балльную;
  • Прибалтика предпочла англосаксонскую систему (в Эстонии до сих пор используется пятибалльная шкала, «1» - оценка за невыполненную работу) и т. д.;
  • Молдавия
  • Грузия перешла на 10-балльную шкалу.
  • Армения перешла на 10-балльную шкалу.

Америка

В Америке используется пятибалльная шкала оценок.

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Процентное содержание баллов Оценка по традиционной системе
(в университетах) (в школах и колледжах)
A 4,00 95-100 5
A- 3,67 90-94
B+ 3,33 85-89 4
B 3,00 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 3
C 2,00 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,00 50-54
F 0,00 0-49 2

Кыргызстан

Молдавия

В Молдавии используется 10-балльная шкала, где 5 - минимальная удовлетворительная оценка:

  • 10 (превосходно)
  • 9 (очень хорошо)
  • 8 (хорошо)
  • 6–7 (средне)
  • 5 (удовлетворительно)
  • 1–4 (неудовлетворительно)

Россия

Система оценки знаний в школе

С 11 января 1944 года в российских школах введена цифровая пятибалльная система оценки успеваемости учащихся согласно Постановлению Совета народных комиссаров РСФСР № 18 от 10 января 1944 года и Приказу Народного комиссара просвещения РСФСР № 24 от 10 января 1944 года.

В соответствии с инструкцией Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, установлены следующие критерии оценивания учащихся:

Оценка Описание
5 Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.
4 Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
3 Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
2 Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
1 Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

Согласно Инструкции Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, при определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.

В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно).

По среднему баллу:

Система оценки знаний в средних и высших учебных заведениях

В вузах и ссузах России оценки знаний установлены Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 22 июня 1990 года № 432 «Об утверждении Положения о формах контроля учебной работы учащихся дневных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений». Согласно данному нормативному документу знания, умения и навыки учащихся по всем формам контроля учебной работы, включая учебную и технологическую практики, оцениваются в баллах: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно). Лабораторные работы, практические занятия и преддипломная практика оцениваются: «зачтено», «незачтено». Учебные заведения культуры и искусства могут использовать другие системы оценок успеваемости учащихся, согласованные с вышестоящим органом.

Украина

Украина представила свою новую шкалу оценивания осенью 2000 года , которая заменила советскую шкалу оценивания.

Новая система оценивания практикуется на основе существовавшей ранее 5-балльной шкалы оценок, которая соотносится с 12-балльной системой оценивания. Оценка "12" выставляется только за выдающиеся успехи либо за какую-либо творческую работу.

Новая шкала Старая шкала
12 5+
11 5
10 5−
9 4+
8 4
7 4−
6 3+
5 3
4 3−
3 2+
2 2
1 1

Четвертый уровень – высокий (10-12 баллов). Знания ученика глубокие, твердые, системные; ученик умеет использовать их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отличается умением самостоятельно оценивать разнообразные ситуации, явления и факты, проявлять и отстаивать личную позицию;

Третий уровень – достаточный (7-9 баллов). Ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно использует знания в стандартных ситуациях, владеет умственными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением). Ответ правильный, логически обоснованный, но ученику недостает собственных суждений;

Второй уровень – средний (4-6 баллов). Ученик воспроизводит основной учебный материал, способен выполнять задания по образцу, владеет элементарными умениями учебной деятельности;

Первый уровень – начальный (1-3 балла). Ответ ученика фрагментарный, характеризуется начальными представлениями о предмете изучения.

Европа

Система оценки знаний баллами зародилась в иезуитских школах в XVI -XVII веках и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения. Первая трёхбалльная шкала оценок возникла в Германии, она получилась в результате разделения всех учеников на три нумерованных разряда: лучших, средних и худших, причём переход из одного разряда в более высокий знаменовал собой приобретение целого ряда преимуществ и привилегий. Первоначально единица имела значение высшей оценки. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на дополнительные подразряды, так сформировалась многоуровневая ранговая шкала, с помощью которых стали оценивать познания учащихся.

Австрия

10-балльная шкала оценивания, представленная Индийским технологическим институтом, выглядит следующим образом:

Оценивание в старшей школе

Для выставления оценок в старшей школе используется усреднённый процент. Показатель выше 90 процентов считается превосходным; между 70-89 процентами - первый уровень; между 50-69% - второй уровень, 40-49% являются минимальным проходным баллом; однако данная терминология и классификация зависит от Совета образования.

Поделиться: